Введение 3
Глава 1.Теоретические основы PR в учреждениях культуры и искусства....6
1.1. Основные понятия и подходы в изучении феномена PR 6
1.2. Особенности PR в сфере культуры и искусства 20
Глава 2. PR сопровождение деятельности Гоголь-центр 31
2.1. Гоголь-центр как учреждение культуры и искусства 31
2.2. Приемы PR-деятельности в Гоголь-центр 41
Заключение 58
Библиографический список 60
Актуальность темы. Выстраивание коммуникации как технологии взаимодействия с обществом и способа влияния на общественное мнение очень важно для государственных учреждений культуры и искусства. Успешная деятельность и существование таких организаций напрямую зависит от того, насколько они востребованы и признаны обществом, в частности своей целевой аудиторией, так как все мероприятия, в первую очередь, нацелены на удовлетворение потребностей именно этого сегмента. Так как сфера культуры и искусства довольно специфична, то PR- деятельность как инструмент выстраивания отношений с аудиторией, формирования и поддержание имиджа будет отличаться от известных классических форм и иметь свои особенности. Прежде всего, особенность заключается в том, что некоторые формы PR-деятельности схожи по своей специфике с основными мероприятиями, проводимые теми или иными учреждениями культуры.
PR-сопровождение мероприятий в сфере культуры формирует имидж региона, города, преобразовывают городскую среду. Специальные мероприятия являются важным инструментом привлечения внимания и формирования общественного мнения PR-деятельность в культурной сфере нередко недооцениваются, кроме того, многие инструменты и технологии, используемые на городском уровне, применяются в основном интуитивно, неосознанно и спонтанно, а многие PR-технологии продвижения вовсе игнорируются.
Степень разработанности темы. На сегодняшний день вопросы изучения основ PR-деятельности в сфере культуры и искусства обширно и полно освещены в исследованиях следующих авторов: О.А. Быстрова,Дубицкая О.В., Лисов В.А., Маслова Е.Г. Особенности PR-деятельности некоммерческих организаций представлены работами А.Н.Толкачева Г.Л. Тульчинский. Социальным сетям как инструментам продвижения были посвящены работы С. Е. Жуликова, О. В. Жуликова и др.
Объектом исследования является Государственное бюджетное учреждение культуры «Гоголь-центр».
Предметом исследования является содержание и приемы PR- деятельности ГБУК «Гоголь-центр».
Цель исследования - совершенствование PR-сопровождения деятельности ГБУК «Гоголь-центр».
Данная цель предопределила порядок постановки и решения следующих задач исследования:
1) рассмотреть содержание, виды, функции и специфику PR в сфере культуры и искусства;
2) выявить особенности организации деятельности по связям с общественностью в российских государственных учреждениях культуры и искусства;
3) описать ГБУК «Гоголь-центр» как субъект PR-деятельности;
4) описать PR-мероприятия, реализуемые ГБУК «Гоголь-центр»;
5) выявить технологии связей со СМИ в PR-деятельности ГБУК «Гоголь-центр»;
6) составить перечень рекомендаций по совершенствованию PR- деятельности.
Теоретическая база. Данную основу представляют работы как отечественных, так и зарубежных ученых и специалистов в области культуры, искусства и PR. В исследовательской работе были использованы труды таких авторов как С.Блэк , Т.В Абакина. Особое значение для данного исследования имеют работы Т.В. Козловой «PR-деятельность учреждения культуры: аналитика и планирование PR-кампании» (2006 г.).
Эмпирическая база исследования. В качестве эмпирической основы исследования выступил вторичный анализ данных, представленных в работах авторов отечественных и зарубежных работ.
Методологической базой исследования являются общенаучные методы (синтез, анализ, дедукция), метод теоретического обобщения научных источников, методы научного наблюдения и описания.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
PR - определенные способности по налаживанию коммуникаций, которые направлены формирование и развитие плодотворных и доверительных взаимоотношений между организацией и общественностью, в основе которых лежит достоверная информация. PR — это функция менеджмента, оценивающая отношение общественности, реализует программу действий, направленных на завоевание вниманием общественности и быть ею понятым.
PR в сфере культуры имеет определенные специфические черты, а именно:
1. Учреждения культуры имеют необходимый набор приемов и средств, который требуется для эффективной PR-деятельности, в частности к таковым относятся: материально-техническая база, творческий потенциал и опыт организации мероприятий, работа с целевой аудиторией.
2. Деятельность учреждений культуры в основном связана с некоммерческой деятельностью и обладает высокой социальной значимостью. Следовательно, участие в мероприятиях и специальных акциях, которые были организованы учреждением культуры, выводит деятельность заказчиков PR-программ в социальную среду, углубляя связь с культурой данного общества;
3. Учреждение культуры, которое не пренебрегает инструментами и методами PR становится более привлекательным и интересным для потенциальной целевой аудитории, вовлекая в нее все большее количество потребителей.
4. Необходимо отметить, что используемые приемы PR и их результативность для работы учреждений культуры достаточно сложно оценить и проанализировать, поскольку оно само является непосредственным организатором специальных досуговых мероприятий для населения.
Таким образом, PR является составным элементом работы организаций, в том числе и учреждений культуры.
Что касается театра «Гоголь-центр», то в его организационной структуре имеется отдел про связям с общественностью, который занимается его позиционированием и налаживанием взаимодействия со СМИ и со своей целевой аудиторией. У театра есть свой собственный сайт, зарегистрированные страницы в социальных сетях. Данный вид коммуникации нуждается в усовершенствовании и нами была предложена концепция активности в социальных сетях, которая включает в себя: проведение социальных опросов, прямых эфиров, создание «обратной связи» со своей аудиторией и.т.д. Так же, важной составляющей PR-организации театра является общение со своей аудиторией и поиск новой. Нами был предложен проект «Гоголь в центре», который позволили бы закрепить отношения с имеющейся целевой аудиторией, а так же привлечь потенциально новую.
1. Абанкина Т.В. PR некоммерческой организации: теоретические основы современных PR-технологий и моделей коммуникации. - М.: Дело, 2016. - 200 с.
2. Архангельская А. С., Архангельская И. Б. Социальные сети как площадка для бизнес-коммуникаций // Вестник ННГУ. - 2016. - №42. - С. 186-189.
3. Баранов В. Н. Социальные сети // ТДР. - 2017. - №12. - С. 232-234.
4. Батура Т.В., Мурзин Ф.А., Проскуряков А.В. комплекс для анализа данных из социальных сетей // Программные продукты и системы. - 2015. - №4 (112) - С. 188-197.
5. Блэк С. Паблик рилейшенз. Что это такое?. - М.: Модино пресс; СП АСЭС, 1990. - 240 с.
6. Бондаренко В.А., Азизов В.В. Social media marketing: вопросы актуальности применения // Концепт. - 2014. - № 17. - С. 1-5.
7. Быстрова О.А. Продвижение культурного продукта в системе маркетинга социально-культурной сферы // Аналитика культурологии. - 2017. - № 27. - С. 164-168.
8. Вебер К. С., Пименова А. А. Сравнительный анализ социальных сетей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2014. - №2. - С. 634-636.
9. Воронкин А. С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ // Образовательные технологии и общество. - 2014. - №1. - С. 650671.
10. Ворошилов В.В. Современная пресс-служба. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2015. - 256 с.
11. Грачева Е.С. Интернет и PR-технологии как инновационные ресурсы современного музея // Альманах современной науки и образования. - 2017. - № 11-1. - С. 31-36.
12. Дубицкая О.В., Лисов В.А., Маслова Е.Г. PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика. — М.: ИМИДЖ- Контакт; ИНФРА-М, 2017. - 493 с.
13. Жаркова Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований.- М.: МГУК, 2016. - 112 с.
14. Жуликов С. Е., Жуликова О. В. Современные подходы к анализу социальных сетей // Гаудеамус. - 2017. - № 20. - С. 12-16.
15. Ильин А.С. Теория и практика связей с общественностью. - М.: КНОРУС, 2016. - 208 с.
16. Канал театра «Гоголь-центр» на YouTube: [Электронный ресурс].
URL: https://www.youtube.com/user/gogolcenter (Дата
обращения15.05.2017)
17. Каплунов Д.А. Контент, маркетинг и рок-н-ролл. Книга-муза для покорения клиентов в интренете. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 496 с.
18. Катлип СМ., Сентер А. X., Брум Г. М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М., 2008. - 360 с
19. Т.В. Козлова PR-деятельность учреждения культуры: аналитика и планирование PR-кампании// Справочник руководителя учреждения культуры. - 2007. - 43 с.
20. Колосова О.Ю. Социально-культурные институты: сущность и типология // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 28. - С. 11-16.
21. Котлер Ф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. - М.: Классика-XXI, 2004. - 688 с.
22. Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л. Теория и практика связей с общественностью. - СПб.: Питер, 2018. - 240 с.
23. Крылова Е. В. Использование социальных сетей в PR-деятельности крупнейших издательств России // Вестник СПбГУКИ. - 2017. - №2. - С. 111-113.
24. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 302 с.
25. Маслова В.М. Связи с общественностью в управлении персоналом. - Москва, 2008. - 207 с.
26. Матецкая М.В. Концепция отрасли культуры в научных исследованиях: обзор основных подходов и методик оценки // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2017. - № 2 (14). - С. 128-131.
27. Моисеев В. А. Паблик рилейшнз. Теория и практика. Киев, 2013. - 508 с.
28. Пашаева М.Р. Коммуникационная деятельность учреждений культуры и искусства: результаты исследования // Идеи и идеалы. - 2014. - № 1 (19). - С. 119-126.
29. Почепцов А.В. Паблик релейшинз для профессионалов. - М.: Рефл- бук, 2002. - 500 с.
30. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз или как успешно управлять общественным мнением. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр, 2007. - 105 с.
31. Толкачёв А.Н. Организуя PR своего бизнеса. - М.: Эксмо, 2008. - 176 с.
32. Тульчинский Г.Л. PR в сфере культуры. - СПб.: Лань, 2015. - 499 с.
33. Уткин, Э.А. Управления связями с общественностью. PR. / Э.А. Уткин, В.В. Баядаев, В.М. Баяданова. - М.: ТЕИС, 2005- С. 30-41.
34. Фокин А.И. Время непосредственных посредников (PR и GRтехнологии на службе театрального искусства) // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - 2017. - № 1. - С. 151-191.
35. Хапенков, В. Н. Организация рекламной деятельности / В.Н. Хапенков, О.В. Сагинова, Д.В. Федюнин. - М.: Академия, 2015. - 140 с.
36. Явгильдина З.М., Муртазина Г.Р. Педагогические условия формирования музыкальной культуры молодежи в культурнодосуговых учреждениях малого города // Вестник Казанского технологического университета. - 2018. - № 24. - С. 300310
Электронные ресурсы:
1. Официальный сайт театра «Гоголь-центр» [Электронный ресурс]. URL: https://gogolcenter.com/ (Дата обращения: 13.05.2019).
2. Канал театра «Гоголь-центр» на YouTube: [Электронный ресурс].
URL: https://www.youtube.com/user/gogolcenter (Дата
обращения15.05.2017)
3. Сообщество в социальной сети ВКонтакте театра «Гоголь-центр»
[Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/gogolcenter (Дата
обращения 15.05.2019)
4. Страница театра «Гоголь-центр» в Instagram [Электронный ресурс].
URL: https://www.instagram.com/gogolcenter/ (Дата обращения
14.05.2019)
5. Страница театра «Гоголь-центр» в Facebook : [Электронный ресурс]. URL:https://www.facebook.com/gogolcenter (Дата обращения
15.05.2019)
6. Официальная страница газеты «Белый шум» в Instagram
[Электронный ресурс]. URL:
https://www.mstagram.com/belshum_mag/7hUm (Дата обращения
15.05.2019) .
7. Официальный сайт журнала «Esquire» [Электронный ресурс]. URL: https://esquire.ru/ (Дата обращения 15.05.2019)
8. Официальный сайт Российского кино-ресурса «Кинопоиск»
[Электронный ресурс] URL: https://www.kinopoisk.ru/ (Дата
обращения 14.05.2019)
9. Официальный сайт журнала «Театрал» [Электронный ресурс] URL: http://www.teatral-online.ru/ (Дата обращения 13.05.2019)
10. Официальный сайт издания «Elibrary» [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/title about.asp?id=26729 (Дата обращения 15.05.19)