Введение 3
1 Теоретические аспекты брендинга территорий как фактора туристической привлекательности регионов 9
1.1. Понятие бренда и брендинга территории 9
1.2. Параметры туристической привлекательности территории 21
1.3. Современные методы и инфраструктура формирования
туристического бренда территории 32
2. Практические аспекты брендинга территорий как фактор
повышения туристической привлекательности регионов СЗФО 45
2.1. Оценка туристической привлекательности регионов СЗФО 45
2.2. Анализ процесса формирования и раскрутки брендов в регионах
СЗФО 64
2.3. Анализ сайтов как визуальной составляющей туристической
привлекательности регионов СЗФО 81
3. Развитие брендинга территорий как фактор повышения
туристической привлекательности регионов СЗФО 93
3.1. Анализ существующих проблем в сфере туристической
привлекательности регионов 93
3.2. Зарубежный опыт и возможность его применения в сфере
туристической привлекательности в современной России 99
3.3. Рекомендации и предложения в сфере совершенствования
системы управления туристической привлекательностью 109
Заключение 124
Список использованных источников 132
Приложения
Одной из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей экономики на сегодняшний день является туризм, который обеспечивает создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций, укрепление сфер малого и среднего бизнеса, а также дает толчок для развития инфраструктуры. Сферу туризма необходимо рассматривать не только со стороны экономических аспектов, а именно, как один из источников налоговых поступлений в бюджет, но также со стороны социального аспекта, а именно, как создания необходимых условий, которые будут направлены на реализацию потребностей личности в отдыхе, в смене обстановки, приобщения к культурно-историческим ценностям, к познанию истории, религии, традициям.
Одной из стратегически направленной деятельности в современном государстве является формирование, развитие туристической привлекательности. Результаты исследований показывают достаточно низкий уровень туристической привлекательности российских регионов.
Недостаточно высокий уровень развития туристической привлекательности регионов в большей степени является следствием неэффективного управления местными органами власти в сфере туризма.
Таким образом, можно говорить о том, что особую актуальность приобретают исследования таких вопросов, как социального ожидания потребителей туристских услуг, их мотивация, а также ресурсы и факторы формирования туристической привлекательности регионов России. В настоящем случае нас интересуют мнения не только населения, но и мнения руководителей местных органов власти, которые непосредственно участвуют в развитии туристической отрасли регионов России. Принимая во внимание несомненную значимость диагностики уровня развития туристической привлекательности, стоит отметить, что данные исследования проводятся
Противоречие между недостаточным уровнем развития туристической привлекательности регионов России и высокой значимостью сферы туризма определили актуальность темы исследования.
Рассмотрев понятие бренда через призму общенационального и регионального маркетинга и брендинга, необходимо отметить таких авторов, как : К. Асплунда, Ф. Котлера, С. Анхольта , У. Олинза, П. Дженкинса, Дж. Урри, Э. Рэлфа, Д. Хильдрета, К. Хэйта и др. Также необходимо отметить монографию В.С. Блашенковой, которая является одной из первых работ в отечественной практике на тему брендинга территорий.
Вопросы, которые были связаны с восприятием России в разные исторические периоды различными аудиториями, с формированием и продвижением позитивного имиджа руководителей Российского государства, а также имиджа Российского государства в целом (в том числе посредством инструментов и механизмов государственной политики) рассматривались в трудах таких исследователей, как Л.В. Воронцова, В.А. Ачкасов, В.Ю. Зорин, А.Н. Кольев, А.Г. Киселев, С.В. Коновченко , Г.А. Набережнов, М.М. Лебедева, А.Ф. Строев, Т.А. Шаклеина, Е.Б. Шестопал, Д.Б. Фролов, А.А. Ширинянц, А.Ю. Шутов и др.
Анализу технологий и механизмов формирования и продвижения позитивного имиджа современной России посвящен целый ряд исследований. В их числе работы таких авторов, как И.А. Безотосного , В.В. Барабаш , Л.В. Бондаревой, А.Е. Брянцева, Г. А. Бордюгова, К.С. Гаджиева, М.А. Коломенского, Э.А. Галумова, Н.Н. Медведевой, Е.А. Тороповой, Т.С. Мельниковой, А.В. Федякина и др.
Вопросами теоретического характера, понятийного аппарата по проблемам в сфере туризма и туристической деятельности занимались такие ученые, как: М.Б. Биржакова, В.А. Квартальнова, М.А. Морозова, И.В. Зорина, И.Б. Власова, Е.Н. Ильина, Г.Н. Кутепова, В.В. Кортунова, В.Г. Гуляева, А.Д. Чудновский. В работах перечисленных выше авторов большое внимание уделено изучению инфраструктуры, касающейся сферы туризма, а также исследуется экономическая и социальная значимость туристической отрасли в целом.
Работы таких авторов, как: Г.Н. Захаренко, Д.П. Голиков, М.А. Кривуля, А.В. Виноградов, В.С. Орлова, Т.А. Ирисова - посвящены вопросам методологии туристического потенциала.
На стадии становления находится методологическая база, которая создана для анализа процессов развития туристической привлекательности регионов России, это тем самым затрудняет проведение сравнительных исследований, а также применение результатов данных исследований на практике.
Объектом исследования выступает туристическая привлекательность регионов Северо-Западного Федерального Округа (далее - СЗФО).
Предмет исследования - социальное управление брендингом территорий как фактором туристической привлекательности регионов СЗФО.
Целью исследования является анализ теоретических аспектов и практики управления брендингом регионов СЗФО как фактором повышения туристической привлекательности.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- изучить понятие бренда и брендинга территории;
- изучить параметры туристической привлекательности регионов;
- изучить современные методы и инфраструктуру формирования бренда территории;
- оценить туристическую привлекательность регионов СЗФО;
- проанализировать процесс формирования и раскрутки брендов в регионах СЗФО;
- провести анализ сайтов как визуальной составляющей туристической привлекательности регионов СЗФО;
- изучить зарубежный опыт формирования и раскрутки брендов территорий;
- разработать программу мероприятий по совершенствованию туристической привлекательности регионов;
- оценить эффективность предлагаемых мероприятий как фактора повышения туристической привлекательности регионов.
Теоретико-методологическая база исследования включает в себя сравнительный, системный, проблемный и другие общенаучные подходы. В ходе исследования были использованы ретроспективный анализ, проблемнохронологический метод, так как имеет место определенная историческая составляющая. В ходе исследования автор использовал общенаучные методы: анализ, синтез, аналогия, экстраполяция, дедукция, индукция и др.
В данной работе проведен интегральный анализ туристической привлекательности регионов СЗФО, SWOT-анализ регионов СЗФО и отдельных брендов регионов округа, использован метод контент-анализа официальных туристических порталов регионов-аутсайдеров СЗФО.
Понимая динамичный и сложносоставной характер объекта исследования, методологической основой был выбран междисциплинарный подход, который позволяет сочетать общенаучные и специальные методы маркетинга, имиджелогии, психологии и т.д.
Информационной базой исследования являются федеральные и региональные нормативно-правовые акты Российской Федерации, которые регламентируют деятельность в информационно-коммуникативной сфере, международные рейтинги оценки имиджа и брендов стран, публикации в зарубежных и российских СМИ. Существенную эмпирическую информацию также позволили получить: изучение статистической информации, анализ материалов общероссийских и международных конференций и симпозиумов.
Научная новизна обуславливается рядом особенностей, которые не были обнаружены в существующих исследованиях по смежной проблематике. К ним относятся следующие:
- на основе междисциплинарной методологии сформулировано авторское определение понятия бренда территории, которое раскрывает сущностные черты и наиболее значимые характеристики бренда как социального феномена;
- уточнены основные механизмы и направления политики формирования позитивного имиджа территории в современных условиях, включая создание и продвижение региональных брендов;
- на базе контент-анализа определены место и роль региональных брендов в политике формирования позитивного имиджа регионов России, а также обозначены перспективы совершенствования политики.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения и выводы могут быть использованы в ходе осуществления научно-теоретических и прикладных разработок в области формирования позитивного имиджа регионов России, а также могут способствовать повышению эффективности взаимодействия в сфере туризма.
Результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования государственной политики применительно к решению задач в сфере национального имиджмейкинга в частности.
Апробация методики по теме включает в себя выступление на научных конференциях (VI международная научно-практическая конференция «Стратегии устойчивого развития социально-экономических, биологических и технических систем: современная практика и концепции модернизации», итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2019 года (первое место)), также теоретические положения и практические расчёты приведены в статьях: две из них проиндексированы в РИНЦ, в том числе одна входит в перечень ВАК.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В настоящее время в Российской Федерации наблюдается положительная динамика в сфере туризма, однако не происходит структурных и содержательных изменений в управлении данным сектором экономики. Уделяется недостаточное внимание долгосрочному планированию, комплексному прогнозированию, маркетингу, инфраструктурному обеспечению, а также проектному подходу в рамках государственного управления сферой туризма. Процесс развития отрасли туризма тормозило то, что туристская деятельность изначально не рассматривалась государственными органами власти как приоритетное направление развития экономики. Однако, в настоящее время можно наблюдать положительные сдвиги в данном секторе экономики, так, государственными органами субъектов Российской Федерации проводится большое количество мероприятий, подписываются международные соглашения и договоры в сфере сотрудничества в области туризма, туризм получил статус приоритетной отрасли экономики. Так же необходимо отметить, что уделяется недостаточное внимание развитию бренда территории, что пагубно влияет на туристическую привлекательность территории.
Под определением территориальный бренд понимается позитивный образ территории, который формируется на основе совокупности эмоциональных и функциональных выгод места, а также уникальных экономических, природных, социально-культурных, исторических элементов и широко известных, привлекательных как для внутренней, так и для внешней группы общественности территории, ценностей.
Под туристической привлекательностью территории необходимо понимать характеристику территории, отражающую уровень востребованности территориальных туристских услуг и уровень удовлетворения туристских потребностей. Туристическая привлекательность является результатом реализации имеющихся территориальных возможностей при помощи эффективной управленческой деятельности, которая направлена на развитие туристской инфраструктуры, туристического потенциала, формирования положительного имиджа региона.
Обобщив результаты имеющихся методик по анализу показателей туристической привлекательности, можно говорить о том, что для оценки туристической привлекательности не существует методики, с помощью которой можно было бы провести комплексный анализ всех показателей туристической привлекательности. Однако, существует большое количество критериев, с помощью которых можно проводить отдельные виды анализа по регионам, исследуя, например, такой показатель как инфраструктура.
В результате проведенного анализа туристической привлекательности регионов, нами были сделаны следующие выводы:
- имеющийся потенциал регионов СЗФО в последние годы используется эффективнее,
- растет туристический поток в рассматриваемых регионах,
- устойчивую тенденцию роста показывает показатель - количество мест размещения,
- становится все больше перечень предоставляемых туристических услуг и, следовательно, растет доход от данных услуг, что, в конечном счете, приводит к пополнению бюджета.
В результате проведенного анализа места по показателю туристическая привлекательность региона распределились следующим образом на первом месте - город Санкт Петербург, на втором месте - Вологодская область, на третьем месте - Республика Коми, на четвертом месте - Ленинградская область, на 5 месте - Архангельская область, на шестом месте - Новгородская область, на седьмом месте - Калининградская область, на восьмом месте - Республика Карелия, на девятом месте - Псковская область, на десятом месте - Мурманская область.
Основными проблемами, которые препятствуют развитию туризма в СЗФО, являются: отсутствие единой стратегии продвижения Северо-Западного федерального округа как привлекательной туристской дестинации, неразвитость инфраструктуры туризма, проблемы нормативно-правового и административного обеспечения отрасли, отсутствие системы безопасности сопровождения туристов на значительной части территории СЗФО, недостаточная информационная обеспеченность отрасли.
Однако наряду с выделенными проблемами, существуют и положительные моменты туристической привлекательности в регионах СЗФО, а именно, выгодное географическое расположение, большое количество разнообразных объектов туристического показа, кадровое обеспечение отрасли.
Оценка туристической привлекательности регионов СЗФО показала, что наиболее высокой туристической привлекательностью обладает город Санкт- Петербург. Основными причинами высокого уровня туристической привлекательности являются осуществляемые государственные программы, высококвалифицированные кадры, выгодное экономико-географическое положение, транспортно-логистические возможности, высокий научнообразовательный и производственный потенциал и др. Наиболее низкой туристической привлекательностью обладает Мурманская область. Данный факт можно объяснить сложными климатическими условиями для проживания и ведения бизнеса, сокращением численности населения, старением населения, миграционным оттоком населения и др.
Проведенный нами контент-анализ сайтов регионов СЗФО по таким критериям, как: информативность, навигация, дизайн, программное обеспечение, позволил сделать следующие выводы. Среди выделенных нами регионов, пятое место по общему набранному количеству баллов заняла Мурманская область, четвертое место у Псковской области, третье место заняла
Вологодская область, второе - Архангельская область и первое место у Республики Карелия.
В настоящее время Интернет ресурсы являются отличным механизмом продвижения туристического продукта, однако, в рассматриваемых нами регионах ситуация с развитием и внедрением информационных технологий складывается не наилучшим образом. Регионам необходимо не только усовершенствовать уже существующие ресурсы, но также рассмотреть возможность создания и развития новых, с использованием возможностей «социальных сетей» и тематических туристических ресурсов, технологий.
Анализ процесса формирования и раскрутки брендов в регионах СЗФО показал, что основными проблемами являются некачественные маркетинговые стратегии, применяемые регионами, а также слабая туристическая инфраструктура. Нами была рассмотрена доля затрат на брендинг в валовом региональном продукте (ВРП) региона, наибольшая доля затрат в 2018 году была отмечена в Санкт-Петербурге (1,78%), наименьшая доля затрат в Мурманской области (0,56%) и Республике Карелия (0,68%). Наибольшая доля средств была потрачена на реализацию стратегии развития территорий как туристических центров, на втором месте по затратам располагается организация и продвижение событийных мероприятий, на третьем - информационная поддержка туристов в период пребывания в регионе.
На основании проведенного анализа туристической привлекательности регионов, нами были выделены актуальные проблемы развития туризма в регионах Российской Федерации:
- низкая доступность, неудовлетворительное состояние объектов туристического показа;
- низкий уровень развития туристической инфраструктуры (низкое качество предоставляемых услуг);
- недостаточно высокий уровень сервиса, несоответствие цен и качества
предоставляемых услуг;
- недостаточное количество квалифицированных трудовых ресурсов в сфере туризма;
- использование неэффективного маркетинга, а так же недостаточное использование каналов внешних корпоративных сетей в системе продвижения бренда;
- недостаточно тесное взаимодействие представителей власти и бизнеса;
- отсутствие проектного подхода в государственном управлении;
- отсутствие необходимой государственной статистической информации в сфере туризма, недостаточная экономико-статистическая изученность индустрии туризма;
- неразвитость специализированных видов туризма.
Для решения данных проблем, мы обратились к анализу зарубежного опыта государственного управления туристической привлекательности.
Однако, прямое заимствование зарубежного опыта невозможно, так как необходимо адаптировать инструменты государственного управления к российским реалиям. Можно выделить некоторые меры государственного управления:
- создать государственные офисы Федерального агентства по туризму в зарубежных странах, основной целью которых будет продвижение и сбыт российского туристического продукта;
- проводить ежегодные региональные конкурсы по различным номинациям, победителям которых будут предоставлены налоговые льготы и субсидии;
- разработать и провести государственную программу по поддержке бизнеса, оказывающего услуги в сфере туризма (путем предоставления долгосрочных кредитов на строительство или переоборудование коллективных средств размещения на льготных условиях);
- содействовать уменьшению входных барьеров на въезд иностранных туристов в Российскую Федерацию, путем использования безвизового режима;
- на региональном уровне установить максимальные значения ценовых показателей на входные билеты к объектам туристического показа;
- внедрить проектное управление на региональном уровне (Приложение 6).
Органы государственной власти способны влиять на создание благоприятного туристического имиджа страны (региона, города, поселения) при помощи системы налогообложения, инвестирования, маркетинга, рекламы, информационно-аналитической пропаганды. Вместе с тем, у государства сохраняется функция по контролю и надзору туристической сферы.
По нашему мнению, для развития туризма в регионах РФ необходима реализация:
1) продуктовых инноваций:
- создание новых туристических продуктов (например, разработка туров на 9 мая);
- освоение новых сегментов туристического рынка (узнаваемость туристического бренда через кинематографию, произведения литературного жанра);
- привлечение новых видов ресурсов.
2) инфраструктурных изменений:
- развитие сети воздушных, железнодорожных, автомобильных путей, инфраструктурное обустройство транспорта;
- создание объектов туристического размещения, отвечающих общемировым стандартам;
- развитие кемпингов, придорожных гостиничных комплексов, оборудованных стоянок для любителей караванинга, размещение информационных опознавателей;
- прочие услуги, к которым можно отнести охрану жизни, здоровья и имущества, пункты обмена валюты.
3) управленческих инноваций:
- новых методов реализации туристических услуг (например, размещение рекламных кампаний на общественном транспорте, использование таргетированной рекламы не только на уровне нашей страны, но и за ее пределами).
- проведение маркетинговых исследований;
- обоснование новых методов и форм управления субъектами туристической деятельности;
- обеспечение эффективного государственного и регионального управления туристической индустрией посредством проектного управления туристической сферы.
4) информационных инноваций:
- развитие новейших мобильных приложений;
- создание удобных средств поиска;
- размещение актуальной информации в сети Интернет не только на русском, но на английском и других языках.
5) сервисных инноваций:
- внедрение передовых методов обучения подготовки и переподготовки кадров туристического бизнеса;
- внедрение современного высококачественного сервисного обслуживания;
- разработка инновационных моделей размещения трудовых ресурсов в туристической отрасли.
Вывести туристическую сферу из кризисного состояния можно при условии модернизации системы управления и переориентации на создание эффективных механизмов государственного регулирования индустрии туризма (например, с помощью проектного управления туристической сферой).
Для развития туристической привлекательности регионов СЗФО необходимо проведение брендинга региона, который будет опираться на комплексный географический образ. В данной работе нами был предложен проект «Серебряное кольцо России», разработаны мероприятия по реализации данного проекта, разработаны секции научно-практических конференций, которые будут проведены в рамках реализации данного проекта, предложены проекты по продвижению туристическо-рекреационной системы «Серебряное кольцо России», а так же разработана структура управления проектом «Серебряное кольцо России».
При правильном подходе к управлению туристической привлекательности, а так же при реализации предлагаемых нами рекомендаций, предлагаемого нами проекта, регионы СЗФО смогут реализовать свой туристический потенциал, тем самым в разы увеличить туристическую привлекательность.
Подводя итог, хотелось бы отметить то, что в процессе написания данной работы, нами были решены все поставленные задачи, была проанализирована туристическая привлекательность регионов и были даны рекомендации по её повышению.
1. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 30 ноября 2016 г. // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ni/foreign_policy/official_documents//asset_publisher/CptI CkB6BZ29/content/id/2542248.
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета. 2009. 19 мая.
3. О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации. Указ Президента Российской Федерации от 9 декабря 2013 г. № 894 // Российская газета. 2013. 10 декабря.
4. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)». Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 872-р.
5. Приказ комитета Ленинградской области по туризму от 21.02.2018 N 2 "Об утверждении Соглашения о сотрудничестве между комитетом Ленинградской области по туризму и департаментом культуры и туризма Вологодской области".
6. Постановление Правительства Вологодской области от 17.10.2016 № 920 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года».
7. Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ (действующая редакция от
05.12.2017) . Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 N 644 (ред. от
07.02.2018) "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы) - "Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Постановление Правительства Вологодской области от 27.10.2014 № 961 "Об утверждении государственной программы Вологодской области "Сохранение и развитие культурного потенциала, развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области на 2015 - 2020 годы".
10. Стратегия социально - экономического развития Северо - Западного федерального округа на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года№ 2074 - р // КонсультантПлюс: справочно - правовая система.
11. Стратегия продвижения Калининградской области и
позиционирования ее как привлекательного туристского направления (проект). Strategy Partners. [Электронный ресурс] / Стратегия продвижения Калининградской области и позиционирования ее как привлекательного туристского направления (проект). Strategy Partners - Электрон, дан. - Режим доступа: https://rugrad.eu/upload/iblock/fdO/strategy.pdf (дата обращения
09.03.2019) .
Учебники, монографии
12. Аакер Д. Создание сильных брендов [Текст] / Д.Аакер // М.; Издательский Дом Гребенникова, 2008. - 439 с.
13. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ. М.: Русский гуманитарный
Интернет-университет, 2007. 285 с.
14. Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов. М.: Добрая книга, 2010.
15. Барабаш В.В., Бордюгов Г.А., Котеленец Е.А. Образы России в мире. М.: Ассоциация исследователей российского общества, 2010.
16. Безотосный И.А. Позитивный имидж России: конструирование и репрезентация символической социальной реальности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Краснодар, 2011.
17. Блашенкова В.С. Бренд территории: создание и продвижение. Как это делается в России. Практическое руководство. М.: ОАО «Можайский полиграфический комбинат», 2011.
18. Важенина, И.С. Теоретико-методологические основы определения сущности репутации территории /И.С. Важенина. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2016. - 199с.
19. Годин А. Брендинг [Текст]: Учебное пособие, М., - Издательскоторговая корпорация «Дашков и Ко», 2013 - 182 с.
20. Горчакова В.Г. Имидж. Искусство и реальность: учеб. Пособие для студентов вузов / В.Г. Горчакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 279 с.
21. Динни, К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики /К. Динни. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 216 с.
22. Домнин, В. И. Брендинг : новые технологии в России : 2-е изд. / В. И. Домнин. - СПб. : Питер, 2017. - 381 с.
23. Домнин, В. И. Брендинг: новые технологии в России: 2-е изд. / В. И. Домнин. - СПб.: Питер, 2010. - С.67.
24. Жуков, А. И. Логика строения бренда / А. И. Жуков. - Бренд- Менеджмент. - 2011. - № 5. - С. 274.
25. Капферер Ж.-Н. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда / Ж.Н.Капферер [Текст] — М.: «Вершина», 2007 - 443 с.
26. Кондратьева, К.А. Дизайн и экология культуры/ К.А. Кондратьева - М.: 2016. -191с.
27. Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. М.: РАГС, 2004.
28. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, региони и страны Европы. СПб., 2005.
29. Кузнецов Б.М. Глобальная информационно-коммуникативная среда и молодежная аудитория России: социокультурный анализ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 2010.
30. Лисовский С. Политическая реклама. М.: Маркетинг, 2014.
31. Мамлеева, Л. Анатомия бренда / Л. Мамлеева, В. Перция. - Москва : Дашков и К, 2010. - 237 с.
32. Моисеева Н.К., Рюмин М.Ю., Слушаенко М.В., Будник А.В. Брендинг в управлении маркетинговой активностью [Текст]: М.: Омега-Л, 2013- ЗЗбс.
33. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М., 2008. -411 с.
34. Панкрухин А. П. и др. «Маркетинг: Большой Толковый Словарь» [Текст]. 2-е изд. —М.: Издательство «Омега-Л», 2010. — 567 с.
35. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. - СПб: Питер, 2016. - 416 с.
36. Пузанов, В.И. Рыночный дизайн. Теория и методология проектирования в системе товарно-денежного обращения /В.И. Пузанов - М.: 2017. - 111с.
37. Российский статистический ежегодник: стат. сб. - М. : Росстат, 2017. - 728 с.
38. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Т. Саати (Перев. Р.Г. Вачнадзе). — М. Радио и связь. —2003. — 278 с.
39. Старцев Ю.Н. Территориальный маркетинг. Учебное пособие / Челяб. Гос. Ун-т. - Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2014. - 84 с.
40. Таранова Ю. В. Формирование имиджа региона в условиях информационного общества: технологии, методология, исследование. М.: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 188 с.
41. Топоркова, Е.П. Имидж и бренд приграничной территории: человеческий капитал и технологии развития /Е.П. Топоркова/ Чита: 2015. - 168 с.
42. Ушакова Н.В., Стрижова А.Ф. Имиджелогия: учеб. Пособие / Н.В. Ушакова, А.Ф. Стрижова. - 3-е изд., исправл. - М.: Дашков и К, 2016. - 278 с.
43. Федотова Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М.: Институт социологии РАН,
2012. 202 с.
44. Яненко М.Б. Торговые марки в товарной политике фирмы [Текст], СПБ: Питер, 2005. - 240 с.
Авторефераты диссертаций
45. Роликов, Д.П. Организационно-экономический механизм
использования регионального туристско-ресурсного потенциала: Автореф. дис. канд. эконом, наук. — Пермь, 2005. — 36 с.
46. Золотухина, Д.А. Стратегии формирования историко-культурного имиджа Российских регионов (на примере Костромской, Новгородской и Тульской областей) /Д.А. Золотухина. - М.: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии - 2011. - 33с.
47. Мещеряков, Т.В. Концепция и инструментарий управления маркетингом территории в условиях креативной экономики. : автореф. Дис. ... доктора экономических наук / Т.В. Мещеряков. - Санкт-Петербург, 2011,- 41с.
48. Орлова, В.С. Формирование, развитие и реализация туристического потенциала территории (на примере Вологодской области): Автореф. дис. канд. эконом, наук. — СПб., 2015. —26 с.
Материалы периодической печати
49. Андреев А.А. Опыт культурно-ландшафтного районирования России // Псковский регионологический журнал. - 2012. - № 13. - С. 12-25.
50. Бабанчикова, О.А. Формирование туристского бренда страны - стратегическое направление повышения конкурентоспособности на мировом рынке туристских услуг / О.А. Бабанчикова // Труды института бизнескоммуникаций. Т. 1. / МинобрнаукиРФ; ФГБУВО «С,- Петерб. гос. ун-т промышленных технологий и дизайна»; под общ. ред. М. Э. Вильчинской- Бутенко. - СПб.: СПбГУПТД, 2017. - 208 с.
51. Базарова Ц. Б., Малакшинова Н. Ш. Проблемы правового регулирования и государственного управления в сфере туризма [Текст]: мат. ежегод. научно-практ. конф. преп., сотруд. и магистр, юр. фак. ВСГУТУ - Улан-Удэ, ВСГУТУ, 2016. С. 12-15.
52. Важенина И.С. О сущности бренда территории / И.С. Важенина // Новые исследования по региональной экономике, 2011 - №3. - С.39-43.
53. Гавра Д.П. Современный понятийный аппарат теории регионального имиджмейкинга / Мат-лымеждунар. Научи.-практ. Конф. (29-30 ноября 2016 г.) / Отв. Ред,- сост. Д.П. Гавра. СПб, 2016. - С. 14-22.
54. Гузов Ю.Н. SWOT-анализ проекта «Серебряное кольцо России / Ю.Н. Гузов, Н.В. Иевлев // Проблемы устойчивости эколого-хозяйственных и социально-культурных систем трансграничных регионов. Материалы международной научно-практической конференции 20-21 ноября 2014 года / ПсковГУ. - Псков : ЛОГОС Плюс, 2016. - С. 151-157.
55. Долженко Д.Е. Роль транспортного обеспечения в реализации межрегиональных туристских проектов на примере Вологодской области// Детско-юношеский туризм: образовательные технологии сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. - СПб.: СПбГЭУ, 2017. - С. 61-67.
56. Долженко, Д.Е. Карпова Г.А.., Ткачев В.А., Кластерный подход в повышении эффективности управления межрегиональными туристскими проектами / Д.Е. Долженко, Е.А. Карпова, В.Е. Ткачев // Вестник Национальной академии туризма. - 2018. - № 1 (45). - С. 16-19.
57. Долженко, Д.Е. Методические подходы к классификации межрегиональных туристских проектов / Д.Е. Долженко // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. - 2018. - №1.-C.185-188.
58. Жердева, O.B. Роль маркетинга в идентификации мест /О.В. Жердева. - Маркетинг в России и за рубежом - №2 - 2016.
59. Жуков, А. П. Логика строения бренда / А. П. Жуков. - Бренд- Менеджмент. - 2011. - № 5. - С. 274.
60. Зобнин А. Ю. Проблематика государственного и муниципального управления в сфере туризма/ А. Ю. Зобнин// Успехи современной науки. 2017. №1. С. 176-178.
61. Иевлев Н.В. Методология и практические шаги по созданию туристско-рекреационной системы «Серебряное кольцо России» / Н.В. Иевлев,
С.А. Кирсанов, Т.Н. Чистякова // Северо-Запад: стратегия партнерства. - 2016. № 3(7). - С. 74-76.
62. Кашин А. В., Сотникова Е. П. Взаимодействие государства и туристских организаций: организационно-экономический аспект/ А. В. Кашин, Е. П. Сотникова //Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2015. №4(2). С. 37-39.
63. Кирдин В.Н. Имидж регионов: базовые определения // Publicity. №
1. Имидж регионов: кто и как это делает. М.: ХолдингПаблисити, 2016. С. 1218.
64. Корепанов Е.С. Региональная идентичность как базовая категория социологии регионального развития // Власть. 2017. № 1. С. 43-50.
65. Котлер Ф. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. [Текст] / Ф. Котлер [и др.] // Рекламодатель: теория и практика, 2009. - № 2.
66. Курченков В. В., Фетисова О. В, Тютюшева А. Н., Матина Е. С. Приоритеты диверсификации структуры регионального туристического комплекса // Региональная экономика. Юг России. - 2017. - № 2 (12). - С. 57-64.
67. Лаппо А.Д. Концепт-идея создания европейской туристскорекреационной системы «Серебряное кольцо Балтики» /А.Д. Лаппо, Э.А. Миленина // Зодчий. 21 век. - 2016. - № 2(47) июль. -С. 20-25.
68. Малькова В.К., Титттков В.А. Антропология историко-культурных брендов территорий, регионов и мест // Культура и пространство: историкокультурные бренды и образы территорий, регионов и мест. Ростов-на-Дону: Издательство ЮНЦ РАН, 2017. - С. 27-62.
69. Паникарская Н.И., Стаценко А.А., Рубан Д.А. Туристический образ региона в сетевом пространстве: проблема качества информации. Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2015. № 1 (32). С. 80-92.
70. Печерица Е.В. Проблемы и перспективы развития туристских кластеров в регионах Северо-западного федерального округа // Сервис plus. Т. 11.2017. №4. С. 22-36.
71. Половцев И.Н. О развитии туристической отрасли Северо-Запада России / И.Н. Половцов // Актуальные вопросы образования и науки. Материалы международной научно-практической конференции / ООО «Консалтинговая компания Юком». - Тамбов, 2016. - С. 119-122.
72. Половцев И.Н. Серебряное кольцо России - комплексная туристическая система Северо-Запада / И.Н. Половцев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Москва, 2017. - С. 233-235.
73. Понедельник А.А., Рубан Д.А. Экономические условия становления международных туристских дестинаций в регионах России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 9 (342). С. 118-128.
74. Славин В.В. Туристическая привлекательность региона: понятие, содержание, основные принципы формирования // Вопросы управления. — 2016. — №1 (22). — С. 108-113.
75. Суслова, Т. А., Величко, И. А. Принципы образования конкурентоспособного бренда в туристской отрасли [Текст] / Т.А. Суслова // Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социо-культурной деятельности в России и за рубежом: III Междунар. науч.-практ. интернетконференция : сб. материалов / Забайкал. гос. ун-т ; отв. ред. О. А. Лях. - Чита : ЗабГУ, 2016.-417 с.
76. Тен В.В., Злобин Э.В. Процессный менеджмент в организации // Вестник ТГТУ. —2017. — № 4. — Т. 18. —С. 1095-1100.
77. Фролова Е.В. Социальная инфраструктура муниципальных образований: теоретико-методологический аспект // Социальная политика и социология. —2013. —№4. —С. 77-94.
78. Чернякина А. О. Брендинг туристской территории: ошибки и ключевые аспекты создания в рамках кластерного подхода развития туризма // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2012. № 12. С. 47-51.
79. Шубаева В.Г., Бурова Н.В. Индикаторы привлекательности региона как туристской дестинации и маркетинговая стратегия ее развития // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2012. — № 2. — С. 133—136.
Электронные ресурсы
80. Безотосный И.А. Факторы формирования и репрезентации позитивного имиджа России // Теория и практика общественного развития.
2011. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.teoria-practica.ni/-3- 2011/filosofiva/bezotosniv.pdf
81. Бочаров М.П. Социальный брендинг как способ актуализации
новых качественных характеристик экономических реформ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pr-club.com/pr lib/pr rabotv/earlier/social-
branding.shtml/.
82. Веснина Т.Л., Бендерский В.В. Культурные места как бренд: опыт города и деревни // Материалы международного семинара «Журналистика и культурное наследие: ребрендинг территорий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gttp.ru/PC/pc 70.htm
83. Всероссийский конкурс «Туристский бренд России»: положение о
проведении/[Электронный ресурс].- URL: ЬйрУ/турбрендроссии.рф/
Положение о создании туристического бренда России, docx (дата обращения
09.03.2019) .
84. Гаврильчак Н. И. Особенности и направления использования рекреационного потенциала Северо-Запада Российской Федерации [Электронный ресурс] / Н. И. Гаврильчак, В. И. Алексеева // Креативная экономика. - Режим доступа: http://old.creativeconomy.ru/ articles/12416.
85. Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели // Медиаскоп. Электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. 2008. № 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mediascope.nl/node/252
86. Контент-анализ [Электронный ресурс] // Сайт компании Rezonans.
URL: http: //www. rezonans. ru/audit-saytov/informaciya/kontent-analiz. html (дата
обращения: 25.03.2019).
87. Кривов C.B. Определение туристической привлекательности региона Нижегородская область: методики анализа. URL: https://www.uim.ru/e- library (дата обращения: 24.03.2019).
88. Макатрова Н. Основные тенденции в брендировании городов и регионов на туристическом рынке [Электронный ресурс]. URL: http://www.concretica.ru /publications/single/browse/2/article/6/467 (дата обращения: 17.03.2019).
89. Национальный рейтинг туристических брендов / [Электронный
ресурс]. - URL: http://matvevchevoleg.liveioumal.com/4949779.html (Дата
обращения: 12.04.2019).
90. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vologdastat.gks.ru (Дата обращения: 25.03.2019).
91. Сластенова К. И. Оценка инновационного потенциала региона
[Электронный ресурс] / К.И. Сластенова, О.В. Бондарева // V Международный студенческий научный форум 2013. - Режим доступа:
www.sciencefomm.ru/2013/pdf/6031 .pdf (Дата обращения: 12.04.2019)
92. Тамберг В.В. Атрибуты бренда [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.newbranding.ru/uncategorized/atributv-brenda/.
93. Туристический портал Архангельской области - Режим доступа: http://www.pomorland.travel/