Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-РЕАДАПТАЦИОННОГО КОЛЛЕКТИВА ЭКСТЕРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Работа №28994

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы116
Год сдачи2002
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
348
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Концепция коллектива в отечественной социальной психологии 8
1.1. Понятие, признаки и функции первичного коллектива 8
1.2. Развитие учения о группе как коллективе в социальной
психологии и педагогике 11
Глава 2. Особенности экстерной школы-интерната социально-реадаптационного типа 23
2.1. Характеристика контингента, рекрутируемого в состав
воспитанников экстерной школы-интерната 23
2.2. Эволюция в отечественной психологии научных взглядов
на отклоняющееся поведение детей и подростков 30
2.3. Особенности задач и организации экстерной
школы-интерната социально-реадаптационного типа 35
Глава 3. Формирование социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната 44
3.1. Состояние разработки научных основ решения проблемы личностной коррекции девиантных детей и подростков 44
3.2. Условия и пути становления и формирования
социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната 53
Заключение и выводы 98
Библиографический список 102

Актуальность исследования. Реформирование в России общественных отношений и государственных структур неизбежно сопровождается негативными экономическими, социальными и социально-психологическими процессами и явлениями: девальвацией моральных ценностей, усилением разобщённости, равнодушием и безразличием к окружающим, взаимным недоверием людей, агрессивности. Ситуация для детей и под¬ростков усугубляется просчетами родителей в воспитании: мелочный контроль, лишение элементарной самостоятельности или же безнадзорность, напряженно-агрессивная, невыносимая обстановка в семьях. В ауре негативных эмоций, источаемых ближайшим окружением детей, испытывающих дефицит дружеского общения, нередко снижается уровень их обучаемости, возникает конфликтность, негативизм к окружающему, что отражается на психическом здоровье и ведет к неадекватному психическому развитию и отклоняющемуся поведению.
В последние годы отмечается явное ухудшение здоровья детей и подростков, усиление их дезадаптированности. В научных поисках путей оздоровления и реадаптации данного контингента ученые подчеркивают особую важность включения их в определенную систему межличностных отношений, чему максимально способствуют специфические коллективы экстерных школ-интернатов социально-реадаптационного типа. Возникает, следовательно, необходимость создания социально-психологических основ воспитательной, оздоровительной и психокоррекционной деятельности психолого-педагогического персонала.
Объект исследования - оздоровительная, психокоррекционная и психопедагогическая деятельность коллектива педагогов и учащихся экстерной школы-интерната.
Предмет исследования: особенности социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната с учетом динамики личностных и межличностных отношений воспитанников и уровня ценностно-ориентационного единства всех членов коллектива, условия и пути деятельности психолого-педагогического персонала по его формированию.
Гипотезы исследования:
- восстановление здоровья и обучаемости “трудных” детей и подростков, их реадаптация наиболее эффективно осуществляются в едином педагогическом и детско-подростковом учебно-трудовом коллективе экстерной школы-интерната, сформированном на основе деятельностных нравственно-зрелых межличностных отношений;
- такой тип коллектива обеспечивает также возможность обучения значительной части педагогически запущенных детей и подростков в ус-коренном темпе;
В соответствии с целью исследования и гипотезами в диссертации решались следующие задачи:
1) на основе анализа социально-психологической литературы уточнить понятие и раскрыть функции первичного коллектива;
2) выявить специфику социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната;
Методологическую основу исследования составили принципиальные положения о социокультурной исторической обусловленности личности (Л.С. Выготский), о единстве социального, биологического и психологического в человеке как личности (А.Н. Леонтьев), о единстве деятельности, общения, сознания, личности (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов и др.); о воспитании и перевоспитании личности в системе межличностных отношений, в совместном труде, в коллективе и через коллектив (В.Н. Мясищев, А.С. Макаренко); о важности учёта особенностей социально-психологического климата конкретных групп, в которых личность усваивает социальные влияния и реализует свою социальную сущность (В.В. Новиков); о многообразии функций коллектива, обеспечивающих возможность каждой личности самоутверждаться в социально-полезной эмоционально благоприятной для нее позиции (А.Д. Глоточкин).
Методы исследования: наблюдение, анализ и оценка результатов деятельности; обобщение практико-психологического и педагогического опыта; опросник САН, тест школьной тревожности Филлипса, ориентационная анкета Б. Басса, тест “ценностных ориентаций” М. Рокича, социометрический тест Дж. Морено.
Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в обосновании результативности оздоровительно-коррекционной и образовательной деятельности экстерной школы-интерната; в раскрытии системы условий и путей создания коллектива социально- реадаптационного типа, состоящего в основном из дезадаптированных (девиантных) детей и подростков.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Экстерная школа-интернат социально-реадаптационного типа обладает уникальными возможностями оздоровления и психологической коррекции дезадаптированных детей и подростков, которые базируются на повышении их интеллектуального потенциала.
2. Особая роль психопедагогического фактора в оздоровительной и психокоррекционной системе: совместной (учебной, трудовой, спортивной, художественной и игровой) деятельности с последовательно возрастающей нагрузкой, а также взаимодействия и общения, пронизанных взаимоуважением, взаимной поддержкой и помощью, взаимоответственной зависимостью, мажорностью групповых настроений, наличием внутриколлективных позитивных традиций.
3. На защиту выносится также система условий и путей формирования такого социально-реадаптационного коллектива экстерной школы- интерната.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии основных принципов и системы путей поэтапного создания детско- подросткового социально-реадаптационного коллектива, в раскрытии потенциала разнообразных возможностей экстерной школы-интерната в целях оздоровления и коррекции личности дезадаптированных детей и под¬ростков.
Практическая значимость состоит в том, что его результаты позволяют субъектам образовательной и оздоровительной деятельности выбирать пути профилактики и личностной коррекции дезадаптированных детей и подростков, определять посильную, постепенно возрастающую нагрузку в деятельности, развивающей или коррегирующей личность.
Достоверность научных результатов и выводов определяется методологической обоснованностью теоретических позиций, использованием методов исследования, адекватных его задачам.
Апробация работы осуществлена в докладах автора на съездах психологов, конференциях, симпозиумах и научно-методических семинарах в городах Владимир, Новгород, Тверь, Торжок, Ярославль. Диссертационные материалы использовались в лекциях и на практических занятиях по социальной и педагогической психологии в Тверском и Ярославском государственных университетах, в практико-психологической работе с дезадаптированными детьми и подростками в Ступинской экстерной школе- интернате “Феникс”.
Основное содержание диссертации отражено в 26 публикациях.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Итоги формирующего эксперимента убедительно подтвердили гипотезу: систематическое комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое квалифицированным психолого¬педагогическим коллективом на дезадаптированных детей и подростков, позволяет успешно реализовать поставленные цели:
- обеспечение восстановления психического здоровья воспитанников и психологическая коррекция их личности и межличностных отношений;
- формирование нравственно-зрелой, гуманной, самостоятельно мыслящей, деятельностно-направленной личности, способной устоять пе¬ред соблазном деструктивных ценностей и перед жизненными трудностями, сохраняя своё достоинство, уважая и ценя достоинство других;
- обеспечение на этой основе личностного развития детей и подростков, успешности их учебной деятельности, ускоренного освоения учебной программы со сдачей экзаменов по мере их подготовленности;
- отрыв дезадаптированных детей и подростков от негативно-стереотипных, патогенных отношений с ближайшим окружением (неблагополучная семья, компания, стимулирующие бессмысленное, а порой деструктивное времяпрепровождение и т.д.), погружение их в нравственно здоровую деятельностную (учебную, трудовую, игровую, художественно-творческую) атмосферу.
2. В оздоровительной и психокоррекционной системе деятельности большая роль принадлежит психопедагогическому фактору: специально организованной совместной деятельности воспитанников (учебной, трудовой, спортивной, художественной, игровой) с посильной, последовательно возрастающей нагрузкой, а также взаимодействию и общению, пронизанных взаимоуважением, взаимной поддержкой и помощью, взаимоответственной зависимостью, мажорностью групповых настроений, наличием внутриколлективных позитивных традиций.
3. Всем этим условиям, как показало исследование, отвечает экстерная школа-интернат социально-реадаптационного типа, обладающая уникальными возможностями оздоровления и психологической коррекции дезадаптированных детей и подростков. Многоплановая совместная деятельность воспитанников в коллективе ЭШИ СРТ способствует реализации их разнообразных интересов и потребностей, создает условия для творческого и глубоко ответственного отношения к учебному и физическому труду, развивает духовную сферу и социально активную их ориентацию, создает разнообразие ситуаций, способствующих решению воспитательных и коррекционных задач, нормализации межличностных отношений.
4. Постановка перед коллективом ЭШИ СРТ так называемых “сверх-задач” создает в нем деятельностный социально-психологический климат, захватывающий детей и подростков, стимулирует возникновение глубоко осмысленных мотиваций деятельности, поведения и общения, усиливают чувство ответственности, целеустремленность, желание справиться с “не-выполнимым”, преодолеть “невозможное”.
5. Результаты формирующего эксперимента, проведенного психолого-педагогическим коллективом ЭШИ СРТ, позволяют утверждать, что образовательные заведения такого типа являются сегодня жизненно необходимым вариантом общеобразовательных учреждений, соответствующим требованиям современной социально-педагогической реальности, и
6. Создание таких школ весьма полезно для государства и общества как в экономическом, так и в социокультурном плане; их широкое распространение диктуется тем, что в стране резко возросло и продолжает расти число психологически “недозревших” до своего возраста учащихся; не имеющие задач личностно значимой для них серьезной учебной и трудовой деятельности, потерявшие интерес к учебе, безнадежно отставшие в ней и бросившие школу или же продолжающие обучение, изнывая от скуки, - такие дети и подростки неадекватно реализуют свои возможности и удовлетворяют потребности, нередко пополняя девиантный и делинквентный контингент.
7. Последовательность в этапах и длительность формирования специфического коллектива ЭШИ СРТ могут быть иными в сравнении с изложенными в зависимости от конкретных условий работы конкретного учреждения и особенностей контингент воспитанников, однако при этом важно соблюдение следующих принципов:
- принцип необходимости - не осложнять с самого начала пребывания в этой школе жизнь многих детей и подростков резким включением их в учебный процесс и сложную, также в однообразную трудовую деятельность, ибо у основной массы учащихся, набранных в ЭШИ СРТ ко всему этому уже сложилось стойкое негативное отношение.
- принцип периодической смены разнообразных форм деятельности и создания перспективы, общего стремления к завтрашнему дню, наполненному коллективным усилием и “коллективным стремлением” (по А.С. Макаренко).
- принцип создания системы посильно преодолимых детьми и подростками трудностей;
- принцип активного вовлечения всех воспитанников в осознанное систематическое участие в управлении ЭШИ СРТ;
- принцип создания нормального тона коллектива, который, по A. С. Макаренко, должен быть мажорным, спокойным и крепким, энергичным и экономным, основанным на вере в силу коллектива и в свое будущее; важным качеством тона великий педагог считал единство, дружеское единение членов коллектива, особенно в общих трудных работах;
- принцип дисциплинирования воспитанников и педагогов. Без дисциплины А.С. Макаренко не представлял себе коллектива, считая ее не только средством, но и результатом воспитания, усилий всего коллектива во всех направлениях. Дисциплина должна быть сознательной и вместе с тем необходимо формировать навыки и привычки дисциплинированного поведения. Дисциплинирование немыслимо без разумной, психологически обоснованной требовательности педагогов;
- принцип коллективно-деятельностного подхода к формированию и психологической коррекции личности, в значительной мере разработанный известными русскими учеными-психологами, педагогами и медиками П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, Л.С. Выготским, А.С. Макаренко,B.Н. Сорокой-Росинским, А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, К.К. Пла-тоновым, И.П. Ивановым и др.;
- принцип создания психолого-педагогического коллектива ЭШИ СРТ как союза единомышленников с единым научно обоснованным, выработанным и проверенным делом и временем стилем работы взрослых (всего персонала), глубоко нравственных и преданных делу и детству.
- принцип тесного взаимодействия школы и семьи, основанного на взаимопонимании и озабоченности педагогов и родителей судьбами детей и подростков.



1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности.// Психология личности и образ жизни. М., Наука, 1987, с.137-145.
2. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками.// “Актуальные проблемы развития педагогической науки и практики”, М., 1979, 48 с.
3. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершенно-летних. Свердловск, 1986, 152 с.
4. Алмазов Б.Н. Психолого-педагогические основания реабилитации социально-дезадаптированных подростков. Екатеринбург, 1997, 44 с.
5. Аркин Е.А. Об изучении детского коллектива. М., Новая Москва, 1927, 37 с.
6. Аркин Е.А. Задачи и методы изучения детского коллектива. Вступит. статья к кн. В. Деринг “Психология школьного класса”, М., Госиздат, 1929, с.3-21.
7. Аркин Е.А. О некоторых вопросах воспитания детей (переписка с родителями). Выпуск I. М., Гос. уч-пед. издат., 1935, 96 с.
8. Бармин С.В. О корпоративности как способе положительно-продуктивного взаимодействия людей (из психолого-педагогических взглядов Н.И.Пирогова).// “Записки торжокских психологов”, вып.2, Тверь, 1998, с.454-456.
9. Бассин Ф., Рожнов В., Рожнова М. Некоторые вопросы эмоциональной напряженности./ “Коммунист” №14, М., Правда, 1974, с.61-65.
10. Батуев А.С. Идея гуманизации Российской школы.// “Специализация школы и нервно-психическая адаптация. Школа-семинар”. С-П., 1998, с. 10-12.
11. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., “Социальное здоровье России”, 1993, 199 с.
12. Беличева С.А. Психолого-педагогическая поддержка детей и под-ростков группы риска.// “Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция”, М., 1992, с.16-21.
13. Бельский П.Г., Мясищев В.Н. К вопросу о типах трудных детей в массовой школе.// “Трудные дети в массовой школе”, Л., ЛПИ, 1933, с.40¬65.
14. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. М., 1910, 41 с.
15. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. М., 1926.
16. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации./ “Педагогика”, №1, М., Педагогика, 1996, с.3-8.
17. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы.// П.П.Блонский “Избранные педагогические и психологические сочинения” в двух томах, т.1, М., Педагогика, 1979, с.39-85.
18. Блонский П.П. О так называемой моральной дефективности.// П.П.Блонский “Избранные педагогические и психологические сочинения в двух томах”, т.1, М., Педагогика, 1979, с.187-203.
19. Блонский П.П. Школьная успеваемость.// П.П.Блонский “Избранные педагогические произведения”, М., АПН РСФСР, 1961, с.458-514.
20. Бодалёв А.А. Воздействие стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт.// “Личность и общение”, М., Педагогика, 1983, с.65-69.
21. Буева Л.П. Личность и среда.// “Ребёнок в системе коллективных отношений”. Тезисы докладов к выездному заседанию лаборатории в Ленинграде 28 июня 1972 г. М., 1972, с. 3-16.
22. Вдовиченко А.А. О некоторых рекомендациях в отношении психокоррекционной работы с делинквентными подростками.// “Нарушения поведения у детей и подростков”, М., 1981, с.153-158.
23. Верцинская Н.Н. Влияние коллектива на индивидуальность школьника.// Воспитание школьного коллектива. Минск, 1985, с.55-61.
24. Воленко О.И., Петракова Т.И., Цыпурский В.Г. Как растить здоровое поколение (о новой программе для начальной школы)./ “Педагогика”, №1, 1995, с.52-56.
25. Воронова А.А. Причины школьных неврозов.// “Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы”, М., Академия, 1997, с. 93-105.
26. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. М., 1936, 76 с.
27. Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребёнка. Собрание сочинений в шести томах. Том пятый. М., Педагогика, 1983, с.196-218.
28. Выготский Л.С. Moral insanity. Собрание сочинений в шести то¬мах. Том пятый. М., Педагогика, 1983, с.137-149.
29. Выготский Л.С. Трудное детство. Собрание сочинений в шести томах. Том пятый. М., Педагогика, 1983, с.150-152.
30. Гаркин Е.А. Психокоррекционные возможности походов- путешествий.// “Записки практических психологов города Твери и области”, вып.2, Тверь, 1996, с.166-170.
31. Гаркин Е.А., Славина Е.В., Столбун В.Д., Столбун Ю.В. Построение межличностных отношений аномальных детей и подростков в условиях многодневных походов-путешествий.// “Записки практических психологов города Твери и области”, вып.3. Тверь, 1996, с.259-264.
32. Глоточкин А.Д. Социальная психология и практика. Уфа, 2001.
33. Глоточкин А.Д. Структура личности как программа её психодиагностики, формирования или психокоррекции.// Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч.11 (отв. ред. А.Л.Журавлев), М., ИПРАН, 2002.
34. Глоточкин А.Д. О понятии, признаках и функциях первичного
коллектива, №1, 2002/ “Краеведческая психология”, 2002, с.25-27.
35. Голованов Л.В. Достойный пример жизни и творчества.//
В.П.Кащенко “Педагогическая коррекция”, М., Просвещение, 1994, с.5¬21.
36. Горшкова Е.А. Из истории перевоспитания педагогически запущенных детей (30-е годы XIX - XX веков).// “Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция”, М., 1992, с.26-32.
37. Горшкова Е.А. Помощь “трудным” детям (из истории реабилитационных учебно-воспитательных заведений)./ “Вечерняя средняя школа”, №1, 1996, с.34-36.
38. Губко А.Т. Рыцарь суровой доброты.// В.Н.Сорока-Росинский “Педагогические сочинения”, М., Педагогика, 1991, с.6-17.
39. Дзержинский Ф.Э. Дневники. 7 мая 1908 г.// Ф.Э.Дзержинский. “Избранные статьи и речи 1908-1926 г.г.”, М., Гос. изд. полит. литер., 1947, с.181-184.
40. Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. Львов, Издательство Львовского университета, 1984, 208 с.
41. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876. Январь. Полное собрание сочинений в 12 томах, т.10, ч.1, гл.2, СПб, 1895, с.13-30.
42. Дроздовский Ю.В. Клиническая динамика, принципы ранней диагностики, реабилитации и психопрофилактики патохарактерологических отклонений у подростков с девиантным и делинквентным поведением. Автореф. дис. канд. мед. наук. Томск , 1997, 26 с.
43. Ерина С.И. Отношение школьной молодежи к неформальным объединениям.// “Психологические аспекты гуманизации педагогического процесса”, Ярославль, 1991, с. 84-90.
44. Загрудинов А.Н., Славина Е.В., Столбун В.Д. Укрепление психокоррекционной учебно-трудовой общности воспитанников школы интер-
45. Залужный А. С. Учение о коллективе. Методология. Детский кол-лектив. М.-Л., Работник просвещения, 1930, 300 с.
46. Ильин Ф.Г. Из опыта индивидуальной учебной работы с трудны¬ми школьниками.// “Повышение эффективности учебно-воспитательной работы в учреждениях интернатного типа”, М., 1973, с.74-86.
47. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации./ “Вопросы психологии”, №4, М., “Педагогика”, 1984, с.89-95.
48. Казаков В.Г. Психологическая помощь трудновоспитуемым подросткам.// Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. Материалы Всероссийской научно¬практической конференции. Саратов. 1991. М., МАИ, 1992, с.64-66.
49. Казакова О.В. Жизнь и труды А.Я.Герда. А.Я.Герд. Избран. Соч. М., АПН РСФСР, 1953, с. 160-165.
50. Калабалин С.А. Самая решающая вещь.// А.С.Макаренко. 1888¬1963. К 75-летию со дня рождения. М., Гос. уч.-пед. издат., 1963, с.168¬185.
51. Кануников И.Е., Ламкин П.Э., Белов Д.Р. Психофизиологические факторы адаптации школьников к учебной нагрузке.// “Специализация школы и нервно-психическая адаптация. Школа-семинар”. С-П., 1998, с. 47-50.
52. Каптерев П.Ф. Об основных общественных чувствованиях./ “Вестник психологии”, №1, Спб, 1906, с.1-30.
53. Каптерев П.Ф. Первая основа семейного воспитания.// “Энциклопедия семейного воспитания и обучения”, вып.1, Спб, 1898, с.29-39.
54. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей.// П.Ф.Каптерев “Избранные педагогические сочинения”, М., Педагогика, 1982, с.232-257.
55. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования (Из серии “Авторские школы Москвы”). М., 1992, 128 с.
56. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993, 80с.
57. Кащенко В.П. К вопросу о воспитании и обучении дефективных детей. Доклад В.П.Кащенко на III съезде отечественных психиатров в 1910 году. В.П.Кащенко. Педагогическая коррекция. : Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., Просвещение, 1994, с.212¬220.
58. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., Просвещение, 1994, 223с.
59. Кащенко В.П., Мурашев Г.В. Исключительные дети: Их изучение и воспитание. М., 1929. 125 с.
60. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово, Кузбассвузиздат, 164 С.
61. Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков. // “Нарушения поведения у детей и подростков”, М., 1981, с.11-24.
62. Коломинский Я.Л. Детские коллективы. Коллектив и личность. М., Наука, 1975, с. 115-128.
63. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, Народная асвета, 1984, 240с.
64. Комаров В.В., Мягков И.Ф., Юров Ю.В. Психологические условия и психолого-педагогические средства преодоления отклоняющегося поведения у подростков.// “Психология, клиника и профилактика отклоняющего поведения у детей и подростков”., Чернигов, 1991, с.112-116.
65. Коменский Я.А. Великая дидактика.// Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., Просвещение, 1981, с.80-162.
66. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., Просвещение, 1980, 192с.
67. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, “Беларусь”, 1988, С.208.
68. Конникова Т.Е. Механизм воздействия коллектива на личность школьника./ “Советская педагогика”, №11, М., Педагогика, 1969, с.27-38.
69. Конникова Т.Е. О взаимоотношениях в коллективах подростков. // Ребёнок в системе коллективных отношений. Тезисы докладов к выезд¬ному заседанию лаборатории в Ленинграде 28 июня 1972 г. М., 1972, с.29¬34.
70. Кочетов А.И. Коллектив как фактор формирования личности. // Воспитание школьного коллектива. Минск, изд. “Народная асвета”, 1985, с.3-18.
71. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М., “Просвещение”, 1986, 160с.
72. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., Просвещение, 1972, 256 с.
73. Кузин Н.П. О педагогическом наследии С.Т.Шацкого.
С.Т.Шацкий. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Т.1, М., Педагогика, 1980, с.3-14.
74. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., ЛГУ, 1967.
75. Курилова Т.Н. Изучение коллективизма. // Воспитание школьного коллектива. Минск, изд. “Народная асвета”, 1985, с. 18-22.
76. Кучкаров А.Х. Особенности организации нравственного воспитания подростков-правонарушителей в условиях специальной школы. Автореф. диссерт. канд. пед. наук. Душанбе, 1971, 21 с.
77. Лисовский В.Т. Социально-психологические особенности девиантного поведения несовершеннолетних.// Девиантное поведение подро¬стков: причины, тенденции и формы социальной защиты. Москва-Тверь, 1998, с.8-12.
78. Лубовский Д.В. Диагностика личностных проблем младшего подростка. // “Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы”, М., Изда¬тельский центр “Академия”, 1997, с.132-146.
79. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Сочинения в семи томах, т.5, М., АПН, 1958, с.7-100.
80. Макаренко А.С. Мои педагогические воззрения. Сочинения в семи томах, т.5, М., АПН, 1958, с.277-307.
81. Макаренко А.С. О личности и обществе. Сочинения в семи томах, т.7, М., Издательство академии педагогических наук, 1958, с.11-16.
82. Макаренко А.С. Опыт образовательной работы в Полтавской трудовой колонии им. М.Горького. Сочинения в семи томах, т.7, М., Издательство академии педагогических наук, 1958, с.375-380.
83. Макаренко А.С. Организация воспитания трудного детства. Тезисы доклада. Сочинения в семи томах, т.7, М., Издательство академии пе-дагогических наук, 1958, с.404-406.
84. Макаренко А.С. Письмо к А.М.Горькому, август 1925 года. Переписка А.С.Макаренко с А.М.Горьким. Сочинения в семи томах, т.7, М., Издательство академии педагогических наук, 1958, с.318-321.
85. Макаренко А.С. Письмо к А.М.Горькому, ноябрь 1925 года. Переписка А.С.Макаренко с А.М.Горьким. Сочинения в семи томах, т.7, М., АПН, 1958, с.326-328.
86. Макаренко А.С. Письмо к А.М.Горькому. 1926 год, май. Пере¬писка А.С.Макаренко с А.М.Горьким. Сочинения в семи томах, т.7, М., АПН, 1958, с. 334-336.
87. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Сочинения в семи томах, т.5, М., АПН, 1958, с. 103-224.
88. Макаренко А.С. Цель воспитания. Сочинения в семи томах, т.5, М., Издательство академии педагогических наук, 1958, с.345-357.
89. Махновец С.Н., Махновец Л.А. Регуляция девиантного поведения подростка./ Сб. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты. Москва-Тверь, 1998, с.52-59.
90. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., ЛГУ, 1960.
91. Мясищев В.Н. Трудные дети и школа. // Трудные дети в массовой школе. Ленинград, ЛПИ, 1933, с. 6-21.
92. Нечаева А.Ю. Принципы психолого-педагогической помощи при нарушениях поведения у детей и подростков.// Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты. Москва- Тверь, 1998, с.64-67.
93. Никитин В.А. Девиантное поведение детей и подростков и проблемы социализации.// Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты. Москва-Тверь, 1998, c. 16-21.
94. Никольская А.А. Комментарии. // П.П.Блонский “Избранные педагогические и психологические сочинения” в двух томах, т.1, М., Педагогика, 1979, с. 277-301.
95. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998, 465 с.
96. Новикова Л.И. Проблема управления процессом развития личности ребёнка в системе коллективных отношений. // Ребёнок в системе коллективных отношений. Тезисы докладов к выездному заседанию лаборатории в Ленинграде 28 июня 1972 г. М., 1972, с. 16-24.
97. Озерская Ф.С. Приют детский.// Педагогическая энциклопедия, т.3, с.510-511.
98. Орлова Л.В. Интеллектуально пассивные учащиеся./ “Вопросы психологии” №6, М., Педагогика, 1991, с.45-49.
99. Панкова Л.И., Славина Е.В., Столбун В.Д., Столбун Ю.В. Роль полеводческой деятельности в становлении высоконравственных
100. Першакова Н.Н., Тайчинов М.Г. Общественно полезный труд как средство воспитания трудных подростков.// Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников, М., 1990, с.151-155.
101. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Групповая сплочённость как ценностно-ориентационное единство.// Психологическая теория коллектива. М., Педагогика, 1979, с.43-65.
102. Печенина А.С. Этапы становления школьного самоуправления как средства психокоррекции дезадаптированных и девиантных воспитанников школы-интерната. // Записки практических психологов города Твери и области. Научно-методический сборник №2. Тверь, 1996, с.178¬184.
103. Пирогов Н.И. Школа и жизнь. Сочинения, т.1, Киев, изд. пироговского т-ва, 1910, с.121-140.
104. Платонов К.К. Коллектив и личность. М., Наука, 1975.
105. Полякова Н.Е. Принципы лечебной педагогики при нарушениях поведения у детей и подростков. // Психокоррекция: теория и практика. М., Научно-практический центр “Коррекция”, 1995, с.116-129.
106. Рагимова О.А., Андреева Г.Ф. Особенности здоровья и развития детей г. Саратова.// Бюллетень международной академии психологических наук. Выпуск 6, Саратов-Ярославль, 1998, с. 41-43.
107. Розин М.В. О некоторых психологических причинах демонстративно-отклоняющегося поведения подростков.// Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников, М., 1990, с. 45-53.
109. Семенов В.Д. Перевоспитание трудных подростков в коллективе.// “Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли”, М., Педагогика, 1973, с.110-136.
110. Семенов В.Д. Коллектив трудных подростков, его функции и воспитательные возможности. Автореф. диссерт. канд. пед. наук. М., 1971, 24с.
111. Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи (методологические и прикладные проблемы). Волгоград, 1998, 156 с.
112. Сидоров П.И. Механизмы формирования девиантного образа жизни подростков.// Психология, клиника и профилактика отклоняющего поведения у детей и подростков. Чернигов, 1991, с. 9-13.
113. Сиресина Н.Н., Славина Е.В., Столбун В.Д., Стрельцов В.В., Чедия К.О. Экстерная школа-интернат в условиях современной социально-педагогической реальности. // Записки практических психологов города Твери и области. Научно-методический сборник №3. Тверь, 1996, с.432.
114. Славина Е.В. Начальные этапы становления нового коллектива экстерной школы-интерната.// Записки торжокских психологов. №2, Тверь, с.147-154.
115. Славина Е.В. Пути становления психокоррекционного коллектива экстерной школы-интерната. // Записки практических психологов го¬рода Твери и области. Научно-методический сборник №3. Тверь, 1996, с.177-189.
116. Славина Е.В., Столбун В.Д., Столбун Ю.В., Чедия К.О. Театр как начальный этап зарождения эмпатически-аффилиационных межличностных отношений в школе-интернате. // Записки практических психологов города Твери и области. Научно-методический сборник №3. Тверь,1996, с.18-24.
117. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и не-дисциплинированным ученикам.// Трудные дети. Москва-Воронеж, “Институт практической психологии”, 1998, с.27-51.
118. Слуцкий В.М. Психологические методы коррекции личности ребенка./ “Вопросы психологии”, №6, М., “Педагогика”, 1984, с.141-145.
119. Сорока-Росинский В.Н. От принудительности к добровольчеству. Сорока-Росинского В.Н. Педагогические сочинения. М., Педагогика, 1991, с.152-163.
120. Сорока-Росинский В.Н.Трудновоспитуемые. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М., Педагогика, 1991, с.139-152.
121. Сорока-Росинский В.Н. Школа им. Достоевского. Сорока- Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М., Педагогика, 1991, с.164¬228.
122. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., Академия,1997, 321 с.
123. Столбун В.Д., Харитонов О.Ю., Чедия К.О. Коррекция “трудных” подростков через создание высоконравственных отношений в коллективных видах спорта. // Записки практических психологов города Твери и области. Научно-методический сборник №5. Тверь, 1997, с.241-259.
124. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М., Просвещение, 1981, 192 с.
125. Сухорукова Е.Е. Опыт работы педагогического коллектива новошахтинского дома детства./ Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. №1, М., Издат. “Социальной здоровье Рос¬сии”, 1996, с.24-35
126. Тарасова Л.Е. Положение ребенка в коллективе сверстников как показатель психического здоровья.// Бюллетень международной академии психологических наук, Выпуск №6, Саратов-Ярославль, 1998, с.67-70.
127. Татаренкова А.А., Татаренкова Е.В., Худик В.А. Клинико-психологическая характеристика детей с отклоняющимся поведением. // “Психология, клиника и профилактика отклоняющего поведения у детей и подростков”, Чернигов, 1991, с .41-44.
128. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы.// Л.Н.Толстой Педагогические сочинения. М., 1953, с.153-231.
129. Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива. Коллектив и личность. М., Наука, 1975, с. 77-87.
130. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., Педагогика, 1990.
131. Усанова О.Н., Шаховская С.Н. Вступление.// Психокоррекция: теория и практика. М., Научно-практический центр “Коррекция”, 1995, с. 3-4.
132. Усачев А.С., Байкова Т.А., Нечаева А.Ю. Особенности коррекционно-воспитательной деятельности в психоневрологическом санатории с детьми с отклонениями в поведении.// Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты. Москва-Тверь, 1998, c.61-64.
133. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы.// К.Д.Ушинский Собр. соч., т.2, Москва-Ленинград, 1948, с.15-41.
134. Чедия К.О. Спектор коррекционных возможностей театра в ра¬боте с дезадаптированными подростками.// Записки практических психологов города Твери и области. Научно-методический сборник №2. Тверь, 1996, с.73-79.
137. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Учебное пособие. М., Владос, 1995, 544 с.
138. Шевченко Ю.С., Добридень В.П., Сергеева Н.В., УсановаО.Н. Актуальные проблемы психокоррекции в педагогике.// Психокоррекция: теория и практика. М., Научно-практический центр “Коррекция”, 1995, с.5-14.
139. Шнирман А.Л. “Коллектив и развитие личности школьника. Л., ЛГУ, 1962, С.24
140. Шорохова Е.В. Некоторые аспекты социально-психологического изучения личности. // Психология личности и образ жизни. М., Наука, 1987, с.6-10.
141. Эльконин Д.Б. Детские коллективы.// Учебник педологии для педтехникумов, ч.2. Педология школьного возраста. М.-Л., Гос. уч-пед. изд., 1931, с.70-86.
142. Якушева Т.Г. Психологические особенности представлений об индивидуальном подходе к учащимся у студентов младших курсов.// Бюллетень международной академии психологических наук. Выпуск 6, Саратов-Ярославль, 1998, с. 93-96.
143. Hillig G. A.S.Makarenko. Verlag Klaus Neubauer - Buneburg, 1983, 328s.
144. Froese L. A.S.Makarenko und Krupskaja im Konzeptionspluralismus der Fruhsowjetischen Reformpadagogik// Beitrage zur sozialistische Padagjg. Bd.10, 1972, s.225-235.
145. Sunkel W. Zum Problemen des Erziehungsziels bei Makarenko// Padagogosche Rundschau. 1964, 7, s.280-475.
146. Nohl H. Die Erziehung durch aufgaden in dee Verwahrlos- tenpadagogik. In Dee Sammlung, 1950, H.11.
147. Weitz S. Makarenko in ganzheitlicher Sicht // Padagogischau. 1984.
H.1.
148. Dobby Jeckson. Everyday School Violence // American Educator. 1993-1994. P.4-9.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ