Введение
Глава 1. История создания литературных музеев
1.1. Прообразы литературных музеев .
1.2. Литературные музеи Европы
Глава 2. Литературные музеи Англии. История и современное состояние
2.1. История литературных музеев Англии
2.2. Современная деятельность литературных музеев Англии
Заключение
Список использованных источников и литературы
Музей - это хранилище ценностей, исследовательский институт и образовательное учреждение одновременно. Он также является проводником культурных традиций между поколениями и разными группами, который влияет на формирование всей личности, её ценностей и мировоззрения. В настоящий момент в музейной практике произошли серьёзные изменения: от восприятия музея как хранилища коллекций, к музею как центру внимания.
Литературный музей - это научно-просветительское и научно-исследовательское учреждение, занимающееся осуществлением сбора, хранения, экспонирования и пропаганду материалов о деятельности писателей, их жизни и творческом пути или об историко-литературном процессе в целом.
Актуальность данной работы обусловлена современными реалиями музейного дела. В России музейное дело активно развивается, однако во многих регионах страны наблюдается задержка в развитие этого дела, чаще всего причинами которого являются недостаток бюджетного финансирования, бедность технического оснащения самих музеев, отсутствие денежных вложений в развитие музейного бизнеса, отсутсвие представлений о мировом опыте и неумение сотрудников адаптироваться к новым экономическим условиям. В связи с этим возрастает важность в заимствование зарубежного опыта с целью совершенствования отечественной музейной практики.
Для Великобритании характерен особый традиционный уклад и культура. У подавляющего числа музеев длительная и интересная история, богатейшие коллекции, серьёзная подготовка кадров, интенсивные исследования. Музеи посещают огромное количество посетителей. Они вовлечены в жизнь местного сообщества. В рамках изучения музейного дела опыт Великобритании заслуживает особого внимания.
Объектом изучения является литературные музеи как социокультурное явление. Предмет исследования - литературные музеи Англии.
Цель работы - рассмотреть историю и современное состояние литературных музеев Англии.
Данная цель определяет необходимость решения следующих задач:
1. Дать определение термину «литературный музей» и проследить его становление в музейном пространстве.
2. Рассмотреть историю становления литературного музея.
3. Определить задачи и функции литературного музея.
4. Рассмотреть литературные музеи Европы.
5. Выявить действующие литературные музеи Англии.
6. Показать значимость литературных музеев Англии.
Теоретико-методологической основой данной работы стал комплексный подход к изучению становления термина «литературный музей» и определению задач и функций современных литературных музеев. В частности были использованы теоретические работы по музеологии, культурологии. Учебники Юреневой Т.Ю. , Шулеповой Э.А., Юхневич Т.Ю., Борухович В.Ю.
В работе использовался сравнительно-исторический метод, который позволил выявить основные этапы становления «литературного музея» на протяжении всей своей истории существования. Эмпирической базой для данной работы послужили данные о деятельности музеев с официальных сайтов. Особая роль в данной работе была отведена сбору информации с российских туристических сайтов: All-london, Edemvlondon, Iglobe, Jumeirah, Rutraveller, Skyeng, Tonkosti, Tourister, Travelask, Travel.rambler, которые предоставляют богатый материал о музеях Англии и их популярности. А так же информации с официального сайта «Культура РФ» . Начало публикаций на русском языке по современной истории зарубежных музеев и подготовке для них профессиональных кадров было положено международным журналом ЮНЕСКО «Museum» в начале 1980 - х годов. В Российской Федерации интерес к изучению данной проблемы возрос в 2000- е годы, когда во многих вузах появилась подготовка по специальности музеология, и к единственному профессиональному отечественному журналу «Мир музея» добавились новые журналы - «Музей» (Москва) и «Вопросы музеологии» (Санкт-Петербург). Во многих российских городах выпускаются сборники статей по материалам научных конференций, на которых обсуждались вопросы, в том числе истории и современного положения зарубежных музеев. За последние годы появилось много статей, сравнивающих накопленный опыт разных стран в музейном деле. Очень важными работами по данному вопросу, являются исследования канадского специалиста Линн Марэнды, преподавателя университета города Сарагосы Педро Х. Лоренте и руководителя учебной программы «Культурное наследие» австралийского университета Куртина Харрис Дженнифер.
Настоящая работа состоит из содержания, введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка использованных источников и приложения, что отражает логику исследования. В заключении работы кратко изложены основные положения и результаты проведенного исследования.
На примере литературных музеев Европы и в частности Англии была рассмотрена история становления этого феномена. Были определены задачи и функции этих музеев. Проанализировав деятельность десяти наиболее популярных литературных музеев Англии, мы получили представление об их работе и функционировании.
История музеев Великобритании можно разделить на несколько периодов в связи с развитием музееведческой мысли, выдвижением просветительской, а затем и социальной роли музея.
Результаты исследования опирались на деятельность таких литературных музеев как: «Музей Чарльза Диккенса», «Музей Шерлока Холмса», «Дом- музей Джона Китса», «Дом-музей Томаса Карлейля», «Дом-музей Сэмюэля Джонсона», «Samuel Johnson Birthplace» (Биографический музей и книжный магазин), «Дом-музей Уильяма Шекспира», «Музей Роальда Даля», «Дом- музей Агаты Кристи», «Музей сестёр Бронте».
Среди них можно особо выделить: «Музей Чарльза Диккенса», «Музей Шерлока Холмса» и «Музей Роальда Даля». Эти музеи обладают лучшим расположением, наличием удобных и ифнормативных официальных сайтов, постоянно обновляющимися социальными сетями и наиболее интересными из рассмотренных литературных музеев, образовательными программами. В особенности отличился «Музей Роальда Даля», со своей необычной программой для детей.
Несмотря на общность, каждый из перечисленных музеев обладает своими индивидуальными особенностями. В первую очередь это: схожая, но в тоже время различная тематика музея. Некоторые музеи посвящены писателю, расположены в месте, где он жил, другие посвящены его литературному герою. Рассмотренные музеи различаются историей, предлагаемыми программами и целевой аудиторией, а также степенью привлечения волонтеров к своей работе, посещаемостью и проводимыми мероприятиями.
Такой музеи как «Музей Роальда Даля», выделяется в своем направлении работы с детьми. Другие же литературные музеи в большей степени ориентированны на работу со взрослой аудиторией, но не исключают и специальных детских программ.
Ряд музеев имеет хорошее расположение в живописных графствах: «Дом- музей Уильяма Шекспира», «Дом-музей Агаты Кристи», «Музей сестёр Бронте». Что положительно сказывается на приток туристов в эти места.
Подводя итоги, нужно отметить, что в Великобритании существует исторически обусловленная, хорошо отлаженная система управления музеями с участием профессиональных организаций, широкой общественности, государства, муниципалитетов, которая может служить передовым опытом для музейного сообщества и государственной политики разных стран в сфере культуры.
Российская система подготовки музейных специалистов теперь также имеет уровни бакалавриата и магистратуры, как и возможность получения ученой степени, путем обучения в аспирантуре. Учет мирового, в том числе британского опыта, для музейного образования, управления и в целом руководства музейной сферой, интересен с точки зрения совершенствования отечественной практики.
1. Беннет О. Культурная политика в соединенном королевстве: крах мотивировки и конец традиции / О. Беннет // Журнал исследований социальной политики. Т.5. №1. - С. 65-88. [Электронный ресурс]ЦКЪ:ЬА:р:ес8отап.Ь8е.ги/Ь8еёа1а/2010/12/31/1208182952/ВеппеА:_ Kult.politika%20v%20UK. .pdf (дата обращения 04.03.2019).
2. Борухович, В. Г. В мире античных свитков. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1976. — 224 с.
3. Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом:
учебное пособие Изд. 3-е, доп. / В.З. Дуликов. - М.: МГУКИ, 2011. - С. 199. [Электронный ресурс] - URL : http://
skdmguki.ru/data/documents/Dulikov - Uch.posobie - oktyabr-2011.pdf (дата обращения 08.03.2019).
4. Крылова Е. Меняющийся музей в Великобритании: Организация музейного дела в Великобритании / Е. Крылова // The art newspaper Russia. - 22 июня 2013 [Электронный ресурс] - URL: http//www.theartnewspaper.ru/post/124/ (дата обращения 15.03.2019).
5. Льюис Дж. Музеи, профессия музейного работника, университет / Дж. Льюис // Международный журнал «Museum». - 1988. - №156. - С. 43-46.
6. Лэндри Ч. Развитие городов через культуру / Ч. Лэндри // Экология культуры. - Архангельск. - 2000. - №6 (19). С. 3-8.
7. Марэнда Л. Музейная практика, музейное образование, музеология: связи и дихотомия / Л. Марэнда // Вопросы музеологии. - 2011. - № 2 (4) / - С. 104 - 109; Педро Х. Лоренте. Развитие музеологии как университетской дисциплины: от технической подготовки к
критической музеологии / Педро Х. Лоренте // Вопросы музеологии. - 2011. - №2 (4). - С. 46-54; Дженнифер Х. «Наша печаль, наше хрупкое мужество»: Музеефикация и новая музеология / Х. Дженнфер //Вопросы музеологии. - 2011. - Вып. 1 (3). - С. 31-41.
8. Сотрудники, волонтеры, аудитория // Музей. - 2011. - №11. - С.22.
9. Сотрудники, волонтеры, аудитория // Музей. - 2014. - №4. - С.35.
10. Сотрудники, волонтеры, аудитория // Музей. - 2014. - №4. - С.36.
11. Стронг Р. Музей и коммуникация / Р. Стронг // Международный журнал «Museum». - 1983. - № 138. - С. 3-9.
12. Шулепова Э.А. Основы музееведения: Учебник для высшей школы. - М.: Едиториал УРСС, 2005. — 504 с. — ISBN 5-354-00857-3.
13. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. - М.: Академический Проект, 2003.
14. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. - М.: Российский институт культурологии, 2001.
Официальные сайты:
15. «Casadi Giulietta»: http://casadigiulietta.comune.verona.it (дата
обращения 04.03.2019).
16. «Museo Casa de Cervantes»: http://museocasacervantes.mcu.es/ (дата обращения 04.03.2019).
17. «GOETHE-MUSEUM DUSSELDORF»: www.goethe-museum.com. (дата обращения 04.03.2019).
18. «Maison de Balzac»: maisondebalzac.paris.fr (дата обращения 04.03.19 г.)
19. «Henrik Ibsens museum»: www.norskfolkemuseum.no (дата обращения 04.03.2019).
20. «JUNIBACKEN»: https://www.junibacken.se (дата обращения 04.03.19 г.)
21. «Moomin»: https://muumimuseo.fi/ru/ (дата обращения 05.03.2019).
22. «Muzeum LiteraturyAdama Mickiewicza»: http://muzeumliteratury.pl/o- muzeum/ (Дата обращения 05.03.2019).
23. «Muzeum Literatury Adama Mickiewicza»: http://muzeumliteratury.pl/o- muzeum/ (дата обращения 05.03.2019).
24. «Музей Михаила Афанасьевича Булгакова»:
http://bulgakovmuseum.ru/bank-vakansij/ (дата обращения 09.03.2019).
25. Museums association: FAQs [Electronic resource] - URL:
http://www.museumsassociation.org/about/frequently-asked-questoin (дата обращения 09.03.2019).
26. «Charles Dickens Museum»: https://dickensmuseum.com (дата обращения 10.03.2019).
27. «The Sherlock Holmes Museum»: http://www.sherlock-
holmes.co.uk/home.htm (дата обращения 11.03.2019).
28. «Shakespeare's Birthplace»: https://www.shakespeare.org.uk (Дата
обращения 06.04.2019).
29. «The Roald Dahl Museum and Story Centre»: http://www.roalddahlmuseum.org (дата обращения 06.04.2019).
30. «Greenwayhouse »:https://www.mtiomhmst.org.uk/greenway (дата
обращения 06.04.2019).
31. «Вго^ё»: https://www.bronte.org.uk (дата обращения 07.04.2019).
32. Инстаграм «dickensmuseum» (Дата обращения 09.04.2019).
33. Инстаграм: «shakespearebtrust» (Дата обращения 09.04.2019).