Введение 3
Глава 1. Теоретическая интерпретация социально-психологического климата в социологической науке 8
1.1. Социально-психологический климат: понятие и теоретические подходы к изучению 8
1.2. Особенности социально-психологического климата учебной организации 18
1.3. Анализ факторов успеваемости школьников 26
Глава 2. Влияние социально-психологического климата школы на успеваемость учеников 33
2.1. Опыт исследования социально-психологического климата школы 33
2.2. Экспертная оценка влияния социально-психологического климата на успеваемость школьников 44
2.3. Практические рекомендации по улучшению социальнопсихологического климата школы 52
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение 68
Школа является одним из основных источников социализации ребенка. Современная школа - это место, где ребёнок проводит большую часть дня. Поэтому социально-психологический климат является особенно важным для организации учебного процесса и поиска проблем в построении будущего ребенка. Однако в большинстве учебных организаций данный вопрос не является приоритетным и важным для руководства школы и родителей обучающихся.
Актуальность данной проблемы определяется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологического включенности индивида в учебный процесс и усложнением психической жизнедеятельности детей и подростков, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата обучающихся - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полного образа жизни людей в будущем. Формирование благоприятного социально -
психологического климата учебной организации является одним из важнейших условий достижения высоких показателей обучения и качества знаний, получаемых школьниками. Вместе с тем, социально
психологический климат школы является показателем уровня развития социального развития трудового коллектива школы. А это, в свою очередь, связано с перспективой развития учебной организации, с совершенствованием самой организации и условий труда коллектива.
Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности учебного процесса, служить показателем состояния, динамики изменений и прогресса результативности обучения школьников. Социально-психологический климат выступает в качестве полифункционального показателя
психологической включенности ученика в учебный процесс, меры психологической эффективности его деятельности, уровня психического потенциала личности и группы. Эффективность совместной деятельности обучающихся во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в учебной группе не только продуктивно влияет на результаты ее взаимодействия, но и перестраивает ребенка и подростка, формируя его новые возможности и проявляя потенциальные и скрытые ресурсы индивида. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации межличностного взаимодействия между учащимися.
Таким образом, одна из главных задач реформирования системы учебного процесса является целенаправленное развитие личности обучающихся, в соответствии с их интересами и индивидуальными потребностями. Для решения этой задачи необходимо обеспечение успешной социализации личности, создание благоприятного психологического климата в коллективе, формирование навыков инициативы, самостоятельности и реализации социального опыта в организации. Организация благоприятного социально-психологического климата требует понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности обучения, удовлетворенности учащихся своей деятельностью и коллективом. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.
Влияние различных факторов на производительность деятельности доказывал Ф. Г ерцберг еще в 50-х годах прошлого века. Он сформулировал двухфакторную теорию мотивации, согласно которой существуют гигиенических и мотивирующие факторы, оказывающие влияние на деятельность человека в производственных ситуациях. Согласно выводам Герцберга, мотивирующие факторы действуют мощнее, имеют большее значение, однако, без гигиенических факторов последующая деятельность человека вообще невозможна. Поскольку Герцберг исследовал трудовые общности, то он говорил, что работник захочет покинуть место работы, где не соблюдены гигиенические факторы. Таким образом, мы можем предположить, что социально-психологический климат, по аналогии с гигиеническими факторами мотивации, воздействуют на производительность школьников, то есть на их успеваемость.
Для этого проведено исследование в обычной общеобразовательной школе. Выбрана стратегия исследования кейс-стади. Данный метод позволит на основе изучения одного случая проверить гипотезы и применимость к большему числу случаев, то есть других подобных объектов. Эмпирической базой исследования выступил массовый опрос школьников и экспертный опрос. Они позволили сделать выводы о влиянии социально- психологического климата на успеваемость учеников школы.
Объектом исследования выступает успеваемость учеников МКОУ гимназия г. Сосновка.
Предметом исследования является социально-психологический климат школы и его влияние на результаты учебной деятельности.
Цель работы теоретически обосновать и экспериментально изучить влияние социально-психологического климата на результаты учебной деятельности школьников.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1) Раскрыть основные теоретические подходы к изучению социально-психологического климата учебного коллектива в отечественной и зарубежной социологии;
2) Выявить основные характеристики социально-психологического климата в учебной организации;
3) Провести эмпирическое исследование влияния социально- психологического климата школы на успеваемость обучающихся;
4) Проанализировать результаты эмпирического исследования по изучению влияния социально-психологического климата школы на результаты учебной деятельности;
5) Сформулировать заключения и рекомендаций по формированию благоприятного социально-психологического климата в учебном коллективе с целью повышения эффективности учебного процесса.
Гипотеза: успеваемость учащихся зависит от социальнопсихологического климата школы. Чем благоприятнее социально психологический климат, тем выше результаты обучения, и, наоборот, чем менее благоприятен социально-психологический климат школы, тем хуже уровень успеваемости школьников.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность темы, определяет степень научной разработанности, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются различные интерпретации социальнопсихологического климата в научном сообществе: термин, подходы к изучению, трудности анализа социально-психологического климата. Так же дается понятие социально-психологического климата учебной организации, особенностей его изучении и факторов, влияющих на формирование социально-психологического климата, а также взаимосвязь с успеваемостью школьников.
Вторая глава посвящена анализу социологического исследования социально-психологического климата коллектива школы. Приводится подробный отчет по массовому опросу школьников и экспертной оценке социально-психологического климата учебной организации. По результатам исследования сформулированы практические выводы и рекомендации для руководства учебной организации по формированию благоприятного социально-психологического климата.
В заключении подведены итоги проведенной работы, формируются выводы по рассматриваемой теме, а также предложения по совершенствованию проблемы неблагоприятного социальнопсихологического климата в учебных организациях.
Выпускная квалификационная работа была посвящена проблеме социально-психологического климата в школе, который рассматривался как фактор успеваемости учеников. В начале исследования нами была выдвинута гипотеза что благоприятный социально-психологический климат школы положительно влияет на результаты образовательного процесса.
Главной целью исследования является проверка гипотезы о влиянии социально-психологического климата школы на успеваемость школьников.
Для проверки гипотезы были реализованы следующие практические задачи:
1) Обзор социологических и психологических исследований по теме работы;
2) Проведение массового опроса школьников;
3) Проведение интервью с экспертами;
4) Анализ полученных эмпирических исследований.
Для достижения данных задач, был проведен вторичный анализ современных исследований, касающихся предмета выпускной работы, данный анализ изложен в 1 главе работы. Затем на основе изученных материалов была проведена подготовка и реализация собственного эмпирического исследования с помощью количественного и качественного методов прикладной социологии, результаты которого представлены во 2 главе. Для последующего использования результатов массива данных, предстояло провести тщательный анализ и сформулировать выводы для подтверждения или опровержения гипотезы о существовании взаимозависимости между социально-психологическим климатом учебной организации и учеников, обучающихся в ней.
В результате проведения эмпирического исследования - массового опроса школьников и экспертного опроса, было выявлено, что в изучаемой учебной организации - МКОУ гимназия г. Сосновка Кировской области - социально-психологический климат можно охарактеризовать как положительный, благоприятный. Однако прямой корреляции между социально-психологическим климатом и успехами школьников не выявлено. Взаимозависимость между данными показателями существует, но лишь косвенная.
В результате проведения анкетного опроса школьников можно сделать выводы об их восприятии школы, о том, как они описывают свои взаимоотношения с учителями и одноклассниками, характеризуют чувство принадлежности к школе. Однако установить взаимосвязи между оценками ученика и его характеристикой восприятия социально-психологического климата выявить не удалось. То есть «двоечник» не всегда воспринимает социально-психологический климат школы как неблагоприятный, а «отличник» как благоприятный.
Анализ интервью с экспертами, в лице которых выступили учителя школы, руководящий состав, психолог и социальный педагог, так же выразили точку зрения о том, что социально-психологический климат школы не является основополагающим фактором достижения тех или иных результатов образовательного процесса.
Анализ множества исследований современных психологов и социологов показал, что социально-психологический климат учебной организации влияет на ряд различных параметров - на удовлетворенность педагогов, на особенности формирования и функционирования педагогического коллектива, и, в частности, на успеваемость школьников. Однако существуют и другие факторы, оказывающее непосредственное влияние на успеваемость: это и семейный бэкграунд, социально- демографические характеристики, показатели стиля жизни, психологические аспект в целом.
Таким образом, в ходе проведенных исследований можно сделать вывод о том, что социально-психологический климат учебной организации является одним из факторов формирования успешного развития ученика и достижения им положительных результатов в учебе. При этом следует учитывать, что социально-психологический климат оказывает влияние в совокупности других факторов: влияние семьи, личные характеристики и другие психологические индикаторы.
Для дальнейшего исследования проблемы социально-психологического климата возможно использование метода эксперимента. Например, для проверки того как меняется успеваемость учеников можно изменять условия обучения в школе, влияющие на социально-психологический климат. Такой метод позволит проследить динамику изменений результативности обучения и выяснить степень взаимозависимости данных переменных друг от друга.
Таким образом, в ходе исследования поставленные задачи были решены в полном объеме, цель исследования достигнута. Практическая значимость исследования заключается в том, что оно может послужить базой и опорой для дальнейшего исследования проблемы социальнопсихологического климата.
1. Авакян И. Б. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие восприимчивости педагогов к новому // Педагогическое образование в России. - 2012. - №. 4.
2. Аквазба Е. О. Особенности социального управления образовательной организацией в современных российских условиях // Фундаментальные исследования. - 2015. - Т. 16. - №. 2.
3. Асеев В. Г. Психологическое обеспечение управленческой деятельности (на примере учебного заведения инновационного типа) // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2012. - №. 3 (50).
4. Басова М. М. Формирование социально-психологического климата в женском трудовом коллективе как регулятора социально-трудовых и социально-экономических отношений в организации // Социальноэкономические явления и процессы. - 2012. - №. 2.
5. Борисов А. Ф., Пруель Н. А., Минина В. Н. Социология управления. - М.: Издательский центр" Академия, 2014.
6. Борисова М. В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов. - 2003. - Т. 19. - №. 07.
7. Буйко Л. А., Букас Т. В. Влияние социально-психологического климата коллектива учащихся на качество учебного процесса. - 2012.
8. Волчкова В. И. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе // Высшее образование в России. - 2009. - №. 1.
9. Глебова Т. Д. Доступность высшего образования для выпускников городских и сельских школ. - Хабаровск, 2005.
10. Деметрио Т. Г. Э. Связь между образованием родителей, успеваемостью и образовательными траекториями школьников в Татарстане // Вопросы образования. - 2013. - №. 2.
11. Демьянчук Р. В. Актуальные возможности организации психологической поддержки педагогов в современной школе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. - 2011. - №. 4.
12. Егорова Л. С., Челнокова Н. Ю. Управление социальнопсихологическим климатом на предприятиях // Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2008. - №. 2. С. 162 - 168.
13. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип // Высшее образование в России. - 2005. - №. 8.
14. Завадская М. А. Академическая неуспеваемость как социологический феномен: перспективы микросоциологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2011. - Т. 14. - №. 2. - С. 102-118.
15. Ивашова В. А., Федькова Т. В., Дуб Г. В. Социологический анализ удовлетворенности персонала трудом // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции, филологии, социологии, политологии, философии, педагогики, психологии, истории, математики, медицины, искусства и архитектуры. - 2013. - С. 171-181.
16. Ильичева В. Н. Социально-психологический климат коллектива кафедры как фактор эффективности ее деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - №. 2 (15). - с 34-42.
17. Ионова Н. В., Барабах С. А. Организационно-педагогические условия формирования социально-психологического климата в коллективе образовательного учреждения // Педагогика, психология, методика преподавания. - 1999.
18. Калашникова А. Е. Социально-психологический климат в трудовом коллективе // Психология, социология и педагогика. - 2014. - №. 5. - С. 19-28.
19. Каримова А. Ф. и др. Соотношение особенностей стиля педагогической деятельности и социально-психологического климата в школьном коллективе образовательной школы // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы. - С. 205.
20. Карпов В. В. Стиль руководства в малых группах и его связь с мотивацией и социально-психологическим климатом // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008. - №. 3.
21. Кириллов А. В., Новикова Н. В. Роль социально-психологического климата в повышении эффективности управления организацией // Материалы Афанасьевских Чтений. - 2009. - Т. 1. - №. 7. - С. 200206.
22. Ковалёв В. В. Теоретико-прикладные основы социальнопсихологической оценки персонала // Акмеология. - 2015. - №. 1. - С. 65-72.
23. Курапова Т. Ю. Психологические факторы успешности обучения школьников // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. - 2011. - №. 5.
24. Максимова С. Г. Особенности мотивации профессиональной деятельности социальных работников в сфере социального обслуживания (социально-психологический аспект) // Известия Алтайского государственного университета. - 2003. - №. 2.
25. Неймер Ю. Л. Социально-психологический климат коллектива предприятия // Социологические исследования. - 1990. - №. 11. - С. 81-88.
26. Нестик Т. А. Социальный капитал организации: социально
психологический анализ // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30. - №. 2. - С. 29-42.
27.Объедкова Л. В., Вертогузова Н. А. Организационные изменения и социально-психологический климат в организации // Региональная экономика. - 2015. - №. 1 (7).
28.Осадчая Г. И. Социология социальной сферы // Социальная политика и социология. - 2014. - Т. 2. - №. 4-1. - С. 133-147.
29. Осеев А. А. Средства социологической диагностики в системе управления персоналом // Личностные качества руководителя и их оценка. Часть. - 2012. - Т. 2.
30. Парыгин Б. Д. и др. Влияние социально-психологического климата на производительность труда работников // Экономика, социология и право. - 2015. - С. 165.
31. Петрова Т. Ю. Проблема влияния социально-психологического климата в педагогическом коллективе на организацию образовательного процесса // Педагогика, психология, методика преподавания. - 2013. - С. 168-176.
32. Попова Л. Г., Захаревич Н. А. Влияние социально-психологического климата на деятельность организации // Век качества. - 2017. - №. 1.
33. Романчук А. А. Конфликты и социально-психологический климат в трудовом коллективе // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - Т. 6. - №. 2.
34. Сергеева В. П., Грицаева С. В. Основы управления педагогическими системами //Программно-методическое пособие. - 1999.
35. Скворцов В. Н. Социально-психологическая комфортность образовательной среды вуза как один из критериев оценки качества образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. АС Пушкина. - 2011. - Т. 5. - №. 4.
36. Слободская Е. Р., Сафронова М. В., Ахметова О. А. Личностные особенности и стиль жизни как факторы школьной успеваемости подростков // Психологическая наука и образование. - 2008. - №. 2. - С. 70-79.
37. Собкин В. С. и др. Социологическое исследование результатов ЕГЭ // Социология образования. Труды по социологии образования. - 2010. - С. 9-30.
38. Собкин В. С. Учитель о состоянии школьного образования (по материалам социологического опроса) // Профессиональное образование. Столица. - 2015. - №. 4. - С. 2-8.
39. Собкин В. С., Калашникова Е. А. Социология школьной отметки // Научный редактор. - 2011. - С. 46-52.
40. Стребкова Н. В. Социологический аспект проблемы оценки качества образования // Вестник Поволжского института управления. - 2008. - №. 2.
41. Топузян Г. Г. Управление социально-психологическим климатом в системе управления персоналом организации // Актуальные проблемы. - 2016. - Т. 2. - №. 12.
42. Тощенко Ж. Т. Предмет и структура социологии труда // Социологические исследования. - 2003. - №. 3. - С. 48-58.
43. Трегуб Т. В. «Не хочу учиться», или влияние социальнопсихологического климата в группе на мотивацию ученика // На путях к новой школе. - 2016. - №. 1. - С. 73-75.
44. Фатеев Н. М. Влияние особенностей управления на социальнопсихологический климат коллектива // Вопросы психологии. - 2016. -
Т. 1.
45. Филиппов Ф. Ф. Социологический анализ проблем образования. - М.: Наука, 1990.
46. Фоменко С. Л. Профессиональное становление педагогического коллектива как предмет научного (педагогического) исследования // Педагогическое образование в России. - 2007. - №. 1.
47. Хайруллина Ю. Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы // Социологические исследования. - 2003. - №. 5. - С. 84-88.
48. Цикалюк Е. В. Организационная культура вуза в контексте социологии управления // Вестник НГУЭУ. - 2011. - №. 2. - С. 26.
49.Чевтаева Н. Г., Стребкова Н. В. Оценка качества школьного образования: социологический анализ групп интересов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -
2011. - №. 2 (102). - С. 29-34.
50.Червова Э. А. Формирование эффективного социальнопсихологического климата в коллективе // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - №. 1-10. - С. 34-37.
51. Шихова Е. П. Социологические подходы к анализу социокультурной атмосферы // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - №. 1.