Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инверсия этнической и религиозной идентичности

Работа №31801
Тип работыМагистерская диссертация
Предметрелигиоведение
Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 3
2. Раздел 1. Теоретические основы изучения религиозной и этнической
идентичности 6
3. Раздел 2. Исторический экскурс инверсии этнической и религиозной
идентичности 15
4. Раздел 3. Этническая и религиозная идентичность жителей Республики
Татарстан 24
5. Раздел 4. Эмпирическое исследование этнической и религиозной инверсии на
примере жителей города Казани 35
6. Заключение 57
7. Список использованных источников и литературы 60
8. Приложение
За последние годы на территории Российской Федерации, как и за ее пределами, вероисповедание и конфессиональная принадлежность человека стали играть значимую роль в структуре социальной идентичности как личности, так социальных групп и общества в целом.
Возрастающее внимание к проблемам этничности и конфессиональной идентичности является следствием возросшего значения религиозных и этнических взаимоотношений в различных странах. В начале 20 столетия считалось, что этническая и конфессиональная принадлежность постепенно теряет свою значимость в результате происходящей интенсивной индустриализации, модернизации и интернационализации многих сторон социальной жизни. Однако, в конце 20 - начала 21 столетия произошел заметный всплеск этничности, сопровождавшийся ростом числа межэтнических конфликтов. Подобные тенденции отмечались и в отношении религиозной идентичности в различных регионах земного шара. В ряде случаев, этнические и религиозные факторы взаимодополняли друг друга, формируя сложносоставные конфликтные ситуации. Подобные процессы имели место в последние два десятилетия и в Российской Федерации. Таким образом актуальность изучения этнической идентичности, а также ее взаимосвязь с религиозной идентичностью не вызывает сомнений.
Взаимосвязь этнических и религиозных факторов нашли отражение в понятии этнорелигиозная инверсия, под которой мы подразумеваем амбивалентность исходных понятий этничность и религиозная идентичность в ходе личностной интериоризации внешних этнических и религиозных процессов.
В качестве объекта исследования выступают жители города Казань.
Предметом является взаимозависимость религиозной и этнической идентичности.
Для достижение поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия этнической и религиозной идентичности в зарубежной и отечественной литературе;
2. Описать исторические процессы трансформации этнической и религиозной идентичности в России;
3. Рассмотреть этническую и религиозную идентичность жителей РТ в настоящее
время;
4. Проанализировать имеющиеся кейсы инверсии религиозной и этнической идентичностей на примере жителей г. Казани.
Теоретико-методологическую основу работы составили исследования этничности, основанные на конструктивистском подходе. Дополненные концепцией социального конструктивизма Питера Бергера и Томаса Лукмана. Среди рассматриваемых авторов, внесших значительный вклад в теорию религиозной идентичности, можно назвать российского исследователя религиозности Михаила Петровича Мчедлова, который относил религиозные ценности к базовым в общей структуре личностной идентичности. Гаврилову Ю.А. и Кофановой E.H. принадлежит рассмотрение формирования религиозной идентичности на основе соотнесения с национальность принадлежностью.
Эмпирическую базу исследования составили результаты социологических исследований отечественных ученых, а также авторское исследование
«Этнорелигиозная инверсия в современном поликультурном городском пространстве» (на примере г. Казань), проведенное с октября 2018 по апрель 2019 года.
В качестве методов, используемых для подготовки настоящего исследования, были применены такие как биографическое развернутое
интервью, кейс-стади, метод «насыщенного описания». А также сравнительносопоставительный, типологический и описательный методы.
Магистерская диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и приложения. В первом разделе рассматриваются теоретические основы изучения религиозной и этнической идентичности. Раздел второй представлен историческим экскурсом инверсии этнической и религиозной идентичности в России. В третьем разделе рассмотрены исследования этнической и религиозной идентичности в Республике Татарстан. В разделе четвертом даются результаты собственного эмпирического исследования этнической и религиозной инверсии на примере жителей города Казань. В приложении представлены транскрипты жизнеописаний семей в рамках биографического метода и их генеалогические древа.
Современное общество в рамках глобальных изменений находится в
процессе инверсии идентичности. Само понятие идентичность претерпевает
трансформации вместе со сменой исторических событий.
На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы.
Данные явления, находясь в фокусе научного интереса последних сорока лет,
способствовали формированию обширного корпуса научных источников по данной
теме. Среди основных концепций, рассматривающих этнорелигиозную идентичность,
можно выделить следующие аспекты, на которые направлено изучение научных
работ:
Первая группа работ посвящена проблеме идентичности как феномена
(Э.Эриксон, А.Маслоу, Дж.Мид). Вторую группу научных работ, результаты которых
заложили фундамент понимания этнорелигиозной идентичности, составляют
исследование этничности и конфессиональной принадлежности (Г.Лебон, С.М.
Широкогоров, Ю.Б. Бромлей, С.А. Арутюнов). Третья группа научных работ,
непосредственно касающихся феномена этнорелигиозной идентичности,
представляет её как естественно-историческое образование (П. Ван ден Берг, К.
Гиртц, JI.H. Гумилёв, H.H. Чебоксаров, С.Е. Рыбаков). Четвертую группу составляют
исследования, представляющие этнорелигиозную идентичность как субъективный
феномен, тем самым акцентировавшие внимание на изменчивости, ситуативности
данного феномена (Б. Андерсон, Ф. Барт, П. Бурдье, Э. Геллнер, В.А. Тишков). Пятая
группа включает исследования, посвященные актуальным вопросам формирования и
воспроизводства этнорелигиозной идентичности в условиях глобализации
культурного пространства и мультикультурализма (Д. Белл, И. Валлерстайн, З.И.
Левин, С. Хантингтон).
Кроме того, в связи с полипарадигмальным характером рассматриваемого
явления отсутствует и единое общепринятое определение данных понятий.
57
[Г /В рамках второй задачи можно сделать вывод, что значение этнической и
религиозной идентичностей менялось и приобретало различный характер в
зависимости от этапов исторического государственного развития. Этничность и
конфессиональная принадлежность претерпевали как актуализацию в обществе, так и
спад, то есть степень важности роли идентичностей находится в зависимости от
политических и социальных событий.
Подобные трансформации и инверсии этнической и религиозной идентичности
затронули и Республику Татарстан. Каждой ступени трансформации идентичностей
представителей русской и татарской национальности татарстанцев соответствовали
определенные события в изменении и формировании этнокультурной политики как
Республики Татарстан, так и Российской Федерации в целом.
На основе результатов, полученных в ходе исследования, можно сделать
выводы, что среди горожан действительно существует трансформация как значения
данных понятий, так и их значимости. В современном обществе стерта грань между
этнической и религиозной идентичностью. Нередко одно понятие подменяется
другим.
Говоря о факторах, влияющих на инверсию этнической и религиозной
идентичностей, для начала необходимо отметить их разные уровни. Рассматривая
трансформацию идентичностей на уровне общества, в качестве факторов можно
выделить определенные политические события, происходящие в обществе. Не мало
важна политика государства в межкультурной и межнациональной сферах, а также
экономическое положение страны. Рассматривая инверсию на уровне личности,
можно выделить такие факторы как, особенности процесса социализации человека, то
есть характер воспитания ребенка; этнический и религиозный состав окружения
человека; определенные жизненные события.
58Полученные выводы дают картину религиозной и этнической идентичностей
в современном обществе. Результаты работы могут помочь в понимании и
поддержании в людях их этнической и религиозной идентичности, что способствует
сохранению этнической культуры российских народов. Интерес представляет
дальнейшее изучение данных понятий с позиции этнопсихологии для рассмотрения
психологического аспекта в понимании идентичностей.
Список информантов
1.1 Информант №1. Пол: Ж. Возраст: 80 лет. Деятельность:
Пенсионер. Семейное положение: вдова. Дети: старшая дочь (52), средняя
дочь (51), младшая дочь (42).
1.2 Информант №2. Пол: М. Возраст: 55 лет. Деятельность:
Пенсионер. Семейное положение: женат. Дети: старший сын (30), младшая
дочь (21).
1.3 Информант №3. Пол: Ж. Возраст: 52 года. Деятельность:
швея. Семейное положение: замужем. Дети: старший сын (30),
младшая дочь (21).
1.4 Информант №4. Пол: М. Возраст: 30 лет. Деятельность: слесарь.
Семейное положение: разведен. Дети: дочь (5).
1.5 Информант №5. Пол: Ж. Возраст: 21 год. Деятельность:
студентка. Семейное положение: холост. Дети: нет.
1.6 Информант №6. Пол: Ж. Возраст: 39 лет. Деятельность: мастер
конструкторского бюро. Семейное положение: гражданский брак. Дети:
дочь (15).
1.7 Информант №7. Пол: М. Возраст: 40 лет. Деятельность:
безработный. Семейное положение: гражданский брак. Дети: дочь (15).
1.8 Информант №8. Пол: М. Возраст: 41 год. Деятельность: психолог.
Семейное положение: женат. Дети: дочь (28), сын (16).
1.9 Информант №9. Пол: Ж. Возраст: 50 лет. Деятельность:
бухгалтер. Семейное положение: замужем. Дети: дочь (28), сын (16).
1.10 Информант №10. Пол: Ж. Возраст: 28 лет. Деятельность:
домохозяйка. Семейное положение: замужем. Дети: дочь (1).
2. Статистические данные
602.1 . Атлас религий и национальностей России [Электронный ресурс]
// Сайт группы «Среда» URL: http://sreda.org/arena/ (дата обращения:
25.02.2019)
2.2 «Вовлеченность Анкета опроса: служба «Среда». Полевые
работы: Фонд «Общественное мнение», МегаФОМ 2012 год
2.3 Всероссийское исследование «Современная российская
идентичность: измерения, вызовы, ответы», проведенное ВЦИОМ 2013 г
2.4 Макарова Г.И. Этническая и российская идентичность в
Республике Татарстан в контексте изменений этнокультурной политики:
дис. доктор социологических наук, кандидат философски наук - Казань,
2012. - 438 с.
2.5 Макарова Г.И. Динамика Российской, региональной и этнических
идентичностей в Татарстане // Россия и мусульманский мир - 2011. - №5. -
С.71-77
2.6 Синелина Ю.Ю. Этапы изменения религиозности населения в
России (1989-2006) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом.
- 2009.
3. Справочные материалы
3.1 Конституция Российской Федерации (РФ) // Сайт Кодексы и
Законы РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru (дата
обращения: 25.09.2018).
3.2 Этнопсихологический словарь / Сайт Академик [Электронный
ресурс]. URL: https://ethnopsychology.academic.ru (дата обращения:
30.09.2018).
П.Научная литература
1. Авторы
611.1. Ананьина В.Т., Кораблева Г.Б. Религия как элемент этнической
идентификации личности в межнациональных семьях. Екатеринбург:
УрФу, 2015.
1.2. Гетьман Н. Самоидентификация россиян: все дальше от прежних
клише// Сайт Экспертного журнала «Экономическая политика»
[Электронный ресурс] URL: http://ecpol.ru/syuzhety/1086-
samoidentifikatsiya-rossiyan-vse-dalshe-ot-prezhnikh-klishe.html (дата
обращения: 20.02.2019)
1.3. Григоренко Ю.А. Национальное и религиозное: проблема
взаимоотношений [Электронный ресурс] // URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnoe-i-religioznoe-problemavzaimootnosheniy (дата обращения: 15.02.2019)
1.4. Дробижева Л.М., Рыжова С.В. и др. Этничность и
межнациональные отношения в социальном контексте. - М.: ФНИСЦ РАН,
2017. - 126 с.
1.5. Жаде З.А. Проблема идентичности в современных социальных
теориях [Электронный ресурс] // URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-identichnosti-v-sovremennyhsotsialnyh-teoriyah (дата обращения: 30.09.2018).
1.6. Зенченко О.В., Савва М.В. Межнациональные отношения и
становление гражданского общества на Юге России. - Краснодар: ЮРРЦ,
2002. 72с.
1.7. Зинурова Р. И., Тузиков А. Р., Алексеев С. А. Этническая и
конфессиональная принадлежность молодежи: современные особенности в
Республике Татарстан. - Казань: Вестник Казанского технологического
университета, 2013.
1.8. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся
общества. Полис, 1997. № 4
621.9. Каргина И.Г. «Фуззи» религиозность как следствие
трансформаций современного христианства в модернизирующемся
обществе // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2009.
№ 4.
1.10. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. - М.:
Мысль, 1989. — 285 с.
1.11. Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и
коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. — М.:
Икар, 2012.
1.12. Ляушева С.А. Религиозная идентичность в современной культуре
[Электронный ресурс] // URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-identichnost-v-sovremennoykulture (дата обращения: 22.12.17
1.13. Мчедлов М.П. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент
этнического сознания. — М., 2007.— 368 с.
1.14. Российская, республиканская, этническая идентичность в
Татарстане // Позитивные межнациональные отношения и предупреждение
нетерпимости: опыт Татарстана в общероссийском контексте/ под ред. Л.
М. Дробижевой, С. В. Рыжовой; Институт социологии РАН. — М.; СПб.:
Нестор-История, 2016.
1.15. Пронина Т.С. Религиозность современных россиян: смена форм
или содержания? [Электронный ресурс] //
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/religioznost-sovremennyh-rossiyansmena-form-ili-soderzhaniya (дата обращения: 13.02.2019)
1.16. Садохин А.П. Этнология: учебник. — М.: Гардарики, 2008. — 287
с.
1.17. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. -М.: «Академический проект»,
1999. - 320 с.
1.18. Тишков В.А. Реквием по этносу. - М., 2003.
631.19. Тишков В.А. Этнология и политика. - М., 2001.
1.20. Форвард М. Религия /пер. с англ. Н. Григорьевой. М.: ФАИРПРЕСС, 2003.
1.21. Хакимов Р.С. Татарская идентичность: состояние и перспективы//
Историческая этнология. - 2017. -Том 2. - №1.
1.22. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового
порядка. - М.: Pro et Contra, 1997. Т. 2
1.23. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000.
1.24. Шадже А.Ю. Этнические ценности как философская проблема. -
Майкоп, 2005. - 168 с.
1.25. Шаов А.А. Этническая и религиозная идентичность: специфика
взаимодействия [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-i-religioznaya-identichnostspetsifika-vzaimodeystviya (дата обращения: 03.10.2018)
1.26. Широкова Т.И. Концептуальные истоки и основы теории
этнической идентичности [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-istoki-i-osnovy-teoriietnicheskoy-identichnosti (дата обращения: 27.09.2018).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



За последние годы на территории Российской Федерации, как и за ее пределами, вероисповедание и конфессиональная принадлежность человека стали играть значимую роль в структуре социальной идентичности как личности, так социальных групп и общества в целом.
Возрастающее внимание к проблемам этничности и конфессиональной идентичности является следствием возросшего значения религиозных и этнических взаимоотношений в различных странах. В начале 20 столетия считалось, что этническая и конфессиональная принадлежность постепенно теряет свою значимость в результате происходящей интенсивной индустриализации, модернизации и интернационализации многих сторон социальной жизни. Однако, в конце 20 - начала 21 столетия произошел заметный всплеск этничности, сопровождавшийся ростом числа межэтнических конфликтов. Подобные тенденции отмечались и в отношении религиозной идентичности в различных регионах земного шара. В ряде случаев, этнические и религиозные факторы взаимодополняли друг друга, формируя сложносоставные конфликтные ситуации. Подобные процессы имели место в последние два десятилетия и в Российской Федерации. Таким образом актуальность изучения этнической идентичности, а также ее взаимосвязь с религиозной идентичностью не вызывает сомнений.
Взаимосвязь этнических и религиозных факторов нашли отражение в понятии этнорелигиозная инверсия, под которой мы подразумеваем амбивалентность исходных понятий этничность и религиозная идентичность в ходе личностной интериоризации внешних этнических и религиозных процессов.
В качестве объекта исследования выступают жители города Казань.
Предметом является взаимозависимость религиозной и этнической идентичности.
Для достижение поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия этнической и религиозной идентичности в зарубежной и отечественной литературе;
2. Описать исторические процессы трансформации этнической и религиозной идентичности в России;
3. Рассмотреть этническую и религиозную идентичность жителей РТ в настоящее
время;
4. Проанализировать имеющиеся кейсы инверсии религиозной и этнической идентичностей на примере жителей г. Казани.
Теоретико-методологическую основу работы составили исследования этничности, основанные на конструктивистском подходе. Дополненные концепцией социального конструктивизма Питера Бергера и Томаса Лукмана. Среди рассматриваемых авторов, внесших значительный вклад в теорию религиозной идентичности, можно назвать российского исследователя религиозности Михаила Петровича Мчедлова, который относил религиозные ценности к базовым в общей структуре личностной идентичности. Гаврилову Ю.А. и Кофановой E.H. принадлежит рассмотрение формирования религиозной идентичности на основе соотнесения с национальность принадлежностью.
Эмпирическую базу исследования составили результаты социологических исследований отечественных ученых, а также авторское исследование
«Этнорелигиозная инверсия в современном поликультурном городском пространстве» (на примере г. Казань), проведенное с октября 2018 по апрель 2019 года.
В качестве методов, используемых для подготовки настоящего исследования, были применены такие как биографическое развернутое
интервью, кейс-стади, метод «насыщенного описания». А также сравнительносопоставительный, типологический и описательный методы.
Магистерская диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и приложения. В первом разделе рассматриваются теоретические основы изучения религиозной и этнической идентичности. Раздел второй представлен историческим экскурсом инверсии этнической и религиозной идентичности в России. В третьем разделе рассмотрены исследования этнической и религиозной идентичности в Республике Татарстан. В разделе четвертом даются результаты собственного эмпирического исследования этнической и религиозной инверсии на примере жителей города Казань. В приложении представлены транскрипты жизнеописаний семей в рамках биографического метода и их генеалогические древа.


Современное общество в рамках глобальных изменений находится в
процессе инверсии идентичности. Само понятие идентичность претерпевает
трансформации вместе со сменой исторических событий.
На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы.
Данные явления, находясь в фокусе научного интереса последних сорока лет,
способствовали формированию обширного корпуса научных источников по данной
теме. Среди основных концепций, рассматривающих этнорелигиозную идентичность,
можно выделить следующие аспекты, на которые направлено изучение научных
работ:
Первая группа работ посвящена проблеме идентичности как феномена
(Э.Эриксон, А.Маслоу, Дж.Мид). Вторую группу научных работ, результаты которых
заложили фундамент понимания этнорелигиозной идентичности, составляют
исследование этничности и конфессиональной принадлежности (Г.Лебон, С.М.
Широкогоров, Ю.Б. Бромлей, С.А. Арутюнов). Третья группа научных работ,
непосредственно касающихся феномена этнорелигиозной идентичности,
представляет её как естественно-историческое образование (П. Ван ден Берг, К.
Гиртц, JI.H. Гумилёв, H.H. Чебоксаров, С.Е. Рыбаков). Четвертую группу составляют
исследования, представляющие этнорелигиозную идентичность как субъективный
феномен, тем самым акцентировавшие внимание на изменчивости, ситуативности
данного феномена (Б. Андерсон, Ф. Барт, П. Бурдье, Э. Геллнер, В.А. Тишков). Пятая
группа включает исследования, посвященные актуальным вопросам формирования и
воспроизводства этнорелигиозной идентичности в условиях глобализации
культурного пространства и мультикультурализма (Д. Белл, И. Валлерстайн, З.И.
Левин, С. Хантингтон).
Кроме того, в связи с полипарадигмальным характером рассматриваемого
явления отсутствует и единое общепринятое определение данных понятий.
57
[Г /В рамках второй задачи можно сделать вывод, что значение этнической и
религиозной идентичностей менялось и приобретало различный характер в
зависимости от этапов исторического государственного развития. Этничность и
конфессиональная принадлежность претерпевали как актуализацию в обществе, так и
спад, то есть степень важности роли идентичностей находится в зависимости от
политических и социальных событий.
Подобные трансформации и инверсии этнической и религиозной идентичности
затронули и Республику Татарстан. Каждой ступени трансформации идентичностей
представителей русской и татарской национальности татарстанцев соответствовали
определенные события в изменении и формировании этнокультурной политики как
Республики Татарстан, так и Российской Федерации в целом.
На основе результатов, полученных в ходе исследования, можно сделать
выводы, что среди горожан действительно существует трансформация как значения
данных понятий, так и их значимости. В современном обществе стерта грань между
этнической и религиозной идентичностью. Нередко одно понятие подменяется
другим.
Говоря о факторах, влияющих на инверсию этнической и религиозной
идентичностей, для начала необходимо отметить их разные уровни. Рассматривая
трансформацию идентичностей на уровне общества, в качестве факторов можно
выделить определенные политические события, происходящие в обществе. Не мало
важна политика государства в межкультурной и межнациональной сферах, а также
экономическое положение страны. Рассматривая инверсию на уровне личности,
можно выделить такие факторы как, особенности процесса социализации человека, то
есть характер воспитания ребенка; этнический и религиозный состав окружения
человека; определенные жизненные события.
58Полученные выводы дают картину религиозной и этнической идентичностей
в современном обществе. Результаты работы могут помочь в понимании и
поддержании в людях их этнической и религиозной идентичности, что способствует
сохранению этнической культуры российских народов. Интерес представляет
дальнейшее изучение данных понятий с позиции этнопсихологии для рассмотрения
психологического аспекта в понимании идентичностей.


Список информантов
1.1 Информант №1. Пол: Ж. Возраст: 80 лет. Деятельность:
Пенсионер. Семейное положение: вдова. Дети: старшая дочь (52), средняя
дочь (51), младшая дочь (42).
1.2 Информант №2. Пол: М. Возраст: 55 лет. Деятельность:
Пенсионер. Семейное положение: женат. Дети: старший сын (30), младшая
дочь (21).
1.3 Информант №3. Пол: Ж. Возраст: 52 года. Деятельность:
швея. Семейное положение: замужем. Дети: старший сын (30),
младшая дочь (21).
1.4 Информант №4. Пол: М. Возраст: 30 лет. Деятельность: слесарь.
Семейное положение: разведен. Дети: дочь (5).
1.5 Информант №5. Пол: Ж. Возраст: 21 год. Деятельность:
студентка. Семейное положение: холост. Дети: нет.
1.6 Информант №6. Пол: Ж. Возраст: 39 лет. Деятельность: мастер
конструкторского бюро. Семейное положение: гражданский брак. Дети:
дочь (15).
1.7 Информант №7. Пол: М. Возраст: 40 лет. Деятельность:
безработный. Семейное положение: гражданский брак. Дети: дочь (15).
1.8 Информант №8. Пол: М. Возраст: 41 год. Деятельность: психолог.
Семейное положение: женат. Дети: дочь (28), сын (16).
1.9 Информант №9. Пол: Ж. Возраст: 50 лет. Деятельность:
бухгалтер. Семейное положение: замужем. Дети: дочь (28), сын (16).
1.10 Информант №10. Пол: Ж. Возраст: 28 лет. Деятельность:
домохозяйка. Семейное положение: замужем. Дети: дочь (1).
2. Статистические данные
602.1 . Атлас религий и национальностей России [Электронный ресурс]
// Сайт группы «Среда» URL: http://sreda.org/arena/ (дата обращения:
25.02.2019)
2.2 «Вовлеченность Анкета опроса: служба «Среда». Полевые
работы: Фонд «Общественное мнение», МегаФОМ 2012 год
2.3 Всероссийское исследование «Современная российская
идентичность: измерения, вызовы, ответы», проведенное ВЦИОМ 2013 г
2.4 Макарова Г.И. Этническая и российская идентичность в
Республике Татарстан в контексте изменений этнокультурной политики:
дис. доктор социологических наук, кандидат философски наук - Казань,
2012. - 438 с.
2.5 Макарова Г.И. Динамика Российской, региональной и этнических
идентичностей в Татарстане // Россия и мусульманский мир - 2011. - №5. -
С.71-77
2.6 Синелина Ю.Ю. Этапы изменения религиозности населения в
России (1989-2006) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом.
- 2009.
3. Справочные материалы
3.1 Конституция Российской Федерации (РФ) // Сайт Кодексы и
Законы РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru (дата
обращения: 25.09.2018).
3.2 Этнопсихологический словарь / Сайт Академик [Электронный
ресурс]. URL: https://ethnopsychology.academic.ru (дата обращения:
30.09.2018).
П.Научная литература
1. Авторы
611.1. Ананьина В.Т., Кораблева Г.Б. Религия как элемент этнической
идентификации личности в межнациональных семьях. Екатеринбург:
УрФу, 2015.
1.2. Гетьман Н. Самоидентификация россиян: все дальше от прежних
клише// Сайт Экспертного журнала «Экономическая политика»
[Электронный ресурс] URL: http://ecpol.ru/syuzhety/1086-
samoidentifikatsiya-rossiyan-vse-dalshe-ot-prezhnikh-klishe.html (дата
обращения: 20.02.2019)
1.3. Григоренко Ю.А. Национальное и религиозное: проблема
взаимоотношений [Электронный ресурс] // URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnoe-i-religioznoe-problemavzaimootnosheniy (дата обращения: 15.02.2019)
1.4. Дробижева Л.М., Рыжова С.В. и др. Этничность и
межнациональные отношения в социальном контексте. - М.: ФНИСЦ РАН,
2017. - 126 с.
1.5. Жаде З.А. Проблема идентичности в современных социальных
теориях [Электронный ресурс] // URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-identichnosti-v-sovremennyhsotsialnyh-teoriyah (дата обращения: 30.09.2018).
1.6. Зенченко О.В., Савва М.В. Межнациональные отношения и
становление гражданского общества на Юге России. - Краснодар: ЮРРЦ,
2002. 72с.
1.7. Зинурова Р. И., Тузиков А. Р., Алексеев С. А. Этническая и
конфессиональная принадлежность молодежи: современные особенности в
Республике Татарстан. - Казань: Вестник Казанского технологического
университета, 2013.
1.8. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся
общества. Полис, 1997. № 4
621.9. Каргина И.Г. «Фуззи» религиозность как следствие
трансформаций современного христианства в модернизирующемся
обществе // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2009.
№ 4.
1.10. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. - М.:
Мысль, 1989. — 285 с.
1.11. Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и
коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. — М.:
Икар, 2012.
1.12. Ляушева С.А. Религиозная идентичность в современной культуре
[Электронный ресурс] // URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-identichnost-v-sovremennoykulture (дата обращения: 22.12.17
1.13. Мчедлов М.П. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент
этнического сознания. — М., 2007.— 368 с.
1.14. Российская, республиканская, этническая идентичность в
Татарстане // Позитивные межнациональные отношения и предупреждение
нетерпимости: опыт Татарстана в общероссийском контексте/ под ред. Л.
М. Дробижевой, С. В. Рыжовой; Институт социологии РАН. — М.; СПб.:
Нестор-История, 2016.
1.15. Пронина Т.С. Религиозность современных россиян: смена форм
или содержания? [Электронный ресурс] //
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/religioznost-sovremennyh-rossiyansmena-form-ili-soderzhaniya (дата обращения: 13.02.2019)
1.16. Садохин А.П. Этнология: учебник. — М.: Гардарики, 2008. — 287
с.
1.17. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. -М.: «Академический проект»,
1999. - 320 с.
1.18. Тишков В.А. Реквием по этносу. - М., 2003.
631.19. Тишков В.А. Этнология и политика. - М., 2001.
1.20. Форвард М. Религия /пер. с англ. Н. Григорьевой. М.: ФАИРПРЕСС, 2003.
1.21. Хакимов Р.С. Татарская идентичность: состояние и перспективы//
Историческая этнология. - 2017. -Том 2. - №1.
1.22. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового
порядка. - М.: Pro et Contra, 1997. Т. 2
1.23. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000.
1.24. Шадже А.Ю. Этнические ценности как философская проблема. -
Майкоп, 2005. - 168 с.
1.25. Шаов А.А. Этническая и религиозная идентичность: специфика
взаимодействия [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-i-religioznaya-identichnostspetsifika-vzaimodeystviya (дата обращения: 03.10.2018)
1.26. Широкова Т.И. Концептуальные истоки и основы теории
этнической идентичности [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-istoki-i-osnovy-teoriietnicheskoy-identichnosti (дата обращения: 27.09.2018).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2020 Cервис продажи образцов готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.