Введение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, А ТАКЖЕ СПОСОБОВ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛЫХ ГРУПП
1.1 Эмоционально-личностные особенности старшего подросткового возраста 9
1.2. Анализ развития представлений о толерантности в работах
зарубежных и отечественных педагогов и психологов 17
1.3. Особенности воспитания толерантности в условиях взаимодействия малых групп: психолого-педагогические методы,средства и технологии 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В
УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛЫХ ГРУПП
2.1. Организация и проведение исследования 36
2.2. Изучение уровня и особенностей толерантности у старших
подростков (результаты констатирующего этапа эксперимента) 39
2.3. Реализация программы по воспитанию толерантности у старших
подростков в условиях взаимодействия малых групп 44
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантности у старших подростков в условиях взаимодействия малых групп (контрольный этап эксперимента) 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложения 72
Актуальность темы исследования. В современном обществе особенно остро встает вопрос агрессии и нетерпимости людей к любым проявлениям, противоречащим их убеждениям. От личности требуется быть готовой сосуществовать с отличными от своих убеждениями, взглядами и традициями. Однако подрастающее поколение еще не готово к этому в полной мере, что приводит к возникновению противостояния не только между личностью и социумом, но и между различными национальностями. В массовом сознании начинает возникать негативизм и агрессия к иной точке зрения, которая активно муссируется в средствах массовой информации.
В результате изучения данной проблемы, было выявлено, что подобному негативному воздействию наиболее подвержены подростки, которые находятся в процессе активного становления личности и самосознания. Именно в этот период старшие подростки особенно остро нуждаются в четких гуманистических ориентирах и идеалах.
Для развития гуманного общества необходима организация системы работы по повышению уровня толерантности современной личности. Умение принять и понять значимость и ценность других людей является необходимым условием для элементарного выживания в современном мире.
В феврале 2010 года, излагая содержание национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что в XXI веке «...главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». В связи с этим, в рамках концепции модернизации российского образования развитие толерантности личности подростков становится приоритетным направлением работы школы.
При этом современное общество сталкивается с противоречием между: возрастающей агрессией в социуме, которая
выражается в нетерпимом отношении людей друг к другу и острой потребности общества в толерантных людях и мирных взаимоотношениях.
Если обратиться к анализу педагогических источников, то мы обнаруживаем, что в формировании образовательных целей на первый план постепенно выходят вопросы воспитания (В.В. Краевский, В.В. Сериков,А.В. Хуторской). Все чаще основным воспитательным результатом педагогического процесса признается личностное развитие учащихся (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, М.С. Каган, И.А. Колесникова, Е.Н. Шиянов и другие).
По словам О.И. Трегубовой, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности [80].
По мнению педагога Н.М. Борытко, воспитание чувства толерантности должно базироваться на человеческой сущности и может быть понято лишь в констексте постепенных качественных изменений человека, опираясь на физиологические и психологические предпосылки становления его личности [10].
И крайне важно при этом делать акцент на актуальных интересах и потребностях учащихся подросткового возраста, так как Л.С. Выготский считал работу с актуальными целями «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка» [20].
Изучение и анализ специальных научных работ последних лет по теме исследования показывает, что формирование толерантности подростков в процессе обучения в школе является одним из важнейших условий понижения уровня напряженности в социуме. При этом именно применение в обучении групповых форм работы способствует активизации взаимодействия индивида со средой (ближайшим окружением), которая служит одним из самых важных источников саморазвития личности [12].
По результатам изучения проведенных теоретических и экспериментальных исследований было выявлено, что, во-первых, в научной литературе понятие толерантности определяется слишком противоречиво и абстрактно, что, в свою очередь, усложняет понимание и толкование его с педагогической точки зрения. Во-вторых, современные общеобразовательные учреждения в своей работе, в первую очередь, нацелены на передачу знаний каждому из учеников в отдельности, при этом недостаточно реализуя потенциал учебно-воспитательной работы в условиях взаимодействия малых групп.
В связи с этим, педагоги испытывают недостаток методического инструментария и практических рекомендаций по организации эффективной работы по формированию и развитию толерантности учащихся.
На основании этих предпосылок и выявленных противоречий нами была определена проблема исследования: необходимость научного и методического обоснования основных принципов, методов и средств воспитания толерантности у старших подростков в рамках взаимодействия малых групп.
Этим обусловлена актуальность и значимость выбранной нами темы исследования: «Воспитание толерантности у старших подростков в условиях взаимодействия малых групп».
Объектом исследования является групповая организация учебно- воспитательного процесса в основной общеобразовательной школе.
Предмет исследования: становление толерантности старших подростков в условиях взаимодействия малых групп.
Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация эффективности выбранных принципов, методов и средств воспитания толерантности у старших подростков в рамках взаимодействия малых групп.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи исследования:
1) Изучить и теоретически обосновать эмоционально-личностные особенности старшего подросткового возраста;
2) Проанализировать развитие представлений о толерантности в работах зарубежных и отечественных педагогов и психологов;
3) Выявить потенциал воспитания толерантности в условиях взаимодействия малых групп: психо лого-педагогические методы, средства и технологии;
4) Обосновать и апробировать принципы воспитания толерантности старших подростков в условиях взаимодействия малых групп.
В рамках исследования мы исходили из предположения о том, что воспитание толерантности у старших подростков будет более успешно в условиях взаимодействия малых групп. Данное предположение стало гипотезой нашего исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепция целостного учебно-воспитательного процесса В.С. Ильина,В.В. Краевского, В.А. Сластенин и др.,
- учения о дидактике личностно ориентированного образования и воспитания (В.И. Данильчук, Е.А. Крюкова, В.В. Сериков, В.М. Симонов),
- идея использования игр в учебном процессе, а также концепция Н.Е. Щурковой о переходе социальной ситуации в педагогическую;
- теория Н.М. Борытко о самоопределении и самоутверждении человека в социокультурной среде,
- а также выводы психологов А.А. Леонтьева, А.В. Е[етровского,
А.А. Реана и Л.И. Уманского об особенностях и закономерностях процесса социализации личности в условиях малых групп.
В процессе исследования были применены две группы методов:
1) на теоретическом уровне: детальный научный анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
2) на эмпирическом уровне: диагностические (проведение
тестирования), беседы с учащимися и педагогами, наблюдение за учащимися на уроках и во внеурочной деятельности, диагностирующий и формирующий эксперименты по изучению эффективности применения разработанного педагогического инструментария.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицко- Ураевская основная общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений исследования; корректной организацией опытно- экспериментальной работы, оптимальной количественной базой эксперимента; применением адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования, эмпирических методов; сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, а также проведением статистической обработки и контрольным сопоставлением полученных результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что нами:
- был детально изучен потенциал воспитания толерантности в условиях взаимодействия малых групп;
- отобраны наиболее эффективные психолого-педагогические методы, средства и технологии воспитания толерантности старших подрстков;
была разработана и апробирована программа по воспитанию толерантности у старших подростков в условиях взаимодействия малых групп.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в выявление форм, методов и средств психолого-педагогической поддержки развития толерантности у старших подростков, а также раскрытием воспитательного потенциала взаимодействия малых групп в процессе поэтапного формирования толерантности у старших подростков.
Практическая ценность результатов исследования заключается в разработке практического инструментария организации работы со старшими подростками по воспитанию у них толерантности в условиях группового взаимодействия. Разработанная нами программа может быть использована педагогами, психологами, а также заместителями директоров по воспитательной работе при организации учебно-воспитательного процесса в старших классах общеобразовательной школы.
Апробация результатов исследования.
Материал работы прошел апробацию в качестве научных докладов в рамках:
1. Международной научно-практической конференции «В мире науки»;
2. IV Международной студенческой научно-образовательной
конференции «Студенческое научное сообщество XXI столетия».
Результаты исследования отражены в следующих статьях:
- «Развитие толерантности личности подростков»;
- «Воспитание толерантности у старших подростков в условиях взаимодействия малых групп».
Объем и структура работы: включает в себя введение (6 стр.), две главы (54 стр.), заключение (3 стр.), список используемой литературы (87 наименования) и 3 приложения. В тексте содержится 6 таблиц и 4 диаграммы.
На подростковый возраст приходится наиболее интенсивное личностное развитие. Та, социальная среда, в которой находятся подростки, оказывает значительное влияние на вектор их личностного развития.
Личностные особенности могут помочь подростку пережить этот возраст или же наоборот усложнить. Так как основное время подросток проводит в школе, именно учителя и воспитатели должны обеспечить его психологическую безопасность, эмоциональный, психологический комфорт и подготовить к взрослой жизни, а также вырастить социально и культурно развитую личность.
Теоретический анализ научной литературы, привел нас к выводу, что воспитание толерантности старших подростков должно опираться на возрастные физиологические, социальные и психологические особенности старшего подросткового возраста.
Следовательно, становление толерантности старшего подростка мы будем рассматривать как динамичный и длительный по времени процесс, имеющий в своей основе, помимо психофизиологических задатков и наследственности, позитивное отношение к собственному «Я» и потребность в общении. В качестве основного условия развития толерантности в старшем подростковом возрасте может выступать групповая работа и взаимодействие малых групп.
Мы выяснили, что для эффективного формирования чувства толерантности у старших подросток педагогам необходимо организовать специальную воспитательную среду, способствующую формированию и развитию личности в условиях группового социального взаимодействия, эффективно применять активные методы работы, а также использовать потенциал работы подростков в условиях малых групп.
Эффективность применения данного педагогического инструментария мы изучили в рамках педагогического эксперимента, который был проведен в период с 5 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года.
Экспериментальную выборку составили учащиеся 9 и 10 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Троицко- Ураевская основная общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.
Из полученных результатов констатирующего эксперимента нами были сделаны выводы о том, что экспериментальная группа старших подростков, участвующих в эксперименте, демонстрируют крайне низкий уровень толерантности. Причем, не только коммуникативной и личностной, но и социальной и этнической. И данная группа учащихся нуждается в целенаправленной и комплексной работе по воспитанию уровня толерантности.
В рамках формирующего эксперимента была определена общая структура ведения внеклассной работы с учащимися, выделены основные этапы, разработан тематический план проведения формирующего эксперимента.
Нами было проведено 20 внеклассных занятий (2 раза в неделю) продолжительностью 1-2 часа каждое, направленных на развитие толерантности старших подростков.
При разработке конспектов данных мероприятий мы сделали акцент на выборе групповых форм работы, а также работы в условиях малых групп.
По результатам констатирующего эксперимента было выявлено, что у большинства опрошенных выявлены значительные изменения показателей по всем шкалам опросника. Однако преобладание низких значений показателей наблюдается только по шкале «Использование себя как эталона». При этом следует отметить, что высокие значения показателей по всем шкалам выявлены в меньшей степени.
Мы видим, что после проведенного эксперимента в уровнях воспитания толерантности у старших подростков произошли существенные изменения. На этом основании мы можем говорить о том, что проведенная нами работа оказалась достаточно эффективной и при большем количестве времени, на наш взгляд, результаты могли бы быть более высокими. Эти данные подтверждает проведенная нами математическая обработка полученных данных. Использование t-критерия Стьюдента показало, что после проведения эксперимента существуют значимые различия по всем исследуемым показателям.
Таким образом, полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что использование в учебно-воспитательном процессе групповых форм работы, в частности, работу в малых группах, способствует эффективному формированию чувства толерантности у старших подростков. Причем, эта работа способствует повышению не только общего уровня толерантности, но и социальной, этнической и коммуникативной толерантности.
Полученные результаты исследования могут служить базой для решения научных психолого-педагогических проблем, связанных с развитием толерантности старших подростков. Кроме того, наши разработки могут быть использованы педагогами, психологами и заместителями директоров по воспитательной работе при организации учебно-воспитательного процесса в основной школе.
1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов. - М.: Центр
«Педагогический поиск», 2000. - 159 с.
2. Апресян Р.Г. Материалы рабочего совещания «Социальное партнерство как важнейшее условие воспитания толерантности». - Волгоград. - 2001. - С. 3-5.
3. Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. - 2001. -№ 12,-С. 32-35.
4. Бергер П, Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: Просвещение, 1995. - 125 с.
5. Бодалев А. А. Проецирование и взаимодействие в общении // Педагогика. - 2014. - № 1. - С. 11-14.
6. Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1976. - № 6. - С. 45-53.
7. Болотина Т.А. Толерантность //Граждановедение. - 2011. - №3. - С. 5-8.
8. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Просвещение, 2017. - 1456 с.
9. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д.: Стрела, 2016. - 352 с.
10. Борытко Н.М. Воспитание профессионально
трудовой направленности учащихся старших классов гимназии: автореф. дне. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1994. - 29 с.
11. Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия. - Волгоград: Воспитание, 2000. - 225 с.
12. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград: Воспитание, 2001. - 180 с.
13. Борытко Н.М. Теория и методика воспитания // Вопросы педагогики. - Волгоград. - 2002. - С. 18-19.
14. Борытко Н.М., Мацкайлова О.А. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока. - Волгоград: Стрела, 2002. - 130 с.
15. Брайтермен М.Д. Коллективный способ обучения. - СПб.: Петрополис, 2015.-311 с.
16. Буева Л.П. Общение. - М.: Просвещение, 2017. - 125 с.
17. Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема: автореф. дне. ... канд. филос. наук. - Москва, 2017. - 20 с.
18. Валицкас Г.К., Самооценка у несовершеннолетних
правонарушителей // Вопросы психологии. - 1989. - № 5. - С. 45 — 55.
19. Воскресенская Л.Ф. Формирование основ профессионального самосознания у учащихся педагогического лицея: автореф. дне.... канд. пед. наук. - Волгоград. 2016. - 15 с.
20. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
21. Газман Л .Я. Психология эмоциональных отношений. - М.:
Педагогика, 1987. - 176с.
22. Глазачев С.Н., Анисимов О.С. Методологические аспекты
создания педагогики толерантности // ЭКО: Экология. Культура.
Образование. - 2012. - № 6. - С. 13-19.
23. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций.
Калининград, 2015. - 107 с.
24. Гузеев В.В. Групповое обучение // Директор школы. - 2016. - № 5. -
С. 61-70.
25. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Общение. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1996. -233 с.
28. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999. - 208 с.
29. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. - М.: Просвещение, 2012. - 202 с.
30. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. - М.: Педагогика,
2017. - 128 с.
31. Дуплиева С.С. Педагогические условия формирования у подростков осознанности в выборе модели поведения // Вестник. Студенческое научное общество. - № 12. - 2009. - С. 17-21.
32. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Педагогика, 1991. - 191 с.
33. Ермаков С.В. Понятие педагогической деятельности в теории развивающего обучения: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Красноярск,
2017. - 17 с.
34. Зиновьев Д.В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2018. - 16 с.
35. Золотухин В.М. Генезис и актуализация понятия "терпимость" в европейской философской традиции: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2013. - 22 с.
36. Ильин В.С., Сергеев Н.К. Выявление воспитанности учащихся средних школ и ПТУ. - Волгоград: Школа, 1981. - 315 с.
37. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М.: Просвещение, 2014. - 144 с.
38. Каган М. С. Философия культуры. - СПб.: Полиграфиздат, 1996. -
416 с.
39. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика воспитательных систем. - М.: Просвещение, 2015. - 256 с.
40. Карташев Н. Н. Школьная валеология. - Волгоград: Стрела, 1996. -
128 с.
41. Козлов Н.И Как относится к себе и людям. - М.: Стелла, 1993. -
127с.
42. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. - СПб.: Нива, 1999. - 242 с.
43. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов н/Д.: Педагогика, 2007. - 112 с.
44. Краевский В.В. Методология педагогики: Анализ с позиции
практики // Сов. педагогика. - 1988. - № 7. - С. 23-29.
45. Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М.: Просвещение, 2002. - 163 с.
46. КругловаН.В. Толерантность: генезис и типология. - СПб.: Нива, 1998. - 19 с.
47. Крутецкий В.А. Подростковый возраст. Педагогическая энциклопедия. - М.: Педагогика, 1964. -428 с.
48. Крутова И.В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам: автореф. дне. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2012. - 17 с.
49. Ксезонова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Просвещение, 2001. - 224 с.
50. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. - Ростов-н/Д.: Лира, 2015. - 288с.
51. Кульневич С.В. Педагогика личности. - Ростов-н/Д.: Лира, 2011. -
160 с.
52. Лапин Н.И. Малая группа. - М.: Народное воспитание, 1980. - 310 с.
53. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. - 2017. - № 11. - С. 46-54.
54. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М.: Педагогика, 1996. -
219 с.
55. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Педагогика, 1977. -320 с.
56. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 2015. - 129 с.
57. Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм: Педагогические проблемы формирования личности // Педагогика. - 1992. - № 9. - С. 19-24.
58. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение
толерантности к неопределенности: автореф. дне. ... канд.псих.наук.
СПбГУ.,2018. - 19 с.
59. Магомедова Е.В. Толерантность как принцип культуры: автореф. дне. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2009. - 22 с.
60. Мудрик А.В. Общение в коллективе школьников // Советская педагогика. - 1978. - №9. - С. 56-61.
62. Немов Р.С., Кирпичник А.Е. Путь к коллективу: Книга для учителя о психологии ученического коллектива. - М.: Педагогика, 2008. - 144 с.
63. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб, пособие для студ. пед. вузов и системы повьтттт. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е С. Полат. - М.: Просвещение, 2011. - 143 с.
64. Оданович М.В. Дидактические условия становления социального интеллекта старшего подростка в процессе решения учебно-познавательных задач: автореф. дне. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2018. - 16 с.
65. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН; Рос. фонд культуры. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Педагогика, 1994. - 928 с.
66. Палаткина Е.В. Мультикультурное образование в полиэтническом
регионе: Монография. - Астрахань: Изд. Астраханского гос. пед.
университета, 2015. - 167 с.
67. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.:
Политиздат, 1982. - 252 с.
68. Психологические аспекты деятельности классного руководителя. Сост. В. И. Петрушин. - М.: Просвещение, 2016. - 80 с.
69. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Нива, 1999. - 111 с.
70. Риэрдон Б.Э. Толерантность — путь к миру. - М.: Просвещение, 2015.-289 с.
71. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Просвещение, 2007. - 272 с.
72. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. - Свердловск: Учителю, 2016. - 141 с.
73. Сахаров В.В. Тезисы секционого доклада «Образовательные технологии культуры мира и толерантности» // Материалы науч,- практич. конф. «Культура мира и толерантность в стратегии открытого образования». Ставрополь 18-19 аир. 2017. С. 3-7.
74. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика
проектирования педагогических систем. - М.: Педагогика, 1999. - 272 с.
75. Скрябина О.Б. Педагогические условия
формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников:
автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2013. - 22 с.
76. Созонов В.И. Организация воспитательной работы в классе. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.
77. Степанов П.А. Как воспитывать толерантность // Народное образование. - № 9. - 2011. - С. 91-97.
78. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 2001,- 192 с.
79. Таланов В.Л. Образование и культура толерантности // Высшее образование в России. - № 3. - 2001. - С. 150-152.
80. Трегубова О.И. Основы воспитания толерантности учащихся
[Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/publ/28-l-0-1013 (дата
обращения: 21.05.2018).
81. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 2005 годы)» // Официальные документы в образовании. 2001. - № 30. - С. 66-90.
82. Хузиахметов А.Н., Насибуллов Р.Р. Диалектика соотношения социализации и индивидуализации личности школьника // Образование и саморазвитие. - №1. - 2014. - С. 74-79.
83. Хузиахметов А.Н., Габдрахманова Р.Г. Подготовка будущего учителя к реализации программы воспитания и социализации // Казанский педагогический журнал. - №3. - 2015. - С.50-54.
84. Abayeva G.B., Karavanova L.Zh. Individual approach to children as an educational tool// UK Academy of Education, London. 2013. No. 3. P. 21-23.
85. Cetron M.I. Schools of the future: How American Business and Education can Cooperate to Save our Schools. Hill, 2016. - 112 p.
86. Javna John. 50 Simple Things Kids can to save the Earth. - N-Y, 2015. -
156 p.
87. Politics, Education and Citizenship / ed. by M. Leicester et al. — N.Y.: Falmer Press, 2012. - 261 p.