Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка программы образовательных путешествий как средства формирования субъектности обучающихся 5-6 классов

Работа №66676

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы116
Год сдачи2020
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
286
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические основы формирования субъектности обучающихся
5-6 классов в образовательных путешествиях 11
1.1. Субъектность как категория, критерии субъектности 11
1.2. Способы формирования субъектности в младшем подростковом
возрасте
1.3. Обоснование актуальности образовательных
путешествий в контексте формирования субъектности у младших подростков 29
Выводы по главе I
Глава II. Практическая реализация программы образовательных
путешествий
2.1. Характеристика экспериментальной базы
2.2. Реализация программы образовательных путешествий 42
2.3. Методические рекомендации и разработки для применения программы образовательных путешествий 70
Выводы по главе II 77
Заключение
Библиография
Приложения


Переход обучающихся с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования считается одним из самых сложных в жизни школьника. Как показывают психолого-педагогические исследования, в этот период у ребенка возникает чувство взрослости, возрастает значение сверстников, все большее значение приобретает стремление к определению своих познавательных интересов. Обучающийся пытается «выработать свою авторскую позицию, спроектировать собственное авторское действие и получить продукт этого действия» [22, C. 29].
Желание стать похожими на взрослых стимулирует у школьников младшего подросткового возраста стремление к самостоятельной учебной и практической деятельности, причем данное стремление зачастую выходит за рамки стандартной учебной программы и требует задействования ресурсов открытой образовательной среды.
Ведущей деятельностью в младшем подростковом возрасте становится общение со сверстниками. В ходе данной деятельности «у подростков оформляется свое видение жизни и тех отношений, которые могут выстраиваться между людьми в целом» [34, С. 352].
Все вышеперечисленные процессы неразрывно связаны с формированием у обучающихся таких субъектных качеств, как активность (К.А.Абульханова), способность к выбору и ответственности за него (К.А.Абульханова, В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев), осознание собственной уникальности (С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, Л.А.Анцыферова,
А.К.Осницкий), понимание и принятие другого человека (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), саморазвитие (К.А.Абульханова) и, конечно, способность к рефлексии (В.А.Лекторский).
Неслучайно в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее - ФГОС) основного общего образования особое внимание уделено достижению таких
личностных результатов, как «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов» [23, С. 5].
Кроме того, немаловажно, что личностные результаты подразумевают «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности» [23, С. 6].
О важности формирования субъектных качеств школьника говорится в положениях ФГОС, посвященных метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. В частности, эти результаты «должны отражать умение самостоятельно определять цели своего обучения, мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том 5
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач» [23,С. 6].
С точки зрения способности к рефлексии особо важны такие метапредметные результаты, как владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
В настоящее время психологами и педагогами разработан и реализован ряд практик, направленных на формирование и развитие субъектности у школьников младшего подросткового возраста. Это, в частности, комплексная программа психологической поддержки субъектного потенциала младшего подростка (Н.М.Скрипник), психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников (О.В.Леонова), развитие проектной и исследовательской деятельности как условие развития личности, её мировоззрения и творческих способностей (А.С.Обухов). Немаловажны педагогические практики по созданию внутри школы вариативной среды, подразумевающей различные модели учебного плана, включающего обширный блок внеурочной деятельности (МБОУ СОШ № 14 Пермского края). Необходимо также упомянуть опыт создания предметных лабораторий как особым образом организованное учебное пространство, где каждый школьник может выбрать интересующую его тему и погрузиться в предметную область (МАОУ СШО № 4 Пермского края).
Как показано выше, большинство практик осуществляется в институциональной среде, недостаточно привлекая ресурсы открытой образовательной среды, заметно редуцируя возможности эмпирического опыта и субъект-субъектных отношений участников педагогического процесса. При этом не акцентируется внимание на создании атмосферы рефлексии пройденного обучающимся образовательного пути и результатов реализации конкретных проектов, поскольку в большинстве практик не используются возможности тьюторского сопровождения как основы для выработки субъектных качеств обучающихся: активности, способности к рефлексии как средству самопознания, свободы выбора и ответственности за него, осознания собственной уникальности, понимания и принятия другого, саморазвития.
Анализ специальной литературы, посвященной вопросам формирования и развития субъектности, показывает, что в отношении школьников младшего подросткового возраста мало используется технология образовательных путешествий, которая является средством тьюторского сопровождения школьников младшего подросткового возраста, которое позволяет преобразовывать окружающую среду в среду развития личности, помогает ребенку научиться
проектировать свою образовательную программу.
Образовательные путешествия дают возможность сочетать индивидуальную, групповую и коллективную деятельности в ситуации многозадачности, неопределенности и постоянно меняющейся среды.
Немаловажно, что образовательные путешествия представляют собой гибкую тьюторскую технологию, позволяющую применять различные форматы, отличающиеся по месту проведения, возрастному составу групп, глубине проникновения в материал исследования, уровню рефлексивного восприятия произведенных действий. Приобретение эмпирического опыта младшим подростком предполагает, что школьники осуществляют не одно, а несколько образовательных путешествий, что дает им возможность максимально использовать потенциал открытого образовательного пространства в поисках «самости», всестороннего удовлетворения своего познавательного интереса, формирования компетенций на пути к самореализации и самоактуализации, осуществления промежуточной рефлексии и своевременной корректировки индивидуального маршрута.
Вышеприведенный анализ ситуации показывает, что существует противоречие между острой необходимостью формирования субъектных качеств у школьников младшего подросткового возраста (5-6 класс) и нехваткой программ и образовательных технологий, способствующих развитию субъектности обучающихся.
Проблемой является потребность в инновационных программах, нацеленных на формирование субъектности обучающихся младшего подросткового возраста.
Данные противоречия обусловили выбор темы проектной работы - «Разработка программы образовательных путешествий как средства формирования субъектности обучающихся 5-6 классов»
Проектной идеей является то, что образовательные путешествия могут быть одним из эффективных средств формирования у младших подростков субъектности, при условии, что в данном процессе целенаправленно участвует специалист, обладающий тьюторской компетентностью и работающий над определением образовательного запроса, построением индивидуального образовательного маршрута, организующий рефлексию происходящих событий. Вышеперечисленные действия тьютора, как представляется, помогают ребенку встать в субъектную позицию в пространстве образовательного путешествия.
Теоретическими основаниями проектной идеи являются:
- принципы деятельностного подхода в обучении, опирающиеся на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина,
А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна;
- субъектный подход в образовательной деятельности, предполагающий взгляд на ребенка как на целостную функциональную систему в ситуации неопределенности, незаданности, способного не только адаптироваться к социальным условиями, но и преодолевать их, осуществляя целенаправленное самотворение в ходе саморазвития - К.А.Абульханова, Л.В.Алексеева, А.В.Брушлинский, Е.Ю.Коржова;
- интенсивное формирования субъектных свойств личности в подростковом возрасте - Г.А. Цукерман, Д.А. Леонтьев и др.;
- субъектная позиция школьников по отношения к учебной деятельности в разных возрастных периодах - ГА.Цукерман, Ю.В.Зарецкий Ю.В., О.В.Русакова, К.Ю.Ануфриюк;
- диагностика способностей и формирование
исследовательского поведения, предметно-педагогические условия, способствующих исследовательской компетентности - А.И.Савенков, В.И.Слободчиков, А.Н.Поддъяков, А.В.Леонтович, А.С.Обухов;
- формирование субъектной позиции в учебной научно-исследовательской деятельности - А.В.Леонтович, А.С.Обухов, А.Н.Поддьяков., А.И.Савенков, Б.А.Киселев;
- методика выявления познавательного интереса
обучающихся, педагогическое сопровождение индивидуального прогресса обучающихся, индивидуальная образовательная траектория как средство достижения личностных результатов и достижения компетентности - Ковалева Т.М., Дудчик С.В., Исакова О.А., Прасолова О.А., Сизинцева Е.П., Трясцина Т.М.;
- образовательные путешествия как педагогический метод в образовании - Т.М.Ковалева, Н.В.Рыбалкина, Е.Н.Коробкова, Л.В.Ванюшкина, Г.М.Беспалова, Л.Ю.Мойсенко, А.В.Мойсенко, Ю.С.Самохин, С.В.Милехина, Н.В.Фирсова, Ю.В.Солдатенко, Кузьмичева Т.Ю.
Предметом проектирования является программа образовательных путешествий обучающихся младшего подросткового возраста
Цель проектной работы: разработка и апробация программы образовательных путешествий обучающихся младшего подросткового возраста.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи проектной работы:
1. Проанализировать существующие способы
формирования субъектности школьников младшего подросткового возраста;
2. Обосновать актуальность образовательных путешествий как способа формирования субъектности обучающихся младшего подросткового возраста;
3. Разработать программу образовательных путешествий для обучающихся младшего подросткового возраста;
4. Апробировать программу на базе ГБОУ Школа № 1205;
5. Обобщить результаты апробации программы образовательных путешествий для обучающихся младшего подросткового возраста в методические рекомендации по ее применению.
Результатом проекта должны стать:
1. Программа образовательных путешествий для обучающихся младшего подросткового возраста (каталог путешествий, концепция с диагностическим аппаратом, тематическая структура занятий, а также сценарии с корректировкой по результатам реализации).
2. Методические рекомендации по итогу реализованной программы (цель и целевая аудитория, общие рекомендации, типичные ошибки, требования к педагогу, реализующему программу).
Данная работа в своей логике проходит следующие этапы проектирования:
1. Обнаружение и доказательство наличия проблемы образовательных программ, нацеленных на формирование субъектности обучающихся младшего подросткового возраста;
2. Установление научного основания проблемы формирования субъектности обучающихся младшего подросткового возраста и ее обоснование;
3. Рассмотрение различных практик как культурных способов развития школьников младшего подросткового возраста и формирования у них субъектности;
4. Выбор формы работы - образовательные путешествия;
5. Рассмотрение характеристик экспериментальной базы для учёта условий при реализации программы образовательных путешествий обучающихся младшего подросткового возраста;
6. Описание последовательности системы, уточнение содержания каждого занятия;
7. Описание результатов и результативности программы образовательных путешествий обучающихся младшего подросткового возраста;
8. Составление методических рекомендаций для дальнейшего применения программы образовательных путешествий обучающихся младшего подросткового возраст


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе на основании анализа специальных психолого-педагогических исследований было выявлено, что проблема формирования субъектности влияет на развитие обучающихся, особенно на таком сложном этапе, как переход с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования.
Вместе с тем, существует противоречие между необходимостью формирования субъектных качеств у школьников младшего подросткового возраста (5-6 класс) и дефицитом программ и образовательных технологий, способствующих вышеуказанным процессам.
В теоретической части проектной работы были проанализированы существующие подходы к понятию субъектности как категории, конкретизированы критерии субъектности. Кроме того, был проведен анализ ряда существующих способов формирования субъектности в младшем подростковом возрасте.
Теоретический анализ показал, что субъектность, по мнению ученых, проявляется прежде всего в творческой активности, деятельностном подходе, саморегуляции, стремлении управлять своей деятельностью и выступать ее автором.
Субъектность как особое качество личности направлена на личностное развитие, приобретение эмпирического опыта и авторской позиции. В соответствии с анализом специальных работ, к критериям субъектности можно отнести активность, способность к рефлексии, выбору и  уникальности, понимание и принятие другого, саморазвитие.
Анализ исследований показал, что в настоящее время практики формирования и развития субъектных качеств осуществляются как в школьном (программы психологической поддержки, специальные психологические тренинги, предметные лаборатории, проекты создания тьюторской среды в образовательной организации), так и в открытом образовательном пространстве (исследовательская деятельность, проект «Город открытий» программы «Точка варения», «Юные исследователи Сарова»).
Данные проекты и программы, востребованные образовательными организациями, в ряде случаев редуцируют возможности самостоятельной деятельности ребенка. К сожалению, недостаточно используется тьюторское сопровождение, в результате чего не уделяется должного внимания процессам индивидуализации обучающегося.
Анализ технологии образовательных путешествий показал, что она позволяет преобразовывать окружающую среду в среду развития личности, дает возможность приобретения новых смыслов и приращения собственного образа новыми знаниями.
Диагностика субъектности выявила, что обучающиеся экспериментальной и контрольной групп по критериям субъектности в основном находятся на низком или среднем уровне. Диагностика также зафиксировала значимые для будущих участников образовательных путешествий области интересов: туризм, кино, техника, биология, география, история, познание, общение.
Проведенные индивидуальные и групповые тьюториалы позволили составить программу образовательных путешествий, определиться с видом продукта, который участники предполагали презентовать на итоговом тьюториале.
Этап выездной практики позволил обучающимся получить ответы на свои вопросы в ходе индивидуальной и групповой работы, сделать рефлексию ее результатов и приступить к подготовке отчета по продукту своей деятельности.
В ходе проведения итогово-рефлексивного этапа участники написали эссе, в которых поделились своими впечатлениями о своей деятельности в образовательных путешествиях, планах на будущий учебный год с точки зрения личностного поиска.
Завершающий тьюториал содержал представление индивидуальных и групповых проектов участников, устную рефлексию по программе образовательных путешествий, которая зафиксировала усиление интереса к данному виду практики в открытом образовательном пространстве.
Итоговая диагностика контрольной и экспериментальной групп выявила, что показатели контрольной группы практически не изменились, в то время как показатели экспериментальной группы значительно улучшились практически по всем критериям субъектности.
По итогам реализации проекта были составлены методические рекомендации и разработки для дальнейшего применения программы образовательных путешествий.
В рекомендациях было обращено внимание на актуальность тьюторского сопровождения участников, важность групповой работы при соблюдении принципа личностного развития каждого, необходимость периодической индивидуальной и групповой рефлексии, проявления обучающимися активности в своем стремлении к личностному росту.
В заключение необходимо отметить, что по итогам реализации проекта появилось основание того, что разработанная программа образовательных путешествий может быть актуальна к применению в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в семейных клубах, государственных и негосударственных учреждениях досуга и спорта.



1. Абульханова, К.А. Принцип субъекта в отечественной психо
логии / К.А. Абульханова // Психология. Журнал Высшей
школы экономики. - 2005. - Т. 2, №4. - С. 3-21.
2. Абульханова, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова. - М. Мысль, 1991. - 158 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции
С.Л.Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы к 100-летию со дня рождения. М., С. 10-61.
4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. 88 с.
5. Анфыцерова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2-е испр. и доп. изд., 2006.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968. - 464 с.
7. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. - М.: Изд-во Институт практической психологии; Воронеж: НПО Модэк, 1996. 392 с.
8. Волкова Е.Н., диссертация «Субъектность педагога: теория и практика», М. 1998.
9. Вылегжанина И.А. Организация образовательного выбора пятиклассников в рамках предметных лабораторий / И.А.Вылегжанина // Альманах тьюторских практик и технологий - Тверь. - 2016. - № 1, 219 с.
10. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
11. Зенина С.Н. Тьюторское сопровождение обучающихся 5-х классов в условиях ФГОС основной школы /С.Н.Зенина // Альманах тьюторских практик и технологий - Тверь. - 2016. - № 1, 219 с.
12. Ковалева Т.М. Образовательные путешествия как
педагогическая технология современного учителя
/Т.М.Ковалева //Преподаватель XXI ВЕК. - 2014. - № 4. - С. 172.
13. Ковалёва Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» : лекции 1-4. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 56 с.
14. Ковалёва Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» : лекции 5-8. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 64 с.
15. Коробкова Е.Н. Образовательное путешествие как педагогический метод// Дисс. - СПб, 2014. - 268 с.
16. Леонова О.В. Становление субъектности в возрастных нормативных и образовательных кризисах /Е.В.Леонова // - Калуга, 2018. - 394 с.
17. Леонтьев Д.А., журнал «Эпистемология & философия науки, 2010, Т. XXV, № 3.
18. Мойсенко А.В., Мойсенко Л.Ю., Воейкова У.В. Публичный отчет ГБОУ ЦО № 734 «Школа самоопределения» за 2014-2015 учебнй год. Команда 6-х классов / Мойсенко А.В., Мойсенко Л.Ю., Воейкова У.В. - М., 2015. - 36 с.
19. Обухов А.С. Киселев Б.А. Развитие субъектной позиции учащегося в условиях учебно¬исследовательской деятельности /А.С.Обухов, Б.А.Киселев // Преподаватель XXI век. - 2010. - № 2. - с. 179-188.
20. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопросы психологии. - № 1., 1996. с. 5 - 20.
21. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности - Ростов н/Д.: Феникс, 1993. 428 с.
22. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста /К.Н. Поливанова //Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 20-32.
23. Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
24. Розин В.М. Философия субъективности. - М.: АПКиППРО, 2011. 380 с.
25. Рябикина, З.И. Личность как субъект бытия и события: психологический аспект анализа / З.И. Рябикина // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. - М. Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - С. 5-22.
26. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб., 2012.
27. Рыбалкина Н.В. Технология тьюторского сопровождения образовательного туризма//Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник 1996-2005. Томск, 2005.
28. Сафин В.Ф. К проблеме самоопределения личности и ее активности // Вопросы самоопределения личности и ее активности. Уфа, 1985. С.3-31.
29. Скрипник Н.М. Развитие субъектности младших подростковв условиях поддерживающей образовательной среды на этапе перехода в среднюю школу /Н.М.Скрипник // Дисс. - Пятигорск, 2014. - 219 с.
30. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа- Пресс, 1995. - 384 с.
31. Слободчиков, В.И. Деятельность как антропологическая категория (о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности) / В.И. Слободчиков // Вопросы философии. - 2001. - № 3. - С. 48-57.
32. Теров А. А. Индивидуализаия, тьюторская деятельность и реализация федеральных образовательных стандартов // Бизнес. Образование. Право. 2013. № 1 (22). с. 117-121.
33. Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности /Г.А.Цукерма, А.Л.Венгер. - М., 2015. - 430 с.
34. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. М.,1989. /Д.Б.Эльконин // - М. 1989, 450 с.
Электронные ресурсы
35. Бережнова Е.В. Университетская лекция и ее роль в повышении качества магистерских диссертаций [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2015. №1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/universitetskaya-lektsiya-i-ee-rol-v-povyshenii- kachestva-magisterskih-dissertatsiy (дата обращения: 05.09.2015).
36. Беспалова Т.М. Тьюторское сопровождение школьника. https://thetutor.ru/biblioteka/tyutorstvo-v- osnovnoj-shkole/tyutorskoe-soprovozhdenie-shkolnika/(дата обращения - 30.10.2019).
37. Ковалёва, Т.М. Антропологический взгляд на современную дидактику: принцип индивидуализации и проблема субъективности [Электронный ресурс] // СОВЕТ РЕКТОРОВ. 2013. №5. с. 53-55. URL: http://elibrary. ru/item .asp?id=22138223 (дата обращения 20.01.2016).
38. Ковалева Т.М. Проблема субъективности в современной дидактике [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн 2012. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1730.htm(дата обращения 20.01.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ