Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты уровней развития информационной культуры старшеклассников и применения информаци онных технологий на уроках географии 8
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «информационная культура» 8
1.2 Специфика развития информационной культуры старшеклассников при изучении географии 22
1.3 Педагогический потенциал информационно-коммуникативных технологий в развитии информационной культуры старшеклассников при изучении географии 29
2.1 Изучение состояния сформированности информационной культуры старшеклассников 37
2.2 Разработка и апробация элективного курса 51
2.3 Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по развитию информационной культуры старшеклассников при изучении географии средствами информационно-коммуникативных технологий 56
Список литературы 65
Приложения 71
Актуальность исследования. Возрастающие требования к качеству знаний выпускников школ являются неизбежным следствием научнотехнического прогресса, происходящего в нашей стране, в условиях которого не может оставаться неизменным образовательный процесс. Достичь высокого профессионализма, умения самостоятельно принимать обоснованные и эффективные решения в настоящее время невозможно без овладения методами новых информационных технологий. Изменение ориентации общественных отношений, произошедших в нашей стране, постановка новых задач, выдвигающихся перед обществом, приводят к переосмыслению содержания и организации современного обучения на всех его ступенях, в том числе и в средней общеобразовательной школе. Сегодня не вызывает сомнения, что новое поколение, вступающее в жизнь, должно быть более адекватно ориентировано в различных областях и сферах жизнедеятельности. Уровень развития и подготовки учащихся должен отвечать не только текущему состоянию общественных и производственных отношений, но и обеспечивать их способность адаптироваться в процессе обновления и изменения социальной, экономической и производственной сфер страны, находить решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно и творчески мыслить. Данную проблему необходимо решать как в целом при построении системы образования, так и при построении содержания каждой дисциплины в отдельности.
К настоящему времени исследователями затронуты различные стороны проблемы развития информационной культуры личности. Философские основы этого вопроса освещают В.Г. Воробьев, Б.А. Глинский, А.П. Ершов, М. Кастельс, В.В. Оленев, А.И. Ракитов, Н.А. Сляднева, А.П. Суханов, А.К. Сухотин, А.Д. Урсул и др. В работах Е.С. Полат, Д.Ш. Матроса, И.В. Роберт, А.Ю. Уварова нашли отражение общие вопросы информационнотехнологической подготовки будущих специалистов. Психологические
аспекты проблемы информационного развития личности разработаны О.Н. Арестовой, А.А. Братко, Л.П. Буевой, В.З. Коганом, B.JL Латышевым, Е.И. Машбицем и др. Исследования вышеперечисленных авторов убедительно свидетельствует о том, что качество профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях информатизации высшей школы во многом определяется уровнем сформированности у них навыков информационной деятельности.
Ориентация на освоение выпускниками педагогических вузов основных ценностей информационной культуры была ведущей в работах В.А. Адольфа, А.А. Витухновской, М.Г. Вохрышевой, Н.И. Гендиной, О.Н. Гончаровой, О.Б. Зайцевой, Н.Б. Зиновьевой, О.А. Кизик, Н.А. Лавриненко, Н.И. Повякель. Учеными определяются структурные элементы информационной культуры личности: компьютерная грамотность,
информационно-коммуникативная компетентность (А.В. Горячев, Д.С. Долгов, М.П. Лапчик, С.А. Христо-чевский и др.), информационное мировоззрение и мышление (Ю.Ф. Абрамов, Н.П. Ващекин, Л.В. Крюкова,
Э.И. Моносзон и др.).
Анализ теории и практики построения образовательного процесса в педагогическом вузе позволил выявить следующие противоречия:
- между потребностью современного общества в выпускниках школ, владеющих высокой информационной культурой его проявления;
- между актуальностью разработки и внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс школы и недостаточной разработкой теоретико-методологической основы использования их в развитии информационной культуры старшеклассников.
Выявленные противоречия определи проблему исследования: каковы методики развития информационной культуры старшеклассников при изучении географии средствами информационно-коммуникативных технологий?
Цель исследования: состоит в разработке методик развития
информационной культуры старшеклассников при изучении географии средствами информационно-коммуникативных технологий.
Объект исследования: процесс развития информационной культуры старшеклассников при изучении географии.
Предмет исследования: методики развития информационной
культуры старшеклассников при изучении географии средствами информационно-коммуникативных технологий.
Гипотеза исследования. Использование информационнокоммуникативных технологий при изучении географии позволяют повысить уровень и качество знаний учащихся, если:
- будет изучена специфика развития информационной культуры старшеклассников при изучении географии средствами информационно - коммуникативных технологий;
- будет раскрыт педагогический потенциал информационно - коммуникативных технологий в развитии информационной культуры старшеклассников при изучении географии;
- будет изучено состояние сформированности информационной культуры старшеклассников;
- будет разработана методика развития информационной культуры «Повышение уровня информационной культуры старшеклассников при изучении географии средствами информационно-коммуникативных технологий».
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты уровней развития информационной культуры старшеклассников и применения информационных технологий на уроках географии
2. Изучить сущностно-содержательную характеристику понятия «информационная культура».
3. Изучить педагогический потенциал информационно-коммуникативных технологий в развитии информационной культуры старшеклассников при изучении географии
4. Изучить состояние сформированности информационной культуры старшеклассников.
5. Разработать и апробировать элективный курс "Повышение качества знаний учащихся на уроках географии с помощью использования информационно-коммуникативных технологий".
7. Проанализировать и описать результаты опытно-экспериментальной работы по развитию информационной культуры старшеклассников при изучении географии средствами информационно-коммуникативных технологий.
Методологическую основу исследования составили:
философские представления о современном информационном обществе, теория информатизации образования, тория педагогических систем и педагогических технологий, работы, посвященные вопросам теории, методологии и практике обучения. В своей исследовательской деятельности мы также опирались на фундаментальные положения диалектики и теории познания, имеющие отношение к обучению и воспитанию молодежи (М.С.Каган, Н.Ф.Талызиной и др.); объективные законы развития педагогических знаний и принципы познания: единство логического и исторического, целостность и взаимосвязь педагогических процессов; принцип диалектического единства общего и особенного в педагогических исследованиях; взаимосвязь теории и практики в процессе научного познания.
Теоретическим фундаментом исследования явились достижения отечественной педагогики и психологии, относящиеся к исследуемой проблеме и изложенные в трудах В.И.Андреева, Ю.К.Бабанского, Л.С.Выготского, Б.С.Гершунского, В.Т.Кудрявцева, А.Н.Леонтьева, И.П.Подласого, В.А.Сластенина, В.Д.Шадрикова.
Базой исследования явились Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 177» Ново- Савиновского района г. Казани.
Методы исследования. Для достижения цели диссертационного исследования применен общенаучный метод-эксперимент.
Научная новизна исследования. В ходе проведенного исследования изучен уровень сформированности информационной культуры старшеклассников при изучении географии. Разработана методика элективного курса «Повышение качества знаний учащихся на уроках географии с помощью использования информационно-коммуникативных технологий» и проведена экспериментальная работа по развитию уровня информационной культуры старшеклассников при изучении географии средствами информационно-коммуникативных технологий.
Практическая значимость работы заключается в том, что благодаря разработке и апробации элективного курса «Повышение качества знаний учащихся на уроках географии с помощью использования информационнокоммуникативных технологий» повысился уровень информационной культуры старшеклассников при изучении географии.
Структура и объем работы. Диссертация изложена на 93 страницах машинописного текста, состоит из введения, 2 глав, выводов, списка литературы. Работа иллюстрирована 4 диаграммами и имеет 2 приложения.
Проблема внедрения новых информационных технологий в учебный процесс является актуальной и значимой в современной школе. Анализ содержания нормативных документов о развитии системы Российского образования показывает, что в настоящее время информатизация сферы образования является одним из основных направлений. Использование новых информационных технологий позволяет субъектам образовательного процесса работать с информационными ресурсами на качественно новом уровне.
До недавнего времени школа могла обеспечить доступ в информационным ресурсам на традиционных носителях информации - учебники, справочную и художественную литературу, периодические издания, аудио и видеозаписи и т.п. Компьютерные и телекоммуникационные технологии значительно расширяют информационное пространство, создавая новую высококачественную и высокотехнологичную информационно-образовательную среду, которая дает всем субъектам образовательной деятельности - учащимся, педагогам - возможность доступа к большим объемам информации, хранящихся в базах и банках данных на серверах сети Интернет, на компакт-дисках.
Современным школьникам необходимы знания, умения и навыки работы с новыми информационными технологиями. Освоение новых информационных технологий является наиболее актуальным для учеников старших классов, так как эти технологии являются средством, инструментом получения информации в различных областях знаний.
Исследование уровня информационной культуры старшеклассников при изучении географии проводилось в 10-х классах МБОУ «Лицей 177» Ново-Савиновского района г. Казани. Было сформировано две группы учащихся - экспериментальная и контрольная.
На констатирующем этапе экспериментальной работы была проведена диагностика уровня информационной культуры учащихся по анкете разработанной на основе ряда методик Н.И. Гендина. Данная методика служит для выявления уровня информационной культуры.
На следующем этапе в экспериментальной группе была апробирована программа элективного курса по географии «Повышение качества знаний учащихся на уроках географии с помощью использования информационнокоммуникативных технологий». Категория обучающихся: учащиеся 10 классов. Курс ориентирован на внеурочную деятельность обучающихся по географии с использованием ИКТ. Он расширяет базовый курс по географии и информационным технологиям, является практико- и предметноориентированным и дает обучающимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами информатики, проверить свои способности позволяет повысить уровень сформированности информационной культуры старшеклассников, так как каждое внеурочное занятие в рамках данного элективного курса проходит с использованием информационных технологий.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших УУД в области географии и информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Содержание курса представляет самостоятельный модуль, который состоит из теоретических и практических занятий. Теоретическая часть проводится во внеурочное время в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка обучающимися материалов по каждой теме курса. Практической частью служат мероприятия, проведенные также во внеурочное время в рамках школьных мероприятий. Данная программа элективного курса рассчитана на 22 часа.
Цель: повышение качества знаний учащихся на уроках географии с помощью использования информационно-коммуникативных технологий.
Результаты повторной диагностики показали, что в экспериментальной группе уровень информационной культуры повысился по всем представленным компетенциям:
«Обучающая» повысился на 11 %;
«Тренажеры» повысился на 17,7 %;
«Информационно-поисковые» повысился на 3,4 %;
«Демонстрационные» понизился на 10,9 %;
«Имитационные» повысился на 11,7 %;
«Лабораторные» повысился на 13,4 %;
«Моделирующие » повысился на 25 %;
«Расчетные» повысился на 21,5%;
«Учебно-игровые» повысился на 13,9 %
Основной задачей нашей экспериментальной работы было повышение уровня информационной культуры старшеклассников по менее популярным, но не менее востребованным классификациям. Таким как: «Имитационная», «Учебно-игровая», «Моделирующая», «Расчетная», «Лабораторная». Данные классификации информационно-коммуникативных технологий в средних общеобразовательных учреждениях используются редко, поэтому выпускники при трудоустройстве на работу имеют трудности в работе с данными технологиями. Наша основная цель-это выпускники, владеющие высокой информационной культурой его проявления.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что апробированная программа элективного курса по географии «Повышение уровня информационной культуры старшеклассников при изучении географии средствами информационно-коммуникативных технологий» способствовала формированию информационной культуры старшеклассников. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования доказана.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garantru/70291362/#friends (дата обращения 19.11.2018г.).
1. География : учебник / О.В. Шульгина, А.Е. Козаренко, Д.Н. Самусенко. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 313 с.
2. Максаковский В.П. География 10 класс. Просвещение. Москва. Линия учебников: Академический школьный учебник «Полярная звезда».
2015. - 398с.
3. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов географических специальностей высших педагогических учебных заведений и учителей географии / Под ред. Л.М, Панчешниковой. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1997. - 320 с.
4. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. B.C. Кукушкина, Серия «Педагогическое образование». - Ростов-на-Дону: Изд. Центр «Март», 2002.160 с.
5. Современный урок географии: Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2000 ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 3). — 63 с.
6. Современный урок географии Часть 2: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения / Ред. - сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2001 ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 5). — 43 с.
7. Современный урок географии. Часть 3: Методические разработки уроков в 10 классе/ Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Школа-пресс, 2002 ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 6). — 71 с.
8. Современный урок географии. Часть 4: Методические разработки уроков географии в 9 классе: Деловые игры / Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Школа-пресс, 2002 ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 7). — 50 с.
9. Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология / Э,Б. Алаев. - М.: «Мысль», 1977. - 199 с.
10. Баранский, Н.Н., Методика преподавания экономической географии: Пособие для учителей / Н.Н.Баранский. - М.: Просвещение, 1990. - 347 с.
11. Берлянт А.М. Образ пространства: карта и информация / А.М. Берлянт. - М., 1986. - с. 17.
12. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М.: -Высшая школа, 2001- 181 с.
13. Гайсин И.Т. Преемственность экологического воспитания: Монография. -К.: КГПУ, 1999.-204 с.
14. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с.
15. Дзенис З.В. Методология и методика социально-географических исследований. Рига, 1980. С. 3-92.
16. Журкина А.Я. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах / А.Я. Журкина. - Кемерово, 1996. - 149 с.
17. Золотова С.И. "Практикум по Access", Финансы и статистика, Москва, 2001- 71 с.
18. Коринская, В. А. Формирование понятий при изучении курса географии материков. / В.А. Коринская. М., 1979. — 152 с.
19. Максаковский, В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов./В.П. Максаковский М.:Владос, 1998. — 416с.
20. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 1988. —83 с.
21. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе / А.В. Миронов. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 223 с.
22. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2008. - 256 с.
23. Саушкин Ю.Г. История и методология географической науки. М. : Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1976. 423 с.
24. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 352 с.
Книга трех авторов
25. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом "Генжер", 2004. - 151 с.
Тезисы/статья из сборника научных трудов
26. Винокурова Н.Ф. Культурно-экологический подход в модернизации
географического образования: теоретико-методологические основы и
методика реализации / Н.Ф. Винокурова // Теория и методика обучения географии: история и современные направления развития: Сб. материалов межвузовской НПК 29-30 октября 2004. - СПб.: Изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. С.60-62.
27. Хабибуллин Р.Х. Проблемы современного школьного
географического образования: краев, науч.-практ. конф. «Проблемы
современного школьного геогр. образования»/Р.Х. Хабибуллин// Г еография в шк.- 2003.- №8. -С. 77-78.
28. Исаченко А.Г. Развитие географических идей / А.Г. Исаченко. - М., 1971. - С. 34-35.
29. Камерилова, Г.С. Моделирование системы географических понятий на основе принципа многозначной смысловой контекстности /Г.С. Камерилова // География в школе 2003.- № 9. - С.36-39
30. Лисеев И.К. Особенности и специфика экологического образования эпохи высоких технологий // Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий. М. : Канон+, 2014. С. 5-21.
31. Машбиц Я.Г. Парадигма целостной географии: кризис или перегруппировка сил? // Новое мышление в географии. М., 1991. С. 14-25.
32. Особенности организации работы с географическими картами в школе //Вестник Удмуртского университета. Серия 6: Биология. Науки о Земле, Вып. 11, 2006, С. 86-97.
33. Родоман Б.Б. Уроки географии / Б.Б. Родоман // Вопросы философии. - 1990. - № 4. - С. 36-47.
34. Салангина, Н.Я. Применение внеурочной деятельности в совершенствовании подготовки учителей / Н.Я. Салангина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2011. - №2. - С. 50-53.
35. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования (Москва, 2001). Приложение к газете "Первое сентября": Управление школой - №30-31 - С. 42-43.
36. Уколова Е.В., Гененко И.А. Формирование географического мышления при культурологическом подходе // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 7. - С. 31-32.
37. Нагаев Л.В. Педагогические условия освоения новых информационных технологий учащимися общеобразовательных школ: дис. ... канд. пед наук. - Спб., 2003. - 146 с.
38. Попова М.В. Взаимодействие информационных и педагогических технологий в формировании информационной культуры старшеклассников. дис. ... канд. пед наук. 2006. - 83 с.
39. Бекетова С.И. Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении естесственно-географических дисциплин: автореферат дис. ...кан. Пед. наук: 13.00.01/С.И. Бекетова; науч. рук. И.Т. Гайсин; ТГГПУ. - - Казань, 2008. -23с.
40. Даль В. Толковый словарь, М.: Сов. Энциклопедия.
2015.- 632с.
41. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост, Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2005. - 720 с.
42. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М Бим-Бад; Редколл.: ММ. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глобова и др. - М.:Большая Российская энциклопедия, 2003, - 528 с,
43. География. 7 класс. Мой тренажёр. Рабочая тетрадь (к учебнику Алексеева). М. : Просвещение, 2019. - 89с.
44. Николина В. В., Королева А. А., Кучинова Н. В. География. Поурочные разработки. 7 класс (Полярная звезда). М.: Просвещение, 2018.87с.
45. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. URL http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps235135 (дата обращения 12.01.2019).
46. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: кйр://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 15.09.2018).
47. Концепция развития географического образования [Электронный ресурс].ШЬ: ttps://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa832 50 (дата обращения 16.03.2019).
48. Горячев А.В. Программа «Информатика и ИКТ (информационные и
коммуникационные технологии)» [Электронный ресурс]. URL:
http://school2100.com/uroki/elementary/inform.php. (дата обращения
11.02.2019) .
49. Пегов А.А., Пьяных Е.Г. Использование современных
информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе (Краткий курс лекций) [Электронный ресурс]. URL: https://www.tspu.edu.ru/images/faculties/fmf/files/UMK/lek.pdf. (дата
обращения 11.02.2019).
50. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. URL: https://megabook.ru/(дата обращения 15.09.2018).