Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛЕТО-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №36533

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
592
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты стимуляции речевой активности у детей с общим недоразвитием речи 6
1.1. Понятие речевой активности и ее особенности у детей с общим
недоразвитием речи 6
1.2. Методы и средства стимуляции речевой активности у детей с общим
недоразвитием речи 11
1.3. Особенности стимуляции речевой активности с помощью
лего-технологии 16
Выводы по Главе 1 21
Глава II. Эмпирическое исследование уровня речевой активности у детей с общим недоразвитием речи 23
2.1. Организация и содержание исследования уровня речевой активности у
детей с общим недоразвитием речи 23
2.2. Анализ результатов исследования речевой активности детей с общим
недоразвитием речи 30
Выводы по Главе II 44
Глава III. Стимуляция речевой активности с помощью лего-технологии
у детей с общим недоразвитием речи 46
3.1. Проект стимуляции речевой активности у детей с общим недоразвитием
речи с помощью лего-технологии 46
3.2. Анализ эффективности реализации проекта по стимуляции речевой
активности у детей с общим недоразвитием речи 51
Выводы по Главе III 63
Заключение 64
Список литературы 67
Приложения

Актуальность. Речевая активность детей с общим недоразвитием речи имеет свои особенности в сравнении с детьми без речевых нарушений, которые обнаруживаются еще на доречевом уровне, когда у ребенка должны начать формироваться первичные потребности в установлении контакта, у детей с нарушением речи лепет беден, а в некоторых случаях отсутствует вовсе.
Общение детей с общим недоразвитием речи долгое время остается ограниченным, контакт со взрослыми и сверстниками у детей нарушен. Дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в четкой и правильной формулировке мыслей, кроме того, возникают частые паузы в речи, прервать которые можно лишь подсказками или наводящими вопросами. Отмечается большой интервал между словами, ребенок не может дать полноценную информацию, выразить сообщение. Неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного языка, по мнению Л. Ф. Спировой, не позволяет ребёнку в своем развитии пройти все этапы овладения речью, как ребенку с нормальным речевым развитием, в связи с этим речевая активность детей с общим недоразвитием является особо актуальной проблемой [35].
Известно, что речевую активность лучше всего стимулирует игра, которая является ведущей деятельностью дошкольного возраста, а лего- конструирование - это, по большому счету, игра со строительным материалом. Лего-технология является одной из известных и распространенных инновационных технологий развития. В связи с этим, данная технология может применяться и в стимуляции речевой активности детей с общим недоразвитием речи. Исследований с применением данной технологии недостаточно, хотя интерес к ее применению стремительно возрастает. Это обусловлено тем, что технология лего-конструирования способствует значительному повышению мотивации и интереса детей к занятиям.
Анализ литературы по данной проблеме выявил, что материалы по формированию речевой активности у детей с общим недоразвитием речи, исследования эффективности стимуляции речевой активности с помощью лего-технологий немногочисленны и не дают однозначных данных, поэтому эта проблема требует дальнейшего изучения.
Цель исследования: стимулирование речевой активности с помощью лего-технологии.
Объект исследования: речевая активность детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: лего-технология как средство стимуляции речевой активности детей с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что лего-технология позволит повысить эффективность работы над компонентами речевой активности: пониманием речи, лексико-грамматическими категориями, коммуникативными умениями и навыками.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) Изучить особенности речевой активности у детей с общим недоразвитием речи;
3) Разработать способы стимуляции речевой активности с помощью лего-технологии;
4) Реализовать проект по стимуляции речевой активности с помощью лего-технологии и оценить его эффективность.
Методологической базой исследования служат теоретические положения Р.Р. Орлянской, И.А. Зимней, М.Н. Ковалевой, Л.В. Красильниковой, О.В. Сафоновой, Р.М. Львова, Б.Г. Ананьева, Т.В. Королевой.
Методы исследования: теоретический - анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение, эксперимент, статистический (количественная и качественная обработка результатов).
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы воспитателем детского сада, учителем-логопедом, дефектологом, также этот материал может быть полезен для родителей и студентов дефектологических отделений, для понимания эффективности использования лего-технологии в стимуляции речевой активности.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа содержит: введение, 3 главы, 18 таблиц, заключение, список литературы, насчитывающий 48 источников. Общий объем работы составляет 72 страницы машинописного текста.
Апробация результатов: результаты данного исследования были апробированы на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (Казань, 2019 год), на XXIII конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования» (Москва, 2019 год)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день вопрос речевой активности детей с общим недоразвитием речи и возможностей лего-технологии в ее стимуляции является достаточно актуальным. В связи с чем была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме, были рассмотрены подходы различных исследователей, определена специфика использования лего-технологии, изучены особенности речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи, разработан проект по стимуляции речевой активности с помощью лего-технологии, доказавший свою эффективность в формирующем эксперименте.
Анализ литературных данных позволяет сделать вывод о том, что речевая активность - это не только способность высказаться, но и способность воспринимать и понимать речь другого. Это устойчивое свойство личности, обеспечивающее инициативное речевое поведение. У детей с общим недоразвитием речи данный компонент оказывается нарушенным.
На сегодняшний день существует два подхода к стимуляции речевой активности, зависящие, в первую очередь, от понимания данного явления разными авторами: мотивационный и лингвистический. При первом подходе перед педагогом стоит задача формирования интереса к самостоятельным действиям, поскольку основой речевой активности считается мотив к общению, тогда как при втором подходе основным является развитие языковых компетенций, поскольку именно их наличие считается основой речевой активности. ЛЕГО-технология выступает инструментом, позволяющим развивать ребенка во всех сферах, в том числе и в речевой.
При исследовании проявлений речевой активности у детей с ОНР были выявлены следующие особенности: пересказы дошкольников показали недостаточную сформированность речевой функции по параметрам программирования, лексики, речевой активности. Наиболее сохранным остается понимание речи, а остальные компоненты речи в равной степени нарушены. Результаты 37% детей соответствовали среднему уровню пересказа, а 63% показали низкий уровень. При обследовании диалогической речи в среднем на 4 вопроса из 5 дети отвечали одним словом, а на 1 вопрос - словосочетанием. Результаты большинства детей соответствовали среднему уровню сформированности диалогической речи, в то время как были и дети с более низкими результатами. При обследовании монологической речи после предварительной отработки содержания рассказы детей в половине случаев соответствовали изображению, правильное использование грамматических связей, подбор слов, были доступны детям лишь в половине случаев. Результаты большинства детей соответствовали среднему уровню семантического и языкового оформления, однако были и результаты, соответствующие уровням ниже среднего. При обследовании монологической речи без предварительной отработки содержания у детей возникали большие трудности в составлении рассказов как в смысловом, так и в языковом плане без предварительного проговаривания содержания. Результаты большинства детей также соответствовали среднему уровню развития.
После проведения формирующего эксперимента, разделенного на 3 этапа (38 занятий) результаты экспериментальной группы стали опережать результаты контрольной по многим показателям: при пересказе дети экспериментальной группы стали почти в 2 раза чаще использовать фразы, указывающие на понимание текста, использовать свою лексику, правильнее образовывали формы слов, в их речи уменьшились паузы, им требовалось меньше наводящих вопросов и подсказок при пересказе. При обследовании диалогический речи дети экспериментальной группы стали гораздо чаще отвечать на вопросы словосочетаниями и полными предложениями, а не отдельными словами. При обследовании монологической речи после предварительной отработки содержания и без нее рассказы детей экспериментальной группы стали больше соответствовать изображенной ситуации, в их рассказах воспроизводилось большинство смысловых звеньев, гораздо чаще использовались грамматически правильные предложения.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 400 с.
2. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания [Текст]: / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 2001. - 279 с.
3. Валжина, Г.В. Особенности коммуникации детей с ОНР [Текст]: / Г.В. Валжина // Образовательная среда сегодня: теория и практика. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 195-197.
4. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. - СПб.: ДетствоПресс, 2003. - 144 с.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]: / Л.С. Выготский. - Собр. Соч. - М.: Академия, 1982. - 456 с.
6. Гаврилькова, Н.Е. Мотивация речевой активности дошкольников на основе художественной литературы [Текст] / Н.Е. Гаврилькова // Международный студенческий научный вестник. - М., 2017. - С 128134
7. Г аврилушкина, О.П Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения [Текст] / О.П. Гаврилушкина // Молодой ученый. - 2016. - №24. - С. 471-475.
8. Гарина, В.Б. Актуальные проблемы дефектологии [Текст] / В.Б. Гарина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №10. - С. 11-17.
9. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией [Текст] / О.Е. Грибова // Дефектология. - М., 2005. - С. 2329
10. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст]: / И.А. Зимняя. - М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 245 с.
11. Иванова К.Б. Развитие речи детей нетрадиционными методами [Текст] // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. М.: МГПУ, 2017. - №5. - С. 120-128.
12. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
13. Ишмухамедова, Д.Ш К вопросу организации психологопедагогического сопровождения дошкольников с расстройствами аутистического спектра [Текст] /Д.Ш. Ишмухамедова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58. - С. 104107.
14. Ковалева, М.Н. Психологические условия развития речевой активности младших школьников [Текст]: - автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 19. 00. 07 / Ковалева М. Н. - Москва, 2005. - 28 с.
15. Королева, К.Н. Основные направления развития речи детей [Текст]: учеб. пособие для студ. / К.Н. Королева. - М.: Академия, 2017. - 140 с.
16. Королева, Т.В. О сущности речевой активности [Текст] / Т.В. Королева // Дефектология. - М., 2017. - С. 5-15
17. Коршикова, Д.М. Речь и среда [Текст]: / Д.М. Коршикова // Вестник Здоровье населения и среда обитания. - 2017. - С. 43-46.
18. Красильникова, Л.В. Многоуровневая технология развития осознанной речевой активности детей младшего школьного возраста [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Красильникова Л.В. - Нижний Новгород, 2008. - 27 с.
19. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст]: / Р.И. Лалаева. - М.: ЭКСМО, 2004. - 70 с.
20. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды [Текст]: / А.А. Леонтьев. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. - 536 с.
21. Леханова, О.Л. Особенности коммуникативной активности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О.Л. Леханова // Сборник трудов молодых учёных. Отв. За выпуск В.В. Заболтина. - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ. - 2005. - С. 152-163.
22. Лисина, М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет [Текст]: дисс. на соиск. учен. степ. докт. психол. наук.: 13.00.08 / М.И. Лисина.; М., 1974. - 244 с.
23. Орлянская, Р.Р. Педагогические условия развития речевой активности детей раннего возраста в домах ребенка [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / Орлянская Р.Р. - Москва, 2010. - 40 с.
24. Орлянская, P.P. Речевая активность как социально-педагогическая
проблема [Текст] / Р.Р. Орлянская // Проблемы дошкольного детства в исследованиях молодых ученых: Сборник научных статей по
материалам международного форума молодых ученых. - СПб., 2009. - С. 156-163.
25. Орлянская, P.P. Речевая активность детей раннего возраста как фактор их социализации и развития [Текст] / Р.Р. Орлянская // Семья в России. - М., 2009. - С. 54-6
26. Павлова, А.А. Методика выявления особенностей речевого развития на материале русского языка [Текст]: учеб. пособие / А.А. Павлова, Л.А. Шустова. - М.: Дрофа, 2007. - 191 с.
27. Павлова, А.А Речевая активность и активная речь [Текст] / А.А. Павлова // Сборник трудов факультета специальной педагогики и специальной психологии. Т. 2. Международный межвузовский выпуск. М: МШУ, 2015. - С. 44-51.
28. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст]: / Л.А. Парамонова. - М.: Академия, 2002. - 89 с.
29. Перовский, Е.И. Развитие речи дошкольников с ОНР [Текст] / Е.И. Перовский // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2016. - № 4. - С. 256-260.
30. Пиганович, Л.Х. Речевая активность и средства ее активизации [Текст]: / Л.Х. Пиганович. - М.: ЭКСМО, 2016. - 160 с.
31. Пирогова, А.С. Лего-технология в образовании [Текст]: / А.С. Пирогова // Человек и культурно-образовательная среда: сб. науч. работ. - Алтай: Алтайский государственный университет. - 2015. - С. 2248-2251.
32. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст]: - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 445 с.
33. Потапова Л.Е Психология усвоения языка [Текст] // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. М.: МГПУ, 2017. - №5. - С. 53-68.
34. Сафонова, О.В. Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.03 / О.В. Сафонова. - Москва, 2007. - 22 с.
35. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: / Л.Ф. Спирова. - М.: ЭКСМО, 1980. - 164 с.
36. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст]: / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155. - Введ. 2014-01 -01. - М.: Изд-во стандартов, 2001.
38. Филаретова, Г.И. Развитие сенсорной сферы детей [Текст]: пособие для учителей спец. образовательных учреждений / Г.И. Филаретова. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
39. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста[Текст]: практ. Пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 191 с.
40. Фиопатова, А.М. Особенности речи детей с общим недоразвитием речи [Текст] / А.М. Фиопатова //Дефектология. - М., 2017. - С. 107113.
41. Фульга, Р.Т. Общее недоразвитие речи и его проявления в коммуникации [Текст] // Сборник трудов факультета специальной педагогики и специальной психологии. Т. 2. Международный межвузовский выпуск. М: МГПУ, 2015. - С. 52-60.
42. Ястребова, А.В. Активная речь и речевая активность дошкольников с ОНР [Текст] / А.В. Ястребова // Педагогическая культура «Школы практического гуманизма». - М., 2018. - С. 128-134.
43. Active speech and its stimulation [Текст] / F. Galon // Progress in NeuroPsychopharmacology and Biological Psychiatry, 2019. -№ 89. - P. 90-96.
44. Collins W. A. Development during middle childhood: The years from six to twelve [Текст] / W.A/ Collins. - Washington, 1984. - 450 p.
45. Fontan, B. Children's speech development [Текст] / B. Fontan. - New York, 2017. - 63 р.
46. Karlos, B. Bases lmgrnsticas del habla [Текст] / B. Karlos // Defectology, - 2011. - 43 р.
47. Manos, F.A. Estudio del habla infantile [Текст] / F.A. Manos // Communication Disorders Quarterly, - 2015. - 62 р.
48. Treffert, D. A. Extraordinary people [Текст] / D. A. Treffert. - New York, 2006. - 63 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ