Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СИТУАЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №36659

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы125
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1851
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты изучения прогнозирования у детей с ограниченными возможностями здоровья в современной психологии 11
0.1. Понятие прогнозирования и его характеристик как фактора социально-психологической адаптации младшего школьника 11
0.2. Прогнозирование и особенности его развития у лиц с ограниченными
возможностями здоровья 18
0.3. Социальное взаимодействие со взрослыми и сверстниками в контексте социально-психологической адаптации младшего школьника с дефицитарным развитием 24
Выводы по первой главе 31
Глава II. Эмпирическое исследование специфики прогнозирования ситуаций взаимодействия со взрослыми и сверстниками младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 33
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 33
2.2. Анализ результатов исследования прогнозирования ситуаций
взаимодействия со взрослыми младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 36
2.3. Анализ результатов исследования прогнозирования ситуаций
взаимодействия со сверстниками младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 44
2.4. Сравнительный анализ прогнозирования ситуаций взаимодействия со
взрослыми младших школьников и школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья 51
2.5. Сравнительный анализ прогнозирования ситуаций взаимодействия со
сверстниками младших школьников и школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья 63
2.6. Организационные формы и упражнения для развития прогнозирования младших школьников с дефицитарным развитием в ситуациях взаимодействия со взрослыми и сверстниками 75
Выводы по второй главе 79
Заключение 81
Список использованной литературы 83
Приложения 93


Актуальность исследования. В последние десятилетия отмечается повышенный интерес исследователей к изучению социально- психологической адаптации детей развивающихся в условиях нарушенного развития, это связано с широкой распространенностью нарушений в развитии, создающей для общества серьезные проблемы. К числу основных проблем можно отнести неполноценную социальную интеграцию лиц с нарушенным развитием, следствием которой может стать возникновение отклонений в поведении и серьезных личностных нарушений.
Среди детей, имеющих нарушения в индивидуальном развитии наиболее многочисленную и разнородную группу составляют дети с дефицитарным типом дизонтогенеза. В данную группу входят нарушения связанные с первичной недостаточностью отдельных систем, таких как зрительная, слуховая, речевая, а также опорно-двигательная.
В результатах своих исследований Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицина и И.Ю. Левченко отмечают, что особенности физического, психического и речевого развития, а также нарушения социального взаимодействия детей с дефицитарным типом дизонтогенеза могут стать причиной возникновения асоциального поведения, невротических реакций и других проявлений социально-психологической дезадаптации, которые проявляются, в частности, в поведенческих нарушениях. Наиболее распространенными проявлениями социально-психологической адаптации считается неуспеваемость в школе, недисциплинированность, конфликтность с учителями, родителями и сверстниками [32].
Особенно остро проблемы социально-психологической адаптации возникают в младшем школьном возрасте, это связано это связано с изменением социальной ситуации развития, связанной со сменой ведущей деятельности, с процессом вхождения в организованные группы сверстников, переходом к новому образу жизни и условиям деятельности, освоения ребенком новых социальных ролей и положению в различных системах межличностных отношений, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.
Одним из важных факторов успешной социально-психологической адаптации младших школьников является сформированная способность к прогнозированию. Прогнозирование рассматривают как высокоадаптивный механизм психологической защиты, позволяющий представить возможный результат своей деятельности и предвосхитить ее последствия [6]. На сегодняшний день умение прогнозировать относят к числу приоритетных качеств личности, без которых невозможна успешная социально-психологическая адаптация в современных условиях.
Особая роль принадлежит механизмам прогнозирования развития событий, способностям детей с ограниченными возможностями здоровья предвидеть развитие их взаимодействий со взрослыми и сверстниками. Именно значимые взрослые и коллектив сверстников оказывают наибольшее влияние на эффективность усвоения ребенком социальных норм и умений, на общую адаптированность личности, образцов поведения, приобретение навыков социального взаимодействия со сверстниками и умение заводить друзей [17].
Сформированность способности к прогнозированию позволяет младшему школьнику успешно осуществлять учебную деятельность, в полной мере усваивать нормы, правила, образцов поведения, контролировать свое поведение во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, что позволяет ему стать полноценным участником учебного процесса и способствует его социализации [2].
Таким образом, прогнозирование можно рассматривать, как один из факторов успешной социально-психологической адаптации младшего школьника с дефицитарным развитием. Однако особенности прогнозирования детей с нарушениями индивидуального развития лишь в последнее время стали предметом исследовательского внимания. В современной литературе представлены исследования, посвященные изучению частных аспектов прогнозирования у детей с различными нарушениями развития, но результаты данных исследований не структурированы по своеобразиям отклоняющего развития, возрастным особенностям, уровню прогностических способностей.
Отсутствие целостной картины о специфике прогнозирования у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья создает трудности проектирования комплексной системы работы по развитию прогнозирования младшего школьника с дефицитарным развитием в значимых для жизнедеятельности сферах отношений.
Цель исследования: изучение специфики прогнозирования ситуаций взаимодействия со взрослыми и сверстниками младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: прогнозирование младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: специфика прогнозирования ситуаций взаимодействия со взрослыми и сверстниками младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья в сравнении с их нормотипичными сверстниками имеют более низкий уровень сформированности прогностической способности, определяющийся спецификой дизонтогенеза. Прогнозирование ситуаций взаимодействия со взрослыми и сверстниками младших школьников с нарушенным развитием имеет как ряд общих, так и модально-специфических особенностей.
Исходя из поставленной цели, исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной психологии по проблеме прогнозирования и его развития у детей, развивающихся в условиях онтогенеза и дизонтогенеза.
2. Изучить особенности социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками младших школьников с дефицитарным развитием.
3. Эмпирическое изучение прогнозирования ситуаций взаимодействия со взрослыми и сверстниками младших школьников в условиях дефицитарного развития.
4. Выявить специфику прогнозирования ситуаций взаимодействия со взрослыми и сверстниками младших школьников с дефицитарным развитием.
5. Подобрать организационные формы и упражнения для развития прогнозирования младших школьников с дефицитарным развитием в ситуациях взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ отечественной и зарубежной
психологической литературы по проблеме прогнозирования, проектирование);
2. Эмпирические (изучение анамнестических данных), тесты (методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы»);
3. Статистические (Т-критерий Стьюдента).
Методологическая базой исследования выступают концепция социально-психологической адаптации (А.А. Реана), культурно-историческая теория, концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготского), теория отношений (В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева), а также исследования, рассматривающие антиципацию в рамках структурно-уровневого подхода (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков); структурно - функциональный подход к прогностической компетентности у младших школьников с ОВЗ (Ахметзянова А.И.).
База исследования: исследование проводилось на базе ГБОУ
«Казанская школа - интернат №4 для детей с ограниченными возможностями здоровья», ГБОУ «Казанская школа №172 для детей с ограниченными возможностями здоровья», ГБОУ «Казанская школа-интернат №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья», ГБОУ «Казанская школа- интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 169».
Практическая значимость данной работы заключается в выявлении специфических особенностей прогнозирования школьников с ограниченными возможностями здоровья в значимых для жизнедеятельности сферах отношений. Полученные результаты эмпирического исследования позволят дополнить уже имеющиеся теоретические данные и будут способствовать проектированию комплексной системы работы по развитию прогнозирования младшего школьника с дефицитарным развитием в ситуациях взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Апробация работы: основные теоретические и практические результаты были представлены в виде стендового доклада на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2018 года (г. Казань, 2018 г.); XXVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2019» (г. Москва, 2019); итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (г. Казань, 2019).
По теме магистерской диссертации в научных журналах и сборниках материалов конференций опубликовано:
1. Чиркова Ю.А. Изучение способности к прогнозированию младших школьников в онтогенезе и при различных видах дизонтогенеза [Текст] / Ю.А. Чиркова, Д.А. Антипова // Научный альманах: материалы международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования». - 2017. - №12-3(38). - С. 92-97.
2. Чиркова Ю.А. Особенности социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками младших школьников с дефицитарным типом дизонтогенеза [Текст] / Ю.А. Чиркова // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. статей: [в 5 т.]. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Т. 1: Институт филологии и межкультурной коммуникации. Институт психологии и образования. - С.99- 100.
3. Чиркова Ю.А. Особенности прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в сфере отношений со сверстниками [Текст] / Ю.А. Чиркова // Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии: материалы V Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 25 апреля 2018 г.) / под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С.178-183.
4. Чиркова Ю.А. Особенности прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в сфере отношений со сверстниками [Текст] / Ю.А. Чиркова // Международная научнопрактическая конференция «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология»: [материалы] / отв. ред. Д. В. Жуина; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2018. - С.604-609.
5. Чиркова Ю.А. Специфика прогнозирования младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сфере отношений со взрослыми [Текст] / Ю.А. Чиркова // Открытый мир: объединяем усилия: матер. Всерос. Науч.- практической конференции (07-08 ноября 2018 г., г. Пермь, Россия) / под ред. О.Р. Ворошниной, Л.В. Коломийченко. - Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. - Пермь, 2018. - С. 125-129.
6. Чиркова Ю.А. Прогностическая компетентность младших школьников с дефицитарным развитием в ситуациях взаимодействия со взрослыми и сверстниками [Текст] / Ю.А. Чиркова // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2019» . - М: МАКС Пресс, 2019. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader. - 1600 Мб. - 11000 экз.
Структура и объем работы: состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, списка использованной литературы, включающего 70 источников. Работа проиллюстрирована 14 таблицами 22 рисунками и 9 приложениями. Общий объем работы составляет 92 страницы машинописного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день накопилось большое количество исследований, направленных на изучение прогнозирования в условиях нарушенного развития. Проведенный теоретический анализ показал, что способность к прогнозированию в значимых для жизнедеятельности ребенка сферах отношений, считается ведущим ресурсом успешной социально
психологической адаптации для младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья.
Эмпирическое исследование позволило выявить специфику прогнозирования ситуаций взаимодействия со взрослыми и сверстниками, которая имеет ряд общих особенностей и ряд особенностей характерных для ситуаций взаимодействия со сверстниками.
Общие особенности прогнозирования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья характерные для ситуаций взаимодействия со взрослыми и сверстниками:
- предвосхищаемые ситуации взаимодействия со взрослыми и сверстниками ориентированы на единственный сценарий развития событий;
- в вербальном оформлении прогноза у школьников с дефицитарным развитием отмечается низкий уровень владения лексико-грамматическими и синтаксическими конструкциями, поскольку прогноз представлен в виде простого нераспространенного предложения, не раскрывает деятельность взрослых, сверстников, не конкретизирует их эмоциональные состояния, взаимоотношения между ними.
Особенности прогнозирования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья характерные для ситуаций взаимодействия со сверстниками:
- ожидаемые ситуации будущего имеют неблагоприятный исход;
- прогноз обобщен и не детализирован, отсутствуют значимые компоненты ситуаций;
- ориентировка на инфантильные стратегии прогнозирования, то есть на более ранние, несоответствующие возрасту модели поведения, что может быть связано с эмоционально-волевой незрелостью.
Анализ результатов, полученных в ходе исследования, позволил сделать вывод о том, что прогнозирование ситуаций взаимодействия со сверстниками является менее сформированным, что может быть связано с неблагоприятным опытом взаимодействия с ними.
Таким образом, результаты эмпирического исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу о наличии общих и модально-специфических закономерностей прогнозирования ситуаций взаимодействия со взрослыми и сверстниками, определяющимися спецификой дизонтогенеза.
На основе выделенных особенностей прогнозирования были предложены организационные формы и упражнения для развития прогнозирования младших школьников с дефицитарным развитием в ситуациях взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Предложенная система работы по развитию прогностической способности может быть адаптирована для конкретного варианта дизонтогенеза.



1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. - 368 с.
2. Андронов, В.П. Значение прогностических способностей для профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / В.П. Андронов, М.С. Ионова // Интеграция образования. - 2015. - Т.19. - №1. - С. 118-123.
3. Ахметзянова, А. И. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии [Текст] / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская // Интеграция образования. - 2017. - №3 (88). - С. 489-504.
4. Ахметзянова, А.И. Значимые ситуации взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /А.И.Ахметзянова, Л.В. Артищева //Образование и саморазвитие. - 2018. - №13(1). - С.55-64.
5. Ахметзянова, А.И. Когнитивные характеристики прогностической компетентности младших школьников на фоне дефицитарного дизонтогенеза [Текст] / И.А. Ахметзянова // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика: сборник научных трудов Международной научно-образовательной конф. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Вып. 11. - С. 8-14.
6. Ахметзянова, А.И. Моделирование прогностической компетентности как ресурса социализации младшего школьника с дефицитарным развитием [Текст] / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2018. - Т.11. - № 1. - С. 68-74.
7. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13, 19.00.04 / А. И. Ахметзянова. - Казань, 2001. - 19 с.
8. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - 45 с.
9. Бершанская, О.Н. Антиципация как средство повышения активной и осознанной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения [Текст]: автореф. дис. ... канд.пед.наук / О.Н. Бершанская. - Москва, 2009.- 22 с.
10. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование [Текст] / А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 1979. - 230 с.
11. Василевская, Е.А. Сравнительный анализ антиципационной деятельности и социального интеллекта у больных с шизофренией и умственной отсталостью [Текст] / Е.А. Василевская // Неврологический вестник. - 2016, Т. 48, № 1. - С. 57-62.
12. Головнина, И. К. Отражение проблемы формирования прогностических умений младших школьников в научной литературе [Электронный ресурс] / И.К. Головнина // Молодой ученый. - 2016. - №13.3. - С. 22-24. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/117/32688/ - (Дата обращения: 09.12.2017).
13. Гончарова, О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями [Текст]: Дис. ... канд. психол. наук / О.Л. Гончарова. - Казань, 2003. - 173 c.
14. Граница, А.С. Сравнительные особенности антиципационной
состоятельности и интуиции у больных с шизофренией, психоорганическим синдромом и невротическими расстройствами [Электронный ресурс] / А.С. Граница, А.Н. Файзрахманова, А.Р. Хуснутдинова // Неврологический вестник. - 2017. - С. 25-30. - Режим доступа:
https://psvchiatr.ru/download/2961 ?view=1&name=NV-17-01 .pdf обращения: 11.01.2019).
15. Григорьева, Л.П. Формирование свойств зрительного восприятия у детей с ослабленным зрением [Текст] / Л.П. Григорьева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2009. - №563. - С. 146- 162.
16. Громова, Ч.Р. Взаимосвязь антиципационных способностей детей и их родителей (в условиях нормы и невротических расстройств) [Текст] : автореф. дис. ... канд.психол.наук: 19.00.13, 19.00.04 / Ч. Р. Громова. - Казань, 2004.- 21 с.
17. Денисова, О. А. Проблемные пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Н. В. Голицина // Вестник Череповецкого государственного университета, 2012. - № 4. - Т. 3. - С.97- 101.
18. Доманецкая, Л. В. Родительское отношение к ребенку с
ограниченными возможностями здоровья как фактор развития форм его общения со взрослыми [Электронный ресурс] / Л.В. Доманецкая // Сибирский психологический журнал. - 2010. - №36. - С.53-56. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/roditelskoe-otnoshenie-k-rebenku-s-
ogramchennymi-vozmozhnostvami-zdorovya-kak-faktor-razyitiya-form-ego- obscheniya-so-yzroslymi - (Дата обращения: 18.02.2018).
19. Закирова, В.Г. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема [Текст] / В.Г. Закирова, Л.А. Камалова // Международная научно-практическая конференция «Начальная школа сегодня: проблемы социализации». - Казань: КФУ, 2014. - С.4-11.
20. Иванова, А.И. Социально-психологическая адаптация: классификация и механизмы [Электронный ресурс] / А.И. Иванова // Вестник университета ГУУ. - 2014. - №9. - С.225-259. - Режим доступа: 
https://cvberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskava-adaptatsiva- klassifikatsiya-i-mehanizmy - (Дата обращения: 02.03.2018).
21. Исаев, А.В. Теоретические подходы антиципации в психологии и физиологии человека [Текст] / А.В. Исаев, А.В. Ивличева, С.А. Исайчев// Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №6. - С. 247-249.
22. Казакова, Л.А. Особенности социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Л.А. Казакова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №11. - С.256-266 - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-detey-i- podrostkov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya - (Дата обращения:
25.2. 2018).
23. Киселева, М.А. Антиципации жизненного пути и социального самочувствия молодого поколения [Текст] / М.А. Киселева, Г.Н. Малюченко, О.В. Карина. - Саратов: Наука, 2009. - 123 с.
24. Кисова, В.В. Сотрудничество как психолого-педагогическое условие социализации дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / В.В. Кисова, А.В. Семенов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12 - 4. - С. 882-886. - Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36208 - (Дата обращения: 17.03.2018).
25. Курбанова, А.Т. Специфика дефицитарности прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и риски нарушения социализации [Электронный ресурс] / А.Т. Курбанова, А.А. Твардовская // Международная научно-практическая конференция «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология». - Саранск, 2018. - С.462-470. - Режим доступа: https://kpfu.ru/staff files/F 1866256012/Sbornik Integraciya 2018.pdf - (Дата обращения: 17.04.2019).
26. Ларских, М.В. Антиципационная состоятельность как критерий конструктивного перфекционизма [Текст] / М.В. Ларских // Неврологический вестник. - 2014. - Т. 46. - № 1. - С. 22-27.
27. Лугарева, Л.В. Формирование навыка социально-вероятностного прогнозирования у детей 7-11 лет [Текст]: автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.В. Лугарева. - Иркутск, 2005. - 173 с.
28. Манелис, Н.Г. Ранний аутизм. Психологические и
нейропсихологические механизмы [Текст] / Н.Г. Манелис // Школа здоровья. - 1999. - № 2. - C. 6-22.
29. Масалович, Ю.М. Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников [Электронный ресурс] / Ю.М. Масалович, Т. Фотекова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца. - 2011. - С. 55-58. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/182/ - (Дата обращения: 11.12.2018).
30. Менделевич, В.Д. Прогнозирование будущего и механизмы неврогенеза [Текст] / В.Д. Менделевич, А.С. Граница // Неврологический вестник. - 2014. - Т. 46. - № 1. - С. 51-57.
31. Мингалиева, Д.Р. Выявление предпосылок сформированности девиантного поведения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Д.Р. Мингалиева, А.С. Иванова // Молодой ученый. - 2017. - №4. - С. 342-345. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/138/38897/ - (Дата обращения: 22.12.2017).
32. Молодцова, Т.Д. Роль социально-педагогических факторов в появлении школьной дезадаптации [Электронный ресурс] / Т.Д. Молодцова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2010. - №2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsialno-pedagogicheskih-faktorov- v-povavlenii-shkolnov-dezadaptatsii - (Дата обращения: 17.04.2018).
33. Мухаметзянова, Д.А. Клинические особенности формирования невротических расстройств у детей в зависимости от антиципационных параметров их психической деятельности [Текст]: автореф. дис. ... кандидата медицинских наук: 14.00.18 / Д.А. Мухаметзянова. - Казань, 1998. - 22 с.
34. Найссер, У.Г. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии [Текст] / У.Г. Найссер. - М.: Прогресс, 1981. - 230 с.
35. Неясова, И.А. Психолого-педагогические аспекты освоения
социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе [Электронный ресурс] / И.А. Неясова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - №3. - Режим доступа:
http://cvberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspektv-osvoeniva- sotsialnogo-opyta-mladshimi-shkolnikami-v-obrazovatelnom-protsesse - (Дата обращения: 18.02.2018).
36. Нигматуллина, И.А. Прогностическая компетентность как фактор успешной социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И.А. Нигматуллина, Л.Д. Файзрахманова, Ф.Р. Яппарова // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика: сборник научных трудов Международной научно-образовательной конференции. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Вып. 11. - С. 73-78.
37. Ничипоренко, Н.П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств / Н.П. Ничипоренко // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С.123-130.
38. Одоевцева, И.Г. Формирование прогностических умений школьников в процессе обучения математике посредством решения задач с поиском стратегий [Текст] / И.Г. Одоевцева // Омский научный вестник. - 2008. - № 3 (67). - С. 170-172.
39. Перегуда, С.Н. Нейропсихологический уровень исследования
антиципации в современной психологии [Электронный ресурс] / С.Н. Перегуда // Клиническая и медицинская психология: исследования,
обучение, практика: электрон. науч. журнал. - 2015. - № 4 (10). - Режим доступа: http://medpsv.ru/climp - (Дата обращения: 10.12.2017).
40. Попова, Т.М. Дезадаптация как предпосылка развития девиантного поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т.М. Попова // Специальное образование, 2013- №1 (29), - С. 79-88.
41. Приходько, О.Г. Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / О.Г. Приходько, А.А. Кондрашова // Специальное образование. - 2014. - №3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-razvitie-detey-s-ogranichennymi- vozmozhno stvami-zdorovya - (Дата обращения: 17.04.2018).
42. Прядехо, А.А Прогнозирование как компонент познавательных способностей [Текст] / А.А Прядехо, А.Н. Прядехо // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - № 1. - С.68-73.
43. Рау, Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей [Текст] /Ф.Ф. Рау // Дефектология. - 1991. - № 1. - С. 81-88.
44. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего/ Л.А. Регуш. - СПб.: «Речь», 2003. - 352с.
45. Самохвалова, А.Г. Специфика затрудненного общения детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / А.Г. Самохвалова // Клиническая и специальная психология. - 2015. - Том 4. - №2. - Режим доступа: http://psyiournals.ru/psyclin/2015/n2/Samohvalova.shtml - (Дата обращения:17.03.2018).
46. Сергиенко, Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека [Текст]: автореферат дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1997. - 118 с.
47. Сильвестрова, Л.А. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками как условие успешной социализации [Электронный ресурс] / Л.А. Сильвестрова // Инновационная наука. - 2017. - №3-2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-obscheniya-i- vzaimodeystviya-rebenka-so-vzroslymi-i-sverstmkami-kak-uslovie-uspeshnoy- sotsializatsii - (Дата обращения: 01.03.2018).
48. Смолонская, А.Н. Проблемы коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития [Текст] / А.Н. Смолонская // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - Т. 19. - № 3.- С. 160-163.
49. Социально-перцептивного предвосхищения у детей з церебральным параличом [Электронный ресурс]. - Украина: Науч.б-ка. - 2008-2016. - Режим доступа: http://www.info-library.com.ua - (Дата обращения:
15.01.2019) .
50. Сумина, Н.Е. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и личностных свойств [Текст]: автореф. дис. ...канд. психол. наук: 19.00.01/ Н.Е. Сумина. - Казань, 2008.- 154 с.
51. Сычёв, О.А. Личностная обусловленность прогнозирования [Текст]: автореф. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / О.А. Сычёв. - Бийск, 2009. - 23 с.
52. Твардовская, А.А. Антиципация в структуре возрастноспецифической деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.А. Твардовская // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика: сборник научных трудов Международной научно-образовательной конф. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Вып. 11. - С. 83-90.
53. Твардовская, А.А. Особенности прогностической компетентности
младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом [Текст] / А.А.Твардовская // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. Сборник научных трудов XII
Международной научно-образовательной конференции. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С. 124-134.
54. Толстошеина, Н.В. Антиципация как одно из условий прогнозирования, выбора и регуляции будущей деятельности [Текст] / Н.В.
Толстошеина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2002. - Т.2.- № 2. - С.41-46.
55. Трофимова, В.И. Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в младших классах общеобразовательной школы в процессе их взаимоотношений со сверстниками [Текст]: автореф. дис... кандидат пед. наук: 13.00.03 / В.И. Трофимова. - М., 2008. - 182 с.
56. Фейгенберг, И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека [Текст] / И.М. Фейгенберг, Г.Е. Журавлева. - М.: Наука, 1977. - 392 с.
57. Халимова, Н.М. Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Н.М.Халимова, О.С. Найданова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2014. - №3 (29). - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialnov-adaptatsii-detev-s- ogranichennymivozmozhnostvami-zdorowa-v-uslovivah-inklyuzivnogo- obrazovaniva - (Дата обращения: 17.03.2018).
58. Хафизова, Г.Д. Специфика взаимосвязей прогностической и волевой деятельности с клинико-психологическими особенностями пациентов с личностными расстройствами и патологическим гемблингом [Текст]: автореф. дис. ...канд. мед. наук: 19.00.04 / Г.Д. Хафизова. - М., 2009.143 с.
59. Яковлева, Е. В. Угрозы социального развития младших
школьников в различных микросредах жизнедеятельности [Электронный ресурс] / Е.В. Яковлева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - №1 (36). - С. 133-137. - Режим доступа:
https://cvberleninka.ru/article/n/ugrozv-sotsialnogo-razvitiva-mladshih- shkolnikov-v-razlichnvh-mikrosredah-zhiznedevatelnosti-issledovanie-vvpolneno- pri-finansovov - (Дата обращения: 17.03.2018).
60. Ahmetzyanova, A. Anticipation and Prediction Interrelation Neuropsychological Mechanisms at Youthful Age [Электронный ресурс] / А. Ahmetzyanova // The Social Sciences. - 2015. - P. 399 - 401. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/279886996 Anticipation and Prediction
Interrelation Neuropsychological Mechanisms at Youthful Age - (Accessed: Аpril. 17, 2018).
61. Ahmetzyanova, A. Anticipatory Competence and Ability to
Probabilistic Forecasting in Adolescents: Research Results [Электронный ресурс] / А. Ahmetzyanova // International journal of environmental & science education. - 2016. - Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/304629023 Anticipatory Competence a nd Ability to Probabilistic Forecasting in Adolescents Research Results - (Accessed: Мау. 21, 2018).
62. Ahmetzyanova, A. Communicative Characteristics Of Prognostic
Competence In Primary Schoolchildren With Dysontogenesis Deficiency [Электронный ресурс] / А. Ahmetzyanova // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. - 2017. - Р. 49-60. - Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/319474141 Communicative Characteris tics Of Prognostic Competence In Primary Schoolchildren With Dysontogene sis Deficiency - (Accessed: Аpril. 17, 2018).
63. Ahmetzyanova, A. Prognostic competence and tendency to deviant
behavior of students depending on the level of subjective control [Электронный ресурс] / А. Ahmetzyanova, Т. Artemyeva // Man in India. - 2017. - Р. 127-138. - Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/319302596 Prognostic competence and
tendency to deviant behavior of students depending on the level of subjecti ve control - (Accessed: Маг 17, 2018).
64. Ahmetzyanova, A. The Theoretical Analysis of the Phenomenon of Anticipation in Psychology [Электронный ресурс] / А. Ahmetzyanova // International Journal of Environmental & Science Education. - 2016. - Vol. 11(7) -
P.1559-1570. - Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/303386751 The Theoretical Analysis o f the Phenomenon of Anticipation in Psychology - (Accessed: Mar. 15, 2018).
65. Bellini, S. A meta-analysis of video modeling and video self-modeling interventions for children and adolescents with ASD / S. Bellini, J. Akullian // Exceptional Children. - 2007. - P. 26-28.
66. Kwon, J. The Development of Educational and/or Training Computer Games for Students With Disabilities / J. Kwon // Intervention in School and Clinic. - 2012 - Vol. 48(2). - P. 87-98.
67. Lee, Y. Computer-Based Reading Instruction for Young Children with Disabilities / Y. Lee, C.J. Vail // Journal of Special Education Technology. - 2005. - Vol. 20(1). - P. 5-18.
68. Mutsaarts, M. Anticipatory planning deficits and task context in emiparetic cerebral palsy / M. Mutsaarts, В. Steenbergen, Н. Bekkering // Exp. Brain Res. - 2006 - № 172. - Р. 151-162.
69. Sinha, P. Autism as a disorder of prediction [Электронный ресурс] / P. Sinha, MM. Kjelgaard, ТК Gandhi, К. Tsourides, ЛЬ. Cardinaux, D. Pantazis,
D. Diamond, RM. Held // Neuroscience News. - 2014 - Режим доступа: http://neurosciencenews.com/autism-hypothesis-prediction-anxietv-1426/ - (Accessed: April. 25, 2018).
70. Tvardovskaya A. Anticipation Phenomenon in the Structure of
Deviance: Analytical Research Review [Электронный ресурс] / A. Tvardovskaya, A. Ahmetzyanova, Т. Artemyeva, I. Nigmatullina // International journal of humanities and cultural studies. - 2016. - Р.418-425. - Режим
достvпa:https://www■researchgate■net/publication/305771162 Anticipation Pheno menon in the Structure of Deviance Analytical Research Review - (Accessed: April. 22, 2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ