УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ
|
Введение 3
1. Теоретические основы упрощенной системы налогообложения 5
1.1. Сущность упрощенной системы налогообложения и ее роль в налоговой
системе 5
1.2. Упрощенная система налогообложения как инструмент развития малого
бизнеса 10
1.3. Зарубежный опыт применения упрощенной системы налогообложения^
2. Анализ практики применения упрощенной системы налогообложения в
Российской Федерации 23
2.1 Преимущества и недостатки перехода на упрощенную систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей 23
2.2 Формирование доходов и расходов при применении упрощенной системы
налогообложения 32
2.3 Порядок исчисления и уплаты налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения 41
3. Совершенствование упрощенной системы налогообложения в России 47
3.1 Проблемы применения упрощенной системы налогообложения как
специального налогового режима 47
3.2 Перспективы развития упрощенной системы налогообложения в
современных условиях 60
Заключение 73
Список использованных источников
1. Теоретические основы упрощенной системы налогообложения 5
1.1. Сущность упрощенной системы налогообложения и ее роль в налоговой
системе 5
1.2. Упрощенная система налогообложения как инструмент развития малого
бизнеса 10
1.3. Зарубежный опыт применения упрощенной системы налогообложения^
2. Анализ практики применения упрощенной системы налогообложения в
Российской Федерации 23
2.1 Преимущества и недостатки перехода на упрощенную систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей 23
2.2 Формирование доходов и расходов при применении упрощенной системы
налогообложения 32
2.3 Порядок исчисления и уплаты налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения 41
3. Совершенствование упрощенной системы налогообложения в России 47
3.1 Проблемы применения упрощенной системы налогообложения как
специального налогового режима 47
3.2 Перспективы развития упрощенной системы налогообложения в
современных условиях 60
Заключение 73
Список использованных источников
В налоговой системе Российской Федерации существуют специальные налоговые режимы, призванные упрощать учетные процедуры, снижать налоговую нагрузку и стимулировать деятельность предприятий малого и среднего бизнеса. Одним из специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения (УСН), которая применяется организациями и индивидуальными предпринимателями на добровольной основе наряду с иными режимами налогообложения и состоит в консолидации налоговых обязанностей по различным налогам в одну. Благоприятным моментом применения УСН для малого бизнеса является оптимизация налоговых платежей и освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на добавленную стоимость с возможностью выбора объекта налогообложения. Однако, несмотря на достоинства данного специального налогового режима, существует и ряд недостатков его применения, в связи с чем повышается актуальность вопросов применения УСН в России.
В экономической литературе вопросам применения упрощенной системы налогообложения посвящены труды таких экономистов, как О.В. Рахматуллина, А.О. Волокитина, Н.Ю. Орлова, А.В. Падыганов, Н.В. Курочкина, которые анализируют преимущества и недостатки применения УСН субъектами малого бизнеса, вопросы финансово-правового регулирования данного налогового режима.
Предметом исследования является упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим. Объектом исследования является применение УСН в России.
Целью работы является исследование упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- исследование сущности упрощенной системы налогообложения и ее роли в налоговой системе
- определение роли упрощенной системы налогообложения как инструмента развития малого бизнеса;
- исследование зарубежного опыта применения упрощенной системы налогообложения;
- выявление преимуществ и недостатков перехода на упрощенную систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей;
- анализ проблем применения упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима;
- анализ перспектив развития упрощенной системы налогообложения в современных условиях.
Научной базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по теме исследования, нормативно-правовая литература, статистика Федеральной налоговой службы.
В работе проведены комплексный анализ преимуществ и недостатков применения УСН в России, моделирование налоговых поступлений по упрощенной системе налогообложения исходя из объемов оборота малых предприятий и ИП, макроэкономического показателя ВВП, а также различные предложения по совершенствованию данного специального налогового режима.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Во введении обосновывается актуальность работы, ее предмет, объект, цели, задачи и структура. Первая глава исследования посвящена теоретическим вопросам упрощенной системы налогообложения. Во второй главе исследуется практика применения УСН в России. Третья глава исследования посвящена направлениям совершенствования упрощенной системы налогообложения в России, выявлению ее проблем и перспектив развития. В заключении представлены выводы по результатам работы.
В экономической литературе вопросам применения упрощенной системы налогообложения посвящены труды таких экономистов, как О.В. Рахматуллина, А.О. Волокитина, Н.Ю. Орлова, А.В. Падыганов, Н.В. Курочкина, которые анализируют преимущества и недостатки применения УСН субъектами малого бизнеса, вопросы финансово-правового регулирования данного налогового режима.
Предметом исследования является упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим. Объектом исследования является применение УСН в России.
Целью работы является исследование упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- исследование сущности упрощенной системы налогообложения и ее роли в налоговой системе
- определение роли упрощенной системы налогообложения как инструмента развития малого бизнеса;
- исследование зарубежного опыта применения упрощенной системы налогообложения;
- выявление преимуществ и недостатков перехода на упрощенную систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей;
- анализ проблем применения упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима;
- анализ перспектив развития упрощенной системы налогообложения в современных условиях.
Научной базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по теме исследования, нормативно-правовая литература, статистика Федеральной налоговой службы.
В работе проведены комплексный анализ преимуществ и недостатков применения УСН в России, моделирование налоговых поступлений по упрощенной системе налогообложения исходя из объемов оборота малых предприятий и ИП, макроэкономического показателя ВВП, а также различные предложения по совершенствованию данного специального налогового режима.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Во введении обосновывается актуальность работы, ее предмет, объект, цели, задачи и структура. Первая глава исследования посвящена теоретическим вопросам упрощенной системы налогообложения. Во второй главе исследуется практика применения УСН в России. Третья глава исследования посвящена направлениям совершенствования упрощенной системы налогообложения в России, выявлению ее проблем и перспектив развития. В заключении представлены выводы по результатам работы.
Специальные налоговые режимы в налоговой системе России регулируют исполнение налоговых обязанностей индивидуальных предпринимателей и организаций малого и среднего бизнеса, играют важную роль во взаимодействии государства и налогоплательщиков и способствуя оптимизации налогообложения и упрощению его процедурных аспектов. Мировая и отечественная практика показывает, что не существует единой системы налогообложения малого бизнеса: широкое распространение специальных налоговых режимов для малых предприятий получило в России и в странах ближнего зарубежья, тогда как в развитых странах применяются льготные ставки для малого бизнеса.
В целом, роль упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима в РФ для субъектов малого предпринимательства состоит в снижении налоговой нагрузки, упрощении ведения налогового учета, стимулировании развития предприятий малого и среднего бизнеса. Роль УСН для государства состоит в обеспечении поступлений налоговых платежей в бюджет и упрощении системы налогообложения. Ежегодно наблюдается увеличение налоговых поступлений по УСН в бюджет, при этом наблюдается наибольший рост поступлений по УСН с объектом налогообложения «доходы за вычетом расходов» .
Применение УСН наряду с достоинствами для государства и налогоплательщиков обладает рядом недостатков. Так, в настоящее время не решена проблема разукрупнения организаций и подмены одних видов предпринимательской деятельности другими в целях применения режима налогообложения с более щадящей налоговой нагрузкой, что приводит к снижению налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Также возникают различные проблемы, связанные с освобождением от уплаты НДС, контролем критериев соответствия для применения данной системы налогообложения, дроблением бизнеса. Основным препятствием применения УСН выступают ограничения по видам деятельности, предельной численности работников, размеру полученных доходов, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов.
Необходимо отметить, что появление УСН неразрывно связано с осознанием государством необходимости развития малого предпринимательства. Предельные размеры доходов при УСН соответствуют границам доходов для микропредприятий, допустимая численность работников - для малых предприятий.
Обобщив практику применения УСН в РФ, можно сделать вывод о том, что данный специальный режим налогообложения решил поставленную задачу по снижению налогового бремени на малый бизнес, упрощению процедуры ведения налогового учёта и составления налоговой отчетности. Однако в настоящее время не решена проблема разукрупнения организаций и подмены одних видов предпринимательской деятельности другими в целях применения режима налогообложения с более щадящей налоговой нагрузкой, что приводит к снижению налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Основные экономические показатели деятельности предприятий малого бизнеса за 2014-2016 гг.
Основные
показатели Малые предприятия Микропредприятия
2014 2015 2016 Откл. 2016 / 2014 г. 2014 2015 2016 Откл. 2016 / 2014 г.
Число
предприятий, тыс. 236 232 173 -63 1868 1990 2598 730
Средняя численность работников, тыс. чел. 6358 6725 5389 -969 4431 4606 5651 1220
Оборот предприятий, млрд. руб. 16693 25537 18738 2045 9699 18587 20139 10440
Сальдированный финансовый результат, млрд. руб. 312 554 852 540 900 938 1498 598
Источник: Статистические сборники «Малое и среднее предпринимательство в России» 2015, 2017 гг.
Число предприятий малого бизнеса в целом за рассматриваемые периоды возросло, что говорит об улучшении экономической обстановки в сегменте малого бизнеса в России.
Предложенная в работе модель налоговых поступлений по УСН отражает прямую зависимость налоговых поступлений от объемов оборота малых предприятий и ИП, а также макроэкономического показателя ВВП. Данная ситуация свидетельствует о прямой зависимости налоговых поступлений от деловой активности малого бизнеса, при этом, в свою очередь, деловая активность малого бизнеса зависит во многом от проводимой политики государства по стимулированию его деятельности и предлагаемых льгот и мер поддержки.
В целях дальнейшего совершенствования упрощенной системы налогообложения в России, необходимо развитие следующих направлений:
- для минимизации негативных последствий утраты права на применение упрощенной системы налогообложения возможным представляется отмена обязанности налогоплательщика осуществлять пересчет налогов в рамках общего режима при превышении им критериев применения упрощенной системы налогообложения, но только один раз;
- для пресечения злоупотребления налогоплательщиками применения упрощенной системы налогообложения для получения необоснованной налоговой выгоды в виде дробления бизнеса, целесообразно повышение ставки минимального налога при объекте доходы, уменьшенные на величину расходов с 1 до 2%;
- требуют дальнейшей конкретизации и уточнения формулировки расходов, признаваемых для целей налогообложения при упрощенной системе налогообложения, а также критерии обоснованности расходов, применительно к субъектам малого предпринимательства - налогоплательщикам налога, уплачиваемого в рамках УСН.
Многообразие подходов к налогообложению малого бизнеса определяется спецификой налоговой системы государства, целями и условиями применения различных систем налогообложения.
В США не используются особые налоговые режимы для малых предприятий, однако, можно отметить целый ряд регуляторных норм для малых предприятий, которые дают возможность упростить процедуру учета и отчетности, стимулируя и облегчая таким образом инвестиции в эту сферу. Так, например, при налогообложении малых предприятий компании, которые имеют незначительные прибыли, платят подоходный налог по более низким ставкам. Для впервые зарегистрировавшихся малых предприятий действует бонус первого года, при котором налогом облагается только половина полученной прибыли [29].
В Канаде предприятия малого бизнеса облагаются по единой ставке, которая к 2019 г. должна быть снижена до 9 %., что имеет целью увеличение количества рабочих мест в стране, ускорение социально-экономического развития в целом [28].
Примером упрощенной системы налогообложения за рубежом может служить модель аккордного налога - фиксированная сумма налога, устанавливаемая в зависимости от вида экономической деятельности.
В целом перспективы развития упрощенной системы налогообложения в России неразрывно связаны с нормативно-правовым совершенствованием данного режима налогообложения и тенденций развития малого бизнеса. Сравнение любых режимов налогообложения между собой выявляет как достоинства, так и их недостатки. Выбор определенного режима зависит как от возможности его применения с учетом имеющихся законодательных ограничений, от специфики деятельности и условий работы организации или ИП, так и от фактических или планируемых показателей финансово - хозяйственной деятельности.
В целом, роль упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима в РФ для субъектов малого предпринимательства состоит в снижении налоговой нагрузки, упрощении ведения налогового учета, стимулировании развития предприятий малого и среднего бизнеса. Роль УСН для государства состоит в обеспечении поступлений налоговых платежей в бюджет и упрощении системы налогообложения. Ежегодно наблюдается увеличение налоговых поступлений по УСН в бюджет, при этом наблюдается наибольший рост поступлений по УСН с объектом налогообложения «доходы за вычетом расходов» .
Применение УСН наряду с достоинствами для государства и налогоплательщиков обладает рядом недостатков. Так, в настоящее время не решена проблема разукрупнения организаций и подмены одних видов предпринимательской деятельности другими в целях применения режима налогообложения с более щадящей налоговой нагрузкой, что приводит к снижению налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Также возникают различные проблемы, связанные с освобождением от уплаты НДС, контролем критериев соответствия для применения данной системы налогообложения, дроблением бизнеса. Основным препятствием применения УСН выступают ограничения по видам деятельности, предельной численности работников, размеру полученных доходов, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов.
Необходимо отметить, что появление УСН неразрывно связано с осознанием государством необходимости развития малого предпринимательства. Предельные размеры доходов при УСН соответствуют границам доходов для микропредприятий, допустимая численность работников - для малых предприятий.
Обобщив практику применения УСН в РФ, можно сделать вывод о том, что данный специальный режим налогообложения решил поставленную задачу по снижению налогового бремени на малый бизнес, упрощению процедуры ведения налогового учёта и составления налоговой отчетности. Однако в настоящее время не решена проблема разукрупнения организаций и подмены одних видов предпринимательской деятельности другими в целях применения режима налогообложения с более щадящей налоговой нагрузкой, что приводит к снижению налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Основные экономические показатели деятельности предприятий малого бизнеса за 2014-2016 гг.
Основные
показатели Малые предприятия Микропредприятия
2014 2015 2016 Откл. 2016 / 2014 г. 2014 2015 2016 Откл. 2016 / 2014 г.
Число
предприятий, тыс. 236 232 173 -63 1868 1990 2598 730
Средняя численность работников, тыс. чел. 6358 6725 5389 -969 4431 4606 5651 1220
Оборот предприятий, млрд. руб. 16693 25537 18738 2045 9699 18587 20139 10440
Сальдированный финансовый результат, млрд. руб. 312 554 852 540 900 938 1498 598
Источник: Статистические сборники «Малое и среднее предпринимательство в России» 2015, 2017 гг.
Число предприятий малого бизнеса в целом за рассматриваемые периоды возросло, что говорит об улучшении экономической обстановки в сегменте малого бизнеса в России.
Предложенная в работе модель налоговых поступлений по УСН отражает прямую зависимость налоговых поступлений от объемов оборота малых предприятий и ИП, а также макроэкономического показателя ВВП. Данная ситуация свидетельствует о прямой зависимости налоговых поступлений от деловой активности малого бизнеса, при этом, в свою очередь, деловая активность малого бизнеса зависит во многом от проводимой политики государства по стимулированию его деятельности и предлагаемых льгот и мер поддержки.
В целях дальнейшего совершенствования упрощенной системы налогообложения в России, необходимо развитие следующих направлений:
- для минимизации негативных последствий утраты права на применение упрощенной системы налогообложения возможным представляется отмена обязанности налогоплательщика осуществлять пересчет налогов в рамках общего режима при превышении им критериев применения упрощенной системы налогообложения, но только один раз;
- для пресечения злоупотребления налогоплательщиками применения упрощенной системы налогообложения для получения необоснованной налоговой выгоды в виде дробления бизнеса, целесообразно повышение ставки минимального налога при объекте доходы, уменьшенные на величину расходов с 1 до 2%;
- требуют дальнейшей конкретизации и уточнения формулировки расходов, признаваемых для целей налогообложения при упрощенной системе налогообложения, а также критерии обоснованности расходов, применительно к субъектам малого предпринимательства - налогоплательщикам налога, уплачиваемого в рамках УСН.
Многообразие подходов к налогообложению малого бизнеса определяется спецификой налоговой системы государства, целями и условиями применения различных систем налогообложения.
В США не используются особые налоговые режимы для малых предприятий, однако, можно отметить целый ряд регуляторных норм для малых предприятий, которые дают возможность упростить процедуру учета и отчетности, стимулируя и облегчая таким образом инвестиции в эту сферу. Так, например, при налогообложении малых предприятий компании, которые имеют незначительные прибыли, платят подоходный налог по более низким ставкам. Для впервые зарегистрировавшихся малых предприятий действует бонус первого года, при котором налогом облагается только половина полученной прибыли [29].
В Канаде предприятия малого бизнеса облагаются по единой ставке, которая к 2019 г. должна быть снижена до 9 %., что имеет целью увеличение количества рабочих мест в стране, ускорение социально-экономического развития в целом [28].
Примером упрощенной системы налогообложения за рубежом может служить модель аккордного налога - фиксированная сумма налога, устанавливаемая в зависимости от вида экономической деятельности.
В целом перспективы развития упрощенной системы налогообложения в России неразрывно связаны с нормативно-правовым совершенствованием данного режима налогообложения и тенденций развития малого бизнеса. Сравнение любых режимов налогообложения между собой выявляет как достоинства, так и их недостатки. Выбор определенного режима зависит как от возможности его применения с учетом имеющихся законодательных ограничений, от специфики деятельности и условий работы организации или ИП, так и от фактических или планируемых показателей финансово - хозяйственной деятельности.
Подобные работы
- УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК
СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - УПРОЩЁННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - Упрощенная система учета и налогообложения субъектов малого бизнеса (на примере ООО «Коммунремстрой»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПО УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ (НА ПРИМЕРЕ ООО «КАМЗАПЧАСТЬАВТО»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Применение упрощенной системы налогообложения в ООО ПО «Коммунсервис-Актаныш»
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование упрощенной системы налогообложения
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024



