Введение 3
Глава I. Историко-теоретические основания формирования исполнительской техники 3 года обучения в классе скрипки 8
1.1. Формирование исполнительской техники в классе скрипки как педагогическая проблема 8
1.2. Ретроспектива формирования исполнительской техники в контексте развития скрипичного искусства в России и за рубежом 22
1.3. Возможности скрипичного технического репертуара в аспекте формированию исполнительской техники учащихся 3 года обучения ДМШ 35
Выводы по I главе 42
Глава II. Практика формирования исполнительской техники 3 года обучения в классе скрипки 44
2.1. Обзор зарубежных и отечественных методик по формированию исполнительской техники скрипача 44
2.2. Разработка комплекса упражнений исполнительской техники как средства развития техники учащегося 3 года обучения 63
2.3. Апробация комплекса упражнений как средства развития исполнительской техники 3 года обучения в классе скрипки 68
Выводы по II главе 75
Заключение 77
Список литературы 79
Приложение 83
Актуальность исследования. Современное музыкальное искусство и образование предъявляет высокие требования к уровню технической оснащенности скрипача. Исполнение музыки композиторов классиков и современных авторов ставит перед музыкантом-скрипачом творческие задачи, которые невозможно разрешать, не обладая развитой скрипичной техникой, подготовленным игровым аппаратом. Поэтому во все времена вопросы инструментального мастерства и исполнительской техники актуальны для теории и практики скрипичного исполнительства и педагогики. Несмотря на традиционное внимание специалистов к данной проблематике и существенные достижения в этой области сегодня насущными остаются вопросы по развитию исполнительской техники скрипача в ДМШ.
Проблема формирования исполнительской техники является первичной при воспитании скрипача с самых первых шагов его обучения. Важность технического оснащения хорошо понимали ведущие исполнители, поэтому данная проблема всегда стояла в центре их педагогического внимания. В свою очередь Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года предусматривает обновление содержания детского дополнительного образования в соответствии с интересами учащихся, потребностями семьи и общества, что, как следствие, ставит перед педагогами задачу поиска новых методов обучения детей. Образовательные инновации затрагивают и вопросы формирования исполнительской техники. Стремление найти новые способы работы, позволяющие эффективно влиять на развитие природных музыкальных данных детей, обусловливает актуальность данной работы.
Научная разработка указанных вопросов чрезвычайно важна для полноценного, эффективного формирования исполнительской техники. Оптимизация технических основ скрипичного исполнительства, о которой
идет речь, призвана оказать существенное позитивное влияние на весь
процесс художественной интерпретации музыкального произведения, на творческую деятельность скрипача в целом. В этой связи расширение и углубление теоретических знаний о природе, принципах, закономерностях построения и функционирования исполнительской техники скрипача, современных представлений о ее естественнонаучных детерминантах, системности формирования и развития исключительно актуальны для дальнейшего прогресса скрипичного исполнительства.
Степень изученности проблемы исследования. Вопросам в области общей педагогики и психологии, были посвящены труды: В.А. Сластенина, С.Д. Смирнова, Л.С. Выготского и др. Музыкальными психологами Г.М.Цыпиным, Н.А. Цагарелли изучены вопросы формирования исполнительских навыков музыкантов-исполнителей.
Методические проблемы исполнительской техники скрипача поднимались в трудах Л.С. Ауэра, М.О. Берлянчика, В.Ю. Григорьева, Л. Гуревича, К. Мостраса, К. Флеша, О.Ф. Шульпякова, И.М. Ямпольского, Ю.И. Янкелевича и др.
Важнейшее значение для данной работы имеет анализ практики, обобщение опыта крупных отечественных и зарубежных скрипачей- исполнителей и педагогов: И. Безродного, Б. Беленького, М. Белякова, И. Бочковой, 3. Брона, М. Ваймана, М. Венгерова, М. Гантварга, И. Гендель, М. Глезаровой, Б. Гольдштейна, Э. Грача, А. Грюмьо, Б. Гутникова, Г. Жислина, В. Иванова, Л. Исакадзе, О. Кагана, Л. Когана, А. Корсакова, А. Кошванца, С. Кравченко, Ф. Крейслера и др.
Вопросы подбора скрипичного репертуара освещены в работах отечественных педагогов-музыкантов, таких как К.Г. Мострас, Ж. Сигети, А.И. Ямпольский, Ю.И. Янкелевич и др.
Однако, несмотря на то, что существует достаточное количество работ, посвященных развитию исполнительской техники скрипача, специальных исследований, посвященных вопросам формирования исполнительской техники учащихся 3 года обучения в классе скрипки детской музыкальной школы не проводилось.
Актуальность и целесообразность темы исследования обусловлена противоречием между необходимостью развития исполнительской техники учащихся 3 года обучения ДМШ при обучении игре на скрипке согласно ФГТ и недостаточностью методических разработок, позволяющих организовать данный процесс.
Тема настоящего исследования: формирование исполнительской
техники учащихся 3 года обучения в классе скрипки ДМШ.
Объектом исследования является образовательный процесс в ДМШ.
Предмет исследования: процесс формирования исполнительской техники учащихся 3 года обучения в классе скрипки ДМШ.
Целью исследования является выявление теоретических основ, способствующих развитию исполнительской техники скрипача, а также разработка и экспериментальная апробация методической разработки.
Исходя из цели, предмета и объекта исследования в работе поставлены следующие задачи:
- провести анализ литературы и дать сущностно-содержательную характеристику понятия «исполнительская техника скрипача» и выявить ее структуру;
- изучить ретроспективу формирования исполнительской техники в контексте развития скрипичного искусства в России и за рубежом;
- выявить возможности скрипичного технического репертуара в аспекте формированию исполнительской техники учащихся 3 года обучения ДМШ;
- провести обзор зарубежных и отечественных методик по формированию исполнительской техники скрипача;
- разработать и апробировать комплекс упражнений исполнительской техники как средства развития исполнительской техники учащегося 3 года обучения в классе скрипки ДМШ.
Гипотеза: формирование исполнительской техники у учащихся 3 класса при обучении игре на скрипке будет успешно, если разработать комплекс упражнений по формированию исполнительской техники юного скрипача.
Методологической основой исследования явились: историко
теоретические работы, касающиеся развития скрипичного исполнительства в России и за рубежом Л.С. Ауэра, Б. Беленького, М.М. Берлянчика, Л.И. Габышевой, М. Гарлицкого, И.Б. Гутмана, М. Либермана, Д.Ф. Ойстраха, Т.В. Погожевой, Г.М. Турчаниновой, К. Флеша, А.А. Ширинского, А.И.Ямпольского и др.; труды по методике музыкального воспитания исполнительской техники М.М. Берлянчика, Г. Зилвея, Ш. Сузуки. Методические идеи Л.С. Ауэра и М.М. Берлянчика о комплексном техническом оснащении скрипача.
Проведенное исследование базируются на комплексном использовании следующих методов исследования: теоретические - теоретический и сравнительный анализ исторической, педагогической, психолого-педагогической, методической литературы, изучение видеоматериалов, моделирование; эмпирические - педагогическое наблюдение, анализ творческих работ, педагогический эксперимент.
Первый этап (2016-2017) включал проведение теоретического анализа психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме; обоснование темы и определение содержания исследования; анализ источников по теории и практике работы в классе скрипки; изучение нормативных документов и рабочей документации.
Второй этап (2017-2018) включал изучение педагогического опыта процесса развития, формирования исполнительской техники учащихся 3 года обучения ДМШ, осуществление экспериментальной работы.
Третий этап (2018-2019) включал анализ и обобщение полученных результатов исследования, систематизацию материала, подготовку методических материалов. На данном этапе уточнялись теоретико-методические выводы по исследованию, оформлялась рукопись работы.
База исследования: МБУ ДО «ДМШ г. Зеленодольска РТ».
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнен структурный состав исполнительской техники скрипача (техника левой руки, техника правой руки, координация обеих рук);
-выявлены педагогические подходы в отечественной и зарубежной скрипичной школе в процессе становления исполнительской техники скрипача;
- создана и апробирована авторская методическая разработка в виде комплекса упражнений, направленных на развитие исполнительской техники учащихся 3 года обучения в классе скрипки ДМШ.
Теоретическая значимость исследования определяется рассмотрением исторических этапов развития скрипичного искусства, сравнительным анализом скрипичных школ за рубежом и в России, обзором существующих методик по обучению игре на скрипке, изучением физиологических и психологических условий становления исполнительской техники скрипача, что расширяет теоретические представления о скрипичной педагогике.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы, включая авторский комплекс упражнений могут быть использованы педагогами системы ДМШ и ДТТТИ в процессе обучения детей на скрипке, в образовательной практике музыкальных учебных заведений в содержании занятий по методике обучения игре на скрипке.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на заседании методического объединения (16.05.2019), в ходе открытых занятий в классе скрипки (13.03.2019; 23.05.2019) в МБУ ДО «ДМШ г. Зеленодольска РТ».
Структура исследования состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы, было уточнено понятие «Исполнительская техника скрипача». Мы пришли к заключению, что исполнительская техника скрипача состоит из трех компонентов: техника левой руки, техника правой руки и координация левой и правой рук. Рассмотрели каждый компонент в отдельности.
Проведенный в работе ретроспективный экскурс в историю развития скрипичного искусства за рубежом и в России, выявил, что педагогическое внимание отечественной школы было нацелено на воспитание у учеников культуры звукоизвлечения. Умение добиваться красивого тембра инструмента, владение всеми частями смычка, совершенствование штриховой техники, отточенность артикуляции левой руки, тонкое исполнение динамических нюансов, владение филировкой звука - наличие всех этих качеств в российской скрипичной школы являлись необходимым условием для успешной исполнительской техники будущего скрипача.
Также, проанализировав школьный репертуар, было выявлено, что гаммы и этюды являются незаменимым подспорьем в техническом развитии юного скрипача на всех этапах его воспитания в музыкальной школе. Анализ учебного материала, осваиваемого в процессе обучения на скрипичных отделениях ДМШ, привело нас к выводу, что его можно подразделить на несколько видов. Изучение каждого имеет цель овладеть одним либо несколькими техническими приемами. Пьесы инструктивно-технического характера развивают беглость, двигательную свободу пальцев; кантиленные пьесы способствуют формированию навыка связного звуковедения и овладению приемом вибрато; пьесы танцевального характера помогают освоить различные штрихи, прививают изящество и легкость исполнения; сочинения крупной формы развивают масштаб музыкального мышления, объединяя художественное и техническое развитие юного музыканта.
Во второй главе нашего исследования был проведен обзор зарубежных и отечественных методик по формированию исполнительской техники скрипача и было выявлено, что каждый представитель внес огромный вклад развитие исполнительской техники.
Также, был теоретически обоснован процесс развития исполнительской техники скрипача, разработан и внедрен в образовательный процесс комплекс упражнений по освоению исполнительской техники.
Провели педагогический эксперимент и выявили уровень развития исполнительской техники учащихся. Опытно-экспериментальная работа показала, что разработанная и внедренная в процесс музыкального образования обучающегося авторская разработка, в виде комплекса упражнений по развитию исполнительской техники учащегося - скрипача, позволила значительно повысить уровень исполнительского мастерства.