Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования особенностей экологической культуры у подростков, посещающих учреждения дополнительного образования 10
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «экологическая
культура» в психолого - педагогической литературе 10
1.2. Особенности экологической культуры в подростковом возрасте 19
1.3. Формы и методы развития экологической культуры у подростков в
учреждениях дополнительного образования 26
Выводы по I главе 40
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей экологической культуры у подростков, посещающих учреждения дополнительного образования 42
2.1. Организация и методики исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация результатов эксперимента 46
2.3. Рекомендации по развитию экологической культуры подростков,
посещающих учреждения дополнительного образования 53
Выводы по II главе 58
Заключение 62
Список литературы 67
Приложения 73
Актуальность исследования. Для развития самосознания развивающейся личности, неотъемлемым элементом которого является экологическая культура и ответственность, понимание законов живого мира, и активная позиция в вопросах охраны окружающей среды создает предпосылки экологическое образование. Учреждениям дополнительного образования детей принадлежит особая роль в экологическом образовании и воспитании. Эта система образовательных учреждений обладает высокой адаптацией к происходящим в обществе изменениям, быстро реагирует на индивидуальные образовательные и другие потребности детей, а главное, в отличие от регламентируемого стандартом школьного образования, предлагает свободу выбора программ, направлений обучения и воспитания. Формирование экологической культуры подростков направлено на разностороннюю экологическую подготовку подрастающего поколения, которое в будущем на основе полученных знаний, практических навыков, приобретённого опыта сможет компетентно решать экологические проблемы разного масштаба.
«Экологическая культура» это сложное междисциплинарное, общеметодологическое понятие. Экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, охватывающая те стороны сознания, мышления и деятельности личности, которые соотносятся с природной средой; базисными структурными компонентами которой являются ценностно-мотивационный, когнитивный и действенно-операционный компоненты.
В настоящее время целью формирования экологической культуры становится не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования экологической культуры личности.
Экологическое воспитание и образование является одним из направлений государственной политики нашего времени. Основной смысл экологического образования и воспитания обучающихся состоит в формировании у подрастающего поколения новой системы ценностей в коммуникации с природой, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей, активной социально-экологической позиции; творческой трансляции ценностей экологической культуры в образовательном пространстве, а так же в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Жизненная значимость экологического образования и воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности.
Особая роль в решении этой задачи принадлежит дополнительному образованию в силу того, что структура учреждений дополнительного образования, формы и методы их работы представляют большие возможности для внедрения новых идей в процесс образования и воспитания.
Таким образом, создание экологически направленной образовательной среды является важнейшим условием, выполнение которого способствует формированию личности с экологической культурой.
Сущность экологической культуры получила свое отражение в трудах отечественных ученых С.В. Алексеева [2], С.Н. Глазычева [11], О.М. Дорошенко [46], С.Д. Дерябо[17], И.А. Зверева [20], Б.Т. Лихачева [28], Л.П. Печко [33], А.Ю. Соловьева [40], В.А. Ясвина [53] и др. В исследованиях этих авторов показаны структура экологической культуры и её роль в осуществлении природоохранительной деятельности учащихся.
В ряде научных трудов отмечается, что одним из важнейших принципов экологического образования является непрерывность. При этом под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития личности на протяжении всей его жизни. Особую роль в этом процессе играет подростковый возраст. В научных работах Н.С. Дежниковой [15] и Л.С Выготского [9] отмечается, что эффект взрослости и потребность в творческой самореализации сопровождается у школьников подросткового возраста повышенным интересом к самопознанию. Это можно использовать как опору в формировании личности подростка.
В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается, что у подростков весь спектр отношений с окружающим миром эмоционально окрашен. На эмоциональном опыте, умении сопереживать, ощущать себя частью живой системы у подрастающего поколения формируются экологическое сознание и экологическая культура.
Педагоги-исследователи А.С. Бахарева [4], И.А. Зверев [20] и Л.М. Макарова [29], обращают внимание на то, что эмоциональное воспитание является важным компонентом экологического образования, оно дает возможность каждому учащемуся эмоционально включаться в мир природы. Отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Формирование экологической культуры невозможно без развития чувственно-эмоциональной сферы личности в совместной деятельности воспитателей и воспитанников по охране природы. Общение школьников с природой может осуществляться в ходе познавательной, организационно-практической, просветительской, учебно-игровой и других видов деятельности.
Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию экологического воспитания подростков, проблема экологического воспитания, а также поиск и применение новых методов, форм работы по экологическому воспитанию, требует дальнейшего изучения.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить противоречие между объективной потребностью общества в развитии гражданина, который бережно относится к природе, обладает высоким социальным потенциалом, с одной стороны, и недостаточной изученностью методов, применимых в учреждениях дополнительного образования для формирования экологической культуры у подростков.
Проблема исследования: каковы особенности экологической культуры подростков, посещающих учреждения дополнительного образования?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке особенностей экологической культуры у подростков, посещающих учреждения дополнительного образования.
Объект исследования - развитие экологической культуры подростков в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования - особенности экологической культуры у подростков в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования основывается на том, что уровень сформированности экологической культуры подростков, посещающих занятия экологической направленности в учреждениях дополнительного образования, выше, чем у их сверстников, не посещающих учреждения дополнительного образования.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Раскрыть понятие «экологическая культура» на основе исследований зарубежных и отечественных психолого-педагогических концепций;
2) Определить особенности экологической культуры у подростков;
3) Проанализировать формы и методы развития экологической культуры подростков в учреждениях дополнительного образования;
4) Опытно-экспериментальным путём определить особенности экологической культуры подростков в учреждениях дополнительного образования и разработать методические рекомендации для подростков, посещающих учреждения дополнительного образования.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало МБУО «Средняя общеобразовательная школа № 127» г. Казани Республики Татарстан. Выборку составили 30 учащихся в возрасте 11-12 лет (5 класс).
Все участники были разделены на две группы контрольную и экспериментальную по 15 человек. В контрольную группу входили подростки, посещающие занятия экологической направленности в учреждении дополнительного образования. Участники, входящие в экспериментальную группу, являются обычными учениками, не посещающие учреждения дополнительного образования.
Методологическая база исследования основана на концепциях в отечественной, зарубежной педагогики и психологии, раскрывающих основные положения формирования экологической культуры подростков. Экологическое воспитание в образовательных организациях (Глазачев С.Н., Гришаева Ю.М., Дежникова Н.С., Лихачев Б.Т., Чавчавадзе Н.З.). Психолого-педагогическая характеристика подростков (Бахарева А.С., А.А. Вербицкого, Т.С. Ивановой, Р.В. Кельбаса, Л.М. Макаровой и Н.Ф. Реймерса.).
В соответствии с целью и задачами исследованиями нами были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ педагогической,
психологической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: диагностическое тестирование с использованием следующих методик:
Тест «Мое отношение к природе» А. П. Сидельковского [38];
Модифицированный вариант методики: «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву [23];
статистические методы обработки результатов.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществляется анализ проблемы в педагогическом и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, исследовались особенности экологической культуры подростков, посещающих учреждения дополнительного образования.
На третьем этапе (обобщающем) этапе осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем - выявлены особенности экологической культуры у подростков, посещающих учреждения дополнительного образования и разработаны рекомендации по развитию экологической культуры для данной категории подростков.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении теоретических представлений по вопросу особенностей экологической культуры подростков посещающих учреждения дополнительного образования, уточнении средства организации работы педагога дополнительного образования по данному направлению.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные данные об особенностях экологической культуры подростков могут использоваться в практике учреждений дополнительного образования.
Апробация результатов исследования:
1. Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2019 года, секция «Актуальные проблемы воспитания и обучения в организациях дополнительного образования». Сертификат за активное участие в Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ 2019 г.
2. Международная Студенческая Научная Конференция «III Междисциплинарный научный форум» 2019 г. Научная работа «Особенности развития экологической культуры у подростков».
Сертификат участника.
5. Принята на публикацию в сборник конференции статья на тему: «Особенности развития экологической культуры у подростков».
Международная Студенческая Научная Конференция «III Междисциплинарный научный форум» 2019 г.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Экологическая культура общества и личности как научное понятие объясняется и описывается в философии, психологии, педагогике, социологии и является сложной, многогранной и многоуровневой проблемой. Содержание ее базируется на общечеловеческих ценностях, поэтому экологическая культура имеет гуманистическую направленность. Ее формирование предполагает комплексное и системное рассмотрение особенностей экологического образования, предусматривающих их опережающее развитие по сравнению с развитием потребностей общества.
Воспитание экологической культуры у подростков в современной экологической ситуации является насущной задачей и связывается с разрешением задачи гармонизации во взаимосвязях в системе «человек — природа-общество» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.
В воспитании экологической культуры личности особая роль отводится экологическому образованию, которое обеспечивает усвоение систематизированных знаний, выработку необходимых умений и навыков экологического характера, закладывает фундаментальные основы культуры личности, в том числе и экологической культуры.
В научной литературе экологическая культура рассматривается в различных аспектах: как показатель качества образования и как результат деятельности учащихся, в котором проявляется их отношение к природе. Обращение к научной литературе с целью выявления состояния исследуемой проблемы показало, что она до настоящего времени полностью не решена ни теоретически, ни практически, свидетельством чему являются многочисленные публикации, в которых представлены различные мнения по поводу сущности самого понятия «экологическая культура», а также определения приоритетных направлений ее воспитания.
Анализ различных мнений позволил уточнить сущность экологической культуры, рассматриваемой как неотъемлемой составляющей общей культуры личности, раскрывающей многообразие взаимоотношений человека с окружающей средой. Под экологической культурой мы понимаем интегративное личностное образование подростка, особенности которого определяют его ведущие специфические характеристики: в когнитивной сфере - осознание экологической культуры как позитивной ценности; в эмоциональной - нравственно-эстетические чувства и переживания, порожденные общением с природой; волевой - осуществление природоохранной деятельности, творческая самореализация в решении экологических проблем.
Экологическая культура подростков может быть сформирована на разных уровнях. Выделены следующие уровни сформированности экологической культуры у подростков: элементарный, средний, высокий. Уровень развития экологической культуры определяется по степени сформированности структуры отношения, составляющими которого являются: когнитивная, эмоциональная, деятельностная сферы. Структура экологической культуры подростка представлена тремя компонентами: когнитивным, эмоциональным и деятельностным.
При воспитании экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды учреждений дополнительного образования необходимо опираться на личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический и средовой подходы.
Для достижения поставленной нами цели и подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование подтверждающее необходимость и эффективность педагогического обеспечения развития экологической культуры у подростков, посещающих учреждения дополнительного образования.
Анализируя результаты исследования мы можем сделать вывод, о том, что
- самооценка своих отношений с природой большинства подростков, посещающих занятия экологической направленности, высокая, они относятся к окружающему их природному миру осознанно и глубоко. У подростков, не посещающих экологические занятия отношение к природе неосознанное, поверхностное. Подросткам из этой группы необходимо стараться найти в природе привлекательные для них стороны, задумываться над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. В таком случае их отношение к природе, станет более осмысленным и активным.
- у подростков, посещающих экологические занятия средний уровень экологических знаний, отношения к природе и экологическая деятельность. Подростков с низким уровнем развития экологической деятельности в данной группе нет. Так же мы можем сказать, что в данной группе большинству подростков характерен средний уровень развития экологической культуры. Анализируя результаты в группе подростков, не посещающих экологические занятия, мы можем сделать вывод, о том, что подросткам характерен низкий уровень экологических знаний, отношений и экологической деятельности. Большинству подростков характерен низкий уровень развития экологической культуры. Подростков с высоким уровнем развития экологической культуры в данной группе не было.
Проведя статистическую обработку результатов нашего исследования с применением параметрического критерия t - Стьюдента для несвязных выборок, мы подтвердили значимые различия между уровнем развития экологической культуры у младших подростков посещающих и не посещающих занятия экологической направленности. Тем самым результаты статистического анализа подтвердили выводы, сделанные нами выше, а также подтвердили гипотезу, выдвинутую нами в начале нашего исследования: уровень сформированное™ экологической культуры подростков, посещающих занятия экологической направленности в учреждениях дополнительного образования выше, чем у их сверстников.
В качестве рекомендаций были предложены занятия, направленные на развитие экологической культуры.
Эффективность экологического воспитания младших подростков в целом зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышения уровня экологической воспитанности возможно в результате технологий для всех возрастных групп и их внедрения.
Данные рекомендации делают акцент на личностно - ориентированный подход к каждому подростку. Они предназначена для младших подростков в учреждении дополнительного образования и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей, уровня их знаний, местных условий.
Цель: формирование экологической культуры у детей младшего подросткового возраста в условиях учреждения дополнительного образования.
По окончанию реализации занятий младшие подростки должны знать:
- как живая природа зависит от изменений в неживой;
- как различить по внешнему виду растения, леса, поля, луга, сады;
- способы размножения растений, животных;
- причину перелёта птиц в зависимости от изменения времени года;
- о росте и развитии животных организмов;
- правила поведения в природе, заботится о ее сохранности.
В заключении хотелось бы сделать общий вывод о том, что в воспитании экологической культуры личности особая роль отводится экологическому образованию, которое обеспечивает усвоение систематизированных знаний, выработку необходимых умений и навыков экологического характера, закладывает фундаментальные основы культуры личности в целом, и в частности экологической культуры.
1. Агаларова, П.И. Формирование экологической культуры подростков в учебно-игровой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / П.И.Агаларова. - Махачкала, 2016. - 23с.
2. Алексеев, С.В. Экология: наука и область образования: методические рекомендации / С.В. Алексеев. - СПб.: СПбГУПМ, 2014. - 55с.
3. Барышникова, Г.Б. К вопросу о технологии воспитания экологической культуры учащихся младших классов /Г.Б. Барышникова. - М.: Педагогическое общество России, 2018. - 7 с.
4. Бахарева, А. С. Формы экологического воспитания детей: метод. пос. для учителей / А. С. Бахарева. — Шадринск: Шадринский педагогический институт, 2017. — 63 с.
5. Бобылева, Л. Д. Игровая экология в школе / Л.Д. Бобылева, Т. Н. Мягких, О. В. Бобылева // Биология в школе. — 2014. - №2 6. - С. 54-56.
6. Болгар, Н.Н. Экология, культура, нравственность / Н.Н. Болгар. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - С. 84-86.
7. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология:
учебное пособие /А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики; Национальный исследовательский
университет «Высшая школа экономики», 2015. - 526с.
8. Вербицкий, А.А. Контекстное обучение в системе экологического образования / А.А. Вербицкий // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 2014. - С.115-127.
9. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский// Собрание сочинений: в 6 т. / под.ред. Д.Б. Эльконина; гл.ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982. - Т.4. - 462 с.
10. Глазачев, С.Н. Экология и образование: на пути к культуре мира / С.Н.Глазачев // Биология в школе. - М.: ООО «Школьная пресса»,
2014. - № 3. - С. 5-10.
11. Глазачев, С.Н. Экология. Образование. Духовность /
С.Н.Глазачев // Вестник Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова. Серия 3,: Экопедагогика. - 2015. - № 2. - С. 3-6.
12. Голева М.В. Экологическое воспитание школьника в условиях современной школы // Журнал «Апробация». Махачкала.: Издательство: ООО «Апробация». - 2016. - № 10 (49). - С. 69-71.
13. Гришаева Ю.М. Экологическое образование как стратегия гуманизации // Вестник ГУУ. М.: Издательский Дом ГОУ ВПО «ГУУ», -
2016. - №23, - С. 24-26.
14. Дзятковская, Е.Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения / Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. -
М.: Образование и экология, 2011. - С. 28.
15. Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: учебное пособие / Н.С. Дежникова, Л.Ю.Иванова, Е.М. Клемяшова и др. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 63с.
16. Дежникова, Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / Н.С. Дежникова // Журнал «Педагогика» -
М.: РАО, - 2012. - №10. - С.51-56.
17. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2016. — 480 с.
18. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М.: ЦКФЛ РАО, 2015. - С.147.
19. Дотолева И. О. Экологическая культура как психологопедагогический феномен в научно-методической литературе [Текст] //
Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/2n/n757/ (дата обращения: 26.02.2019).
20. Зверев, И.А. Экологическое образование школьников / И.А.Зверев, И.Т. Суравегина и др. - М.: Наука, 1983. - 249с.
21. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. СПб.: СПбГУПМ, 2015. - С. 55.
22. Калмыков А.Ф. Введение в экологическую психологию. URL: ncdo. Levsha./ru/ecoPSY (дата обращения: 26.02.2019).
23. Кашлев, С. С. Диагностика экологической культуры: пособие для учителей и воспитателей общеобраз. учреждений / С. С. Кашлев, С. Н. Глазачев. — Минск: Беларусь, 2013. — С. 122.
24. Кельбас, Р.В. Формирование культурно-экологических стремлений школьников в системе дополнительного экологического образования посредством деятельностного подхода: монография / Р.В. Кельбас, Н.А.Иванова // Фундаментальные науки и образование. - Бийск: АГГПУ, 2016. - 357с.
25. Коробков, Д.С. Формирование экологической культуры детей в учреждениях дополнительного образования: дис. ...канд.пед.наук. 13.00.01 / Д.С.Коробков. - Саратов, 2015. - С.211.
26. Коган, Л. Н. Теория культуры: учеб. пособие / Л. Н. Коган. — Екатеринбург: УрГУ, 1993. — 81 с.
27. Куликова О. В. Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов. М.: ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка и музыки «Лосиный остров» №368, 2015.
28. Лихачев, Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования / Б.Т. Лихачев // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. - М.: Изд - во «Тобол»,
1997. - С. 68-81.
29. Макарова Л.М. Экологическая психология и педагогика:
учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский государственный
университет», 2016. - 123 с.
30. Мамедов, Н.М. Культура устойчивого развития: экологическая культура / Н.М. Мамедов // Биология в школе. - М.: ООО «Школьная пресса», 2014. - №1. - С. 6-13.
31. Ногтева, Е. Ю. Развитие экологической культуры учащихся: монография / Е.Ю.Ногтева, И.Д.Лушников. - Вологда: Вологод. ин-т развития образования, 2014. - 249с.
32. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - 3-е изд., стереотипное. - М.: «АЗЪ»; Российская академия наук; Российский фонд культуры, 2016. - 928с
33. Печко, Л. П. Формирование эстетического отношения к природе в работе культурно-просветительских учреждений / Л. П. Печко.
— М.: ВНМЦНТИКПР, 1985. — 61 с.
34. Полянская, Е.И. Педагогические условия развития экологической культуры учащихся краеведческими средствами: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.И. Полянская. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т,
- 2016. - 235 с.
35. Реймерс, Н.Ф. Предпосылки и пути формирования экологической культуры / Н.Ф.Реймерс // Экологическое образование и воспитание в СССР. - М.: ВНМЦНТИКПР, 1987.
36. Риордан Б. Познавая наш путь в будущее // Приоритеты
современной педагогики. [Текст] / Б.Риордан: Мир-Экология-
Сотрудничество // Материалы международного педагогического проекта P.E.A.C.E. - / Под ред. Э.С. Соколовой; Сост. В.С. Митина. М.: «АЗЪ»,
1993. - С. 29-53.
37. Реймерс Н.Ф. Начало экологических знаний. М.: МНЭПУ,
1993. - 243 с.
38. Сидельковский, А.П. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников к природе [Текст]: методические рекомендации и разработки / А.П. Сидельковский. - Ставрополь: Пятигорский ГПИ, 1988. - С. 98.
39. Ситаров В.А. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений / В.А.Ситаров // Советская педагогика. -
М.: Педагогика, 1989. - №5. - С. 15-19.
40. Соловьев, А.Ю. О формировании экологической культуры в условиях детско-юношеских общественных объединений: из опыта работы Малой академии наук экологии и краеведения / А.Ю.Соловьев // Журнал «Воспитание школьников». - М.: ООО «Школьная пресса», - 2016. - № 3. - С. 17-20.
41. Стромова, А.В. Формирование экологической культуры подростков в детско-юношеских общественных объединениях: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / А.В. Стромова. - Тамбов: Тамбовский вестник,
2016. - 207 с.
42. Тейлор, Э.Б. Первобытные культуры [Электронный ресурс] /
Э.Б. Тейлор. - Режим доступа: ttp://www.sati.archaeology.nsc.ru/Hbrary/taylor (дата обращения: 20.01.2019).
43. Ульянова, Н.В. Педагогические условия формирования
экологической культуры школьников 5-11 классов: автореф. дис.
...канд.пед. наук: 13.00.01 / Н.В. Ульянова. - Томск: Томский гос. пед. унт, 2017. - С. 20.
44. Урсул, А.Д. Введение в социальную экологию / А.Д. Урсул, Н.М.Мамедов и др. - М.: Луч, 2014. - 198с.
45. Филинов, А. В. Взаимосвязь учебной и внеучебной работы как фактор развития экологической культуры подростков: дис. . канд. пед.
наук: 13.00.01 / А. В. Филинов. — Чита: Бурят. гос. ун-т Улан - Удэ, 2014. — 165 с.
46. Формирование экологической культуры как цель образования для устойчивого развития: монография / О. М. Дорошенко, под науч. ред.
О. М. Дорошко. — Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2016. — 303 с.
47. Ходченков А.В. Экологическая культура российской молодежи: состояние и тенденции трансформации: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06. Ростов н/Д. 2006. - 18 с.
48. Чавчавадзе, Н.З. Культура и ценности / Н.З. Чавчавадзе. - Тбилиси: Мецниереба, 1984. - 170с.
49. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью как основа эстетического миро- и жизнеутверждения. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / А.Швейцер. - М.: «Прогресс», 1989. - 340 с.
50. Шейнис, Г.В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности: автореф.дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07/ Г.В.Шейнис. - М.: Психол. институт, 2013. - 24 с.
51. Экологическое воспитание как часть формирования
мировоззрения школьников: сб. науч. тр. / под ред. Б. П. Лихачева. — М.: Прометей, 2015. — 467 с.
52. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный
ресурс] / Режим доступа:
ttps://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/03.php (Дата
обращения 20.01.2019)
53. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе /В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2015. - 456с.