Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников посредством календаря природы (Методика обучения и воспитания)

Работа №37313

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы44
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
426
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 4 месяцев до 6 лет 7 месяцев, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
В приложениях результаты исследования в табличном виде.
В данной работе не указано название поменять название базы исследования. Таким образом, можно подставить название нужной базы исследования и работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития наглядно-образного мышления старших дошкольников посредством календаря природы 6
1.1 Сущность наглядно-образного мышления 6
1.2 Календарь природы, как средство наглядно-образного мышления старшего дошкольного возраста 10
1.3 Методика развития наглядно-образного мышления старших дошкольников посредством календаря природы 15
Выводы по первой главе 22
Глава 2 Опытно-экспериментальная деятельность по развитию наглядно-образного мышления 23
2.1 Выявление уровня развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников 23
2.2 Опытно-экспериментальная деятельность развития наглядно-образного мышления посредством календаря природы 28
2.3 Контрольный этап. Результат развития наглядно-образного мышления посредством календаря природы 32
Выводы по второй главе 36
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложения 44

Актуальность. Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. Весной тает снег, пробуждаются растения и животные, прилетают птицы. В летние дни у животных и птиц появляется новое потомство, на деревьях и кустарниках созревают плоды и ягоды. Осенью деревья теряют свой зеленый наряд, улетают на юг перелетные птицы, звери усиленно готовятся к зиме. Зимой растительный мир находится в состоянии покоя, многие животные прячутся от снежных бурь и лютых морозов. У дошкольника, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.
В старшем дошкольном возрасте активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, что позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, с помощью образного описания дошкольник может представить то, что никогда не видел. Ребенок учится рассуждать, создавать образы, что является свидетельством формирования наглядно-образного мышления. Наиболее эффективно развивается наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за природными явлениями. Однако познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность – создание календарей природы. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.
Цель исследования – изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством календаря природы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия наглядно-образного мышления.
2. Определить условия применения календарей природы в развитии наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать в экспериментальном исследовании возможности использования календарей природы в развитии наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: организация наблюдений старших дошкольников за сезонными изменениями в природе посредством моделирования календаря природы способствует развитию наглядно-образного мышления.
Объект исследования – наглядно-образное мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством календаря природы.
Методы исследования. В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение за старшими дошкольниками, тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Серебряковой и др. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Соколов определили сущность понятия наглядно-образного мышления. В работах О.Л. Князев, И.М. Пушкаревой и др. раскрыты основные этапы развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте. А.С. Курбатовой, С.Н. Николаевой, О.А. Стешиной определены условия моделирования календарей природы в старшей возрастной группе детей в условиях ДОУ. А.И. Иванова, М.М. Ушакова и др. проанализировали возможности использования календарей природы в развитии наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наглядно-образное мышление – это процесс решения задач, во время которого человек работает с предметами, только представляя их себе зрительно, но, не взаимодействуя с ними в реальности.
Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем – использование в учебном или в воспитательном процессе. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь. Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (до 6-7) условных изображений погодных явлений.
Для развития дошкольников значение имеет и знакомство с закономерно протекающими изменениями в природе: рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе. Проводя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определённые логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес. Работа с календарями природы в плане умственного воспитания также имеет большое значение: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это даёт возможность обобщённо познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что календарь природы является эффективным средством развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов контрольного этапа позволил заключить, что после проведения развивающей работы с использованием календаря природы. Значительно повысился у детей старшего дошкольного возраста уровень развития наглядно-образного мышления. Следовательно, календарь природы является необходимой и важной частью развивающей среды детского сада. Знания, умения и навыки, которые дети в нём приобретают, обязательно пригодятся им в дальнейшем, при обучении в школе. Кроме того, он является средством экологического воспитания дошкольников, средством развития наглядно-образного мышления.
Итак, в ходе проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Андрющенко, О. А. Технология формирования системы знаний о сезонных явлениях природы ХМАО у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. А. Андрющенко. – Нижневартовск, 2014. – 45 с.
2. Афонина, Ю. В. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников [Текст] / Ю. В. Афонина, Т. Г. Ханова // Перспективы образования и науки. – 2017. – №6(30). – С. 66-69.
3. Бичева, И. Б. Безопасность образовательной среды» как категория современного профессионально-педагогического знания [Текст] / И. Б. Бичева // Вестник Мининского университета. – 2017. – №1(18). – С. 8.
4. Бывшева, М. В. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве [Текст] / М. В. Бывшева // Вестник Мининского университета. –2016. – №3(16). – С. 22.
5. Вахрушева, Л.Н. Развитие механизмов нагялдно-образного мышления у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Вахрушева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 20. – С. 7–11.
6. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] / М. Вертгеймер. – Москва : АСТ, 2015. – 352 с.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Юрайт, 2012. – 812 с.
8. Зарипова, А. А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду [Текст] / А. А. Зарипова // Детский сад от А до Я. – 2018. – № 7. – С. 43- 48.
9. Зебзеева, В. А. Построение системы экологического образования детей дошкольного возраста на системно-деятельностной основе : принципы, этапы, технология [Текст] / В. А. Зебзеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 133-141.
10. Зебзеева, В. А. Использование моделей и моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста [Текст] / В. А. Зебзеева // Современное образование. – 2017. – №4. – С. 76-84.
11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. [Текст] / И. А. Зимняя – Москва : Издательская корпорация «Логос», 2016. – 384 с.
12. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – Москва : Экзамен, 2014. – 234 с.
13. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений [Текст] / А. И. Иванова. – Москва : Сфера, 2008. – 240 с.
14. Илаграева, О. А. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : уч. пос. для пед. ВУЗов [Текст] / О. А. Илаграева, Е. В. Родина, Н. А. Стародубцева; под ред. Л. Г. Нисканен. – Москва : Академия, 2016. – 201 с.
15. Кабулова, А. М. Проектирование образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / А. М. Кабулова // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 112-115
16. Карташова, В. А. Теоретические основы формирования отношения детей к природе [Текст] / В. А. Карташова // Дошкольное образование : опыт, проблемы, перспективы развития: материалы V Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 3 июля 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – №2(5). – С. 82-83.
17. Князева, О. Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач [Текст] / О. Л. Князева // Вопросы психологии. – 2017. – №5. – С. 86–93.
18. Курбатова, А. С. Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие старших дошкольников [Текст] / А. С. Курбатова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №6. – С. 407.
19. Курбатова, А. С. Роль начальной школы в развитии экологической культуры [Текст] / А. С. Курбатова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №57-4. – С. 78-86.
20. Миронов, А. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности [Текст] / А. Миронов. – Волгоград : Учитель, 2016. – 216 с.
21. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада [Текст] / С. Н. Николаева. – Москва : Мозаика-Синтез, 2016. – 200 с.
22. Пушкарева, И. М. Методы развития наглядно-образного мышление у детей дошкольного возраста [Текст] / И.М. Пушкарева // Дошкольное воспитание. – 2015. – №4. – С. 85-88.
23. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. Программа по экологическому образованию дошкольников [Текст] / Н. А. Рыжова. – Москва : Линка-Пресс, 2017. – 224 с.
24. Рубинштейн, С. Л. Общая психология [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Академия, 2013. – 588 с.
25. Серебрякова, Т. А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Серебрякова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.
26. Соколов, А. Н. Внутренняя речь и мышление [Текст] / А. Н. Соколов. – Москва : АСТ, 2014. – 415 с.
27. Стешина, О. А. Особенности начального этапа экологического образования детей [Текст] / О. А. Стешина // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы II Международной научно-практической конференции. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 226-228.
28. Терентьева, Л. И. Роль детской литературы в экологическом образовании и воспитании дошкольников [Текст] / Л. И. Терентьева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №1(53). – С. 46-53.
29. Ушакова, М. М. По страницам экологического календаря. сб. метод. материалов для педагогов [Текст] / М. М. Ушакова. – Нижний Новгород : Дронт, 2012. – 59 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 50 с.
31. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников [Текст] / А. М. Федотова. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
32. Шайдуллина, Г. Р. Организация эколого-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Г. Р. Шайдуллина // Образовательная среда сегодня : стратегии развития: материалы Международной научно-практической конференции. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2013. – С. 113-115.
33. Яшкина, Р. И. Развитое мышление как условие готовности старшего дошкольника к обучения в школе [Текст] / Р. И. Яшкина // Педагогика. – 2015. – №3. – С. 41-45.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ