Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние гендерных стереотипов на формирование руководящего состава (Алтайский Государственный Университет )

Работа №36017

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость2500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
512
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Объект исследования - муниципальные служащие занимающие руководящие посты в 11 муниципальных образований Хабарского района Алтайского края.
Много приложений ( методика и результаты исследования в табличном виде).
Введение 4
Глава 1. Особенности изучения гендерных стереотипов в контексте профессионального отбора на руководящие должности 10
1.1. Гендерные стереотипы: понятия, признаки, функции 10
1.2. Направления в изучении гендерных стереотипов как социально-психологического феномена 22
1.3. Гендерные стереотипы в контексте профессионального отбора на руководящие должности 26
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования гендерных стереотипов участвующих в профессиональном отборе на руководящие должности 33
2.1. Этапы исследования 33
2.2. Участники исследования 35
2.3. Методы исследования и их характеристика 35
Глава 3. Эмпирическое исследование и анализ структуры гендерных стереотипов на примере администраций муниципальных образований Хабарского района 40
3.1. Анализ эмпирических данных 40
3.2. Анализ структуры гендерных стереотипов на примере администраций муниципальных образований Хабарского района 43
3.3. Система работы по формированию профессиональных перспектив в работе с сотрудниками администраций муниципальных образований Хабарского района с учетом структуры гендерных стереотипов 47
3.4. Анализ результатов структуры гендерных стереотипов на примере администраций муниципальных образований Хабарского района после реализации программы тренинга 52
Выводы по главе. 56
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 69



В последнее десятилетие гендерный подход, в изучении социальных явлений, приобрел практическую направленность, в том числе, в формировании и структурировании взаимоотношений людей в трудовых и профессиональных коллективах, что является одним из действенных рычагов выстраивания внутрикорпоративных связей для достижения максимальной продуктивность рабочего персонала, что, в конечном счете, влияет на экономическую успешность организации.
В данной работе гендер рассматривается с точки зрения социальных ролей предопределяемых обществом для мужчины и женщины и сложившихся в связи с этим в обществе стереотипных взглядов на данные роли.
Изучение гендерных ролей, сформированных под воздействием стереотипных взглядов по полоролевому принципу, достаточно актуально в экономической и социальной сферах современной России т.к. содержат в себе дополнительные ресурсы экономического развития страны, освобождая от привычного «усредненного взгляда» на процессы мотивы, ценности, культурные нормы и иные немаловажные факторы, влияющие на экономическую эффективность хозяйствующих субъектов. Именно поэтому экономика должна опираться на исследования гендерных явлений, которые дают возможность понять, как гендерные различия влияют на деловую активность тех или иных субъектов рыночной экономики, какие гендерные модели достижения успеха в бизнесе существуют, как они трансформируются со временем. Интерес в данном случае вызывают методы и формы лидерства, проявляемые в экономической сфере мужчинами и женщинами, а также их различия в деловой стратегии с позиции как фактически демонстрируемых, так и сложившиеся гендерные стереотипы на должное поведение руководителя. Ожидаемое поведение, приписываемое руководителю по полоролевому признаку, влияет не только на его назначение на должность, но и на взаимоотношения с подчиненными.
Степень изученности проблемы. Изучение гендерных стереотипов имеет обширную историю, но в контексте профессиональной деятельности можно отметить не так много работ представленных такими исследователями как Ш. Берн, С. Беем, Б.Г. Ананьев, А.Л. Журавлев, Т.С. Кабаченко, А.Г. Комендант, Г.С. Михайлов. Проблемам гендерной дифференциации принятия управленческого решения посвящены работы Г.В. Гнездилова, Н.Ю. Ерофеевой, Е.П. Ильина и др. Основные компоненты гендерной идентификации и дифференциации раскрыты в трудах И.С. Клециной, И.И. омаров и др.
Объектом исследования в данной работе является влияние гендерных стереотипов руководящего состава, учитываемые при оценке профессионального потенциала лиц, которые претендуют на руководящие должности.
Предмет исследования – гендерные стереотипы руководящего состава, учитываемые при оценке профессионального потенциала лиц, которые претендуют на руководящие должности.
Цель исследования: выявить и описать гендерные стереотипы руководящего состава, учитываемые при оценке профессионального потенциала лиц, которые претендуют на руководящие должности.
Гипотеза исследования:
1) существуют различия в стереотипах мужчин и женщин об образе руководителя;
2) мужчины-руководители оценивают руководителя с позиции социальной успешности и деловых качеств;
3) женщины-руководители оценивают с точки зрения эмоциональности и отношения к подчиненным.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение ряда задач:
- провести теоретический анализ работ по проблемам гендерной дифференциации принятия управленческого решения;
- рассмотреть основные компоненты гендерной идентификации и дифференциации;
- проанализировать гендерную специфику принятия управленческих решений;
- выявить в эмпирическом исследовании гендерные стереотипы, участвующие в формировании идеального образа руководителя, учитываемых при оценки профессионального потенциала лиц, которые претендуют на руководящие должности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема гендерных стереотипов, шаблонов восприятия и ролевых ожиданий в требованиях предъявляемых к руководителю и к его качествам, является существенным фактором как успешности самого руководителя, так и эффективности деятельности организации. Анализ содержания гендерных стереотипов об идеальном руководителе важен постольку, поскольку отражает систему требований к методам и стилю управления руководителя.
Из приведенного выше теоретического и эмпирического исследования следует:
1. Ожидание относительно образа, качеств и характеристик руководителя формируются под воздействием, в том числе, гендерных стереотипов.
2. Гендерные стереотипы имеют биполярный характер, неся в себе с одной стороны функцию схематизации восприятия мира для облегчения процесса установления межличностного контакта, а с другой стороны стимулируя в нас склонность акцентировать внимание на примерах подтверждающих наши устойчивые убеждения относительно поло-ролевых стереотипов.
3. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин во многих областях жизни, в том числе, профессиональной.
4. Гендерные стереотипы формируются у человека на протяжении всей жизни под воздействием общественных и социальных институтов и понуждают личность к определению себя посредством гендерной идентичности с позиции маскулинных или фемининных черт личности, а так же принятию стереотипов и установок, связанных с выбором моделей поведения.
5. Принятие моделей поведения продиктованных гендерной идентичностью и сформированных под воздействием гендерных стереотипов ведет к усилению у себя полоспецифичных черт и уменьшению степени выраженности неполоспецифичных черт, что может тормозить личностное и профессиональное развитие человека.
6. Согласно проведенным эмпирическим исследованиям в представлении мужчин и женщин коммуникативные, организаторские и лидерские качества руководителя различны и имеют выраженную гендерную характеристику, что подтверждает гипотезу исследования.
7. Давление гендерных стереотипов искажает объективность восприятия личности при оценке ее профессиональных способности, что может приводить к необъективности при решении вопроса о назначении на должность.
Сложившиеся гендерные стереотипы демонстрируют устойчивость т.е. способность существовать в неизменном виде в течение продолжительного периода времени (годы, столетия и т.д.). Костная природа сложившихся однажды гендерных стереотипов не позволяет им быть достаточно гибкими, что бы быть чутким барометром современного общества и происходящих в нем изменений. Таким образом, возникает необходимость по проведению работы по расшатыванию традиционно сложившегося мнения о безусловной объективности гендерных стереотипов.
В представлениях мужчин и женщин уровень выраженности коммуникативных, организаторских и лидерских качеств руководителя достоверно различается. В представлении женщин идеальный руководитель должен быть наделен чувством юмора, быть физически развитым, здоровым, обязательно привлекательным. В представления мужчин у руководителя обязательно должны быть развиты такие качества, как оригинальность в суждениях, отзывчивость, доброта. Менее значимыми для женщин оказались такие качества руководителя, как стремление к лидерству, предприимчивость, умение принимать решения, наличие интуиции; для мужчин – взаимопомощь, поддержка в трудной жизненной ситуации, эмпатийность, взаимоуважение, внимание и т.д. При этом, как женщины, так и мужчины приписывают руководителю традиционное для управленца поведение – умение делегировать полномочия, умение устанавливать взаимоотношения с подчиненными, умение распределять свое рабочее время и т.д.
После анализа результатов эмпирического исследования была разработана и апробирована в работе с сотрудниками администраций муниципальных образований Хабарского района тренинговая программа «Преодоление гендерных стереотипов у руководителей». Отличительной особенностью данной программы является то, что в основу положен такой теоретический конструкт, как «гендерные стереотипы». Эффективность тренинговой программы была проведена в контрольном эксперименте. Результаты по методикам были обработаны методом факторного анализа. Основным выводом является то, что гендерная принадлежность кандидата на руководящую должность для женщин-руководителей и мужчин руководителей значения не имеет.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 N 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»
2. Закон АК от 07.12.2007 №134-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае»
3. Ажгихина, Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа [Текст] / Н. Ажгихина // Женщины: свобода слова и творчества : сборник статей. – Москва : Эслан, 2001. – 200 с.
4. Акбулатова, А. М. Основные направления совершенствования кадровой политики [Текст] / А. М. Акбулатова // «Научно-практический журнал Аллея Науки» . – 2018. — №1(17). – С. 1-4.
5. Амбарова, П. А. Общественные страхи : понятие, сущность и стратегии преодоления [Текст] / П. А. Амбарова // Вестник ВЭГУ. Серия : Социально-общественные и экономические науки. – 2013. – № 1 (63). – С. 12-18.
6. Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/пер. с англ. [Текст] / Э. Аронсон. – Москва : Аспект Пресс, 1999. С. 307
7. Бабаян, Э. А. Пути повышения эффективности кадровой стратегии / Э. А. Бабаян [Текст] // Институт экономики им. М. Котаняна Национальной Академии Наук Республика Армения. – 2018. — №9. – С. 63-68.
8. Баринов, Д. Н. Тревога и страх : историко-философский очерк [Текст] / Д. Н. Баринов // Психология и психотехника. – 2013. – № 3. – С. 14-21.
9. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст] / Берн Шон; [пер. с англ. С.Рысев, Л.Царук]. – Москва : Академия, 2016. – С. 301.
10. Боголепова, И. Н. Гендерные особенности строения гиппокампа мозга мужчины и женщины [Текст] / И. Н. Боголепова, С. Н. Иллариошкин, А. В. Свешникова, А. О. Ловчицкая // Журнал анатомии и гистопатолоии. – 2016. – Т.5.№1 (17). – С.15-19
11. Бурдье, П. Социология политики : Пер с фр. [Текст] / П. Бурдье / Сост., общ ред и предисл. Н. А. Шматко. – Москва : Socio-Logos, 1993. – 336 с.
12. Валиуллина, В. Э. Современные особенности профессионального развития персонала [Текст] / В. Э. Валиуллина // Молодой ученый. – 2015. – №12. – С. 393-395.
13. Васильев, И. В. Мотивационная сфера сотрудников на этапе становления [Текст] / И. В. Васильев // Социус. – 2013. – №1. – С. 12-17.
14. Введение в психологию [Текст] / Р. Л. Аткинсон Р. С. Аткинсон Э. Е. Смит, Д. Дж. Бем С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2007. – 418 с.
15. Воронина, О. А. Основы гендерной теории и методологии [Текст] / О. А. Воронина. – Москва : МЦГИ-МВШСЭН, 2011. – С. 416.
16. Герчикова, В. И. Мотивационная сфера специалиста технической направленности [Текст] / В. И. Герчикова // Вопросы психологии. – 2012. – №4. – С. 27-31.
17. Гидденс, Э. Гендерная социология [Текст] / Э. Гидденс. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С. 210
18. Гнездилов, Г. В. Профессиональная карьера : условия достижения [Текст] / Г. В. Гнездилов // Социус. – 2012. – С. 22-28.
19. Гордиенко, Ю. Ф. Управление персоналом [Текст] / Ю. Ф. Гордиенко. – Ростов на Дону : Феникс, 2016. – 523 с.
20. Дементий, Л. И. Методы изучения личности управленческих кадров [Текст] / Л. И. Дементий // В сб. Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.- практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – Т. 1. – С. 241-243.
21. Джеймс, Ф. Л. Самоисполняющееся пророчество : гендер с социально-психологической точки зрения [Текст] / Ф. Л. Джеймс. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – С. 144–161.
22. Диксон, У. Инженерная психология [Текст] / У. Диксон, Э. Мэйо. – Москва : АСТ, 2014. – С. 452.
23. Дубровина, И. В. Психология профессиональной деятельности [Текст] / И. В. Дубровина. – Москва : Эксмо, 2014. – 253 с.
24. Ерофеева, Н. Ю. Гендерная педагогика : учеб.пособие [Текст] / Н. Ю. Ерофеева. – Ижевск : ERGO, 2010. – 397 с.
25. Женщины и мужчины России [Текст]. 2012 : Стат.сб. / Росстат – Москва, 2012. – 45 с.
26. Журавлев, А. Л. Влияние фактора пола на стиль руководства производственным коллективом. Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива [Текст] / А. Л. Журавлев, В. А. Хащенко Н. Н. Хащенко. – Москва : Проспект, 2007. – 420 с.
27. Ильин, Е. П. Пол и гендер [Текст] / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 692 с.
28. Кабалевская, А. И. Представления о гендерных стереотипах в современной социальной психологии [Текст] / А. И. Кабалевская // Психологические исследования. – 2012. – № 2(22). – С. 104.
29. Кабалевская, А. И. Гендерные стереотипы и их роль в основных сферах общественной жизни [Текст] / А. И. Кабалевская // Российский научный журнал. – 2011. – №2 (21). – С. 176-181.
30. Калмыкова, О. Ю. Факторы повышения производительности труда в организации [Текст] / О. Ю. Калмыкова, А. В. Гагаринский // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия Экономика-2017. – № 2. – С. 8.
31. Каримова, Ж. К. Социальные практики женщин-математиков Франции и Казахстана: гендерная асимметрия в научно-образовательном пространстве [Текст] / Ж. К. Каримова // Диссертация на соискание ученой степени доктора философии по специальности социология республика Казахстан. – Алматы, 2011. – 221 с.
32. Кирилина, А. В. Гендерные компоненты этнических представлений (по результатам пилотажного эксперимента) [Текст] / А. В. Кирилина // Гендерный фактор в языке и коммуникации. – Иваново, 1999. – С. 46-53.
33. Клецина, И. С. Гендерная социализация. Учебное пособие. [Текст] / И. С. Клецкина. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 325 с.
34. Клецина, И. С. Самореализация и гендерные стереотипы. [Текст] : психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 [Текст] / И. С. Клецина. – Санкт-Петербург : Изд-во СпбГУ, 2008. – С. 202.
35. Клецина, И. С. Развитие гендерных исследований в психологии на западе [Текст] / И. С. Клецкина. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 20–23.
36. Козлов, В. В. Гендерная психология. Учебник для вузов [Текст] / В. В. Козлов. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – С. 368
37. Комаров, Е. И. Гендерный менеджмент : Учебник [Текст] / Е. И. Комаров, В. Ф. Жукова. – Москва : РИОР:ИНФРА-М, 2012. – С. 21.
38. Конова, И. В. Совершенствование технологий отбора и оценки персонала в современных организациях [Текст] / И. В. Конова, И. Г. Шадская // Новое поколение. – 2017. – № 14-2 (4). – С. 249-254.
39. Кон, И. С. Мужские исследования : меняющийся мужчина в изменяющемся мере Ч.1 [Текст] : учебное пособие под ред. И. А.Жеребкиной. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2010. – С. 606.
40. Кон, И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей [Текст] / И. С. Кон. – Москва : Республика, 2009. – С. 776.
41. Косикова, И. В. Введение в гендерные исследования : [текст]/ учебное пособие / под ред. И. В. Костиковой. – Москва : Изд-во МГУ, 2010. – 290 с.
42. Креативность. Коммуникация и культурные ценности [Текст] / К. Негус, М. Пикеринг ; пер. с англ. О. В. Свинченко. – Харьков : Гуманитарный центр, 2011. – 299 с.
43. Меренков, А. В. Социология стереотипов [Текст] / А. В. Маренков. – Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2001. – 161 с. .
44. Обожина, М. И. Женщина в гражданском обществе: (на примере женского предпринимательства в России) [Текст] / М. И. Обожина // Формирование гражданского общества как национальная идея России XXI века: (материалы к форуму). – Санкт-Петербург, 2012. – С. 41-48.
45. Общество в гендерной перспективе : Сборник статей [Текст] / Сост. Е. Г. Луговицкая. – Новгород, 2002. – С. 62–81
46. Панов, В. И. Информационная среда в контексте экопсихологического подхода к развитию психики : концептуальные предпосылки [Электронный ресурс] / В. И. Панов // XII Международная научно-практическая конференция «Психология личностно-профессионального развития : современные вызовы и риски» / Под ред. Л. М. Митиной. – Москва : Издательство «Перо», 2016. – С. 23– 27.URL: http://www.pirao.ru/images/news/2016/08/XII-Vyzovy-i-Riski.pdf (дата обращения: 05.10.2019 г.).
47. Паршутина, Л. А. Исследовательская детальность учащихся в процессе изучения естественных предметов [Текст] / Л. А. Паршутина, П. И. Самойленко // Научные исследования в образовании. – 2012. – №1. – С. 21-25
48. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам Р13 выборочных обследований рабочей силы) [Текст]. 2016 : Стат.сб. / Росстат. – Москва, 2016. – С.146
49. Радаев, В. Четыре способа утверждения авторитета в фирме [Текст] / В. Радаев // Социологический журнал. – 1994. – №5. – С. 17-21
50. Рябова, Т. Б. Гендерные стереотипы в политической сфере современного российского общества : социологический анализ: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04 [Текст] / Т. Б. Рябова. – Иваново, 2009. – С 385.
51. Сабитова Г.В. Культурно-исторический аспект определения гендерных стереотипов в психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Г. В. Сабитова, Н. Ю. Зубенко // Общество : социология, психология, педагогика. – 2016. – № 2. – С.105–107.
52. Савелов, В. А. Формирование кадровой политики организации / В. А. Савелов [Текст] // «Научно-практический журнал Аллея Науки». – 2018. – №6(22) . – С. 1-5.
53. Самарцева, О. К. Мужчина и женщина : менеджмент сферы бизнеса [Текст] / О. К. Самарцева, Т. А. Фомина //Социологические исследования. – № 11. – 2000. – С. 31-40
54. Свердлова, Н. А. Культурно-языковая адаптация мигрантов : реализация системного подхода [Текст] / Н. А. Свердлова // В сборнике : Жизнь языка в культуре и социуме – №3. – 2012. – С. 422-425.
55. Создание правовой среды для защиты от дискриминации по признакам этнической принадлежности, пола и возраста. Концепции развития российского законодательства : Сборник материалов (ЮРИКС) [Текст]. – Москва : Новая юстиция, 2011. – С. 95.
56. Терешенкова, Е. Ю. Особенности развития гендерной идентичности личности. Женщина и мужчина в современном обществе [Текст] / Е. Ю. Терешенкова. – Москва, 2013. – С.121
57. Фаткин, Л. В. Психология деловой женщины : мифы и реальность [Текст] / Л. В. Фаткин // «Женщины в малом предпринимательстве». Материалы международной научно-практической конференции Академия русских предпринимателей. – Москва, 1998. – С. 28-29.
58. Фрейд, З. Энциклопедия психоанализа [Текст] / З. Фрейд. – Москва, 1996. – С. 501-533.
59. Хилл, Н. Ключи к богатству [Текст] / Н. Хилл. – Москва : изд-во Попурри, 2009. – 274 с.
60. Хрусталёв, А. В. Формирование кадровой стратегии и кадровой политики организации [Текст] / А. В. Хрусталев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3081–3085.
61. Чернова, Ж. Семейная политика в Европе и России : гендерный анализ [Текст] / Ж. Чернова. – Санкт-Петербург : Норма, 2008. – С. 328.
62. Чугунова, Э. С. Характеристики общения в эталоне медицинского работника [Текст] / Э. С. Чугунова / Психологический журнал, 1987. – Т. 8. – №5. – С. 84-93.
63. Эшфорт, Б. Теория социальной идентичности в контексте организации / Б. Эшфорт, Ф. Маил [Текст] // Организационная психология. – 2012. – Т. 2, №1. – С. 4- 27.
64. Ярская-Смирнова, Е. Р. Женские и гендерные исследования за рубежом [Текст] / Е. Р. Ярская-Смирнова. – Москва : МГУ, 2002. – 147 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ