ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ 7
1.1. Сущностно-содержательная характеристика ключевого понятия исследования «социальный интеллект» 7
1.2. Возрастные особенности формирования социального интеллекта в
юношеском возрасте 15
1.3. Формы и методы формирования социального интеллекта в юношеском
возрасте 25
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА II ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У БУДУЩИХ ПСИХОЛОВ 37
2.1. Организация и методики исследования уровня социального интеллекта
у будущих психологов 37
2.2. Реализация программы по формированию социального интеллекта у
будущих психологов на формирующем этапе эксперимента 43
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию социального интеллекта будущих психологов 47
Выводы по 2 главе 55
Заключение
Актуальность исследования.
На сегодняшний день исследования проблем развития социальных знаний и умений являются востребованными, так как постоянно усложняется социальная реальность, увеличивается число контактов между людьми в самых разных сферах жизни: в деловом взаимодействии, карьерном продвижении, профессиональном и личностном развитии. Эффективность профессиональной деятельности зависит не только от уровня мастерства специалиста, но также и от способности личности устанавливать надежные и конструктивные отношения с широким кругом людей. Социальный интеллект приобретает значение профессионально важного качества для любого человека, стремящегося к успешной трудовой и общественной деятельности.
Особый интерес к исследованию феномена социального интеллекта возник в нашей стране в последние два десятилетия. Выделение социального интеллекта как специальной области психологического исследования обусловлено относительной автономностью и сложностью этого феномена, определяющего успешность социального познания, социального взаимодействия и социальной адаптации.
Актуальность проблемы исследования формирования социального интеллекта будущих психологов определяется недостаточной изученностью этой проблемы в психолого-педагогической литературе и несомненной ее теоретической и практической значимостью.
Проблематикой развития социального интеллекта в свое время занимались такие зарубежные ученые, как Дж. Гилфорд [3], Н. Кэнтор [19], Г. Оллпорт [ 32], М. Салливен [4 ] и Э. Торндайк [14 ], а также представители отечественной психологии: М.И. Бобнева [39 ], Г.П. Геранюшкина [ 32], Е.В. Субботский [3 ], О. Б. Чеснокова [14 ], и т.д.
Особое значение при этом приобретает развитие социального интеллекта студентов как необходимого условия повышения уровня эффективности социальных взаимодействий и адаптации будущих специалистов. Многими авторами именно социальный интеллект выделяется в качестве значимой многокомпонентной способности, определяющей эффективность социальных взаимодействий и адаптации. Он рассматривается как важная способность личности, необходимая для понимания поступков и действий людей, речевой продукции человека и его невербальных реакций. При этом отмечается доминантное значение социального интеллекта в становлении специалиста в профессиях типа «человек-человек» (особенно таких, как педагог и психолог).
Учитывая особенности профессиональной деятельности психолога, а также предъявляемые к ней требования, социальный интеллект можно рассматривать как необходимое основание успешности осуществления профессиональной деятельности специалиста-психолога. Особую значимость приобретает, таким образом, создание психолого-педагогических условий для развития социального интеллекта как профессионально значимого качества в подготовке будущих психологов на протяжении всех лет обучения.
Социальный интеллект приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением.
Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и росту личностных достижений.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе позволил выявить наличие противоречия между необходимостью формирования социального интеллекта у будущих психологов и недостаточной разработанностью форм и методов его формирования.
Данное противоречие выражается в форме научной проблемы исследования: каковы содержание, формы и методы формирования социального интеллекта у будущих психологов.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих формирование социального интеллекта будущих психологов.
Объект исследования: процесс формирования социального интеллекта будущих психологов
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования социального интеллекта у будущих психологов.
Г ипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс формирования социального интеллекта будет эффективным, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику понятия «социальный интеллект»;
-учитывать возрастные особенности формирования социального интеллекта в юношеском возрасте;
-апробировать и экспериментальным путем проверить эффективность использования программы «Социальный интеллект», содержащую эффективные формы и методы формирования социального интеллекта у будущих психологов.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «социальный интеллект».
2. Изучить возрастные особенности формирования социального интеллекта в юношеском возрасте.
3. Раскрыть формы и методы формирования социального интеллекта.
4. Разработать и экспериментальным путем проверить эффективность программы «Социальный интеллект», способствующей формированию социального интеллекта.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, синтез, обобщение, классификация;
-эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование, опрос; -методы обработки данных: количественный и качественный анализ. Методологическую основу данного исследования составили: концепции социального интеллекта, условий, механизмов его развития М.К. Акимовой, Н.А. Аминова, Дж. Гилфорда, М.М. Кашапова, В.Т. Козловой, Н.А. Кудрявцевой, М.В. Молоканова, Г. Оллпорта, Р. Селма- на, Э. Торндайка, Н.А. Ференса, A.JI. Южаниновой и др.; психологическая концепция гуманистического образования Б.Г. Ананьева, И.А. Зимней, К. Роджерса, В.А. Сластенина, И.С. Якиманской и др.; психологическая концепция деятельностного подхода в развитии личности А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, C.JI. Рубинштейна и др; концепции профессиональной подготовки психологов Г.М. Белокрыловой, Т.С. Леви, Г.Ю. Любимовой, А.А. Полонникова и др.; концепции компетент- ностного подхода в образовании О.Л. Жука, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, С.В. Зыгмантовича, С.Г. Молчанова, Ю.А. Савинкова, Г. Селевко, Э.Э. Сыманюк и др.
Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и росту личностных достижений. Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия. Поэтому формированию социального интеллекта будущего психолога следует отвести особое место в образовательных учреждениях.
Решение данной проблемы обусловило постановку следующих задач:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «социальный интеллект».
Решение данной задачи осуществлялось в процессе изучения теоретической литературы. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам прийти к следующим выводам. Социальный интеллект -это способность человека понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях, а также уметь распознать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным качествам. Социальный интеллект предполагает свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. Ключевые способы повышения коммуникативной компетенции нужно искать не в шлифовке поведенческих умений и не в рискованных попытках личностной реконструкции, а на путях активного осознания индивидом естественных межличностных ситуаций и самого себя как участника этих деятельностных ситуаций, на путях развития социально-психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения других людей.
А.Л. Южанинова рассматривает социальный интеллект в качестве самостоятельного компонента общей системы познавательных способностей личности. Чем выше социальный интеллект, тем общение с человеком желательнее для окружающих, тем увереннее он себя чувствует.
2. Изучить возрастные особенности формирования социального интеллекта в юношеском возрасте.
При решении данной задачи в ходе теоретического анализа психолого- педагогической литературы было выявлено, что несмотря на то, что социальный интеллект, так же, как и общий интеллект, начинает формироваться еще в раннем детстве, ряд исследователей отмечают возможность целенаправленного формирования этой способности, в том числе в процессе профессиональной подготовки специалиста. В целом, как отмечает Н.Н. Князева, в юношеском возрасте учащиеся испытывают значительные трудности в межличностном взаимодействии, плохо адаптируются к различным системам взаимодействия. В.Н. Куницына доказала, что чем выше уровень социального интеллекта, тем более развиты саморегуляция, уверенность в себе, способность влиять. Чем ниже уровень социального интеллекта, тем больше в нем представлены застенчивость, рефлексивность, агрессивность и т.п., тем более вероятно, по мнению автора, что человек страдает от одиночества, имеет низкое самоуважение, конфликтен, невро- тизирован, психически и физически истощаем.
Студент, обладающий хорошо развитым социальным интеллектом, способен извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими. Это способствует успешной адаптации при поступлении на работу, поддержанию оптимального психологического климата, проявления большего интереса, смекалки, изобретательности и креативности в будущей профессиональной
деятельности и позволяет прогнозировать ее успешность.
3. Формы и методы формирования социального интеллекта в юношеском возрасте. В ходе решения данной задачи мы определили, что формирование социального интеллекта в юношеском возрасте возможно и нужно. Оно способствует развитию всех уровней социального интеллекта. Выделяют индивидуальные и групповые виды работы формированию социального интеллекта у подростков, разнообразные формы и методы как убеждение, беседа, лекция, тренинговые формы работы.
4. Апробировать и экспериментальным путем проверить эффективность программы «Социальный интеллект», способствующей формированию социального интеллекта.
Экспериментальная проверка позволила нам сделать вывод о достаточной эффективности проделанной работы по формированию социального интеллекта. Мы получили достоверные данные того, что разработанная программа способствует формированию высокоэффективных поведенческих стратегий в различных ситуациях.
После проведения опытно-экспериментальной работы нами было организовано контрольное исследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по разработке и реализации программы профилактической работы, способствующая формированию социального интеллекта.
Студенты, имеющие на констатирующем этапе низкий уровень интеллекта и низкие результаты по показателю социально- психологической адаптации, на контрольном этапе показали изменение исследуемых показателей в положительную сторону. Итак, наблюдалось улучшение результатов, что свидетельствует о благоприятной и успешной реализации разработанной нами программы.
По полученным в нашем исследовании результатам, можно сделать вывод, что наша первоначальная гипотеза, получила своё экспериментальное подтверждение.
1. Аминов Н.А. Социальный интеллект и социальная компетен- ция.//Социальная работа. - М.: Эксмо, 1992. - №5. - С.37-50.
2. Битянова М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. - М.: Экс- мо,2010. - 368 с.
3. Бодина Е., Ащеулова К. Педагогические ситуации: Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ. - М., Школьная пресса, 2000. - 96 с.
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности / Л.И.Божович. - М.: Воронеж, 2009. - 164 с.
5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. - Ро- стов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560с.
6. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544с.
7. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «ось-89», 2005. - 256 с.
8. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2009. - 654 с.
9. Г алагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций / М.А. Г алагу- зова. - М.: Владос, 2010. - 216 с.
10. Райгородский Д.Я. Практическая психология. Методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Наука, 2009. - 329 с.
11. Емельянова В.Е. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / В.Е. Емельянов. - СПб: Речь, 2008. - 336 с.
12.Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. - М.: Инфра , 2011. - 310 с.
13.Зотов В.В. Взаимосвязь интеллекта и творческого потенциала в социализации и самореализации личности: Дис.. д-ра философ. Наук. - СПб.,1997. - 346 с.
14. Каменская М.В. Подростковая психология с элементами психофизиологии / М.В. Каменская. - М.: владос, 2012. -359 с.
15. Караяни А.Г. Активные методы социально-психологического бучения. - М., 2003. - 75с.
16. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология /Е.Е. Кравцова. - М.: Форум,
2009. -384 с.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. - М.: Издат.дом «УРАО», 2014 - 176 с.
18. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, - 2010. - 297 с.
19. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Автореф. Дис...д-ра пед.наук. - Спб.,1996. - 56 с.
20. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.:Азбуковник, - 1999. - 944 с.
21.Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха/ Г.Орме. - М., - 2009. -48 с.
22. Погольша В.М. Межличностное общение: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, - 2012. - 420с.
23. Рогов Е.И, настольная книга практического психолога в образовании / Е.И.Рогов. - М., -1995. - 409 с.
24. Смирнова Е., Холмогорова В. Упражнения, направленные на формирование доброжелательного отношения со сверстниками: метод, рекомендации/ Смирнова Е, Холмогорова В. - М.,2011. - 235 с.
25. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -
2- е изд. перераб и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.