Работа носит чисто теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению в школе 5
Глава 2 Педагогические условия подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 8
2.1 Проблема подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: основные этапы и условия 8
2.2 Содержание работы по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 13
Заключение 23
Список использованных источников 24
Актуальность исследования. В современном мире требования к детям, поступающим в первый класс школы, растут с каждым годом. Согласно современному Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), обеспечивающему преемственность дошкольного и начального общего образования, у детей к концу дошкольного возраста должна сформироваться самостоятельность в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе; умение договариваться и разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам; должно быть развито воображение, реализуемое, прежде всего, в игре; устная речь; крупная и мелкая моторика; любознательность; ребёнок должен овладеть начальным сведениями о себе, об окружающем мире [25, с. 3]. Успешное формирование всех этих и многих других личностных качеств и развитие психических процессов дошкольника ведёт к формированию готовности к обучению в школе. Наиболее затруднена подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР). В этой связи проблема создания условий по подготовке детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению в школе актуальна.
Цель исследования – изучить условия подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования – процесс подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – условия подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР готовности к обучению в школе будет обеспечиваться следующими условиями:
- будут учтены возрастные и индивидуальные особенности старших дошкольников с ОНР;
- процесс подготовки к обучению в школе будет выстроен на основе личностно-ориентированного подхода;
- занятия будут иметь системный характер.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Раскрыть особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Определить условия подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методологическая основа исследования. Проблема готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста раскрыта в научных трудах ЛС. Выготского, Н.И. Гуткиной, А.К. Марковой. Н.В. Нижегородцевой, Э. Рыбина, Д.Б. Эльконина и др. Особенности формирования готовности к обучению в школе представлены в исследованиях Л.И. Божович, Б.Ф. Олейник, Ю.В. Терентьевой, Н.Г. Яковлевой и др. Формы и методы формирования готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР проанализированы в трудах М. Махнеевой, Н.А. Лиман и др.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению интересовала многих исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Особенное внимание уделяется в научных исследованиях созданию условий для подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста готовности с ОНР.
Основными компонентами готовности к обучению в школе являются положительное отношение к школе и учению (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие некоторого запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственная готовность), а также наличие качеств, обеспечивающих эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми, адаптацию в классном коллективе, выполнение совместной деятельности (нравственная готовность).
Общая картина «готовности к обучению в школе» является многогранным и комплексным понятием, которое включает различные виды готовности детей к школе: психологическая, личностная, мотивационная, социальная, нравственная и т.д.. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению в школе.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению [Текст] / Л. И. Божович. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2012. – 241 с.
2. Буторина, О. Г. Об опыте воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / О. Г. Буторина // Дефектология. – 2014. – № 7. – С. 40-44.
3. Выготский, Л. С. Общая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия. 2015. – 458 с.
4. Григорьева, Е. В. Факторы адаптации детей к школьному обучению детей с ОНР [Текст] ; [альманах] / Е. В. Григорьева // Сборник научных трудов. – № 2 – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2012. – С. 63-68
5. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе : Руководство практического психолога [Текст] / Н. И. Гуткина. – Москва : Академический проспект. – 2014. – 312 с.
6. Данилюк, А. Я. Воспитание и социализация старших дошкольников [Текст] / А. Я. Данилюк // Педагогика. – 2012. – № 5. – С. 7-11
7. Дементьева, И. Ф. Готовность к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема : проблемы и перспективы [Текст] / И. Ф. Дементьева, С.А. Сопырева // Социальная педагогика. – 2012. – 2. – С. 43-48.
8. Зак, З. А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей [Текст] / З. А. Зак. – Москва : Академия, 2012. – 358 с.
9. Закрепина, А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному развитию детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / А. Закрепина // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 3. – С. 73-78.
10. Кочкина, Л. В. Сопровождение ребёнка в образовательном учреждении : методические рекомендации [Текст] / Л. В. Кочкина // Модель поддержки психически здоровых детей и подростков с эмоциональными, поведенческими и адаптационными проблемами. – Ярославль : Ремдер, 2016. – С. 69–105.
11. Кумарина, Г. Подготовка детей с ОНР к школе [Текст] / Г. Кумарина // Народное образование. – 2015. – № 8. – С. 184-192.
12. Лиман, Н. А. Воспитание позитивного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Н. А. Лиман // Логопед. – 2016. – №1. – С. 41-44.
13. Локтева, Е. В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР [Текст] / Е. В. Локтева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 3. – С. 27-35.
14. Малютина, С. В. Психологическая готовность дошкольников с ОНР к школьному обучению [Текст] ; [альманах] / С. В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2012. – С. 63-65.
15. Маркова, А. К. Самоконтроль в деятельности дошкольника [Текст] / А. К. Маркова. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2011. – 471 с.
16. Маханева, М. Проблема преемственности детским садом и школой [Текст] / М. Маханева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 63-66.
17. Метлина, Л. С. Готовность к школьному обучению [Текст] / Л. С. Метлина. – Москва : Эксмо, 2013. – 458 с.
18. Нижегородцева, Н. В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Н. В. Нижегородцева. – Ярославль, 2012. – 247 с.
19. Николаева, Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников : конспекты занятий [Текст] / Е. П. Николаева. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2014. – 89 с.
20. Олейник, Б. Ф. Особенности психического развития детей шестилетнего возраста с ОНР [Текст] / Б. Ф. Олейник. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 352 с.
21. Панасенко, К. Е., Личностная готовность к обучению [Текст] ; [монография] / К. Е. Панасенко, Л. З. Антонова. – Белгород, 2014. – 140 с.
22. Рыбин, Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? [Текст] / Э. Рыбин // Дошкольное воспитание. – 2011. – №8. – С. 25-28.
23. Терентьева, Ю. В. К вопросу психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников с ОНР [Текст] ; [альманах] / Ю. В. Терентьева // Мат. Всерос. науч.практич. конф. с междунар. участием. – Ульяновск, 2013. – С. 102-106.
24. Ульенкова, У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей [Текст] / У. Ульянкова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №3. – С. 53-57.
25. ФГОС ДО – 2016. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 16 с.
26. Фуряева, Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста (зарубежный опыт) [Текст] / Т.В. Фуряева // Педагогика. – 2014. – №1. – С. 45-49.
27. Хитрюк, В.В. Основы дефектологии [Текст] ; [учеб. пособие] / В. В. Хитрюк. – Минск .: Изд-во Гревцова, 2009. – 280 с.
28. Чудова, А. В. Психолого-педагогическое изучение готовности к школе старших дошкольников с ОНР (по результатам экспериментального исследования) [Текст] / А. В. Чудова // Дефектология. – 2015. – № 5. – С. 42-48.
29. Эльконин, Д. Б. Детский возраст [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2016. – 554 с.
30. Яковлева, Н. Г. Дошкольная педагогика [Текст] / Н. Г. Яковлева. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2016. – 412 с.