Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №36546

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4408
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы развития памяти у младших школьников 7
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «память» в
психолого-педагогической литературе 7
1.2. Возрастные особенности процесса развития памяти младших
школьников 17
1.3. Дидактическая игра как средство развития памяти младших школьников
22
Выводы к 1 главе 30
Глава 2. Педагогическое обеспечение развития памяти младших школьников
32
2.1. Исследование уровня развития памяти у младших школьников
(констатирующий эксперимент) 32
2.2. Реализация программы развития памяти младших школьников
(формирующий эксперимент) 43
2.3. Анализ и обобщение результатов контрольного
эксперимента 48
Вывод ко 2 главе 57
Заключение 58
Библиографический список 61


Актуальность. Развитие и формирование памяти младших школьников всегда было одним из центральных вопросов, которому посвящено немало трудов по педагогике и психологии. На самом деле, данный аспект важен как для педагогов и психологов, так и для самих детей и их родителей.
Современная школьная программа и различные нововведения, которыми богаты учебно-методические комплексы, предполагают,что дети должны усваивать много новой информации. Особенно этот вопрос актуален для младших школьников. После поступления в школу их важнейшая задача заключается в том, чтобы получать и усваивать требуемую информацию.
Недостаточный уровень развития памяти может привести к низкой успеваемости ребенка и в будущем спровоцировать абсолютное нежелание учиться.
Важно помнить, что память является фундаментом почти всех способностей человека. Память выступает как главное условие формирования привычек, получения знаний и навыков. Память - психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Данные функции являются для памяти ключевыми. У разных людей они развиты индивидуально, различаются по структуре и сходным данным и результатам. У некоторых детей память развита слабее, и поэтому существует проблема ее развития. На сегодняшний день существует множество техник развития памяти и мнемических приемов, однако, дидактическая игра является одним из наиболее оптимальных средств развития памяти, так как использование дидактических игр возможно как на уроке, так и во внеурочной деятельности, их организация не требует специального оборудования и навыков, дидактическая игра отвечает
возрастным особенностям младших школьников, так как является естественным видом деятельности для ребенка.
Анализ источников психолого-педагогической литературы показывает, что уже разрабатывали и применяли дидактические игры для развития памяти младших школьников. Однако рекомендации относятся в основном для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста и полностью не раскрывают специфику использования дидактических игр при организации работы, направленной на развитие памяти младших школьников. Обнаруживается противоречие между необходимостью развития памяти младших школьников посредством дидактических игр и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике начального школьного образования.
Выявленное противоречие позволяет нам сформулировать проблему исследования: каково содержание дидактической игры как средства развития памяти младших школьников?
Объект исследования: процесс развития памяти у младших школьников.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития памяти младших школьников.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке дидактической игры как средства развития памяти младших школьников.
Г ипотеза: процесс развития памяти у младших школьников будет более эффективен, если:
1) опираться на сущностные характеристики памяти
2) учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста
3) изучить значение дидактической игры как средства развития памяти младших школьников
4) разработать и внедрить программу развития памяти младших
школьников с использованием дидактической игры.
Задачи:
1) Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «память»в психолого-педагогической литературе
2) Изучить возрастные особенности развития памяти младших школьников
3) Выявить значение дидактической игры как средства развития памяти младших школьников
4) Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность программы развития памяти с использованием дидактической игры.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение;
- эмпирические: констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование.
- качественные и количественные методы обработки данных.
Методики исследования:
- методика изучения процесса узнавания «Узнай фигуры» (Р.С. Немов);
- методика изучения объема кратковременной зрительной памяти «Запомни рисунки» (Р.С. Немов);
- методика изучения объема кратковременной слуховой памяти «Запомни цифры» (Р.С. Немов);
- методика изучения процесса заучивания «Выучи слова» (Р.С. Немов). Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, подбирались дидактические игры по развитию памяти младших школьников, которые мы заложили в основу программы «Запомнить все!»
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили ученики Бирюлинской СОШ Высокогорского района РТ, в исследовании приняли участие 1 «А» и 1 «Б» классов, в количестве 20 человек.
Научная новизна: в исследовании разработана и доказана эффективность программы «Запомнить все!»», направленной развитие памяти младших школьников.
Практическая значимость заключается в том, что выполнен всесторонний анализ понятия «память», изучены возрастные особенности памяти младших школьников, выявлено значение дидактической игры как средства развития памяти младших школьников. В исследовании апробирована и доказана эффективность программы «Запомнить все!», предполагающей применение различных дидактических игр в процессе проведения уроков. Собранные материалы могут использоваться педагогами начальных школ для развития памяти учащихся.
Структура работы : Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав , включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами было проведено исследование использования игр для развития памяти младших школьников. Под феноменом памяти мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта
Как психическая функция память характеризуется как определенная психическая реальность, в которой продуцируется мнемический результат. Результативная сторона памяти оценивается с точки зрения ее эффективности, в которую входят такие показатели, как качество, надежность и производительность. Под качеством понимается точность запоминания и воспроизведения воспринятой информации. Надежность характеризует прочность запоминания, быстрое и точное воспроизведение информации без искажения. В показатели производительности памяти входят количество запоминаемого и воспроизводимого материала, т. е. объем памяти
Память как познавательный процесс включает в себя комплекс мнемических действий и операций, с помощью которых она функционирует. Это процессы запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения и забывания. Существуют различные виды памяти: по характеру психической активности - двигательная и эмоциональная память, образная и словесно-логическая память; по характеру целей познавательной деятельности - непроизвольная и произвольная память; по продолжительности сохранения и запоминания информации - кратковременная и долговременная, оперативная и промежуточная память.
В младшем школьном возрасте память активно развивается, отличается на первых этапах непроизвольностью и образностью. В дальнейшем в процессе обучения развивается словесно-логическая память, в процессе учения дети овладевают приемами произвольного запоминания и воспроизведения. Для развития памяти необходима целенаправленная, систематическая работа по организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников.
Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством с целью расширения, углубления и закрепления знаний. Дидактическая игра является значимым средством воспитания интеллектуальной активности учащихся. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой учебный материал.
По итогам проведенной диагностики выявлено, что у большинства детей память сформирована на среднем и низком уровнях. Особенно низкие показатели имеют процессы узнавания и запоминания, более высокие показатели получены при диагностике объема кратковременной зрительной памяти.
Полученные результаты показывают, что процессы памяти у младших школьников сформированы недостаточно, у большинства детей память образная, непроизвольная. У детей не сформированы приемы логического запоминания. Объект их кратковременной памяти ограничен, особенно слуховой памяти.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что в изучаемой группе необходимо проводить коррекционную работу по развитию памяти. Дидактические игры проводились нами на различных уроках. нами были проведены различные дидактические игры на развитие зрительной и слуховой памяти у младших школьников, всего 15 игр.
По итогам проведенной контрольной диагностики выявлено, что у большинства детей память сформирована на среднем уровне. Повысились показатели узнавания и запоминания, кратковременной зрительной и слуховой памяти. Проведенная коррекционно-развивающая работа с использованием дидактических игр была эффективной.


1. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / под ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. - М.: Прогресс, 2014. - 528 с.
2. Байзулинова, Г.Х. Мнемотехника в учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО / Г.Х. Байзулинова // Ступень в педагогическую науку. - М., 2017. - С. 32-35.
3. Битянова, М.Р. Организация психологической службы школы / М.Р. Битянова. - М.: Литера, 2015. - 360 с.
4. Брагина, С.Б. Программа креативных занятий по развитию памяти и изучению русского языка / С.Б. Брагина // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 38. - С. 16-20.
5. Букреева, А.А. Коррекция памяти младших школьников / А.А. Букреева // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - № S2. - С. 121-125.
6. Булыко, А.Н. Современный словарь иностранных слов / А.Н. Булыко. - М.: Мартин, 2015. - 848 с.
7. Венгер, Л.А. Психология развития: Психологический лексикон.
Энциклопедический словарь в шести томах / Л.А. Венгер; ред.-сост. Л.А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2015. - 176 с.
8. Винокурова, С.Н. Развитие памяти у младших школьников на уроках русского языка посредством словарной работы / С.Н. Винокурова, В.П. Марфусалова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017.
- Т. 6. - С. 104-107.
9. Возрастные и индивидуальные различия памяти / под ред. А.А. Смирнова.
- М.: Литера, 2013. - 329 с.
10. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2016.
- 1008 с.
11. Гнездилов, Г.В. Возрастная психология и психология развития: учебное пособие / Г.В. Гнездилов, А.Б. Курдюмов, Е.А. Кокорева; отв. ред. Р.В. Ершова. - М.: Изд-во Современного гуманитарного университета, 2013. - 204 с.
12. Головина, Е.С. Индивидуальные особенности памяти младшего школьника / Е.С. Головина // Молодой ученый. - 2017. - № 10-1 (144). - С. 18-22.
13. Гольева, Г.Ю. Целеполагание психолого-педагогического сопровождения развития памяти детей младшего школьного возраста / Г.Ю. Гольева, Н.А. Суровец // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - Т.
44. - С. 88-94.
14. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В 4-х томах. - Т.4. - М.: Аст, 2014. - 921 с.
15. Долгова, В.И. Взаимосвязь видов памяти и свойств внимания младших школьников / В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская // Культура и образование: от теории к практике. - 2016. - Т. 1. - С. 58-64.
16. Долгова, В.И. Влияние уровня развития памяти на успеваемость младших школьников / В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, О.В. Веселова // Научнометодический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 36-40.
17. Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография / В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, Е.Г. Капитанец. - М.: Перо, 2015. - 200 с.
18. Дурова, Н.В. Развивающие упражнения для подготовки детей к школе / Н.В. Дурова, В.П. Новикова. - М.: Школа-пресс, 2015. - 218 с.
19. Елисеева, В.В. Психологические особенности младшего школьного возраста / В.В. Елисеева, А.А. Филиппова, А.А. Мирошниченко // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2016. - № 4 (9). - С. 352-353.
20. Емельянова, Е.С. Разработка тренажера для диагностики и развития памяти / Е.С. Емельянова, Ж.А. Шепелева, В.В. Ефремов // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - № 4 (10). -
С. 25-26.
21. Ефремов, В.В. Разработка развивающей игры для тренировки памяти и внимания / В.В. Ефремов, Е.А. Игнатенко, Ж.А. Шепелева // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. - Уфа,
2016. - С. 80-82.
22. Ефремова, К.О. Использование дидактических игр как средство развития произвольной памяти / К.О. Ефремова // Организация развития мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: теория и практика. - Киров: Радуга-пресс, 2016. - С. 265-267.
23. Захарюта, Н.В. Память в контексте культурно-исторической концепции психического развития / Н.В. Захарюта // Гуманитарные и социальноэкономические науки. - 2011. - № 4. - С. 76-80.
24. Зимин, О.А. К вопросу о развитии памяти / О.А. Зимин // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2015. - № 18. - С. 39-45.
25. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.
26. Казанцева, В.А. Стихотворение как средство развития памяти младших школьников на уроках литературного чтения / В.А. Казанцева, Н.В. Ежова // Наука и образование: проблемы и стратегии развития. - 2016. - № 1 (2). - С. 55-58.
27. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2012. - 160 с.
28. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2014. - 176 с.
29. Кольберг, Н.А. Память как познавательный процесс у младших школьников при разных видах образовательных программ / Н.А. Кольберг // Молодой ученый. - 2017. - № 2 (136). - С. 597-602.
30. Кравцова, А.А. Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания разного вида материала у детей младшего школьного возраста /
А.А. Кравцова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2013. - Т. 4. № 2. - С. 17-20.
31. Краткий психологический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 320 с.
32. Кузнецова, С.В. Развиваем детскую память / С.В. Кузнецова, Е.А. Терских. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 320 с.
33. Кулеш, Е.В. Приемы мнемотехники как средство развития памяти младшего школьника в насыщенной информационно-образовательной среде / Е.В. Кулеш, Е.М. Авученкова // Психология обучения. - 2014. - № 10. - С. 31-35.
34. Лебедь, Е.В. Программа креативного занятия по развитию памяти у младших школьников «Цифры превращаются» / Е.В. Лебедь // Научнометодический электронный журнал Концепт. - 2014. - Т. 28. - С. 56-61.
35. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2015. - 410 с.
36. Локтева, И.В. Технологии развития памяти и их применение в педагогической практике / И.В. Локтева // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - № 4 (4). - С. 173-175.
37. Ломакина, Д.А. Развитие смысловой памяти у детей младшего школьного возраста / Д.А. Ломакина, Е.А. Маркушевская, В.В. Виноградов // Вестник Волжского института экономики, педагогики и права. - 2016. - № 1. - С. 21
23.
38. Лукоянова, К.В. Память, ее роль и развитие в процессе трудовой деятельности / К.В. Лукоянова // Управление человеческими ресурсами. -
2012. - № 1 (1). - С. 45-50.
39. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2012. - 319 с.
40. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. - М.: МПСИ,
2011. - 287 с.
41. Матюшкин, И.Ю. Как развить хорошую память / И.Ю. Матюшкин. - М.: Литера, 2012. - 168 с.
42. Меньшикова, С.А. Развитие памяти учащихся в личностноориентированном образовании / С.А. Меньшикова, С.В. Сидоров // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2011. - № 19. - С. 56-58.
43. Михайлова, В.С. Развитие слухового вида памяти у первоклассников /
В.С. Михайлова // Научно-методический электронный журнал Концепт. -
2015. - Т. 10. - С. 61-65.
44. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: ЭКСМО-Пресс,
2014. - 352 с.
45. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2014. - 632 с.
46. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 2013. - 944 с.
47. Полтавская, Е.А. Моделирование процессов развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры / Е.А. Полтавская // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - № S2. - С. 61-65.
48. Полянская, Е.Н. Особенности видов памяти детей младшего школьного возраста / Е.Н. Полянская, А.С. Григорьевская // Акмеология. - 2014. - № S3-
4. - С. 137-141.
49. Психокоррекционная и развиваюшая работа с детьми / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Литера, 2014. - 184 с.
50. Развиваем память. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет / сост. С. Г аврина, Н. Кутявина, И. Топоркова, С. Щербинин. - М.: Речь, 2013. - 34 с.
51. Развитие и тренировка памяти. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 147 с.
52. Рзаева, Т.Ш. Развитие и улучшение памяти / Т.Ш. Рзаева // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2013. - Т. 3. - № 2. - С. 460.
53. Рогов, Е.И. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е.И. Рогов. - М.: Речь, 2014. - 480 с.
54. Родионова, А.С. Психолого-педагогические условия развития памяти у детей младшего школьного возраста / А.С. Родионова // Научнометодический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 10. - С. 106-110.
55. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л.
Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 720 с.
56. Савельев, А.Е. Концепции памяти: история развития и современные исследования / А.Е. Савельев // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2012. - № 2 (16). - С. 88-92.
57. Салагор, А.Г. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста / А.Г. Салагор, А.С. Москвина // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 7-6. - С. 106-110.
58. Семенова, Е.А. Особенности развития памяти средствами дидактических игр в младшем школьном возрасте / Е.А. Семенова, Е.В. Сидорина // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 7. № 11. - С. 131-133.
59. Сидоренко, А.В. Особенности психического развития младших школьников / А.В. Сидоренко // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2016. - № 2 (8). - С. 142-144.
60. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2014. - 350 с.
61. Сонько, А.Н. Приемы продуктивного запоминания стихотворений младшими школьниками / А.Н. Сонько, Г.Б. Мардиросова // Путь науки. -
2015. - № 11 (21). - С. 164-166.
62. Справочник по психологии и психотерапии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 2014. - 896 с.
63. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 480 с.
64. Тимошенко, Т.В. Роль памяти в развитии детей / Т.В. Тимошенко, С.Ю. Васильева, Н.А. Алифанова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - № 1 (3). - С. 240-242.
65. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2012. - 368 с.
66. Фахрутдинова, Р.А. Развитие памяти одаренных школьников на младшем этапе обучения (на материале экспериментального исследования) / Р.А. Фахрутдинова, Р.А. Ахмадуллина // Филология и культура. - 2014. - № 3 (37). - С. 288-294.
67. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ / сост. А.А. Кельцева. - М.: Эксмо, 2014. - 787 с.
68. Флейман, В.Д. Музыкальная память: процесс и развитие / В.Д. Флейман. Смоленск, 2014. - 55 с.
69. Чебучева, Е.В. Дидактическая игра как средство развития мнемических характеристик в младшем школьном возрасте / Е.В. Чебучева, Е.В. Качалова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2012. - Т. 3. № 2. - С. 3035.
70. Черемошкина, Л.В. Психология памяти: учеб. пособие / Л.В.
Черемошкина. - М.: Академия, 2014. - 368 с.
71. Чуприкова, Н.И. Память как аккумулятор и носитель психического развития человека / Н.И. Чуприкова // Мир психологии. - 2015. - № 2. - С. 15-22.
72. Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога / В.Б. Шапарь. - М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2015. - 734 с.
73. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2014. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ