ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы оценки бизнеса 8
1.1 Основные понятия стоимости бизнеса 8
1.2 Анализ методик оценки бизнеса 19
1.3 Обзор лучших мировых и отечественных практик 40
2 Совершенствование методики оценки бизнеса 44
2.1 Усовершенствованная методика оценки бизнеса 44
2.2 Этапы усовершенствованной методики оценки бизнеса 49
2.3 Методика оценки бизнеса определения ставки дисконтирования с
учетом премии за риск
3 Оценка бизнеса на примере предприятия 65
3.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 65
3.2 Оценка рыночной стоимости на примере предприятия «ООО ИКГ - Аудит Тд»
3.3 Оценка рыночной стоимости на примере предприятия «ООО РИКО»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ А 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Текущий период времени характеризуется в России развитием рыночной экономики. В новых экономических условиях организации становятся сами объектами купли-продажи, поэтому возникает необходимость в научно-обоснованных подходах определения их стоимости.
За границей оценку стоимости предприятий проводят в соответствии с методом, разработанным Модильяни и Миллером. Оценка стоимости организаций проводится в публичных фирмах, так как учитываются интересы акционеров. В России организации, которые имеют статус непубличных или общество с ограниченной ответственностью, акции данных фирм не продаются на бирже, в следствии этого оценка стоимости данных компаний невозможна. В основном, эти фирмы имеют низкую рентабельность или убыточность, из-за этого они чаще представлены как объекты продажи или поглощения, которыми могут быть заинтересованы инвесторы. Также оценка стоимости фирмы необходима для эффективного управления организацией, так как важным критерием является повышение стоимости бизнеса.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время оценка стоимости бизнеса становится все более важным компонентом современных рыночных отношений. В российской практике оценочной деятельности применяются стандартные подходы: доходный, сравнительный и затратный, которые утверждены приказами и нормативными документами РФ. При этом возникает необходимость появления новых методов оценки бизнеса, которые сочетали бы преимущества уже известных методов и могли применяться для организаций с организационно-правовой формой общества с ограниченной ответственностью.
Выбор темы был обусловлен несовершенством существующих методик оценки бизнеса и связанными с этим проблемами:
1. Отсутствие «прозрачного» механизма обоснования стоимости оценки бизнеса;
2. Отсутствие единого подхода к формированию стоимости оценки бизнеса.
Текущий период времени характеризуется в России развитием рыночной экономики. По статистическим данным ФНС России на 1 мая 2019 года всего зарегистрировано 3 946 003 юридических лиц, из которых 3 219 255 общества с ограниченной ответственностью. В новых экономических условиях организации становятся сами объектами купли-продажи, поэтому возникает необходимость в научно-обоснованных подходах определения их стоимости.
Проблемы оценки бизнеса в научной литературе рассматриваются многими как зарубежными, так и отечественными авторами, но оценка стоимости организаций с ограниченной ответственностью не рассматривается.
Основная цель работы заключается в совершенствовании методики оценки стоимости организаций с ограниченной ответственностью.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретическую базу исследования в вопросах оценки бизнеса и рассмотреть существующие понятия стоимости, применяемые при оценке предприятий;
2) провести анализ существующих методических подходов оценки бизнеса и выявить их недостатки;
3) разработать усовершенствованную методику оценки бизнеса для обществ с ограниченной ответственностью. Провести апробацию предложенных мероприятий на примере рассматриваемой группы компаний.
Объект исследования - стоимость современного предприятия (бизнеса).
Предмет исследования - методические подходы и инструменты оценки стоимости предприятия и бизнеса, относящиеся к так называемым затратному и доходному подходам, и их применение в процессах оценки.
Научной новизной исследования является усовершенствованная методика оценки стоимости бизнеса для обществ с ограниченной ответственностью. Методика отличается от известных наличием единого алгоритма оценки бизнеса и интегрированного показателя оценки стоимости российских компаний путем адаптирования доходного и затратного подхода оценки бизнеса. Такой подход позволяет повысить точность стоимостной оценки рассматриваемых организаций. Механизм формирования стоимости бизнеса базируется на нормативно-параметрическом методе. Конкретные элементы научной новизны заключаются в следующем:
1. Для оценки стабильно развивающегося финансово устойчивого бизнеса предложен как наиболее целесообразный, адаптированный к особенностям российской экономики, доходно-затратный подход. В этих целях:
- разработан интегрированный показатель;
- составлен алгоритм оценки бизнеса и рекомендации по построению показателей, характеризующих тенденции изменения стоимости собственного капитала во времени и современное его состояние;
- сформулирован доходно-затратный метод, на основе данных о финансовой деятельности предприятия.
Предложенный подход определения стоимости бизнеса (предприятия) позволяет интегрировать результаты, полученные разными методами оценки, и учесть динамику развития компании, что делает результат оценки более объективным. Усовершенствованная методика позволяет повысить точность стоимостной оценки бизнеса.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили материалы, содержащиеся в научных трудах зарубежных и отечественных ученых в области финансов, оценки бизнеса. При написании работы в качестве теоретической базы были использованы труды как зарубежных, так и российских ученых: Дамодарана А., Ольсона Дж., Коупленд Т., Коллер Т., Эванс Ф., Бишоп Д., Абдуллаев Н.А., Бердникова Т.Б., Бухарина Н.А., Береснева С.С., Бродунов А.Н., Кичигин Ю.А,, Бухарин Н.А., Бушуева Н.В., Есипова В,Е., Маховикова Г.А., Валдайцев С.В., Виленский П.Л., Вовк А.С., Гранатуров В.М., Гусев А.А., Дронов П.В., Завялов О.А., Задорин В.И., Касьяненко Т.Г., Козырь Ю.В., Косорукова И.В., Левчаев П.И., Желтякова И.А., Попкова В.П., Трифонов Н.Ю., Федотова М.А., Грязнова А.Г., Царев В.В., Чеботаерев Н.Ф., Черныш В.В., Щепотьев А.В., Эскиндаров М.А., Тазихина Т.В.
Информационной базой диссертационного исследования послужили законодательные и нормативно-правовые документы Министерства экономического развития РФ, постановления Правительства РФ, российские Федеральные стандарты оценочной деятельности, стандарты и руководства Международного комитета по стандартам оценки, интернет-источники, результаты маркетинговых исследований, бухгалтерская и финансовая отчетность российских организаций, информационные материалы консалтинговых компаний.
Методология исследования основывается на использовании общепризнанных научных методов и приемов, таких как системный подход к объекту и предмету исследования, анализ, синтез, обобщение, сравнение, группировка, исторический и логический анализ как практического, так и теоретического материала, которые обеспечивают целостность и достоверность диссертационного исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут быть применены российскими практикующими оценщиками, консультантами, а также руководством организаций. Основные разделы и положения работы посвящены совершенствованию методов оценки бизнеса с учетом отраслевых особенностей организаций и могут быть использованы для последующих научных исследований теории и практики оценки бизнеса. Материалы исследования предлагаются для внедрения в учебную дисциплину «Оценка бизнеса» и для изучения на специализированных учебных курсах.
Практическое значение имеют следующие результаты исследования:
1. Модификация методов оценки бизнеса, с учетом особенностей бизнеса субъектов с организационно-правовой формой общество с ограниченной ответственностью.
2. Поправочный коэффициент V1 в усовершенствованной формуле, который может быть использован в процессе определения стоимости бизнеса субъектов с организационно-правовой формой общества с ограниченной ответственностью.
3. Алгоритм оценки бизнеса, который помогает сделать оценку бизнеса более «прозрачной», которая на практике будет способствовать повышению качества и достоверности проводимой оценки бизнеса и будет понятной для пользователя.
Апробация результатов работы: результаты исследования были представлены на международных научно-практических конференциях и в журналах.
Структура и объем диссертации. Структура магистерской диссертации обусловлена целью, задачами, логикой исследования. Магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы из 50 наименований и приложений. Основной текст диссертации изложен на 100 страницах.
В теории и практике оценка стоимости непубличных компаний представляет сложность, а оценка обществ с ограниченной ответственностью в России еще более затруднена в силу национально-исторических событий и состояния рынков на данный момент. Более того, оценщики предпочитают обращаться к западных источникам, так как зарубежная теория закреплена многолетней практикой, однако опыт других стран не вполне подходит для российского рынка.
В магистерской диссертации первой задачей было поставлено определение понятия рыночной стоимости: рыночная стоимость - денежная сумма, за которую материальные и нематериальные активы должны переходить из собственности одного лица к другому на дату оценки между добровольным покупателем и добровольным продавцом в результате коммерческой сделки. Также мы рассмотрели три подхода определения рыночной стоимости: доходный, затратный и сравнительный, и сделали следующие выводы:
1) затратный подход наиболее применяем для оценивания объектов специального назначения, а также нового строительства, для определения варианта наиболее эффективного использования земли, и в целях страхования, а также для определения ликвидационной стоимости компании. Данный подход отражает точку зрения продавца, стремящегося возместить произведенные им затраты за период в прошлом по созданию данного объекта, отраженные в ретроспективной бухгалтерской отчетности.
2) сравнительный подход используется в случае, если есть рынок сопоставимых объектов собственности. Наиболее подходит для публичных компаний, информация, о которых находится в открытом доступе. Данный подход не работает, если рынок находится в неустойчивом состоянии, если проводится мало сделок или время совершения и момент оценивания разделяет значительный период времени.
3) доходный принцип предполагает оценку будущих доходов от собственности и трансформацию этих доходов в текущую стоимость, при этом используется ставка дисконта, которая учитывает риски, связанные с получением этих доходов. Данный подход наиболее применим в целях расчета рыночной стоимости компании в случае мотива вложения средств для развития компании и получения прибыли в будущем.
В данной магистерской работе было проведено исследование, которое позволило определить научную проблему, которая заключается в несовершенстве существующей методики оценки стоимости бизнеса. Необходимость усовершенствования методик оценки бизнеса, которые отражают разные важные аспекты специфики оценки бизнеса организаций с ограниченной ответственностью, переход от обобщенных теоретических подходов к индивидуальным моделям для оценки бизнеса актуализируется в том числе в связи с отсутствием единого направленного подхода по составлению стоимости оценки бизнеса, что оказывает свое влияние на стоимость оцениваемого предприятия.
Таким образом, единая методика для определения договорной стоимости оценки бизнеса может применяться для обществ с ограниченной ответственностью при обосновании начальной цены продажи данного бизнеса.
Проведенное исследование методики формирования стоимости оценки бизнеса позволило определить, что при построении модели ценообразования бизнеса необходимо учитывать специфику деятельности предприятия и характеристику бизнеса.
существующего механизма оценки бизнеса. Анализ выявленных проблем, которые препятствуют эффективному применению существующих методик оценки бизнеса, позволил сформулировать и предложить усовершенствованную методику доходно-затратного подхода для расчета договорной стоимости оценки бизнеса, отличительными чертами которого являются:
1. зависимость стоимости оценки бизнеса от характеристики деятельности предприятия, финансового состояния компании и прочих факторов, которые влияют на изменение стоимости предприятия. Суть метода заключается в справедливой стоимости за бизнес с помощью корректировки специальными коэффициентами;
2. механизм расчета стоимости оценки бизнеса представлен как алгоритм, состоящий из поэтапных шагов с характеристикой каждого этапа, что позволяет внести ясность в процесс оценки бизнеса.
Тот факт, что полученные в результате использования различных подходов, величины стоимости Компании отличаются друг от друга, объясняется наличием у каждого из подходов оценки существенных недостатков.
Доходный подход основывается на прогнозах будущих доходов, что само собой не гарантирует получение именно таких доходов в будущем. Именно поэтому результат, полученный в рамках доходного подхода, не может рассматриваться как истинно верный.
Что касается затратного подхода, то здесь ситуация обратная: данный подход не учитывает доходность бизнеса, а основывается лишь на стоимости чистого собственного капитала компании. Однако данный подход может быть использован в качестве «отправной точки», то есть определения нижней границы стоимости.
По итогам проделанной работы, мы пришли к выводу, что в оценочной деятельности целесообразно применение гибридного подхода к оценке бизнеса. Для выведения итоговой стоимости компании следует объективно подходить к оценке вклада каждого подхода в определение этой стоимости, основываясь на конкретных условиях и целях оценки.
В выпускной квалификационной работе представлен расчет стоимости предприятия с помощью усовершенствованной методики стоимости бизнеса, и также рассмотрен алгоритм применения данной методики. Из этого следует, задачи выпускной квалификационной работы решены, а цель достигнута.
1. Абдуллаев Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / М.: ЭКМОС, 2003
2. Ахмадеева О.А., Багирова Л.И. Проблемы оценки миноритарных пакетов акций // Международная научно-практическая конференция Новая наука: опыт, традиции, инновации [Электронный ресурс] // URL: https://ami.im/sbomik/MNPK-71-1.pdf (дата обращения: 06.05.2019)
3. Бердникова Т.Б. Оценка и налогообложение имущества предприятий: Учебное пособие / М.: ИНФРА-М, 2003. - 233 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование). (о) ISBN 5-16-001315-6 - [Электронный ресурс] // URL: http://znanium.com/catalog/product/57144 (дата обращения: 21.03.2019)
4. Береснева С.С., Бухарина Н.А. Оценка и управление стоимостью бизнеса: учеб. пособие / Под общей ред. Е.С. Озерова - СПб: МИПК, 2011- 238 с.
5. Бродунов А. Н., Кичигин Ю. А. Об итоговых поправках при оценке бизнеса методами доходного подхода // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 3 (150). С. 65-70.
6. Бухарин Н. А. Оценка и управление стоимостью бизнеса: учебное
пособие / Н. А. Бухарин, Е. С. Озеров, С. В. Пупенцова, О. А. Шаброва. [Электронный ресурс] // URL:
http://elib.spbstu.ru/dl/2225.pdf/download/2225.pdf (дата обращения: 15.02.2019)
7. Бушуева Н.В., Гофман Ж. Проблемы оценки стоимости бизнеса в
современных условиях // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2017. - № 2 (21). - С. 33-37. [Электронный ресурс] // URL:
https: //www. muiv.ru/vestnik/pdf/eu/eu_2017_2_033 -037. pdf
8. В. Е. Есипова, Г. А. Маховикова Оценка бизнеса: Учебное пособие /3-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 512 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
9. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. —
10. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: учебное пособие / Москва: Дело, 2011. — 1104 с.
11. Вовк А.С. Методические рекомендации комитета по оценочной деятельности ассоциации банков северо-запада по оценке ликвидационной стоимости и дополнительных затрат по реализации предметов
12. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения Издательство: "Дело и сервис" (2016) ISBN: 978-5-80180447-7
13. Грегори, А. Стратегическая оценка компаний: практическое
руководство/ Москва: Квинто-Консалтинг, 2003. - 332 с.
14. Гусев А.А. Стоимость бизнеса в системе стратегических
управленческих решений : монография / — М. : РИОР : ИНФРА-М,
2017. — 167 + IV с. — (Научная мысль). — DOI:
https//doi.org/10.12737/5237. - [Электронный ресурс] // URL:
http://znanium.com/catalog/product/908345 (дата обращения: 16.03.2019)
15. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов: Альпина Бизнес Букс; Москва; 2014. ISBN 978-5-96140802-7
16. Дронов П.В. Основы оценочной деятельности: учебное пособие - Москва: ММИЭИФП,2005 - 198 с.
17. Журнал «Экономика. Налоги. Право» // Экономика. Налоги. Право. [Электронный ресурс] // URL: http://vgna.ru/Content/Science/2011-3.pdf
18. Завьялов О.А., Минько Э.В., Минько А.Э. Оценка эффективности коммерческих проектов// СПб.: Питер, 2014 - 368 с. ISBN: 978-5-49600758-0
19. Завьялов Ф.Н. риски в экономике: методы оценки и расчета: учебное пособие // ЯрГУ, 2007 - 150с.
20. Задорин В.И. Оценка и реструктуризация финансовых институтов:
учебное пособие / Магадан, Магаданский Ин-т экономики Санкт- Петербургской академии управления и экономики : Кордис, 2006. [Электронный ресурс] // URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/2011/04/15/1268024469/text.pdf (дата
обращения: 06.05.2019)
21. Ивашковская И. Управляемая стоимость // Интернет-журнал Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс] // URL: https://www.cfin.ru/press/sf/2003-04/08.shtml (дата обращения:
06.05.2019)
22. Исаев Е.И., Борисов И.Р. Проблема оценки стоимости непубличных компаний на развивающихся рынках [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-otsenki-stoimosti-nepublichnyh- kompaniy-na-razvivayuschihsya-rynkah (дата обращения: 03.05.2019)
23. Касьяненко Т.Г. О классификации оценочных стоимостей в теории и
стандартах оценки [Электронный ресурс] // URL : http://www.m-
economy.ru/art.php?nArtId=2129 (дата обращения: 20.02.2019)
24. Козырь Ю. Определение реальной стоимости бизнеса с помощью гибридного затратно-доходного подхода Business Valuation by Hybrid Cost-Income Approach [Электронный ресурс] // URL: https://pandia.ru/text/77/205/79941.php
25. Козырь Ю.В. Элементы стоимостной оценки бизнеса Москва: ООО «Издательский дом Опцион», 2014 - 480 с.
26. Косорукова И. В. Методологические проблемы оценки стоимости бизнеса: теория и практика : монография / И. В. Косорукова. — М.: ООО «СинергияПРЕСС», 2012. — 384 с. ISBN 978-5-94416-149-9
27. Коупленд Т., Коллер Т., Мурин Т. Стоимость компаний: оценка и управление - Москва: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. - 576 с.
28. Левчаев П.А. Финансы корпораций и оценка стоимости: Учебное пособие / - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 175 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Обложка) ISBN 978-5-16-011612-9 - [Электронный ресурс] // URL: http://znanium.com/catalog/product/537530 (дата обращения: 12.03.2019)
М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 576 с.
29. Маховикова Г. А., Желтякова И. А., Пузыня Н. Ю. Цены и ценообразование. — СПб.: Питер, 2009. — 176 с.
30. Международный стандарты оценки (МСО 1 - 4) [Электронный ресурс] URL://http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n =303165#0370758472467108 (дата обращения: 05.02.2019)
31.Озеров Е.С., Шваброва О.А. Оценка и управление стоимостью бизнеса: учеб. пособие / СПб: ЭМ-НиТ, 2011 - 238 с.
32. Паламарчук В.П. Оценка бизнеса, учебное пособие. - Высшая школа финансового менеджмента АНХ при Правительстве РФ, Москва, 2004.
33. Попкова В.П., Евстафьева Е.В. Оценка бизнеса // СПб.: Питер, 2007 - 237 с. ISBN: 978-5-469-01353-2
34. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297 "Об
утверждении Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180064/ (дата обращения: 01.02.2019)
35. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 298 "Об
утверждении Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" [Электронный ресурс] // URL :
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180061/ (дата
обращения: 17.02.2019)
36. Ревуцкий Л.Д. Неосознаваемые и сознательные заблуждения
теоретиков, преподавателей и практиков оценки рыночной стоимости предприятий // Московский оценщик - 2008 - №1 - с.27-29
37. Ронова Г.Н., Королев П.Ю., Осоргин А.Н., Хаджиев М.Р., Тишин Д.И. Оценка стоимости предприятий: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 157 с. ISBN 978-5-374-00132-7
38. Симионова Н. Е, Симионов Р. Ю. Оценка бизнеса: теория и практика/— Ростов н/Д.: «Феникс», 2007. — 576 с. — (Высшее образование).
39. Синицын, Е. В. Приемы финансовых вычислений в условиях определенности : практикум : [учеб. пособие] / Е. В. Синицын ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 64 с.
40. Смирнова Н.В. Теория и практика оценочной деятельности / Иван. гос.
хим.-технол. ун-т :учеб. пособие. - Иваново -164с. [Электронный ресурс] // URL: https://www.isuct.ru/e-publ/portal/sites/ru.e-
publ.portal/files/tasks/ocenochnaya_deyatelnost.pdf (дата обращения:
07.05.2019)
41. Трифонов Н.Ю. Теория оценки стоимости: Учебное пособие //
Мн.:Высшая школа, 2017. - 208 с.: ISBN 978-985-06-2822-0 - [Электронный ресурс] // URL:
http://znanium.com/catalog/product/1012656 (дата обращения: 11.03.2019)
42. Федотова М.А., Грязнова А.Г. Оценка бизнеса: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / Финансовая акад. при Правительстве Рос. Федерации; — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Москва: Финансы и статистика, 2012. — С.159-176
43. Царев В.В., Кантарович А.А. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 575 с.: ISBN 5-238-01113-X - [Электронный ресурс]// URL: http://znanium.com/catalog/product/872225 (дата обращения: 10.02.2019)
44. Чеботарев Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) - 3-е изд. -
М.:Дашков и К, 2017. - 256 с.: ISBN 978-5-394-02368-2 - [Электронный ресурс] // URL: http://znanium.com/catalog/product/450877 (дата
обращения: 21.02.2019)
45. Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций) Теория и методология М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 799 с.: 60x90 1/16. - (Magister) ISBN 978-5-238-01439-5 - [Электронный ресурс] // URL: http://znanium.com/catalog/product/881684 (дата обращения:
01.03.2019)
46. Щепотьев А.В. Методика выявления и оценки «скрытых» и «мнимых» активов и обязательств. //Соломоново решение: финансово-правовой вестник. 2006. - № 2. - с. 51-55 [Электронный ресурс] URL //http://alfedo2011 .narod.ru/razdeli_biblioteki/Uchebniki/SCHepotev_A.V._ Metodika_vyyavleniya_i_occenki_skrytyh_i_mnimyh_aktiv.rtf# 1 (дата обращения: 01.05.2019)
47. Щербаков В.А., Щербаков Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) М. : Омега-Л, 2006. — 288 с. : ил., табл. — (Организация и планирование бизнеса). — ISBN 5-365-00213-Х
48.Эванс Ф.Ч., Бишоп Д.М., Шматов А. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях Учебное пособие / - 4-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 332 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5021-7 - [Электронный ресурс] // URL: http://znanium.com/catalog/product/915882 (дата обращения: 15.03.2019)
49. Элементы оценки бизнеса и капитала комплекс дисциплины [Электронный ресурс] // URL:
http://kpfu.ru/portal/docs/F410925601/Elementy.ocenki.biznesa.i.kapitala.pd f (дата обращения: 05.05.2019)
50.Эскиндаров М.А., Тазихина Т.В., Иванова Е.Н., Щербакова О.Н. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) // Кнорус, 2015 - с.9