Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения политического имиджа 7
1.1. Понятие и сущность политического имиджа 7
1.2. Функции политического имиджа и его влияние на электоральный
процесс 16
1.3. Технологии формирования политического имиджа 24
Глава 2. Роль Public Relations в формировании имиджа партии «Единая Россия» 31
2.1. Имидж российских политических партий и их лидеров 31
2.2. История трансформации имиджа партии «Единая Россия» 38
2.3. Технологии формирования имиджа партии «Единая Россия» 41
Глава 3. Оценка эффективности технологий формирования имиджа партии «Единая Россия» в сети Интернет 50
3.1. Эффективность технологий формирования имиджа партии «Единая
Россия» в сети Интернет 50
3.2. Рекомендации по совершенствованию технологий формирования имиджа
партии «Единая Россия» в сети Интернет 71
Заключение 76
Библиографический список 79
Приложение
Актуальность исследования. Рост внимания к проблеме формирования политического имиджа целых партий и отдельных политических фигур неразрывно связан с процессом демократизации государственной власти во всем мире. Легитимность правителей перестала быть привязана к династическим и религиозным принципам. Справедливое правление теперь является только тем, кого одобрили массы, входящие в гражданскую нацию. Отсюда, успешность любого политического деятеля теперь прямо зависит от того, как его воспринимают те, кто его выбрал. При неблагоприятной конъюнктуре политические элиты уходят со сцены, оставляя ее своим соперникам, которые нашли лучшие пути к доверию электората. Именно в связи с этими процессами выстраивание политического имиджа и презентация его широкой общественности становится не менее важной задачей для власть предержащих, чем, собственно, принятие законодательных актов или отправление указов. Усложнение электоральных процедур, увеличение роли медиа в освещении политики, становление информации главным компонентом политической культуры также являются одновременно и причинами, и следствиями формирования имиджа. Лидеры партий, общественных и политических движений должны реагировать на эти вызовы времени, если они хотят действительно добиваться поставленных перед собой целей.
Вопрос создания образа успешного и справедливого правителя интересовал политические и интеллектуальные слои с ранних времен. Попытки описать атрибуты идеального властителя и идеального государства, которыми бы руководствовались граждане полисов, предпринимались еще в Древней Греции. Отцы Христианской церкви и философы-схоластики также пытались описать достойное правление и воздействовать на королей и императоров. Эпоха Ренессанса стала точкой отчета создания специализированных трактатов и трудов, которые должны были наставлять правителей способам добиться любви от подданных. Однако, именно в XX веке политический имидж стал вопросом изучения, психологических общественных и гуманитарных наук. Усилившаяся в результате демократизации конкуренция внутри политического поля подтолкнула различных игроков интересоваться тем, как политический имидж работает в общественном сознании. Этот запрос и подтолкнул ученых из различных дисциплин обратить внимание на эту новую проблему, используя новейшие теоретические и методологические инструменты. Социальные психологи, социологи, политологи, культурологи, институциональные экономисты и другие вместе составили такую современную междисцисциплинарную область как имиджелогия.
Например, в России упомянутая область представлена трудами О. А. Феофанова , В. М. Шепеля , Е. Б. Шестопал , Е. К. Дьячковой , Г. Г. Почепцова , А. К. Михальской , О. С. Виханского , П. С. Гуревича , О. А. Жировского , Ф. Н. Ильясова , В. С. Мечина и др. Концепция имиджа в этих работах различается между собой. На сегодняшний момент не существует консенсуса в базовых терминах и ключевых принципах научных подходов. М. Шепель и О. Феофанов определяют имидж как часть потребления, в том числе на политическом рынке. Е. Б. Шестопал уделяет внимание внутреннему устройству имиджа, его знаковой составляющей. Г. Г. Почепцов делает акцент на технологии выстраивания имиджа для фигуры общественного и национального лидера.
В указанных работах, к сожалению, не нашла такая важная тенденция электорального процесса как многопартийность. Попытка каждой партии занять определенную нишу среди набора наиболее близких ей социальных групп ведет к созданию конкурентных имиджей у политических сил. Только грамотное позиционирование партии по сравнению с конкурентами, создание узнаваемого образа может привести к избранию всей партии или ее отдельных членов в законодательные органы власти. Необходимо отметить, что имидж становится также одним из инструментов внутрипартийной сплоченности и выработки общей для членов партии стратегии. Таким образом, он является не только внешним инструментом, но и внутренним. Без него невозможно единство ни одной политической силы, даже если мы говорим о штабе независимого кандидата.
Важность изучения такого рода вопросов особенно выпукло проявляется в таком феномене российской политики как «партия власти». Как именно партия «Единая Россия» позиционирует свою программу среди избирателей, возможно, является важным компонентом ее тотального успеха на федеральных и региональных выборах на протяжении многих лет, начиная с 2000-х гг. Таким образом, огромная актуальность нашей работы связана с целым рядом как чисто научных проблем, интересных только экспертам, так с последними общемировыми и российскими трендами в современной политической жизни.
Объект исследования - политический имидж партии «Единая Россия»
Предмет исследования - технологии формирования положительного имиджа партии «Единая Россия».
Цель работы - выявить эффективность технологий формирования положительного имиджа партии «Единая Россия».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретический аппарат классических и современных подходов к изучения политического имиджа;
2. рассмотреть основные функции политического имиджа;
3. определить основные технологии выстраивания политического имиджа;
4. описать основные аспекты политического имиджа российских политических партий и их лидеров;
5. проследить историю формирования политического имиджа партии «Единая Россия»
6. перечислить технологии создания политического имиджа этой партии в сети Интернет;
7. разработать предложения по совершенствованию технологий формирования имиджа партии «Единая Россия».
В процессе работы для изучения теоретических и концептуальных вопросов имиджелогии автор использовал классические методы анализа исследовательской литературы по предложенной теме. Эмпирическими методами, с помощью которых мы анализировали материалы по российской политике, стали сравнительный анализ и контент-анализ. Также нами были привлечены данные социологических опросов, выполненные российскими аналитическими центрами и общественными организациями за последние годы. В своем исследовании мы придерживались общенаучных принципов объективности, системности и историзма.
Эмпирическую базу исследования составили программы политических партий, материалы официальных сайтов «Справедливой России», ЛДПР, КПРФ и «Единой России», а также официальные аккаунты партий в социальных сетях. Также были использованы данные социологических исследований ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центр.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Каждая глава состоит из трех параграфов, которые отвечают на один из поставленных исследовательских вопросов.
Понятие политического имиджа является одним из ключевых в современной политике, где продолжительность пребывания у власти напрямую зависит от восприятия политического процесса массами избирателей. Вместе с тем, данное понятие по-разному трактуется разными направлениями внутри междисциплинарной области имиджелогии. Классические мыслители и современные ученые отмечают важность как субъективных, так и объективных факторов в изучении политического имиджа.
Функции политического имиджа заключаются в формирования устойчивого образа фигуры или партии в глазах избирателя, связывания политической программы с ценностями избирателя и мобилизации граждан в электоральный процесс через наделение такой связи устойчивости. Данные функции являются основной частью коммуникации политиков с гражданами страны.
Наиболее распространенными технологиями создания политического имиджа является съемка рекламных роликов с предвыборными обещаниями, участие в политических дебатах в парламенте или на телевидении, проведение интервью и пр. Все они направлены на противопоставление партии своим конкурентам, создание ярко выраженной особой идентичности, которую избиратель не сможет спутать с другими. С другой стороны, имидж является также способом создания доверительных отношений между политиком и его электоральной базой.
Российские партии выстраивают очень разные образы для своих избирателей. Например, КПРФ позиционирует себя как партия-наследница Коммунистической партии Советского союза и уповает на социальные требования. Партия «Яблоко», напротив, ориентируется противопоставлении себя традиционным институтам советской и постсоветской реальности. ЛДПР часто использует скандальные и эксцентричные средства, чтобы зарекомендовать себя как независимую и радикальную политическую силу по сравнению с остальными.
Имидж партии «Единой Россия» претерпел множество изменений, начиная с ее образования. Основными ее ценностями всегда являлись поддержка независимости России во внешней политике, стабильность в экономике и поддержка национального лидера в вопросах исполнительной власти. Однако, конкретные лозунги и обещания менялись, особенно в кризисные для российского общества 2008, 2011 и 2014 годы, когда партия старалась переопределить собственную программу и зарекомендовать себя перед избирателями.
В данной работе предпринята попытка оценки эффективности технологий формирования имиджа партии «Единая Россия». Учитывая, что имидж находится в двух плоскостях - функциональной и коммуникативной - мы постарались рассмотреть различные критерии эффективности и пришли к следующим выводам.
Во-первых, технологии формирования имиджа «Единой России» не отличаются от тех, которые используют крупные партии во всех демократических странах. Партия старается работать со средствами массовой информации, осваивать пространства сети Интернет, работать напрямую с локальным избирателем, участвовать в поддержке крупных федеральных и точечных местных общественных и инфраструктурных проектах.
Во-вторых, имидж «Единой России» на сегодняшний день функционирует в неблагоприятных условиях. В России снижается уровень доверия граждан власти в целом, а также ключевым фигурам «партии власти» - Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву. Кроме того, постепенно уменьшается число тех, кого устраивает нынешняя политическая обстановка в стране. Тем не менее, в сравнении с другими парламентскими партиями, «Единая Россия» традиционно демонстрирует относительно высокие рейтинги.
В-третьих, можно констатировать, что «Единая Россия», равно как и её лидеры В.В. Путин и Д.А. Медведев, успешно трансформирует запросы общества в семантические коды при создании имиджеобразующих текстов, что очевидно при изучении предвыборных программ партии, текстов на официальном сайте «Единой России» и текстов выступлений лидеров партии.
В-четвертых, анализ специфики имиджа партии «Единая Россия» в сети Интернет обличил некоторые расхождения в целеполагании имиджа. Так, при изучении официального сайта партии, и её публичных страниц в социальных сетях, невозможно определить лидера «Единой России» или однозначно сказать, что он есть. Кроме того, контент, размещённый на официальном сайте партии, по своему содержанию существенно отличается от того, что присутствует в аккаунтах «Единой России» в социальных сетях. Кроме того, данные аккаунты почти полностью дублируют друг друга и, очевидно, созданы без учёта специфики той или иной площадки.
В-пятых, анализ специфики позиционирования партии в сети Интернет показал, что «Единая Россия» задействует не весь инструментарий взаимодействия с электоратом. Очевидно также, что «Единая Россия» не стремится к точечному взаимодействию с какими-либо аудиториями и в своём позиционировании ориентирована на условно «всех». Это, на наш взгляд, не способствует укреплению имиджа партии.
Оценив эффективность технологий формирования имиджа партии «Единая Россия», мы предложили ряд мер по их совершенствованию.
1. Баранов А.Н. Словарь русских политических метафор. М.: Помовский и партнеры, 1994. - 330 с.
2. Берд П. Продай себя! Тактика совершенствования вашего имиджа. М.: Амалфея, 2004. - 208 с.
3. Блажнов Е.А. Public Relations. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. М.: ИМА-пресс, 1994. - 157 с.
4. Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. М.: Российская академия управления, 1992. - 135 с.
5. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2002.- 296 с.
6. Гуревич П.С. Имидж России в процессе глобализации//Москва// Ж.: Век глобализации. - №2(4). - 2009. - С. 178-191.
7. Дьячкова Э.К. Имиджелогия для руководителя// Мурманск// Изд- во: Прометей - 1998. - 165 с.
8. Егорова-Г антман Е.В. Имидж лидера // Москва. - 1994. - 265 с.
9. Жировских О.А. Имидж и его составляющие // Мн.: Веды. - 2007.
- 654 с.
10. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR// Москва// Изд-во: Глоссарий. - 1998. - С. 194-197.
11. Иванова А.А. Специфика формирования политического имиджа // Вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. №2. С. 7582.
12. Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах// Москва// Изд-во: ИМА-пресс. - 2000. - 200 с.
13. Канетти Э. Масса и власть// СПб// Изд-во: Астрель. - 2012. - 576 с.
14. Котлер Ф. Персональный брендинг. Технологии достижения личной популярности / Филип Котлер и др. - М.: Гребенников, 2017. - 400 с.
15. Лебон Г. Психология народов и масс / Пер. с фр. А.Фридмана, Э.Пименовой. - 4-е изд. - М.: Академический Проект, 2016. - 239 с.
16. Магун А.В. Единство и одиночество: курс политической
философии нового времени. М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 544 с.
17. Мажоров Д.А. Критерии оценки эффективности имиджа и имиджеобразующих текстов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, №60, 2008. С. 167-171.
18. Мечин В.С. Политический имидж. СПб.: Питер, 2002. - 242 с.
19. Михальская А.К. О речевом поведении политиков. Новогодние сценарии. 1999. №6. С. 25-32.
20. Нуркенов К.К. Особенности имиджа политического лидера в мультикультурных государствах// Вестник КамГу. - 2013. - № 3. - С. 86-92.
21. Огилви Д. Откровения рекламного агента / Девид Огилви. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 240 с.
22. Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. - М.: Финпресс, 2000. - 230 с.
23. Подгорнова О.А. Имидж политических партий и их лидеров в массовом сознании российской студенческой молодежи: Дис. ... канд. социологич. наук. - М., 2005. - 166 с.
24. Погорельская С.В. Ангела Меркель. Политический портрет// Центр научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем. - Москва. - 2008. - 104 с.
25. Почепцов Г.Г. Имидж & выборы// Киев. - 1997. - 140 с.
26. Почепцов Г.Г. Имидж от фараонов до президентов// Киев. - 1997. - 328 с.
27. Почепцов, Г. Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 2017. - 704 с.
28. Смирнов В.П. Прибыльная контекстная реклама. Быстрый способ привлечения клиентов с помощью Яндекс.Директа. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 192 с.
29. Смолина Л.В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. - М.: Дашков и К°, 2014. - 216 с.
30. Феофанов О.А. США: реклама и общество. М.: Мысль, 1974. -
266 с.
31. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Академический Проект, 2008. -
257 с.
32. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вопросы социальной теории. 2007. Т.1. №1. 229-245.
33. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям// М.: Народное образование, 2002. - 341 с.
34. Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебник для вузов. - М: ИНФРА-М, 2002. - 448 с.
35. Boorstin D. The Image: A Guide to Pseudo-Events in America. New York: Penguin, 1962.
36. Wallas G. Human Nature in Politics. London: Constable, 1929.
37. Авдеев П.С. Организационное лидерство: обзор теории черт [Электронный ресурс]// Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10. URL: http: //human. snauka.ru/2014/10/7824. (Дата обращения: 15.05.19).
38. Запустили ротацию: «Единая Россия» взяла курс на обновление [Электронный ресурс] Газета «Известия» URL: https://iz.ru/821670/pavel- panov-angelina-galanina/zapustili-rotatciiu-edinaia-rossiia-vziala-kurs-na- obnovlenie (Дата обращения: 18.06.2019).
39. Индексы социального самочувствия [Электронный ресурс] Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) URL: https://wciom.ru/news/ratings/indeksy_socialnogo_ samochuvstviya/ (Дата обращения: 17.06.2019).
40. Официальный сайт партии «Справедливая Россия». [Электронный ресурс]. URL: http://www.spravedlivo.ru/ (Дата обращения: 17.06.2019).
41. Официальный сайт партии КПРФ [Электронный ресурс]. URL: https://kprf.ru/ (Дата обращения: 17.06.2019).
42. Официальный сайт партии ЛДПР [Электронный ресурс]. URL: https://ldpr.ru/ (Дата обращения: 17.06.2019).
43. Официальный сайт партии «Единая Россия» [Электронный ресурс]. URL: https://er.ru/ (Дата обращения: 17.06.2019).
44. Предвыборная программа Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на выборах депутатов Г осударственной Думы ФС РФ VII созыва [Электронный ресурс] Официальный сайт партии «Единая Россия» URL: http://er.ru http://er.ru/party/program/userdata/files/2016/07/28/predvyibornaya-pozitsiya.pdf (Дата обращения: 12.06.2019).
45. Президентское голосование и доверие политикам [Электронный ресурс] Левада-центр URL:https://www.levada.ru/2019/04/11/ prezidentskoe- golosovanie-i-doverie-politikam/ (Дата обращения: 17.06.2019).
46. Рейтинг политических партий [Электронный ресурс] Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) URL: https://wciom.ru/news/ratings/elektoralnyj_rejting_politicheskix_ party/ (Дата обращения: 17.06.2019).
47. Составлено автором на основе Рейтинга политических партий [Электронный ресурс] Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)URL:https://wciom.ru/news/ratings/elektoralnyj_rejting_politicheskix_ party/ (Дата обращения: 17.06.2019).