Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологический потенциал арт-технологий в раннем обучении иностранным языкам

Работа №36183

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
677
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Психологический потенциал арт-технологий в раннем обучении иностранному языку
1.1. Сущность понятия «арт-технология» 8
1.2. Структура, типология и динамика развития языковых способностей средствами арт-технологий в раннем обучении иностранному языку 12
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Организация и методы исследования 24
Глава 3. Эмпирическое исследование структуры, типологии, и динамики развития языковых способностей средствами арт-технологий в раннем обучении иностранному языку
3.1. Исследование уровня развития языковых, коммуникативных, и
когнитивных способностей детей дошкольного возраста 26
3.2. Эмпирическая апробация модели развития языковых способностей средствами арт-технологий в раннем обучении детей иностранным языкам 28
3.3. Результаты эксперимента, выявление совокупности психолого-педагогических условий способствующих развитию когнитивных, языковых, и
коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста 43
Заключение 49
Список литературы 50
Приложения 54



В результате изучения большого количества литературы, посвященной использованию арт-технологий в сфере иноязычного образования, становится очевидной малая разработанность проблемы использования арт-технологий в раннем обучении иностранным языкам. Если тема раннего обучения иностранным языкам рассмотрена очень широко, и множество исследователей занимается вопросами раннего обучения иностранному языку, билингвизма, развития ребенка в иноязычной среде, то вопрос включения арт-технологий в раннее обучение почти не поднимается. Безусловно, все программы раннего обучения иностранным языкам включают в себя обязательным элементом игру, обучение, и использование арт-технологий, однако используемые арт- технологии имеют малое разнообразие, и во многом не соответствуют современным тенденциям развития некоторых направлений в педагогике и психологии. В то же время стоит отметить, что психологический потенциал арт-технологий используется скорее в узких педагогических целях, и мало используется для развития языковых, коммуникативных, и познавательных способностей детей, которые оказывают самое непосредственное влияние на эффективность изучение второго, и более, языка. В качестве решения данной проблемы была разработана авторская программа дополнительного образования, которая имеет целью помочь увеличить эффективность раннего обучения детей иностранным языкам, посредством использования арт- технологий. Ключевым элементом программы является активное использование наработок в сфере музыкальной терапии.
Из немногочисленных статей, посвященных исследованию возможностей использования арт-технологий в иноязычном образовании, можно понять, что их потенциал зачастую недооценен и мало используем. Вот что пишет О.В. Есаулова в статье «Педагогический потенциал использования арт-технологий в иноязычном образовании» указывает:
«Потенциал использования элементов искусства в образовании весьма велик. Искусство играет огромную роль в развитии человека. Многие учителя и психологи предпринимают попытки внедрения в обучение различных творческих заданий, позволяющих сделать педагогический процесс более насыщенным и интересным. При включении достигаются следующие результаты:
• во-первых, развитие творческих способностей;
• во-вторых, повышение самооценки и рост самосознания;
• в-третьих, развитие эмоционально нравственного потенциала;
• в-пятых, формирование умения решать конфликтные ситуации - снятие напряжения, релаксация;
• в-шестых, развитие коммуникативных навыков как на родном, так и на иностранном языке, навыков социальной поддержки и взаимного доверия.
Одной из основных целей арт-терапии является гармонизация внутреннего состояния человека. Включение уроки арт-техник, которые взяты из арт-терапии, способствуют повышению активности, снижению утомляемости, а также гармонизации личности учащихся». [19,c. 116]
Об использовании арт-технологий А.И. Копытин и Е.Е. Свистовская пишут следующее:
«До настоящего времени термин «арт-технология» отсутствует в методике преподавания иностранных языков. Он был заимствован нами из психологии. В психологической литературе под данным термином описано использование психологических методов воздействия, основанных на творческой активности, с целью не только психокоррекции, но и всестороннего развития личности человека». [25,c.3]
Также, О.В. Есаулова пишет об использовании понятия арт-технология в иноязычном образовании:
«Отсутствие четкого обозначения понятия «арт-технология» вызывает удивление, особенно с учетом того, что многие учителя периодически используют в своей практической работе различные виды искусства. При этом потенциал и эффект от применения творческих заданий, основанных на включении в учебный процесс техник и приемов работы над арт-технологиями, не до конца оценен педагогами. Посредством коллажа, танца, драматизации, изобразительной деятельности, музыки и пения можно добиться создания благоприятной учебной атмосферы на уроке, роста мотивации, повышения учебной успеваемости, снятия эмоционального напряжения, а также формирования и развития речевых навыков и умений обучающихся». [20,c.3] «Основные принципы гуманистического обучения: индивидуальное творчество, возможность выбора учебной задачи и обсуждение тем, касающихся личного мира учеников, - были с готовностью восприняты методистами и преподавателями иностранных языков. В 1970-х гг. появился ряд новых методов обучения, обзор которых приведен в книге Г. Московиц «Забота и соперживание в обучении иностранному языку;.. .наряду с учебными, эти методы ставят перед собой и психотерапевтические задачи: - оптимизация эмоционального состояния учащихся; - забота о потребностях и психологическом комфорте учащихся; - создание атмосферы творчества и самовыражения; - повышение самооценки учащихся; - повышение личностной значимости содержания обучения и др.». [5,c.343]
Педагоги Киселева Татьяна Юрьевна и Беловолова Светлана Павловна в своей статье [22,c.5] приводят статистику исследования, в которой доказывают эффективность арт-терапевтических методах на примере повышения уровня социокультурного опыта младших школьников средствами арт-терапии. «Таким образом, очевидно, арт-терапия в образовательном прострастве выступает как наиболее естественное и оптимальное условие для развития мотивационно-ценностной сферы личности, формирования у неё здоровых потребностей, мотивов и интересов деятельности(поведения), активной социальной позиции». [23,с.3]
Помимо увеличения эффективности обучения, развития личностных качеств и познавательных способностей ребенка можно предположить, что внедрение в обучение групповых игр с использованием арт-технологий также должно способствовать развитию коммуникативных и речевых способностей.
Большим подспорьем в обучении иностранному языку является знакомство детей с культурой той страны, язык которой изучается. И арт- технологии более чем любые другие психолого-педагогические технологии могут помочь знакомству детей с культурными аспектами, погружением в культурную среду носителей языка, что также является частью этнографического подхода в обучении. Также возможно использование музыки на изучаемом языке, в том числе традиционной музыки, для более глубокого погружения культурную среду, рисование характерных для той или иной страны живописи, придумывание или чтение сказок на иностранном языке с их последующим обсуждением и множество других вариантов внедрения культурных аспектов в обучение. В сам процесс создания или чтения сказки могут быть интегрированы элементы драматерпии или куклотерапии, что создаст высокую эмоциональную вовлечённость детей в процесс обучения. И во многие подходы в обучении иностранному языку, делающие акцент на коммуникативных и культурных аспектах арт-технологии могут быть с легкостью интегрированы в процесс обучения.
Вот что об этом пишет доктор педагогических наук Екатерина Протасова:«Современный человек, оказавшись за пределами страны, в которой родился, не должен чувствовать себя изолированным от мира "чужаком", неспособным адекватно воспринимать окружающие реалии. Общение с представителями других народов и полноценное восприятие иных культур обогащает личность, наделяет ее большей внутренней свободой, раскрепощенностью и независимостью, а значит, обеспечивает максимум возможностей для жизненного успеха» [17].
Из вышеизложенного можно увидеть, что внедрение арт-технологий в раннее обучение иностранным языкам является малоразработанной темой, но очень актуальной.
Теоретическая значимость дипломной работы связана с исследованием психологического потенциала использования арт-технологий в раннем обучении иностранным языкам.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования и разработанная программа могут быть внедрены в программу раннего обучения детей иностранным языкам.
Объект исследования: развитие иноязычных способностей средствами арт-технологий в раннем обучении иностранному языку.
Предмет исследования: структура, типология и динамика развития языковых способностей средствами арт-технологий в раннем обучении иностранному языку.
Цель исследования: разработать модель и психологическую технологию, выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность психолого-педагогических условий, способствующих эффективному развитию иноязычных способностей в раннем обучении иностранному языку.
Гипотеза исследования:
1. Использование арт-технологий повышает эффективность раннего обучения детей иностранным языкам.
2. Использование арт-технологий способствует активному развитию языковых, коммуникативных, и когнитивных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Изучить теорию языковых способностей;
• Изучить литературу, исследования и статьи по теме использования арт-технологий в обучении детей иностранным языкам;
• Разработать авторскую программу с использованием арт- технологий, направленную на увеличение эффективности обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста, развитию их лингвистических , коммуникативных и познавательных способностей;
• Экспериментально проверить эффективность данной программы и внести корректировки по её улучшению.
В работе использованы следующие методы и методики: математические методы обработки данных: t-критерий стьюдента; комплексная программа Л.Н.Витулиной «Программа диагностики готовности к школе», выявляющая когнитивные и языковые способности; Методика «Необитаемый остров», направленная на диагностику коммуникативных способностей детей.
Выборка: 30 детей в возрасте от 5-6 лет, обучающихся иностранному языку - английскому.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования были рассмотрены аспекты развития языковых способностей, изучена литература, исследования, и статьи по теме использования арт-технологий в раннем обучении иностранным языкам. В ходе исследования было дано определение понятию «арт-технология», рассмотрены основные психолого-педагогические аспекты раннего обучения иноязычным способностям.
Была выявлена, теоретически обоснована и экспериментально проверена совокупность психолого-педагогических условий и факторов, которые стимулируют эффективное развитие лингвистических, коммуникативных и познавательных способностей детей.
В результате проведенного исследования была разработана и экспериментально опробована авторская модель психологической технологии «Звуки Мира», способствующая раннему обучению детей иностранным языкам с помощью музыкальных арт-технологий. Многие упражнения используемые в арт-терапии были адаптированы и использованы при разработке данной программы. В ходе эксперимента была реализована музыкально-игровая форма занятий, с использованием элементов обучения. Была доказана эффективность использования музыкальных и ритмических игр, а также включения в занятия культурного наследия народов мира - музыки, танцев, сказок, живописи - в развитии когнитивных, языковых и коммуникативных способностей детей. Также были внесены корректировки по улучшению программы.



1. Carroll, J.B. Lingvistic relatively, contrastive lingvistics and language - learning [Text] / J.B. Carroll //IRAL. - 1963. - V. 1. - No. 1. - P. 17.
2. Humboldt, 1836
3. Krashen S. The Input Hypothesis: Issues and Implications. - London: Long man, 1985. - P. 38-55,
4. Liebmann M. Art Therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises. Cambridge - Boston - L.: SHAMBALA, 2003. P. 40-46.с 46
5. Moskowitz G. Caring and Sharing in the Foreign Language Class. - New York: HarperCollins Publishers, 1991. - 343 p.
6. R. Jakob s o n. L in g u istics and p oetics. « S tyle in L a n - g u a g e » . N ew York — L ondon, 1960, pp. 353— 357.
7. А.А.. Леонтьев, Язык, речь, речевая деятельность, с 34
8. Анна Валерьевна Кисилева АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ, c.2
9. Ахманова О. С., 1966
10. Беккер-Глош В., Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера // Исцеляющее искусство. 1999. №
1. С. 42-58., с 58
11. Бернштейн, вестник ИГЛУ 1975, с. 6
12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. - М.: Про-свещение, 1968. - С. 230
13. Вайнрайх У. Языковые контакты. - Киев,1979
14. Виноградов, В. А. Теоретические аспекты фонологии и обучения языку [Текст] / В. А. Виноградов// Лингвистика и обучение языку. - М. : Academia,2003. - С. 369.
15. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте // Соб. соч. М.: Педагогика, 1983. т. 3. С. 335.
16. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер,2004.
- 208 с
17. Екатерина Протасова, доктор пед. наук, (Хельсинкский университет, Финляндия). Источник: www.nvobrazovanie.ru
18. Екатерина Протасова. «Многоязычие в детском возрасте»., Родина Н.М. (текст), 2005, ООО Центр «Златоуст» (редакционно-издательское оформление, издание, лицензионные права), 2005,c.3
19. ЕСАУЛОВА О.В. Педагогический потенциал арт-технологий в иноязычном образовании // Ученые записки РГСУ. 2013. №3, с.116.
20. Есаулова О.В. статья «Арт-технологии как средства овладения
иноязычным общением в основной школе»
21. И.Ю. Махова. 3.5. Отечественные теории периодизации психического развития // Психология развития: теоретические основы : учеб. пособие.
— Хабаровск: ДВГУПС, 2006
22. Киселева Татьяна Юрьевна, Беловолова Светлана Павловна Арт-терапия как психолого- педагогическая технология // Сибирский педагогический журнал. 2010. №11, c.5
23. Киселева Татьяна Юрьевна, Беловолова Светлана Павловна Арт-терапия как психолого- педагогическая технология // Сибирский педагогический журнал. 2010. №11, c.5
24. Копытин А. И. Определение арт-терапии [Электронный ресурс] //
Психол. портал Ментал.ру. Режим доступа: http://
www.profy.mental.ru/spmat/art/156 (дата обращения: 04.03.2016).
25. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. 2е стереотип. Изд.-М.: «Когито-Центр», 2010. - 197 с. 3
26. Кунгурова И. М. Арт-технологии в преподавании дисциплины «Технологии и методики обучения иностранным языкам» в вузе // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. 2013. № 5 (11). С. 46-51., с 46
27. Л.В. Ефременко, А.И. Самедова Билингвизм и особенности овладения иностранными языками у детей дошкольного возраста
28. Л.С Выготский, Мышление и речь - Страница 348
29. Л.С. Выготский «мышление и речь», с 19
30. Л.С. Выготский. Мышление и речь. «Избранные психологические исследования». М ., 1956, стр. 292
31. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность, с 148
32. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность, с 30
33. Леонтьев, 1965, Язык, речь, речевая деятельность с. 252
34. М.Б. Зацепина, ЮНЕСКО И КУЛЬТУРА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, c.3
35. Матвиенко Людмила Михайловна Статья «РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА», С.4
36. Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому» // Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз». М. 2000.
37. Мухина В. С. Психология дошкольника. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед училищ. Под ред. Л. А. Венгера. М, Просвещение, 1975.
38. Наталья Юрьевна Сергеева, Копытин А. И Статья «АРТ-ПЕДАГОГИКА И АРТ-ТЕРАПИЯ: К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОНЯТИЙ»,. Определение арт-терапии [Электронный ресурс] // Психол. портал Ментал.ру. Режим доступа: http:// www.profy.mental.ru/spmat/art/156 (дата обращения: 04.03.2016).
39. Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. 2010.
40. С.С. Пашковская Особенности изучения родного и иностранного языка детьми и взрослыми с162
41. Сергеева Н. Ю. Основы арт-педагогической деятельности. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. 234 с.
42. Скиндерева А. Н. Обучение детей раннего возраста английскому языку Обучение детей раннего возраста английскому языку // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 144-146.
43. Там же.
44. Таранова Е. В. Анализ термина «арт-педагогика» в понятийном поле педагогических и арт-терапевтических категорий // Педагогика и психология. 2012. № 1 (2). С. 8-12.
45.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4
46. Эльконин Д.Б., 1978, с. 287
47. Ю.Н. Караулов, монография «Русский язык и языковая личность» [Караулов, 1987], с 68


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ