ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 6
1.1. Научные основы системно-деятельностного подхода в обучении 6
1.1. Требования к организации обучения в рамках реализации
системно-деятельностного подхода
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ 16
2.1. Общие подходы к изучению мотивации учащихся 16
2.2. Условия развития учебной мотивации 21
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 27
3.1. Материалы и методы исследования мотивации при реализации
системно-деятельностного подхода в обучении биологии 27
3.2. Методические разработки уроков по биологии 31
3.3. Анализ экспериментальной работы по развитию мотивации на уроках биологии в рамках реализации системно-деятельностного подхода 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ЛИТЕРАТУРА 51
Образование выступает в качестве системы взаимодействия людей в обществе, которое обеспечивает возможность индивиду войти в это общество (социализацию), а также - взаимодействия людей с окружающим миром (то есть процессов деятельности человека в мире) [Человек. Философско-энциклопедический словарь, 2000: 233].
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Применение системно-деятельностного подхода в обучении, который заложен в новые стандарты, поможет реализовать данные задачи.
Для снятия противоречия возникшего в отечественной психологической науке между системным подходом, который разрабатывался классиками отечественной науки Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым и другими исследователями и деятельностным, который всегда был системным и разрабатывался Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, А.Р. Лурией, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. было введено понятие системно-деятельностного подхода в 1985 г. Системно-деятельностный подход является попыткой объединения данных подходов [Асмолов, 2009: 18-22].
Системно-деятельностный подход предполагает такую организацию процесса обучения, при которой преобладает активная и разносторонняя, в максимальной степени самостоятельная познавательная деятельность обучающегося. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Основными задачами образования сегодня являются не просто вооружение обучающихся фиксированным набором знаний, а формирование у них умения и желания учиться, сотрудничать, саморазвиваться на основе рефлексивной самоорганизации.
Поэтому задача учителя в этом процессе заключается в том, чтобы мотивировать детей и организовать учебную деятельность таким образом, чтобы детям было интересно додуматься до решения проблемы урока и действовать активно при её решении. Является необходимым создать такие условия, при которых обучающиеся не потеряют интереса к учебе, а осознают, что чем дальше, тем интереснее учиться. Именно поэтому особенно актуальной является проблема мотивации учения как одного из аспектов системно-деятельностного подхода.
Цель: изучить влияние системно-деятельностного подхода на мотивацию учащихся при изучении биологии.
Объект исследования: системно-деятельностный подход в образовании.
Предмет исследования: системно-деятельностный подход как условие повышения мотивации учащихся.
При исследовании системно-деятельностного подхода как условия повышения мотивации учащихся мы ставили перед собой и решали следующие основные задачи:
1. Проанализировать научные основы системно-деятельностного подхода в обучении в условиях реализации ФГОС ООО.
2. Определить основные требования к построению урока и особенности развития учебной мотивации на уроках биологии в рамках реализации системно-деятельностного подхода.
3. Исследовать условия, влияющие на мотивацию учащихся на уроке, при реализации системно-деятельностного подхода.
4. Экспериментально проверить влияние системно-деятельностного подхода на мотивацию учащихся при изучении биологии.
Гипотеза: системно-деятельностный подход повышает мотивацию учащихся при соблюдении следующих условий:
- при наличии навыков решения учебных задач;
- при наличии личностной значимости изучаемого материала;
- при организации групповой работы учащихся на занятии;
- при создании ситуации успеха - поддержки и поощрения учащихся.
В работе были использованы методы наблюдения, сравнения и эксперимента, а также классификация и обобщение литературы по проблеме исследования.
Долгое время традиционная цель школьного образования заключалась в овладении системой знаний. Изменения общей парадигмы образования привели современную систему образования к системно-деятельностному подходу в обучении, который является основой ФГОС.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, где ведущее место отводится активной и разносторонней, а главное, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающегося.
С учетом того, что современная система образования нацелена на развитие, в первую очередь, личности обучающегося, его умений и навыков самостоятельной деятельности, то главной задачей учителя является, в процессе обучения смотивировать учащихся на организацию своей учебной деятельности.
На развитие мотивации учащихся влияет большое число факторов, в том числе и условия ее развития. Существуют различные условия развития учебной мотивации учащихся, но главенствующую роль в ней играет все же роль учителя. Только учитель выбирает методы и способы мотивации. И от того, какой из способов он выберет, зависит успех обучения. В том числе, на развитие мотивации влияют и возрастные особенности учащихся. Согласно мнению Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, не возраст как стадия созревания определяет мотивы, а именно характер деятельности ребенка и система его взаимодействий с окружающими людьми в этом возрасте.
Структура уроков согласно системно-деятельностному подходу должна содержать этапы мотивирования к учебной деятельности, актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии, выявления конкретного места и причины затруднения, проектирования выхода из затруднения, реализацию построенного проекта, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, самостоятельную работу с самопроверкой по шаблону, включения в систему знаний и повторение, а также рефлексию.
Системно-деятельностный подход повышает мотивацию учащихся при соблюдении следующих условий: наличие навыков решения учебных задач, личностной значимости изучаемого материала, организации групповой работы учащихся на занятии и создании ситуации успеха - поддержки и поощрения учащихся.
Для решения проблемы развития мотивации учащихся были рассмотрены дидактические особенности учебно-методического комплекса (УМК) по биологии (8 класс) концентрической линии В.В. Пасечника, проанализирована программа, календарно-тематический план, учебник, рабочая тетрадь и разработан комплекс уроков с учетом требований системно-деятельностного подхода, который был апробирован на базе МБОУ «СОШ № 6» города Елабуги. Для проведения эксперимента нами были сформированы экспериментальная (8 «В» класс) и контрольная (8 «Б» класс) группы. В ходе формирующего этапа проведено 4 занятия (2 раза в неделю) в обоих классах по разделу «Нервная система».
По результатам исследования можно сказать что, в экспериментальном классе при использовании системно-деятельностного подхода уровень мотивации оказался выше по сравнению с контрольным классом, в котором уроки проводились с преимущественной деятельностью учителя и преобладанием индивидуальной работы с учащимися.
Таким образом, нами подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что системно-деятельностный подход повышает мотивацию учащихся на уроках биологии при соблюдении выявленных нами условий.
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармонич. развития. - М.: Политиздат, 1989. - 333 с.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. - №4. - С.18-22.
3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.:
Просвещение, 1991. - 168 с.
4. Биология. 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева. - 4 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. - 382 с.
5. Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. - М.: Дрофа, 2016.- 416 с.
6. Биология. Человек 8 кл.: рабочая тетрадь / Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. - М.: Дрофа, 2016.- 95 с.
7. Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А.И. Никишов и др. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.
9. Вилюс В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Проспект, 2013. - 170 с.
10. Волкова И.А. Современный урок в условиях введения ФГОС общего образования. - Екатеринбург: ГАОДПОСО "ИРО", 2014. - 196 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
12. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности. Учебное пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. - Калининград: Изд-во Калининград.ун-та, 2000. - 572 с.
13. Деятельностный подход в обучении - основа ФГОС [Электронный ресурс] / И.А. Кухтенкова, И.Г. Салагина. - Волгоград: Учитель, 2016.
14. Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. - 2003.- № 6. - С. 30-39.
15. Егорова Е.А. Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественно - научного цикла [Электронный ресурс]. URL: https://for-teacher.ru/edu/biologiya/doc-wusva5q.html (дата обращения: 19.04.2019).
16. Ильин Е.П. Мотиваци и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
17. Истомина З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 2011. - 154 с.
18. Кондаков Н.Г. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. - М: Просвещение, 2008. - 39 c.
19. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора школы. 2011. - №4. - С.13-27.
20. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Конспект лекций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 38 с.
21. Линия УМК В.В. Пасечника. Биология (5-9) [Электронный ресурс]. URL: https: //rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniva-umk-v-v-pasechnika-biologiva- 5-9/ (дата обращения: 19.04.2019).
22. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителей / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
23. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1979. - 47 с.
24. Нескородова Н.Ю. Из опыта работы по теме "Системно-деятельностный подход как средство повышения познавательной активности на уроках
биологии" [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/iz-opyta- raboty-po-tiemie-sistiemno-dieiatiel-nost.html (дата обращения: 11.03.2019).
25. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
26. Петерсон Л.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, Т.Г. Кудряшова. - Москва, 2006.
27. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / ред. А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1964. - 350 с.
28. Рабочая программа по биологии. 8 класс / Сост. С.Н. Шестакова. - М.: ВАКО, 2017. - 64 с.
29. Серебрякова Л.А. Системно-деятельностный подход как условие формирования ключевых компетентностей школьников // Методист. 2011. - № 2. - С. 14-17.
30. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения: сб. практич. материалов /сост. О.И. Чистикова. - Архангельск: АО ИППК РО, 2012. - 36 с.
31. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Минск: Нар. асвета, 1981. - 288 с.
32. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. —2-е изд. —М.: ВИТА- ПРЕСС, 2010. —288 с.
33. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. А.И. Пискунова (отв. ред.) [и др.]. - Т.1. - М.: Педагогика, 1974. - 584 с.
34. Человек. Философско-энциклопедический словарь. - М.: Наука, 2000. - 433 с.
35. Ярцева С.В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии // Биология в школе. 2010. - № 6. - С. 23-27.