Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНОЙ РОЛИ НА СТРАТЕГИЮ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Работа №66642

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
347
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ГЕНДЕРНОЙ РОЛИ НА СТРАТЕГИЮ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 8
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 8
1.2. Понятие «гендерной роли» в психологии 12
1.3. Основные стратегии поведения в конфликте 19
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГЕНДЕРНОЙ РОЛИ НА СТРАТЕГИЮ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
2.3. Рекомендации для педагогов, направленные на развитие
конструктивного поведения подростков в конфликте 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Данная работа посвящена изучению гендерных ролей и их влияния на стратегии поведения подростков в конфликте. Актуальность данной работы состоит в относительно небольшом количестве работ, посвященных данной теме. Информация о взаимосвязи стиля поведения в конфликте и гендера необходима людям разных профессий - воспитателям, учителям, психологам, а также всем тем, кто имеет дело с подростками. Полученные данные служат промежуточным этапом в подробных исследованиях конфликтов, что позволит взглянуть на проблему с новых сторон и будет способствовать улучшению процесса управления конфликтными ситуациями в подростковом возрасте.
Современные исследования особенностей подросткового возраста отмечают высокий уровень конфликтного поведения, как в условиях школы, так и в педагогическом процессе. Ученые доказывают, что подростки не умеют разрешать возникающие межличностные конфликты, часто характеризующиеся деструктивными тенденциями.
Термин «конфликт» происходит от латинского слова conflictus - столкновение. В широком смысле конфликт можно определить, как "предельное обострение противоречий интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов, или субъектов взаимодействия". А.Г. Ковалев определяет конфликт, как «противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни». При этом, по мнению автора, конфликты возникают в том случае, когда противоречия затрагивают социальный статус личности или группы, материальные или духовные ценности людей, престиж и моральное достоинство личности.
Стратегия поведения в конфликте представляет собой план действий, направленных на реализацию поставленной цели в конфликте. В ситуациях взаимодействия люди ведут себя по-разному, поэтому возникают закономерные вопросы о причинах выбора человеком той или иной стратегии поведения, о тех личностных характеристиках, что оказывают влияние на поведение в той или иной ситуации.
В настоящее время не существует единой теории социальных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, психологических и биосоциальных теорий. Но имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что гендерная роль - это совокупность социальных норм, определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его гендерной принадлежности, то есть принадлежности к женщинам, мужчинам или другому гендеру.
Несмотря на то, что гендерная психология оформилась как наука не так давно, вопрос о гендерных ролях и различиях мужчин и женщин интересовал издавна. Так, Платон использовал миф об андрогинах (от греч. Andros - мужчина и gyne или gynaikos - женщина) - существах, обладавших свойствами женщин и мужчин. Аристотель рассматривал различия норм поведения, разделение труда между мужчинами и женщинами, своеобразие полов, сравнение одного пола с другим - это проблемы которые и сейчас актуальны. Также о мужчинах и женщинах говорит Томмазо Кампанелла, Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант и многие другие философы мыслители и психологи.
Степень изученности проблемы. Конфликт как социально-психологический феномен изучался в трудах таких авторов, как: Н.И. Леонов, Е.А. Родионова А.Я. А.И. Шипилов, В.П. Ратников, Н.В. Гришина, Анцупов и пр.
Рассматривалась также проблема выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации в работах следующих авторов (Кеннет Р., Гришина Н.В., Томас К., Скотт Дж. Г. и др.) и отдельно вопрос относительно личностных факторов возникновения конфликтов (Кричевский Р.Л., Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Громова О.Н. и др.).
Изучением гендерных ролей в психологии занимались такие авторы, как: Т. Парсонс и Р. Бейлз, Д. Батлер, Хофстеде, Маккоби и Джеклин, С. Бэм, К. Хорни.
Принадлежностью к понятиям «феминность - маскулинность - андрогинность» непосредственно занималась С.Бем и ее оппонент Ж. Спенс, Д. Гилмор, И. Кон, Р. Сарсембаева, С. Ушакин и др.
Исходя из вышесказанного, проблему исследования можно сформулировать следующим образом: как гендерная роль влияет на стратегию поведения подростков в конфликтной ситуации?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объектом нашего исследования выступает: стратегия поведения подростков в конфликтной ситуации.
Предмет исследования: влияние гендерной роли на стратегию поведения подростков в конфликтной ситуации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что на стратегию поведения подростков в конфликтной ситуации оказывает влияние доминирующий тип гендерной роли, а именно:
1) подростки, имеющие маскулинный тип гендерной роли, в конфликтной ситуации используют стратегии соперничества, сотрудничества;
2) подростки, имеющие фемининный тип гендерной роли, в конфликтной ситуации используют стратегии избегания, компромисса;
3) подростки, имеющие андрогинный тип гендерной роли, в конфликтной ситуации используют стратегии сотрудничества, компромисса, приспособления.
В соответствии с предложенной проблемой и гипотезой мы определили задачи исследования:
1. Изучить разработанность в психологической литературе проблемы гендерной роли и стратегий поведения в конфликтной ситуации;
2. Проанализировать психологические особенности подросткового возраста;
3. Рассмотреть понятие «гендерной роли» в психологии;
4. Определить основные стратегии поведения в конфликте;
5. Определить особенности влияния гендерной роли на стратегию поведения подростка в конфликтной ситуации;
6. Разработать рекомендации для педагогов, направленные на развитие конструктивного поведения подростков в конфликте.
Теоретико-методологическая основа дипломного исследования включает: работы Л.И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука, в которых конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком; положения А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова о сущности конфликтов, концептуальное представление о конфликтности личности Л.И.Божович, представление о стилях поведения личности в конфликтных ситуациях К.Томаса, исследование Н.В.Гришиной по взаимодействию личностей в конфликтных ситуациях, подход К.Томаса к изучению конфликтных явлений, теория групповой динамики конфликтов К.Левина.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) теоретические: анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: психодиагностический (тестирование);
3) методы количественного и качественного анализа результатов исследования (математическая обработка данных проводилась с помощью пакетов статистических программ «SPSS» с применением U-критерия
Манна-Уитни, H-критерия Краскела Уоллеса и двухфакторного дисперсионного анализа);
4) методы анализа и интерпретации данных.
Диагностический инструментарий исследования:
1. Методика «Маскулинность - фемининность» С. Бэм (направлена на. выявление психологического пола);
2. Тест описания поведения К.Томаса, адаптация Н.В.Гришиной (выявляет личностную предрасположенность к конфликтному поведению).
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №21 г. Белгорода. В исследовании принимали участие 60 учащихся 8х классов, из них 25 мальчиков и 35 девочек в возрасте от 14 до 15 лет.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью его исходных теоретических положений, внутренней логикой исследования, применением надежных и апробированных методов, репрезентативности выборки испытуемых, качественной интерпретацией и количественным анализом полученных данных с использованием методов математической статистики.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что собранный эмпирический материал, выводы и рекомендации по развитию конструктивного поведения в конфликте могут использоваться педагогами с целью оптимизации учебно-воспитательной работы.
Структура дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Библиографический список включает 64 наименования. Общий объем дипломной работы составляет 50 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе было изучено влияние гендерной роли на стратегию поведения подростков в конфликтной ситуации.
Проанализировав психологическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что в подростковом возрасте идет бурная перестройка всей личности, ее психологических, социальных и физиологических компонентов. Этот возрастной период характеризуется гормональными изменениями, формированием нравственных ценностей, осознанием самого себя, тягой к общению со сверстниками, эмоциональной неустойчивостью, а на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. В силу сложности и противоречивости особенностей растущего организма возникают ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности в этом возрасте.
До сих пор нет единого определения авторами понятия «гендерные роли», поэтому можно сделать общий вывод, что гендерная роль рассматривается как социальное проявление гендерной идентичности индивида, т.е. внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу.
А.Г. Ковалев определяет конфликт, как «противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни». К. Томасом выделил пять основных моделей поведения в конфликте - это соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание приспособление. Ни одну из перечисленных стратегий поведения в конфликте нельзя назвать однозначно "хорошей" или "плохой". Каждая из них может быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта.
С помощью U-критерий Манна-Уитни нами были получены статистически значимые различия (на уровне статистической тенденции) между девочками и мальчиками по таким показателям, как гендерная роль, соперничество и сотрудничество (р < 0,1). По показателям компромисса, избегания и приспособления статистически значимых различий между мальчиками и девочками не обнаружилось (р >0,05).
Далее с помощью H-критерий Краскела Уоллеса мы установили, что подростки, имеющие разные гендерные роли, различаются по показателю соперничества на высоком уровне статистической значимости (р < 0,005). По показателю избегания различия были выявлены на уровне статистической тенденции (р < 0,1). По показателям сотрудничества, компромисса и приспособления статистически значимых различий не обнаружено (р > 0,05).
Применив дисперсионный факторный анализ с целью выявления влияния пола и гендерной роли на стратегии поведения в конфликте, мы получили следующие результаты. Факт влияния пола на такой показатель как сотрудничество доказан на уровне статистической тенденции (р < 0,1). Факт влияния пола на показатель компромисса доказан на достоверном уровне значимости (р < 0,05). Факт влияния гендерной роли на такой показатель как соперничество подтвержден на очень высоком уровне значимости (р < 0,005). Факт влияния гендерной роли на такой показатель как избегание подтвержден на достоверном уровне значимости (р < 0,05). Факт влияния пола на показатели соперничества, избегания, приспособления и влияния гендерной роли на показатели сотрудничества, компромисса, приспособления подтвержден не был (р > 0,05).
Таким образом, согласно полученным результатам проведенного эмпирического исследования при помощи методов математической статистики можно говорить о частичном подтверждении гипотезы, выдвинутой в начале исследования - на стратегию поведения подростков в конфликтной ситуации оказывает влияние доминирующий тип гендерной роли, а именно:
1) подростки, имеющие маскулинный тип гендерной роли, в конфликтной ситуации используют стратегии соперничества, сотрудничества;
2) подростки, имеющие фемининный тип гендерной роли, в конфликтной ситуации используют стратегии избегания, компромисса;
3) подростки, имеющие андрогинный тип гендерной роли, в конфликтной ситуации используют стратегии сотрудничества, компромисса, приспособления.
Нами также были разработаны рекомендации для педагогов, направленные на развитие конструктивного поведения подростков в конфликте. Разработки могут быть использованы педагогами и воспитателями образовательных организаций, работающими с подростками с целью оптимизации учебно-воспитательной работы.



1. Александров А.А. Конфликт как социальное явление // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №113 . - С.56-61.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2007.
- 363 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - СПб.: Питер,
2008. - 496 с.
4. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
5. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации. - СПб.: Наука, 2005. - 132 с.
6. Багаева В.В. Стратегии поведения в конфликте // СТЭЖ. 2015. - №2 (20). - С.91-92.
7. Бендас Т.В. «Гендерная психология». СПб.: Питер, - 2005. - 431 с.
8. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М., 2004. - 336 с.
9. Берн Э. Психология человеческих взаимоотношений. - М: Прогресс, 1988. - 165 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
— СПб.: Питер, 2008. — 398 с.
11. Василюк Ф.Е. Конфликт // Психология конфликта. Хрестоматия; Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. СПб.: Питер, 2008. - с. 269-271.
12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Просвещение, 2006. - 570 с.
13. Волков Б.С. Волкова Н.В. Конфликтология: Учебное пособие для студентов. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005. - 144 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова - М: Педагогика, 2006. - 388 с.
15. Грановская P.M., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. - СПб.: Знание, 1999. - 352 с.
16. Гришина Н.В. Психологические детерминанты конфликтности // Социально-психологические проблемы подростков / Под ред. Е.В. Шороховой. - М., 2009. - 130 с.
17. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.
18. Деккушева А. Д. Факторы конфликта и их характеристика // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. №3 - С.217-223.
19. Дубровина И.Н. Психология: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М., 2013 (11-ое издание). - 204 с.
20. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер,
2009. — 384 с.
21. Жаров Л.В. "Третий пол" / Л.В.Жаров // Человек. - 2005. - №3. - С. 130-136.
22. Железнова И. В. Изучение проблемы конфликтов в подростковом возрасте // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №2. - С.293-295.
23. Зиганшина Д.М., Бильданова В.Р. Стратегии поведения в конфликтной ситуации // Международный журнал экспериментального образования. 2011. №8. - С.55.
24. Истратов О.Н. «Психодиагностика». - Изд.2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 375 с.
25. Каган В.Е. Психосексуальное воспитание детей и подростков. - Л.: Худож. лит.; РПК ЛИК, 1990. - 63 с.
26. Китаева М.Ю., Русинова С.И. Физиологические психологические особенности подростков 11-17 лет // Вестник ТГГПУ. 2008. №15. - С.77-80.
27. Кле М. Психология подростка: психо-сексуальное развитие. М.: Педагогика, 2006. - 172 с.
28. Клецина И.С. Гендерная психология: 2-е изд. / И.С. Клецина. - СПб.: Питер, 2009. - 496 с.
29. Клецина И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. - СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.
30. Ковалев Л.Г. Психология личности подростка / Л.Г. Ковалев. - М.: Владос, 2008. - 322 с.
31. Козлов В.В. Гендерная психология. Учебник для вузов / В.В. Козлов, Н.А. Шухова. - СПб.: Речь, 2010. - 270 с.
32. Кон И. С. Пол и гендер. Заметки о терминах // Андрология и генитальная хирургия. - 2004. - № 1-2. - С. 31-35.
33. Кон И.С. Социологическая психология. — Воронеж: МОДЭК, 1999. — 560 с.
34. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей / И.С. Кон. - Москва, 2009. - 776 с.
35. Коннелл Р. Гендер и власть: Общество, личность и гендерная политика. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 426 с.
36. Костикова И.В. Введение в гендерные исследования». - М.: Аспект Пресс, 2005 - 255 с.
37. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2007. - 987 с.
38. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 324 с.
39. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия (справочник практического психолога) / И.Г. Малкина - Пых. - М.: Эксмо, 2006. - 928 с.
40. Никитина Л. С. Формирование конструктивных способов разрешения конфликтов у младших подростков // Концепт, 2015. №S1 - С.196-200.
41. Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности. - Краснодар: Кубанский ГУ, 2006. - 290 с.
42. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. - 5¬е изд., переаб. и доп. - М., 2009. - 266 с.
43. Плехова В.В. Формирование конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях // Вестник СМУС74. 2014. №1. - С.74-79.
44. Плещица С.Г. Основы конфликтологии: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 207 с.
45. Погольша В.М. Межличностная коммуникация. Теория и жизнь. - СПб: Речь, 2011. - 560 с.
46. Полянский А.И. К вопросу об истории гендера, М.: Институт психологии РАН , 2006. - 40 с.
47. Психология подростка / под ред. А. А. Реана. СПб: Прайм- Еврознак, 2008. - 512 с.
48. Психологический словарь / Под общей редакцией П.С.Гуревича.- М.: OJIMA Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007.- 800 с.
49. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пособие: Пер. с англ. СПб., 2006. - 656 с.
50. Рогова Е.Е., Дараган Р.В. Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте // Science Time. 2015. №12 (24). - С.647-653.
51. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Под ред. Д.И. Фельдштейн. -М.: НПО МОДЭК, 2006. - 318 с.
52. Сиденко Е.А. Особенности старшего подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №2. - С.30¬
31.
53. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е. В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2004. - 350 с.
54. Скотт Дж.Г. Выбор стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации // Психология конфликтов. Хрестоматия; Под ред. Райгородского Д.Я. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007. - 528 с.
55. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. Краткий курс. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с.
56. Социальная дифференциация. Социологические и
психологические исследования под редакцией Зиммеля Г. // Классики социологии. Классические труды по теории общества. - М: Некомедиа, 2007. - 110 с.
57. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М.:
Издаиельский центр «Академия», 2006. - 336 с.
58. Степанова Н.В., Петрова В.Н. Влияние гендерных установок в ситуации конфликта на поведение в межличностных конфликтах юношей и девушек // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. - №3. - С.207-209.
59. Степанова, Л.Г Психологическая андрогиния и
«психологическое здоровье личности / Л.Г.Степанова // Материалы III Межд. конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально- психологического здоровья» / [под ред. А.А.Северного, Ю.Г.Шевченко]. - Казань, 2006. - С. 171—172.
60. Степанова, Л.Г. Особенности дифференциации гендерных стереотипов студентов / Л.Г.Степанова // Управление в социальных и экономических системах: материалы XIII Междунар. науч.-практич. конф. / Минский ИН1 I и I у 1 управления / [под ред. Н.В.Суша]. - Мн., 2005. - С. 147—148.
61. Тимохин Я.С. Психология конфликта в социуме // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. - №166. - С.132-136.
62. Хаджиева О. В., Мишанина В. И. Проблема конфликтов в подростковой среде // Современные наукоемкие технологии. 2013. - №7-2. - С.176.
63. Хорни К. Наши внутренние конфликты. - М: Канон+РООИ "Реабилитация", 2012. - 256 с.
64. Юркова Е. В., Клецина И. С. Гендерные роли // Гендерная психология : хрестоматия / сост. Е. Е. Ли. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун¬та, 2010. - 114 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ