АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ
|
Введение 3
1 Теоретические аспекты брендинга территорий как фактора туристической привлекательности регионов 9
1.1. Понятие бренда и брендинга территории 9
1.2. Параметры туристической привлекательности территории 21
1.3. Современные методы и инфраструктура формирования
туристического бренда территории 32
2. Практические аспекты брендинга территорий как фактор
повышения туристической привлекательности регионов СЗФО 45
2.1. Оценка туристической привлекательности регионов СЗФО 45
2.2. Анализ процесса формирования и раскрутки брендов в регионах
СЗФО 64
2.3. Анализ сайтов как визуальной составляющей туристической
привлекательности регионов СЗФО 81
3. Развитие брендинга территорий как фактор повышения
туристической привлекательности регионов СЗФО 93
3.1. Анализ существующих проблем в сфере туристической
привлекательности регионов 93
3.2. Зарубежный опыт и возможность его применения в сфере
туристической привлекательности в современной России 99
3.3. Рекомендации и предложения в сфере совершенствования
системы управления туристической привлекательностью 109
Заключение 124
Список использованных источников 132
Приложения
1 Теоретические аспекты брендинга территорий как фактора туристической привлекательности регионов 9
1.1. Понятие бренда и брендинга территории 9
1.2. Параметры туристической привлекательности территории 21
1.3. Современные методы и инфраструктура формирования
туристического бренда территории 32
2. Практические аспекты брендинга территорий как фактор
повышения туристической привлекательности регионов СЗФО 45
2.1. Оценка туристической привлекательности регионов СЗФО 45
2.2. Анализ процесса формирования и раскрутки брендов в регионах
СЗФО 64
2.3. Анализ сайтов как визуальной составляющей туристической
привлекательности регионов СЗФО 81
3. Развитие брендинга территорий как фактор повышения
туристической привлекательности регионов СЗФО 93
3.1. Анализ существующих проблем в сфере туристической
привлекательности регионов 93
3.2. Зарубежный опыт и возможность его применения в сфере
туристической привлекательности в современной России 99
3.3. Рекомендации и предложения в сфере совершенствования
системы управления туристической привлекательностью 109
Заключение 124
Список использованных источников 132
Приложения
Одной из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей экономики на сегодняшний день является туризм, который обеспечивает создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций, укрепление сфер малого и среднего бизнеса, а также дает толчок для развития инфраструктуры. Сферу туризма необходимо рассматривать не только со стороны экономических аспектов, а именно, как один из источников налоговых поступлений в бюджет, но также со стороны социального аспекта, а именно, как создания необходимых условий, которые будут направлены на реализацию потребностей личности в отдыхе, в смене обстановки, приобщения к культурно-историческим ценностям, к познанию истории, религии, традициям.
Одной из стратегически направленной деятельности в современном государстве является формирование, развитие туристической привлекательности. Результаты исследований показывают достаточно низкий уровень туристической привлекательности российских регионов.
Недостаточно высокий уровень развития туристической привлекательности регионов в большей степени является следствием неэффективного управления местными органами власти в сфере туризма.
Таким образом, можно говорить о том, что особую актуальность приобретают исследования таких вопросов, как социального ожидания потребителей туристских услуг, их мотивация, а также ресурсы и факторы формирования туристической привлекательности регионов России. В настоящем случае нас интересуют мнения не только населения, но и мнения руководителей местных органов власти, которые непосредственно участвуют в развитии туристической отрасли регионов России. Принимая во внимание несомненную значимость диагностики уровня развития туристической привлекательности, стоит отметить, что данные исследования проводятся
Противоречие между недостаточным уровнем развития туристической привлекательности регионов России и высокой значимостью сферы туризма определили актуальность темы исследования.
Рассмотрев понятие бренда через призму общенационального и регионального маркетинга и брендинга, необходимо отметить таких авторов, как : К. Асплунда, Ф. Котлера, С. Анхольта , У. Олинза, П. Дженкинса, Дж. Урри, Э. Рэлфа, Д. Хильдрета, К. Хэйта и др. Также необходимо отметить монографию В.С. Блашенковой, которая является одной из первых работ в отечественной практике на тему брендинга территорий.
Вопросы, которые были связаны с восприятием России в разные исторические периоды различными аудиториями, с формированием и продвижением позитивного имиджа руководителей Российского государства, а также имиджа Российского государства в целом (в том числе посредством инструментов и механизмов государственной политики) рассматривались в трудах таких исследователей, как Л.В. Воронцова, В.А. Ачкасов, В.Ю. Зорин, А.Н. Кольев, А.Г. Киселев, С.В. Коновченко , Г.А. Набережнов, М.М. Лебедева, А.Ф. Строев, Т.А. Шаклеина, Е.Б. Шестопал, Д.Б. Фролов, А.А. Ширинянц, А.Ю. Шутов и др.
Анализу технологий и механизмов формирования и продвижения позитивного имиджа современной России посвящен целый ряд исследований. В их числе работы таких авторов, как И.А. Безотосного , В.В. Барабаш , Л.В. Бондаревой, А.Е. Брянцева, Г. А. Бордюгова, К.С. Гаджиева, М.А. Коломенского, Э.А. Галумова, Н.Н. Медведевой, Е.А. Тороповой, Т.С. Мельниковой, А.В. Федякина и др.
Вопросами теоретического характера, понятийного аппарата по проблемам в сфере туризма и туристической деятельности занимались такие ученые, как: М.Б. Биржакова, В.А. Квартальнова, М.А. Морозова, И.В. Зорина, И.Б. Власова, Е.Н. Ильина, Г.Н. Кутепова, В.В. Кортунова, В.Г. Гуляева, А.Д. Чудновский. В работах перечисленных выше авторов большое внимание уделено изучению инфраструктуры, касающейся сферы туризма, а также исследуется экономическая и социальная значимость туристической отрасли в целом.
Работы таких авторов, как: Г.Н. Захаренко, Д.П. Голиков, М.А. Кривуля, А.В. Виноградов, В.С. Орлова, Т.А. Ирисова - посвящены вопросам методологии туристического потенциала.
На стадии становления находится методологическая база, которая создана для анализа процессов развития туристической привлекательности регионов России, это тем самым затрудняет проведение сравнительных исследований, а также применение результатов данных исследований на практике.
Объектом исследования выступает туристическая привлекательность регионов Северо-Западного Федерального Округа (далее - СЗФО).
Предмет исследования - социальное управление брендингом территорий как фактором туристической привлекательности регионов СЗФО.
Целью исследования является анализ теоретических аспектов и практики управления брендингом регионов СЗФО как фактором повышения туристической привлекательности.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- изучить понятие бренда и брендинга территории;
- изучить параметры туристической привлекательности регионов;
- изучить современные методы и инфраструктуру формирования бренда территории;
- оценить туристическую привлекательность регионов СЗФО;
- проанализировать процесс формирования и раскрутки брендов в регионах СЗФО;
- провести анализ сайтов как визуальной составляющей туристической привлекательности регионов СЗФО;
- изучить зарубежный опыт формирования и раскрутки брендов территорий;
- разработать программу мероприятий по совершенствованию туристической привлекательности регионов;
- оценить эффективность предлагаемых мероприятий как фактора повышения туристической привлекательности регионов.
Теоретико-методологическая база исследования включает в себя сравнительный, системный, проблемный и другие общенаучные подходы. В ходе исследования были использованы ретроспективный анализ, проблемнохронологический метод, так как имеет место определенная историческая составляющая. В ходе исследования автор использовал общенаучные методы: анализ, синтез, аналогия, экстраполяция, дедукция, индукция и др.
В данной работе проведен интегральный анализ туристической привлекательности регионов СЗФО, SWOT-анализ регионов СЗФО и отдельных брендов регионов округа, использован метод контент-анализа официальных туристических порталов регионов-аутсайдеров СЗФО.
Понимая динамичный и сложносоставной характер объекта исследования, методологической основой был выбран междисциплинарный подход, который позволяет сочетать общенаучные и специальные методы маркетинга, имиджелогии, психологии и т.д.
Информационной базой исследования являются федеральные и региональные нормативно-правовые акты Российской Федерации, которые регламентируют деятельность в информационно-коммуникативной сфере, международные рейтинги оценки имиджа и брендов стран, публикации в зарубежных и российских СМИ. Существенную эмпирическую информацию также позволили получить: изучение статистической информации, анализ материалов общероссийских и международных конференций и симпозиумов.
Научная новизна обуславливается рядом особенностей, которые не были обнаружены в существующих исследованиях по смежной проблематике. К ним относятся следующие:
- на основе междисциплинарной методологии сформулировано авторское определение понятия бренда территории, которое раскрывает сущностные черты и наиболее значимые характеристики бренда как социального феномена;
- уточнены основные механизмы и направления политики формирования позитивного имиджа территории в современных условиях, включая создание и продвижение региональных брендов;
- на базе контент-анализа определены место и роль региональных брендов в политике формирования позитивного имиджа регионов России, а также обозначены перспективы совершенствования политики.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения и выводы могут быть использованы в ходе осуществления научно-теоретических и прикладных разработок в области формирования позитивного имиджа регионов России, а также могут способствовать повышению эффективности взаимодействия в сфере туризма.
Результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования государственной политики применительно к решению задач в сфере национального имиджмейкинга в частности.
Апробация методики по теме включает в себя выступление на научных конференциях (VI международная научно-практическая конференция «Стратегии устойчивого развития социально-экономических, биологических и технических систем: современная практика и концепции модернизации», итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2019 года (первое место)), также теоретические положения и практические расчёты приведены в статьях: две из них проиндексированы в РИНЦ, в том числе одна входит в перечень ВАК.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Одной из стратегически направленной деятельности в современном государстве является формирование, развитие туристической привлекательности. Результаты исследований показывают достаточно низкий уровень туристической привлекательности российских регионов.
Недостаточно высокий уровень развития туристической привлекательности регионов в большей степени является следствием неэффективного управления местными органами власти в сфере туризма.
Таким образом, можно говорить о том, что особую актуальность приобретают исследования таких вопросов, как социального ожидания потребителей туристских услуг, их мотивация, а также ресурсы и факторы формирования туристической привлекательности регионов России. В настоящем случае нас интересуют мнения не только населения, но и мнения руководителей местных органов власти, которые непосредственно участвуют в развитии туристической отрасли регионов России. Принимая во внимание несомненную значимость диагностики уровня развития туристической привлекательности, стоит отметить, что данные исследования проводятся
Противоречие между недостаточным уровнем развития туристической привлекательности регионов России и высокой значимостью сферы туризма определили актуальность темы исследования.
Рассмотрев понятие бренда через призму общенационального и регионального маркетинга и брендинга, необходимо отметить таких авторов, как : К. Асплунда, Ф. Котлера, С. Анхольта , У. Олинза, П. Дженкинса, Дж. Урри, Э. Рэлфа, Д. Хильдрета, К. Хэйта и др. Также необходимо отметить монографию В.С. Блашенковой, которая является одной из первых работ в отечественной практике на тему брендинга территорий.
Вопросы, которые были связаны с восприятием России в разные исторические периоды различными аудиториями, с формированием и продвижением позитивного имиджа руководителей Российского государства, а также имиджа Российского государства в целом (в том числе посредством инструментов и механизмов государственной политики) рассматривались в трудах таких исследователей, как Л.В. Воронцова, В.А. Ачкасов, В.Ю. Зорин, А.Н. Кольев, А.Г. Киселев, С.В. Коновченко , Г.А. Набережнов, М.М. Лебедева, А.Ф. Строев, Т.А. Шаклеина, Е.Б. Шестопал, Д.Б. Фролов, А.А. Ширинянц, А.Ю. Шутов и др.
Анализу технологий и механизмов формирования и продвижения позитивного имиджа современной России посвящен целый ряд исследований. В их числе работы таких авторов, как И.А. Безотосного , В.В. Барабаш , Л.В. Бондаревой, А.Е. Брянцева, Г. А. Бордюгова, К.С. Гаджиева, М.А. Коломенского, Э.А. Галумова, Н.Н. Медведевой, Е.А. Тороповой, Т.С. Мельниковой, А.В. Федякина и др.
Вопросами теоретического характера, понятийного аппарата по проблемам в сфере туризма и туристической деятельности занимались такие ученые, как: М.Б. Биржакова, В.А. Квартальнова, М.А. Морозова, И.В. Зорина, И.Б. Власова, Е.Н. Ильина, Г.Н. Кутепова, В.В. Кортунова, В.Г. Гуляева, А.Д. Чудновский. В работах перечисленных выше авторов большое внимание уделено изучению инфраструктуры, касающейся сферы туризма, а также исследуется экономическая и социальная значимость туристической отрасли в целом.
Работы таких авторов, как: Г.Н. Захаренко, Д.П. Голиков, М.А. Кривуля, А.В. Виноградов, В.С. Орлова, Т.А. Ирисова - посвящены вопросам методологии туристического потенциала.
На стадии становления находится методологическая база, которая создана для анализа процессов развития туристической привлекательности регионов России, это тем самым затрудняет проведение сравнительных исследований, а также применение результатов данных исследований на практике.
Объектом исследования выступает туристическая привлекательность регионов Северо-Западного Федерального Округа (далее - СЗФО).
Предмет исследования - социальное управление брендингом территорий как фактором туристической привлекательности регионов СЗФО.
Целью исследования является анализ теоретических аспектов и практики управления брендингом регионов СЗФО как фактором повышения туристической привлекательности.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- изучить понятие бренда и брендинга территории;
- изучить параметры туристической привлекательности регионов;
- изучить современные методы и инфраструктуру формирования бренда территории;
- оценить туристическую привлекательность регионов СЗФО;
- проанализировать процесс формирования и раскрутки брендов в регионах СЗФО;
- провести анализ сайтов как визуальной составляющей туристической привлекательности регионов СЗФО;
- изучить зарубежный опыт формирования и раскрутки брендов территорий;
- разработать программу мероприятий по совершенствованию туристической привлекательности регионов;
- оценить эффективность предлагаемых мероприятий как фактора повышения туристической привлекательности регионов.
Теоретико-методологическая база исследования включает в себя сравнительный, системный, проблемный и другие общенаучные подходы. В ходе исследования были использованы ретроспективный анализ, проблемнохронологический метод, так как имеет место определенная историческая составляющая. В ходе исследования автор использовал общенаучные методы: анализ, синтез, аналогия, экстраполяция, дедукция, индукция и др.
В данной работе проведен интегральный анализ туристической привлекательности регионов СЗФО, SWOT-анализ регионов СЗФО и отдельных брендов регионов округа, использован метод контент-анализа официальных туристических порталов регионов-аутсайдеров СЗФО.
Понимая динамичный и сложносоставной характер объекта исследования, методологической основой был выбран междисциплинарный подход, который позволяет сочетать общенаучные и специальные методы маркетинга, имиджелогии, психологии и т.д.
Информационной базой исследования являются федеральные и региональные нормативно-правовые акты Российской Федерации, которые регламентируют деятельность в информационно-коммуникативной сфере, международные рейтинги оценки имиджа и брендов стран, публикации в зарубежных и российских СМИ. Существенную эмпирическую информацию также позволили получить: изучение статистической информации, анализ материалов общероссийских и международных конференций и симпозиумов.
Научная новизна обуславливается рядом особенностей, которые не были обнаружены в существующих исследованиях по смежной проблематике. К ним относятся следующие:
- на основе междисциплинарной методологии сформулировано авторское определение понятия бренда территории, которое раскрывает сущностные черты и наиболее значимые характеристики бренда как социального феномена;
- уточнены основные механизмы и направления политики формирования позитивного имиджа территории в современных условиях, включая создание и продвижение региональных брендов;
- на базе контент-анализа определены место и роль региональных брендов в политике формирования позитивного имиджа регионов России, а также обозначены перспективы совершенствования политики.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения и выводы могут быть использованы в ходе осуществления научно-теоретических и прикладных разработок в области формирования позитивного имиджа регионов России, а также могут способствовать повышению эффективности взаимодействия в сфере туризма.
Результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования государственной политики применительно к решению задач в сфере национального имиджмейкинга в частности.
Апробация методики по теме включает в себя выступление на научных конференциях (VI международная научно-практическая конференция «Стратегии устойчивого развития социально-экономических, биологических и технических систем: современная практика и концепции модернизации», итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2019 года (первое место)), также теоретические положения и практические расчёты приведены в статьях: две из них проиндексированы в РИНЦ, в том числе одна входит в перечень ВАК.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В настоящее время в Российской Федерации наблюдается положительная динамика в сфере туризма, однако не происходит структурных и содержательных изменений в управлении данным сектором экономики. Уделяется недостаточное внимание долгосрочному планированию, комплексному прогнозированию, маркетингу, инфраструктурному обеспечению, а также проектному подходу в рамках государственного управления сферой туризма. Процесс развития отрасли туризма тормозило то, что туристская деятельность изначально не рассматривалась государственными органами власти как приоритетное направление развития экономики. Однако, в настоящее время можно наблюдать положительные сдвиги в данном секторе экономики, так, государственными органами субъектов Российской Федерации проводится большое количество мероприятий, подписываются международные соглашения и договоры в сфере сотрудничества в области туризма, туризм получил статус приоритетной отрасли экономики. Так же необходимо отметить, что уделяется недостаточное внимание развитию бренда территории, что пагубно влияет на туристическую привлекательность территории.
Под определением территориальный бренд понимается позитивный образ территории, который формируется на основе совокупности эмоциональных и функциональных выгод места, а также уникальных экономических, природных, социально-культурных, исторических элементов и широко известных, привлекательных как для внутренней, так и для внешней группы общественности территории, ценностей.
Под туристической привлекательностью территории необходимо понимать характеристику территории, отражающую уровень востребованности территориальных туристских услуг и уровень удовлетворения туристских потребностей. Туристическая привлекательность является результатом реализации имеющихся территориальных возможностей при помощи эффективной управленческой деятельности, которая направлена на развитие туристской инфраструктуры, туристического потенциала, формирования положительного имиджа региона.
Обобщив результаты имеющихся методик по анализу показателей туристической привлекательности, можно говорить о том, что для оценки туристической привлекательности не существует методики, с помощью которой можно было бы провести комплексный анализ всех показателей туристической привлекательности. Однако, существует большое количество критериев, с помощью которых можно проводить отдельные виды анализа по регионам, исследуя, например, такой показатель как инфраструктура.
В результате проведенного анализа туристической привлекательности регионов, нами были сделаны следующие выводы:
- имеющийся потенциал регионов СЗФО в последние годы используется эффективнее,
- растет туристический поток в рассматриваемых регионах,
- устойчивую тенденцию роста показывает показатель - количество мест размещения,
- становится все больше перечень предоставляемых туристических услуг и, следовательно, растет доход от данных услуг, что, в конечном счете, приводит к пополнению бюджета.
В результате проведенного анализа места по показателю туристическая привлекательность региона распределились следующим образом на первом месте - город Санкт Петербург, на втором месте - Вологодская область, на третьем месте - Республика Коми, на четвертом месте - Ленинградская область, на 5 месте - Архангельская область, на шестом месте - Новгородская область, на седьмом месте - Калининградская область, на восьмом месте - Республика Карелия, на девятом месте - Псковская область, на десятом месте - Мурманская область.
Основными проблемами, которые препятствуют развитию туризма в СЗФО, являются: отсутствие единой стратегии продвижения Северо-Западного федерального округа как привлекательной туристской дестинации, неразвитость инфраструктуры туризма, проблемы нормативно-правового и административного обеспечения отрасли, отсутствие системы безопасности сопровождения туристов на значительной части территории СЗФО, недостаточная информационная обеспеченность отрасли.
Однако наряду с выделенными проблемами, существуют и положительные моменты туристической привлекательности в регионах СЗФО, а именно, выгодное географическое расположение, большое количество разнообразных объектов туристического показа, кадровое обеспечение отрасли.
Оценка туристической привлекательности регионов СЗФО показала, что наиболее высокой туристической привлекательностью обладает город Санкт- Петербург. Основными причинами высокого уровня туристической привлекательности являются осуществляемые государственные программы, высококвалифицированные кадры, выгодное экономико-географическое положение, транспортно-логистические возможности, высокий научнообразовательный и производственный потенциал и др. Наиболее низкой туристической привлекательностью обладает Мурманская область. Данный факт можно объяснить сложными климатическими условиями для проживания и ведения бизнеса, сокращением численности населения, старением населения, миграционным оттоком населения и др.
Проведенный нами контент-анализ сайтов регионов СЗФО по таким критериям, как: информативность, навигация, дизайн, программное обеспечение, позволил сделать следующие выводы. Среди выделенных нами регионов, пятое место по общему набранному количеству баллов заняла Мурманская область, четвертое место у Псковской области, третье место заняла
Вологодская область, второе - Архангельская область и первое место у Республики Карелия.
В настоящее время Интернет ресурсы являются отличным механизмом продвижения туристического продукта, однако, в рассматриваемых нами регионах ситуация с развитием и внедрением информационных технологий складывается не наилучшим образом. Регионам необходимо не только усовершенствовать уже существующие ресурсы, но также рассмотреть возможность создания и развития новых, с использованием возможностей «социальных сетей» и тематических туристических ресурсов, технологий.
Анализ процесса формирования и раскрутки брендов в регионах СЗФО показал, что основными проблемами являются некачественные маркетинговые стратегии, применяемые регионами, а также слабая туристическая инфраструктура. Нами была рассмотрена доля затрат на брендинг в валовом региональном продукте (ВРП) региона, наибольшая доля затрат в 2018 году была отмечена в Санкт-Петербурге (1,78%), наименьшая доля затрат в Мурманской области (0,56%) и Республике Карелия (0,68%). Наибольшая доля средств была потрачена на реализацию стратегии развития территорий как туристических центров, на втором месте по затратам располагается организация и продвижение событийных мероприятий, на третьем - информационная поддержка туристов в период пребывания в регионе.
На основании проведенного анализа туристической привлекательности регионов, нами были выделены актуальные проблемы развития туризма в регионах Российской Федерации:
- низкая доступность, неудовлетворительное состояние объектов туристического показа;
- низкий уровень развития туристической инфраструктуры (низкое качество предоставляемых услуг);
- недостаточно высокий уровень сервиса, несоответствие цен и качества
предоставляемых услуг;
- недостаточное количество квалифицированных трудовых ресурсов в сфере туризма;
- использование неэффективного маркетинга, а так же недостаточное использование каналов внешних корпоративных сетей в системе продвижения бренда;
- недостаточно тесное взаимодействие представителей власти и бизнеса;
- отсутствие проектного подхода в государственном управлении;
- отсутствие необходимой государственной статистической информации в сфере туризма, недостаточная экономико-статистическая изученность индустрии туризма;
- неразвитость специализированных видов туризма.
Для решения данных проблем, мы обратились к анализу зарубежного опыта государственного управления туристической привлекательности.
Однако, прямое заимствование зарубежного опыта невозможно, так как необходимо адаптировать инструменты государственного управления к российским реалиям. Можно выделить некоторые меры государственного управления:
- создать государственные офисы Федерального агентства по туризму в зарубежных странах, основной целью которых будет продвижение и сбыт российского туристического продукта;
- проводить ежегодные региональные конкурсы по различным номинациям, победителям которых будут предоставлены налоговые льготы и субсидии;
- разработать и провести государственную программу по поддержке бизнеса, оказывающего услуги в сфере туризма (путем предоставления долгосрочных кредитов на строительство или переоборудование коллективных средств размещения на льготных условиях);
- содействовать уменьшению входных барьеров на въезд иностранных туристов в Российскую Федерацию, путем использования безвизового режима;
- на региональном уровне установить максимальные значения ценовых показателей на входные билеты к объектам туристического показа;
- внедрить проектное управление на региональном уровне (Приложение 6).
Органы государственной власти способны влиять на создание благоприятного туристического имиджа страны (региона, города, поселения) при помощи системы налогообложения, инвестирования, маркетинга, рекламы, информационно-аналитической пропаганды. Вместе с тем, у государства сохраняется функция по контролю и надзору туристической сферы.
По нашему мнению, для развития туризма в регионах РФ необходима реализация:
1) продуктовых инноваций:
- создание новых туристических продуктов (например, разработка туров на 9 мая);
- освоение новых сегментов туристического рынка (узнаваемость туристического бренда через кинематографию, произведения литературного жанра);
- привлечение новых видов ресурсов.
2) инфраструктурных изменений:
- развитие сети воздушных, железнодорожных, автомобильных путей, инфраструктурное обустройство транспорта;
- создание объектов туристического размещения, отвечающих общемировым стандартам;
- развитие кемпингов, придорожных гостиничных комплексов, оборудованных стоянок для любителей караванинга, размещение информационных опознавателей;
- прочие услуги, к которым можно отнести охрану жизни, здоровья и имущества, пункты обмена валюты.
3) управленческих инноваций:
- новых методов реализации туристических услуг (например, размещение рекламных кампаний на общественном транспорте, использование таргетированной рекламы не только на уровне нашей страны, но и за ее пределами).
- проведение маркетинговых исследований;
- обоснование новых методов и форм управления субъектами туристической деятельности;
- обеспечение эффективного государственного и регионального управления туристической индустрией посредством проектного управления туристической сферы.
4) информационных инноваций:
- развитие новейших мобильных приложений;
- создание удобных средств поиска;
- размещение актуальной информации в сети Интернет не только на русском, но на английском и других языках.
5) сервисных инноваций:
- внедрение передовых методов обучения подготовки и переподготовки кадров туристического бизнеса;
- внедрение современного высококачественного сервисного обслуживания;
- разработка инновационных моделей размещения трудовых ресурсов в туристической отрасли.
Вывести туристическую сферу из кризисного состояния можно при условии модернизации системы управления и переориентации на создание эффективных механизмов государственного регулирования индустрии туризма (например, с помощью проектного управления туристической сферой).
Для развития туристической привлекательности регионов СЗФО необходимо проведение брендинга региона, который будет опираться на комплексный географический образ. В данной работе нами был предложен проект «Серебряное кольцо России», разработаны мероприятия по реализации данного проекта, разработаны секции научно-практических конференций, которые будут проведены в рамках реализации данного проекта, предложены проекты по продвижению туристическо-рекреационной системы «Серебряное кольцо России», а так же разработана структура управления проектом «Серебряное кольцо России».
При правильном подходе к управлению туристической привлекательности, а так же при реализации предлагаемых нами рекомендаций, предлагаемого нами проекта, регионы СЗФО смогут реализовать свой туристический потенциал, тем самым в разы увеличить туристическую привлекательность.
Подводя итог, хотелось бы отметить то, что в процессе написания данной работы, нами были решены все поставленные задачи, была проанализирована туристическая привлекательность регионов и были даны рекомендации по её повышению.
Под определением территориальный бренд понимается позитивный образ территории, который формируется на основе совокупности эмоциональных и функциональных выгод места, а также уникальных экономических, природных, социально-культурных, исторических элементов и широко известных, привлекательных как для внутренней, так и для внешней группы общественности территории, ценностей.
Под туристической привлекательностью территории необходимо понимать характеристику территории, отражающую уровень востребованности территориальных туристских услуг и уровень удовлетворения туристских потребностей. Туристическая привлекательность является результатом реализации имеющихся территориальных возможностей при помощи эффективной управленческой деятельности, которая направлена на развитие туристской инфраструктуры, туристического потенциала, формирования положительного имиджа региона.
Обобщив результаты имеющихся методик по анализу показателей туристической привлекательности, можно говорить о том, что для оценки туристической привлекательности не существует методики, с помощью которой можно было бы провести комплексный анализ всех показателей туристической привлекательности. Однако, существует большое количество критериев, с помощью которых можно проводить отдельные виды анализа по регионам, исследуя, например, такой показатель как инфраструктура.
В результате проведенного анализа туристической привлекательности регионов, нами были сделаны следующие выводы:
- имеющийся потенциал регионов СЗФО в последние годы используется эффективнее,
- растет туристический поток в рассматриваемых регионах,
- устойчивую тенденцию роста показывает показатель - количество мест размещения,
- становится все больше перечень предоставляемых туристических услуг и, следовательно, растет доход от данных услуг, что, в конечном счете, приводит к пополнению бюджета.
В результате проведенного анализа места по показателю туристическая привлекательность региона распределились следующим образом на первом месте - город Санкт Петербург, на втором месте - Вологодская область, на третьем месте - Республика Коми, на четвертом месте - Ленинградская область, на 5 месте - Архангельская область, на шестом месте - Новгородская область, на седьмом месте - Калининградская область, на восьмом месте - Республика Карелия, на девятом месте - Псковская область, на десятом месте - Мурманская область.
Основными проблемами, которые препятствуют развитию туризма в СЗФО, являются: отсутствие единой стратегии продвижения Северо-Западного федерального округа как привлекательной туристской дестинации, неразвитость инфраструктуры туризма, проблемы нормативно-правового и административного обеспечения отрасли, отсутствие системы безопасности сопровождения туристов на значительной части территории СЗФО, недостаточная информационная обеспеченность отрасли.
Однако наряду с выделенными проблемами, существуют и положительные моменты туристической привлекательности в регионах СЗФО, а именно, выгодное географическое расположение, большое количество разнообразных объектов туристического показа, кадровое обеспечение отрасли.
Оценка туристической привлекательности регионов СЗФО показала, что наиболее высокой туристической привлекательностью обладает город Санкт- Петербург. Основными причинами высокого уровня туристической привлекательности являются осуществляемые государственные программы, высококвалифицированные кадры, выгодное экономико-географическое положение, транспортно-логистические возможности, высокий научнообразовательный и производственный потенциал и др. Наиболее низкой туристической привлекательностью обладает Мурманская область. Данный факт можно объяснить сложными климатическими условиями для проживания и ведения бизнеса, сокращением численности населения, старением населения, миграционным оттоком населения и др.
Проведенный нами контент-анализ сайтов регионов СЗФО по таким критериям, как: информативность, навигация, дизайн, программное обеспечение, позволил сделать следующие выводы. Среди выделенных нами регионов, пятое место по общему набранному количеству баллов заняла Мурманская область, четвертое место у Псковской области, третье место заняла
Вологодская область, второе - Архангельская область и первое место у Республики Карелия.
В настоящее время Интернет ресурсы являются отличным механизмом продвижения туристического продукта, однако, в рассматриваемых нами регионах ситуация с развитием и внедрением информационных технологий складывается не наилучшим образом. Регионам необходимо не только усовершенствовать уже существующие ресурсы, но также рассмотреть возможность создания и развития новых, с использованием возможностей «социальных сетей» и тематических туристических ресурсов, технологий.
Анализ процесса формирования и раскрутки брендов в регионах СЗФО показал, что основными проблемами являются некачественные маркетинговые стратегии, применяемые регионами, а также слабая туристическая инфраструктура. Нами была рассмотрена доля затрат на брендинг в валовом региональном продукте (ВРП) региона, наибольшая доля затрат в 2018 году была отмечена в Санкт-Петербурге (1,78%), наименьшая доля затрат в Мурманской области (0,56%) и Республике Карелия (0,68%). Наибольшая доля средств была потрачена на реализацию стратегии развития территорий как туристических центров, на втором месте по затратам располагается организация и продвижение событийных мероприятий, на третьем - информационная поддержка туристов в период пребывания в регионе.
На основании проведенного анализа туристической привлекательности регионов, нами были выделены актуальные проблемы развития туризма в регионах Российской Федерации:
- низкая доступность, неудовлетворительное состояние объектов туристического показа;
- низкий уровень развития туристической инфраструктуры (низкое качество предоставляемых услуг);
- недостаточно высокий уровень сервиса, несоответствие цен и качества
предоставляемых услуг;
- недостаточное количество квалифицированных трудовых ресурсов в сфере туризма;
- использование неэффективного маркетинга, а так же недостаточное использование каналов внешних корпоративных сетей в системе продвижения бренда;
- недостаточно тесное взаимодействие представителей власти и бизнеса;
- отсутствие проектного подхода в государственном управлении;
- отсутствие необходимой государственной статистической информации в сфере туризма, недостаточная экономико-статистическая изученность индустрии туризма;
- неразвитость специализированных видов туризма.
Для решения данных проблем, мы обратились к анализу зарубежного опыта государственного управления туристической привлекательности.
Однако, прямое заимствование зарубежного опыта невозможно, так как необходимо адаптировать инструменты государственного управления к российским реалиям. Можно выделить некоторые меры государственного управления:
- создать государственные офисы Федерального агентства по туризму в зарубежных странах, основной целью которых будет продвижение и сбыт российского туристического продукта;
- проводить ежегодные региональные конкурсы по различным номинациям, победителям которых будут предоставлены налоговые льготы и субсидии;
- разработать и провести государственную программу по поддержке бизнеса, оказывающего услуги в сфере туризма (путем предоставления долгосрочных кредитов на строительство или переоборудование коллективных средств размещения на льготных условиях);
- содействовать уменьшению входных барьеров на въезд иностранных туристов в Российскую Федерацию, путем использования безвизового режима;
- на региональном уровне установить максимальные значения ценовых показателей на входные билеты к объектам туристического показа;
- внедрить проектное управление на региональном уровне (Приложение 6).
Органы государственной власти способны влиять на создание благоприятного туристического имиджа страны (региона, города, поселения) при помощи системы налогообложения, инвестирования, маркетинга, рекламы, информационно-аналитической пропаганды. Вместе с тем, у государства сохраняется функция по контролю и надзору туристической сферы.
По нашему мнению, для развития туризма в регионах РФ необходима реализация:
1) продуктовых инноваций:
- создание новых туристических продуктов (например, разработка туров на 9 мая);
- освоение новых сегментов туристического рынка (узнаваемость туристического бренда через кинематографию, произведения литературного жанра);
- привлечение новых видов ресурсов.
2) инфраструктурных изменений:
- развитие сети воздушных, железнодорожных, автомобильных путей, инфраструктурное обустройство транспорта;
- создание объектов туристического размещения, отвечающих общемировым стандартам;
- развитие кемпингов, придорожных гостиничных комплексов, оборудованных стоянок для любителей караванинга, размещение информационных опознавателей;
- прочие услуги, к которым можно отнести охрану жизни, здоровья и имущества, пункты обмена валюты.
3) управленческих инноваций:
- новых методов реализации туристических услуг (например, размещение рекламных кампаний на общественном транспорте, использование таргетированной рекламы не только на уровне нашей страны, но и за ее пределами).
- проведение маркетинговых исследований;
- обоснование новых методов и форм управления субъектами туристической деятельности;
- обеспечение эффективного государственного и регионального управления туристической индустрией посредством проектного управления туристической сферы.
4) информационных инноваций:
- развитие новейших мобильных приложений;
- создание удобных средств поиска;
- размещение актуальной информации в сети Интернет не только на русском, но на английском и других языках.
5) сервисных инноваций:
- внедрение передовых методов обучения подготовки и переподготовки кадров туристического бизнеса;
- внедрение современного высококачественного сервисного обслуживания;
- разработка инновационных моделей размещения трудовых ресурсов в туристической отрасли.
Вывести туристическую сферу из кризисного состояния можно при условии модернизации системы управления и переориентации на создание эффективных механизмов государственного регулирования индустрии туризма (например, с помощью проектного управления туристической сферой).
Для развития туристической привлекательности регионов СЗФО необходимо проведение брендинга региона, который будет опираться на комплексный географический образ. В данной работе нами был предложен проект «Серебряное кольцо России», разработаны мероприятия по реализации данного проекта, разработаны секции научно-практических конференций, которые будут проведены в рамках реализации данного проекта, предложены проекты по продвижению туристическо-рекреационной системы «Серебряное кольцо России», а так же разработана структура управления проектом «Серебряное кольцо России».
При правильном подходе к управлению туристической привлекательности, а так же при реализации предлагаемых нами рекомендаций, предлагаемого нами проекта, регионы СЗФО смогут реализовать свой туристический потенциал, тем самым в разы увеличить туристическую привлекательность.
Подводя итог, хотелось бы отметить то, что в процессе написания данной работы, нами были решены все поставленные задачи, была проанализирована туристическая привлекательность регионов и были даны рекомендации по её повышению.
Подобные работы
- ОЦЕНКА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА И
ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Управление туристической привлекательностью по регионам Северв-Кавказского
федерального округа
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ БРЕНДИНГОМ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНОВ СЕВЕРО- ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕК/ СТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Анализ туристической привлекательности городов-миллионников Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Управление туристической привлекательностью городов-миллионников на муниципальном уровне
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016



