ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Психолого-педагогические основы организации исследовательской
деятельности обучающихся 6
1.2. Развитие исследовательских умений как компонента
исследовательской деятельности 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 20
2.1. Методика организации исследовательской деятельности
обучающихся при изучении биологии 20
2.2. Анализ результатов организации исследовательской деятельности
обучающихся при изучении биологии 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ЛИТЕРАТУРА 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Психолого-педагогические основы организации исследовательской
деятельности обучающихся 6
1.2. Развитие исследовательских умений как компонента
исследовательской деятельности 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 20
2.1. Методика организации исследовательской деятельности
обучающихся при изучении биологии 20
2.2. Анализ результатов организации исследовательской деятельности
обучающихся при изучении биологии 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ЛИТЕРАТУРА 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
Важнейшие задачи, которые поставлены на сегодняшний день перед школой - это активизация творческой познавательной деятельности, которая способствует развитию теоретических и практических умений, овладению обучающимися основами естественнонаучного мировоззрения.
По мнению исследователей эффективность учебного процесса значительно повысится при развитии исследовательских умений обучающихся при организации учебной исследовательской деятельности. По мнению П.М. Скворцова [1999], развитые исследовательские умения помогают школьникам лучше справиться с требованиями программы. Можно выделить также воспитывающее и развивающее значение исследовательских умений. В процессе приобретения обучающимися знаний развивается интеллект, формируется нестандартно мыслящая, творческая личность, с развитой познавательной активностью, способная найти выход из любой ситуации.
Тем не менее современная российская школа большую часть знаний преподносит в готовом виде, поэтому от обучающихся не требуется прилагать дополнительные усилия для самостоятельного поиска информации, добывания знаний.
Организуя учебную исследовательскую деятельность и развивая её основной компонент - исследовательские умения можно повысить эффективность учебного процесса. Исследовательские умения способствуют развитию у обучающихся логического мышления, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом [Байков, 1965].
Формирование и развитие исследовательских умений успешно осуществляется при углублённым изучением предмета в специальных классах или группах. Учащиеся сельской школы лишены такой возможности.
Организуя внеклассную работу с учащимися, у которых школьный предмет вызывает интерес, используя задания, связанные с проведением наблюдений и опытов, возможно развитие у школьников исследовательских наклонностей [Захлебный, 1984].
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе по биологии освещается во многих трудах по методике преподавания биологии [Калинова, 1991].
Вопросами организации исследовательской деятельности занималось множество исследователей, например, такие отечественные учёные как Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, В.А. Далингер, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и другие.
На уроках биологии изучаются разнообразные объекты и процессы, что обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности обучающихся [39].
Актуальность темы определила проблему исследования, связанную с преодолением противоречия между необходимостью развития исследовательских умений школьника, его познавательного интереса к изучению биологии и преобладанием анатомо-морфологического материала в содержании школьного курса биологии.
Цель исследования заключается разработке методики организации исследовательской деятельности по формированию исследовательских умений обучающихся в процессе изучения биологии.
Объект исследования: процесс обучения биологии.
Предмет исследования: формирование исследовательских умений обучающихся в организованной исследовательской деятельности в процессе изучении биологии.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научные основы исследовательской деятельности и рассмотреть понятие исследовательские умения.
2. Разработать методику обучения биологии, направленную на развитие исследовательских умений в организованной исследовательской деятельности.
3. Проведение педагогического экспериментального исследования по развитию исследовательских умений обучающихся в организованной исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования. Процесс формирования исследовательских умений у учащихся будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:
а) при формировании мотивации к исследовательской деятельности у учащихся;
б) при внедрении исследовательской деятельности в урочную и внеурочную деятельность;
в) при организации мониторинга формирования исследовательских умений у учащихся.
По мнению исследователей эффективность учебного процесса значительно повысится при развитии исследовательских умений обучающихся при организации учебной исследовательской деятельности. По мнению П.М. Скворцова [1999], развитые исследовательские умения помогают школьникам лучше справиться с требованиями программы. Можно выделить также воспитывающее и развивающее значение исследовательских умений. В процессе приобретения обучающимися знаний развивается интеллект, формируется нестандартно мыслящая, творческая личность, с развитой познавательной активностью, способная найти выход из любой ситуации.
Тем не менее современная российская школа большую часть знаний преподносит в готовом виде, поэтому от обучающихся не требуется прилагать дополнительные усилия для самостоятельного поиска информации, добывания знаний.
Организуя учебную исследовательскую деятельность и развивая её основной компонент - исследовательские умения можно повысить эффективность учебного процесса. Исследовательские умения способствуют развитию у обучающихся логического мышления, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом [Байков, 1965].
Формирование и развитие исследовательских умений успешно осуществляется при углублённым изучением предмета в специальных классах или группах. Учащиеся сельской школы лишены такой возможности.
Организуя внеклассную работу с учащимися, у которых школьный предмет вызывает интерес, используя задания, связанные с проведением наблюдений и опытов, возможно развитие у школьников исследовательских наклонностей [Захлебный, 1984].
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе по биологии освещается во многих трудах по методике преподавания биологии [Калинова, 1991].
Вопросами организации исследовательской деятельности занималось множество исследователей, например, такие отечественные учёные как Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, В.А. Далингер, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и другие.
На уроках биологии изучаются разнообразные объекты и процессы, что обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности обучающихся [39].
Актуальность темы определила проблему исследования, связанную с преодолением противоречия между необходимостью развития исследовательских умений школьника, его познавательного интереса к изучению биологии и преобладанием анатомо-морфологического материала в содержании школьного курса биологии.
Цель исследования заключается разработке методики организации исследовательской деятельности по формированию исследовательских умений обучающихся в процессе изучения биологии.
Объект исследования: процесс обучения биологии.
Предмет исследования: формирование исследовательских умений обучающихся в организованной исследовательской деятельности в процессе изучении биологии.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научные основы исследовательской деятельности и рассмотреть понятие исследовательские умения.
2. Разработать методику обучения биологии, направленную на развитие исследовательских умений в организованной исследовательской деятельности.
3. Проведение педагогического экспериментального исследования по развитию исследовательских умений обучающихся в организованной исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования. Процесс формирования исследовательских умений у учащихся будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:
а) при формировании мотивации к исследовательской деятельности у учащихся;
б) при внедрении исследовательской деятельности в урочную и внеурочную деятельность;
в) при организации мониторинга формирования исследовательских умений у учащихся.
1. По мнению ученых, исследовательская деятельность - это такая деятельность обучающихся, которая подразумевает работу над творческой, исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагает прохождение при решении задачи основных этапов, характерных для научных исследований. Главная цель исследовательской деятельности в образовании заключается в освоении обучающимися навыков проведения исследования, личностное осмысление изучаемого материала. При изучении биологии как учебного предмета существуют объективные возможности в развитии общих исследовательских умений в процессе включения обучающегося в исследовательскую деятельность.
2. Разработали методику организации исследовательской деятельности обучающихся 8-го класса при изучении раздела «Дыхание» в курсе биологии: Человек. На уроках использовали демонстрацию опытов и экспериментов с их обсуждением, решение проблемно-исследовательских задач, обсуждение проблемных ситуаций, составление синквейнов, творческие задания - стихи, сочинение «Увлекательное путешествие молекулы кислорода по организму», кроссворды, викторины, презентации. Организовали самостоятельную исследовательскую деятельность школьников, разработав и осуществив экспериментальный проект по теме «Исследование эфирных масел как средства профилактики простудных заболеваний».
3. Провели педагогический эксперимент, организовав исследовательскую деятельность обучающихся при изучении раздела «Дыхание». Экспериментальная работа была осуществлена в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
При организации экспериментальной работы определяли познавательный интерес к предмету биология и уровни сформированности исследовательских умений у учащихся 8-х классов.
В результате проведенной экспериментальной работы увеличилось количество обучающихся с повышенным интересом к изучению биологии на 16% и положительной мотивацией к предмету на 4% в экспериментальном 8 «б» классе. В контрольном 8 «в» классе существенных изменений не произошло. В то же время в экспериментальном классе 8% учащихся считают предмет биология не интересным, т.к. имеют высокую мотивацию к изучению других предметов, что связано с их профессиональным самоопределением.
В результате анализа развития исследовательских умений оказалось, что высший уровень показали 36 % учащихся экспериментального класса, прирост составил 12%, в контрольном классе данный показатель не изменился. Незначительно увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем на 4 %. В тоже время наблюдается снижение школьников со средним и низким уровнями на 8% соответственно.
Согласно результатам экспериментальной работы разработанная нами методика организации исследовательской деятельности у учеников 8 класса при изучении биологии является эффективной.
2. Разработали методику организации исследовательской деятельности обучающихся 8-го класса при изучении раздела «Дыхание» в курсе биологии: Человек. На уроках использовали демонстрацию опытов и экспериментов с их обсуждением, решение проблемно-исследовательских задач, обсуждение проблемных ситуаций, составление синквейнов, творческие задания - стихи, сочинение «Увлекательное путешествие молекулы кислорода по организму», кроссворды, викторины, презентации. Организовали самостоятельную исследовательскую деятельность школьников, разработав и осуществив экспериментальный проект по теме «Исследование эфирных масел как средства профилактики простудных заболеваний».
3. Провели педагогический эксперимент, организовав исследовательскую деятельность обучающихся при изучении раздела «Дыхание». Экспериментальная работа была осуществлена в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
При организации экспериментальной работы определяли познавательный интерес к предмету биология и уровни сформированности исследовательских умений у учащихся 8-х классов.
В результате проведенной экспериментальной работы увеличилось количество обучающихся с повышенным интересом к изучению биологии на 16% и положительной мотивацией к предмету на 4% в экспериментальном 8 «б» классе. В контрольном 8 «в» классе существенных изменений не произошло. В то же время в экспериментальном классе 8% учащихся считают предмет биология не интересным, т.к. имеют высокую мотивацию к изучению других предметов, что связано с их профессиональным самоопределением.
В результате анализа развития исследовательских умений оказалось, что высший уровень показали 36 % учащихся экспериментального класса, прирост составил 12%, в контрольном классе данный показатель не изменился. Незначительно увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем на 4 %. В тоже время наблюдается снижение школьников со средним и низким уровнями на 8% соответственно.
Согласно результатам экспериментальной работы разработанная нами методика организации исследовательской деятельности у учеников 8 класса при изучении биологии является эффективной.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ У
УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Организация проектно-исследовательской деятельности по экологической
тематике с обучающимися профильных классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Организация исследовательской деятельности обучающихся при составлении экологической характеристики сорной растительности
Алтайского края
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ МОТИВАЦИИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - Концепция организации учебно - исследовательской деятельности по биологии для студентов Камышловского района Свердловской области
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018



