Введение 4
Глава 1. Теоретические основы компетентностного подхода в системе высшего образования 13
1.1 Предпосылки становления, методологическая основа компетентностного
подхода, виды и классификации компетенций 13
1.2 Развитие универсальных компетенции в бакалавриате и магистратуре,
связанных со становлением и реализацией самости личности при индивидуальном решении задач и в командном взаимодействии студентов вуза 28
1.3 Тренинговые формы обучения в контексте формирования компетенций 36
Выводы по 1 главе 46
Глава 2. Экспериментальная проверка развития универсальных компетенций студентов бакалавриата и магистратуры 50
2.1. Педагогические условия формирования универсальных компетенций
студентов вуза 50
2.2. Оценка сформированности универсальных компетенций студентов вуза59
2.3. Педагогический эксперимент по оценке эффективности разработанных
педагогических условий 71
Выводы по 2 главе 87
Заключение 89
Список литературы 93
В настоящее время вектором развития современного общества является
внедрение во все сферы жизни цифровых технологий, нанотехнологий,
создание искусственного интеллекта. И конкуренция на данном рынке,
подразумевает высокий уровень профессиональной подготовки будущих
специалистов, то есть высокий уровень развития их профессиональных
технических навыков, прочно вошедших в лексикон как Hard skills. Однако,
технологичность общества предъявляет еще большие требования к
профессионалу, как участнику социального взаимодействия, способного
действовать в новых нестандартных ситуациях, не только проецировать
технологичные идеи, но и активно продвигать их, эффективно работая в
команде специалистов различного уровня над решением инновационных задач,
самостоятельно управлять своим обучением и развитием в профессиональной
сфере. Последние исследования рынка труда показали, что современные
работодатели отводят значительно больше внимания так называемым
надпрофессиональным неспециализированным навыкам, которые не связаны
с должностными обязанностями сотрудника, определяемыми в бизнес среде
как Soft skills. Проходящая в настоящее время модернизация в системе
образования направлена в первую очередь на подготовку
конкурентоспособных профессионалов с высоко развитыми компетенциями
различного уровня. Новые актуализированные стандарты образования
основываются на компетентностном подходе, что определяет
результативность обучения как определенный уровень сформированности5
компетенций. В них выделены три группы компетенций. Первая группа
универсальные компетенции (УК) – характеризует уровень образования
(бакалавриат, магистратура, аспирантура). Вторая группа
общепрофессиональных компетенций (ОПК) – определяет направлением
подготовки. И третья группа профессиональные компетенции (ПК) –
характеризует профиль подготовки студента.
Формирование и развитие компетенций эффективно только при
деятельностной организации процесса обучения. Но пока в вузовской
подготовке студента мы наблюдаем преобладание традиционных подходов, где
доминирует знаниевый контекст. Основной акцент ставиться на получении
профильных знаний и формировании профессиональных навыков студента.
Пока достаточно не просто проходят процессы понимания механизмов
развития компетенций и их оценки. При этом развитию универсальных
компетенций уделяется еще меньше внимания, чем профессиональным и
общепрофессиональным компетенциям. Хотя именно социальные навыки
влияют на повышение конкурентоспособности сотрудника и его
востребованность на рынке труда.
Универсальные компетенции соотносятся с Soft skills, играющими
решающую роль как в жизни, так и в профессиональной деятельности
личности. В них заложены проблемы мотивационной составляющей обучения,
вопросы коммуникативности, а также студенческого самоопределения. Сейчас
их формирование происходит как правило внутри профессиональных
дисциплин, однако такое развитие носит скорее случайный характер. Многие6
преподаватели делают акцент на развитие профессиональных компетенций
студентов, не до конца понимая, что вообще из себя представляют
универсальные компетенции и как их развивать, а значит контролировать
уровень развития в рамках своего предмета. Все вышеизложенное
обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования:
«Формирование универсальных компетенций студентов вуза в условиях
реализации тренинговых форм обучения».
Степень разработанности проблемы:
Компетентностный подход был рассмотрен такими авторами как С. Л.
Троянская, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. В. Хуторской [19, 20, 29, 39, 43, 44].
На данный момент единая формулировка компетенции и компетентности
отсутствует. В актуализированном образовательном стандарте компетенции
подразделяют на ПК, ОПК и УК. Процесс формирования компетенций у
студентов был изучен М. А. Чошановым, А. М. Новиковым, М. Д. Бершадской
[7, 30, 45]. Вопрос эффективного развития универсальных компетенций
поднимался в работах Овчинникова И. С., Кобзева Н. А, Бершадской М. Д. [6,
32]. Недостаточной остается степень разработанности фондов оценочных
средств, а также возможности внедрения тренинговых технологий в вуз для
развития универсальных компетенций.
Изучение состояния разработанности проблемы исследования и анализ
современного состояния образовательной практики позволили выявить
несколько противоречий между:
- запросом современного рынка труда на гибких и динамично7
развивающихся молодых специалистов и недостаточным уровнем развития
универсальных компетенций выпускников высшей школы.
- фактическим переходом высшего образования на компетентностный
подход и недостаточной методологической обеспеченностью процесса
развития универсальных компетенций в сфере высшего образования.
Проблема исследования:
Каковы педагогические условия формирования универсальных
компетенций студентов вуза в условиях реализации тренинговых форм
обучения?
Цель исследования:
Теоретически обосновать, и экспериментально апробировать
педагогические условия формирования универсальных компетенций
студентов вуза в условиях реализации тренинговых форм обучения.
Объект исследования:
Формирование универсальных компетенций студентов вуза
Предмет исследования:
Педагогические условия формирования универсальных компетенций,
связанных со становлением и реализацией самости личности при
индивидуальном решении задач и в командном взаимодействии студентов
вуза.
Гипотеза исследования:
Формирование универсальных компетенций студентов будет наиболее
эффективным, при реализации системы педагогических условий,8
включающей в себя:
внедрение в ОПОП бакалавриата и магистратуры инновационных
тренинговых курсов, направленных на формирование и развитие УК.
использование интерактивных форм обучения при создании
программы тренингов, направленная на развитие УК.
мониторинг и оценка уровня развития УК, при использовании
различных форм оценивания результатов обучения (самооценка, взаимооценка,
экспертная оценка).
использование разработанных методических материалов по
организации тренингов, на основе командного сотрудничества преподавателя
и студентов, направленных на формирование и развитие УК
В соответствии с поставленными объектом, предметом и целью
исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Определить понятие и структуру универсальных компетенций и
особенности их формирования в системе высшего образования;
2. Разработать систему педагогических условий формирования
универсальных компетенций студентов вуза в условиях реализации
тренинговых форм обучения;
3. Определить показатели и критерии сформированности
универсальных компетенций студентов вуза и методы их оценки;
4. Организовать и провести педагогический эксперимент по оценке
эффективности разработанных педагогических условий.
Теоретико-методологическая основа исследования:9
Психолого-педагогической основой исследования вопроса
профессиональных компетенций / компетентности и компетентностного
подхода являются работы С. Л. Троянской, В. С. Леднева, В. И. Байденко, В.
А. Болотова, И.А. Зимней, О.Е. Леднева, В. В. Серикова, Ю. В. Фролова, А. В.
Хуторского, М. А. Чошанова, М. Д. Бершадской, В. В. Серикова.
Проблема профессиональной компетенции получила также свое
развитие в публикациях зарубежных исследователей: Д. Равена, Н. Хомского,
Б. Оскарссона и др.
Основой исследования вопроса реализации тренинговых технологий в
вузе являются работы И. И. Головановой, С. В. Лаптева, И. С. Овчинниковой,
Н. А. Кобзева, С. А. Шутькова, и др.
Для проведения эксперимента были использованы следующие методы
педагогического исследования:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования, моделирование содержания обучения, сравнение,
структуризация, системный анализ.
Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование,
анализ результатов деятельности обучающихся, мониторинг развития
компетенций, педагогический эксперимент.
Методы математической статистики для обработки полученных в
результате эксперимента данных.
Процедуры оценивания: деловая игра, творческое задание, эссе.
Опытно-экспериментальная база исследования:10
Эксперимент проводился на базе ФГОАУ ВО КФУ Института
психологии и образования, Института геологии и нефтегазового дела и
Института фундаментальной медицины и биологии. В эксперименте
принимали участие студенты 1-го курса геологических направлений
бакалавриата (217 человек) и студенты 1-го курса обучающиеся по
направлению биология (190 человек), изучающие дисциплину «Введение в
обучение», а также студенты 2-го курса магистратуры геологических
направлений (83 человека), и студенты 1-го курса магистратуры
педагогического направления (95 человек), изучающие дисциплину
«Саморазвитие и планирование успешной профессиональной деятельности».
Всего приняло участие 585 человек.
Теоретическая значимость исследования:
Результаты проведенного исследования дополняют педагогическую
теорию в проблемах формирования универсальных компетенций. Выделены и
обоснованы педагогические условия формирования универсальных
компетенций, связанных со становлением и реализацией самости личности
при индивидуальном решении задач и в командном взаимодействии студентов
вуза. Определены эффективные формы обучения, ориентированные на
формирование универсальных компетенций.
Практическая значимость исследования:
1. Спроектированы, апробированы и включены в основные
образовательные программы Института геологии и нефтегазового дела КФУ
по направлениям Геология и Нефтегазовое дело (бакалавриат и магистратура)11
Института фундаментальной медицины и биологии КФУ по направлению
Биология (бакалавриат), Института психологии и образования КФУ по
направлению Педагогика (магистратура) инновационные тренинговые курсы
«Введение в обучение» (бакалавриат), а также «Саморазвитие и планирование
успешной профессиональной деятельности» (магистратура), направленные на
формирование и развитие универсальных компетенций.
2. Совершенствованы программы дисциплин Введение в обучение»
(бакалавриат), а также «Саморазвитие и планирование успешной
профессиональной деятельности» (магистратура) с применением
тренинговых форм обучения.
2. Разработаны методические рекомендации как по проведению
дисциплин, так и по их освоению и диагностические оценочные средства,
которые будут полезны не только преподавателям, но и студентам для
мониторинга развития универсальных компетенций.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и
опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования,
адекватностью методов исследования его цели и задачам, экспериментальной
проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования:
Основные положения и результаты исследования докладывались на
научных студенческих конференциях в Казанском федеральном университете,
на отчѐтных конференциях по производственной практике и
научно-исследовательской работе.
В ходе проведенного анализа теоретических основ компетентностного
подхода в системе высшего образования было выделено рабочее понятие
компетенции, определена структура универсальных компетенций и
особенности их формирования в системе высшего образования.
Под компетентностью мы понимаем самостоятельно реализуемую
способность к выполнению практической деятельности основывающуюся на
знаниях, жизненном опыте, ценностях и склонностях личности и
обусловленную необходимостью решения проблем в интеллектуальной,
социальной, профессиональной жизнедеятельности.
В своей работе мы остановились на рассмотрении формирования
универсальных компетенции как качеств личности, от которых зависит ее
успех практически во всех областях профессиональной деятельности
В актуализированных стандартах высшего образования всех уровней,
выделяют следующие виды универсальных компетенций: системное и
критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа90
и лидерство, коммуникация межкультурное взаимодействие, способность
планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного
развития, безопасность жизнедеятельности.
Важный вопрос, стоящий перед современной системой высшего
образования – нахождение эффективных подходов в формировании и развитии
этих компетенций.
В поиске эффективных целенаправленных путей развития
универсальных компетенций основополагающим выступает тот фактор, что
организация учебной деятельности в вузе должна учитывать формирование и
развитие пяти базовых качеств личности: знание, навык, мотивы,
психофизиологические особенности, Я-концепция.
Мы считаем, что возникает необходимость в создании учебных курсов,
целью которых являлось бы специальное развитие универсальных
компетенций. К примеру, для студентов бакалавриата уклон стоит делать на
личностное самоопределение, планирование учебной деятельности,
целеполагание, выстраивание собственного образовательного маршрута,
умение взаимодействовать с другими ребятами в группе: ближе знакомиться,
общаться, не стесняться делиться своими идеями, находить
единомышленников. То есть в первую очередь, это некая помощь в адаптации
к жизни в стенах университета, к тем требованиям, которые к нему будут
предъявляться.
В то время как, для студентов магистратуры планкой является
способность управлять командной деятельностью, определять себя как91
будущего специалиста в своей области, управлять своей карьерой, уметь
существовать в условиях современного рынка труда, выстраивать деловые и
продуктивные взаимоотношения.
Также в ходе организации экспериментально-исследовательской
деятельности по проверке эффективности развития универсальных
компетенций студентов бакалавриата и магистратуры нами была разработана
система педагогических условий формирования универсальных компетенций
студентов вуза в условиях реализации тренинговых форм обучения.
Для оценки уровня развития универсальных компетенций студентов
вуза были определены показатели и критерии сформированности этих
компетенций и методы их оценки.
На основе показателей оценки компетенций были составлены
диагностические анкеты. Анкетирование проводилось на начальном и
завершающем этапах освоения курса, а затем мы сравнивали полученные
данные.
Сравнительный анализ самодиагностики студентов показал
эффективность участия студентов в тренингах дисциплин «Введение в
обучение» и «Саморазвитие и планирование успешной профессиональной
деятельности» повысило их мотивацию к обучению и саморазвитию, а также
повысил их стремление к командному взаимодействию.
Дисциплины «Введение в обучение» и «Саморазвитие и планирование
карьеры» показали высокую эффективность благодаря тому, что занятие
проходили в формате тренинга. Такой формат занятия позволяет с большей92
эффективностью использовать формы и методы, которые направлены на
формирование и развитие способностей к профессиональному
самоопределению студента, построению им индивидуального маршрута
саморазвития, его готовности работать в команде. После прохождения
подобных тренингов отмечалось повышение производительности студента,
как самостоятельной единицы образовательного процесса любого
направления обучения.
Альтшуллер Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения
изобретательских задач / Генрих Альтшуллер. – 5-е изд. – М.: Альпина
Паблишер, 2012.
2. Андреев, В. И. Педагогика Высшей школы:
инновационно-прогностический курс. Учебное пособие // центр
инновационных технологий. Казань, 2006. - 500с.
3. Бабкин А. В. Формирование цифровой экономики в России: сущность,
особенности, техническая нормализация, проблемы развития.
Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного
политехнического университета. Экономические науки. 2017;(3):9–16
4. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные,
теоретические и методологические проблемы. М.: Исследовательский
центр проблем качества подготовки специалистов. 1999 г. – 296 с
5. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как
необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Метод.
пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов, 2006.
6. Бершадская М. Д. Универсальные компетенции: индикаторы, опыт
разработки и оценивания [Электронный ресурс] / М. Д. Бершадская, А. В.
Серова // Факультет социальных наук НИУ «Высшая школа экономики».
2018
7. Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный94
подход в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические
технологии. - 2009
8. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к
образовательной программе//Педагогика. - № 10. - 2003
9. Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в
образовательном процессе высшей школы. Методическое пособие / Л.А.
Бурняшева. - М.: КноРус, 2016. - 219 c.
10. Веденина, В. Деловая игра и ее возможности [Электронный ресурс] / В.
Веденина // HR-Portal. Сообщество профессионалов. - Режим доступа:
http://www.hr-portal.ru/article/delovaya-igra-i-ee-vozmozhnosti, свободный.
(7.03.2019)
11. Воронкова А.А., Чайковская Н.А. Применение тренингового подхода в
обучении студентов вуза (на примере студентов-предпринимателей и pr –
специалистов) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. –
№ 2-2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23028 (дата
обращения: 17.06.2019)
12. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных
программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997
13. Голованова И.И. Практики интерактивного обучения: метод. пособие / И.И.
Голованова, Е.В.Асафова, Н.В. Телегина. – Казань: Казан. ун-т, 2014. –
288 с.
14. Головин, Юрий Алексеевич Инновационные Методы Обучения Студентов
Университета В Институте Масс Медиа: Материалы Учебно-Методической95
Конференции - Москва, 18 Февраля 2008 Г / Евгеньевна Головин Юрий
Алексеевич; Коханая Ольга. - Москва: ИЛ, 2018. - 625 c.
15. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ.
Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с.
16. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство
управления людьми на основе эмоционального интеллекта. -М.: Альпина
Бизнес Букс, 2008. - 301 с.
17. Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических
исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А.
Краснянская. М. : Педагогика, 1997. - 137 с.
18. Ежова, Н. Н. Научись общаться: коммуникативные тренинги / . – Изд. 2-е. –
Ростов н /Д.: Феникс, 2006. – 250 с. – (Психологический практикум)
19. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата
образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5.
20. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа
компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — // Труды
методологического семинара «Россия в Болонском процессе: трудности,
задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, 2004.
21. Ивонина А. И. Современные направления теоретических и методических
разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в
профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал
«НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2017. - Том 9. - № 1. - C. 1-18. - URL:96
http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf.
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. –
СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
22. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн.,
2008 - 368 с
23. Козырев В.А., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Компетентностный подход
в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. Проф.
В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицыной. – СПб.:
Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 392 с
24. Косолапова М.А. Технологические подходы в организации
профессиональной подготовки к педагогической деятельности в высшей
школе /Косолапова М.А.; Томский гос. пед. ун-т. – Томск, 2007. – 177 с. –
Библиогр. : с. 104 – 110.
25. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. 2-е изд.,
стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
26. Крымская Ю. А., Ячинова С. Н. Пути повышения качества и мотивации
обучения при профессиональной подготовке студентов в вузах // Молодой
ученый. — 2014. — № 19. — С. 565–567
27. Лаптев, С. В. Каким должно стать высшее образование, чтобы
обеспечивать модернизацию российской экономики? [Текст] / С. В. Лаптев
// Россия: тенденции и перспективы развития: ежегодник / ответственный
редактор В. И. Герасимов. – М., 2017. – С. 777–780.97
28. Леднев, В.С. Содержание образования. М.: Просвещение. 1989. 186 с.
29. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные
технологии. – 2004. – № 5. – С. 3
30. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. – М., 2008. - 135 с.
31 Нужны ли soft skills всем современным специалистам. РБК:
[Электронныйресурс]. – URL:
https://www.rbc.ru/nn/07/03/2018/5a9eb6879a794741324d9f56, свободный -
(19.05.2019)
32. Овчинникова И. С., Кобзева Н. А. Тренинг как технология активного
обучения // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1239-1241. — URL
https://moluch.ru/archive/90/18587/ (дата обращения: 26.09.2018
33. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент
высококачественного профессионального образования/ Оценка качества
профессионального образования. Доклад 5/Под общ. ред. В.И. Байденко,
Дж. ван Зантворта, Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ.
– М., 2001
34. Панфилова А.Н. Тренинг педагогического общения.: учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
336 с
35. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие
и реализация [Текст] / Дж. Равен. – М.: КО- ГИТО ЦЕНТР, 2002
36. Сидоров С. В. Тренинг как форма активного обучения [Электронный
ресурс] // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя. — URL:98
http://si-sv.com/publ/14–1-0–387 (дата обращения: 05.05.2015).
37. Слободчиков, В.И. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в
РАО [Электронный ресурс] / В.И. Слободчиков // Интернет-журнал
«Эйдос». – 2002. – http://www.eidos.ru/journal/ 2002/0423–1.htm
38. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»:
Док. DECS/ SC/SEC (96) 43. – Берн, 1996.
39. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании
Учебное пособие
40.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс].
— Режим доступа: «http://festival.1september.ru/articles/574903/ —
Компетентностный подход в образовании. — (Дата обращения: 11.10.2018).
41. Харьков Е.И., Филимонова Л.А., Балашова Н.А., Цибульская Н.Ю.,
Борисенко Н.А., Яскевич Р.А. Профессиональные Компетенции Студентов
Вуза В Свете Концепции Устойчивого Развития // Международный
студенческий научный вестник. – 2017. – № 5.URL:
http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17304 (дата обращения: 17.04.2019).
42. Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса, пер. В.А. Звегинцева. М., Изд-во
МГУ, 1972
43. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.
Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО [Электронный
ресурс] / А.В. Хуторской // Эйдос: Интернет-журнал. 2002. 23 апр. Режим
доступа: http://www.eidos.ru/ journal/2002/0423–1.htm.
44. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент99
личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003.
- №2. – С.58-64.
45. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно- модульного обучения:
метод. пособие. М.: Нар. Образование, 1996. 93 с
46. Что такое hard и soft skills. Бизнесс-образование: [Электронный ресурс]. –
URL: https://enjoy-job.ru/education/hard-soft-skills/, свободный - (6.03.2019)
47. Чуланова О. Л., Ивонина А. И. Формирование soft-skills (мягких
компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта,
классификация, операционализация // Управление персоналом и
интеллектуальными ресурсами в России. - 2017. - № 1(28). - С. 53-58.
48. Шутьков С.А. Вопросы совершенствования активного и интерактивного
обучения в высшей школе//Ученый совет, 2015. - №1-2.- С.65-71.
49. Эмоциональный интеллект. РБК: [Электронный ресурс]. – URL:
https://style.rbc.ru/life/5aeae3d59a79477711805023, свободный - (9.05.2019)
50. Яркова Т. А., Черкасова И. И. Формирование гибких навыков у студентов в
условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник
Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования.
Humanitates. - 2016. - Том 2. - № 4. - С. 222-234