Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КВН как социокультурное явление в современном российском обществе

Работа №36946

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы115
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
640
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Концептуальные основы изучения феномена КВН 10
§1.1 Основные теоретические подходы к изучению социокультурного явления КВН 10
§1.2 Структура, функции и тенденции развития КВН 25
Глава 2. Социокультурное явление КВН как предмет социологического анализа 36 §2.1 Телевизионное и игровое пространство КВН: анализ эмпирических
исследований 36
§2.2 Специфика деятельности игроков студенческих команд КВН на основе онлайн-опроса участников движения КВН 47
§2.3 Влияние участия в КВН на развитие личностных характеристик игрока: по результатам интервью с экспертами 64
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 82
Приложения 85

Актуальность. Известно, что в условиях динамично развивающегося модерного общества наиболее перспективной и инициативной категорией населения служит молодежь. Развитие средств массовой коммуникации и информационных технологий позволяет обществу реализовывать проекты, которые обеспечивают разноплановую деятельность, в том числе и ту, которая способна воздействовать на формирование молодежного сознания. Трансляция социокультурного опыта, как один из подобных механизмов воздействия, сегодня представлена в виде установленных образцов поведения, процессе формирования стереотипов, а также в виде функционирования системы отношений в рамках различных социальных институтов.
Процесс социализации, являющийся одним из фундаментальных для достойного формирования личности, в отношении молодого поколения сегодня проявляется более стихийно в виде воспроизводства норм и ценностей перспективного будущего. Все чаще в сферы жизнедеятельности индивида входят принципы игры и игровые социальные практики, в которых происходит взаимодействие и взаимопроникновение культуры и игровой деятельности. Именно поэтому актуальным является научное и теоретическое изучение данного процесса на примере одного из каналов социализации студенческой молодежи, который является особым способом передачи социокультурного опыта и непосредственно формой молодежной культуры - КВН (Клуб Веселых и Находчивых).
Феномен КВН состоит в том, что это явление исключительное, единичное, появившееся именно в России и до сих пор активно развивающееся и набирающее масштабы и популярность в обществе и по словам знаменитых авторов литературы, посвященной КВН М. Юнисова, А. Захарченко, А. Чивурина и М. Марфина - КВН как игра и международное молодежное движение по своим показателям вполне может претендовать на статус особой молодежной субкультуры. Необходимость изучения и анализа КВН также обусловлена многоаспектностью данного феномена, возможностью его рассмотрения с различных позиций, таких, например, как, игровая и интеллектуальная деятельность, форма досуга, коммуникативное взаимодействие и творческая самореализация, многофункциональность в молодежной среде и способность влиять на социальные практики путем включения принципов игры социальном пространстве, касательно как отдельного индивида или групп, так и в отношении общества в целом.
Степень научной разработанности темы. Изучение такого явления как КВН является относительно новым и малоизученным для поля социологии, в связи с этим, исследования, которые касаются данного феномена, в большинстве своем базируются на интуитивно-логическом уровне и сводятся к описательным методикам. Многофункциональность и многоуровневый характер КВН обуславливают его особое место в массовой культуре и представляют возможным многосторонний анализ феномена в рамках имеющейся проблематики. Поэтому, все имеющиеся подходы к изучению можно представить в виде нескольких направлений:
Во-первых, КВН выступает в качестве игровой формы деятельности и формирует при этом варианты возможного влияния игрового компонента на повседневную жизнь людей, их поведенческие практики. Работы С.Кравченко , И.Хейзинги и других исследователей позволяют характеризовать игровое пространство, которое присуще различным видам деятельности человека постепенно становятся частью массовой культуры. В работах ученых дается представление о типологиях игр, их структуре и возможностях воздействия на духовный мир играющих и наблюдающих.
Во-вторых, говоря о феномене КВН как о современной форме молодежной культуры, следует сказать, что сформировалась она, опираясь на традиции русской народной смеховой культуры сегодня представляет собой некую трансформацию характеристик имеющихся в историческом ключе народной смеховой культуры под влиянием изменяющихся культурных, политических и экономических условий. Работы М.Бахтина, Л.Карасева, В.Каганского представлена историческая картина появления народной смеховой культуры, многообразие ее форм и механизмы влияния на публику.
Далее, характеризуя КВН как достаточно самостоятельное звено и, как было сказано, часть массовой российской культуры, следует упомянуть и о факторе влияния данного явления на формирование массового сознания. Так, работы В. Ильина , Г.Орлова4, Г. Зборовского , посвящены изучению особенностей массовой культуры в потребительском обществе и формированию досуговой деятельности индивида, которая, по их мнению, определяясь исполнителем этой деятельности способна оказывать прямое воздействие на процесс формирования человеческих ценностей.
В-четвертых, изучая специфику КВН как молодежного движения, то следует упомянуть работы, в которых внимание уделялось становлению молодежных движений в стране, принципам и условиям их возникновения и взаимодействия внутри этих объединений. Данные аспекты были отражены в трудах С. В. Алещенка, В. Т. Шапко, Г. В. Куприяновой, В. А. Лукова, С. Н. Щегловой, Т. Э. Петровой, В. А. Родионова и др. В период 2000-х свои диссертационные и исследовательские работы представили С. Янишевский, М. Агранат, М. Ковалев, М. Сагдиев, А. Захарченко и др. Также среди в работах российских социологов В.Т.Лисовского, В.Г.Харчева, Л.Н.Коган представлен анализ мировоззренченских и досуговых позиций молодежного сознания, а также его типологизация, что способствовало расширению исследовательских возможностей при рассмотрении молодежных субкультур.
Помимо указанных теоретических разработок к исследовательской стороне рассмотрения феномена обязательно стоит отнести труды, непосредственно посвященные КВН. Работы М.Марфина и А.Чивурина представляют целостную картину возникновения и развития КВН, анализируются механизмы мотивации и формирования ценностных ориентиров игроков и участников, а также характеризуются принципы создания качественного юмористического продукта. М. Панина и Б. Остромоухова изучают причины популяризации данного движения, Е. Гальперина анализирует дифференциацию ценностных норм КВН в сфере режиссерской деятельности.
С учетом основных характеристик КВН и обзора имеющихся концепций можно говорить о том, что исследования данного явления концентрируются на таких ключевых характеристиках как: феномен массовой культуры, включенный в игровую практику, особый тип коммуникативного группового взаимодействия, фактор, формирующий личностные параметры индивида и др. Все перечисленные разработки, которые характеризуют аспекты КВН-движения, представляют предпосылки для более четкого очертания исследовательского поля, которое находится на стадии формирования и актуализирует проблему в системе социально- гуманитарного знания.
Объектом исследования выступает КВН как социокультурное явление.
Предметом работы является движение КВН в российском обществе.
Цель исследования - выявить основные характеристики КВН как социокультурного явления и тенденции его распространенности и востребованности в молодежной среде.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к исследованию феномена КВН.
2. Описать историю возникновения и формирования КВН-движения.
3. Раскрыть основные функции и содержание КВН как социокультурного феномена.
4. Охарактеризовать современные формы и структуру функционирования КВН в масштабах российского общества.
5. Выявить основные перспективы развития КВН и его влияние на формирование личностных характеристик индивида (по материалам авторского эмпирического исследования.)
Теоретико-методологическую базу составляет функционалистский подход, поскольку согласно ему общество представляется в виде социальной системы, имеющей свою структуру и совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Опираясь на положения данного подхода в концепции Т.Парсонса, социокультурное явление КВН можно также рассмотреть как целостную систему, включающую в себя собственную структуру, элементы и их функционирование. Деятельность участников КВН непосредственно существует при постоянном коммуникативном взаимодействии, наличии собственных норм, ценностей и системе управления на разных уровнях.
Также использовался системный междисциплинарный подход, позволяющий использовать теоретические положения как классической и современной социологии, в частности концепция социального взаимодействия П. Сорокина, концепция разделения труда и солидарности
Э.Дюркгейма, теория капитала П.Бурдье, теория играизации С. Кравченко, ролевая теория личности Дж.Мида, концепция структурации Э. Гидденса, социологический подход к исследованию юмора А.В.Дмитриева, так и других наук (социальной психологии, культурологии, педагогики и др).
Эмпирическая база. Выпускная квалификационная работа основывается на использовании нескольких методов эмпирического исследования. Применялся вторичный анализ данных, были
проанализированы результаты всероссийского опроса ВЦИОМ от 7 ноября 2016 года на тему «ТВ-юмор: от КВН до «Stand Up»», а также исследование, проведенное в период с января по март 2018 года представителями Иркутского государственного университета, посвященное психологическим особенностям участников команды КВН с разным опытом игры. Помимо этого в работе приводятся результаты авторского эмпирического исследования, проведенного в марте-апреле 2019 года, которое представляет собой метод онлайн-опроса и метод экспертного опроса в виде фокусированного полуформализованного интервью. При помощи метода онлайн-анкетирования было опрошено 428 действующих участников лиг КВН регионов России сезона 2018/2019 года. Методом полуформализованного интервью было опрошено 15 экспертов в сфере КВН.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении определены объект, предмет, цель и основные задачи работы. В первой главе характеризуются основные понятия, используемые в данной работе, рассматриваются основные теоретические подходы к определению феномена КВН, а также описываются особенности структуры КВН, его функции и перспективы развития данного движения. Во второй главе сформулированы методологические и процедурные компоненты проведенного исследования, направленного на выявление специфики деятельности игроков КВН, роли КВН-движения в формировании личности на примере активистов движения КВН, а также анализ уже имеющихся эмпирических исследований. Приложение работы включает в себя программу социологического исследования, инструментарий, образцы интервью, а также список информантов, участвовавших в интервью.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Клуб Весёлых и Находчивых – сложное социокультурное явление современного российского общества, которое обладает многоуровневой структурой и сегодня формируется как особое молодежное движение. КВН в качестве объекта исследования является достаточно новым для области гуманитарного знания, но существует ряд теоретических подходов в социологии, психологии, культурологии и других социогуманитарных науках, которые представлены в работе. Многообразие характеристик данного явления позволяет изучить КВН с таких позиций как, например, социокультурные компоненты, форма досуга, социальная активность,
игровое и коммуникативное пространство и др.
Также показана история возникновения КВН как телевизионного зрелища, начиная с юмористических интерактивных передач формата викторины в советский период и до современной формы телевизионной развлекательной программы, ежегодно привлекающей в свои ряды тысячи новых участников и зрителей.
Рассмотрено феномен КВН в молодежной среде, а именно его содержание с точки зрения социокультурного явления: групповое взаимодействие, включающее в себя игровые практики, материальные носители и особый тип коммуникации, а также массовый характер, ориентированность на молодежь, многофункциональность, наличие специфической структуры и взаимосвязи ее элементов. Представлена структура кавээновского движения на примере одного из главных элементов
– Лиги КВН. Структура лиг представляет собой иерархичную форму,
состоящую из телевизионных, центральных, официальных лиг и лиг особого статуса. Каждый из уровней обладает также многообразием элементов и территориальным сосредоточением, как правило, в крупных городах с развитой инфраструктурой. Явление КВН может характеризоваться как молодежное движение ввиду многообразия выполняемых им функций, главными из которых можно назвать функцию социализации личности, творчески-созидательную, развлекательную, интегративную функции.
Проанализировав и обобщив данные, которые были получены на двух этапах нашего исследования, сделаны следующие выводы:
- Целевая аудитория телевизионного формата игр КВН охватывает практически все возрастные категории, что подтверждается результатами опроса ВЦИОМ и ФОМ. Результаты также говорят на мо том, что качество юмористического продукта за последние 2-3 года становится лучше, однако эксперты придерживаются мнения о том, что качество представляемого юмора уступает по уровню тому, который был в период их собственной игровой деятельности в КВН. Возможно, это связано с тем, что ценностные ориентиры и жизненные принципы людей претерпели определенные изменения и развитие информационных технологий и сети Интернет в том числе отражается на восприятии юмора зрительской аудиторией. Тогда как эксперты, прошедшие весь этот путь, знающие, непосредственно осуществляющие и контролирующие все этапы создания юмористического продукта изнутри способны дать адекватную оценку работе участников КВН и реакции публики на конкретный материал. Но эксперты также признают, что каждый может ошибаться, и редакторский состав в том числе, поэтому специфика юмора в КВН и заключается в непредсказуемости обратной связи между игроком и зрителем.
- Студенческая молодежь выступает в качестве основного ресурса для продуктивной работы клуба, это подтверждают результаты опроса, по которому для большинства респондентов именно период студенчества стал базовой площадкой для занятия КВН. Связано это, в первую очередь с широким кругом возможностей, предоставляемых студенческой средой, в которых юноша или девушка могут реализовать свой творческий потенциал.
Студенты выступают в качестве одной из самых мобильных социальных групп, способных работать в условиях многозадачности и готовых рисковать или жертвовать определенными амбициями. Кроме того здесь особую роль играют непосредственно учебные заведения, приветствующие данную инициативу и организующие на своей базе команды и лиги КВН.
- Существенным процессов в деятельности кавээншиков выступает игровое взаимодействие, представляющее собой процесс коммуникации субъектов, и предполагает воздействие на объект с целью вызвать позитивные изменения в окружающей действительности. В качестве субъекта здесь выступают непосредственно участники команд КВН и сама игра, объекта – зрительская аудитория, а изменения, которые вызваны действием субъекта взаимная реакция в цепочке участник – зритель – общество.
- В качестве основных мотивационных факторов к участию, согласно исследованию, выступают самореализация и все вытекающие из этого факторы, касаемо реализации творческого и интеллектуального потенциала, преодоление комплексов, обретение новых полезных знакомств и желание быть частью этой огромной группы. Говоря о полезных знакомствах, они не являются главным фактором успешной карьеры игрока в КВН, однако эксперты отмечают роль подобных связей для дальнейшей работы в творческой сфере.
- Безусловно, есть и ряд общих проблем, с которыми сталкиваются в работе клуба. По данным исследования такими являются финансовые проблемы, нехватка квалифицированных кадров среди руководства, недостаток либо избыток игровых структур в тех или иных регионах. Однако несмотря на это, КВН как молодежное движение набирает обороты и среди факторов его распространения выделены освещаемость со стороны СМИ в виде телевизионного формата и мероприятий, связанных с возможностями обучения игроков (школа КВН), презентации своих способностей на всероссийском уровне (ежегодный фестиваль команд КВН «КиВиН» в г.Сочи) и сама атмосфера массовости и дружественности.
- В целом, подводя итоги работы, можно говорить о том, что проведенное нами исследование помогло более четко очертить социокультурные границы явления КВН и оценить перспективы развития данного молодежного движения, которое согласно своим характеристикам имеет все основания считаться и особой формой молодежной субкультуры.
Для дальнейшего развития и привлечения новых участников в ряды кавээнщиков считается необходимым продолжать изучение данного феномена молодежного движения и его других аспектов, которые еще не достаточно изучены.
Клуб Веселых и Находчивых сегодня имеет важное значение для взаимодействия личности и общества. В эпоху информационного общества
перед молодым поколением открывается горизонт возможностей, способных успешно адаптировать его к социальным реалиям. Поведенческие практики, ценностные ориентиры и функциональные компоненты КВН как системы,
вполне соответствуют нынешним общественным тенденциям и знакомят молодежь с возможностями их самореализации в обществе.


1. Аберкромби Н., Хилл е., Тернер Б. С. Социологический словарь/ Пер. с англ. Под ред. с.А. Ерофеева. — Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1997. - 420 с.
2. Аксельрод А, С. Муратов, М. Яковлев. «Клуб веселых и
находчивых», 1965 год. 136
3. Андреева И. Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г.
Молодежная субкультура: нормы и система ценностей. // Социс. 1989. — № 4 — с. 48-56.
4. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологического исследования: Учебник. М.: Аспект — Пресс, 1995. — 286 с.
5. Бахтин М Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура). - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2010. - 477 с.
6. Берн Э. Люди, которые играют в игры. М.: Изд-во Эксмо, 2002. - с. 26-32.
7. Бочаров В. В. Антропология возраста: Учебное пособие. — СПб.: Издательство С. - Петербургского университета, 2001. - 196 с.
8. Будаев П.Е.«КВН - хронотоп: социокультурная характеристика», «Южный федеральный университет». — Ростов-на-Дону 2009 г. - 317 с.
9. Бурдье П. Социология политики. - М., 1993. — 335 с.
10. Бутенко И.А. Юмор как предмет социологии. - М.: Искусство. 1997. - 161 с.
11. Гайнуллина Д.М. Смех как физиологическая, социальная и лингвистическая составляющая нашей жизни. / Д.М. Г айнуллина // Вестник Челябинского Государственного университета. Вып. 18. 2013. - 46 с.
12. Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.
13. Гидденс Э. «Строение общества: очерк теории структурации». - Политиздат, М.; 2002. - 236 с.
14. Дмитриев А.В. Социология юмора. Очерки. - М.: РАН, Отд. философии, социологии, психологии и права, 1996. - 173 с.
15. Зборовский Г.Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи / Г.Е. Зборовский // Социол. исслед. 2006. - 138 с.
16. Зверинцев А.Б «Коммуникационный менеджмент». - Спб., 1997.
- 312 с.
17. Ильин.В.И. Социология потребления : учебник для
академического бакалавриата — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. - 464 с.
18. Карасёв Л. В. Философия смеха/ Карасев Л.В.. - М.: Азбука, 1996
- 96 с.
19. Ковалев М. Н. КВН как социокультурное явление современного российского общества // Научные труды аспирантов и докторантов / ФНПК МосГУ. 2003 * 9(19). - М: Издательство МосГУ «Социум», 2003. - 28 с.
20. Кравченко А. Играизация российского общества / Журнал «Общественные науки и современность», выпуск №6 от 2002г. - 13 с.
21. Лассуэл Г. Структура и функции коммуникации в обществе. // М.: 2003. - 200 с.
22. Марфин М. Н. Что такое КВН. — Киров, 2002. - 228 с.
23. Мосалев Б. Досуг: методология и методика социологических исследований. - М., 1995. - 103 с.
24. Орлов, Г. П. Свободное время — условие развитие человека и мера общественного богатства Текст. / Г. П. Орлов. — Свердловск, 1989. - 245 с.
25. Панина М. КВН — это болезнь. Передается всеми путями / М. Панина // Гид молодого специалиста. — М., 2004. — № 2(9) - 91 с.
26. Почепцов Г.Г. «Теория и практика коммуникации». - М., 1998. -
231 с.
27. Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 652 с.
28. Сорокин П. А «Родовая структура социокультурных явлений». - М.: Политиздат, 1992. - 326 с.
29. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ./ Общ. Ред. А. Ю. Согомонова. - М.: Политиздат, 1992. - 481 с.
30. Турчин. В. «Физики шутят. Под общей редакцией доктора физ. мат. наук в. ТУРЧИНА». - Мир, Москва; 1966. - 109 с.
31. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. М: Азбука, 1905. С. 78
32. Хейзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. - М., 1997. С. 27-30.
33. Щеглов С.Е. «К вопросу о социализации молодежи» // Молодежь и общество на рубеже веков. 4.2. - М.: Социум, 1998. - С. 87-88
34. Veatch. Т. A theory of humor - Humor. The international journal of humor research, №2, May 1998.
35. КВН «молодежная культура шестидесятых» / Б. Остромоухова [Электронный ресурс] // URL: http://magazines.russ.ru/nz/2004/ 4/ost5.html. (дата обращения: 25.03.2018)
36. Клуб веселых и находчивых празднует 55-летие [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://tass.ru/kultura/3764606 (дата обращения: 1.04.19)
37. Клуб Веселых и Находчивых. С чего все начиналось. URL: https: //web.archive.org/web/20140701224034/http: //www.amik.ru/page/4. html (дата обращения 26.03.19)
38. Официальный сайт МС КВН. [Электронный ресурс] // URL: http://www.kvn.ru (дата обращения: 26.03.2019)
39. Пресс-выпуск № 3237 (07.11.2016) // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115934 (дата обращения: 1.04.19)
40. Социология молодежи. Электронная энциклопедия под ред. проф. Вал. А. Лукова. URL: http://soc-mol.rU/encyclopaedia/movement/91 - molodezhnoe-dvizhenie.html (дата обращения 04.01.2019)
41. ТВ-юмор от КВН до «Stund Up» [Электронный ресурс] // URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115934 (дата обращения: 01.04.2019)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ