Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с тяжелыми
нарушениями речи 8
1.2. Специфика навыков общения и взаимодействия детей дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи 12
1.3. Обзор методов формирования навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 15
Выводы по Главе 1 20
Глава II. Эмпирическое исследование навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 21
2.1. Организация и методы изучения уровня развития навыков общения и
взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 21
2.2. Анализ результатов исследования уровня развития навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 24
Выводы по Главе 2 45
Глава III. Особенности логопедической работы по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 47
3.1. Методы и принципы логопедической работы по формированию навыков
общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 47
3.2. Содержание коррекционно-образовательного проекта по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 51
Выводы по Главе 3 57
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения 68
Актуальность проблемы. В настоящее время особо актуальным является вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Формирование навыков общения и взаимодействия является неотъемлемым условием, как для полноценной социализации в обществе, так и для овладения развернутой речью. Также, формирование этих навыков непременно связано с развитием познавательной, речевой и социально - личностной сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Таким образом, коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков общения и взаимодействия будет способствовать не только успешной социализации и интеграции дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в обществе, но и преодолению речевых нарушений.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Я.Л. Коломинский отмечает, что дошкольный возраст сензитивен для образования добрых чувств к другим людям. В обществе именно сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких личностных положительных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеская поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качество, обеспечивающее способность к самопознанию и самоориентированию [32].
Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Как показывают исследования Шипицыной Л.М., ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи недостаточно сформирована способность к общению уже в ранние периоды развития, если своевременно не сформировать навыки общения и взаимодействия, то в дальнейшем у них могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно [52].
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью определения и обоснования новых педагогических техник и приемов в работе над формированием навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелой речевой патологией.
Цель исследования: определение специфических особенностей навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и разработать коррекционную программу, направленную на формирование навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: процесс речевой коммуникации у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: особенности речевой коммуникации у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи могут быть трудности при общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, и выявленные в ходе эксперимента особенности позволят разработать программу коррекционной работы по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Формирование навыков общения и взаимодействия у данной категории детей в процессе логопедической работы будет эффективно при реализации следующих условий:
1) Сопровождение большинства заданий доступным наглядным материалом;
2) Использование групповой формы работы;
3) Игровая форма проведения заданий.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой нами были определены следующие задачи:
1) Изучение теоретического аспекта проблемы формирования навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи по данным специальной литературы;
2) Экспериментальное изучение проблемы формирования навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, обработка полученных экспериментальных данных;
3) Разработка комплекса методических приемов коррекционно- логопедической работы, направленной на формирование навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Методологическая основа исследования представлена работами Р.Е Левиной, Л.С Волковской, Р.И. Лалаевой, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, посвященными изучению вопросов по формированию коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи [1]; работами Л. А. Дубиной, Л. М. Кобриной, Н. А. Кузнецовой, Л. В. Прониной, Т. Ю. Щербаковой, посвященными выявлению путей формирования навыков взаимодействия у дошкольников с нарушениями речи [11].
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы исследования:
1) Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования;
2) Наблюдение;
3) Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента;
4) Математическая обработка полученных данных.
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки различных коррекционных программ, направленных на формирование навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Апробация: результаты исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета (г. Казань, 2019 год). Также материалы исследования были опубликованы в сборниках: 13 Международной конференции "Психология психических состояний" г. Казань, 2019 г.; 8 Всероссийской конференции с международным участием «Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход» г. Курск, 2018 г; 3 международной студенческой научно-практической конференции: «Специальная педагогика: профессиональный дебют», г. Беларусь, 2019; 3 Международной научно-практической конференции «Социально - педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика», г. Ялта, 2019.
Базы исследования: МАДОУ «Детский сад №282 комбинированного вида» Московского района г. Казани, МАДОУ «Детский сад №340 комбинированного вида» Московского района г. Казани, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №332 комбинированного вида» Советского района г. Казани, МАДОУ «Детский сад №217 комбинированного вида» Московского района г. Казани
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой из глав, заключения, списка литературы, включающего 55 источников, 3 приложения. Работа проиллюстрирована 7 таблицами, 4 рисунками.
При изучении научных трудов, посвященных выявлению специфических особенностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, можно сделать вывод о том, что наличие тяжелого речевого дефекта влияет на развитие всей психической деятельности ребенка: мышление, восприятие, память, внимание, речь. Помимо этого, его наличие сказывается и на навыках общения и взаимодействия дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Анализируя научные работы различных исследователей, которые занимались изучением состояния навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и особенностей коррекционной работы по формированию этих навыков, можно сделать вывод, что данная тема изучена недостаточно и является наиболее актуальной для исследовательской деятельности.
Полученные данные экспериментального исследования дают нам возможность сделать вывод, что тяжелое речевое нарушение определяет специфику навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, которая проявляется в: трудностях представлении о способах выражения своего отношения к взрослому и сверстнику; эмоционально-поведенческих проблемах.
Помимо этого, были обнаружены такие личностные особенности, как:
• низкая мотивация к деятельности;
• ограниченность социального опыта;
• наличие чувства тревожности и дезадаптированности в обществе.
На основе выявленных особенностей нами был создан проект коррекционно-логопедического воздействия, направленный на формирование навыков общения и взаимодействия дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Результаты исследования могут быть использованы в психолого-
педагогической практике для работы с данной группой детей, а также для создания различных коррекционных программ, направленных на формирование навыков общения и взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
В завершении стоит отметить возможные перспективы нашей работы. В практическом плане, будет осуществлена апробация предложенной коррекционно-логопедической программы, оценена ее эффективность и значимость в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
1. Арефьева С. А., Арефьева О.В. Культура речи как показатель речевого развития личности [Текст] / С.А. Арефьева, О.В. Арефьева // Альманах современной науки и образования. - 2013. - №11 (78). - С. 15-17.
2. Артамонова, С. В. Методика использования игрового сюжета в процессе экспресс-диагностики речевого развития детей [Текст] / С. В. Артамонова // Известия Южного Федерального университета.- 2008. - № 6 - С. 198-212.
3. Архипова, Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка [Текст] / Е.Ф. Архипова // Пособие для специалистов службы ранней помощи и родителей. - М. Мозаика-Синтез,
2012. - 225 с
4. Ахметзянова, А.И. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии [Текст] / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская // - Интеграция образования, 2017, № 3. С. 489-504.
5. Бахчеева Е. Н. Особенности социализации детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Е.Н. Бахчеева, С.А. Никитина, В.Ю. Будилова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - Т. 35. - С. 18-21.
6. Башинская, Т.В. , Система коррекционного воздействия при моторной алалии [Текст] / Т.В. Башинская, Т.В. Пятница //: учеб. для вузов. - М.:ТЦ Сфера. - 2010.- 64 с.
7. Баянова, Л.Ф. Культурная конгруэнтность дошкольника в нормативной ситуации и возможности ее исследования [Текст] / Л.Ф. Баянова, Т.Р. Мустафин // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2013, №4. - С. 70-75.
8. Баянова, Л.Ф. Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации [Текст] / Л.Ф. Баянова // - Филология и культура, 2015.- С. 325-332
9. Белозорова, Л.А. АРТ-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников [Текст] : дис. ...канд. пс. наук: 19.00.07. / Белозорова Людмила Александровна. - М., 2011. - 288 с.
10. Боровцова, Л.А. Психологическая структура речевых нарушений при общем недоразвитии речи в дошкольном возрасте [Текст] / Л.А. Боровцова, Н.Н. Иванова // Вестник Тамбовского университета, 2013. - С. 292-301
11. Бучилова И.А., Лесиканич А.А. Особенности психологопедагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида [Текст] / И.А. Бучилова, А.А. Лесиканич // Концепт. - 2013. - №4 (20). -С.8-
13.
12. Валявко, С.М. Эмоциональные переживания в ситуации речевого общения у старших дошкольников с нарушениями речевого развития [Текст] / С.М. Валявко // - М.: Московский городской педагогический университет, 2014. — С. 48-57
13. Волковская, Т.Н. Организационно-методические основы
психологической помощи лицам с недостатками речи [Текст]: учебно - методическое пособие / Т.Н. Волковская // - М.: Издательство
«Национальный книжный центр», 2011. - 144 с.
14. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с
общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова // пособие для психологов, логопедов, учителей-дефектологов /. - М.:
Книголюб, 2008. - 96с. (по научной редакцией И.Ю. Левченко)
15. Волковская, Т.Н. Теоретический анализ научных исследований по проблеме психологического изучения детей с нарушениями речи [Текст] / Т. Н. Волковская// Вестн. Лен. гос.ун-та им. А.С. Пушкина. - 2010. -Вып. 3. - С. 51-60.
16. Галкина, И.С. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция [Текст] / И.С. Галкина // - М.: «Взаимодействие», 2011. - С. 198-203.
17. Гриншпун, Б.М. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью [Текст] / Б.М. Гриншпун, В.И. Селиверстов // Дефектология : научно-методический журнал / ред. В.И. Лубовский - 2009. - №3 - С. 81-84.
18. Гришанова И. А., Снигирева Т. А. Особенности диагностики коммуникативных качеств личности обучающегося [Текст] / И.А. Гришанова, Т.А. Снигирева // Фундаментальные исследования. - 2014. - №11
6. - С.1362-1365.
19. Дашина М.Г., Акопян Т.А., Павлов Г.А., Кочеткова Е.П., Тимошникова Н.Н., Малетин С.И. Проблемы экспертной оценки нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста при проведении медикосоциальной экспертизы [Текст] / М.Г. Дащина, Т.А. Акопян // Медикосоциальная экспертиза и реабилитация. - 2014. - №2. - С.54-56
20. Деменина Т.А. Анализ педагогических диагностических методик по выявлению нарушений звукопроизношения [Текст] / Т.А. Деменина // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2014. - №2. - С.77-85
21. Дзюба, О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О.В. Дзюба //: автореф. дис... канд. пед. наук. - Москва, 2009. - 201 с.
22. Дмитриева, Н.И. Планирование логопедической работы с детьми, страдающими ринолалией открытой [Текст] / Н.И. Дмитриева, Н.В. Маркелова // Владимир, 2013.- 183 с.
23. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин // СПб.: Питер, 2009. 576 с.
24. Ильина, С.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками [Текст] : дис. ...канд. пс. наук: 19.00.07. / Ильина Светлана Владимировна //. - М., 2009. - 225 с.
25. Каверова Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр [Текст] / Э.А. Каверова // Специальное образование. - 2015. - №XI. - С.145-149.
26. Капитоненко, Н.В. Сравнительное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями развития [Текст] : дис. .канд. пс. наук: 19.00.10. / Капитоненко Наталья Владимировна. - М., 2009. - 206 с.
27. Карелина, И.О. Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста [Текст] / И.О. Карелина // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 4. - С. 241-247.
28. Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми [Текст] / Е.В. Кириллова //: учебно - метод, пособие - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
29. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления [Текст]: учеб. пособие для студ / В.А. Ковшиков. - Издание: Каро, - 2006. - 394 с.
30. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств
языка и развитие связной речи: старшая группа специальных
(коррекционных) дошкольных образовательных учрежд. [Текст] / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова // - М.: Владос, 2016. - 119 с.
31. Колесникова, А.Е. Формирование социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников с ОНР: новый подход [Текст] / А.Е. Колесникова // Логопед. 2015. № 3. С. 23-31.
32. Коломинский, Я. Л. Взаимосвязь психологической культуры и психологического здоровья личности как научно-практическая проблема [Текст] / Я.Л. Коломинский // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология: международный научно-практический журнал, - 2011. - № 4. - С. 120-130
33. Конева, И.А. Психологические особенности общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями речи [Текст] / И.А. Конева, А.В. Белова // Современные проблемы науки и образования. - 2014.
- № 3
34. Конопляста, С.Ю. Логопсихология [Текст] / С. Ю. Конопляста //: учеб. для вузов: Изд-во Знания, 2012. - 293 с.
35. Красовская Е.В., Данилова А.Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.В. Красовская // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.: Сатис, 2014. - С. 80-82.
36. Куфтяк, Е.В. Особенности адаптивного поведения детей в ситуации школьных и коммуникативных трудностей [Текст] / Е.В. Куфтяк, А.Г. Самохвалова // Клиническая и специальная психология. - 2015.- Т. 4. - № 4.
37. Лебеденко О.А. Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Лебеденко // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №29. - С.27- 32
38. Литвинко Ф.М. Коммуникативная компетенция: принципы,
методы, приемы формирования [Текст] / Ф.М. Литвинко //: сб. науч. ст. Белорус.гос.ун-т; в авт. ред. - Мн., 2009. - Вып. 9. - С. 11
39. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий [Текст] / М.И. Лынская //: учеб. - метод, пособие.- М.: Парадигма, 2015.- 128 с.
40. Макшанцева, Л. В. Диагностика и профилактика тревожности у школьников в условиях образовательного учреждения [Текст] / Л.В.
Макшанцева // - М.: Московский городской педагогический университет, 2012. - 158 с.
41. Маратканова, Е.В., Развитие навыков распознавания эмоций детьми дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Маратканова, Э.Б.Егорова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - № 8-4. - С. 118-125.
42. Насибуллина, А. Д. Организация специального (коррекционного)
образования в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / А. Д. Насибуллина, А. И. Азарина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф.
(Чебоксары, 3 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 3 (6). — С. 127-130.
43. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) [Текст] / Н.В. Нищева //. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 624 с.
44. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех [Текст] / Л. Г. Параманова // - СПб.: Просвещение, 2009. - 416 с.
45. Ромусик, М.Н. Психолого - педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними [Текст] / М.Н. Ромусик // Логопед в детском саду. - 2008. - №3. - С. 32-37.
46. Сергеева, Г.Ф. К вопросу о воспитании звуков речи детьми с ринолалией и дизартрией: учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Ф. Сергеева // — Дефектология, - 2009, -№ 3.
47. Сидорко, Т.В. Социальное поведение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированного обучения [Текст] / Т.В. Сидорко // - М.: «Национальный институт образования», 2012. - С. 122-127.
48. Танцюра, С.Ю. Особенности общения неговорящих детей [Текст] / С.Ю. Танцюра // Логопед. - 2008. - №5. - С. 16-20.
49. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова // - М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2007 - 224 с.
50. Халилова, Л.Б. Диагностика семантического компонента языковой компетенции у дошкольников с недоразвитием речи [Текст] / Л.Б Халилова // Логопед в детском саду. - 2008. - №5. - С. 16-24.
51. Цветкова, Л.С. Нейропсихология [Текст] / Л.С. Цветкова, К.М. Шипкова, А.В. Цветков, А.В. Семенович // Медицинская психология в России. - 2017. - №3(44). - С. 1.
52. Шипицына, Л.М. Невербальное общение детей при нормальном и нарушенном интеллекте [Текст] / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская // Речь, - 2009. - 128 с.
53. Яковенко, А. А. Создание благоприятных условий для успешной социализации дошкольников [Текст] / А.А. Яковенко // Научно - методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 462-464.
54. Bayanova, L. F. A cultural congruence test for primary school students [Tekst] / L. F.Bayanova, E. A. Tsivilskaya, R. M. Bayramyan, K. S. Chulyukin // Psychology in Russia. - 2016 - Vol. 9 - № 4 - Р. 94-105.
55. Veraksa, A., Almazova, O., Bukhalenkova, D., Bayanova, L., Popova,
R. Featuresof executive functions developmentin Moscow and Kazan preschoolers / //European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. — 2018 — no. XLIII.— P. 648-658.