СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР УСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическая интерпретация социально-психологического климата в социологической науке 8
1.1. Социально-психологический климат: понятие и теоретические подходы к изучению 8
1.2. Особенности социально-психологического климата учебной организации 18
1.3. Анализ факторов успеваемости школьников 26
Глава 2. Влияние социально-психологического климата школы на успеваемость учеников 33
2.1. Опыт исследования социально-психологического климата школы 33
2.2. Экспертная оценка влияния социально-психологического климата на успеваемость школьников 44
2.3. Практические рекомендации по улучшению социальнопсихологического климата школы 52
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение 68
Глава 1. Теоретическая интерпретация социально-психологического климата в социологической науке 8
1.1. Социально-психологический климат: понятие и теоретические подходы к изучению 8
1.2. Особенности социально-психологического климата учебной организации 18
1.3. Анализ факторов успеваемости школьников 26
Глава 2. Влияние социально-психологического климата школы на успеваемость учеников 33
2.1. Опыт исследования социально-психологического климата школы 33
2.2. Экспертная оценка влияния социально-психологического климата на успеваемость школьников 44
2.3. Практические рекомендации по улучшению социальнопсихологического климата школы 52
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение 68
Школа является одним из основных источников социализации ребенка. Современная школа - это место, где ребёнок проводит большую часть дня. Поэтому социально-психологический климат является особенно важным для организации учебного процесса и поиска проблем в построении будущего ребенка. Однако в большинстве учебных организаций данный вопрос не является приоритетным и важным для руководства школы и родителей обучающихся.
Актуальность данной проблемы определяется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологического включенности индивида в учебный процесс и усложнением психической жизнедеятельности детей и подростков, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата обучающихся - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полного образа жизни людей в будущем. Формирование благоприятного социально -
психологического климата учебной организации является одним из важнейших условий достижения высоких показателей обучения и качества знаний, получаемых школьниками. Вместе с тем, социально
психологический климат школы является показателем уровня развития социального развития трудового коллектива школы. А это, в свою очередь, связано с перспективой развития учебной организации, с совершенствованием самой организации и условий труда коллектива.
Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности учебного процесса, служить показателем состояния, динамики изменений и прогресса результативности обучения школьников. Социально-психологический климат выступает в качестве полифункционального показателя
психологической включенности ученика в учебный процесс, меры психологической эффективности его деятельности, уровня психического потенциала личности и группы. Эффективность совместной деятельности обучающихся во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в учебной группе не только продуктивно влияет на результаты ее взаимодействия, но и перестраивает ребенка и подростка, формируя его новые возможности и проявляя потенциальные и скрытые ресурсы индивида. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации межличностного взаимодействия между учащимися.
Таким образом, одна из главных задач реформирования системы учебного процесса является целенаправленное развитие личности обучающихся, в соответствии с их интересами и индивидуальными потребностями. Для решения этой задачи необходимо обеспечение успешной социализации личности, создание благоприятного психологического климата в коллективе, формирование навыков инициативы, самостоятельности и реализации социального опыта в организации. Организация благоприятного социально-психологического климата требует понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности обучения, удовлетворенности учащихся своей деятельностью и коллективом. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.
Влияние различных факторов на производительность деятельности доказывал Ф. Г ерцберг еще в 50-х годах прошлого века. Он сформулировал двухфакторную теорию мотивации, согласно которой существуют гигиенических и мотивирующие факторы, оказывающие влияние на деятельность человека в производственных ситуациях. Согласно выводам Герцберга, мотивирующие факторы действуют мощнее, имеют большее значение, однако, без гигиенических факторов последующая деятельность человека вообще невозможна. Поскольку Герцберг исследовал трудовые общности, то он говорил, что работник захочет покинуть место работы, где не соблюдены гигиенические факторы. Таким образом, мы можем предположить, что социально-психологический климат, по аналогии с гигиеническими факторами мотивации, воздействуют на производительность школьников, то есть на их успеваемость.
Для этого проведено исследование в обычной общеобразовательной школе. Выбрана стратегия исследования кейс-стади. Данный метод позволит на основе изучения одного случая проверить гипотезы и применимость к большему числу случаев, то есть других подобных объектов. Эмпирической базой исследования выступил массовый опрос школьников и экспертный опрос. Они позволили сделать выводы о влиянии социально- психологического климата на успеваемость учеников школы.
Объектом исследования выступает успеваемость учеников МКОУ гимназия г. Сосновка.
Предметом исследования является социально-психологический климат школы и его влияние на результаты учебной деятельности.
Цель работы теоретически обосновать и экспериментально изучить влияние социально-психологического климата на результаты учебной деятельности школьников.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1) Раскрыть основные теоретические подходы к изучению социально-психологического климата учебного коллектива в отечественной и зарубежной социологии;
2) Выявить основные характеристики социально-психологического климата в учебной организации;
3) Провести эмпирическое исследование влияния социально- психологического климата школы на успеваемость обучающихся;
4) Проанализировать результаты эмпирического исследования по изучению влияния социально-психологического климата школы на результаты учебной деятельности;
5) Сформулировать заключения и рекомендаций по формированию благоприятного социально-психологического климата в учебном коллективе с целью повышения эффективности учебного процесса.
Гипотеза: успеваемость учащихся зависит от социальнопсихологического климата школы. Чем благоприятнее социально психологический климат, тем выше результаты обучения, и, наоборот, чем менее благоприятен социально-психологический климат школы, тем хуже уровень успеваемости школьников.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность темы, определяет степень научной разработанности, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются различные интерпретации социальнопсихологического климата в научном сообществе: термин, подходы к изучению, трудности анализа социально-психологического климата. Так же дается понятие социально-психологического климата учебной организации, особенностей его изучении и факторов, влияющих на формирование социально-психологического климата, а также взаимосвязь с успеваемостью школьников.
Вторая глава посвящена анализу социологического исследования социально-психологического климата коллектива школы. Приводится подробный отчет по массовому опросу школьников и экспертной оценке социально-психологического климата учебной организации. По результатам исследования сформулированы практические выводы и рекомендации для руководства учебной организации по формированию благоприятного социально-психологического климата.
В заключении подведены итоги проведенной работы, формируются выводы по рассматриваемой теме, а также предложения по совершенствованию проблемы неблагоприятного социальнопсихологического климата в учебных организациях.
Актуальность данной проблемы определяется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологического включенности индивида в учебный процесс и усложнением психической жизнедеятельности детей и подростков, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата обучающихся - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полного образа жизни людей в будущем. Формирование благоприятного социально -
психологического климата учебной организации является одним из важнейших условий достижения высоких показателей обучения и качества знаний, получаемых школьниками. Вместе с тем, социально
психологический климат школы является показателем уровня развития социального развития трудового коллектива школы. А это, в свою очередь, связано с перспективой развития учебной организации, с совершенствованием самой организации и условий труда коллектива.
Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности учебного процесса, служить показателем состояния, динамики изменений и прогресса результативности обучения школьников. Социально-психологический климат выступает в качестве полифункционального показателя
психологической включенности ученика в учебный процесс, меры психологической эффективности его деятельности, уровня психического потенциала личности и группы. Эффективность совместной деятельности обучающихся во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в учебной группе не только продуктивно влияет на результаты ее взаимодействия, но и перестраивает ребенка и подростка, формируя его новые возможности и проявляя потенциальные и скрытые ресурсы индивида. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации межличностного взаимодействия между учащимися.
Таким образом, одна из главных задач реформирования системы учебного процесса является целенаправленное развитие личности обучающихся, в соответствии с их интересами и индивидуальными потребностями. Для решения этой задачи необходимо обеспечение успешной социализации личности, создание благоприятного психологического климата в коллективе, формирование навыков инициативы, самостоятельности и реализации социального опыта в организации. Организация благоприятного социально-психологического климата требует понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности обучения, удовлетворенности учащихся своей деятельностью и коллективом. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.
Влияние различных факторов на производительность деятельности доказывал Ф. Г ерцберг еще в 50-х годах прошлого века. Он сформулировал двухфакторную теорию мотивации, согласно которой существуют гигиенических и мотивирующие факторы, оказывающие влияние на деятельность человека в производственных ситуациях. Согласно выводам Герцберга, мотивирующие факторы действуют мощнее, имеют большее значение, однако, без гигиенических факторов последующая деятельность человека вообще невозможна. Поскольку Герцберг исследовал трудовые общности, то он говорил, что работник захочет покинуть место работы, где не соблюдены гигиенические факторы. Таким образом, мы можем предположить, что социально-психологический климат, по аналогии с гигиеническими факторами мотивации, воздействуют на производительность школьников, то есть на их успеваемость.
Для этого проведено исследование в обычной общеобразовательной школе. Выбрана стратегия исследования кейс-стади. Данный метод позволит на основе изучения одного случая проверить гипотезы и применимость к большему числу случаев, то есть других подобных объектов. Эмпирической базой исследования выступил массовый опрос школьников и экспертный опрос. Они позволили сделать выводы о влиянии социально- психологического климата на успеваемость учеников школы.
Объектом исследования выступает успеваемость учеников МКОУ гимназия г. Сосновка.
Предметом исследования является социально-психологический климат школы и его влияние на результаты учебной деятельности.
Цель работы теоретически обосновать и экспериментально изучить влияние социально-психологического климата на результаты учебной деятельности школьников.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1) Раскрыть основные теоретические подходы к изучению социально-психологического климата учебного коллектива в отечественной и зарубежной социологии;
2) Выявить основные характеристики социально-психологического климата в учебной организации;
3) Провести эмпирическое исследование влияния социально- психологического климата школы на успеваемость обучающихся;
4) Проанализировать результаты эмпирического исследования по изучению влияния социально-психологического климата школы на результаты учебной деятельности;
5) Сформулировать заключения и рекомендаций по формированию благоприятного социально-психологического климата в учебном коллективе с целью повышения эффективности учебного процесса.
Гипотеза: успеваемость учащихся зависит от социальнопсихологического климата школы. Чем благоприятнее социально психологический климат, тем выше результаты обучения, и, наоборот, чем менее благоприятен социально-психологический климат школы, тем хуже уровень успеваемости школьников.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность темы, определяет степень научной разработанности, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются различные интерпретации социальнопсихологического климата в научном сообществе: термин, подходы к изучению, трудности анализа социально-психологического климата. Так же дается понятие социально-психологического климата учебной организации, особенностей его изучении и факторов, влияющих на формирование социально-психологического климата, а также взаимосвязь с успеваемостью школьников.
Вторая глава посвящена анализу социологического исследования социально-психологического климата коллектива школы. Приводится подробный отчет по массовому опросу школьников и экспертной оценке социально-психологического климата учебной организации. По результатам исследования сформулированы практические выводы и рекомендации для руководства учебной организации по формированию благоприятного социально-психологического климата.
В заключении подведены итоги проведенной работы, формируются выводы по рассматриваемой теме, а также предложения по совершенствованию проблемы неблагоприятного социальнопсихологического климата в учебных организациях.
Выпускная квалификационная работа была посвящена проблеме социально-психологического климата в школе, который рассматривался как фактор успеваемости учеников. В начале исследования нами была выдвинута гипотеза что благоприятный социально-психологический климат школы положительно влияет на результаты образовательного процесса.
Главной целью исследования является проверка гипотезы о влиянии социально-психологического климата школы на успеваемость школьников.
Для проверки гипотезы были реализованы следующие практические задачи:
1) Обзор социологических и психологических исследований по теме работы;
2) Проведение массового опроса школьников;
3) Проведение интервью с экспертами;
4) Анализ полученных эмпирических исследований.
Для достижения данных задач, был проведен вторичный анализ современных исследований, касающихся предмета выпускной работы, данный анализ изложен в 1 главе работы. Затем на основе изученных материалов была проведена подготовка и реализация собственного эмпирического исследования с помощью количественного и качественного методов прикладной социологии, результаты которого представлены во 2 главе. Для последующего использования результатов массива данных, предстояло провести тщательный анализ и сформулировать выводы для подтверждения или опровержения гипотезы о существовании взаимозависимости между социально-психологическим климатом учебной организации и учеников, обучающихся в ней.
В результате проведения эмпирического исследования - массового опроса школьников и экспертного опроса, было выявлено, что в изучаемой учебной организации - МКОУ гимназия г. Сосновка Кировской области - социально-психологический климат можно охарактеризовать как положительный, благоприятный. Однако прямой корреляции между социально-психологическим климатом и успехами школьников не выявлено. Взаимозависимость между данными показателями существует, но лишь косвенная.
В результате проведения анкетного опроса школьников можно сделать выводы об их восприятии школы, о том, как они описывают свои взаимоотношения с учителями и одноклассниками, характеризуют чувство принадлежности к школе. Однако установить взаимосвязи между оценками ученика и его характеристикой восприятия социально-психологического климата выявить не удалось. То есть «двоечник» не всегда воспринимает социально-психологический климат школы как неблагоприятный, а «отличник» как благоприятный.
Анализ интервью с экспертами, в лице которых выступили учителя школы, руководящий состав, психолог и социальный педагог, так же выразили точку зрения о том, что социально-психологический климат школы не является основополагающим фактором достижения тех или иных результатов образовательного процесса.
Анализ множества исследований современных психологов и социологов показал, что социально-психологический климат учебной организации влияет на ряд различных параметров - на удовлетворенность педагогов, на особенности формирования и функционирования педагогического коллектива, и, в частности, на успеваемость школьников. Однако существуют и другие факторы, оказывающее непосредственное влияние на успеваемость: это и семейный бэкграунд, социально- демографические характеристики, показатели стиля жизни, психологические аспект в целом.
Таким образом, в ходе проведенных исследований можно сделать вывод о том, что социально-психологический климат учебной организации является одним из факторов формирования успешного развития ученика и достижения им положительных результатов в учебе. При этом следует учитывать, что социально-психологический климат оказывает влияние в совокупности других факторов: влияние семьи, личные характеристики и другие психологические индикаторы.
Для дальнейшего исследования проблемы социально-психологического климата возможно использование метода эксперимента. Например, для проверки того как меняется успеваемость учеников можно изменять условия обучения в школе, влияющие на социально-психологический климат. Такой метод позволит проследить динамику изменений результативности обучения и выяснить степень взаимозависимости данных переменных друг от друга.
Таким образом, в ходе исследования поставленные задачи были решены в полном объеме, цель исследования достигнута. Практическая значимость исследования заключается в том, что оно может послужить базой и опорой для дальнейшего исследования проблемы социальнопсихологического климата.
Главной целью исследования является проверка гипотезы о влиянии социально-психологического климата школы на успеваемость школьников.
Для проверки гипотезы были реализованы следующие практические задачи:
1) Обзор социологических и психологических исследований по теме работы;
2) Проведение массового опроса школьников;
3) Проведение интервью с экспертами;
4) Анализ полученных эмпирических исследований.
Для достижения данных задач, был проведен вторичный анализ современных исследований, касающихся предмета выпускной работы, данный анализ изложен в 1 главе работы. Затем на основе изученных материалов была проведена подготовка и реализация собственного эмпирического исследования с помощью количественного и качественного методов прикладной социологии, результаты которого представлены во 2 главе. Для последующего использования результатов массива данных, предстояло провести тщательный анализ и сформулировать выводы для подтверждения или опровержения гипотезы о существовании взаимозависимости между социально-психологическим климатом учебной организации и учеников, обучающихся в ней.
В результате проведения эмпирического исследования - массового опроса школьников и экспертного опроса, было выявлено, что в изучаемой учебной организации - МКОУ гимназия г. Сосновка Кировской области - социально-психологический климат можно охарактеризовать как положительный, благоприятный. Однако прямой корреляции между социально-психологическим климатом и успехами школьников не выявлено. Взаимозависимость между данными показателями существует, но лишь косвенная.
В результате проведения анкетного опроса школьников можно сделать выводы об их восприятии школы, о том, как они описывают свои взаимоотношения с учителями и одноклассниками, характеризуют чувство принадлежности к школе. Однако установить взаимосвязи между оценками ученика и его характеристикой восприятия социально-психологического климата выявить не удалось. То есть «двоечник» не всегда воспринимает социально-психологический климат школы как неблагоприятный, а «отличник» как благоприятный.
Анализ интервью с экспертами, в лице которых выступили учителя школы, руководящий состав, психолог и социальный педагог, так же выразили точку зрения о том, что социально-психологический климат школы не является основополагающим фактором достижения тех или иных результатов образовательного процесса.
Анализ множества исследований современных психологов и социологов показал, что социально-психологический климат учебной организации влияет на ряд различных параметров - на удовлетворенность педагогов, на особенности формирования и функционирования педагогического коллектива, и, в частности, на успеваемость школьников. Однако существуют и другие факторы, оказывающее непосредственное влияние на успеваемость: это и семейный бэкграунд, социально- демографические характеристики, показатели стиля жизни, психологические аспект в целом.
Таким образом, в ходе проведенных исследований можно сделать вывод о том, что социально-психологический климат учебной организации является одним из факторов формирования успешного развития ученика и достижения им положительных результатов в учебе. При этом следует учитывать, что социально-психологический климат оказывает влияние в совокупности других факторов: влияние семьи, личные характеристики и другие психологические индикаторы.
Для дальнейшего исследования проблемы социально-психологического климата возможно использование метода эксперимента. Например, для проверки того как меняется успеваемость учеников можно изменять условия обучения в школе, влияющие на социально-психологический климат. Такой метод позволит проследить динамику изменений результативности обучения и выяснить степень взаимозависимости данных переменных друг от друга.
Таким образом, в ходе исследования поставленные задачи были решены в полном объеме, цель исследования достигнута. Практическая значимость исследования заключается в том, что оно может послужить базой и опорой для дальнейшего исследования проблемы социальнопсихологического климата.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕФЛЕКСИИ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЖИЗНЕННЫХ
СИТУАЦИЯХ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-РЕАДАПТАЦИОННОГО КОЛЛЕКТИВА ЭКСТЕРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Социальная адаптация акторов школьного образования в условиях коронавирусной пандемии: оценка изменений и напряженности (на примере МБОУ СОШ № 128 г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - Условия организации социально - психологической адаптации к обучению в начальной школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Социальная адаптация студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ
СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К ИНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
КАМПУСА РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Особенности социально-психологической адаптации младших школьников (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУЛЛИНГА И СПОСОБЫ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018 - Межличностные отношения как фактор, влияющий на образовательную
вовлеченность старшеклассников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021



