Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БОТАНИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ С УЧАЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №37348

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
783
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ 6
1.1. Экскурсия как форма обучения биологии 6
1.2. Особенности и методика проведения ботанических экскурсий 10
1.3. Школа как центр - аграрно-экологического образования 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ БОТАНИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В СЕЛЬСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 27
2.1. Организация и проведение ботанических экскурсий в 6 классе 27
2.2. Разработка экскурсии «Зимние явления в жизни растений» в 6
классе 33
2.3. Результаты экспериментальной работы по организации и
проведению ботанической экскурсии 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ЛИТЕРАТУРА 37
ПРИЛОЖЕНИЕ

Биология как предмет вызвана вооружить обучающихся систематизированными знаниями о различных проявлениях живой природы. Разрешить данные непростые задачи нельзя в отсутствие ознакомления учащихся с живыми предметами напрямую в условиях природного общества. Для достижения этих целей учитель использует экскурсию, как одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса. Экскурсии воспитывают учеников в другой, отличающейся от школьной, обстановки, благодаря необычной познавательной деятельности [Пономорева, 2008].
Экскурсии являются одним из способов «научить видеть, научить читать не только печатные книги, но также книгу жизни». Учитывая, что главной целью обучения в наше время является всестороннее и гармоничное развитие личности, экскурсию можно назвать одной из форм, которая способствует достижению этой цели. Экскурсии по биологии позволяют добиться хороших знаний, установить связь теории с практикой в процессе обучения. Учащиеся наглядно изучают флору и фауну в естественной среде, тем самым получают представление о биоценозах, о целостности природы в определенное время года. На экскурсиях прежде приобретенные понятия об отдельных организмах и явлениях объединяются в наиболее обширное представление о природе. При этом, многие знания практикуются в узнавании изученных предметов, в объяснении увиденного явления. Прямое соприкосновение с природой, изучение ее явлений не только лишь предоставляют ученикам определенные, верные биологические определения, но и обладают огромной воспитательской ролью.
Первым А.Я. Герд практически и методически обосновал необходимость экскурсий по биологии. Его идеи подхватили и развили такие ученые как В.В. Половцев, Б.Е. Райков, Н.М. Верзилин, Н.А. Рыков, В.М. Корсунская, Ю.И. Полянский, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина и др.
Школьная экскурсия - это форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой [Верзилин, 1983].
При проведении экскурсий под руководством учителя при наблюдении природных явлений развиваются первичные представления о материальности мира, о взаимосвязях и развитии в природе, о значении природных богатств для человека, о необходимости их охраны и воспроизводства.
Учащиеся во время экскурсий испытывают эмоции эстетического характера. Красота природы, ее живое восприятие способны вызвать любовь к родной природе, к своей малой Родине.
Методы проведения экскурсий приучают учащихся к ориентированию на местности, наблюдению, сравнению, установлению связи явлений и процессов, нахождению нужных объектов, получению навыков самостоятельной натуралистической работы, т.е. навыков элементарного исследования природы.
Из числа экскурсий, биологические экскурсии по курсу ботаники считаются одними из наиболее распространенных. Это объясняется тем, что растения отличаются постоянством состава в том или ином месте.
Ботанические экскурсии предоставляют вероятность продемонстрировать ученикам не только разнообразие растительного мира, но и выявить взаимосвязи растительных организмов в природе. Проведение экскурсий в различные времена года предоставляет богатый материал для формирования у учеников верных взглядов о сезонном развитии природы и способствует эстетическому воспитанию и укреплению любви к природе родного края.
Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы обладает большим обучающим, развивающим и воспитывающим потенциалом. Тем не менее учителя не всегда охотно применяют данную форму организации учебно-воспитательного процесса.
Поэтому целью выпускной квалификационной работы является выявление особенностей использования, организации и проведения экскурсий в курсе преподавания ботаники в сельской средней образовательной школе.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Определить теоретические основы организации и проведения экскурсий по ботанике в сельской средней образовательной школе.
2. Сделать анализ рабочих программ всех разрешенных к использованию линий УМК на предмет наличия в них запланированных экскурсий по ботанике в 6-м классе.
3. Изучить теоретический и практический опыт учителей по организации и проведению ботанических экскурсий.
4. Разработать и провести ботаническую экскурсию по теме «Зимние явления в жизни растений».
Объект исследования: учебный процесс с использованием экскурсий в ходе изучения ботаники в сельской средней образовательной школе.
Предмет исследования: ботаническая экскурсия в ходе изучения раздела «Растения» в сельской средней образовательной школе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Экскурсии являются одной из важнейших форм учебно-воспитательной работы, во время которых учащиеся непосредственно соприкасаются с природой, трудом, явлениями общественной жизни, знакомятся с местной флорой и фауной, со спецификой сельскохозяйственного производства. Экскурсии имеют большое учебно-воспитательное значение. Связано это прежде всего с тем, что в процессе экскурсий, не стесненных определенными рамками класса, имеются большие возможности для использования наблюдений и эксперимента - основных методов биологической науки. Экскурсия состоит из этапов подготовки, проведения, подведения итогов, использования результатов в дальнейшем обучении. Основными методами обучения на экскурсии являются наблюдение, беседа, практическое выполнение заданий. При обучении биологии применяются различные экскурсии, классификация которых рассмотрена в работе.
Как известно, в школе, как в зеркале, отражаются социальные проблемы общества, в особенности, в сельских школах. Школа для села является центром культуры, информационным центром и центром сохранения и развития традиций, создавая, таким образом, единое социально-культурное пространство села.
2. Обучение в 6-м классе зависит от выбранной школой авторской программы по биологии. Проанализировав авторские программы по биологии Пасечника В.В., Пономаревой И.Н., Сонина Н.И., Сивоглазова В.Н., Суховой Т.С. для 6 класса, мы пришли к выводу что, только авторские программы линий Пасечника В.В. и Пономаревой И.Н. предлагают проведение ботанических экскурсий.
3. Изучили теоретический и практический опыт учителей по организации и проведению ботанических экскурсий. Выявили, что учителя работают по рабочим программам Пасечника В.В., Пономаревой И.Н., Сонина Н.И. По результатам анкетирования 62,5% учителей проводят ботанические экскурсии на природе, 37,5% не проводят. Проводят учителя экскурсии за счет выделения часов из регионального и школьного компонентов. В основном в 6 классе проводятся сезонные ботанические экскурсии. Экскурсии проводят в ближайшие фитоценозы. Самой распространенной экскурсией является «Весенние явления в жизни растений».
Учителя считают, что ботанические экскурсии обладают большим обучающим и воспитывающим потенциалом т.к. позволяют формировать не только знания, но и практические и исследовательские навыки обучающихся.
4. Нами разработана и организована ботаническая экскурсия по теме «Зимние явления в жизни растений». Проведенная экспериментальная работа с учащимися 6-го класса показала, что экскурсия является эффективной формой организации учебно-воспитательного процесса. Полученные положительные результаты проведенной экспериментальной работы с детьми свидетельствуют об ее эффективности.



1. Беляева Л.Т. Ботанические экскурсии в природу. - М.: Учпедгиз, 1958. - С. 3-6.
2. Биология. 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/сост. Г.М. Пальдяева. - 4 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. - 382 с.
3. Биология. 5—9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н. Пономарёвой: учебно-методическое пособие / И.Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М.: Вентана-Граф, 2017. — 88 с.
4. Биология. 5—9 классы. Линейная структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н. Пономарёвой: учебно-методическое пособие / И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. — М.: Вентана- Граф, 2017. — 66 с.
5. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии: учебник /
Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М.: Просвещение, 1983. - 384 с.
6. Герд А.Я. Избранные педагогические труды. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - С. 29-33.
7. Измайлов И.В. Биологические экскурсии: кн. для учителя / И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков [и др.]. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
8. Калеева В.Н. Заботы сельской школы - Педагогика. - 2002. - №5. - С.64-69.
9. Клевец И.Р. Биология 6-8 классы. Уроки экскурсии: пособие. - Минск: Аверсэв, 2013. - 63 с.
10. Кондратенков А.Е. Неотложные проблемы сельских малокомплектных школ // Советская педагогика. - 1989. - №6. - С.23.
11. Маленкова Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
12. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. - М.: Дрофа, 2015. - 208 с.
13. Педагогические технологии: учеб. пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. — М.: ТЦ Сфера. - 2008. - 10 с.
14. Полянский И.И. Ботанические экскурсии: пособие. - М.:
Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1935. - 144 с.
15. Пономарева И.Н. Биология 5-9 кл.: программа / И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова [и др]. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 304 с.
16. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П.Соломин, Г.Д. Сидельникова. -
3- е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 280 с.
17. Пономарева И.Н. Биология. 6 класс / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. - М.: Вентана-Граф, 2019. - 192 с.
18. Рабочая программа по биологии. 6 класс / Сост. С.Н. Шестакова. - М.: ВАКО, 2016. - 48 с.
19. Савинов И.А. Организация и проведение ботанических экскурсий в Московском регионе // Современные методические аспекты экологического образования. Экологические экскурсии: сборник / под ред. Д.В. Моргуна. - Вып. 3. - М: Социально-политическая мысль, 2006. - 288 с.
20. Сборник научно-методических материалов: научное издание / Сост. Н.А. Ляпунова; Под ред. М.Р. Леонтьевой. - М.: Владос, 2000. - 159 с.
21. Сивоглазов В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник- навигатор. — М.: Дрофа, любое издание после 2015. - 135 с.
22. Сосудистые растения Татарстана / О.В. Бакин, Т.В. Рогова, А.П. Ситников.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. - 496 с.
23. Суматохин С.В. Учебник биологии сегодня: проблема выбора // Биология в школе. - 2012. - №4.
24. Сухова Т.С. Биология: 5-6 кл: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 176 с.
25. Трайтак Д.И. Практическая направленность обучения ботанике: пособие для учителя. - 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1980. - 144 с.
26. Травникова В.В. Биологические экскурсии: пособие. - СПб.: Паритет, 2002. - 256 с.
27. Хрестоматия по методике преподавания биологии. Учеб. пособие для студентов биол. специальностей пед. институтов / сост. И.Д. Карцева, Л.С. Шубкина. - М.: Просвещение, 1977. - 320 с.
28. Цикало Е.С. О методике проведения биологических экскурсий // Биология в школе. - 2007. -№7. - С. 47-51.
29. Широких Д.П. Методика преподавания биологии. Курс лекций / Д.П. Широких, Г.С. Нога. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 177 с.
30. Шубкина Л.С. Жизнь растений зимой // Биология в школе. - 1966. - №1. - С. 48-51.
31. Якунчев М.А. Методика преподавания биологии: учебник / М.А. Якунчев, О.Н. Волкова, О.Н. Аксенова [и др.] / под ред. М.А. Якунчева. - М.: Академия, 2008. - 320 с.
32. Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 6 класса по
учебнику под ред. Т.С. Сухова, В.И. Строганов на 2013-2014 учебный год. Составитель Площук Н.Г. [Электронный ресурс]. URL: http://top-
bal.ru/biolog/9562/index.html (дата обращения: 28.04.2019).
33. Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 5-9 классы. Составитель Дзюба О.В. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal. ru/shkola/biologiya/library/2015/05/03/rabochaya-pro gramma-po- biologii-dlya-uchebnikov-sivoglazova-v-i (дата обращения: 18.04.2019).
34. Сонин Н.И. Рабочая программа по биологии 6 класс //[Электронный
ресурс]. URL: http://doc4web.ru/biologiva/rabochava-programma-po-biologii-
klassa-fgos-sonin.html/. (Дата обращения: 15.10.2018. Время: 15:00).
35. Талалаев Г.В. Экологическая тропа // Электронный ресурс]. URL: http://unnats.narod.ru /. (Дата обращение: 17.03.2019. Время: 17:00).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ