Налоговая политика в России: сущность, содержание, формы и методы (Сибирская академия финансов и банковского дела)
|
Выпускная квалификационная работа.
В работе проведен анализ структуры доходной части бюджетной системы РФ за 2015-2017 годы.
Также есть доклад и презентация.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1. Сущность налога как экономической категории 7
1.2. Формы налоговой политики 14
1.3. Методы налоговой политики 24
1.4. Нормативно-правовая база налоговой политики 30
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 41
2.1. Анализ структуры доходной части бюджетной системы Российской Федерации 41
2.2. Анализ структуры расходной части бюджетной системы Российской Федерации 48
2.3. Перспективы налоговой политики 2018 - 2019 гг. 55
ГЛАВА 3. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ 64
3.1 Проблемы формирования доходной части бюджета РФ 64
3.2 Проблемы расходования расходной части бюджета РФ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
В работе проведен анализ структуры доходной части бюджетной системы РФ за 2015-2017 годы.
Также есть доклад и презентация.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1. Сущность налога как экономической категории 7
1.2. Формы налоговой политики 14
1.3. Методы налоговой политики 24
1.4. Нормативно-правовая база налоговой политики 30
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 41
2.1. Анализ структуры доходной части бюджетной системы Российской Федерации 41
2.2. Анализ структуры расходной части бюджетной системы Российской Федерации 48
2.3. Перспективы налоговой политики 2018 - 2019 гг. 55
ГЛАВА 3. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ 64
3.1 Проблемы формирования доходной части бюджета РФ 64
3.2 Проблемы расходования расходной части бюджета РФ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. В современном государстве основная часть государственных доходов формируется именно от налогов, а отсутствие средств в бюджете современного государства неминуемо приведет к прекращению существования данного государства. Налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, за счет которого должны обеспечиваться соблюдение и защита прав и свобод граждан, а также осуществление социальной функции государства. Без поступлений в бюджет налоговых платежей невозможно финансирование организаций, выполняющих государственный заказ, учреждений здравоохранения, образования, армии, правоохранительных органов и т.д., а, следовательно, также выплат заработной платы работникам бюджетной сферы.
Налоговая система создается в целях обеспечения государства финансовыми ресурсами, необходимыми ему для покрытия затрат, связанных с обеспечением внешней и внутренней безопасности страны, поддержанием приоритетных отраслей экономики, затратами на проведение социальной политики в стране.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти.
Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.
Но, к сожалению, на практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. Это и ошибки в учете, и сознательное искажение отчетных данных, и путаница из-за частых изменений в законодательстве.
Для устранения таких ситуаций недостаточно определить лишь законодательную базу. Необходимо обеспечить исполнение законодательства. Для этого нужно, чтобы законодательство о налогах и сборах было предельно четким и ясным для налогоплательщиков и не усложняло процедуру исчисления и уплаты налогов и сборов.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости совершенствования налоговой политики.
Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения, оптимизации налогообложения, в частности для устранения возможностей для неуплаты налогов.
Целью настоящей работы является изучение налоговой системы государства, истории ее развития, составляющих элементов, а также политики государства в части законодательства о налогах и сборах.
Предметом исследования работы является налоговая политика государства, ее содержание и значение для общества.
Объект исследования – процессы формирования и функционирования налоговой политики Российской Федерации, а также пути совершенствования.
Методология исследования - для изучения налоговой политики РФ были использованы такие методы, как сравнение, обобщение, анализ нормативно-правовой документации по данной теме, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практик.
Задачи исследования:
- изучить сущность налога как экономической категории;
- провести анализ форм и методов налоговой политики;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу налоговой политики;
- провести анализ структур доходной и расходной части бюджетной системы Российской Федерации;
- описать перспективы налоговой политики 2018-2019 годов;
- изучить проблемы формирования доходной и расходной части бюджета РФ.
Краткая характеристика используемых источников: выпускная квалификационная работа основана на Налоговом кодексе РФ, нормативных документах, локальных нормативных актах документов служебного пользования, материалах ИФНС России по налогам и сборам, отчетах о деятельности организации, аналитических записках документов служебного пользования.
Налоговая система создается в целях обеспечения государства финансовыми ресурсами, необходимыми ему для покрытия затрат, связанных с обеспечением внешней и внутренней безопасности страны, поддержанием приоритетных отраслей экономики, затратами на проведение социальной политики в стране.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти.
Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.
Но, к сожалению, на практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. Это и ошибки в учете, и сознательное искажение отчетных данных, и путаница из-за частых изменений в законодательстве.
Для устранения таких ситуаций недостаточно определить лишь законодательную базу. Необходимо обеспечить исполнение законодательства. Для этого нужно, чтобы законодательство о налогах и сборах было предельно четким и ясным для налогоплательщиков и не усложняло процедуру исчисления и уплаты налогов и сборов.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости совершенствования налоговой политики.
Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения, оптимизации налогообложения, в частности для устранения возможностей для неуплаты налогов.
Целью настоящей работы является изучение налоговой системы государства, истории ее развития, составляющих элементов, а также политики государства в части законодательства о налогах и сборах.
Предметом исследования работы является налоговая политика государства, ее содержание и значение для общества.
Объект исследования – процессы формирования и функционирования налоговой политики Российской Федерации, а также пути совершенствования.
Методология исследования - для изучения налоговой политики РФ были использованы такие методы, как сравнение, обобщение, анализ нормативно-правовой документации по данной теме, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практик.
Задачи исследования:
- изучить сущность налога как экономической категории;
- провести анализ форм и методов налоговой политики;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу налоговой политики;
- провести анализ структур доходной и расходной части бюджетной системы Российской Федерации;
- описать перспективы налоговой политики 2018-2019 годов;
- изучить проблемы формирования доходной и расходной части бюджета РФ.
Краткая характеристика используемых источников: выпускная квалификационная работа основана на Налоговом кодексе РФ, нормативных документах, локальных нормативных актах документов служебного пользования, материалах ИФНС России по налогам и сборам, отчетах о деятельности организации, аналитических записках документов служебного пользования.
Неотъемлемым элементом экономики государства являются налоги. Их смысл сводится к аккумуляции части произведенного валового внутреннего продукта или национального дохода в государственном бюджете с целью последующего перераспределения в экономическом пространстве страны.
Установление и взимание налогов в государстве осуществляется в соответствии с определенным планом, учитывающем социально-экономические потребности общества, сложившиеся в текущий момент времени. Формирование и выполнение этого плана происходит в рамках налоговой политики.
Налоговая политика, являясь частью финансовой политики государства, представляет собой совокупность мероприятий государства в налоговой сфере. Она включает в себя комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов.
Основными целями налоговой политики государства являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировом рынке.
Налоговая политика государства может носить разный характер. Так, сегодня выделяют политику максимальных налогов, политику разумных налогов, политика социальной направленности. Для России характерен второй тип в сочетании с третьим, т.е. налоговая политика носит характер экономического развития с соблюдением социальных приоритетов при взимании налогов.
Налоговая политика России характеризуется взиманием в граждан и организаций законодательно установленного перечня налогов и сборов, сгруппированных в рамках традиционной (общей) системы налогообложения и специальных налоговых режимов. Основное правовое регулирование налогов и сборов в России, как и в целом реализации налоговой политики, возложено на Налоговый кодекс РФ.
Характер и содержание налоговой политики России определяет показатели формирования государственного бюджета, поскольку сложившиеся бюджетные нормы определяют, что основным источником доходной части бюджета страны выступают налоговые поступления.
За период с 2015 по 2017 гг. налоговые доходы в государственном бюджете РФ увеличились на 1 428,12 млрд. руб.: в 2015 г. общий налоговый доход составил 8 467,90 млрд. руб., а в 2017 г. 9 896,02 млрд. руб. Такой рост положительно сказался на общем показателе бюджетных доходов.
Наибольший объем налогов в бюджет поступает в части налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых. Поступления НДС в 2017 г. составили 3 366,10 млрд. руб., а в 2015 г. 3 181,40 млрд. руб., т.е. на 184,70 млрд. руб. больше. Налог на добычу полезных ископаемых в 2017 г. составил 3 081,00 млрд. руб., что на 405,00 млрд. руб. больше, чем 2015 г., когда данный показатель составил 2 676,00 млрд. руб. На долю этих налогов приходится более 40% от общего объема налоговых доходов. Таким образом, в российском бюджете наблюдается существенная зависимость от НДС и налога на добычу полезных ископаемых, что ведет к нестабильности финансовой̆ системы.
Формирование доходов определяет расходы федерального бюджета, который в 2017 г. составили 16 181,40 млрд. руб., что на 695,10 млрд. руб., больше, чем в 2015 г., когда расходы составили 15 486,30 млрд. руб. Наиболее крупными статьями государственных расходов являются расходы на государственное управление, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную политику.
Сегодня налоговая политика России направления на обеспечение сбалансированного налогообложения, сочетающего интересы государства в пополнении доходной части государственного бюджета, и сдерживании налоговой нагрузки на экономических субъектов. Перспективными направлениями развития налоговой политики страны можно считать: противодействие налоговой преступности, развитие имущественного налогообложения, оптимизация налоговых льгот.
Сложившаяся налоговая политика определяет проблемы формирования доходов государственного бюджета. В качестве основных таких проблем выделены: зависимость государственного бюджета от налога на добавленную стоимость; зависимость государственного бюджета от налога на добычу полезных ископаемых; снижение налогов от ввоза товаров в страны вследствие нестабильной политической ситуации в мире; недостаточно развитый механизм налогового администрирования, проявляющийся в проблеме собираемости налогов.
Использование доходной части государственного бюджета также характеризуется определенными проблемами, в частности, выделены следующие: увеличение расходов на государственное управление; уменьшение расходов на социальную политику; уменьшение расходов на образование. Иными словами, ключевой проблемой является недостаточная сбалансированность расходной части государственного бюджета, когда существенно растут расходы на государственное управление, развитие военной сферы, космической сферы, и снижаются такие важные направления финансирования, как социальная политика и образование.
Решение этих проблем является залогом успешного социально-экономического развития страны.
Установление и взимание налогов в государстве осуществляется в соответствии с определенным планом, учитывающем социально-экономические потребности общества, сложившиеся в текущий момент времени. Формирование и выполнение этого плана происходит в рамках налоговой политики.
Налоговая политика, являясь частью финансовой политики государства, представляет собой совокупность мероприятий государства в налоговой сфере. Она включает в себя комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов.
Основными целями налоговой политики государства являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировом рынке.
Налоговая политика государства может носить разный характер. Так, сегодня выделяют политику максимальных налогов, политику разумных налогов, политика социальной направленности. Для России характерен второй тип в сочетании с третьим, т.е. налоговая политика носит характер экономического развития с соблюдением социальных приоритетов при взимании налогов.
Налоговая политика России характеризуется взиманием в граждан и организаций законодательно установленного перечня налогов и сборов, сгруппированных в рамках традиционной (общей) системы налогообложения и специальных налоговых режимов. Основное правовое регулирование налогов и сборов в России, как и в целом реализации налоговой политики, возложено на Налоговый кодекс РФ.
Характер и содержание налоговой политики России определяет показатели формирования государственного бюджета, поскольку сложившиеся бюджетные нормы определяют, что основным источником доходной части бюджета страны выступают налоговые поступления.
За период с 2015 по 2017 гг. налоговые доходы в государственном бюджете РФ увеличились на 1 428,12 млрд. руб.: в 2015 г. общий налоговый доход составил 8 467,90 млрд. руб., а в 2017 г. 9 896,02 млрд. руб. Такой рост положительно сказался на общем показателе бюджетных доходов.
Наибольший объем налогов в бюджет поступает в части налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых. Поступления НДС в 2017 г. составили 3 366,10 млрд. руб., а в 2015 г. 3 181,40 млрд. руб., т.е. на 184,70 млрд. руб. больше. Налог на добычу полезных ископаемых в 2017 г. составил 3 081,00 млрд. руб., что на 405,00 млрд. руб. больше, чем 2015 г., когда данный показатель составил 2 676,00 млрд. руб. На долю этих налогов приходится более 40% от общего объема налоговых доходов. Таким образом, в российском бюджете наблюдается существенная зависимость от НДС и налога на добычу полезных ископаемых, что ведет к нестабильности финансовой̆ системы.
Формирование доходов определяет расходы федерального бюджета, который в 2017 г. составили 16 181,40 млрд. руб., что на 695,10 млрд. руб., больше, чем в 2015 г., когда расходы составили 15 486,30 млрд. руб. Наиболее крупными статьями государственных расходов являются расходы на государственное управление, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную политику.
Сегодня налоговая политика России направления на обеспечение сбалансированного налогообложения, сочетающего интересы государства в пополнении доходной части государственного бюджета, и сдерживании налоговой нагрузки на экономических субъектов. Перспективными направлениями развития налоговой политики страны можно считать: противодействие налоговой преступности, развитие имущественного налогообложения, оптимизация налоговых льгот.
Сложившаяся налоговая политика определяет проблемы формирования доходов государственного бюджета. В качестве основных таких проблем выделены: зависимость государственного бюджета от налога на добавленную стоимость; зависимость государственного бюджета от налога на добычу полезных ископаемых; снижение налогов от ввоза товаров в страны вследствие нестабильной политической ситуации в мире; недостаточно развитый механизм налогового администрирования, проявляющийся в проблеме собираемости налогов.
Использование доходной части государственного бюджета также характеризуется определенными проблемами, в частности, выделены следующие: увеличение расходов на государственное управление; уменьшение расходов на социальную политику; уменьшение расходов на образование. Иными словами, ключевой проблемой является недостаточная сбалансированность расходной части государственного бюджета, когда существенно растут расходы на государственное управление, развитие военной сферы, космической сферы, и снижаются такие важные направления финансирования, как социальная политика и образование.
Решение этих проблем является залогом успешного социально-экономического развития страны.
Подобные работы
- ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В ОТНОШЕНИИ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Оценка инвестиционной привлекательности (на примере ООО ТК «Линкор»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2019 - Гражданско-правовое регулирование кредитных отношений (Российская таможенная академия)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО МОШЕННИЧЕСТВА
Диссертация , криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Диссертация , гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО
УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6000 р. Год сдачи: 2019 - ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016



