Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Словотворчество в поэзии И.А Бродского

Работа №37343

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
511
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения окказиональной лексики в современной лингвистике 6
1.1. Сущность понятия «окказиональное слово» 6
1.2. Типология окказионализмов 10
1.3. Основные аспекты изучения окказиональной лексики в
художественных текстах 16
1.4. Словотворчество как феномен языковой личности 20
1.5. Поэтическая картина мира И.А.Бродского 22
Выводы по главе I 30
ГЛАВА II. Окказионализмы в поэтических текстах И.А.Бродского 32
2.1. Узуальные окказионализмы 32
2.1.1. Новообразования, созданные путем суффиксации 32
2.1.2. Новообразования, созданные путем префиксации 38
2.1.3. Новообразования, созданные путем сращения 41
2.1.4 Новообразования, созданные путем конфиксации 43
2.1.5. Новообразования, созданные путем сложения 44
2.1.6. Новообразования, созданные путем редеревации 45
2.2. Неузуальные окказионализмы 46
2.2.1. Новообразования, созданные путем графиксации 46
2.2.2. Новообразования, созданные путем контаминации 47
Выводы по главе II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ЛИТЕРАТУРА 53
ИСТОЧНИКИ

Вопросы поэтического словотворчества привлекают внимание исследователей сравнительно с недавнего времени, хотя они являются частью общей проблемы поэтического языка как функциональной подсистемы, разрабатываемой лингвистами уже в течение нескольких десятилетий. К исследованию словотворчества поэтов в разное время обращались многие ученые: О.И. Александрова, М.А. Бакина, В.Н. Виноградова, Г.О. Винокур, В.П. Григорьев, И.А. Гулова, И.А. Загрузная, Р.Ю. Намитокова, Н.А. Николина, А.Г. Оганесян, Н.Н.Перцова, М.А. Петриченко, В.В. Тимофеева, Э.И. Ханпира, В.Н. Хохлачева, Н.М. Шанский, И.Е. Шахова и др.
Исследователи проблемы поэтического словотворчества фиксируют свой взгляд на различных ее аспектах: языковом статусе индивидуальных новообразований, способах словотворчества; продуктивности и функции авторских новообразований в художественных текстах разных родов и жанров литературы, в том числе и в поэтических произведениях, и в идиолектах отдельных художников слова; месте словотворческих фактов среди других типов новых общего языка; взаимоотношениях между узуальными и неузуальными новообразованиями; возможностях пополнения новообразованными словами лексической системы языка и др.
Однако при всем многообразии подходов к словотворчеству отчетливо ощущается потребность комплексного изучения этого явления в системе идиолекта на фоне общих закономерностей развития поэтического языка современности. В связи с этим актуальность исследования определяется назревшей необходимостью дать описание словотворчества одного из ярких представителей современной русской поэзии - И.А. Бродского, поэтическая речь которого в деривационном аспекте не была изучена.
В качестве объекта исследования были избраны индивидуально- авторские новообразования, извлеченные из поэтических текстов И.А. Бродского.
Для выявления характерных особенностей созданных поэтом словотворческих фактов объясняется механизм порождения, способы создания новообразований, что стало предметом исследования.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые предпринимается попытка описания особенностей индивидуально-авторских новообразований в поэтических текстах И.А. Бродского. В данной работе выявляются узуальные и неузуальные способы создания окказиональных слов, описывается специфика их семантической и словообразовательной структуры, а также анализируются причины создания и функционирования окказиональных лексических единиц.
Материалом для анализа послужили стихотворения И.А.Бродского 1930-1990-х гг.
Цель исследования - определить специфику производной окказиональной лексики И.А. Бродского, установить место индивидуально-авторских неологизмов в системе идиолекта поэта.
Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи:
1) выявить окказиональные слова, функционирующие в
поэтических текстах И.А. Бродского;
2) описать структурно-семантические особенности выявленных словотворческих фактов;
3) определить место словотворчества в системе идиолекта И.А. Бродского и основные причины обращения поэта к индивидуальному словопроизводству;
4) проследить соотношение между словотворчеством и художественной картиной мира поэта.
В работе использовались следующие методы исследования: метод сплошной выборки из текста, описательный, словообразовательный, дистрибутивный, компонентныйя, стилистический методы.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты можно использовать в практике вузовского и школьного преподавания таких дисциплин, как: лексикология, словообразование, лингвопоэтика, стилистика русского языка, лингвистический анализ текста, культура речи; при разработке спецкурсов, посвященных окказиональному словотворчеству и идиостилю поэта. Данные, представленные в исследовании, могут быть полезны при создании словарей окказионализмов, в том числе словаря новообразований И.А. Бродского.
Апробация работы осуществлялась на Итоговой научнообразовательной конференции студентов Института филологии и межкультурной коммуникации им. Л. Толстого (Казань, 2018); Региональной научно-практической конференции студентов и школьников«Русский язык и славянский мир» (Казань, 2018).
Имеется публикация: Акопян К.А. Окказиональное слово в произведениях И.А.Бродского / К.А. Акопян // Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2018. - Казань, 2018. - С. 143.
Структура работы включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, литературу и источники.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Окказиональное словообразование, будучи одной из актуальных проблем современной лингвистической науки, является объектом пристального внимания ученых-дериватологов. Открытым остается вопрос о разграничении неологизмов, окказионализмов и потенциальных лексических единиц, об определении сущностных и структурных признаков индивидуально-авторских новообразований. Сложность и синкретизм окказиональной лексики обусловливают полиаспектный характер ее рассмотрения.
Наиболее ярко индивидуальное словотворчество проявляется в художественном тексте и, прежде всего, в тексте поэтическом. Художественный текст является материальным выражением поэтического мира автора, с помощью чего определяется художественная, авторская, поэтическая концепция мира. Следовательно, в художественном тексте языковой знак является порождением авторского представления о реальности, отражает авторское видение, фрагмент (картину) поэтического мира. В связи с этим художественный знак не только меняет свою сущность, но и деформирует текстовое окружение. Индивидуально-авторские лексемы никогда не производятся изолированно, они получают жизнь и функционируют только в единстве с другими компонентами организованной системы, которые проявляют взаимосвязь и единство и предопределяются поэтической установкой. Особая роль при этом отводится таким компонентам, как ритмическая и интонационная организация; выбор звуковых единиц (звуковая инструментовка); отбор лексических средств; поэтический синтаксис (особые ритмико-синтаксические фигуры). Данные составные части организуют систему так называемых поэтехнических средств, представленную в художественной структуре произведения.
В словотворчестве И.А.Бродского представлены как узуальные (префиксация, суффиксация, кон фиксация, сложение), так и неузуальные (графиксация, контаминация) способы создания окказионализмов.
В области узуального словообразования для поэта особенно характерно обращение прежде всего к суффиксации. Среди суффиксальных окказионализмов больше всего распрастранены существительные и глаголы.
Наиболее частотны в стихотворениях И.А.Бродского окказионализмы, являющиеся результатом сложения основ и сращения слов. Композитообразование свойственно именам существительным.
В поэтической картине мира автора, как и в языковой картине мира, доминантой динамической картины мира является глагол. Языковой знак глагол занимает важное место в поэзии И.А.Бродского. В связи с этим большее количество трансформаций происходит именно с глагольной лексикой. Характер окказиональных глаголов И.А.Бродского свидетельствует об их отношении к динамической картине мира поэта. По мнению автора, отражательная природа языка проявляется не только в том, что в ней закрепляется и аккумулируется вся познанная человеком и освоенная его сознанием часть реального мира. Язык коррелирует с миром действительности и в том, что он подвижен, динамичен - как сам мир. Динамизм языка проявляется в его соотнесенности с миром внеязыковых сущностей - с действительностью и сознанием, а также во взаимной коррелированности трех его планов: семантического, формально грамматического и фонетического. Динамический потенциал семантических признаков обнаруживает себя и при словообразовании. Формальносмысловые возможности основ, суффиксов, префиксов и т.д. - это тот указатель, по которому ориентируется автор, создавая слово, вводя его в контекст. Специфика формально-семантического устройства лакун находится в зависимости от того, насколько соотносимы они в сознании субъекта со словами, их мотивирующими, насколько предсказуемы семантикой контекста, насколько вообще стремление к парадигматическому идеалу, парадигматический максимализм, можно назвать одним из законов художественной речи. Следовательно, автор, создавая окказиональные лексемы, стремится добавить и назвать отсутствующие, на его взгляд, ситуации в языковой картине мира.
И.А.Бродский дополняет свою поэтическую картину мира не имеющимися событиями в объективной реальности. Это глаголы физического действия, воздействия, становления признака, речи, интеллектуальной деятельности и движения.Чаще всего автор образует глаголы, называющие изменение состояния, цвета и формы. Они являются одним из наиболее ярких выразительных средств авторской картины мира. Отражая определенную ситуацию, глагол не только называет ее, но и активизирует всех участников ситуации. В поэтической картине мира эта активизация может носить окказиональный характер.
Движение является преобладающим свойством, основным признаком жизни. Принцип познания мира через движение - один из главных в творчестве поэта, особенно доэмиграционного периода. Тема движения раскрывается прежде всего как перемещение в пространстве, «путешествие» и является одной из программных тем в творчестве поэта.
Смысловое многообразие окказиональной лексики поэта объясняется тем, что с ее помощью он отражает собственное мировидение - трагичное, одинокое. Мироощущение поэта, его постижение реальности находят в первую очередь отражение в языке. И.А. Бродский утверждал, что биография писателя - в покрое его языка. Его поэтический язык - это не просто удачно подобранные и созданные словесные средства, это именно язык, к которому поэт относился с особым трепетом и чувством долга. Новое слово в поэтическом тексте И.А. Бродского не является самоцелью, каким-либо особым художественным приемом или фигурой. Создается впечатление, что не поэт создает свой индивидуальный язык, а слово требует от него выражения нового мироощущения. В семантической структуре новообразований И.А.Бродского всегда возникают дополнительные оттенки значения, что обусловлено стремлением автора к достижению максимальной емкости, образности и выразительности.



1. Астафьев А.Ю. Художественные функции окказионализмов (на материале поэм Маяковского): автореф. Дис. ... канд. филол. наук / A. Ю.Астафьев. - М., 2007. - 15 с.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2004. - 571 с.
3. Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте.
Структурно-семантический анализ: Учебное пособие / Н.Г.Бабенко. - Калининград: Изд-во Калининград. ун-та, 1997. - 87 с.
4. Бакина М.А. Словотворчество / М.А.Бакина // Языковые
процессы современной русской художественной литературы. Поэзия. - М., 2015. - С. 78-128.
5. Балалыкина Э.А. Русское словообразование: учеб. пособие / Э.А.Балалыкина, Г.А.Николаев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1985. - 184 с.
6. Баталов О.Г. Когнитивно-функциональный аспект
окказионального словообразования в художественном тексте: дис. . канд. филол. наук / О.Г.Баталов. - Н.Новгород, 2004. - 242 с.
7. Бутакова Л.О. Неологизмы, потенциальные слова и
окказионализмы / Л.О. Бутакова. - Омск., 2015. - 120 с.
8. Бекова З.М. Лексические окказионализмы / З.М. Бекова. - М., 2107. - С. 17-20.
9. Виноградова В.Н. Словотворчество В.Набокова /
B. Н.Виноградова, И.С.Улуханов. - Язык как творчество. Сборник статей к 70-летию В.П.Григорьева. - М.: «ИРЯ РАН», 1996. - С. 267-276.
10. Воленская Е.А. Неологизмы и словотворчество: собственно неологизмы, окказионализмы и авторские неологизмы / Е.А. Воленская. - М., 2017. - 50 с.
11. Гаджимурадова Б.Н. Индивидуально-авторские неологизмы в современной поэзии (словообразовательная и семантико-стилистическая характеристика): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Б.Н.Гаджимурадова. - Махачкала, 2003. - 26 с.
12. Гак В.Г. Русская динамическая языковая картина мира / В.Г.Гак // Русский язык сегодня. - 2000. - №1. - С. 36-44.
13. Гак В.Г. Языковые преобразования / В.Г.Гак. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 768 с.
14. Гаспаров М.Л. Рифма Бродского // М.Л.Гасаров // Избранные статьи. - М.: НЛО, 1995. - С.83-92.
15. Геуркова Н.А. Индивидуально-авторские новообразования в поэзии А.Вознесенского и Р.Рождественского 60-70 годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.А.Геуркова. - М.,2013 - 17 с.
16. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково - словообразовательный: В 2 т. / Т.Ф.Ефремова. - М.: Русский язык, 2009. - 67 с.
17. Жабаева Ю.И. Структурно-семантические и функциональные особенности окказионализмов В.Высоцкого: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ю.И.Жабаева. - М., 2010. - 22 с.
18. Земская Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А.Земская.
- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 224 с.
19. Ильясова С.В. Олигарх Олигархович, или Словотворчество в языке современных СМИ (на материале наименований лиц) / С.В.Ильясова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. №6 (2). -
2011. - Н.Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та. - С. 217-221.
20. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н.Караулов. - М.: Наука, 1987. - 262 с.
21. Касевич В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология / В.Б.Касевич.
- М.: Наука, 2006. - 309 с.
22. Корнеева Т.А. Сложные адъективные новообразования в языке поэзии русских символистов: автореф. дис. . канд. филол. наук / Т.А.Корнеева. - Казань, 2001. - 24 с.
23. Костина С.А. Типы и функции новообразований П.А. Вяземского: автореф. дис. ... канд. филол. наук / С.А.Костина. - М., 2002. - 250 с.
24. Котелова Н.З. Проект словаря новых слов русского языка / Н.З.Котелова. - Л.: Наука, 1982. - 86 с.
25. Купина Н.А. Стилистика современного русского языка: учебник для бакалавров / Купина Н.А., Матвеева Т.В. - М.: Юрайт, 2013. - 415 с.
26. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя / Б.А.Ларин. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - 285 с.
27. Лопатин В.В. Рождение слова / В.В.Лопатин. - М: «Наука», 1973 - 152 с.
28. Лопатин В.В. Грамматические «неправильности» в поэтических идиостилях / В.В. Лопатин // Язык русской поэзии XX века: сб. ст / Ин-т языкознания АН. - М.: Наука. 1989. - С. 97-109.
29. Лопатин В.В. Рождение слова: неологизмы и окказиональные образования / В.В. Лопатин. - М.: Наука, 1983. - 152 с.
30. Лыков А.Г. Современная русская лексикология / А.Г.Лыков. - М.: Высш. шк., 1976. - 282 с.
31. Ляхович И.В. Окказиональная деривация как способ и средство создания языковой картины мира: на материале языка поэтических текстов
B. Хлебникова: дис. ... канд. филол. наук / И.В.Ляхович. - Краснодар, 2003. - 186 с.
32. Матвеева Т.В. Лексическая экспрессивность в языке: Учеб. пособие по спецкурсу / Т.В.Матвеева. - Свердловск: Изд-во УрГУ, 1986. - 92 с.
33. МоисееваК.С. Окказионализмы в современном русском языке /
К.С. Моисеева. - М., 2018. - С. 105.
34. Нагайцева С.С. Окказионализмы как средство выразительности /
C. С. Нагайцева. - М., 2017. - 105 с.
35. Намитокова Р.Ю. Авторские неологизмы:
словообразовательный аспект / Р.Ю.Намитокова. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1986. - 160 с.
36. Николаев Г.А. Лекции по русскому словообразованию: учеб. пособие / Г.А.Николаев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2009. - 188 с.
37. Николина Н.А. Активные процессы в языке современной русской художественной литературы: Монография / Н.А.Николина. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2014. - 336 с.
38. Петрова З.Ю. Окказионализмы как элементы образных параллелей в языке художественной литературы / З.Ю. Петрова. - М., 2018.
- 93 с.
39. Попова Т.В. Неология и неография современного русского языка / Т.В. Попова, Л.В. Рацибурская, Д.В. Гугунава. - М.: Флинта, 2005. - 168с.
40. Ревзина О.Г. Поэтика окказионального слова / О.Г.Ревзина // Язык как творчество. Сборник статей к 70-летию В.П.Григорьева. - М.: «ИРЯ РАН», 1996. - С. 303-308.
41. Рязанова Т.А. Специфика окказианальной лексики / Т.А. Рязанова. - М., 2016. - 90 с.
42. Словарь лингвистических терминов / Под ред. Т.В.Жеребило. - Назрань: Пилигрим, 2010. - 486 с.
43. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология) / А.Н.Тихонов. - М.: Цитадель-трейд, 2002. - 464 с.
44. Туранина Н.А. Индивидуально-авторская метафора в контексте и словаре / Н.А.Туранина. - Белгород: Изд-во Белгор. ун-та, 2001. - 75 с.
45. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация / И.С.Улуханов. - М.: Астра семь, 1996. - 224 с.
46. Улуханов И.С. Окказиональные чистые способы словообразования в современном русском языке / И.С.Улуханов // Изв. РАН. Сер. лит. и языка. - 1992. - Т. 51, №1. - С. 3 - 17.
47. Улуханов И.С. Узуальные и окказиональные единицы словообразовательной системы / И.С.Улуханов // Вопросы языкознания. №1. - 1984. - С. 44-54
48. Уфлянд В.И. Традиция и новаторство в поэзии Иосифа Бродского / В.И.Уфлянд // Звезда. - 1997. - №1. - С.155-158.
49. Фельдман Н.И. Окказиональные слова и лексикография / Н.И.Фельдман // Вопр. языкознания. - 1957. - №4. - С. 64-73.
50. Фомина Л.Н. Типы и функции новообразований в поэзии эгофутуристов: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.Н.Фомина. - М., 2005. - 22 с.
51. Ханпира Э.И. Окказиональное словообразование В.В. Маяковского (отыменные глаголы и причастия): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Э.И.Ханпира. - М., 1996. - 16 с.
52. Щербакова Н.Н. Грамматические окказионализмы в поэтическом тексте / Н.Н. Щербакова. - М., 2014. - 170 с.
53. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке / Н.А.Янко-Триницкая. - М.: Индрик, 2001. - 504 с.
ИСТОЧНИКИ
Бродский И.А. Сочинения: в 4 т. / И.Бродский - СПб.: Пушкинский фонд, 1992-1995. - Т.1-4


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ