Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовое регулирование и проведение референдума в Российской Федерации (Барнаульский Юридический Институт МВД)

Работа №37277

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

конституционное право

Объем работы40
Год сдачи2018
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
432
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕФЕРЕНДУМА 5
1.1 Понятие и принципы проведения референдума 5
1.2 Вопросы референдума 9
1.3 Виды референдумов 11
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА В РФ 14
2.1 Конституционный контроль в сфере организации и проведения референдума 14
2.2 Проблемы проведения референдума в РФ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36

Актуальность выбранной темы. В системе правовых форм политического самоуправления институт референдума, так же как и прямые выборы, имеет особый, высший юридический статус. Другие правовые формы (массовые мирные акции и т.д.) второстепенны, поскольку только на референдуме посредством прямого голосования граждане вправе принимать решения по управлению общественными отношениями, т.е. фактически и юридически осуществлять политическое самоуправление или народовластие. Вследствие этого институт референдума является своего рода критерием и одновременно неотъемлемым, сущностным признаком государства, в котором установлен демократический политический правовой режим (далее по тексту – демократическое государство). Поэтому очевидно, что страны, в которых институт референдума не учрежден, не являются демократическими, поскольку граждане не имеют права инициировать и непосредственно путем голосования принимать решения по управлению общественными отношениями, т.е. осуществлять политическое самоуправление.
Вместе с тем не все государства, в которых институт референдума учрежден, могут быть признаны демократическими. Политическое самоуправление граждан в демократическом государстве предполагает не только учреждение института референдума, понимаемого в узком смысле, как предоставление гражданам права голосовать по тем или иным вопросам, но  и это главное  определение прав граждан при его назначении, подготовке, проведении и принятии решений по регулированию политических, экономических, социальных и идеологических (культурных) общественных отношений, а также установление прав, обязанностей и ответственности органов публичной власти.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе проведения референдума.
Предмет работы составляют нормы конституционного и иного законодательства, регламентирующие порядок проведения референдумов, научная и специальная литература по теме исследования.
Целью работы является всесторонний анализ законодательного регулирования и практики референдума в РФ.
Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и принципы проведения референдума;
- раскрыть вопросы референдума;
- изучить виды референдумов;
- охарактеризовать конституционный контроль в сфере организации и проведения референдума;
- проанализировать проблемы проведения референдума в РФ.
Методы работы. В ходе работы применялись такие методы как, диалектический, формальный, системный, структурный, логический, методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой и другие.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Референдум представляет собой высшую форму непосредственной демократии, прямое всенародное волеизъявление, которое не требует утверждения представительными органами власти. При этом, фактически, сами по себе результаты референдума не могут служить, например, нормативно-правовой базой регулирования тех или иных общественных отношений, что обуславливает определенную зависимость непосредственной демократии от представительной, поскольку для «овеществления» результатов референдума необходимы соответствующие изменения в федеральное или региональное законодательство, осуществляемые представительной властью.
Референдумы могут быть классифицированы в зависимости от территориального состава участников, по содержанию решаемых вопросов, по основаниям проведения и по юридическим последствиям.
На референдум могут быть вынесены вопросы государственного значения. Содержание категории «вопрос государственного значения» на законодательном уровне не определено. Такой подход законодателя следует признать верным и единственно возможным – любая попытка конкретизировать данную категорию привела бы по сути к разрешительному характеру проведения референдума со стороны государства.
Следует отметить, что производство по делам о проверке конституционности вопроса, предлагаемого на федеральный референдум, является самостоятельной процедурой конституционного контроля, существенно отличающейся от иных процедур, в том числе от процедуры проверки конституционности инициативы референдума, и обладает особой спецификой. Рассматриваемая процедура, к сожалению, не нашла закрепления в отдельной главе ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В связи с этим представляется необходимым введение в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» главы «Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ вопроса, предлагаемого на референдум РФ в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации» и отражение в ней необходимых особенностей рассматриваемой процедуры конституционного контроля.
В России, так же как и в других странах, население интересуют прежде всего социальные, экономические и, с недавнего времени, экологические проблемы. Однако существующие законодательные запреты не позволяют гражданам решать эти проблемы на референдуме. Инициируя заведомо «непроходные» референдумы, граждане пытаются обратить внимание властей на отсутствие решения этих проблем.
К сожалению, вышеизложенное позволяет думать, что государство, регулируя отношения, связанные с референдумом, до сих пор опасается предоставления больших свобод гражданам и руководствуется соображениями «как бы чего не вышло». Создавая механизмы реализации форм непосредственной демократии, государство действует вполне авторитарно. Но одно ли государство во всем виновато? Думается, не только государство должно определять, что нужно обществу, а общество само также должно подсказывать пути управления собой и, более того, определять, каким быть государству. Для этого граждане сами, с помощью существующих законодательных средств, прежде всего закрепленных в Конституции прав и свобод, должны начать реально участвовать в управлении государственными и общественными делами, влиять на государственную политику и в итоге влиять на процесс демократизации государства. Поэтому референдум необходим, даже если он является относительно невостребованным.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 28 декабря 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 13. - Ст. 1447.
3. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (ред. от 31 октября 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 52 (1 ч.). - Ст. 4916.
4. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 18 июня 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 27. - Ст. 2710.
5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 18 апреля 2018 г.), (с изм. и доп., вступ. в силу с 06 мая 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 24. - Ст. 2253.
6. Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 01 мая 2016 г. № 119-ФЗ (ред. от 29 декабря 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2016. - № 18. - Ст. 2495.


Научная и специальная литература


7. Авакьян, С.А. Конституционное право России: избранные статьи. 2010 – 2016 / С.А. Авакьян. - М.: Проспект, 2016. – 501 с.
8. Брызгалов, А.И. Конституционное право России / А.И. Брызгалов. – М.: Юрайт, 2014. – 399 с.
9. Ватаманюк, В.О. Вопросы, выносимые на общенациональный референдум в Российской Федерации / В.О. Ватаманюк // Вопросы российской юстиции. - 2015. - № 2 (2). - С. 154-158.
10. Витрук, Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. - 4-е изд., перераб. и доп. / Н.В. Витрук. - М.: Норма, 2012. - 592 с.
11. Войтаж, А.В. Понятие и виды референдумов. конституционные и правовые основы референдумов в России / А.В. Войтаж // Актуальные проблемы конституционного и международного права: Материалы Первой ежегодной конференции. 2017. - С. 42-46.
12. Воробьев, Д. Экологические референдумы в России / Д. Воробьев // Отечественные записки. - 2014. - № 6. - С. 123-129.
13. Гаврилова, А.С. Порядок выдвижения вопросов местного референдума / А.С. Гаврилова, В.А. Колосова // Современные проблемы права глазами молодых ученых: сборник материалов научно-практического семинара с международным участием. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал. 2016. - С. 39-44.
14. Емелькина, Т.А. О перспективах развития института референдума субъекта Российской Федерации / Т.А. Емелькина // Юридический факт. - 2017. - № 20. - С. 94-96.
15. Кабаева, Б.Т. К вопросу о предмете референдума / Б.Т. Кабаева // Наука, новые технологии и инновации. - 2017. - № 6. - С. 131-134.
16. Курячая, М.М. Право на референдум в системе публично-политических прав граждан Российской Федерации / М.М. Курячая. – М.: Юрайт, 2013. – 241 с.
17. Лакехин, М.А. Тайна голосования как важнейший принцип проведения выборов и референдумов / М.А. Лакехин // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. - 2017. - № 1. - С. 6-12.
18. Лебедев, А.Н. Референдум Российской Федерации как высшая правовая форма политического самоуправления граждан России / А.Н. Лебедев // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2014. - № 5. - С. 70-95.
19. Остапович, И.Ю. Перспективы совершенствования деятельности судебного конституционного контроля в Российской Федерации в сфере организации и проведения референдума / И.Ю. Остапович // Российский судья. - 2014. - № 12. - С. 33-36.
20. Петухова, Н.В. Виды референдумов / Н.В. Петухова // Экономика, политика, право, образование в современном информационном обществе: новые парадигмы: Всероссийская научно-практическая конференция: материалы. 2014. - С. 191-198.
21. Сазонникова, Е.В. Актуальные тенденции избирательного законодательства / Е.В. Сазонникова // Инновационная наука. - 2016. - № 4-4. - С. 161-163.
22. Смоленский, М.Б. Конституционное право России / М.Б. Смоленский. – М.: КноРус, 2014. - 519 с.
23. Степанова, А.А. Заметки о референдуме / А.А Степанова // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 2. - С. 28-33.
24. Сычев, В.Б. Особенности рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации дел о соответствии Конституции России вопроса, предлагаемого на референдум Российской Федерации / В.Б. Сычев // Lex russica. - 2018. - № 3. - С. 76-85.
25. Царева, Д.А. Референдум как форма непосредственной демократии в Российской Федерации / Д.А. Царева // Конституционная и административная реформы в России: проблемы и перспективы: материалы межвузовской научно-практической конференции. 2016. - С. 433-437.
26. Цветкова, Е.А. Актуальные проблемы конституционно-правового регулирования референдумов в Российской Федерации / Е.А. Цветкова // Юридический факт. - 2017. - № 21. - С. 60-63.
27. Шугрина, Е.С. Вопросы, выносимые на местные референдумы в материалах судебной практики / Е.С. Шугрина // Городское управление. - 2014. - № 4 (165). - С. 84-92.


Материалы судебной практики


28. По делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года, Закона Республики Татарстан от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Татарстан», Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года «О референдуме Республики Татарстан», Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан»: Постановление Конституционного Суда РСФСР от 13 марта 1992 г. № П-РЗ-I // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. - № 13 - Ст. 671.
29. По делу о проверке конституционности части второй пункта 2 Постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 29 марта 1993 года «О всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума»: Постановление Конституционного Суда РФ от 21 апреля 1993 г. № 8-П // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. - № 18. - ст. 653.
30. По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа: Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 2007 г. № 3-П // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 3. – 2007.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ