Психологический потенциал арт-технологий в раннем обучении иностранным языкам
|
Введение 2
Глава 1. Психологический потенциал арт-технологий в раннем обучении иностранному языку
1.1. Сущность понятия «арт-технология» 8
1.2. Структура, типология и динамика развития языковых способностей средствами арт-технологий в раннем обучении иностранному языку 12
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Организация и методы исследования 24
Глава 3. Эмпирическое исследование структуры, типологии, и динамики развития языковых способностей средствами арт-технологий в раннем обучении иностранному языку
3.1. Исследование уровня развития языковых, коммуникативных, и
когнитивных способностей детей дошкольного возраста 26
3.2. Эмпирическая апробация модели развития языковых способностей средствами арт-технологий в раннем обучении детей иностранным языкам 28
3.3. Результаты эксперимента, выявление совокупности психолого-педагогических условий способствующих развитию когнитивных, языковых, и
коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста 43
Заключение 49
Список литературы 50
Приложения 54
Глава 1. Психологический потенциал арт-технологий в раннем обучении иностранному языку
1.1. Сущность понятия «арт-технология» 8
1.2. Структура, типология и динамика развития языковых способностей средствами арт-технологий в раннем обучении иностранному языку 12
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Организация и методы исследования 24
Глава 3. Эмпирическое исследование структуры, типологии, и динамики развития языковых способностей средствами арт-технологий в раннем обучении иностранному языку
3.1. Исследование уровня развития языковых, коммуникативных, и
когнитивных способностей детей дошкольного возраста 26
3.2. Эмпирическая апробация модели развития языковых способностей средствами арт-технологий в раннем обучении детей иностранным языкам 28
3.3. Результаты эксперимента, выявление совокупности психолого-педагогических условий способствующих развитию когнитивных, языковых, и
коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста 43
Заключение 49
Список литературы 50
Приложения 54
В результате изучения большого количества литературы, посвященной использованию арт-технологий в сфере иноязычного образования, становится очевидной малая разработанность проблемы использования арт-технологий в раннем обучении иностранным языкам. Если тема раннего обучения иностранным языкам рассмотрена очень широко, и множество исследователей занимается вопросами раннего обучения иностранному языку, билингвизма, развития ребенка в иноязычной среде, то вопрос включения арт-технологий в раннее обучение почти не поднимается. Безусловно, все программы раннего обучения иностранным языкам включают в себя обязательным элементом игру, обучение, и использование арт-технологий, однако используемые арт- технологии имеют малое разнообразие, и во многом не соответствуют современным тенденциям развития некоторых направлений в педагогике и психологии. В то же время стоит отметить, что психологический потенциал арт-технологий используется скорее в узких педагогических целях, и мало используется для развития языковых, коммуникативных, и познавательных способностей детей, которые оказывают самое непосредственное влияние на эффективность изучение второго, и более, языка. В качестве решения данной проблемы была разработана авторская программа дополнительного образования, которая имеет целью помочь увеличить эффективность раннего обучения детей иностранным языкам, посредством использования арт- технологий. Ключевым элементом программы является активное использование наработок в сфере музыкальной терапии.
Из немногочисленных статей, посвященных исследованию возможностей использования арт-технологий в иноязычном образовании, можно понять, что их потенциал зачастую недооценен и мало используем. Вот что пишет О.В. Есаулова в статье «Педагогический потенциал использования арт-технологий в иноязычном образовании» указывает:
«Потенциал использования элементов искусства в образовании весьма велик. Искусство играет огромную роль в развитии человека. Многие учителя и психологи предпринимают попытки внедрения в обучение различных творческих заданий, позволяющих сделать педагогический процесс более насыщенным и интересным. При включении достигаются следующие результаты:
• во-первых, развитие творческих способностей;
• во-вторых, повышение самооценки и рост самосознания;
• в-третьих, развитие эмоционально нравственного потенциала;
• в-пятых, формирование умения решать конфликтные ситуации - снятие напряжения, релаксация;
• в-шестых, развитие коммуникативных навыков как на родном, так и на иностранном языке, навыков социальной поддержки и взаимного доверия.
Одной из основных целей арт-терапии является гармонизация внутреннего состояния человека. Включение уроки арт-техник, которые взяты из арт-терапии, способствуют повышению активности, снижению утомляемости, а также гармонизации личности учащихся». [19,c. 116]
Об использовании арт-технологий А.И. Копытин и Е.Е. Свистовская пишут следующее:
«До настоящего времени термин «арт-технология» отсутствует в методике преподавания иностранных языков. Он был заимствован нами из психологии. В психологической литературе под данным термином описано использование психологических методов воздействия, основанных на творческой активности, с целью не только психокоррекции, но и всестороннего развития личности человека». [25,c.3]
Также, О.В. Есаулова пишет об использовании понятия арт-технология в иноязычном образовании:
«Отсутствие четкого обозначения понятия «арт-технология» вызывает удивление, особенно с учетом того, что многие учителя периодически используют в своей практической работе различные виды искусства. При этом потенциал и эффект от применения творческих заданий, основанных на включении в учебный процесс техник и приемов работы над арт-технологиями, не до конца оценен педагогами. Посредством коллажа, танца, драматизации, изобразительной деятельности, музыки и пения можно добиться создания благоприятной учебной атмосферы на уроке, роста мотивации, повышения учебной успеваемости, снятия эмоционального напряжения, а также формирования и развития речевых навыков и умений обучающихся». [20,c.3] «Основные принципы гуманистического обучения: индивидуальное творчество, возможность выбора учебной задачи и обсуждение тем, касающихся личного мира учеников, - были с готовностью восприняты методистами и преподавателями иностранных языков. В 1970-х гг. появился ряд новых методов обучения, обзор которых приведен в книге Г. Московиц «Забота и соперживание в обучении иностранному языку;.. .наряду с учебными, эти методы ставят перед собой и психотерапевтические задачи: - оптимизация эмоционального состояния учащихся; - забота о потребностях и психологическом комфорте учащихся; - создание атмосферы творчества и самовыражения; - повышение самооценки учащихся; - повышение личностной значимости содержания обучения и др.». [5,c.343]
Педагоги Киселева Татьяна Юрьевна и Беловолова Светлана Павловна в своей статье [22,c.5] приводят статистику исследования, в которой доказывают эффективность арт-терапевтических методах на примере повышения уровня социокультурного опыта младших школьников средствами арт-терапии. «Таким образом, очевидно, арт-терапия в образовательном прострастве выступает как наиболее естественное и оптимальное условие для развития мотивационно-ценностной сферы личности, формирования у неё здоровых потребностей, мотивов и интересов деятельности(поведения), активной социальной позиции». [23,с.3]
Помимо увеличения эффективности обучения, развития личностных качеств и познавательных способностей ребенка можно предположить, что внедрение в обучение групповых игр с использованием арт-технологий также должно способствовать развитию коммуникативных и речевых способностей.
Большим подспорьем в обучении иностранному языку является знакомство детей с культурой той страны, язык которой изучается. И арт- технологии более чем любые другие психолого-педагогические технологии могут помочь знакомству детей с культурными аспектами, погружением в культурную среду носителей языка, что также является частью этнографического подхода в обучении. Также возможно использование музыки на изучаемом языке, в том числе традиционной музыки, для более глубокого погружения культурную среду, рисование характерных для той или иной страны живописи, придумывание или чтение сказок на иностранном языке с их последующим обсуждением и множество других вариантов внедрения культурных аспектов в обучение. В сам процесс создания или чтения сказки могут быть интегрированы элементы драматерпии или куклотерапии, что создаст высокую эмоциональную вовлечённость детей в процесс обучения. И во многие подходы в обучении иностранному языку, делающие акцент на коммуникативных и культурных аспектах арт-технологии могут быть с легкостью интегрированы в процесс обучения.
Вот что об этом пишет доктор педагогических наук Екатерина Протасова:«Современный человек, оказавшись за пределами страны, в которой родился, не должен чувствовать себя изолированным от мира "чужаком", неспособным адекватно воспринимать окружающие реалии. Общение с представителями других народов и полноценное восприятие иных культур обогащает личность, наделяет ее большей внутренней свободой, раскрепощенностью и независимостью, а значит, обеспечивает максимум возможностей для жизненного успеха» [17].
Из вышеизложенного можно увидеть, что внедрение арт-технологий в раннее обучение иностранным языкам является малоразработанной темой, но очень актуальной.
Теоретическая значимость дипломной работы связана с исследованием психологического потенциала использования арт-технологий в раннем обучении иностранным языкам.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования и разработанная программа могут быть внедрены в программу раннего обучения детей иностранным языкам.
Объект исследования: развитие иноязычных способностей средствами арт-технологий в раннем обучении иностранному языку.
Предмет исследования: структура, типология и динамика развития языковых способностей средствами арт-технологий в раннем обучении иностранному языку.
Цель исследования: разработать модель и психологическую технологию, выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность психолого-педагогических условий, способствующих эффективному развитию иноязычных способностей в раннем обучении иностранному языку.
Гипотеза исследования:
1. Использование арт-технологий повышает эффективность раннего обучения детей иностранным языкам.
2. Использование арт-технологий способствует активному развитию языковых, коммуникативных, и когнитивных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Изучить теорию языковых способностей;
• Изучить литературу, исследования и статьи по теме использования арт-технологий в обучении детей иностранным языкам;
• Разработать авторскую программу с использованием арт- технологий, направленную на увеличение эффективности обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста, развитию их лингвистических , коммуникативных и познавательных способностей;
• Экспериментально проверить эффективность данной программы и внести корректировки по её улучшению.
В работе использованы следующие методы и методики: математические методы обработки данных: t-критерий стьюдента; комплексная программа Л.Н.Витулиной «Программа диагностики готовности к школе», выявляющая когнитивные и языковые способности; Методика «Необитаемый остров», направленная на диагностику коммуникативных способностей детей.
Выборка: 30 детей в возрасте от 5-6 лет, обучающихся иностранному языку - английскому.
Из немногочисленных статей, посвященных исследованию возможностей использования арт-технологий в иноязычном образовании, можно понять, что их потенциал зачастую недооценен и мало используем. Вот что пишет О.В. Есаулова в статье «Педагогический потенциал использования арт-технологий в иноязычном образовании» указывает:
«Потенциал использования элементов искусства в образовании весьма велик. Искусство играет огромную роль в развитии человека. Многие учителя и психологи предпринимают попытки внедрения в обучение различных творческих заданий, позволяющих сделать педагогический процесс более насыщенным и интересным. При включении достигаются следующие результаты:
• во-первых, развитие творческих способностей;
• во-вторых, повышение самооценки и рост самосознания;
• в-третьих, развитие эмоционально нравственного потенциала;
• в-пятых, формирование умения решать конфликтные ситуации - снятие напряжения, релаксация;
• в-шестых, развитие коммуникативных навыков как на родном, так и на иностранном языке, навыков социальной поддержки и взаимного доверия.
Одной из основных целей арт-терапии является гармонизация внутреннего состояния человека. Включение уроки арт-техник, которые взяты из арт-терапии, способствуют повышению активности, снижению утомляемости, а также гармонизации личности учащихся». [19,c. 116]
Об использовании арт-технологий А.И. Копытин и Е.Е. Свистовская пишут следующее:
«До настоящего времени термин «арт-технология» отсутствует в методике преподавания иностранных языков. Он был заимствован нами из психологии. В психологической литературе под данным термином описано использование психологических методов воздействия, основанных на творческой активности, с целью не только психокоррекции, но и всестороннего развития личности человека». [25,c.3]
Также, О.В. Есаулова пишет об использовании понятия арт-технология в иноязычном образовании:
«Отсутствие четкого обозначения понятия «арт-технология» вызывает удивление, особенно с учетом того, что многие учителя периодически используют в своей практической работе различные виды искусства. При этом потенциал и эффект от применения творческих заданий, основанных на включении в учебный процесс техник и приемов работы над арт-технологиями, не до конца оценен педагогами. Посредством коллажа, танца, драматизации, изобразительной деятельности, музыки и пения можно добиться создания благоприятной учебной атмосферы на уроке, роста мотивации, повышения учебной успеваемости, снятия эмоционального напряжения, а также формирования и развития речевых навыков и умений обучающихся». [20,c.3] «Основные принципы гуманистического обучения: индивидуальное творчество, возможность выбора учебной задачи и обсуждение тем, касающихся личного мира учеников, - были с готовностью восприняты методистами и преподавателями иностранных языков. В 1970-х гг. появился ряд новых методов обучения, обзор которых приведен в книге Г. Московиц «Забота и соперживание в обучении иностранному языку;.. .наряду с учебными, эти методы ставят перед собой и психотерапевтические задачи: - оптимизация эмоционального состояния учащихся; - забота о потребностях и психологическом комфорте учащихся; - создание атмосферы творчества и самовыражения; - повышение самооценки учащихся; - повышение личностной значимости содержания обучения и др.». [5,c.343]
Педагоги Киселева Татьяна Юрьевна и Беловолова Светлана Павловна в своей статье [22,c.5] приводят статистику исследования, в которой доказывают эффективность арт-терапевтических методах на примере повышения уровня социокультурного опыта младших школьников средствами арт-терапии. «Таким образом, очевидно, арт-терапия в образовательном прострастве выступает как наиболее естественное и оптимальное условие для развития мотивационно-ценностной сферы личности, формирования у неё здоровых потребностей, мотивов и интересов деятельности(поведения), активной социальной позиции». [23,с.3]
Помимо увеличения эффективности обучения, развития личностных качеств и познавательных способностей ребенка можно предположить, что внедрение в обучение групповых игр с использованием арт-технологий также должно способствовать развитию коммуникативных и речевых способностей.
Большим подспорьем в обучении иностранному языку является знакомство детей с культурой той страны, язык которой изучается. И арт- технологии более чем любые другие психолого-педагогические технологии могут помочь знакомству детей с культурными аспектами, погружением в культурную среду носителей языка, что также является частью этнографического подхода в обучении. Также возможно использование музыки на изучаемом языке, в том числе традиционной музыки, для более глубокого погружения культурную среду, рисование характерных для той или иной страны живописи, придумывание или чтение сказок на иностранном языке с их последующим обсуждением и множество других вариантов внедрения культурных аспектов в обучение. В сам процесс создания или чтения сказки могут быть интегрированы элементы драматерпии или куклотерапии, что создаст высокую эмоциональную вовлечённость детей в процесс обучения. И во многие подходы в обучении иностранному языку, делающие акцент на коммуникативных и культурных аспектах арт-технологии могут быть с легкостью интегрированы в процесс обучения.
Вот что об этом пишет доктор педагогических наук Екатерина Протасова:«Современный человек, оказавшись за пределами страны, в которой родился, не должен чувствовать себя изолированным от мира "чужаком", неспособным адекватно воспринимать окружающие реалии. Общение с представителями других народов и полноценное восприятие иных культур обогащает личность, наделяет ее большей внутренней свободой, раскрепощенностью и независимостью, а значит, обеспечивает максимум возможностей для жизненного успеха» [17].
Из вышеизложенного можно увидеть, что внедрение арт-технологий в раннее обучение иностранным языкам является малоразработанной темой, но очень актуальной.
Теоретическая значимость дипломной работы связана с исследованием психологического потенциала использования арт-технологий в раннем обучении иностранным языкам.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования и разработанная программа могут быть внедрены в программу раннего обучения детей иностранным языкам.
Объект исследования: развитие иноязычных способностей средствами арт-технологий в раннем обучении иностранному языку.
Предмет исследования: структура, типология и динамика развития языковых способностей средствами арт-технологий в раннем обучении иностранному языку.
Цель исследования: разработать модель и психологическую технологию, выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность психолого-педагогических условий, способствующих эффективному развитию иноязычных способностей в раннем обучении иностранному языку.
Гипотеза исследования:
1. Использование арт-технологий повышает эффективность раннего обучения детей иностранным языкам.
2. Использование арт-технологий способствует активному развитию языковых, коммуникативных, и когнитивных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Изучить теорию языковых способностей;
• Изучить литературу, исследования и статьи по теме использования арт-технологий в обучении детей иностранным языкам;
• Разработать авторскую программу с использованием арт- технологий, направленную на увеличение эффективности обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста, развитию их лингвистических , коммуникативных и познавательных способностей;
• Экспериментально проверить эффективность данной программы и внести корректировки по её улучшению.
В работе использованы следующие методы и методики: математические методы обработки данных: t-критерий стьюдента; комплексная программа Л.Н.Витулиной «Программа диагностики готовности к школе», выявляющая когнитивные и языковые способности; Методика «Необитаемый остров», направленная на диагностику коммуникативных способностей детей.
Выборка: 30 детей в возрасте от 5-6 лет, обучающихся иностранному языку - английскому.
В ходе исследования были рассмотрены аспекты развития языковых способностей, изучена литература, исследования, и статьи по теме использования арт-технологий в раннем обучении иностранным языкам. В ходе исследования было дано определение понятию «арт-технология», рассмотрены основные психолого-педагогические аспекты раннего обучения иноязычным способностям.
Была выявлена, теоретически обоснована и экспериментально проверена совокупность психолого-педагогических условий и факторов, которые стимулируют эффективное развитие лингвистических, коммуникативных и познавательных способностей детей.
В результате проведенного исследования была разработана и экспериментально опробована авторская модель психологической технологии «Звуки Мира», способствующая раннему обучению детей иностранным языкам с помощью музыкальных арт-технологий. Многие упражнения используемые в арт-терапии были адаптированы и использованы при разработке данной программы. В ходе эксперимента была реализована музыкально-игровая форма занятий, с использованием элементов обучения. Была доказана эффективность использования музыкальных и ритмических игр, а также включения в занятия культурного наследия народов мира - музыки, танцев, сказок, живописи - в развитии когнитивных, языковых и коммуникативных способностей детей. Также были внесены корректировки по улучшению программы.
Была выявлена, теоретически обоснована и экспериментально проверена совокупность психолого-педагогических условий и факторов, которые стимулируют эффективное развитие лингвистических, коммуникативных и познавательных способностей детей.
В результате проведенного исследования была разработана и экспериментально опробована авторская модель психологической технологии «Звуки Мира», способствующая раннему обучению детей иностранным языкам с помощью музыкальных арт-технологий. Многие упражнения используемые в арт-терапии были адаптированы и использованы при разработке данной программы. В ходе эксперимента была реализована музыкально-игровая форма занятий, с использованием элементов обучения. Была доказана эффективность использования музыкальных и ритмических игр, а также включения в занятия культурного наследия народов мира - музыки, танцев, сказок, живописи - в развитии когнитивных, языковых и коммуникативных способностей детей. Также были внесены корректировки по улучшению программы.
Подобные работы
- Арт-технологии в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - «Арт-технологии в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе»
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Использование приемов арт-терапии в обучении немецкому языку в средней школе
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Обучение диалогической речи на основе предметно-языковой
интегрированной технологии (CL1L) в 6 классе общеобразовательной
школы (на примере предметов ’'География" и "Английский язык")
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Формирование профессиональных компетенций студентов- дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ ИСКУССТВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Арт-терапия в социальной работе с детьми с РАС
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023



