Введение 3
Глава I. Роль и значение туристской индустрии в современном обществе...7
1.1 Общее понятие о туристской индустрии 7
1.2. Классификация в туризме 9
1.3. Существующие технологии туристского рынка 14
Глава II. Анализ развития туризма в Российской Федерации в современных условиях 20
2.1. Динамика показателей внутреннего, въездного и выездного туризма
в РФ 20
2.2. Туристические ресурсы и их использование в РФ 24
2.3. Анализ современных проблем развития туризма в России 27
Глава III. Разработка комплекса действий по решению проблем туризма на примере Республики Татарстан 33
3.1. Проект сетей машинного обучения для улучшения существующих
туристических систем в РТ 33
3.2. Формирование поэтапного плана развития турбизнеса в РТ 45
Заключение 54
Список использованных источников и литературы
Туризм - индустрия, обеспечивающая одну десятую часть мирового валового продукта. Этот, безусловно, значительный сегмент экономики развивается быстрыми темпами, а в ближайшей перспективе своего развития может занять важнейшее место в мировом бизнесе.
Небольшой «входной порог» стартового капитала привлекает всё больше людей со скудным финансовым благополучием. Инвестиции, вложенные в турбизнес, оправдываются увеличением спроса на туристические услуги с высоким процентом прибыли.
Подъём туристической индустрии начался с 2000 и в последующие годы 21 века только набирал обороты. Число туристов постоянно увеличивается, в среднем на 5-7 процентов в год, что равняется годовому притоку новых туристов в конкретную страну. Это равняется 500 млрд. долларов США годового дохода в бюджет страны. Доходы от туризма приблизились к рекордным показателям во всех странах. Такие убедительные результаты связаны с авторитетными событиями, такими как: Олимпийские игры в Сиднее, Зимние Олимпийские игры в Сочи, в Солт-Лейк Сити, чемпионаты мира по фигурному катанию, по спортивной гимнастике и другим видам спорта. Данные событийные мероприятия позволили увеличить популярность каждого из приведённых выше местоположений, способствовали строительству новых спортивных и туристических объектов и центров, также оказали большое влияние на развитие инфраструктуры отдельных городов и близлежащих поселений, также и регионов в целом.
Постоянная глобализация способствует желанию людей расширять свой кругозор, наполнить свой интеллектуальный и внутренний мир. Эти стремления к познанию окружающего мира способствуют и развитию дальнейшего прогресса в экономике. В связи с этим изменения, происходящие в потреблении, для многих туризм становится частью личных жизненных приоритетов.
Нужно понимать сущность инноваций в экономике, чтобы глубже и правильнее разбираться в новых явлениях и направлениях туристического бизнеса. Туристическая отрасль в своей сущности имеет различные объекты с различным уровнем обслуживания, товары и услуги совершенно разных типов. Туризм имеет особенности и возможности в своём совершенствовании и в этом процессе многое зависит от демографических показателей в Российской Федерации и мире.
Следовательно, развитие туризма рассматривается как социальное явление и оно связано с материальным и нематериальным производством товаров и услуг. Большое значение для существования и дальнейшего развития туризма имеет взаимосотрудничество в экономике, политике, дипломатии, культуре всех стран мира.
Качественный туризм - это возможность распределить семейный бюджет с учётом интересного и познавательного путешествия, причём, туризм открыт для людей всех возрастов. Путешествие позволяет продолжить обогащать свой внутренний мир, выделить мотивы, продолжать знакомство с миром, по другим источникам узнавать о деятельности великих личностей истории и культуры, изучать иностранные языки, а может быть, связать своё будущее с работой в сфере туристического комплекса. Мир должен стремиться к дружбе, открытому общению, взаимопониманию. Туризм уже зарекомендовал себя как замечательный способ достижения этих целей.
Наблюдаются изменения в структуре потребления - для многих туризм больше не роскошь, а естественная необходимость. В некоторых странах, особенно европейских, даже сформировалось такое понятие, как «право на туризм», что отражено в Глобальном этическом кодексе туризма, принятом Всемирной Туристской Организацией.
Сложность изучения данной темы заключается в непонимании понятия «инновационные технологии» не только в туризме, но и в других секторах экономики. Под этим термином целесообразно понимать принципиально новые или усовершенствованные технология, которые значительно улучшают условия формирования туристского продукта или услуги, или сами выступают в качестве товара. По словам Джозефа Шумпетера, существует 5 областей формирования новизны: производство нового продукта, реорганизация, внедрение нового метода производства, освоение нового рынка, освоение нового источника сырья или полуфабрикатов, готовое изделие. Поскольку туризм как отрасль включает в себя различные объекты с различным уровнем обслуживания, всевозможные типы туристических товаров и услуг, возможности его развития и его роль в экономике страны неоспоримы.
То есть развитие туризма как социального явления и туристической индустрии, как составной части экономического комплекса страны обеспечивается общим уровнем социально-экономического развития страны. Таким образом, частичное изучение рыночных процессов в туризме можно проследить до глобальных социально-экономических и социокультурных изменений, присущих современному этапу развития человеческой цивилизации, и определить их региональные особенности.
Цель исследования состоит в создании комплекса действий для технологического улучшения количества и качества туристического продукта. Данная цель предполагает решение следующих задач:
• Рассмотрение теоретических основ туризма.
• Анализ экономических показателей индустрии.
• Выявление ключевых проблем туризма в Российской Федерации.
• Создание проекта комплекса мер по решению проблем туризма в РФ.
• Создание плана для последующего развития индустрии на примере Республики Татарстан.
• Объектом исследования является современное состояние туристской индустрии в Российской Федерации и в мире.
Предмет исследования - перспективы развития туризма путём технических и социотехнических улучшений.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
• Анализ
• Статистический метод
• Сравнение
• Измерение
• Моделирование
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ходе исследования данные можно использовать для реализации туристского потенциала и освоения туристских ресурсов Российской Федерации.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект и предмет исследования, характеризуются цели, задачи, методы, а также практическая значимость данной работы.
Суммируя данную работу, можно сделать вывод, что использование нейронных сетей в совершенно различных отраслях производства и культуры уже сейчас даёт весомое подспорье и преимущество, а также существенно упрощает работу, как простых работников низшего звена, так и управляющих крупных компаний. Международный и отечественный опыт последних пяти лет показывают на всё более стремительно возрастающую роль инновационных технологий в дальнейшем развитии туризма как индустрии. Применение данных знаний к текущему положению вещей в Республике Татарстан и городу Казань в частности позволит быстрыми темпами за относительно короткий промежуток времени и без обременительных финансовых затрат нарастить разработку уже имеющихся туристических направлений, облегчит координацию турпотока, предоставит более легковоспринимаюмую и компактную модель обмена информацией между участниками деятельности, откроет новые перспективы и возможности в выработке совершенно новых, уникальных направлений крайне широкого спектра, и, наконец, укрепит текущие базы данных туркомпаний и министерств, а также позволит уже с первых недель применения систематизировать и эффективно обработать имеющиеся на данный момент источники информации.
Также неоспоримым плюсом для РТ в настоящее время является уже созданная необходимая база для подготовки специалистов соответствующих квалификаций и наличие необходимых финансовых ресурсов и производственной базы. Стоит отметить, что в ближайшие два года ожидается приток непосредственно региональных новых кадров, такие как, например, выпускники ВУЗов и IT-школ; недавно освоившие новые для себя научные дисциплины специалисты с уже имеющимся опытом, что позволяет в кратчайшие сроки и с минимальными потерями обогнать многие конкурирующие города и регионы Российской Федерации, а также создать уникальные продукты, имеющие либо совсем небольшое количество аналогов в мире, либо не имующих аналогов вообще, таким образом ставя разработки Татарстана в один ряд с разработками ведущих мировых компаний, лабораторий, институтов и университетов.
1. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 10.01.2003. - №15-ФЗ. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения 26.05.2019)
2. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "Об
основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/9032907 (дата обращения 21.05.2019)
3. Гос. Комитет РТ по туризму - Приказ «Об утверждении стратегии
развития туризма до 2021 года и плановый период до 2030 года», 2019 [Электронный ресурс] / режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/545687732 (дата обращения 30.05.2019)
4. O’Halloran, R. (2015). Strategies for Decision Making [Электронный ресурс] / режим доступа: http://hotelexecutive.com/business_review/2146/strategies- for-decision-making (дата обращения 25.05.2019)
5. Kohl&Partner - Мастер-План развития туризма Республика Татарстан
[Электронный ресурс] / режим доступа:
http://minsport.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_223654.pdf (дата обращения
29.05.2019)
7. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. - М.: «Издательство ПРИОР», 1999.
8. Квартальнов В.А. Современные концепции социального туризма. - М.: Наука, 1993. - 416 с.
9. Шаховалов Н.Н. - Интернет-технологии в туризме, 2016.
10. Гриценко Ю. - Состояние и перспективы использования Интернета в туристском бизнесе России, 2017
11. Путин В. В., Наши Экономические Цели, Ведомости, 30 января, 2012.
12. Дворниченко В.В., Развитие Туризма в СССР (1917 -1983) Учебное пособие, Москва. 1985
13. Anderson, C. K. (2012). The Impact of Social Media on Lodging Performance. Cornell Hospitality Report.
14. Bronner, F., & De Hoog, R. (2011). Vacationers and eWOM: Who Posts, and Why, Where, and What?. Journal of Travel Research.
15. Towards a Green Economy: Pathways to Sustainable Development and Poverty Eradication - a Synthesisfor Policy Makers. UNEP, 2011
16. Altman, E. I. (2013). Predicting Financial Distress Of Companies: Revisiting The Z-Score And Zeta® models.
17. Beerman, K. (1976). Possible Ways to Predict Capital Losses with Annual Financial Statements. University of Dusseldorf.
18. Aggarwal, C. C., & Zhai, C. (2012). Mining text data. New York: Springer Science & Business Media.
19. Ampofo, L., Collister, S., O'Loughlin, B., & Chadwick, A. (2015). Text mining and social media: When quantitative meets qualitative and software meets people. Innovations in Digital Research Methods.
20. Buhalis, D. and Costa, C. (2006). Tourism Management Dynamics, Elsevier Burlington publishers
21. Cooper, C., Fletcher, J., Fyall, A., Gilbert, D. and Wanhill, S. (2005). Tourism Principles and practices, Third Edition, Pearson Education.
22. ILO. (2010). Developments and challenges in the hospitality and tourism sector, Report by International Labour office, Geneva.
23. Pender, L. and Sharpley, R. (2005). The management of tourism, Sage publications, New Delhi.
24. Pilkington, M. (2016). Blockchain technology: priciples and applications. Research Handbook on Digital Transformation. Edward Elgar Publishing, Northampton, MA. с. 225-253.
25. Zsarnoczky, M. (2017 a). How does Artificial Intelligence affect the Tourism Industry? Vadyba Journal of Management 31 (2): 85-90.
26. Sundararajan, A. (2014). Peer-to-Peer Businesses and the Sharing (Collaborative) Economy: Overview, Economic Effects and Regulatory Issues. NYU Center for Urban Science and Progress, New York.
27. Calheiros, A. C., Moro, S., & Rita, P. (2017). Sentiment Classification of Consumer Generated Online Reviews Using Topic Modeling. Journal of Hospitality Marketing & Management.
28. Corbitt, B. J., Thanasankit, T., & Yi, H. (2003). Trust and e-commerce: a study of consumer perceptions. Electronic Commerce Research and Applications
29. Cortez, P. (2014). Modern optimization with R. New York: Springer.
30. Griskevicius, V., Goldstein, N. J., Mortensen, C. R., Sundie, J. M., Cialdini, R. B., & Kenrick, D. T. (2009). Fear and loving in Las Vegas: Evolution, emotion, and persuasion. Journal of Marketing Research
31. Ivanickova, M., Mihalcova, B., & Gallo, P. (2016). Assessment of companies’ financial health: Comparison of the selected prediction models. Actual Problems of Economics
32. Camilleri, M. A. (2018). The Tourism Industry: An Overview. In Travel Marketing, Tourism Economics and the Airline Product (Chapter 1, pp. 3-27). Cham, Switzerland: Springer Nature.
33. Jonathan Mitchell and Caroline Ashle, Tourism and Poverty Reduction, Pathways to Prosperity, Earthscan 2010
34. Chow, S. F., & Zhang, L. L. (2008). Measuring consumer satisfaction and dissatisfaction intensities to identify satisfiers and dissatisfiers. Journal of Consumer Satisfaction, Dissatisfaction and Complaining Behavior
35. Raj Aparna, Tourist Behaviour: A psychological perspective. Kanishka Publishers, Distributors, New Delhi, 2004.
36. Algieri, B (2006). An econometric estimation of the demand for tourism: the case for Russia. Tourism Management.
37. Alzua A, O’Leary J and Morrisson (1998). Cultural and heritage tourism: identifying niches for international travellers. Journal of Tourism Studies
38. Hughes H (2000) Arts Entertainment and Tourism. Oxford: Butterworth and Heinemann.
III. Интернет-источники
39. Technology Used Hospitality Tourism [Электронный ресурс] / Режим
доступа: https://smallbusiness.chron.com/technology-used-hospitality-
tourism-31033.html, свободный (дата обращения: 14.04.2019).
40. Travel Technology [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Travel_technology, свободный (дата обращения: 24.05.2019).
41. Strategic Use of Information Technologies in the Tourism Industry [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.researchgate.net/publi- cation/
222452921_Strategic_Use_of_Information_Technologies_in_the_Tourism_In- dustry, свободный (дата обращения: 24.05.2019).
42. UNWTO Tourism Highlights [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// tourlib.net/wto/WTO_highlights_2017.pdf, свободный (дата обращения:
24.05.2019) .
43. Forms of Tourism [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://oer.nios.ac.in/wiki/index.php/Forms_of_Tourism, свободный (дата обращения: 26.05.2019).
44. Tourism [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.britannica.com/topic/tourism, свободный (дата обращения:
27.05.2019) .
45. Tourism/Introduction [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://en.wikiversity.org/wiki/T ourism/Introduction, свободный (дата обращения: 23.05.2019).
46. Travel and Tourism [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.henleycol.ac.uk/media/2960/travel-and-tourism.pdf, свободный (дата обращения: 27.05.2019).
47. European Journal of Natural History [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://world-science.ru/en/article/view?id=20292, свободный (дата обращения: 26.05.2019).
48. The Digital Future of the Tourism & Hospitality Industry [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.bu.edu/bhr/2018/05/31/the-digital- future-of-the-tourism-hospitality-industry/, свободный (дата обращения:
21.05.2019) .
49. Impact of new information technologies on tourism industry and businesses [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.emeraldinsight.com/ doi/abs/10.1108/eb058151, свободный (дата обращения: 22.05.2019).
50. The Tourism Industry: An Overview [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/319085432_The_T ourism_Industry_ An_Overview, свободный (дата обращения: 23.05.2019).
51. Казань будет развивать турбизнес по программе [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tatcenter.ru/news/kazan-budet-razvivat-turbiznes-po- programme/, свободный (дата обращения: 30.05.2019).
52. Human Resources Management for Tourism and Hospitality Industry in Russia [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.researchgate.net/ publication/ 329812484_Human_Resources_Management_for_T ourism_and_Hospitality_I ndustry_in_Russia, свободный (дата обращения: 30.05.2019).
53. HISTORY OF STATUTORY REGULATION OF DOMESTIC TOURISM IN RUSSIA IN THE 1990S - MID 2010S: FEDERAL AND REGIONAL ASPECTS [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.research- gate.net/publication/324816583_HISTORY_OF_STATUTORY_REGULA- TION_OF_DOMESTIC_TOURISM_IN_RUSSIA_IN_THE_1990S_- _MID_2010S_FEDERAL_AND_REGIONAL_ASPECTS, свободный (дата обращения: 30.05.2019).