Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

Работа №40562

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
849
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНА 8
1.1. Понятие и сущность туристической привлекательности территории 8
1.2 Система управления туристической привлекательностью в современной России 14
1.3 Виды туризма, как основы анализа туристической привлекательности региона 23
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИИ 34
2.1 Оценка туристической привлекательности регионов России 34
2.2 Анализ системы государственной поддержки отрасли туризма в регионах
России 45
2.3 Оценка состояния официальных Туристических интернет порталов
регионов 57
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ 69
3.1. Лучшие отечественные и зарубежные практики формирования туристически привлекательной среды в регионе 69
3.2 Программа мероприятий по повышению туристической привлекательности 81
Заключение 92
Список литературы 94
ПРИЛОЖЕНИЕ


В современных условиях туристическая отрасль - одна из наиболее активно и эффективно развивающихся отраслей в экономике. Стремительный научно-технический прогресс, доступность авиаперевозок, массовое распространение международной телефонной связи, сети Интернет, на фоне социально-экономических перемен (повышение уровня материального благосостояния, увеличение длительности свободного времени рабочих, сокращение пенсионного возраста, социальные программы развитых государств и т.д) неизбежно приводит к популяризации туризма и росту туристических потоков. И с каждым годом привлекательность и перспективы этой сферы неуклонно растут.
Туризм дает возможность населению познакомиться с историей, культурой, традициями, религиозными и духовными ценностями выбранной страны.
Индустрия туризма оказывает влияние на все сферы жизни и общества и регионального развития.
Для экономики данная отрасль характеризируется высоким инвестиционным мультипликатором. То есть каждый рубль вложений обеспечивает впоследствии четыре рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости: одно новое рабочее место влечет за собой дальнейшее появление четырех рабочих мест в отраслях, соучаствующих в создании туристского продукта. Следовательно, туризм - это один из источников пополнения государственного бюджета, возможность создания дополнительных рабочих мест и развития инфраструктурного потенциала.
В масштабах государства туризм может стать эффективным рычагом для преодоления неравномерного экономического развития отдельных территорий. Повышение туристической привлекательности стимулирует рост
уровня развития в экономически плохо развитых, неблагоприятных для сельскохозяйственного и промышленного производства районах, способствует закреплению в них населения, уменьшению потока миграции в большие города и промышленные центры и более того вызывает обратный процесс - приезд населения из других регионов.
Важную функцию туризм выполняет в политико-дипломатических отношениях. Повышение туристической привлекательности региона стимулирует рост престижа страны на международной арене.
С социальной точки зрения развитие индустрии туризма является одним из инструментов повышения уровня жизни населения, развития транспорта, которые в свою очередь еще больше привлекают инвестиций в инфраструктуру (аэропорты, морские порты, дороги и т.п.).
Учитывая значение туризма в развитии региона, одним из наиболее актуальных становится вопрос разработки и реализации региональной политики в сфере туризма и повышения туристической привлекательности региона. Ввиду роста рентабельности развития туризма, обостряется конкурентная борьба между регионами на туристических рынках.
Объектом исследования в данной работе выступит туристическая привлекательность субъектов РФ.
Предмет - процесс управления туристической привлекательностью в десяти регионах Российской Федерации: г.Москва, г.Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край Вологодская область, Владимирская область, Ярославская область, Свердловская область, Тюменская область и Приморский край.
Основанием для выбора послужил тот факт, что вышеперечисленные регионы по данным ТурСтата составляют Топ-10 «Самых посещаемых регионов России», то есть являются лидерами по внутреннему и въездному туризму. [39] Список возглавляет город федерального значения Москва, который за 2017 год посетило более 21 млн. человек. Далее следует
Краснодарский край - около 16 млн. и Санкт-Петербург - более 7 млн., Приморский край и Владимирская область (более 4 млн.), Ярославская область (3,6 млн.), Республика Татарстан (3,1 млн.), Вологодская область (2,9 млн.), Тюменская область (2,8 млн.) и Свердловская область (2,5 млн).
Цель данной выпускной квалификационной работы - исследовать специфику управления туристической привлекательностью регионов России для разработки рекомендаций по ее повышению для системы управления туристической отраслью.
Достижение цели связано с реализацией следующих задач:
1) рассмотреть различные подходы к теоретическому осмыслению понятия туристическая привлекательность;
2) выяснить роль органов государственной власти в работе над повышением туристической привлекательности региона;
3) выявить особенности формирования классификаций различных видов туризма;
4) разработать методику анализа туристической привлекательности региона;
5) провести анализ текущей ситуации в индустрии туризма регионов России;
6) оценить состояние сектора туризма и путешествий в регионах России - описать сильные и слабые стороны;
7) изучить политико-правовую и нормативную базу управления сферой туризма в России;
8) провести контент анализ официальных туристических порталов регионов России;
9) рассмотреть позитивный опыт отечественных и зарубежных регионов в формировании туристически привлекательной среды;
10) разработать рекомендации по повышению туристической привлекательности для системы управления.
Данная тема является сравнительно новой для отечественной научной литературы. И на сегодняшний день вопросы теоретического осмысления процесса формирования туристической привлекательности и его
практической реализации остаются в зародышевом состоянии. Тем не менее различными учеными уже предпринимаются попытки составить и обосновать понятийную базу для более глубоко изучения проблемы. В качестве теоретической базы для исследования были выбраны научные труды отечественных (Бессонова Г. Б., Алиулов Р.Р., Соколова М.В., Славин В.В., Забаева М.Н.) и зарубежных (Кузик С.П., Машокиров Д.Н., Сардарян А.Р. Гомеш В. Семеду В-Л. П. Хачетлева Ф.А., Мешвез С.К.) ученых.
Для расчетной базы были использованы данные сайта федеральной службы государственной статистики, единой межведомственной
информационно-статистической системы и федерального агентства по туризму.
Методическую основу работы составили такие инструменты как: сравнительный анализ, анализ статистических показателей, метод интегральной оценки и контент-анализ.
Структура данной работы соответствует поставленным задачам и тематически разделена на три главы. В первой из них, опираясь на литературные источники, научные статьи и информацию, размещенную на федеральных и региональных туристических порталах, сайтах органов государственной власти, рассмотрены теоретико-правовые аспекты государственного управления туристической привлекательностью региона, а также выявлены основания для типологий и классификации туризма.
Вторая глава полностью посвящена анализу текущего состояния сферы туризма в выбранных регионах. Проведен анализ расчетов, изучена система управления отдельно в каждом субъекте и сформирован рейтинг официальных туристических порталов.
В третьей главе приведены примеры лучших отечественных и зарубежных практик выстраивания системы управления туризмом.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Резюмируя работу, можно сказать, что в ходе анализа была достигнута цель работы и последовательно реализованы все поставленные задачи.
Во-первых, в ходе изучения литературы, посвященной вопросу Туристической привлекательности, выявлена проблема недостаточного теоретического освещения проблемы в экономической и управленческой литературе. Тем не менее, Рассмотренные точки зрения позволили выделить общие признаки и сформулировать наиболее общее, универсальное для применения определение, а также определить место туристической привлекательности в системе управления и сфере туризма.
Во-вторых, было установлено, что именно государству принадлежит детерминирующая роль в формировании и развитии туристической привлекательности. В этой связи была изучена и описана система государственного управления и нормативно-правовая база регулирования сферы туризма.
Вторая часть работы была посвящена анализу наиболее туристически развитых регионов современной России: город Москва, город Санкт- Петербург, Краснодарский край, республика Татарстан, Свердловская область, Тюменская область, Вологодская область, Ярославская область, Владимирская область и Приморский край.
Первый параграф целиком состоял из анализа туристического потенциала регионов по трем блокам показателей. Для свода частных показателей в интегральные индексы была использована формула многомерной средней. В ходе работы было установлено, что наиболее туристически привлекательной территорией России является г.Москва. Наименьший индексный показатель оказался у Вологодской области.
Второй параграф посвящен оценке текущего состояния системы управления сектором туризма и путешествий в каждом регионе. В рамках этого блока обозначены органы государственной власти и проанализированы реализуемые государственные программы развития туризма.
Во третьем параграфе акцент был сделан на контент анализ туристических порталов, анализируемых регионов. На основе балльно- критериальной системы был составлен рейтинг сайтов, в соответствии с которым они были разбиты на лидеров и аутсайдеров.
В заключительной части работы, в первую очередь, рассмотрены примеры позитивного опыта формирования туристической среды. В данном случае детализирован опыт Испании, Сингапура и Москвы.
Далее, опираясь на результаты комплексного анализа, было проведено ранжирование ключевых показателей регионов и выстроена итоговая картина распределения регионов. выявлены проблемные. В соответствии с проблемными аспектами развития туристической привлекательности, как на федеральном, так и на региональном уровнях - разработаны и предложены направления совершенствования процесса управления сферой туризма.
В целом, работа показала, что сфера туризма имеет большой ресурсный потенциал развития. Кроме того, стремительная глобализация международных процессов и популяризация проведения мега-массовых мероприятий на территории страны актуализируют вопросы управления в области туризма. Поэтому необходимо стремительно наращивать инфраструктурный фонд, развивать информационно-массовые ресурсы в контексте повышения туристической привлекательности регионов и развитие различных направлений туризма современной России.



1. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ // [Электронный ресурс]. -
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462 (дата
обращения: 16.02.2018).
2. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» 2011-2018 годы// [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/55171986 (дата обращения: 23.03.2018).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2009 №754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота» // [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/196328 (дата обращения: 17.02.2018).
4. Государственная программа «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан» на 2014-2021 годы// [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW363;n=8777 1 (дата обращения: 23.03.2018).
5. Государственная программа Владимирской области "Поддержка развития внутреннего и въездного туризма во Владимирской области на 2016 - 2021 годы"// [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/432987006 (дата обращения: 22.03.2018).
6. Государственная программа Вологодской области «Сохранение и развитие культурного потенциала, развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области» на 2015 - 2020 годы"// [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/423862174 (дата обращения: 22.03.2018).
7. Государственная программа г. Москвы "Развитие городской среды"// [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/537907624 (дата обращения: 21.03.2018).
8. Государственная программа города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы"// [Электронный ресурс]. - URL: ww.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=173124&dst=10 2736#02031978049802875 (дата обращения: 23.03.2018).
9. Государственная программа Приморского края "Развитие туризма в Приморском крае" на 2013 - 2021 годы// [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/30164820 (дата обращения: 23.03.2018).
10. Государственная программа РФ «Развитие культуры и тризма» на 2013 -2020 годы// [Электронный ресурс]. - URL:https://base.garant.ru/70644226 (дата обращения: 17.02.2018).
11. Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы// [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/22941194/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата обращения: 22.03.2018).
12. Государственная программа Тюменской области "Развитие внутреннего и въездного туризма" до 2020 года. // [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/21719639 (дата обращения: 23.03.2018).
13. Государственной программы Краснодарского края "Развитие санаторно- курортного и туристского комплекса"// [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/460270379 (дата обращения: 22.03.2018).
14. Концепция Развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края 2030 года// [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/444729195 (дата обращения: 22.03.2018).
15.Областная целевая программа "Развитие туризма и отдыха в Ярославской области" на 2016 - 2020 годы// [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/24579870/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата обращения: 23.03.2018).
16. Стратегия развития внутреннего и въездного туризма Свердловской области до 2030 года// [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/429010098 (дата обращения: 21.03.2018).
17. Алиулов Р.Р. Механизм социологического управления (методологический аспект) // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 6. С. 126-139.
18. Бессонова Г. Б. Развитие международного туризма в Японии // Вестник Саратовского государственного социально -экономического университета.
2015. №5 (59). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 16.04.2018).
19. Важенин И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде / И. С. Важенин // Маркетинг в России и за рубежом, 2006. - N 6. - С. 82-98. - табл.- Библиогр.: с. 98
20. Вязовская В.В. Туризм в экономическом развитии регионов (на примере Испании) // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turizm-v-ekonomicheskom-razvitii-regionov-na- primere-ispanii (дата обращения: 20.05.2019).
21. Гончаров В.В. Развитие механизма оценки эффективности проектов по государственному регулированию в сфере туризма // Вестник Национальной академии туризма. — 2011. — № 2 (18). — С. 37-40;
22.Забаева М.Н.Государственное регулирование туризма в России и за рубежом: модели, принципы и методы // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 89-98.
23. Иванова И.В. Планирование и развитие туризма в Сингапуре//Экология урбанизированных территорий. М. 2017 №4
24. Котлер Ф. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. / Ф. Котлер [и др.] // Рекламодатель: теория и практика, 2009. - N 2. - С. 31-45
25. Кузик С.П. География туризма. - Киев 2011. - 271 с.
26. Лоренцо Миччи Подход сити-менеджера к развитию туризма в Москве // Вестник РМАТ. 2014. №4. URL: https^/cyberleninka.m/artide/n/podhod-siti- menedzhera-k-razvitiyu-turizma-v-moskve (дата обращения: 16.05.2019).
27. Машокиров Д.Н. Опыт Испании на мировом рынке туристических услуг // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2016. №2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 10.04.2019).
28. Мизинцева М.Ф. Сардарян А.Р. Гомеш В. Роль туризма в экономике
развивающихся стран// Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2014. №1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата
обращения: 10.04.2019)
29. Новгородцева А.Н. Становление теории туризма в зарубежной и отечественной практике // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №115. URL: https://cyberleninka.ra/artide/n/stanovlenie-teorii-turizma-v-zarabezhnoy-i- otechestvennoy-praktike (дата обращения: 20.03.2019).
30. Славин В.В. Туристическая привлекательность региона: понятие,
содержание, основные принципы развития // Вопросы управления. - Уральский институт управления. 2013. № 5. с. 14
31. Сладких Л.С. Основные проблемы развития внутреннего туризма в России // ПСЭ. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n7osnovnye-problemy- razvitiya-vnutrennego-turizma-v-rossii (дата обращения: 20.06.2019).
32. Соколова М.В. Туризм как культурно-исторический феномен. Автореф. дисс. д-ра культурологии. М., 2007. 35 с.
33. Старкова Н. О., Котова А. С. Особенности статистики туризма в России и
мире // Вестник НГИЭИ. 2016. №12 (67). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-statistiki-turizma-v-rossii-i-mire (дата обращения: 11.03.2019).
34. Тетенькина О. Л. К вопросу об определении понятия «туристическая привлекательность региона» // Экономика и современный менеджмент: теория и практика : материалы XXVII междунар. заочной науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2013. С. 198-203.
35. Ушакова Е.О., Вдовин С.А. Определение туристской привлекательности региона по величине потенциала ресурсов развития туризма// Современные проблемы науки и образования, СГГА, 2014. №1
36. Хачетлева Ф.А., Метттве.з С.К. Модели управления сферой туризма // Новые технологии. 2016. №4.
37. Шпилько С.П. Межотраслевой подход к развитию индустрии отдыха и
туризма в Москве // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhotraslevoy-podhod-k-razvitiyu-
industrii-otdyha-i-turizma-v-moskve (дата обращения: 20.06.2019).
38. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) // [Электронный ресурс]. - URL: https://fedstat.ru/(дата обращения:
11.03.2019) .
39. Исследования рынка туризма и путешествий по России и СНГ [Электронный ресурс]. - URL: http://turstat.com/(дата обращения: 13.03.2019).
40. Как меняются привычки российских путешественников в ключевые моменты планирования отдыха // [Электронный ресурс]. - URL: https://www.thinkwithgoogle.com (дата обращения: 06.01.2019).
41. Методы оценки туристической привлекательности регионов // [Электронный ресурс]. - URL: https://moi-portal.ru/blogi/19692-metody-otsenki-turisticheskoy- privlekatelnosti-regiona (дата обращения: 13.04.2018).
42. Министерство курортов, туризма и Олимпийского наследия Краснодарского края // [Электронный ресурс]. - https://min.kurortkuban.ru (дата обращения:
15.05.2019)
43. Официальный городской туристический портал Санкт-Петербурга// [Электронный ресурс]. - http://www.visit-petersburg.ru/ru/ (дата обращения:
15.05.2019)
44. Официальный туристический портал Владимирской области // [Электронный ресурс]. - http://vladimirtravel.ru (дата обращения: 20.05.2019)
45. Официальный туристический портал Республики Татарстан // [Электронный ресурс]. - http://visit-tatarstan.com (дата обращения: 15.05.2019)
46. Путеводитель по Свердловской области // [Электронный ресурс]. - http://gotoural.com (дата обращения: 15.05.2019)
47. Регионы России. Социально-экономические показатели // [Электронный
ресурс]. - URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1138623506156 (дата обращения: 14.05.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ