Введение
1. Теоретические основы управления финансированием инновационной
деятельности 6
1.1 Определение и виды источников финансирования инновационной
деятельности 6
1.2 Основные проблемы и противоречия в финансировании инновационной
деятельности 16
1.3 Механизмы управления финансированием инновационной деятельности
Заключение
Приложения
В настоящее время в полной мере осознается необходимость перехода России, а следовательно, и всех субъектов экономики на инновационный путь развития. В связи с чем осуществляется ряд практических мер по реализации данного курса.
Актуальность и отсутствие целостного подхода к теории и методологии финансирования инновационной деятельности в высшем профессиональном образовании предопределили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования, так как до сих не определены четкие индикаторы результативности финансовых вложений в вузовскую науку и инновации, не установлены параметры эффективного администрирования инвестиционными ресурсами субъектов инновационной инфраструктуры высшей школы.
Одним из тезисов опубликованной статьи Путина В.В. «О наших экономических задачах» стало утверждение о ведущей роли вузов в становлении инновационной экономики. По его словам, «восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов - и как с центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития». В соответствии с концепцией развития молодежного предпринимательства именно молодые кадры являются основной движущей силой малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного.
Объектом исследования в данной работе является Высшее учебное заведение АНО ВО «Университет Иннополис».
Предметом в исследовании выступает система управления финансированием инновационной деятельности в вузе.
Основной целью является разработка механизмов, позволяющих повысить эффективность системы управления финансированием инновационной деятельности в высшем учебном заведении, что, в свою очередь, позволит оптимально использовать имеющиеся ресурсы и привлекать новые, обеспечит
управление взаимодействием внутриорганизационных структур и повысит эффективность планирования и контроля исполнения.
Для определения наиболее актуальных проблем и поиска успешных решений в процессе исследования предстоит решить ряд задач:
- дать определение инновационной деятельности и выявить актуальные проблемы, связанные с управлением финансированием данной деятельности;
- изучить методы оценки инновационной деятельности и механизмы управления;
- провести отраслевой анализ среди негосударственных вузов России;
- определить степень влияния инновационной деятельности на финансовое состояние Университета Иннополис;
- дать оценку существующей системе управления финансированием инноваций на примере АНО ВО Университет Иннополис
- предложить наиболее подходящие направления совершенствования системы управления финансированием инновационной деятельности в высшем учебном заведении.
В отличие от инвестиционных, для инновационных проектов характерны специфические риски и неопределенности, обусловленные технической и рыночной новизной инноваций. Поэтому появляется потребность в новых подходах оценки эффективности того или иного инновационного проекта [3, с.15].
Научная новизна состоит в следующем:
1) уточнение понятия инновационной деятельности применительно к конкретному объекту исследования с учетом его специфики,
2) построение методологической базы для проведения оценки эффективности инновационной деятельности применительно к высшим учебным заведениям.
Практическая значимость данной работы состоит в следующем:
- в разработке методических и практических рекомендаций по внедрению показателей оценки эффективности инновационных проектов в ВУЗе;
- в построении механизма поиска дополнительных источников финансирования инноваций;
- а также в разработке предложения по внедрению стартап-инкубатора и возможности его реализации в деятельности исследуемой организации.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. планируется, что к 2020 году вклад сектора экономики знаний и высоких технологий в ВВП должен увеличиться до 17-19 % (с 10,9 % в 2007 году) в том числе за счет формирования национальной инновационной системы, включающей интегрированную с высшим образованием подсистему научных исследований и разработок, гибко реагирующую на запросы со стороны экономики. Концепцией предполагается, что инновационный бюджет к 2020 году должен составлять около 15% ВВП [1].
Также стоит отметить наличие сложностей в разработке эффективных инструментов государственной и частной финансовой поддержки развития инновационной деятельности высшей школы. Формирование инновационного потенциала, как важнейшего элемента национальной инновационной системы, требует, с одной стороны, государственного управления ресурсами и координации действий всех участников высшей школы, с другой - использования принципов софинансирования и рыночных механизмов привлечения финансовых средств вузами, заинтересованными в разработке и реализации инноваций, создании условий, способствующих развитию инновационных продуктов.
Эмпирической базой данного исследования являются:
- законодательные и нормативные акты Российской Федерации; концепции
и стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации; Указы Президента Российской Федерации;
Федеральные целевые программы развития образования, науки и инноваций, документы Министерства финансов РФ, Министерства образования и науки РФ;
- официальные статистические данные, результаты социологических опросов, содержащиеся в изданиях Российской академии образования, федеральной службы государственной статистики, Института экономики РАН, а также ряда других научных центров;
- публикации отечественной и зарубежной периодической литературы, материалы российских и международных научно-практических конференций, семинаров по проблемам финансирования и развития инновационной деятельности в высшем образовании, а также учебные пособия и книги таких авторов, как Питер Друкер, Н. А. Кравченко, В. Н. Щербаков, В.Н. Лившиц, Г. Бирман, Джон М. Вахович, Янош Барберис, Никонова И. А. и другие.
Данная работа содержит три главы. В первой главе раскрываются теоретические основы управления финансированием инновационной деятельности, в том числе, виды финансирования инновационной деятельности, основные проблемы и противоречия в финансировании инновационной деятельности и основные механизмы управления финансированием инновационной деятельности.
Во второй главе проводится анализ системы управления финансированием инновационной деятельности, а именно, приводятся методы оценки инновационной деятельности, оценка текущего состояния негосударственных вузов России, дается оценка влиянию инновационной деятельности на финансовое состояние организации.
В третьей главе рассмотрены основные направления совершенствования системы управления финансированием инновационной деятельности в высшем учебном заведении.
Развитая инновационная инфраструктура в вузе открывает широкий спектр возможностей, таких как:
- получение дополнительных средств за счет коммерциализации научных разработок;
- сотрудничество с крупными компаниями и предприятиями;
- развитие научно-исследовательского потенциала;
- дополнительные возможности для студентов, аспирантов, молодых ученых поучаствовать в инновационном процессе на различных ролях - от разработчика до руководителя малым инновационным предприятием.
В настоящей выпускной квалификационной работе проанализированы и предложены методические рекомендации для оценки экономической эффективности инновационных проектов.
Проанализированы основные теоретические аспекты, связанные с финансированием и управлением инновационной деятельности. Раскрыта сущность и особенности инновационной деятельности. Приведена
классификация возможных источников финансирования инновационной деятельности и выявлены основные проблемы, возникающие при управлении финансированием инноваций.
Высшей стадией развития вуза является построение системы управления инновационными процессами, тонкая настройка внутренней инновационной среды и формирование внешней инновационной экосистемы вуза. В этом случае инновационная инфраструктура понимается уже не как набор элементов и объектов, а как ее неотъемлемый и в значительной степени основополагающий элемент. Главным результатом, в данном случае, является появление в вузе инновационной культуры.
Рассмотрены методы оценки эффективности инновационной деятельности. А также, выбранные методы оценки рассмотрены с точки зрения применимости их в организациях высшего образования. Инновационная
деятельность в данном исследовании раскрывается в понятии инновационных проектов, как наиболее распространенной форме, продукте инновационной деятельности. Для оценки экономической эффективности инновационных
проектов, в том числе, были выявлены основные принципы и методы оценки.
Также по результатам проведенного отраслевого анализа и анализа деятельности организации были предложены в качестве рекомендаций к применению на практике следующие мероприятия.
Применение показателей оценки экономической эффективности инновационных проектов такие, как чистая текущая стоимость, рентабельность инвестиций, внутренняя норма доходности и срок окупаемости. Предложен метод учета рисков и неопределенностей при оценке эффективности инновационных проектов. В рамках данного исследования предлагается внедрение в деятельность университета показателей эффективности финансирования инновационной деятельности по двум группам:
1) тип А - показатели, ориентированные на мониторинг узких мест в системе управления (среднегодовое количество предложений на проведение НИОКР, средняя скорость прохождения заявки по совершенствованию нового продукта до принятого решения, соотношение профинансированных проектов к заявкам);
2) тип Б - ключевые показатели для оценки результативности
инновационной деятельности в целом (рентабельность инвестиций в инновации, темп роста количества новых продуктов, которые организация
коммерциализировала за период, темп роста принятых и реализованных идей, темп роста соотношения дохода от новых бизнесов, появившихся за три года и дохода от основной деятельности).
Подготовлено предложение по привлечению дополнительных источников финансирования инновационной деятельности для АНО ВО «Университет Иннополис», среди которых можно выделить:
- организация эндаумент-фонда для финансирования инновационных образовательных программ и проведения научных исследований;
- получение государственного финансирования через грантовые программы и закупки (федеральные целевые программы, поддержка фундаментальных проектов, национальная технологическая инициатива, программа «Цифровая экономика», программа «мегагрантов»);
- организация малого инновационного предприятия с целью коммерциализации и внедрения результатов интеллектуальной деятельности студентов, аспирантов и ученых университета;
- организация тендерного департамента и участие в тендерных заявках;
- участие студентов и сотрудников университета в технологических конференциях и хакатонах.
Чтобы стимулировать молодых ученых и талантливых студентов к участию в инновационной деятельности, было предложено внедрить стартапинкубатор в деятельность организации с целью реструктуризации и улучшения финансово-экономического состояния инновационной деятельности ВУЗа.
Очевидно, что постоянно возрастающее количество реализуемых инновационных проектов Университетом отражается на общем состоянии деятельности организации. Так, заметен существенный рост чистого оборотного капитала с 19672т.р в 2015г до 128788т.р в 2017г, показатель увеличился более чем в 6 раз. Полученные значения показателей и коэффициентов говорят о том, что за последние три года финансовое состояние организации стабильно улучшалось и продолжит улучшаться при условии, что Университет «Иннополис» сохранит текущие темпы роста и развития, в том числе, продолжит увеличивать количество инновационных проектов.
Таким образом, можно утверждать, что поставленные задачи для достижения цели исследования были решены, а значит основная цель ВКР достигнута.