Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Работа №36623

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы150
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
641
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ
ТРЕНИНГА............................................................................................................10
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевого понятия
исследования «самостоятельность»…………………………………………….10
1.2 Возрастные особенности проявления самостоятельности у подростков...28
1.3 Воспитательный потенциал тренинга в формировании самостоятельности
у подростков……………………………………………………………………...35
Выводы по главе 1……………………………………………………………….48
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГА……………………………………………………50
2.1 Изучение исходного уровня сформированности самостоятельности у
подростков………………………………………………………………………..50
2.2 Программа тренинга по формированию самостоятельности у
подростков………………………………………………………………………..63
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
самостоятельности у подростков средствами тренинга………………………74
Выводы по главе 2……………………………………………………………….85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….91
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью
воспитания активной, самостоятельной, высоконравственной личности,
готовой нести ответственность за свою деятельность, чувствующей
потребность в самообразовании и самовоспитании.
В период перестройки во всех сферах жизнедеятельности общества
проявляется тенденция ориентации на первоочередное решение
общечеловеческих проблем, повышение роли нравственных принципов в
регулировании межличностных отношений. Раскрытие индивидуальности
каждой личности, переход от управления к саморегуляции деятельности и
поведения являются необходимыми предпосылками гуманизации
общественных отношений. Демократизация и гуманизация общества создают
благоприятные условия для самореализации личности, воспитания
самостоятельности, самоутверждения в полезной деятельности, отвечающей
её потребностям, интересам, склонностям, способностям.
Однако психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что
в результате нарушения принципа демократизации школьной жизни,
авторитарного стиля педагогического руководства, недостаточного учета
возрастных особенностей, интересов учащихся в учебно-воспитательном
процессе у части подростков стали проявляться пассивность, иждивенчество,
стремление к самоутверждению в неформальных объединениях,
«самостоятельность» в нигилистическом отрицании требований взрослых,
нарушении дисциплины, общественного порядка, формирование
потребительского отношения к жизни. Такие упущения в воспитательной
работе школы объясняются как социальными факторами, так и
недостаточной разработанностью проблемы формирования
самостоятельности в науке [9].
Сегодня в нашей стране чрезвычайно остро стоит проблема воспитания
школьников, так как всевозможные негативные ситуации в обществе
отрицательно влияют на подрастающее поколение. Всё чаще звучат темы4
наркомании, преступности в подростковой среде. Одна из причин,
объясняющих возникновение и распространение негативных явлений,
отсутствие или слабая выраженность такого свойства личности как
самостоятельность.
Несмотря на достаточно большое количество психологопедагогических исследований, остаётся открытым вопрос о развитии
самостоятельности как интегрального свойства личности, проявляющегося
во всех видах человеческой деятельности. Стремление найти себя в обществе
заставляет подростка «примерять маски», «играть роли», которые ему может
быть совсем не свойственны. Причинами этого являются: недостаточное
внимание со стороны взрослых, дефицит общения или чрезмерная опека.
Немногие подростки обладают достаточным уровнем самостоятельности,
объясняется это и тем, что ученик не несёт ответственности за процесс
образования. Поэтому необходимо найти пути, позволяющие в условиях
учебно-воспитательного процесса вывести учащихся на новый уровень
притязаний, связанный с проявлением самостоятельности во всех видах
общественной и личной деятельности [12].
Многие годы феномену «самостоятельность» уделялось внимание при
изучении таких вопросов как организация самостоятельной работы,
самостоятельность в познавательной деятельности и т.д. Особенно
интенсивно занимались исследованием вопросов самостоятельной работы и
развития активной познавательной деятельности учащихся на уроке в 60-70
годы 20 века.
Организация познавательной деятельности, активизация процесса
учения, развитие познавательных интересов исследовались в работах Л.И.
Божович [9], П.Я. Гальперина [15], М.А. Данилова [13], Б.П. Есипова [19],
А.Н. Леонтьева [46], И.Я. Лернера [47], М.И. Махмутова [49], П.И.
Пидкасистого [54], М.Н. Скаткина [80], Г.И. Щукиной [92] и др. При этом,
самостоятельная работа понималась не только как усвоение системы знаний,
выработка навыков и умений.5
П.И. Пидкасистый подчёркивал, что учащиеся должны, прежде всего,
развивать свои творческие способности [54].
В ряде исследовательских работ (М.А. Данилов [13], П.И. Пидкасистый
[54]) рассматривались различия понятий «познавательная
самостоятельность» и «познавательная активность». Познавательная
самостоятельность характеризовалась, прежде всего, через усвоение
учащимися самого пути познания, т.е. способа творческой деятельности.
Познавательная активность была направлена на усвоение знаний, их
закрепление и воспроизведение. Но при этом самостоятельность и
активность тесно взаимосвязаны, так как активность предполагает
определённый уровень самостоятельности мысли, а самостоятельное
действие, в свою очередь, «начинается с возникновения желания проявить
свою активность. Оно продолжается при наличии достаточно сильных
и стойких внутренних побуждений и сходит на нет, когда иссякают
внутренние движущие силы» [19].
Исследовались: роль самостоятельной работы учащихся в повышении
познавательной активности и самостоятельности школьников (А.Г.
Казакова); использование индивидуализации процесса обучения как средства
развития познавательной активности и самостоятельности учащихся (Г.А.
Данилочкина [18], A.A. Кирсанов [26], Ж.А. Зайцева [26]); влияние учебных
задач на развитие познавательной самостоятельности (М.А. Данилов [13]);
различные формы организации процесса обучения для стимулирования
познавательной самостоятельности учащихся (М.А.Фёдорова [87], С.С.
Бакулевская [7] и др.).
Самостоятельность как интегральное личностное образование,
являющееся фактором развития личности, способной выступать как субъект
деятельности, общения, своего внутреннего мира, позиции, субъект
жизнедеятельности в целом, раскрывается работах Н.В. Бочкиной [12], И.
Молнар [51], В.Н. Мясищева [27], Л.М. Пименовой [55], Л.А. Ростовецкой
[73].6
Исследователями рассматривались уровни сформированности
самостоятельности (Н.В. Бочкина [12], И.Я. Лернер [47] и др.); функции
этого качества (Н.В. Бочкина[12], В.В. Сериков [79]).
Психологические основы самостоятельности представлены в работах
В.В. Давыдова [13], А.Н. Леонтьева [46], А.В. Петровского [53], С.Л.
Рубинштейна [61], А.И. Щербакова [91] и др.
В современных теориях обучения проблема формирования
самостоятельности учащихся рассматривается: в зависимости от
особенностей мотивации (Л.С. Коновалец [39], Э.Д. Телегин [84]), в
зависимости от психологических особенностей личности (Н.Д. Левитов [45]),
в зависимости от успешности деятельности (В.А. Крутецкий [36], В.И.
Селиванов [77]), в зависимости от условий, путей и средств самостоятельной
познавательной деятельности учащихся ( П.И. Пидкасистый [54], А.В. Усова
[86]).
Тем не менее, несмотря на многочисленные исследования, вопросы
формирования самостоятельности у подростков остаются недостаточно
изученными. В основном имеющиеся исследования посвящены изучению
понятия самостоятельности с различных позиций.
Необходимость создания программ формирования самостоятельности у
подростков очевидна. Современная школа должна помочь каждому ученику
в определении себя как ответственной, свободной в своем творческом
выборе, активной и инициативной личности. Это вызывает необходимость
изучения и разработки средств повышения эффективности учебновоспитательной работы по формированию самостоятельности у подростков.
Одним из таких средств на наш взгляд, является тренинг. Вопросы влияния
тренингов на личность рассматривались в работах Г.С. Абрамовой [1], А.А.
Вербицкого [14], Н.И. Козлова [33], Е.В. Коротаева [41], В.И. Леви [45], А.С.
Прутченкова [58] и др.
Исходя из сказанного, следует констатировать имеющееся
противоречие между значимостью формирования самостоятельности у7
подростков с одной стороны для их успешной социализации и с другой
стороны недостаточным использованием в практике учебных заведений
тренингов, направленных на формирование самостоятельности у подростков.
Таким образом, актуальность вышеизложенной проблемы,
недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили
сформулировать следующую тему исследования: «Тренинг как способ
формирования самостоятельности у подростков».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить содержание, формы и методы формирования самостоятельности у
подростков с использованием тренинга.
Объект исследования: процесс формирования самостоятельности у
подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы как способа
формирования самостоятельности у подростков с использованием тренинга.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что
процесс формирования самостоятельности у подростков будет эффективным,
если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику понятия
«самостоятельность»;
- учитывать возрастные особенности проявления самостоятельности у
подростков;
- разработать и реализовать программу тренинга по формированию
самостоятельности у подростков «Самостоятельность: шаг за шагом».
Исходя из цели исследования, выявим задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевого
понятия исследования «самостоятельность».
2. Изучить возрастные особенности проявления самостоятельности у
подростков.
3. Выявить воспитательный потенциал тренинга в формировании
самостоятельности у подростков.8
4. Апробировать и экспериментальным путем проверить эффективность
использования в образовательно-воспитательном процессе программы
«Самостоятельность: шаг за шагом», направленной на формирование
самостоятельности у подростков.
Методологической и теоретической основой исследования являются
философско-социологические представления о влиянии социальной среды и
воспитания на становление индивидуальности человека (A.A. Бодалёв, П.Е.
Кряжев, Б.Ф. Ломов, A.B. Мудрик, Б.Д. Парыгин, А.Г. Спиркин и др.);
исследования развития личности в разные возрастные периоды (И.С. Кон,
A.A. Реан, Д.И. Фельдштейн и др.); психолого-педагогические положения о
самостоятельности личности как интегративной характеристики,
представляющей собой высокий уровень саморегуляции личности (Н.В.
Бочкина, И. Молнар, Л.A. Ростовецкая и др.).
Нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования, сравнение, обобщение, классификация;
- эмпирические: формирующий эксперимент, тестирование;
- качественные и количественные методы обработки данных.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ
состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по
проблеме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и
база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального
исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась
проверка гипотезы исследования, апробировалась программа тренинга по
формированию самостоятельности у подростков «Самостоятельность: шаг за
шагом».9
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и
обработка результатов исследования, формировались теоретические и
экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование
проводилось на базе МБУ «Центр психолого-педагогической помощи детям
и молодежи «Логос» муниципального образования «Лениногорский
муниципальный район» республики Татарстан. В эксперименте приняли
участие учащиеся 8 «А» и 8 «Б» классов, 45 человек в возрасте 13-14 лет.
Научная новизна: в исследовании разработана и доказана
эффективность тренинговой программы «Самостоятельность: шаг за шагом»,
направленной на формирование самостоятельности у подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
результаты исследования могут использоваться классными руководителями
для формирования самостоятельности учащихся, для диагностики этого
показателя и выявления его уровня у подростков; психологами для
подготовки развивающих программ по формированию самостоятельности,
лидерских качеств.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы позволяет
констатировать тот факт, что феноменом самостоятельности рассматривался
многими исследователями. Проведенная работа позволила нам сделать
следующие выводы:
1. Анализ философской и психолого-педагогической литературы
позволяет резюмировать, что основными характеристиками
самостоятельности являются:
- умение поставить цель, достижение ее без посторонней помощи и
подсказки;
- наличие лидерских качеств;
- сформированные организаторские и коммуникативные способности;
- принятие решений с учетом обстановки и условий;
- уверенность в возможности и правильности способа достижения
цели;
- проявление ответственности, инициативности, активности.
2. Самостоятельность выражается в способности и умении без
постоянного руководства и практической помощи извне, ставить перед собой
цели и добиваться их достижения (в т.ч. в нестандартных ситуациях)
собственными силами социально и морально приемлемыми способами.
Самостоятельность включает в себя следующие структурные компоненты:
мотивационно-целевой; функциональный; ценностно-смысловой.
Критериями самостоятельности ребенка являются: умение сформулировать
свою цель и обосновать необходимость её достижения; независимость
деятельности, поведения от постоянного руководства и посторонней помощи
извне; социальная и моральная приемлемость цели деятельности и способов
её достижения.
Показатель самостоятельности – регулярность проявления ее критериев
(всегда, иногда, никогда) позволяет определять уровень самостоятельности
(высокий, средний или низкий).88
3. Самостоятельность подростка относительна. Так как мы оперируем
критериями «зрелой» самостоятельности, а у подростка она выражена
неявно, часто мимикрирует под другие качества или обнаруживается только
частично.
Анализ понимания «самостоятельности» у подростков выявил, что
педагогами самостоятельность понимается как «самостоятельность в учебной
деятельности», которая в педагогическом сознании не связана с социальной
самостоятельностью, трактуемой педагогами как «своеволие»,
«вседозволенность». И такая трансляция понимания самостоятельности
затрудняет проявления инициативы, свободы выбора деятельности у
подростков, так как трансляция «свободы» дается в положительном значении
«разрешенной бездеятельности». В свою очередь, подростки понимают
свободу как противопоставление ответственности. Педагоги понимают
ответственность как «обязанность», «ощущение вины за деяние», поэтому у
подростков свобода ассоциируется с детством, легкомыслием, что вступает в
противоречие с чувством взрослости, стремлением к самостоятельности,
инициативности, ответственности.
4. Мы определили понятие тренинг – это форма специально
организованного общения, психологическое воздействие которого основано
на активных методах групповой работы. В ходе тренинга значительно
эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются
коммуникативные навыки. Тренинг позволяет участникам сознательно
пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные
проблемы. Как правило, в ходе тренинга у большинства из них происходит
переосмысление или смена внутренних установок. Участники пополняют
свои психологические знания, у них появляется определенный опыт
позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом.
Также нами были рассмотрены принципы организации тренинговой работы с
подростками, правила групповой работы, формы и роли тренера в
проведении тренинга.89
5. Констатирующий эксперимент показал, что уровень
сформированности самостоятельности у подростков очень низкий, среди
качеств самостоятельности выделились такие качества, как инициативный
(2,5), целеустремленный (2), решительный (2), настойчивый (2,31).
Подростки экспериментальной группы наиболее важным качеством
считают инициативность, при этом, например, такие качества, как воля,
надежность, предпочитается подростками меньше всего. До эксперимента у
подростков преобладает низкий уровень коммуникативных и
организаторских склонностей. При чем низкий уровень коммуникативных
склонностей преобладает над организаторскими склонностями, что для
нашего экспериментального исследования является значимым.
6. На основании анализа литературы мы посчитали, что наиболее
эффективным средством формирования самостоятельности является
тренинг, который мы решили разработать, основываясь на различные теории
тренинговых работ, на собственный опыт и обеспечить его эффективную
работу.
7. После проведения формирующего эксперимента в
экспериментальной группе подростков в уровнях коммуникативных и
организаторских склонностей произошли существенные изменения. В
частности, выявился очень высокий уровень коммуникативных и
организаторских склонностей и составил 20% и 28% соответственно, тогда
как до эксперимента этот уровень отсутствовал совсем.
А среди предложенных качеств самостоятельности у подростков
экспериментальной группы после эксперимента в наибольшей степени
выражены следующие качества – активность (2,41), инициативность (2,41),
творчество (2,41), целеустремленность (2,46), уверенность в себе (2,6),
настойчивость (2,7), сильная воля (2,55).
Наиболее значимым качеством самостоятельности подростки
экспериментальной группы после эксперимента считают наличие
инициативности, творчество, настойчивость. В целом, можно сказать, что90
после эксперимента в экспериментальной группе подростков диапазон
выраженности качеств самостоятельности значительно расширился, это
говорит о достаточной эффективности программы тренинга по
формированию самостоятельности у подростков.
У испытуемых экспериментальной группы в уровнях
сформированности самостоятельности произошли существенные изменения.
Высокий уровень сформированности самостоятельности составил 32%,
средний уровень – 40%, низкий уровень – 28%.
Преобладающим в экспериментальной группе подростков после
эксперимента является средний уровень.
В контрольной группе значительных изменений не произошло, это мы
связываем с тем, что процесс формирования самостоятельности у подростков
данного класса осуществляется не целенаправленно и стихийно.
8. В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена
гипотеза, основанная на предположении о том, что процесс формирования
самостоятельности у подростков будет эффективным при использовании
тренинга. Эти данные подтверждены методами математической обработки
данных, в частности, t-критерием Стьюдента.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что тренинг является
эффективным средством формирования самостоятельности у подростков.


Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. –
Екатеринбург: Ферт, 1999. – 256 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А.
Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 335 с.
3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического
процесса / Ш.А. Амонашвили. – Минск: Верфь, 1990. – 559 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.:
Аспект Пресс, 2006. – 363 с.
5. Анн Л. Психологический тренинг с подростками / Л. Анн. – СПб.:
Питер, 2003. – 215 с.
6. Аристотель О душе / Аристотель. – М.: Соцэкиз, 1937. – 58 с.
7. Бакулевская С.С. Становление интеллектуально-творческой
деятельности старшеклассников в процессе решения эвристических
задач: дис. … канд. пед. наук / С. С Бакулевская. – Волгоград, 2001. –
25 с.
8. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Социально-психологический
тренинг как форма обучения общению / Н.Н. Богомолова, Л.А.
Петровская. – Прага: ВСТ, 1981. – 248 с.
9. Бодалев А.А. Личность и общение : избр.тр. / А.А. Бодалев. – М.:
Педагогика, 1983. – 271 с.
10.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.
Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
11.Большакова В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры /
В.Ю. Большакова. – Спб.: Социально-психологический центр, 1996. –
380 с.
12.Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и
системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов
н/Д.: Феникс, 1999. – 560 с.92
13.Бочкина Н.В. Самостоятельность личности школьника / Н.В. Бочкина.
– Л.: РГПУ, 1991. – 86 с.
14.Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный
подход / А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.
15.Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка /
П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. – 1969. - № 1. – С. 15-26.
16.Давыдов В.В. Воспитание у школьников самостоятельности и
творческой активности в процессе обучения / В.В. Давыдов, М.А.
Данилов // Педагогика. – 1999. – № 8. – С. 33-42
17.Дахно Н.Г. Формирование опыта самостоятельной деятельности
подростков в развивающей среде загородного детского
оздоровительного центра: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Г. Дахно.
– Кострома, 2005. – 32 с.
18.Данилочкина Г.А. Индивидуализация обучения как средство развития
познавательной самостоятельности учащихся: автореф. дис. …
канд.пед.наук. / Г.А. Данилочкина – М., 1973. – 207 с.
19.Дистервег Ф.А. В. Избранные педагогические сочинения / Ф.А.В.
Дистервег. – М.: Учпедгиз, 1956. – 374 с.
20.Дмитриева Ю.Н. Психологические основы самостоятельности как
свойства личности / Ю.Н. Дмитриева // Ученые записки ЛГПИ им. А.И.
Герцена. – Л., 1964. – Т. 254. – С. 141-158
21.Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьника / И.В.
Дубровина. – М.: Сфера, 1999. – 85 с.
22.Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение /
Ю.Н. Емельянов. – Л.: ЛГУ, 1985. – 166 с.
23.Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов.
– М.: Просвещение, 1961. – 239 с.
24.Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е.
Жураковский. – М.: Учпедгиз., 1955. – 368 с.93
25.Зимняя И.А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / И.А.
Зимняя. – М.: Логос, 2005. – 384 с.
26.Иванова М.Н. Педагогическое общение в современной школе как
условие развития самостоятельности подростков: дис. … канд. пед.
наук / М.Н. Иванова. – СПб., 2005.
27.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. –
512 с.
28.Исаева Т.Е. Формирование самостоятельности как интегрального
качества личности подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.Е.
Исаева. – Ростов н/Д., 1990.
29.Квинтилиан Марк Фабий. 12 книг риторических наставлений / Марк
Фабий Квинтилиан; пер. с латин. А. Никольского. – СПб., 1834.
30.Кирсанов А.А. Развитие творческой активности личности в
педагогическом процессе / А.А. Кирсанов, Ж.А. Зайцева. – Казань:
Отечество, 1995 – 103 с.
31.Ковалев А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – М.: Просвещение,
1970. – 391 с.
32.Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и
сред. пед. учеб. Заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. –
М.: Academia, 2005. – 173 c.
33.Козлов Н.И. Обзор современных видов и форм тренинговой
деятельности в России / Н.И. Козлов // Социально-гуманитарные
знания. – 2010. - № 4. – С. 299-307.
34.Колчанова Л.С. Воспитание самостоятельности у младших школьников
в физкультурно-оздоровительной деятельности: дис. … канд. пед. наук
/ Л.С. Колчанова. – Кострома, 2005.
35.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А.
Коменский. Т. 1. – М.: Педагогика, 1982. – 656 с.
36.Кон И.С. Психология самостоятельности / И.С.Кон. – М.:
Просвещение, 1992. – С. 268-27494
37.Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М:
Политиздат, 1984. – 335 с.
38.Кон И.С. Какими они себя видят / И.С. Кон. – М.: Знание, 1975. – 96 с.
39.Коновалец Л.С. Познавательная самостоятельность учащихся в
условиях компьютерного обучения / Л.С. Коновалец // Педагогика. –
1999. - №2. – С. 27-32.
40.Кононко Е.Л. Я сам / Е.Л. Кононко. – Киев: Радянська школа, 1983. –
96 c.
41.Коротаева Е.В. Организация взаимодействия в образовательном
процессе школы / Е.В. Коротаева. – М.: Национальный книжный центр,
2016. – 192 с.
42.Кроль В.М. Психология и педагогика: учеб. пособие / В.М. Кроль. –
М.: Высшая школа, 2001. – 319 с.
43.Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: кн.
для учителей и кл. рук. / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1976. –
303 с.
44.Кузовкова К.П. Формирование общественно направленной
самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста: учеб.
пособие для спецкурсов / К.П. Кузовкова. – Пермь: ПГПИ, 1975. – 57 с.
45.Левитов Н.Д. Способности и интересы / Н.Д. Левитов. – М.: АПН
РСФСР, 1962. – 306 с.
46.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. –
М.: Академия, 2005. – 410 с.
47.Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. –
М.: Знание, 1980. – 96 с.
48.Маковский А.Н. Досократики / А.Н.Маковский. – Казань, 1999. – 71с.
49.Махмутов М.И. Развитие познавательной активности и
самостоятельности учащихся на основе связи обучения с жизнью /
М.И. Махмутов. – Казань: Таткнигоиздат, 1965. – 48 с.95
50.Менумеров В.А. Педагогические условия воспитания творческой
самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе:
дис. … канд. пед. наук / В.А. Менумеров. – Кострома, 2002.
51.Молнар И. Некоторые особенности самостоятельности подростков:
дис. … канд. пед. Наук / И. Молнар. – Л., 1965. – 30 с.
52.Монтессори М. История дошкольной педагогики / М. Монтессори. –
М.: Просвещение, 1989. – 405 с.
53.Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому
воспитанию в Домах ребенка / М. Монтессори. – М.: Тип. Госснаба,
1993. – 168 c.
54.Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Гардарики,
2005. – 200 с.
55.Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. /
сост. B.C. Мухина. – М.: AcademiA, 2000. – 452 с.
56.Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания / А.Г.
Мысливченко. – М.: Мысль, 1972. – 190 с.
57.Невзорова А.В. Воспитание самостоятельности школьников в учебной
деятельности : дис. … канд. пед. наук / А.В. Невзорова. – Архангельск,
2005.
58.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Учебник. Кн. 2. Психология
образования / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2015. – 496 с.
59.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Л.Ф.
Обухова. – М.: Сфера, 2001. – 442 с.
60.Осницкий А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и
диагностики / А.К. Осницкий. – М.- Нальчик: Эль-Фа, 1996. – 126 с.
61.Педагогика: учебник для студ. средних пед. учеб. заведений / В.А.
Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Сфера, 2008. – 576 с.96

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ