ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы развития памяти у младших школьников 7
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «память» в
психолого-педагогической литературе 7
1.2. Возрастные особенности процесса развития памяти младших
школьников 17
1.3. Дидактическая игра как средство развития памяти младших школьников
22
Выводы к 1 главе 30
Глава 2. Педагогическое обеспечение развития памяти младших школьников
32
2.1. Исследование уровня развития памяти у младших школьников
(констатирующий эксперимент) 32
2.2. Реализация программы развития памяти младших школьников
(формирующий эксперимент) 43
2.3. Анализ и обобщение результатов контрольного
эксперимента 48
Вывод ко 2 главе 57
Заключение 58
Библиографический список 61
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы развития памяти у младших школьников 7
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «память» в
психолого-педагогической литературе 7
1.2. Возрастные особенности процесса развития памяти младших
школьников 17
1.3. Дидактическая игра как средство развития памяти младших школьников
22
Выводы к 1 главе 30
Глава 2. Педагогическое обеспечение развития памяти младших школьников
32
2.1. Исследование уровня развития памяти у младших школьников
(констатирующий эксперимент) 32
2.2. Реализация программы развития памяти младших школьников
(формирующий эксперимент) 43
2.3. Анализ и обобщение результатов контрольного
эксперимента 48
Вывод ко 2 главе 57
Заключение 58
Библиографический список 61
Актуальность. Развитие и формирование памяти младших школьников всегда было одним из центральных вопросов, которому посвящено немало трудов по педагогике и психологии. На самом деле, данный аспект важен как для педагогов и психологов, так и для самих детей и их родителей.
Современная школьная программа и различные нововведения, которыми богаты учебно-методические комплексы, предполагают,что дети должны усваивать много новой информации. Особенно этот вопрос актуален для младших школьников. После поступления в школу их важнейшая задача заключается в том, чтобы получать и усваивать требуемую информацию.
Недостаточный уровень развития памяти может привести к низкой успеваемости ребенка и в будущем спровоцировать абсолютное нежелание учиться.
Важно помнить, что память является фундаментом почти всех способностей человека. Память выступает как главное условие формирования привычек, получения знаний и навыков. Память - психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Данные функции являются для памяти ключевыми. У разных людей они развиты индивидуально, различаются по структуре и сходным данным и результатам. У некоторых детей память развита слабее, и поэтому существует проблема ее развития. На сегодняшний день существует множество техник развития памяти и мнемических приемов, однако, дидактическая игра является одним из наиболее оптимальных средств развития памяти, так как использование дидактических игр возможно как на уроке, так и во внеурочной деятельности, их организация не требует специального оборудования и навыков, дидактическая игра отвечает
возрастным особенностям младших школьников, так как является естественным видом деятельности для ребенка.
Анализ источников психолого-педагогической литературы показывает, что уже разрабатывали и применяли дидактические игры для развития памяти младших школьников. Однако рекомендации относятся в основном для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста и полностью не раскрывают специфику использования дидактических игр при организации работы, направленной на развитие памяти младших школьников. Обнаруживается противоречие между необходимостью развития памяти младших школьников посредством дидактических игр и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике начального школьного образования.
Выявленное противоречие позволяет нам сформулировать проблему исследования: каково содержание дидактической игры как средства развития памяти младших школьников?
Объект исследования: процесс развития памяти у младших школьников.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития памяти младших школьников.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке дидактической игры как средства развития памяти младших школьников.
Г ипотеза: процесс развития памяти у младших школьников будет более эффективен, если:
1) опираться на сущностные характеристики памяти
2) учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста
3) изучить значение дидактической игры как средства развития памяти младших школьников
4) разработать и внедрить программу развития памяти младших
школьников с использованием дидактической игры.
Задачи:
1) Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «память»в психолого-педагогической литературе
2) Изучить возрастные особенности развития памяти младших школьников
3) Выявить значение дидактической игры как средства развития памяти младших школьников
4) Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность программы развития памяти с использованием дидактической игры.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение;
- эмпирические: констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование.
- качественные и количественные методы обработки данных.
Методики исследования:
- методика изучения процесса узнавания «Узнай фигуры» (Р.С. Немов);
- методика изучения объема кратковременной зрительной памяти «Запомни рисунки» (Р.С. Немов);
- методика изучения объема кратковременной слуховой памяти «Запомни цифры» (Р.С. Немов);
- методика изучения процесса заучивания «Выучи слова» (Р.С. Немов). Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, подбирались дидактические игры по развитию памяти младших школьников, которые мы заложили в основу программы «Запомнить все!»
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили ученики Бирюлинской СОШ Высокогорского района РТ, в исследовании приняли участие 1 «А» и 1 «Б» классов, в количестве 20 человек.
Научная новизна: в исследовании разработана и доказана эффективность программы «Запомнить все!»», направленной развитие памяти младших школьников.
Практическая значимость заключается в том, что выполнен всесторонний анализ понятия «память», изучены возрастные особенности памяти младших школьников, выявлено значение дидактической игры как средства развития памяти младших школьников. В исследовании апробирована и доказана эффективность программы «Запомнить все!», предполагающей применение различных дидактических игр в процессе проведения уроков. Собранные материалы могут использоваться педагогами начальных школ для развития памяти учащихся.
Структура работы : Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав , включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы .
Современная школьная программа и различные нововведения, которыми богаты учебно-методические комплексы, предполагают,что дети должны усваивать много новой информации. Особенно этот вопрос актуален для младших школьников. После поступления в школу их важнейшая задача заключается в том, чтобы получать и усваивать требуемую информацию.
Недостаточный уровень развития памяти может привести к низкой успеваемости ребенка и в будущем спровоцировать абсолютное нежелание учиться.
Важно помнить, что память является фундаментом почти всех способностей человека. Память выступает как главное условие формирования привычек, получения знаний и навыков. Память - психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Данные функции являются для памяти ключевыми. У разных людей они развиты индивидуально, различаются по структуре и сходным данным и результатам. У некоторых детей память развита слабее, и поэтому существует проблема ее развития. На сегодняшний день существует множество техник развития памяти и мнемических приемов, однако, дидактическая игра является одним из наиболее оптимальных средств развития памяти, так как использование дидактических игр возможно как на уроке, так и во внеурочной деятельности, их организация не требует специального оборудования и навыков, дидактическая игра отвечает
возрастным особенностям младших школьников, так как является естественным видом деятельности для ребенка.
Анализ источников психолого-педагогической литературы показывает, что уже разрабатывали и применяли дидактические игры для развития памяти младших школьников. Однако рекомендации относятся в основном для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста и полностью не раскрывают специфику использования дидактических игр при организации работы, направленной на развитие памяти младших школьников. Обнаруживается противоречие между необходимостью развития памяти младших школьников посредством дидактических игр и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике начального школьного образования.
Выявленное противоречие позволяет нам сформулировать проблему исследования: каково содержание дидактической игры как средства развития памяти младших школьников?
Объект исследования: процесс развития памяти у младших школьников.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития памяти младших школьников.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке дидактической игры как средства развития памяти младших школьников.
Г ипотеза: процесс развития памяти у младших школьников будет более эффективен, если:
1) опираться на сущностные характеристики памяти
2) учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста
3) изучить значение дидактической игры как средства развития памяти младших школьников
4) разработать и внедрить программу развития памяти младших
школьников с использованием дидактической игры.
Задачи:
1) Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «память»в психолого-педагогической литературе
2) Изучить возрастные особенности развития памяти младших школьников
3) Выявить значение дидактической игры как средства развития памяти младших школьников
4) Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность программы развития памяти с использованием дидактической игры.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение;
- эмпирические: констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование.
- качественные и количественные методы обработки данных.
Методики исследования:
- методика изучения процесса узнавания «Узнай фигуры» (Р.С. Немов);
- методика изучения объема кратковременной зрительной памяти «Запомни рисунки» (Р.С. Немов);
- методика изучения объема кратковременной слуховой памяти «Запомни цифры» (Р.С. Немов);
- методика изучения процесса заучивания «Выучи слова» (Р.С. Немов). Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, подбирались дидактические игры по развитию памяти младших школьников, которые мы заложили в основу программы «Запомнить все!»
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили ученики Бирюлинской СОШ Высокогорского района РТ, в исследовании приняли участие 1 «А» и 1 «Б» классов, в количестве 20 человек.
Научная новизна: в исследовании разработана и доказана эффективность программы «Запомнить все!»», направленной развитие памяти младших школьников.
Практическая значимость заключается в том, что выполнен всесторонний анализ понятия «память», изучены возрастные особенности памяти младших школьников, выявлено значение дидактической игры как средства развития памяти младших школьников. В исследовании апробирована и доказана эффективность программы «Запомнить все!», предполагающей применение различных дидактических игр в процессе проведения уроков. Собранные материалы могут использоваться педагогами начальных школ для развития памяти учащихся.
Структура работы : Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав , включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы .
Нами было проведено исследование использования игр для развития памяти младших школьников. Под феноменом памяти мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта
Как психическая функция память характеризуется как определенная психическая реальность, в которой продуцируется мнемический результат. Результативная сторона памяти оценивается с точки зрения ее эффективности, в которую входят такие показатели, как качество, надежность и производительность. Под качеством понимается точность запоминания и воспроизведения воспринятой информации. Надежность характеризует прочность запоминания, быстрое и точное воспроизведение информации без искажения. В показатели производительности памяти входят количество запоминаемого и воспроизводимого материала, т. е. объем памяти
Память как познавательный процесс включает в себя комплекс мнемических действий и операций, с помощью которых она функционирует. Это процессы запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения и забывания. Существуют различные виды памяти: по характеру психической активности - двигательная и эмоциональная память, образная и словесно-логическая память; по характеру целей познавательной деятельности - непроизвольная и произвольная память; по продолжительности сохранения и запоминания информации - кратковременная и долговременная, оперативная и промежуточная память.
В младшем школьном возрасте память активно развивается, отличается на первых этапах непроизвольностью и образностью. В дальнейшем в процессе обучения развивается словесно-логическая память, в процессе учения дети овладевают приемами произвольного запоминания и воспроизведения. Для развития памяти необходима целенаправленная, систематическая работа по организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников.
Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством с целью расширения, углубления и закрепления знаний. Дидактическая игра является значимым средством воспитания интеллектуальной активности учащихся. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой учебный материал.
По итогам проведенной диагностики выявлено, что у большинства детей память сформирована на среднем и низком уровнях. Особенно низкие показатели имеют процессы узнавания и запоминания, более высокие показатели получены при диагностике объема кратковременной зрительной памяти.
Полученные результаты показывают, что процессы памяти у младших школьников сформированы недостаточно, у большинства детей память образная, непроизвольная. У детей не сформированы приемы логического запоминания. Объект их кратковременной памяти ограничен, особенно слуховой памяти.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что в изучаемой группе необходимо проводить коррекционную работу по развитию памяти. Дидактические игры проводились нами на различных уроках. нами были проведены различные дидактические игры на развитие зрительной и слуховой памяти у младших школьников, всего 15 игр.
По итогам проведенной контрольной диагностики выявлено, что у большинства детей память сформирована на среднем уровне. Повысились показатели узнавания и запоминания, кратковременной зрительной и слуховой памяти. Проведенная коррекционно-развивающая работа с использованием дидактических игр была эффективной.
Как психическая функция память характеризуется как определенная психическая реальность, в которой продуцируется мнемический результат. Результативная сторона памяти оценивается с точки зрения ее эффективности, в которую входят такие показатели, как качество, надежность и производительность. Под качеством понимается точность запоминания и воспроизведения воспринятой информации. Надежность характеризует прочность запоминания, быстрое и точное воспроизведение информации без искажения. В показатели производительности памяти входят количество запоминаемого и воспроизводимого материала, т. е. объем памяти
Память как познавательный процесс включает в себя комплекс мнемических действий и операций, с помощью которых она функционирует. Это процессы запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения и забывания. Существуют различные виды памяти: по характеру психической активности - двигательная и эмоциональная память, образная и словесно-логическая память; по характеру целей познавательной деятельности - непроизвольная и произвольная память; по продолжительности сохранения и запоминания информации - кратковременная и долговременная, оперативная и промежуточная память.
В младшем школьном возрасте память активно развивается, отличается на первых этапах непроизвольностью и образностью. В дальнейшем в процессе обучения развивается словесно-логическая память, в процессе учения дети овладевают приемами произвольного запоминания и воспроизведения. Для развития памяти необходима целенаправленная, систематическая работа по организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников.
Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством с целью расширения, углубления и закрепления знаний. Дидактическая игра является значимым средством воспитания интеллектуальной активности учащихся. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой учебный материал.
По итогам проведенной диагностики выявлено, что у большинства детей память сформирована на среднем и низком уровнях. Особенно низкие показатели имеют процессы узнавания и запоминания, более высокие показатели получены при диагностике объема кратковременной зрительной памяти.
Полученные результаты показывают, что процессы памяти у младших школьников сформированы недостаточно, у большинства детей память образная, непроизвольная. У детей не сформированы приемы логического запоминания. Объект их кратковременной памяти ограничен, особенно слуховой памяти.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что в изучаемой группе необходимо проводить коррекционную работу по развитию памяти. Дидактические игры проводились нами на различных уроках. нами были проведены различные дидактические игры на развитие зрительной и слуховой памяти у младших школьников, всего 15 игр.
По итогам проведенной контрольной диагностики выявлено, что у большинства детей память сформирована на среднем уровне. Повысились показатели узнавания и запоминания, кратковременной зрительной и слуховой памяти. Проведенная коррекционно-развивающая работа с использованием дидактических игр была эффективной.



