Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Работа №36726

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1907
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Современные аспекты изучения проблемы развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Развитие связной речи в онтогенезе 6
1.2 Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня 10
1.3 Метод моделирования как одна из современных технологий развития
связной речи детей с общим недоразвитием речи 14
Выводы по первой главе 20
Глава II. Экспериментальное исследование связной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования особенностей связной речи у детей
старшего дошкольного возраста 21
2.2 Анализ результатов исследования связной речи у детей старшего
дошкольного возраста 25
Выводы по второй главе 33
Глава III. Оценка эффективности коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью метода моделирования
3.1 Использование метода моделирования на логопедических занятиях
по развитию связной речи 34
3.2 Контрольный эксперимент 37
Выводы по третьей главе 47
Заключение 48


В настоящее время в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) основная задача, которая стоит перед учителем-логопедом в дошкольной образовательной организации, - это полноценное развитие речи каждого ребенка. Речь является показателем всестороннего развития ребенка, связная речь - высшая форма мыслительной деятельности (Т.В. Ахутина, А. А. Леонтьев [27], Ф.А. Сохин [33]), в ней реализуется коммуникативная функция языка. Исследователи детской речи (В.П. Глухов [13], С.А. Миронова, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева [37]) указывают, что у детей с нарушениями речи, в частности, у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, отмечаются значительные трудности в овладении связным высказыванием, так как они обусловлены системным недоразвитием лексической, грамматической и фонетико-фонематической сторонами речевой системы. Тем самым становится актуальным поиск современных и перспективных методов развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Д.Б. Эльконин, А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн и др. акцентируют внимание на использовании наглядности, облегчающей процесс развития связной речи. Именно наглядность лежит в основе метода наглядного моделирования [5].
Моделирование - современное направление в процессе коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи. Наглядные модели включают символы, схемы для обозначения предметов, признаков, действий при составлении рассказов и пересказов. Применение наглядных моделей способствует развитию умственных способностей детей, а также развивает устойчивость и переключение внимания дошкольников, активизирует деятельность слухового и зрительного анализатора, пробуждает интерес к образовательной деятельности.
Цель исследования заключается в изучении возможностей применения средств наглядного моделирования с целью формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: связная речь дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня средствами наглядного моделирования.
Гипотеза исследования: использование средств наглядного моделирования, таких как опорные картинки, схемы, пиктограммы, реальные предметы, подобранные с учетом недостатков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, повысят эффективность логопедической работы по развитию связной речи.
Задачи исследования:
1) Изучить современные аспекты проблемы развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
2) Провести экспериментальное исследование связной речи у детей старшего дошкольного возраста
3) Разработать программу коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью метода моделирования
4) Определить уровень эффективности коррекционной работы по развитию связной речи с помощью метода моделирования у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическая база исследования: теория Р.Е. Левиной [26] об уровнях речевого развития, положения Н.С. Жуковой [19] о психолого-педагогических особенностях развития детей с общим недоразвитием речи, концепция В.П. Глухова [13,14] по диагностике и формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня, положение В.К. Воробьевой [9] о развитии связной монологической речи, теория
Л.С. Выготского [11] об условиях формирования умений связного высказывания, концепция Т.А. Ткаченко [34,35] по использованию наглядного моделирования в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня, взгляды Л.А. Венгер [7] на применение метода наглядного моделирования на логопедических занятиях, положение Е.С. Гоманкова [15].
Методы исследования:
• теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической литературы;
• эмпирические методы: наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования; экспериментальные методы: разработка и проведение констатирующего эксперимента;
• качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования: составлена программа по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием средств наглядного моделирования.
База исследования: МАДОУ «Детский сад №282 комбинированного вида» Московского района г. Казани
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 40 источников и приложения. Работа проиллюстрирована 11 таблицами и 11 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе реализации нашего исследования были поставлены 3 задачи.
В ходе решения первой задачи - изучить современные аспекты проблемы развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи - нами были сделан вывод о том, что связная речь - это логичное, последовательное, развернутое, грамматически правильное и образное изложение, которое должно быть сформировано в достаточной мере к моменту поступления детей в школу. У детей с общим недоразвитием речи III уровня отмечается нехватка речевых средств, трудности планирования монолога, недостаточное умение отражать причинно-следственные связи между событиями, а также нарушение словарного запаса и грамматического строя, что отражается на качественном развитии связной речи.
И многие исследования педагогов и психологов подтверждают необходимость использования метода наглядного моделирования в работе над связной речью. Использование моделей является эффективным методом обучения, так как обеспечивает взаимосвязь умственного и речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Применение наглядных моделей в процессе обучения способствует закреплению понимания частей речи, грамматических конструкций, содействует пониманию логико-семантических конструкций и целостного речевого высказывания, развивает умения использовать в речи различные предложения, описывать предметы, составлять рассказы. Включение средств наглядного моделирования позволяет повысить эффективность коррекционной работы.
В ходе решения второй задачи - провести экспериментальное исследование связной речи у детей старшего дошкольного возраста - нами сделан вывод о том, что у большинства дошкольников (60%) наблюдается недостаточный уровень развития умения составлять предложения: дети допускают многочисленные ошибки, не могут правильно обозначить словами увиденное на картинке.
При пересказе сказки у 66,7% детей экспериментальной группы и у 60% детей контрольной группы наблюдались длительные паузы, лексико-грамматические ошибки, нарушение структурной организации высказывания, пропуски значимых элементов - и как следствие нарушение связности и логичности: дети забывали последовательность повествования.
В описательной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня отсутствует структура повествования, многочисленные повторы, ориентация только на внешние признаки описываемого объекта.
Только 33,3% детей из всех испытуемых способны на составление короткого рассказа по серии сюжетных картинок, остальные дошкольники допускают лексические и грамматические ошибки, не могут правильно согласовать слова в предложении, объединить предложения в связный текст.
Тем самым мы выявили, что 20% дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня обладают средним уровнем развития связной речи, 60% - недостаточным уровнем, 20% - низким уровнем, что
свидетельствует о не сформированности связной речи и необходимости проведения коррекционной работы, которая должна быть не только развивающей, но и занимательной.
В ходе решения третьей задачи - определить уровень эффективности коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью метода моделирования - мы составили специальную коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование следующих умений:
- умения составлять развернутые предложения,
- умения составлять описательные и повествовательные рассказы,
- умения пересказывать
В виде средств наглядного моделирования нами был выбран метод пиктограмм. Дошкольники учились запоминать символы и по этим символам
По окончании данной работы мы провели повторную диагностику детей с общим недоразвитием речи III уровня, которая позволила прийти к выводу о том, что все дети стали самостоятельно выполнять задания без помощи экспериментатора.
40% детей стали обладать высоким уровнем развития связной речи. Они научились составлять развернутые рассказы и предложения. Стали допускать меньшее количество ошибок, их речь стала более богатой. Метод моделирования способствовал совершенствованию процессов запоминания, дети стали лучше составлять описательные рассказы и пересказывать знакомые произведения.
60% детей стали обладать средним уровнем развития связной речи, они тоже научились составлять рассказы и предложения, но в их речи еще остались единичные грамматические ошибки, а рассказы были более короткими.
Таким образом, динамика в развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня очевидна, результаты экспериментальной группы лучше, чем контрольной, поэтому использование составленной нами программы считается эффективным.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи дошкольников. Ч.1: Устная связная речь. Лексика [Текст]: учебное пособие / Андреева Н.Г.— М.: ВЛАДОС, 2006. - 156с.
3. Багинская, Н.Л. Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]/ Н.Л. Багинская // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 апр. 2014 г.). - Чебоксары : Интерактив плюс, 2014. - 294 с.
4. Бакина, Н.В. Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]/ Н.В. Бакина // Научно-методический электронный журнал КОНЦЕПТ. - 2017. - №S2. - С. 19-26
5. Вагнер, К.Р. Моделирование как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст]/ К.Р. Вагнер // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - №1 (29). - С.101-106
6. Валиуллина, Г.В. Наглядное моделирование как средство формирования навыков построения развернутых речевых высказываний детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Г.В. Валиуллина // Альманах Казанского Федерального университета: материалы XI Международной научно-образовательной конференции. Под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: К (П) ФУ, 2017. - С.64-74
7. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Л. А. Венгер. - М.: Педагогика, 2006. - 224 с.
8. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: учеб. для вузов / Под ред. Л.С Волковой, С.Н Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.680 с.
9. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К Воробьева. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 145с.
10. Воробьева, Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок [Текст]: учебное пособие/ Т.А. Воробьева. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. — 96 с.
11. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собрание трудов [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2011. - 640 с.
12. Гасанбекова, С.С. Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию [Текст]/ С.С. Гасанбекова, А.С. Ширина //В мире научных открытий: материалы XV Международной научно-практической конференции. - М.: Спутник+, 2015. - С.23-26
13. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов— М.: АРКТИ,
2012. - 112с.
14. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. - 2014. - №2. - С.26-29
15. Гоманкова, Е.С. Развитие и коррекция связной речи дошкольников с
тяжелыми нарушениями речи средствами наглядного моделирования [Текст]/ Е.С. Гоманкова // Специальное образование: опыт и перспективы развития: материалы II республиканской научно-практической
конференции. - Могилёв: МГУ имени А.А. Кулешова, 2017. - С.47-51
16. Грудинина, Л. А. Развитие связной монологической речи у дошкольников методом наглядного моделирования [Текст]/ Л.А. Грудинина, В.И. Мишанина // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - №4-3. - С.301-302
17. Давыдова, Т.Г. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] / Т.Г. Давыдова, В.М. Ввозная // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 1. - С.13-16
18. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - 206с.
19. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2015. - 320 с.
20. Зотова, И.В. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования [Текст]/ И.В. Зотова, С. Л. Литвиненко // Наука и образование сегодня. - 2017. - №5 (16). - С.49-52
21. Зюзина, А.И. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]/ А.И. Зюзина, И.И. Сидорова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб., 2014.
22. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логопедического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко — М.: Сфера, 2001. - 267с.
23. Коротовских, Т.В. Особенности диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]/ Т.В. Коротовских // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - № 48. - С. 70-75.
24. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Наука, 2017. - 187с.
25. Ланникова А.Б. Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: А.Б. Ланникова. Режим доступа: // http://bibliofond.ru/view.aspx?id=5589/ (дата обращения: 05.11.2018).
26. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопеда [Текст] / Р.Е. Левина — М.: Наука, 1968. - 157с.
27. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 365 с.
28. Логинова, В. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2014. - 223 с.
29. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / Под ред. Е.Д. Хомской. - Ростов н/Д: Из-во «Феникс», 2008. - 416 с.
30. Медведева, Е.Ю. Использование наглядного моделирования в коррекции
связно речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.Ю. Медведева, Д.С. Егорова // Проблемы современного
педагогического образования. - 2016. - №52-6. - С.118-126
31. Новик, И.Б. Философские вопросы моделирования психики [Текст] / И.Б. Новик. - М.: Наука, 2009. - 176 с.
32. Омельченко, Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л.В. Омельченко // Логопед. - 2008. - №4. - С.102- 115
33. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 223 с.
34. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] /Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. -1991. - №10.
35. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 16 с.
36. Ушакова, О.С. Развитие связной речи [Текст] /О.С.Ушакова // Психолого - педагогические вопросы развития речи в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2017. - С.87-89
37. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина — М., 2014. - 278с.
38. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении [Текст] / Л.М. Фридман. - М.: Знание, 2014. - 80 с.
39. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г.Р. Шашкина, Л.П Зернова, И.А. Зинина. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 240с.
40. Штефан, С.Е. Моделирование как метод развития связной речи у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] /
С.Е. Штефан, Е.Ю. Медведева // Актуальные проблемы социальногуманитарных наук: сборник научн.трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 6-ти частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. - Белгород: ООО «Агенство
перспективных научных исследований», 2017. - С.135-138


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ