Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние компьютерных игр на психологию младшего школьника

Работа №100492

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2022
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАДОУ Детский сад №43.
Выборка: 26 человек в возрасте 9-10 лет (3 класс).
Есть приложения.

Введение 3
Основная часть 6
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы влияния компьютерных игр на психологию младшего школьника 6
1.1 Компьютерные игры как психологический феномен 6
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 15
1.3 Деятельность образовательных организаций по вопросам, регламентирующим взаимодействие обучающихся с компьютерными играми.. 23
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по влиянию компьютерных игр на психологию младшего школьника 34
2.1 Диагностика уровня развития внимания и мышления младшего школьника 36
2.2 Содержание работы по развитию внимания и мышления младших школьников средствами компьютерных игр 45
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию внимания и мышления младших школьников средствами компьютерных игр 51
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 57
Приложения 62





Современные исследования по проблеме влияния компьютерных игр на психологию младшего школьника можно разделить на две категории. К первой категории относятся исследования, которые доказывают негативное влияние таких игр на развитие ребенка (А.А. Багдасарян, А.Д. Вертеховская, С.А. Дюпина, Л.Т. Ильюкович, И.Р. Сорокина и др.). Данные исследования рассматривают различные проблемы: формирование агрессивного и зависимого поведения, особенности коммуникации и социализации детей с разным игровым поведением и т.д. Ко второй категории относятся исследования, которые доказывают, что при правильной организации игровой деятельности, компьютерные игры могут рассматриваться как средство развития ребенка (А.А. Аршакян, Л.В. Крючкова, С.В. Меркулов, Д.Д. Хохлова, А. Ю. Швацкий и др.). В исследованиях авторов доказано, что контролируемая педагогом компьютерная игра как учит ребенка думать, анализировать, обобщать, классифицировать игровые объекты, нестандартно мыслить в необычных ситуациях. Другие важные навыки, которые формирует игра, – настойчивое стремление к цели, просчёт стратегии поведения, объективное распределение игрового времени.
Отметим, что особенно острой проблема влияния компьютерных игр на личность становится на этапе младшего школьного возраста, когда не все психические функции ребенка развиты в полной мере, а компьютерные игры при не внимательном подходе могут нанести большой вред как физическому, так и психическому здоровью ребенка. В этой связи, тема исследования является актуальной.
Объект исследования – феномен и свойства компьютерных игр.
Предмет исследования – влияние компьютерных игр на психологию младших школьников.
Цель исследования – изучить особенности влияния компьютерных игр на психологию младших школьников.
Гипотеза исследования: компьютерные игры являются эффективным средством развития внимания и мышления у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть компьютерные игры как психологический феномен.
2. Изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.

3. Определить особенности регулирования деятельности образовательных организаций по вопросам, регламентирующим взаимодействие обучающихся с компьютерными играми.
4. Провести диагностику уровня развития внимания и мышления младшего школьника.
5. Описать содержание работы по развитию внимания и мышления младших школьников средствами компьютерных игр.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по развитию внимания и мышления младших школьников средствами компьютерных игр.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, анкетирование, тест, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ, сравнение, обобщение и др.
База исследования: МАДОУ Детский сад №43. В исследовании приняло участие 26 третьеклассников в возрасте 9-10 лет (15 мальчиков и 11 девочек).
Практическая значимость исследования: содержание и результаты работы по развитию внимания и мышления младших школьников средствами компьютерных игр могут быть использованы в работе учителей начальных классов и педагогов-психологов в рамках работы по развитию внимания и мышления младших школьников.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью настоящей работы являлось изучение особенностей влияния компьютерных игр на психологию младших школьников. В рамках первой части исследования был проведен теоретический анализ по проблеме исследования, а также изучены нормативно-правовые документы по организации процесса внедрения компьютерных игр в воспитательно-образовательный процесс начальной школы. В рамках второй части исследования было организовано констатирующее исследование, в котором приняло участие 26 третьеклассников – младших школьников. На начальном этапе исследование дети из группы были разделены на 2 подгруппы «увлеченные» и «малоувлеченные» компьютерными играми. Дальнейшие методики исследования анализировались в двух подгруппах.
В третьей части исследования описана опытно-экспериментальная работа, организованная в группе младших школьников, которая была организована в классе испытуемых, в рамках внеурочной работы при реализации рабочей программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Интеллектуал», разработанной на основе курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки». В рамках работы было проведено 18 занятий с использованием компьютерных игр на развитие внимания и памяти, а также логики и мышления. Все игры, отобранные для работы, соответствовали требования к игре, а организация процесса игры соответствовала требованиям, описанным в параграфе 1.3 настоящего исследования.
В рамках теоретического анализа и эмпирического исследования были получены следующие выводы:
1. Компьютерная игра – это компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса. Исследования, раскрывающие проблему влияния компьютерных игр на психику детей разнообразны. Часть психологов и педагогов считают, что игры опасны для детской психики: появляется агрессия, безэмоциональность, сужается круг интересов и так далее. Другие говорят, что по большей части эти представления ошибочны, и уверяют в обратном: игры развивают сообразительность и целеустремлённость.
2. В группе детей, которые относятся к увлеченным компьютерными играми, концентрация и переключаемость внимания, а также скорость мышления имеет более благоприятный уровень сформированности, в результате чего было выдвинуто предположение, что компьютерные игры являются эффективным средством развития внимания и мышления у детей младшего школьного возраста.
3. Использование компьютерных игр в рамках внеурочной деятельности младших школьников позволило повысить показатели устойчивости и концентрации внимания, а также скорости мышления в группе обучающихся третьего класса.
Эффективность опытной работы представлена результатами контрольного исследования и положительной динамикой показателей, полученных в рамках диагностики. Полученные выводы позволяют говорить, что проведенная работа создала условия для улучшения показателей устойчивости и концентрации внимания, а также скорости мышления в группе младших школьников. Таким образом, гипотеза исследования была доказана, а цель исследования достигнута.



1. Айзман, Р. И. Возрастная физиология и психофизиология: Учебное пособие / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. – М.: Инфра-М, 2019. – 256 c.
2. Александров, К. В. Можно ли обучить иностранному языку без ИКТ? // Высшее образование в России. – 2021. – n 3. – С. 80-86.
3. Ананьев, Б. Г. Избранные педагогические труды: в 2-х т. / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 2019. – 513 с.
4. Аршакян, А. А. Компьютерные игры как инструмент психолого-педагогической коррекции. – 2019. – n 7. – С. 119-124
5. Багдасарян, А. А., Саргсян, М. Э. Влияние компьютеров и интернета на младших школьников // Наука и образование сегодня. – 2019. – n1 (36). – С. 78-81.
6. Батюта, М. Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2016. – 306 c.
7. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.
8. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. – 526 c.
9. Вертеховская, А. Д. Влияние компьютерных игр на эмоциональное развитие младшего школьника // В сборнике: Молодость. Интеллект. Инициатива. Материалы IV международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. И.М. Прищепа (главный редактор). – 2019. – С. 265-266.
10. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Электронный ресурс] // СС «Техэксперт». URL: http://docs.cntd.ru/ document/1200082196.
11. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению [Электронный ресурс] // СС «Техэксперт». URL: http://docs.cntd.ru/ document/gost-r-iso-mek-9126-93.
12. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. – М.: КДУ, Владос-Пр., 2016. – 264 c.
13. Дюпина, С.А. Компьютерная игра как фактор развития агрессии младшего школьника // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2020. – n4. – С. 42-46.
14. Зависимость от компьютерных игр у взрослых и детей: признаки, как бороться, профилактика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychologist.tips/2809-zavisimost-ot-kompyuternyh-igr.htm
15. Зависимость от компьютерных игр: причины, симптомы, лечение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://prodepressiju.ru/zavisimosti/zavisimost-ot-kompyuternyh-igr-2.html
16. Ильина, Е. Н., Чучварёва, Т. В. Адаптация младших школьников к обучению в школе в условиях социального неравенства // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – Т. 1. – n 11 (28). – С. 299-302.
17. Илюкович, Т. П. Влияние компьютерных игр на социальную адаптацию младших школьников // Молодежная наука: тенденции развития. – 2017. – n 4. – С. 34-47.
18. Коломинский, Я. JI. Психологи я детског о коллектива : Система личных взаимоотношений. – Мн.: Нар.света, 1984. – 239 с.
19. Крючкова, Л. В., Дюпина, С. А. Изучение влияния компьютерных игр на развитие личности младшего школьника // В сборнике: Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей II Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Орехово-Зуево, 2021. – С. 86-91.
20. Кутлалиев, Т. Х. Жанровая типология компьютерных игр: проблема систематизации художе-ственных средств: автореф. дис. ... канд. культурологии. – М., 2020. – 25 с.
21. Мандель, Б. Р. Возрастная психология : учебное пособие / Б.Р. Мандель. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 350 с.
22. Мандель, Б. Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 352 c.
23. Матвеева, О. Н. О социализации младших школьников в современных условиях // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2020. – n20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sotsializatsii-mladshih-shkolnikov-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 14.07.2022).
24. Меркулов С. В., Кононова Т. А., Поминова О. Л., Беркус В. И., Дахин А. Н. Компьютерные игры: от борьбы с депривацией к алгоритмической культуре и … цифровому слабоумию // Перспективы науки и образования. – 2022. – n 1 (55). – С. 42-60.
25. Михалина, Ю. И., Евтушенко, И. В. Особенности процесса развития восприятия у младших школь-ников // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – n 5. – С. 247.
26. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2017. – 460 c.
27. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное по-собие для вузов / Л. Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 275 с.
28. Павлова, Н. А., Гребенщиков, В. Ю. Социальный портрет обучающегося начальной школы // В сборнике: Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы. материа-лы V Всерос. науч. конф. с междунар. участием. – Иркутск, 2021. – С. 451-456.
29. Пирлик, Г. П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности : Учебное пособие / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2020. – 372 с.
30. Постановление от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
31. Постановление Правительства РФ от 21.12.2019 № 1752 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по разработке цифровых учебно-методических комплексов, учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий для реализации основных общеобразовательных программ, дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования по предметным областям «Математика», «Информатика» и «Технология» федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
32. Рогов, Е. И. Практикум школьного психолога – практическое пособие / Е. И. Рогов. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 435 с.
33. Самыгин, С. И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. – Рн/Д: Феникс, 2017. – 220 c.
34. Сапа, А. П. Поколение z – поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2020. – n2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-z-pokolenie-epohi-fgos (дата обращения: 14.07.2022).
35. Сорокина, И. Р., Курицына, К. С. Формирование игровой зависимости младшего школьника // В сборнике: Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей XXVIII Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 236-238.
36. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
37. Устав ВОЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/about/governance/constitution
38. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: www.fgos.ru.
39. Хилько, М. Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Юрайт, 2016. – 200 c.
40. Хохлова, Д. Д., Волобуева, Т. А. Роль компьютерных игр в образовательном и воспитательном процессе // Сборник материалов международной молодежной научной конференции: Молодежь и XXI век. Курск: Университетская книга, 2018. – С. 231-234.
41. Чертоева, М. Т. Роль семьи как ключевой аспект в воспитании ребенка // В сборнике: УЧИТЕЛЬ СОЗДАЕТ НАЦИЮ. Сборник материалов III международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 597-602.
42. Швацкий, А. Ю. Социально-психологические увлечения подростков компьютерными играми // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – n 2(27). – С. 409-412.
43. Шмаков, С. А. Учимся, играя… : Метод. пособие / С.А. Шмаков. – М.: ЦГЛ, 2019. – 125 с.
44. Шпагина, С.В., Пинженина, С.В. 3 класс. Интеллектуальные витаминки. Программа по внеурочной деятельности. – Екатеринбург, 2016. – 42 с.
45. Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология: Учебник / Е.А. Югова. – М.: Academia, 2016. – 416 c.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ