ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО
АУДИТА КАЧЕСТВА 7
1.1 Базовые положения внутреннего аудита качества 7
1.2 Базовые положения внешнего аудита качества 17
1.3 Взаимодействие внутреннего и внешнего аудита качества 20
1.4 Различия внутреннего и внешнего аудита качества 23
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО
АУДИТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ЖБК №9» 24
2.1 Общая характеристика предприятия 24
2.2 Система менеджмента качества предприятия и ее процессы 26
2.3 Алгоритм проведения внутреннего аудита качества на предприятии
ООО «ЖБК №9» 35
2.4 Алгоритм проведения внешнего аудита качества на предприятии ООО
«ЖБК №9» 45
2.4.1 Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» 45
2.4.2 Сертификационный аудит системы менеджмента качества 46
2.4.3 Ресертификационный аудит системы менеджмента качества 48
2.4.4 Инспекционный аудит системы менеджмента качества 49
2.5. Оценка эффективности и результативности проведения внутреннего и внешнего аудита качества на предприятии ООО «ЖБК №9» 50
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОЦЕССОВ ПРОВЕДЕНИЯ
ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО АУДИТОВ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ЖБК №9» 53
3.1 Рекомендации по совершенствованию внутреннего аудита 53
3.2 Рекомендации по совершенствованию внешнего аудита 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
В условиях современного рынка основным критерием конкурентоспособности любой организации является качество. Современная организация не может постоянно приносить доход, если качество не является краеугольным камнем ее политики.
На сегодняшний день самой популярной формой признания усилий компании по обеспечению качества продукции или услуг для потребителя является сертификация ее системы менеджмента качества на соответствие международным стандартам ISO серии 9000. На основе требований, содержащихся в этих стандартах, компании разрабатывают свои собственные системы менеджмента качества и предъявляют их для сертификации в авторитетные независимые органы, которые проводят соответствующие проверки. Эти проверки называют внешним аудитом качества. После успешного завершения такой проверки компания получает сертификат, подтверждающий о том, что система менеджмента качества соответствует требованиям стандартов ISO серии 9000.
В настоящее время российские предприятия недостаточно не уделяют достаточного внимания внутренним проверкам качества, проводимыми силами самой организации. Однако именно внутренний аудит качества позволяет, прежде всего, определить степень, в которой обязательные и принятые по собственному усмотрению процедуры и запланированные мероприятий должным образом разработаны, осуществлены и направлены на предотвращение неблагоприятных последствий.
В то же время усиливается взаимодействие между внешним и внутренним аудитом качества (стандарты внешнего аудита предусматривают использование работы внутренних аудиторов при проведении аудиторских проверок).
Понятия внутреннего и внешнего аудита систем менеджмента качества до недавнего времени были мало знакомы бизнесу в России. Однако сейчас ситуация начала активно меняться. В связи с активным развитием
экономики, динамичным ростом компаний, внутренний и внешний аудит послужат отличными механизмами совершенствования систем менеджмента качества на предприятии. С их помощью организации смогут проводить оценку возможных рисков, планировать мероприятия по снижению этих рисков, а также увеличивать продуктивность бизнес - процессов.
Самооценка имеет более широкую область применения, чем традиционная оценка качества. Ее конечная цель — выявление слабых и сильных сторон деятельности компании, а также планирование действий, которые позволят компаниям соответствовать ее миссиям, целям и задачам. Именно поэтому очень важно правильно выбрать или разработать подходящую модель для проведения самооценки организации с учетом специфики ее деятельности.
Все вышесказанное определяет, что внутренний аудит и внешний аудит, а также их оценка эффективности и совершенствование методик проведения являются актуальными на сегодняшний день.
Цель дипломной работы: на основе изучения действующей на предприятии ООО «ЖБК №9» практики проведения внутреннего и внешнего аудита, теоретических работ, инструктивных и нормативных материалов по данному вопросу разработать конкретные рекомендации по дальнейшему совершенствованию методик проведения внутреннего и внешнего аудита качества на предприятии.
Исходя из основной цели исследования, были выдвинуты следующие задачи теоретического и практического характера:
• раскрыть роль и значения внутреннего и внешнего аудита качества на предприятии;
• изучить методики проведения внутреннего и внешнего аудита качества на предприятии ООО «ЖБК №9»;
• исследовать состояния действующих методик проведения внутреннего и внешнего аудита качества на предприятии;
внешнего аудита качества.
Предметом исследования в данной дипломной работе являются внутренний и внешний аудит качества, оценка их эффективности. В качестве объекта исследования выбрано предприятие ООО «ЖБК №9».
Методы исследования:
1) Теоретические (изучение источников, классификация, обобщение, заключения)
2) Практические ( наблюдение, анализ, логический, сравнительный)
Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, вывода, списка литературы и приложений. В первом разделе охарактеризованы понятия и сущность внутреннего и внешнего аудита качества. Во втором разделе дана организационная характеристика организации, процессы проведения внутренних и внешних аудитов качества на предприятии, а также анализ эффективности методик данных процессов. В третьем разделе представлены рекомендации по совершенствованию данных процессов.
Борьба за качество — это непрерывный процесс познания и формирования сознания руководителей и персонала, улучшения деятельности организации.
Следует помнить, что все в мире имеет тенденцию изменяться и устаревать, в том числе и система менеджмента качества предприятия. Для того чтобы поддерживать СМК в рабочем состоянии и постоянно повышать эффективность ее функционирования, необходим постоянный контроль, а также совершенствование и улучшение всех процессов организации. А для того чтобы выявить все сильные и слабые стороны, приоритеты таких улучшений, необходимо эффективно использовать как внутренний аудит, так и внешний, которые сами по себе также требуют постоянного совершенствования. [24]
В дипломной работе подробно рассмотрены цели и задачи, понятия внутреннего и внешнего аудита качества, а также дана характеристика методик аудиторских проверок качества на предприятии ООО «ЖБК №9». Также рассмотрены общие функции внутреннего и внешнего аудита качества, дана оценка результативности систем контроля и оценка эффективности данных процессов внутри организации.
Внутренний аудит качества - это независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита - помогать сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции и поддерживать СМК предприятия в рабочем состоянии.
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами для объективной оценки достоверности действующей СМК предприятия требованиям стандарта ISO 9001:2015.
Рассмотрено взаимодействие и различия внутреннего и внешнего аудита. Взаимодействие внешнего и внутреннего аудиторов со стороны внутреннего аудита должно быть основано на позиции максимального содействия независимому аудитору, со стороны внешнего аудитора - на концепции беспристрастного подхода к оценке степени доверия, оказываемой внутреннему аудитору. Различия между внутренним и внешним аудитом вытекают также из их основных задач и из времени выполнения работы. Если основной задачей внутреннего аудита является подготовка для руководства материалов о состоянии действующей СМК данного предприятия, то главная задача внешнего аудита - подтверждение соответствия СМК требованиям, установленным ISO 9001:2015 или иным документом на системы менеджмента. [25]
Подробно и поэтапно расписан алгоритм проведения внутреннего аудита качества на предприятии, рассмотрена подготовка и осуществление внешнего аудита, то есть ознакомление, планирование, проведение и составление аудиторского заключения.
Проведя исследование процессов проведения внутреннего и внешнего аудитов качества на предприятии ООО «ЖБК №9», можно сделать следующие выводы:
• Согласно ISO 9001:2015 аудит соответствия на предприятии ООО «ЖБК №9» проводится на основе единой методологии, по одной регламентированной документированной процедуре, в которой установлена четко фиксированная структура требований к системе менеджмента, производственным и обеспечивающим процессам, ведению документации и записям аудитора. Этим обеспечивается наглядность представления аудитором материалов и его выводов/
• Внутренний аудит успешно проводится в заранее установленные сроки;
• В целом работа предприятия, его структур и владельцев процессов соответствует требованиям стандарта ISO и запланированным мероприятиям;
• Аудиторы выполняют требования СТО № 9.2 «Внутренний аудит», данная процедура выдержана, отчетная документация представляется вовремя, внутренний аудит результативен;
• Система менеджмента качества ООО «ЖБК №9» результативна и поддерживается в рабочем состоянии;
• В соответствии с заключенным договором и предварительно согласованными планами группой аудиторов Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» проводятся сертификационный, ресертификационный и инспекционные аудиты системы менеджмента качества на предприятии. Проверка проводится по процессам и подразделениям, связанным с заявленной областью сертификации. Объем проверки определяется планом проверки и включает проверку адекватности и соответствия деятельности и элементов СМ, в том числе: производственных процессов, политики, целей, организационной структуры управления, документаций СМ.
• В ходе последних проверок установлено, что система менеджмента качества поддерживается в действии, развивается в соответствии с принципом постоянного улучшения и, в целом, результативна и соответствует критериям внешнего аудита.
• Существуют возможности для улучшения СМК.
В связи с тем, что процессы внутреннего и внешнего аудитов систем менеджмента качества требуют постоянного совершенствования, был разработан ряд рекомендаций:
1) Внедрение документированной процедуры «Распределение установленных несоответствий по требованиям ISO 9001:2015 за 20 г. по результатам внутренних аудитов СМК структурных подразделений»;
2) Разработка схемы «Модель СМК ООО «ЖБК №9»»;
3) Разработка общего алгоритма подготовки и проведения внешнего аудита систем менеджмента качества на предприятии ООО «ЖБК №9».
1. Внутренний аудит и контроль: учебник / Пугачев В.В. - Издательство: Дело и сервис - 22 с.- 2010г.
2. Внутренний аудит качества и самооценка организации: учеб. пособие / В.В. Ефимов. - Ульяновск: УлГТУ, 2007 - 123с.
3. Внутренний аудит и контроль: учебник / Л.В. Сотникова.-
Издательство: ВЗФЭИ. - М.: ЗАО «Фин- статинформ» 2000 - 243с.
4. Аудит: учеб. пособие / Н.А Богданова, М.А. Рябова [Электронный ресурс ] Режим доступа http://window.edu.rU/resource/823/71823 (Дата обращения 07.05.2019г.)
5. Методологические основы аудиторской деятельности - [Электронный ресурс ] Режим доступа http://diplomba.ru/work/4113 (Дата обращения 07.05.2019г.)
6. Ковалёва О.В Константинов Ю.П. Аудит: организация аудиторской
деятельности: учеб. пособие.- М.: Экспертное бюро ПРИОР, 2000
7. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента»
8. ГОСТ Р 55568-2013 «Оценка соответствия. Порядок сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента»
9. Ковалёва О.В Константинов Ю.П. Аудит: учеб. пособие.- М.: Издательство ПРИОР, 2002
10. Федеральный закон от 30.12.2008 №307 - ФЗ (ред. от 23.04.2018) Об аудиторской деятельности
11. Аудит: учебник / Белуха Н.Т.- Издательство: Знания 2000 - 769с.
12. Путко Г.М. Аудит и ревизия: учеб. пособие.- Интерпрессервис, 2003
13. Богомолов А.М. Внутренний аудит. Организация и методика проведения [Текст] / А.М. Богомолов , Н.А. Голощапов— М.: «Экзамен», 2014.-145с.
14. Система менеджмента качества ООО «ЖБК №9».
15. Политика в области качества ООО «ЖБК №9».
16. Цели и задачи в области качества ООО «ЖБК №9».
17. Руководство по качеству ООО «ЖБК №9»
18. СТО № 9.2 «Внутренние аудиты» » (от 24.10.2017, Приказ № 115 от 24.10.2017)
19. «Программой проведения внутренних аудитов СМК в подразделениях ООО «ЖБК № 9 на 2018г.»
20. Аудит и контроллинг персонала организации: учеб. пособие / под ред. П.Э. Шлендера. - М.: ВЗФЭИ.- 2014. - 664 с.
21. СТО № 10.2 «Корректирующие мероприятия»
22. ISO 9001:2015 Системы менеджмента качества
23. Эффективность деятельности службы внутреннего аудита. В.Е.Хромов, Д.А.Пашковский [Электронный ресурс ] Режим доступа https://www.cfin.ru/ias/ias eff.shtml (Дата обращения 01.06.2019г.)
24. Макальская А.К. Внутренний аудит: учебно-практическое пособие.- 2-е изд.. перераб. и доп.-М.: Дело и сервис.- 2001
25. Ефимов, В. В. Улучшение качества продукции, процессов и ресурсов : учеб. пособие / В. В. Ефимов. - М. : КНОРУС.- 2015 - 223 с.