Введение 3
Глава 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОДВИЖЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 6
1.1. История развития спортивного продвижения в США и России.... 6
1.2. Особенности продвижения спортивных организаций 11
1.3. Основные аспекты управления маркетингом спортивных
организаций 25
Глава 2. СТРАТЕГИИ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КЛУБОВ 44
2.1. Исследование деятельности в сфере продвижения
баскетбольного клуба УНИКС 44
2.2. Рекомендации по продвижению баскетбольного клуба УНИКС 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
Переход российской экономики к рыночной системе оказал и продолжает оказывать влияние на самые различные сферы жизни общества. Спорт, как один из важнейших и наиболее востребованных видов социально- культурной деятельности, в данном случае не стал исключением. Так, в последние годы многие российские профессиональные клубы стараются жить по средствам, делая акцент не только на спортивные достижения, но и на безубыточное существование.
Помимо спонсорских денег, которые составляют основную часть бюджета большинства команд, значительный вклад в их финансовую стабильность вносит доход от взаимодействия с болельщиками. В эту категорию входят средства, полученные с продажи билетов и клубной атрибутики, реализации сезонных абонементов, организации фуд-корта и др. Грамотное руководство спортивной организацией в данном направлении может приносить в клубную казну до 20% от числа бюджета. Зарабатывая самостоятельно, спортивная организация значительно снижает риск потенциального банкротства.
Банкротство - относительно новое для российского профессионального спорта явление, которое в короткие сроки стало значительной угрозой для субъектов индустрии. Банкротство - это неплатежеспособность организации, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная судом или правомерно объявленная должником в соответствии с законодательством . Заявить о своем банкротстве может сама спортивная организация или данную процедуру инициируют ее кредиторы, перед которыми у спортивной организации имеются весомые задолженности .
Без привязки к виду спорта, на сегодняшний день в России единицы профессиональных спортивных организаций стремятся зарабатывать самостоятельно, без оглядки на спонсорские дотации. В целом по стране, особенно в провинциальных городах, работа в данном направлении ведётся консервативно либо не ведётся совсем.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях неплатежеспособности отдельных спортивных профессиональных организаций значение приобретают мероприятия, направленные на стабилизацию их финансового состояния. Актуальность темы подтверждается статистически. За последнее десятилетие более 60 профессиональных клубов России по различным игровым видам спорта были признаны банкротами.
Целью магистерской диссертации является разработка рекомендаций по продвижению спортивной организации на примере баскетбольного клуба УНИКС.
Цель предопределила постановку следующих задач:
1. Изучить концептуальные основы продвижения спортивных организаций;
2. Проанализировать маркетинговую деятельность в сфере продвижения баскетбольного клуба УНИКС;
3. Провести анализ конкурентной среды;
4. Провести SWOT-анализ баскетбольного клуба УНИКС;
5. Разработать практические рекомендации по продвижению баскетбольного клуба УНИКС.
Объектом исследования являются технологии продвижения спортивной организации.
Предметом исследования - деятельность баскетбольного клуба УНИКС в сфере продвижения.
Информационную базу исследования составили учебники и учебные пособия; материалы научных конференций и семинаров, материалы специализированных периодических и интернет-изданий; материалы собственных исследований; нормативно-правовые документы баскетбольного клуба УНИКС.
Научная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что усиление работы в части продвижения спортивной организации - это один из важных факторов, который способен положительно влиять на поддержание финансовой стабильности спортивной организации.
Практическая значимость полученных результатов
Разработка рекомендаций по продвижению спортивной организации в условиях конкурентной среды, которые могут быть использованы руководством баскетбольного клуба УНИКС.
Публикации по теме исследования
1. Ченцов, М.М. Маркетинговый успех БК УНИКС как фактор увеличения популярности баскетбола в республике Татарстан / М.М. Ченцов // Олимпизм: истоки, традиции и современность [Текст]: сб. научных статей Всерос. с международным участием очной н.- пр. конференции (г. Воронеж, 29 ноября 2018 г.) / редкол.: Г. В. Бугаев [и др.]. — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2018 — C. 43-45.
2. Ченцов, М.М. Консервативная маркетинговая политика спортивной организации как причина низкого зрительского интереса / М.М. Ченцов // Медиа и власть: власть медиа? [Текст]: Материалы Международной научно-образовательной конференции (г. Казань, 22-23 марта 2018 г.) / сост. Б.И. Якупов; под ред. Г.В. Морозовой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С. 205-208.
В магистерской диссертации исследована актуальная проблема современного российского спорта, заключающаяся в том, что большинство профессиональных спортивных клубов страны не занимаются своим продвижением самостоятельно и, попутно не дифференцируя источники доходов, балансируют на тонкой грани существования и закрытия.
Целью магистерской диссертации являлась разработка рекомендаций по продвижению спортивной организации на примере баскетбольного клуба УНИКС.
Поставленная цель предполагала разработку в рамках исследования пяти задач. В результате выполнения магистерской диссертации:
1. Изучены концептуальные основы продвижения спортивных организаций;
2. Проведен анализ маркетинговой деятельности в сфере продвижения баскетбольного клуба УНИКС;
3. Проведен анализ конкурентной среды;
4. Проведен SWOT-анализ баскетбольного клуба УНИКС;
На основе первичных и вторичных данных, проанализированных в рамках исследования, выполнена главная задача магистерской диссертации, а именно:
5. Разработаны практические рекомендации по продвижению баскетбольного клуба УНИКС.
Данные рекомендации могут быть использованы руководством БК УНИКС как в полном объёме, так и по отдельности. Предложения могут служить основой для формирования маркетинговой стратегии организации, и её стратегии развития в целом.
Основная цель рекомендаций - предложение профессиональным спортивным клубам различных инструментов и технологий продвижения, при помощи которых данные организации смогут начать работу по диверсификации источников своих доходов, с упором на самостоятельную деятельность.
Стоит отметить, что данные рекомендации применимы и актуальны не только для БК УНИКС, но и для других профессиональных спортивных клубов с учетом особенностей каждой конкретной организации, а также вида спорта, который она представляет.
Таким образом, поставленная цель и задачи магистерской диссертации выполнены в полном объеме.
Автор намерен продолжать исследования в данном направлении, в том числе для дальнейшего трудоустройства в спортивной сфере.
1. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016).
Справочные и архивные материалы
1. Маркетинг. Большой толковый словарь. Под ред. А. П. Панкрухина, 2-е изд., 2010 г.
2. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года // Федеральная служба государственной статистики (Дата обращения 5 июня 2019). Архивировано 26 июля 2018 года.
Монографии и статьи
1. Васин С.М. Природа и сущность понятия эффективности системы управления предприятием / С.М. Васин // Вектор науки ТГУ. 2012. - №4. - С.229- 233.
2. Зозуля, С.Н. Проблемы ресурсного обеспечения развития физической культуры и спорта / С.Н. Зозуля, Е.В. Кузьмичева // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 8. - С. 46-49.
3. Кублин, И.М. Инструменты управления лояльностью пользователей в социальном медиа-маркетинге, их разновидности и фунуции / И.М. Кублин, В.И. Тинякова // Поволжский торгово-экономический журнал. - Саратов, 2013. - № 5(33). - С. 56-62.
4. Курсова Ю.Ю. Определение целевых аудиторий и постановка целей при проведении PR- кампании, 2003. - 65с.
5. Мяконьков, В.Б. Социальная психология маркетинга в спорте: Монография / В.Б. Мяконьков. — СПб.: СПбГАФК, 2001. — 193 с.
6. Туркин С.. Как выгодно быть добрым: Сделайте свой бизнес социально ответственным —381 с.. 2007
Учебники, учебные пособия и материалы
1. Алексеев С.В. Спортивный маркетинг. Правовое регулирование: Учебник для вузов /Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. § 4.6.
2. Бич, Д. Маркетинг спорта: пер. с англ. / Д. Бича, С. Чедвик. - М.: Альпина Паблишер, 2010. - 706 с.
3. Дэвис, М. Эффект Олимпийских Игр. Как спортивный маркетинг создаёт сильные бренды - 2-е издание, исправленное и дополненное: пер. с англ. / М. Дэвис, А. Джон. - М.: ООО «Издательство «Рид Медиа», 2013. - 384 с.
4. Кобулов, Б.А. Исследование систем управления: рабочая программа / Б.А. Кобулов. - М.: МГУТУ, 2012. - 111 с.
5. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. - 14-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - С. 22. - 800 с.
Электронные ресурсы
1. БК УНИКС. Гостинично-спортивный комплекс в Васильево: [Электронный ресурс]. URL: http://unics.ru/about/history/ (Дата обращения
19.12.2018) .
2. БК УНИКС. История: [Электронный ресурс]. URL:
http://unics.ru/about/history/ (Дата обращения 18.12.2018).
3. БК УНИКС. Новости: [Электронный ресурс]. URL:
http://www.unics.ru/news/unics/?id=3811/ (Дата обращения 24.12.2018).
4. БК УНИКС. Спонсоры и партнеры: [Электронный ресурс]. URL: http://www.unics.ru/about/become-a-partner/ (Дата обращения 17.05.2019).
5. Брантов, П. Чемпионат.com. Как дортмундская «Боруссия» ублажает
болельщиков и спонсоров: [Электронный ресурс]. URL:
https://www.championat.com/football/article-3632613-kak-borussiia-rabotaet-s- bolelschikami.html (Дата обращения 01.06.2019).
6. Всероссийский центр исследования общественного мнения. Россия
спортивная: факты и тренды: [Электронный ресурс]. URL:
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1110 (Дата обращения: 05.11.2018).
7. Деловая электронная газета «Бизнес Online». УНИКС обновил сайт впервые за пять лет: [Электронный ресурс]. URL: https://sport.business- gazeta.ru/news/232158 (Дата обращения 04.06.2019).
8. ИКЕА. Благодаря российским покупателям Благотворительный фонд
ИКЕА направит более миллиона евро на детские образовательные проекты: [Электронный ресурс]. URL:
https://www.ikea.com/ms/ru RU/about ikea/press/press releases/national/nat 133 .html (Дата обращения: 08.06.2019).
9. Комсомольская правда. Сибирячка назвала сына в честь Гуса
Хиддинка: [Электронный ресурс]. URL:
https://www.kazan.kp.ru/daily/24162.4/375701/ (Дата обращения 05.11.2018).
10. Министерство спорта Республики Татарстан. Владимир Леонов: «В
2018 году Татарстан объективно стал самым спортивным регионом нашей страны»: [Электронный ресурс]. URL:
http: //minsport.tatarstan.ru/index.htm/news/1361132. htm (Дата обращения
06.06.2019) .
11. Министерство спорта Республики Татарстан. Буклет "Итоги работы министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан за 2017 год и задачи на 2018 год": [Электронный ресурс]. URL:
http://minsport.tatarstan.ru/rus/ofitsialnie-vistupleniya-ministra.htm (Дата
обращения 03.06.2019).
12. Министерство спорта Республики Татарстан. Буклет "Итоги работы министерства спорта Республики Татарстан за 2018 год и задачи на 2019 год". Расширенный: [Электронный ресурс]. URL:
http://minsport.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 1745378.pdf (Дата обращения
05.06.2019) .
13. Починкин А.В., Димитров И.Л., Вишейко С.В. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Банкротство профессиональных спортивных клубов: [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/13EVN416.pdf (Дата обращения 17.05.2019).
14. РусГидро. РусГидро выполнило все обязательства перед
футбольным клубом «Алания»: [Электронный ресурс]. URL:
http://www.rushydro.ru/press/news/90081 .html (Дата обращения 08.06.2019).
15. ХК «Ак Барс». «Ак Барс» выиграл четыре премии КХЛ по маркетингу и коммуникациям: [Электронный ресурс]. URL: https://www.ak- bars.ru/news/17272.html (Дата обращения 06.06.2019).
16. Чемпионат.com. Танкинг в Кремле. Поведение «Химок» будут
изучать: [Электронный ресурс]. URL:
https://www.championat.com/basketball/article-3436579-edinaia-liga-raskrvla-
bjudzhety-klubov.html (Дата обращения 19.05.2019).
17. Digital Sports Rating. Методология: [Электронный ресурс]. URL:
http://digitalsportsrating.ru/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D 0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D 1 %8F/ (Дата обращения
04.06.2019) .
18. Lenta.ru. Баскетбольный клуб "Урал-Грейт" ликвидируют: [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2009/08/13/basket/ (Дата обращения 08.06.2019).
19. Moscow Business School. Особенности PR-кампаний в спортивной
индустрии: [Электронный ресурс]. URL:
https://mbschool.ru/articles/sport/osobennosti pr kampaniy (Дата обращения
17.05.2019) .
20. Sellout Sport System. Главные цифры российского футбола в соцсетях: [Электронный ресурс]. URL: http://selloutsport.com/blog/rusfootball (Дата обращения 01.06.2019).
21. Sports.ru. Футбол - самый популярный вид спорта в России: [Электронный ресурс]. URL: https://www.sports.ru/others/3541497.html (Дата обращения 05.11.2018).
22. VTB United League. Статистика команд: [Электронный ресурс].
URL: http://www.vtb-league.com/ru/teams-statistics/ (Дата обращения
05.11.2018) .
23. Web site of Staffordshire University. New deal signed with Premier League club: [Electronic resource]. URL: http: //www.staffs .ac.uk/news/new-deal - signed-with-premier-league-club-tcm4240214.jsp (Access date: 14.03.2019).
24. YouTube. VTBUnitedLeague: [Электронный ресурс]. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=vwYV7nfdDsc (Дата обращения 24.12.2018) .
Материалы на иностранных языках
1. Biderman. D (2010). The Stadium-Naming Game. The Wall Street Journal.
2. Colby Weikel, 1998, Sports Marketing: A Take on the History and the Future, manuscript, UNC.
3. Kohli, C., & LaBahn, D.W. (1997). Observations: Creating effective brand names: a study of the naming process. Journal of Advertising. Research, 37.
4. Kristi Lee Covington- Baker, 2007, A History of Sports Marketing and the Media.
5. Pochinkin, A.V. Formation and development of professional sports in Russia // A.V. Pochinkin. - M.: Soviet Sport, 2006. - 216 p.
6. Shank M.D. and Lyberger M.R. (2015). Sports Marketing. A Strategic Perspective. Routledge: London and New York.