СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
|
Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с тяжелыми
нарушениями речи 8
1.2. Специфика навыков общения и взаимодействия детей дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи 12
1.3. Обзор методов формирования навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 15
Выводы по Главе 1 20
Глава II. Эмпирическое исследование навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 21
2.1. Организация и методы изучения уровня развития навыков общения и
взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 21
2.2. Анализ результатов исследования уровня развития навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 24
Выводы по Главе 2 45
Глава III. Особенности логопедической работы по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 47
3.1. Методы и принципы логопедической работы по формированию навыков
общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 47
3.2. Содержание коррекционно-образовательного проекта по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 51
Выводы по Главе 3 57
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения 68
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с тяжелыми
нарушениями речи 8
1.2. Специфика навыков общения и взаимодействия детей дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи 12
1.3. Обзор методов формирования навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 15
Выводы по Главе 1 20
Глава II. Эмпирическое исследование навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 21
2.1. Организация и методы изучения уровня развития навыков общения и
взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 21
2.2. Анализ результатов исследования уровня развития навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 24
Выводы по Главе 2 45
Глава III. Особенности логопедической работы по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 47
3.1. Методы и принципы логопедической работы по формированию навыков
общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 47
3.2. Содержание коррекционно-образовательного проекта по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 51
Выводы по Главе 3 57
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения 68
Актуальность проблемы. В настоящее время особо актуальным является вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Формирование навыков общения и взаимодействия является неотъемлемым условием, как для полноценной социализации в обществе, так и для овладения развернутой речью. Также, формирование этих навыков непременно связано с развитием познавательной, речевой и социально - личностной сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Таким образом, коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков общения и взаимодействия будет способствовать не только успешной социализации и интеграции дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в обществе, но и преодолению речевых нарушений.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Я.Л. Коломинский отмечает, что дошкольный возраст сензитивен для образования добрых чувств к другим людям. В обществе именно сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких личностных положительных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеская поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качество, обеспечивающее способность к самопознанию и самоориентированию [32].
Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Как показывают исследования Шипицыной Л.М., ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи недостаточно сформирована способность к общению уже в ранние периоды развития, если своевременно не сформировать навыки общения и взаимодействия, то в дальнейшем у них могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно [52].
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью определения и обоснования новых педагогических техник и приемов в работе над формированием навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелой речевой патологией.
Цель исследования: определение специфических особенностей навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и разработать коррекционную программу, направленную на формирование навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: процесс речевой коммуникации у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: особенности речевой коммуникации у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи могут быть трудности при общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, и выявленные в ходе эксперимента особенности позволят разработать программу коррекционной работы по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Формирование навыков общения и взаимодействия у данной категории детей в процессе логопедической работы будет эффективно при реализации следующих условий:
1) Сопровождение большинства заданий доступным наглядным материалом;
2) Использование групповой формы работы;
3) Игровая форма проведения заданий.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой нами были определены следующие задачи:
1) Изучение теоретического аспекта проблемы формирования навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи по данным специальной литературы;
2) Экспериментальное изучение проблемы формирования навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, обработка полученных экспериментальных данных;
3) Разработка комплекса методических приемов коррекционно- логопедической работы, направленной на формирование навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Методологическая основа исследования представлена работами Р.Е Левиной, Л.С Волковской, Р.И. Лалаевой, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, посвященными изучению вопросов по формированию коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи [1]; работами Л. А. Дубиной, Л. М. Кобриной, Н. А. Кузнецовой, Л. В. Прониной, Т. Ю. Щербаковой, посвященными выявлению путей формирования навыков взаимодействия у дошкольников с нарушениями речи [11].
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы исследования:
1) Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования;
2) Наблюдение;
3) Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента;
4) Математическая обработка полученных данных.
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки различных коррекционных программ, направленных на формирование навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Апробация: результаты исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета (г. Казань, 2019 год). Также материалы исследования были опубликованы в сборниках: 13 Международной конференции "Психология психических состояний" г. Казань, 2019 г.; 8 Всероссийской конференции с международным участием «Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход» г. Курск, 2018 г; 3 международной студенческой научно-практической конференции: «Специальная педагогика: профессиональный дебют», г. Беларусь, 2019; 3 Международной научно-практической конференции «Социально - педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика», г. Ялта, 2019.
Базы исследования: МАДОУ «Детский сад №282 комбинированного вида» Московского района г. Казани, МАДОУ «Детский сад №340 комбинированного вида» Московского района г. Казани, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №332 комбинированного вида» Советского района г. Казани, МАДОУ «Детский сад №217 комбинированного вида» Московского района г. Казани
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой из глав, заключения, списка литературы, включающего 55 источников, 3 приложения. Работа проиллюстрирована 7 таблицами, 4 рисунками.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Я.Л. Коломинский отмечает, что дошкольный возраст сензитивен для образования добрых чувств к другим людям. В обществе именно сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких личностных положительных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеская поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качество, обеспечивающее способность к самопознанию и самоориентированию [32].
Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Как показывают исследования Шипицыной Л.М., ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи недостаточно сформирована способность к общению уже в ранние периоды развития, если своевременно не сформировать навыки общения и взаимодействия, то в дальнейшем у них могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно [52].
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью определения и обоснования новых педагогических техник и приемов в работе над формированием навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелой речевой патологией.
Цель исследования: определение специфических особенностей навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и разработать коррекционную программу, направленную на формирование навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: процесс речевой коммуникации у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: особенности речевой коммуникации у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи могут быть трудности при общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, и выявленные в ходе эксперимента особенности позволят разработать программу коррекционной работы по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Формирование навыков общения и взаимодействия у данной категории детей в процессе логопедической работы будет эффективно при реализации следующих условий:
1) Сопровождение большинства заданий доступным наглядным материалом;
2) Использование групповой формы работы;
3) Игровая форма проведения заданий.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой нами были определены следующие задачи:
1) Изучение теоретического аспекта проблемы формирования навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи по данным специальной литературы;
2) Экспериментальное изучение проблемы формирования навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, обработка полученных экспериментальных данных;
3) Разработка комплекса методических приемов коррекционно- логопедической работы, направленной на формирование навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Методологическая основа исследования представлена работами Р.Е Левиной, Л.С Волковской, Р.И. Лалаевой, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, посвященными изучению вопросов по формированию коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи [1]; работами Л. А. Дубиной, Л. М. Кобриной, Н. А. Кузнецовой, Л. В. Прониной, Т. Ю. Щербаковой, посвященными выявлению путей формирования навыков взаимодействия у дошкольников с нарушениями речи [11].
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы исследования:
1) Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования;
2) Наблюдение;
3) Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента;
4) Математическая обработка полученных данных.
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки различных коррекционных программ, направленных на формирование навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Апробация: результаты исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета (г. Казань, 2019 год). Также материалы исследования были опубликованы в сборниках: 13 Международной конференции "Психология психических состояний" г. Казань, 2019 г.; 8 Всероссийской конференции с международным участием «Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход» г. Курск, 2018 г; 3 международной студенческой научно-практической конференции: «Специальная педагогика: профессиональный дебют», г. Беларусь, 2019; 3 Международной научно-практической конференции «Социально - педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика», г. Ялта, 2019.
Базы исследования: МАДОУ «Детский сад №282 комбинированного вида» Московского района г. Казани, МАДОУ «Детский сад №340 комбинированного вида» Московского района г. Казани, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №332 комбинированного вида» Советского района г. Казани, МАДОУ «Детский сад №217 комбинированного вида» Московского района г. Казани
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой из глав, заключения, списка литературы, включающего 55 источников, 3 приложения. Работа проиллюстрирована 7 таблицами, 4 рисунками.
При изучении научных трудов, посвященных выявлению специфических особенностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, можно сделать вывод о том, что наличие тяжелого речевого дефекта влияет на развитие всей психической деятельности ребенка: мышление, восприятие, память, внимание, речь. Помимо этого, его наличие сказывается и на навыках общения и взаимодействия дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Анализируя научные работы различных исследователей, которые занимались изучением состояния навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и особенностей коррекционной работы по формированию этих навыков, можно сделать вывод, что данная тема изучена недостаточно и является наиболее актуальной для исследовательской деятельности.
Полученные данные экспериментального исследования дают нам возможность сделать вывод, что тяжелое речевое нарушение определяет специфику навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, которая проявляется в: трудностях представлении о способах выражения своего отношения к взрослому и сверстнику; эмоционально-поведенческих проблемах.
Помимо этого, были обнаружены такие личностные особенности, как:
• низкая мотивация к деятельности;
• ограниченность социального опыта;
• наличие чувства тревожности и дезадаптированности в обществе.
На основе выявленных особенностей нами был создан проект коррекционно-логопедического воздействия, направленный на формирование навыков общения и взаимодействия дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Результаты исследования могут быть использованы в психолого-
педагогической практике для работы с данной группой детей, а также для создания различных коррекционных программ, направленных на формирование навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
В завершении стоит отметить возможные перспективы нашей работы. В практическом плане, будет осуществлена апробация предложенной коррекционно-логопедической программы, оценена ее эффективность и значимость в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
Анализируя научные работы различных исследователей, которые занимались изучением состояния навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и особенностей коррекционной работы по формированию этих навыков, можно сделать вывод, что данная тема изучена недостаточно и является наиболее актуальной для исследовательской деятельности.
Полученные данные экспериментального исследования дают нам возможность сделать вывод, что тяжелое речевое нарушение определяет специфику навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, которая проявляется в: трудностях представлении о способах выражения своего отношения к взрослому и сверстнику; эмоционально-поведенческих проблемах.
Помимо этого, были обнаружены такие личностные особенности, как:
• низкая мотивация к деятельности;
• ограниченность социального опыта;
• наличие чувства тревожности и дезадаптированности в обществе.
На основе выявленных особенностей нами был создан проект коррекционно-логопедического воздействия, направленный на формирование навыков общения и взаимодействия дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Результаты исследования могут быть использованы в психолого-
педагогической практике для работы с данной группой детей, а также для создания различных коррекционных программ, направленных на формирование навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
В завершении стоит отметить возможные перспективы нашей работы. В практическом плане, будет осуществлена апробация предложенной коррекционно-логопедической программы, оценена ее эффективность и значимость в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование навыка составления рассказа старшими дошкольниками с ОНР посредством мнемотехники (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Формирование навыка составления рассказа старшими дошкольниками с ОНР посредством мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ школьников С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Специфика логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



