Работа сделана на примере Прилузского района Республики Коми
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5
2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИЛУЗСКОМ РАЙОНЕ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Успех модернизации российского образования во многом зависит от грамотного определения приоритетов развития образовательной системы. Современные требования общества к развитию детей с особыми образовательными потребностями диктуют необходимость более полно реализовать педагогическую идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Речь в данном случае идёт о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной интеграции их в общество. Коррекционно-педагогическая практика имеет богатый исторический опыт. За годы изучения аномальных детей, выявления природы и сущности их отклонений, организации коррекционной работы с ними сформировалась стройная система научных знаний об аномальных детях и истории развития специальных образовательных учреждений для детей с недостатками в развитии и поведении. Однако, в настоящее время не изучены этапы становления специального образования в региональном аспекте.
Вышеизложенное определило актуальность и выбор настоящей темы исследования: «История специ¬ального образования Прилузского района».
Целью данного исследования является изучение истории специального образования в Прилузском районе.
Объектом исследования является процесс специального образования.
Предметом исследования является исторический процесс специального образования в Прилузском районе.
Указанная цель исследования обусловила необходимость решения следующих основных задач:
1. Изучить литературу по теме исследования – «История специального образования Прилузского района».
2. Рассмотреть этапы развития специального образования в Прилузском районе.
В основу методологической базы исследования был положен анализ развития специального образования в работах таких авторов, как: Н.М. Назаренко, Т.Г. Никуленко, А.В. Пилипенко и др. В.П. Глухов, П.О. Корнеева и др. обосновали сущность понятий «специальная педагогика», «специальное образование». В трудах Т.В. Алышевой, Г.В. Васенкова, В.В. Воронковой, А.Д. Гонеева и др. прослежена эволюция специального образования в зарубежных странах и в России.
Основные методы исследования: теоретические – анализ, методы аналогии и классификации, синтез, обобщение, изучение публикаций по теме исследования.
Исследование посвящено истории развития специального образования в Прилузском районе.
Коррекционная педагогика представляет собой область педагогической науки, направленную на изучение условий реализации образовательно-воспитательного процесса для детей с различными психо-физическими нарушениями с целью оптимизации образовательно-воспитательного процесса, обеспечения оптимальных условий для достижения максимально возможного уровня развития личности, ее адаптации и социализации. На современном этапе развития коррекционная педагогика включает в себя несколько разделов, изучающих специфику работы с детьми с определенными нарушениями развития: с задержкой психического развития; глухими и слабослышащими; с нарушениями интеллекта; слепыми и слабовидящими; с нарушениями эмоционального развития; со сложной структурой нарушений; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Становление специальной педагогики изначально осуществлялось в рамках дефектологии – интегративной области научных знаний, синтезирующей психолого-педагогическое и клинико-физическое направления исследования процессов развития личности ребенка.
Таким образом, начиная с периода своего развития как самостоятельной научной области, коррекционная педагогика выступает тесно связанной с психологическими и медицинскими дисциплинами. В историческом плане первыми возникли тифлопедагогика, сурдопедагогика, возникшие в начале XIX столетия; в последней четверти того же века осуществлялось становление олигофренопедагогики.
В ходе проведенного исследования был сформулирован вывод о том, что история специального образования Республики Коми, а в частности Прилузского района не изучалась. Также в республике отсутствуют научные подразделения, занимающиеся изучением истории специального образования. В Прилузском районе Республики Коми функционирует единственное Государственное общеобразовательное учреждение специального образования – это «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 12» VIII вида (ГОУ РК «СКШИ № 12») с. Читаево Прилузского района. Дата открытия школы-интернат – 1985 г.
Сотрудники каждого образовательного учреждения несут ответственность за здоровье и жизнь детей, обеспечение их конституционного права на получение качественного бесплатного образования в рамках установленного стандарта. Все выпускники коррекционных образовательных учреждений (кроме школ VIII вида) получают цензовое образование. Всем им обязательно вручают аттестат государственного образца, в котором указывают факт завершения обучения в коррекционном общем или среднем образовательном учреждении.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ // СПС «Консультант плюс». [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 01.10.2019 г.).
2. Алышева Т.В. Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова. – М.: Дрофа, 2009. – 397 c.
3. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро – и патопсихологии. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
4. Варенова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие. – М.: Форум, 2015. – 272 с.
5. Велиева С. В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения // Педагогика. – 2017. – № 3. – С. 50-58.
6. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А. Горловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.
7. Глухов В.П. Специальная педагогика и специальная психология: учебник для академического бакалавриата / – 2-е изд., испр. и доп.. – М.: изд. Юрайт, 2016. – 264 с.
8. Головчиц Л.А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Дефектология. – 2014. – № 1. – С. 3-13.
9. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с
10. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика: Учеб. пособие для вузов. – Королев: Парадигма, 2005. – 319 с.
11. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ // Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
12. Корнева П.О. Дефектология. – М.: Инфра-М, 2014. – 522 с.
13. Косенкова Т.В. Эволюция формирования института реабилитации детей с ОВЗ // Социально-гуманитарные знания, 2015. –№5. – С. 333-339.
14. Назарова Н.М. Сравнительная специальная педагогика: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М. : Академия, 2011. – 336 с
15. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 446 с.
16. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь / Н.В. Новоторцева. – М.: Каро, 2006. – 868 c.
17. Официальный сайт Специальной (коррекционной) школы-интернат № 12» VIII вида (ГОУ РК «СКШИ № 12»). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sch12.rkomi.ru/pages/obuchayuschimsya_i_roditelyam (Дата обращения: 05.10.2019).
18. Пилипенко А.В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: Учеб. пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2008. – 45 с.
19. Рудик О.С. Практическая коррекционная работа с детьми с ОНР. – М.: Владос, 2014. – 320 с.
20. Субботина Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Кемерово, 2012. – 22 с.