Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования личностных универсальных
учебных действий у подростков 7
1.1. Обновление среднего основного образования на основе системнодеятельностного подхода к образованию 7
1.2 Особенности формирования личностных универсальных учебных
действий подростков в процессе обучения 16
1.3 Характеристика программного обеспечения уроков химии в
школе 33
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию личностных универсальных учебных действий подростков в процессе обучения химии 43
2.1 Исследование исходного уровня сформированности личностных универсальных учебных действий у подростков на констатирующем этапе эксперимента 43
2.2 Организация экспериментального исследования 47
2.3 Исследование динамики уровня личностных универсальных учебных
действий учащихся девятых классов 65
Заключение 69
Список литературы 70
Приложения 75
Актуальность исследования. Приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010 года №1897, вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт основного (далее ФГОС) общего образования (5-9 кл.). В связи с этим, возникла необходимость подробного изучения новых требований, которые выдвинуло время и общество.
С введением ФГОС встают новые задачи в образовательном процессе. Одним из требований стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования являются личностные результаты.
Проблему настоящего исследования определяют имеющие место противоречия между:
- потребностью образовательной практики в совершенствовании сложившейся системы среднего образования и недостаточной разработанностью теоретических и научно-методических основ формирование личностных универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- задачей формирования личностных универсальных учебных действий обучающихся в образовательном пространстве средней школы и недостаточной разработанностью педагогического инструментария активизации этого процесса в общеобразовательной школе.
Проблема исследования: каковы способы построения процесса формирования личностных универсальных учебных действий, влияющих на формирование личностных УУД у учащихся 9-х классов?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность процесса формированию личностных универсальных учебных действий учащихся девятых классов на уроке химии.
Объект исследования процесс обучения учеников 9-х классов на уроке химии.
Предмет исследования: формирование личностных универсальных учебных действий учеников 9-х классов на уроке химии.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс формирования личностных универсальных учебных действий учащихся девятых классов будет эффективным, если: - будут изучены содержание и особенности формирования личностных УУД у учащихся девятых классов;
- будут определены специфика и возможности химической дисциплины по формированию личностных УУД;
- будет разработана и внедрена в образовательный процесс общеобразовательной организации комплекс материалов по формированию личностных универсальных учебных действий учащихся старших классов.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить специфику и возможности химической дисцплиныв процессе формирования личностных универсальных учебных действий учащихся девятых классов.
3. Разработаь комплекс материалов по формированию личностных УУД учащихся девятых классов на уроках химии.
4.Определить эффективность формирования личностных
универсальных учебных действий учащихся девятых классов на уроке химии.
Теоретико-методологическая основа исследования:
-основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвязинский, М.С. Кагин, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин);
-положения современной дидактики и теории содержания общего образования (В.П. Беспалько, И.Б. Ворожцова, Л.И. Гурье, М.А. Данилов,
Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, B.C. Леднев, А.А. Кузнецов, A.M. Кондаков, М.В. Рыжаков и др.);
-психологические исследования, посвященные деятельности, мотивации и развитию личности: А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, В.Н. Мясищев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, и др.)
- положения по реализации компетентностного подхода в современном образовании (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.В. Мухаметзянова, Дж. Равен, А.В. Хуторской, И.Э. Ярмакеев и др.), прикладным аспектам формирования компетентностей у студентов - будущих учителей (А.Г.Ахметов, С.И.Гильманшина, А.И.Грицкевич, С.Г.Добротворская, В.Г.Закирова, Д.Д.Исхакова, И.В.Терентьева, П.П.Терехов, Хузиахметов А.Н.).
- концепция универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и др.).
Методы и методики исследования. Теоретические: анализ
педагогической психологической литературе по проблеме исследования, обобщение, систематизация.
Эмпирические: анкетирование, изучение и анализ документации
(ФГОС), изучение и обобщение передового педагогического опыта, метод независимых характеристик, психодиагностические методики, замеряющие регулятивные универсальные учебные действия.
Опытно-экспериментальная база: IT - лицей КФУ, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №184 им. М.И. Махмутова Советского района, г. Казани.
Научная новизна исследования состоит выявлении специфики и возможности химической дисциплины в процессе формирования личностных универсальных учебных действий учащихся девятых классов. А разработке
комплекса материалов по химии для формирования личностных ууд на уроках химии.
Теоретическая значимость работы состоит в возможности использования заданий, разработанных в процессе теоретического анализа химии при формировании личностных универсальных учебных действий в ходе педагогической деятельности учителя химии.
Практическая значимость: определяется тем, что его результаты дают возможность совершенствовать деятельность педагога. Разработанные материалы могут быть использованы в дальнейшем содержательном наполнении уроков по химии.
Достоверность результатов исследования: обеспечивалась
применением комплекса теоретических, эмпирических и математических методов исследования.
Результаты исследования были представлены: на 4 международных научных, научно-практических конференциях. Основные результаты опубликованы в периодической печати.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 54 источников. Объем работы составляет 115 страниц, содержание исследования иллюстрировано 2 таблицами, 20 рисунками. В работе представлено 4 приложения.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил установить, что вопросу развития УУД учащихся в школах на современном этапе уделяется широкое внимание, однако, не до конца отработаны механизмы, условия, приемы и способы их формирования у детей. Тем более, не до конца решены вопросы формирования личностных УУД в на уроках химии в общеобразовательной школе. Нами выявлена специфика и возможности химической дисциплины в процессе формирования личностных универсальных учебных действий учащихся девятых классов. Так, установлено, что разработанная материалы по развитию личностных универсальных учебных действий учащихся девятых классов и внедрение ее в образовательный процесс общеобразовательной организации позволили достичь повышения уровня развития личностных универсальных учебных действий учащихся девятых классов. Данные, зафиксированные в ходе эксперимента, показал, что по всем структурным элементам диагностики ЛУУД в ЭГ наблюдается прирост в отличие от КГ. Особо стоит отметить прирост показателей мотивации учащихся по изучению химической дисциплины. По результатам данного эксперимента можно утверждать, что организация учебного процесса на уроках химии привела к повышению эффективности сформированности ЛУУД по всем структурным элементам.
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 300 с.
2. Авдеев А.П. Психологические предпосылки и педагогическая сущность процесса самообразования. // Формирование у учащихся готовности к самообразованию / под ред. Б.Ф. Райского. Волгоград, 1975. - С. 15-22.
3. Авдеев В.М. Педагогическая система формирования ключевых образовательных компетенций старшеклассников: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Тамбов, 2007. - 23 с.
4. Айзенберг А.Я. Научно-технический прогресс. М.: Высшая школа, 1973.-48 с.
5. Актуальные проблемы психолого-педагогического обеспечения процесса самореализации учащихся в образовательных учреждениях российской провинции: сб. науч. ст. / Костром, гос. ун-т им. H.A. Некрасова; под ред. Н.Г. Крыловой. Кострома: КГУ, 2002. - 63 с.
6. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М.: НИИ школьных технологий, 2010. - 336 с.
7. Алиева Е.И. Учебная книга как средство формирования самообразовательных умений младших школьников: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т. -М., 1999. 16 с.
8. Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. -230 с.
9. Ананьев Б.Г О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1979.-256 с.с
10. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. - 240 с.
11. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. - Ч. 1. - 565 с.
12. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - 672 с.
13. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью (Избр. пед. труды): в 2 т. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. - Т. 2. - 504 с.
14. Бондаревская Е.В. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве Педагогического института ЮФУ / под ред. В.И. Мареева. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. - 80 с.
15. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000. - 352 с.
16. Воровщиков С.Г Азбука логичного мышления: учеб. пособие для учащихся старших классов. М.: Центральное изд-во, 2005 - 288 с.
17. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников: управленческий аспект. М.: АПК и ППРО, 2006. - 232 с.
18. Вязовкина Л. Критерии самообразовательных достижений школьников (психолого-педагогические задачи формирования компетенций) // Директор школы. М.: Сентябрь, 2006. - № 10. - С. 67-72.
19. Вязовова Е.В. Формирование когнитивной компетентности у
учащихся на основе, альтернативного выбора учебных действий (на примере обучения математике): автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01.
Екатеринбург, 2007. - 22 с.
20. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. - № 3. - С. 43-52.
21. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1996. - 60 с.35; Голованова Н.Ф. Особенности самообразовательной деятельности старшеклассников // Педагогика. 1983. - №5. - С. 47-50.
22. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. — Самара, 2003. — 148 с.
23. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М.: Педагогический поиск, 2000.- 160 с.
24. Громцева А.К. Некоторые особенности процессуальной стороны самообразовательной деятельности школьников // Формирование у учащихся готовности к самообразованию / под ред. Б.Ф. Райского. — Волгоград, 1975.
25. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1983. 144 с.
26. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. — М.: НИИ школьных технологий,
2004. — 128 с.
27. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 480 с.
28. Зуева M.JI. Формирование ключевых образовательных компетенций при обучении математике в средней (полной) школе: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. Ярославль, 2008. - 22 с.
29. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
30. Карабанова O.A. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. М., 2009. — №2.-С. 9-11.
31. Касицына Н. Педагогические условия формирования способности к самоопределению у старшеклассников // Развитие личности. 2000. -№ 1.-С. 97-104.
32. Квятковский Е.В. Литературно-художественное самообразование старшеклассников // Педагогика. 1997. - № 1. - С. 47-52.
33. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994. - 342 с.
34. Козелъчук Б.Н. Организационно-педагогическое содействие жизненному самоопределению школьников в условиях функционирования учреждения общего образования: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Челябинск, 2004.- 175 с.
35. Королева С.А. Развитие навыков самообразования старшеклассников в процессе изучения математики // Инновационная сельская школа: от идеи к результату. Йошкар-Ола: Map. гос. ун-т, 2006. - С. 112-117.
36. Краснов С.И. Управление развитием образовательных систем на основе самоопределения неформальных групп // Новые ценности образования: образование и сообщество. М.: Инноватор, 1996. - С. 41-49.
37. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное
образование, 2000. - 272 с.
38. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Методы обучения // Российская
педагогическая энциклопедия: в 2 т. М.: Большая российская
энциклопедия,1993.- Т. 1.-С. 566-567.
39. Макеева Т.В. Индивидуализация педагогической поддержки старшеклассников в решении жизненных проблем: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Ярославль, 2004. - 175 с.
40. Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
41. МартынюкИ.О. Самореализация личности как способ формирования ее жизненных целей // Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Киев: Наукова думка, 1990. - С. 86-89.
42. Матвеева Р. Ориентир классного руководителя саморазвитие школьника // Народное образование. - 2000. - № 3. - С. 74-78.
43. Махмутова Л.Г. Учебник как средство формирования предметных образовательных компетенций младшего школьника: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2007. - 22 с.
44. Рубинштейн C.JT. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. - № 4. - С. 101-107.
45. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
46. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, которая учитывает указ президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". https://fgos.ru/ (дата обращения 18.01.2019)
47. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"https://fgos■ru/ (18.02.2019)
49. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 класс) https://fgos.ru/ (дата обращения
17.03.2019)
50. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностью ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. -М.: ИОСО РАО, 2002. С. 140-141.
51. Школа формирования и самосовершенствования: Практический
материал из опыта работы для руководителей школ, классных
руководителей, воспитателей. Киев, 1997. — 48 с.
52. Melnikova G. F. Multicultural University Education and Museum
Pedagogy / G.F. Melnikova, S.I. Gilmanshina // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering 240 (2017) 012050;
http://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/240/1/012050 (Published online: 28 September 2017).
53MD Friesen, Teacher identity development in the first year of teacher education A developmental and social psychological perspective// MD Friesen, SC Besley, Teaching and Teacher Education, 36, 23-32.
54. Westera, W. Competences in education: A confusion of tongues./ W. Westera // Journal of Curriculum Studies, 2001, Vol.33 No.1, pp.75-88.