Влияние гендерных стереотипов на формирование руководящего состава (Алтайский Государственный Университет )
|
Объект исследования - муниципальные служащие занимающие руководящие посты в 11 муниципальных образований Хабарского района Алтайского края.
Много приложений ( методика и результаты исследования в табличном виде).
Введение 4
Глава 1. Особенности изучения гендерных стереотипов в контексте профессионального отбора на руководящие должности 10
1.1. Гендерные стереотипы: понятия, признаки, функции 10
1.2. Направления в изучении гендерных стереотипов как социально-психологического феномена 22
1.3. Гендерные стереотипы в контексте профессионального отбора на руководящие должности 26
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования гендерных стереотипов участвующих в профессиональном отборе на руководящие должности 33
2.1. Этапы исследования 33
2.2. Участники исследования 35
2.3. Методы исследования и их характеристика 35
Глава 3. Эмпирическое исследование и анализ структуры гендерных стереотипов на примере администраций муниципальных образований Хабарского района 40
3.1. Анализ эмпирических данных 40
3.2. Анализ структуры гендерных стереотипов на примере администраций муниципальных образований Хабарского района 43
3.3. Система работы по формированию профессиональных перспектив в работе с сотрудниками администраций муниципальных образований Хабарского района с учетом структуры гендерных стереотипов 47
3.4. Анализ результатов структуры гендерных стереотипов на примере администраций муниципальных образований Хабарского района после реализации программы тренинга 52
Выводы по главе. 56
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 69
Много приложений ( методика и результаты исследования в табличном виде).
Введение 4
Глава 1. Особенности изучения гендерных стереотипов в контексте профессионального отбора на руководящие должности 10
1.1. Гендерные стереотипы: понятия, признаки, функции 10
1.2. Направления в изучении гендерных стереотипов как социально-психологического феномена 22
1.3. Гендерные стереотипы в контексте профессионального отбора на руководящие должности 26
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования гендерных стереотипов участвующих в профессиональном отборе на руководящие должности 33
2.1. Этапы исследования 33
2.2. Участники исследования 35
2.3. Методы исследования и их характеристика 35
Глава 3. Эмпирическое исследование и анализ структуры гендерных стереотипов на примере администраций муниципальных образований Хабарского района 40
3.1. Анализ эмпирических данных 40
3.2. Анализ структуры гендерных стереотипов на примере администраций муниципальных образований Хабарского района 43
3.3. Система работы по формированию профессиональных перспектив в работе с сотрудниками администраций муниципальных образований Хабарского района с учетом структуры гендерных стереотипов 47
3.4. Анализ результатов структуры гендерных стереотипов на примере администраций муниципальных образований Хабарского района после реализации программы тренинга 52
Выводы по главе. 56
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 69
В последнее десятилетие гендерный подход, в изучении социальных явлений, приобрел практическую направленность, в том числе, в формировании и структурировании взаимоотношений людей в трудовых и профессиональных коллективах, что является одним из действенных рычагов выстраивания внутрикорпоративных связей для достижения максимальной продуктивность рабочего персонала, что, в конечном счете, влияет на экономическую успешность организации.
В данной работе гендер рассматривается с точки зрения социальных ролей предопределяемых обществом для мужчины и женщины и сложившихся в связи с этим в обществе стереотипных взглядов на данные роли.
Изучение гендерных ролей, сформированных под воздействием стереотипных взглядов по полоролевому принципу, достаточно актуально в экономической и социальной сферах современной России т.к. содержат в себе дополнительные ресурсы экономического развития страны, освобождая от привычного «усредненного взгляда» на процессы мотивы, ценности, культурные нормы и иные немаловажные факторы, влияющие на экономическую эффективность хозяйствующих субъектов. Именно поэтому экономика должна опираться на исследования гендерных явлений, которые дают возможность понять, как гендерные различия влияют на деловую активность тех или иных субъектов рыночной экономики, какие гендерные модели достижения успеха в бизнесе существуют, как они трансформируются со временем. Интерес в данном случае вызывают методы и формы лидерства, проявляемые в экономической сфере мужчинами и женщинами, а также их различия в деловой стратегии с позиции как фактически демонстрируемых, так и сложившиеся гендерные стереотипы на должное поведение руководителя. Ожидаемое поведение, приписываемое руководителю по полоролевому признаку, влияет не только на его назначение на должность, но и на взаимоотношения с подчиненными.
Степень изученности проблемы. Изучение гендерных стереотипов имеет обширную историю, но в контексте профессиональной деятельности можно отметить не так много работ представленных такими исследователями как Ш. Берн, С. Беем, Б.Г. Ананьев, А.Л. Журавлев, Т.С. Кабаченко, А.Г. Комендант, Г.С. Михайлов. Проблемам гендерной дифференциации принятия управленческого решения посвящены работы Г.В. Гнездилова, Н.Ю. Ерофеевой, Е.П. Ильина и др. Основные компоненты гендерной идентификации и дифференциации раскрыты в трудах И.С. Клециной, И.И. омаров и др.
Объектом исследования в данной работе является влияние гендерных стереотипов руководящего состава, учитываемые при оценке профессионального потенциала лиц, которые претендуют на руководящие должности.
Предмет исследования – гендерные стереотипы руководящего состава, учитываемые при оценке профессионального потенциала лиц, которые претендуют на руководящие должности.
Цель исследования: выявить и описать гендерные стереотипы руководящего состава, учитываемые при оценке профессионального потенциала лиц, которые претендуют на руководящие должности.
Гипотеза исследования:
1) существуют различия в стереотипах мужчин и женщин об образе руководителя;
2) мужчины-руководители оценивают руководителя с позиции социальной успешности и деловых качеств;
3) женщины-руководители оценивают с точки зрения эмоциональности и отношения к подчиненным.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение ряда задач:
- провести теоретический анализ работ по проблемам гендерной дифференциации принятия управленческого решения;
- рассмотреть основные компоненты гендерной идентификации и дифференциации;
- проанализировать гендерную специфику принятия управленческих решений;
- выявить в эмпирическом исследовании гендерные стереотипы, участвующие в формировании идеального образа руководителя, учитываемых при оценки профессионального потенциала лиц, которые претендуют на руководящие должности.
В данной работе гендер рассматривается с точки зрения социальных ролей предопределяемых обществом для мужчины и женщины и сложившихся в связи с этим в обществе стереотипных взглядов на данные роли.
Изучение гендерных ролей, сформированных под воздействием стереотипных взглядов по полоролевому принципу, достаточно актуально в экономической и социальной сферах современной России т.к. содержат в себе дополнительные ресурсы экономического развития страны, освобождая от привычного «усредненного взгляда» на процессы мотивы, ценности, культурные нормы и иные немаловажные факторы, влияющие на экономическую эффективность хозяйствующих субъектов. Именно поэтому экономика должна опираться на исследования гендерных явлений, которые дают возможность понять, как гендерные различия влияют на деловую активность тех или иных субъектов рыночной экономики, какие гендерные модели достижения успеха в бизнесе существуют, как они трансформируются со временем. Интерес в данном случае вызывают методы и формы лидерства, проявляемые в экономической сфере мужчинами и женщинами, а также их различия в деловой стратегии с позиции как фактически демонстрируемых, так и сложившиеся гендерные стереотипы на должное поведение руководителя. Ожидаемое поведение, приписываемое руководителю по полоролевому признаку, влияет не только на его назначение на должность, но и на взаимоотношения с подчиненными.
Степень изученности проблемы. Изучение гендерных стереотипов имеет обширную историю, но в контексте профессиональной деятельности можно отметить не так много работ представленных такими исследователями как Ш. Берн, С. Беем, Б.Г. Ананьев, А.Л. Журавлев, Т.С. Кабаченко, А.Г. Комендант, Г.С. Михайлов. Проблемам гендерной дифференциации принятия управленческого решения посвящены работы Г.В. Гнездилова, Н.Ю. Ерофеевой, Е.П. Ильина и др. Основные компоненты гендерной идентификации и дифференциации раскрыты в трудах И.С. Клециной, И.И. омаров и др.
Объектом исследования в данной работе является влияние гендерных стереотипов руководящего состава, учитываемые при оценке профессионального потенциала лиц, которые претендуют на руководящие должности.
Предмет исследования – гендерные стереотипы руководящего состава, учитываемые при оценке профессионального потенциала лиц, которые претендуют на руководящие должности.
Цель исследования: выявить и описать гендерные стереотипы руководящего состава, учитываемые при оценке профессионального потенциала лиц, которые претендуют на руководящие должности.
Гипотеза исследования:
1) существуют различия в стереотипах мужчин и женщин об образе руководителя;
2) мужчины-руководители оценивают руководителя с позиции социальной успешности и деловых качеств;
3) женщины-руководители оценивают с точки зрения эмоциональности и отношения к подчиненным.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение ряда задач:
- провести теоретический анализ работ по проблемам гендерной дифференциации принятия управленческого решения;
- рассмотреть основные компоненты гендерной идентификации и дифференциации;
- проанализировать гендерную специфику принятия управленческих решений;
- выявить в эмпирическом исследовании гендерные стереотипы, участвующие в формировании идеального образа руководителя, учитываемых при оценки профессионального потенциала лиц, которые претендуют на руководящие должности.
Проблема гендерных стереотипов, шаблонов восприятия и ролевых ожиданий в требованиях предъявляемых к руководителю и к его качествам, является существенным фактором как успешности самого руководителя, так и эффективности деятельности организации. Анализ содержания гендерных стереотипов об идеальном руководителе важен постольку, поскольку отражает систему требований к методам и стилю управления руководителя.
Из приведенного выше теоретического и эмпирического исследования следует:
1. Ожидание относительно образа, качеств и характеристик руководителя формируются под воздействием, в том числе, гендерных стереотипов.
2. Гендерные стереотипы имеют биполярный характер, неся в себе с одной стороны функцию схематизации восприятия мира для облегчения процесса установления межличностного контакта, а с другой стороны стимулируя в нас склонность акцентировать внимание на примерах подтверждающих наши устойчивые убеждения относительно поло-ролевых стереотипов.
3. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин во многих областях жизни, в том числе, профессиональной.
4. Гендерные стереотипы формируются у человека на протяжении всей жизни под воздействием общественных и социальных институтов и понуждают личность к определению себя посредством гендерной идентичности с позиции маскулинных или фемининных черт личности, а так же принятию стереотипов и установок, связанных с выбором моделей поведения.
5. Принятие моделей поведения продиктованных гендерной идентичностью и сформированных под воздействием гендерных стереотипов ведет к усилению у себя полоспецифичных черт и уменьшению степени выраженности неполоспецифичных черт, что может тормозить личностное и профессиональное развитие человека.
6. Согласно проведенным эмпирическим исследованиям в представлении мужчин и женщин коммуникативные, организаторские и лидерские качества руководителя различны и имеют выраженную гендерную характеристику, что подтверждает гипотезу исследования.
7. Давление гендерных стереотипов искажает объективность восприятия личности при оценке ее профессиональных способности, что может приводить к необъективности при решении вопроса о назначении на должность.
Сложившиеся гендерные стереотипы демонстрируют устойчивость т.е. способность существовать в неизменном виде в течение продолжительного периода времени (годы, столетия и т.д.). Костная природа сложившихся однажды гендерных стереотипов не позволяет им быть достаточно гибкими, что бы быть чутким барометром современного общества и происходящих в нем изменений. Таким образом, возникает необходимость по проведению работы по расшатыванию традиционно сложившегося мнения о безусловной объективности гендерных стереотипов.
В представлениях мужчин и женщин уровень выраженности коммуникативных, организаторских и лидерских качеств руководителя достоверно различается. В представлении женщин идеальный руководитель должен быть наделен чувством юмора, быть физически развитым, здоровым, обязательно привлекательным. В представления мужчин у руководителя обязательно должны быть развиты такие качества, как оригинальность в суждениях, отзывчивость, доброта. Менее значимыми для женщин оказались такие качества руководителя, как стремление к лидерству, предприимчивость, умение принимать решения, наличие интуиции; для мужчин – взаимопомощь, поддержка в трудной жизненной ситуации, эмпатийность, взаимоуважение, внимание и т.д. При этом, как женщины, так и мужчины приписывают руководителю традиционное для управленца поведение – умение делегировать полномочия, умение устанавливать взаимоотношения с подчиненными, умение распределять свое рабочее время и т.д.
После анализа результатов эмпирического исследования была разработана и апробирована в работе с сотрудниками администраций муниципальных образований Хабарского района тренинговая программа «Преодоление гендерных стереотипов у руководителей». Отличительной особенностью данной программы является то, что в основу положен такой теоретический конструкт, как «гендерные стереотипы». Эффективность тренинговой программы была проведена в контрольном эксперименте. Результаты по методикам были обработаны методом факторного анализа. Основным выводом является то, что гендерная принадлежность кандидата на руководящую должность для женщин-руководителей и мужчин руководителей значения не имеет.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Из приведенного выше теоретического и эмпирического исследования следует:
1. Ожидание относительно образа, качеств и характеристик руководителя формируются под воздействием, в том числе, гендерных стереотипов.
2. Гендерные стереотипы имеют биполярный характер, неся в себе с одной стороны функцию схематизации восприятия мира для облегчения процесса установления межличностного контакта, а с другой стороны стимулируя в нас склонность акцентировать внимание на примерах подтверждающих наши устойчивые убеждения относительно поло-ролевых стереотипов.
3. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин во многих областях жизни, в том числе, профессиональной.
4. Гендерные стереотипы формируются у человека на протяжении всей жизни под воздействием общественных и социальных институтов и понуждают личность к определению себя посредством гендерной идентичности с позиции маскулинных или фемининных черт личности, а так же принятию стереотипов и установок, связанных с выбором моделей поведения.
5. Принятие моделей поведения продиктованных гендерной идентичностью и сформированных под воздействием гендерных стереотипов ведет к усилению у себя полоспецифичных черт и уменьшению степени выраженности неполоспецифичных черт, что может тормозить личностное и профессиональное развитие человека.
6. Согласно проведенным эмпирическим исследованиям в представлении мужчин и женщин коммуникативные, организаторские и лидерские качества руководителя различны и имеют выраженную гендерную характеристику, что подтверждает гипотезу исследования.
7. Давление гендерных стереотипов искажает объективность восприятия личности при оценке ее профессиональных способности, что может приводить к необъективности при решении вопроса о назначении на должность.
Сложившиеся гендерные стереотипы демонстрируют устойчивость т.е. способность существовать в неизменном виде в течение продолжительного периода времени (годы, столетия и т.д.). Костная природа сложившихся однажды гендерных стереотипов не позволяет им быть достаточно гибкими, что бы быть чутким барометром современного общества и происходящих в нем изменений. Таким образом, возникает необходимость по проведению работы по расшатыванию традиционно сложившегося мнения о безусловной объективности гендерных стереотипов.
В представлениях мужчин и женщин уровень выраженности коммуникативных, организаторских и лидерских качеств руководителя достоверно различается. В представлении женщин идеальный руководитель должен быть наделен чувством юмора, быть физически развитым, здоровым, обязательно привлекательным. В представления мужчин у руководителя обязательно должны быть развиты такие качества, как оригинальность в суждениях, отзывчивость, доброта. Менее значимыми для женщин оказались такие качества руководителя, как стремление к лидерству, предприимчивость, умение принимать решения, наличие интуиции; для мужчин – взаимопомощь, поддержка в трудной жизненной ситуации, эмпатийность, взаимоуважение, внимание и т.д. При этом, как женщины, так и мужчины приписывают руководителю традиционное для управленца поведение – умение делегировать полномочия, умение устанавливать взаимоотношения с подчиненными, умение распределять свое рабочее время и т.д.
После анализа результатов эмпирического исследования была разработана и апробирована в работе с сотрудниками администраций муниципальных образований Хабарского района тренинговая программа «Преодоление гендерных стереотипов у руководителей». Отличительной особенностью данной программы является то, что в основу положен такой теоретический конструкт, как «гендерные стереотипы». Эффективность тренинговой программы была проведена в контрольном эксперименте. Результаты по методикам были обработаны методом факторного анализа. Основным выводом является то, что гендерная принадлежность кандидата на руководящую должность для женщин-руководителей и мужчин руководителей значения не имеет.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020



