Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Религиозная идентичность современного Русского населения Казани

Работа №35821
Тип работыДипломные работы
Предметантропология
Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ФАКТОРЫ И МОДЕЛИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 6
1.1 Факторы, оказывающие влияние на формирование религиозного мировоззрения 7
1.2 Модели выбора религии 9
1.3 Религиозное поведение (религиозная практика) 13
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ КАЗАНИ 20
2.1 Социально-демографические характеристики верующих 20
2.2 Особенности религиозных практик 27
2.3 Религиозная идентичность и межрелигиозная дистанция
Заключение
Литература
Казань - биэтнический город, так как по переписи 2010 года, наиболее многочисленные этнические группы - это татары (47,6%) и русские (48,6%). Кроме того, на территории Казани проживают представители других этнических групп, общее количество которых составляет 1,7% .
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия изучение русского населения Казани не в полной мере подвергалось всестороннему и систематическому этнологическому анализу.
Объектом исследования является современное русское население Казани.
Предмет исследования - религиозная идентичность современного русского населения Казани.
Цель исследования состоит в изучении современного русского населения, а в частности его религиозной идентичности.
Для достижения указанной цели в дипломной работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Выделить факторы, влияющие на формирование религиозного мировоззрения;
2. Рассмотреть модели выбора религии;
3. Охарактеризовать религиозную идентичность русского населения в Казани.
Методологической основой исследования является системный подход, который уже давно успешно применяется при сборе статистических данных.
Методы исследования. В дипломной работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, описание, сравнение, анализ, массовый опрос и глубинного интервью.
Источники исследования. Основой для выпускной квалификационной работы послужили материалы этносоциологического исследования, проведенного в Казани 2017-2018 г. Общее количество респондентов составило 200 человек, представляющих население города Казани. Исследование проводилось с помощью сочетания количественных и качественных методов (массовый опрос, глубинное интервью).
В ходе интервью было опрошено пять респондентов Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, разделенные на 2 параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы и заключения.
Казань является бикультурным регионом, так как по переписи 2010 года, наиболее многочисленные этнические группы - это татары и русские.
Выбор религии - сложный процесс, который находится под влиянием объективных и субъективных факторов, взаимодействующих между собой и определяющих духовные поиски человека.
На формирование религиозного мировоззрения оказывает влияние семейное воспитание, влияние родственников, воскресная школа, общеобразовательная школа или влияние друзей и знакомых.
Типичные модели выбора религию: этничность предопределяет религиозность, то есть большинство татар выбирают мусульманство, а подавляющее число русских - православие.
В ходе исследования нами было опрошено 100 человек, а именно 63 женщины и 37 мужчин в возрастной категории от 18 до 65 лет.
68 человек считают, что религиозная ситуация в данном населенном пункте стабильная и спокойная. 18 опрошенных отметили, что ситуация спокойная, однако есть тенденция к ухудшению. 5 респондентов отвечали, что ситуация в религиозной сфере напряженная и ухудшается.
Религиозная идентичность русских в Казани носит актуализированный характер. Численность православных уступает лишь численности мусульман. Выбор религии в большинстве случаев определяется традициями народа и предпочтениями семьи.
Подводя итог, можно отметить, что религиозная идентичность у большинства представителей русского населения Татарстана носит средне актуализированный характер. При этом наименьшую потребность в осуществлении религиозных практик демонстрирует молодежь, особенно мужского пола. И, напротив, наиболее актуализирована потребность в реализации религиозных потребностей среди лиц старшей возрастной группы со значительным преобладанием женщин.
1. Бусыгин Е. П. Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР // Советская этнография. 1962. № 4. С. 207210.
2. Бусыгин Е. П. Русское население Среднего Поволжья. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1966. 404 с.
3. Бусыгин Е. П. Русское население Среднего Поволжья: историкоэтнографическое исследование (середина XIX - начало XX в.). Казань: Татар. кн. изд-во, 2013. 592 с.
4. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 6 (44). Ч. II. С. 102-105.
5. Всё разнообразие религиозных традиций в одной точке
http://kazan.ru/info/o-kazani/naselenie-religii a-kultura-kazani/vsj o-raznoobrazie- religioznvkh-tradicii i -v-odnoi i -tochke.
6. Всероссийская перепись населения 2002 года. - URL:
http://www.perepis2002.ru/index.html?id=11
7. Г.Я. Гузульбаева Исламская идентичность молодых татар в Республике Татарстан (по материалам социологических исследований 20082012 гг.) Ученые записки Казанского Университета Серия: Гуманитарные науки
8. Ефлова М.Ю., Минзарипов Р.Г. Православие и православные в
Республике Татарстан: социологический портрет // Ученые записки Казанского Университета. Серия: Гуманитарные науки, издательство: Казанский
(Приволжский) федеральный университет (Казань), т. 134, 2012. -С.87-93
9. Журавский А. Кряшены: Судьба народа без названия. К 10-летию возрождения первой кряшенской общины в Казани // «Соборность» http://www.missiakrvashen.ru/about (Дата обращения 16.02.2017)
10. Зачем россияне приходят в храм // ВЦИОМ. - 2012. - 27 февр. - Пресс-выпуск №1963 -URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112543 (Дата обращения 16.02.2017).
11. Исхаков Д. М., Фахрутдинов Р.Г. Историческая демография
татарского народа: XVIQ-начало XX вв, Издатель: Печатный Двор, 1993. 286с.
12. Казанская Епархия // Русская Православная Церковь. Официальный
сайт Московского Патриархата. - URL:
http://www.patriarchia.ru/db/textZ38534.html, (Дата обращения 02.02.2017)
13. Казань. Режим доступа: https: //ru■wikipedia■org/wiki/Казань#.
D0.A0.D0.B5.D0.BB. D0.B8.D0.B3.D0.B8.D1.8F (Дата обращения:
14. Козлов В.Е. Религиозная идентичность и религиозные практики современного русского населения Республики Татарстан //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2014. № 6. Ч. 2. С. 102-105.
15. Косач Г.Г. Татарстан: религия и национальность в массовом сознании //Новые церкви, старые верующие - старые церкви, новые верующие: Религия в постсоветской России. - М.; СПб.: Летний сад, 2007. -С. 345-391.
16. Мусина Р.Н. Религиозное возрождение и проблемы этноконфессиональных отношений: к вопросу о современной ситуации в Республике Татарстан // Межконфессиональное взаимодействие в пространстве исторической памяти: Международная научная конференция, Казань, 29-30 мая 2015 г.: сборник мате- риалов / сост. и отв. ред. Р.А. Набиев. - Казань: Изд-во Казань. ун-та, 2016. - С. 316-329 с. - (Серия «Культура, религия и общество», вып. 27).
17. Мусина Р.Н. Религиозное возрождение, межконфессиональные
отношения и проблемы социальной интеграции: пример Татарстана //
Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. М., 2013. С. 107-139.
18. Мусина Р.Н., Габдрахманова Г.Ф. Этнонациональная политика Республики Татарстан: модельные основания и проблемы. 2010. С. 57-86.
19. Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены: историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX-начало XX вв.). М.: Наука, 1977. 184 с.
20. Национальный состав населения Республики Татарстан // Всероссийская перепись населения 2010 года в Республике Татарстан. - URL: http: //tatstat.gks .ru (Дата обращения 02.02.2017)
21. Отношение к РПЦ и патриарху Кириллу. Как россияне относятся к РПЦ и что думают о ее роли в общественной жизни //Фонд «Общественное мнение». - 2012. - 4 мая. - URL: http://fom.ru/obshchestvo/10434 (Дата обращения 02.02.2017)
22. Религиозная идентичность. Режим доступа:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1858119 Дата обращения 16.02.2017

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



Казань - биэтнический город, так как по переписи 2010 года, наиболее многочисленные этнические группы - это татары (47,6%) и русские (48,6%). Кроме того, на территории Казани проживают представители других этнических групп, общее количество которых составляет 1,7% .
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия изучение русского населения Казани не в полной мере подвергалось всестороннему и систематическому этнологическому анализу.
Объектом исследования является современное русское население Казани.
Предмет исследования - религиозная идентичность современного русского населения Казани.
Цель исследования состоит в изучении современного русского населения, а в частности его религиозной идентичности.
Для достижения указанной цели в дипломной работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Выделить факторы, влияющие на формирование религиозного мировоззрения;
2. Рассмотреть модели выбора религии;
3. Охарактеризовать религиозную идентичность русского населения в Казани.
Методологической основой исследования является системный подход, который уже давно успешно применяется при сборе статистических данных.
Методы исследования. В дипломной работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, описание, сравнение, анализ, массовый опрос и глубинного интервью.
Источники исследования. Основой для выпускной квалификационной работы послужили материалы этносоциологического исследования, проведенного в Казани 2017-2018 г. Общее количество респондентов составило 200 человек, представляющих население города Казани. Исследование проводилось с помощью сочетания количественных и качественных методов (массовый опрос, глубинное интервью).
В ходе интервью было опрошено пять респондентов Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, разделенные на 2 параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы и заключения.

Казань является бикультурным регионом, так как по переписи 2010 года, наиболее многочисленные этнические группы - это татары и русские.
Выбор религии - сложный процесс, который находится под влиянием объективных и субъективных факторов, взаимодействующих между собой и определяющих духовные поиски человека.
На формирование религиозного мировоззрения оказывает влияние семейное воспитание, влияние родственников, воскресная школа, общеобразовательная школа или влияние друзей и знакомых.
Типичные модели выбора религию: этничность предопределяет религиозность, то есть большинство татар выбирают мусульманство, а подавляющее число русских - православие.
В ходе исследования нами было опрошено 100 человек, а именно 63 женщины и 37 мужчин в возрастной категории от 18 до 65 лет.
68 человек считают, что религиозная ситуация в данном населенном пункте стабильная и спокойная. 18 опрошенных отметили, что ситуация спокойная, однако есть тенденция к ухудшению. 5 респондентов отвечали, что ситуация в религиозной сфере напряженная и ухудшается.
Религиозная идентичность русских в Казани носит актуализированный характер. Численность православных уступает лишь численности мусульман. Выбор религии в большинстве случаев определяется традициями народа и предпочтениями семьи.
Подводя итог, можно отметить, что религиозная идентичность у большинства представителей русского населения Татарстана носит средне актуализированный характер. При этом наименьшую потребность в осуществлении религиозных практик демонстрирует молодежь, особенно мужского пола. И, напротив, наиболее актуализирована потребность в реализации религиозных потребностей среди лиц старшей возрастной группы со значительным преобладанием женщин.



1. Бусыгин Е. П. Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР // Советская этнография. 1962. № 4. С. 207210.
2. Бусыгин Е. П. Русское население Среднего Поволжья. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1966. 404 с.
3. Бусыгин Е. П. Русское население Среднего Поволжья: историкоэтнографическое исследование (середина XIX - начало XX в.). Казань: Татар. кн. изд-во, 2013. 592 с.
4. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 6 (44). Ч. II. С. 102-105.
5. Всё разнообразие религиозных традиций в одной точке
http://kazan.ru/info/o-kazani/naselenie-religii a-kultura-kazani/vsj o-raznoobrazie- religioznvkh-tradicii i -v-odnoi i -tochke.
6. Всероссийская перепись населения 2002 года. - URL:
http://www.perepis2002.ru/index.html?id=11
7. Г.Я. Гузульбаева Исламская идентичность молодых татар в Республике Татарстан (по материалам социологических исследований 20082012 гг.) Ученые записки Казанского Университета Серия: Гуманитарные науки
8. Ефлова М.Ю., Минзарипов Р.Г. Православие и православные в
Республике Татарстан: социологический портрет // Ученые записки Казанского Университета. Серия: Гуманитарные науки, издательство: Казанский
(Приволжский) федеральный университет (Казань), т. 134, 2012. -С.87-93
9. Журавский А. Кряшены: Судьба народа без названия. К 10-летию возрождения первой кряшенской общины в Казани // «Соборность» http://www.missiakrvashen.ru/about (Дата обращения 16.02.2017)
10. Зачем россияне приходят в храм // ВЦИОМ. - 2012. - 27 февр. - Пресс-выпуск №1963 -URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112543 (Дата обращения 16.02.2017).
11. Исхаков Д. М., Фахрутдинов Р.Г. Историческая демография
татарского народа: XVIQ-начало XX вв, Издатель: Печатный Двор, 1993. 286с.
12. Казанская Епархия // Русская Православная Церковь. Официальный
сайт Московского Патриархата. - URL:
http://www.patriarchia.ru/db/textZ38534.html, (Дата обращения 02.02.2017)
13. Казань. Режим доступа: https: //ru■wikipedia■org/wiki/Казань#.
D0.A0.D0.B5.D0.BB. D0.B8.D0.B3.D0.B8.D1.8F (Дата обращения:
14. Козлов В.Е. Религиозная идентичность и религиозные практики современного русского населения Республики Татарстан //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2014. № 6. Ч. 2. С. 102-105.
15. Косач Г.Г. Татарстан: религия и национальность в массовом сознании //Новые церкви, старые верующие - старые церкви, новые верующие: Религия в постсоветской России. - М.; СПб.: Летний сад, 2007. -С. 345-391.
16. Мусина Р.Н. Религиозное возрождение и проблемы этноконфессиональных отношений: к вопросу о современной ситуации в Республике Татарстан // Межконфессиональное взаимодействие в пространстве исторической памяти: Международная научная конференция, Казань, 29-30 мая 2015 г.: сборник мате- риалов / сост. и отв. ред. Р.А. Набиев. - Казань: Изд-во Казань. ун-та, 2016. - С. 316-329 с. - (Серия «Культура, религия и общество», вып. 27).
17. Мусина Р.Н. Религиозное возрождение, межконфессиональные
отношения и проблемы социальной интеграции: пример Татарстана //
Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. М., 2013. С. 107-139.
18. Мусина Р.Н., Габдрахманова Г.Ф. Этнонациональная политика Республики Татарстан: модельные основания и проблемы. 2010. С. 57-86.
19. Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены: историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX-начало XX вв.). М.: Наука, 1977. 184 с.
20. Национальный состав населения Республики Татарстан // Всероссийская перепись населения 2010 года в Республике Татарстан. - URL: http: //tatstat.gks .ru (Дата обращения 02.02.2017)
21. Отношение к РПЦ и патриарху Кириллу. Как россияне относятся к РПЦ и что думают о ее роли в общественной жизни //Фонд «Общественное мнение». - 2012. - 4 мая. - URL: http://fom.ru/obshchestvo/10434 (Дата обращения 02.02.2017)
22. Религиозная идентичность. Режим доступа:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1858119 Дата обращения 16.02.2017


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.