Конституционно-правовое регулирование и проведение референдума в Российской Федерации (Барнаульский Юридический Институт МВД)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕФЕРЕНДУМА 5
1.1 Понятие и принципы проведения референдума 5
1.2 Вопросы референдума 9
1.3 Виды референдумов 11
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА В РФ 14
2.1 Конституционный контроль в сфере организации и проведения референдума 14
2.2 Проблемы проведения референдума в РФ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕФЕРЕНДУМА 5
1.1 Понятие и принципы проведения референдума 5
1.2 Вопросы референдума 9
1.3 Виды референдумов 11
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА В РФ 14
2.1 Конституционный контроль в сфере организации и проведения референдума 14
2.2 Проблемы проведения референдума в РФ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36
Актуальность выбранной темы. В системе правовых форм политического самоуправления институт референдума, так же как и прямые выборы, имеет особый, высший юридический статус. Другие правовые формы (массовые мирные акции и т.д.) второстепенны, поскольку только на референдуме посредством прямого голосования граждане вправе принимать решения по управлению общественными отношениями, т.е. фактически и юридически осуществлять политическое самоуправление или народовластие. Вследствие этого институт референдума является своего рода критерием и одновременно неотъемлемым, сущностным признаком государства, в котором установлен демократический политический правовой режим (далее по тексту – демократическое государство). Поэтому очевидно, что страны, в которых институт референдума не учрежден, не являются демократическими, поскольку граждане не имеют права инициировать и непосредственно путем голосования принимать решения по управлению общественными отношениями, т.е. осуществлять политическое самоуправление.
Вместе с тем не все государства, в которых институт референдума учрежден, могут быть признаны демократическими. Политическое самоуправление граждан в демократическом государстве предполагает не только учреждение института референдума, понимаемого в узком смысле, как предоставление гражданам права голосовать по тем или иным вопросам, но и это главное определение прав граждан при его назначении, подготовке, проведении и принятии решений по регулированию политических, экономических, социальных и идеологических (культурных) общественных отношений, а также установление прав, обязанностей и ответственности органов публичной власти.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе проведения референдума.
Предмет работы составляют нормы конституционного и иного законодательства, регламентирующие порядок проведения референдумов, научная и специальная литература по теме исследования.
Целью работы является всесторонний анализ законодательного регулирования и практики референдума в РФ.
Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и принципы проведения референдума;
- раскрыть вопросы референдума;
- изучить виды референдумов;
- охарактеризовать конституционный контроль в сфере организации и проведения референдума;
- проанализировать проблемы проведения референдума в РФ.
Методы работы. В ходе работы применялись такие методы как, диалектический, формальный, системный, структурный, логический, методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой и другие.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Вместе с тем не все государства, в которых институт референдума учрежден, могут быть признаны демократическими. Политическое самоуправление граждан в демократическом государстве предполагает не только учреждение института референдума, понимаемого в узком смысле, как предоставление гражданам права голосовать по тем или иным вопросам, но и это главное определение прав граждан при его назначении, подготовке, проведении и принятии решений по регулированию политических, экономических, социальных и идеологических (культурных) общественных отношений, а также установление прав, обязанностей и ответственности органов публичной власти.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе проведения референдума.
Предмет работы составляют нормы конституционного и иного законодательства, регламентирующие порядок проведения референдумов, научная и специальная литература по теме исследования.
Целью работы является всесторонний анализ законодательного регулирования и практики референдума в РФ.
Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и принципы проведения референдума;
- раскрыть вопросы референдума;
- изучить виды референдумов;
- охарактеризовать конституционный контроль в сфере организации и проведения референдума;
- проанализировать проблемы проведения референдума в РФ.
Методы работы. В ходе работы применялись такие методы как, диалектический, формальный, системный, структурный, логический, методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой и другие.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Референдум представляет собой высшую форму непосредственной демократии, прямое всенародное волеизъявление, которое не требует утверждения представительными органами власти. При этом, фактически, сами по себе результаты референдума не могут служить, например, нормативно-правовой базой регулирования тех или иных общественных отношений, что обуславливает определенную зависимость непосредственной демократии от представительной, поскольку для «овеществления» результатов референдума необходимы соответствующие изменения в федеральное или региональное законодательство, осуществляемые представительной властью.
Референдумы могут быть классифицированы в зависимости от территориального состава участников, по содержанию решаемых вопросов, по основаниям проведения и по юридическим последствиям.
На референдум могут быть вынесены вопросы государственного значения. Содержание категории «вопрос государственного значения» на законодательном уровне не определено. Такой подход законодателя следует признать верным и единственно возможным – любая попытка конкретизировать данную категорию привела бы по сути к разрешительному характеру проведения референдума со стороны государства.
Следует отметить, что производство по делам о проверке конституционности вопроса, предлагаемого на федеральный референдум, является самостоятельной процедурой конституционного контроля, существенно отличающейся от иных процедур, в том числе от процедуры проверки конституционности инициативы референдума, и обладает особой спецификой. Рассматриваемая процедура, к сожалению, не нашла закрепления в отдельной главе ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В связи с этим представляется необходимым введение в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» главы «Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ вопроса, предлагаемого на референдум РФ в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации» и отражение в ней необходимых особенностей рассматриваемой процедуры конституционного контроля.
В России, так же как и в других странах, население интересуют прежде всего социальные, экономические и, с недавнего времени, экологические проблемы. Однако существующие законодательные запреты не позволяют гражданам решать эти проблемы на референдуме. Инициируя заведомо «непроходные» референдумы, граждане пытаются обратить внимание властей на отсутствие решения этих проблем.
К сожалению, вышеизложенное позволяет думать, что государство, регулируя отношения, связанные с референдумом, до сих пор опасается предоставления больших свобод гражданам и руководствуется соображениями «как бы чего не вышло». Создавая механизмы реализации форм непосредственной демократии, государство действует вполне авторитарно. Но одно ли государство во всем виновато? Думается, не только государство должно определять, что нужно обществу, а общество само также должно подсказывать пути управления собой и, более того, определять, каким быть государству. Для этого граждане сами, с помощью существующих законодательных средств, прежде всего закрепленных в Конституции прав и свобод, должны начать реально участвовать в управлении государственными и общественными делами, влиять на государственную политику и в итоге влиять на процесс демократизации государства. Поэтому референдум необходим, даже если он является относительно невостребованным.
Референдумы могут быть классифицированы в зависимости от территориального состава участников, по содержанию решаемых вопросов, по основаниям проведения и по юридическим последствиям.
На референдум могут быть вынесены вопросы государственного значения. Содержание категории «вопрос государственного значения» на законодательном уровне не определено. Такой подход законодателя следует признать верным и единственно возможным – любая попытка конкретизировать данную категорию привела бы по сути к разрешительному характеру проведения референдума со стороны государства.
Следует отметить, что производство по делам о проверке конституционности вопроса, предлагаемого на федеральный референдум, является самостоятельной процедурой конституционного контроля, существенно отличающейся от иных процедур, в том числе от процедуры проверки конституционности инициативы референдума, и обладает особой спецификой. Рассматриваемая процедура, к сожалению, не нашла закрепления в отдельной главе ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В связи с этим представляется необходимым введение в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» главы «Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ вопроса, предлагаемого на референдум РФ в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации» и отражение в ней необходимых особенностей рассматриваемой процедуры конституционного контроля.
В России, так же как и в других странах, население интересуют прежде всего социальные, экономические и, с недавнего времени, экологические проблемы. Однако существующие законодательные запреты не позволяют гражданам решать эти проблемы на референдуме. Инициируя заведомо «непроходные» референдумы, граждане пытаются обратить внимание властей на отсутствие решения этих проблем.
К сожалению, вышеизложенное позволяет думать, что государство, регулируя отношения, связанные с референдумом, до сих пор опасается предоставления больших свобод гражданам и руководствуется соображениями «как бы чего не вышло». Создавая механизмы реализации форм непосредственной демократии, государство действует вполне авторитарно. Но одно ли государство во всем виновато? Думается, не только государство должно определять, что нужно обществу, а общество само также должно подсказывать пути управления собой и, более того, определять, каким быть государству. Для этого граждане сами, с помощью существующих законодательных средств, прежде всего закрепленных в Конституции прав и свобод, должны начать реально участвовать в управлении государственными и общественными делами, влиять на государственную политику и в итоге влиять на процесс демократизации государства. Поэтому референдум необходим, даже если он является относительно невостребованным.
Подобные работы
- Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий (Административная деятельность полиции, Московский Университет МВД России)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Повышение эффективности управления процессом взаимодействия между органами власти муниципального образования и бизнес-сообществом
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2021 - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕС-ХЕМСКОГО КОЖУУНА
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



