ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ФАКТОРЫ И МОДЕЛИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 6
1.1 Факторы, оказывающие влияние на формирование религиозного мировоззрения 7
1.2 Модели выбора религии 9
1.3 Религиозное поведение (религиозная практика) 13
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ КАЗАНИ 20
2.1 Социально-демографические характеристики верующих 20
2.2 Особенности религиозных практик 27
2.3 Религиозная идентичность и межрелигиозная дистанция
Заключение
Литература
Казань - биэтнический город, так как по переписи 2010 года, наиболее многочисленные этнические группы - это татары (47,6%) и русские (48,6%). Кроме того, на территории Казани проживают представители других этнических групп, общее количество которых составляет 1,7% .
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия изучение русского населения Казани не в полной мере подвергалось всестороннему и систематическому этнологическому анализу.
Объектом исследования является современное русское население Казани.
Предмет исследования - религиозная идентичность современного русского населения Казани.
Цель исследования состоит в изучении современного русского населения, а в частности его религиозной идентичности.
Для достижения указанной цели в дипломной работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Выделить факторы, влияющие на формирование религиозного мировоззрения;
2. Рассмотреть модели выбора религии;
3. Охарактеризовать религиозную идентичность русского населения в Казани.
Методологической основой исследования является системный подход, который уже давно успешно применяется при сборе статистических данных.
Методы исследования. В дипломной работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, описание, сравнение, анализ, массовый опрос и глубинного интервью.
Источники исследования. Основой для выпускной квалификационной работы послужили материалы этносоциологического исследования, проведенного в Казани 2017-2018 г. Общее количество респондентов составило 200 человек, представляющих население города Казани. Исследование проводилось с помощью сочетания количественных и качественных методов (массовый опрос, глубинное интервью).
В ходе интервью было опрошено пять респондентов Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, разделенные на 2 параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы и заключения.
Казань является бикультурным регионом, так как по переписи 2010 года, наиболее многочисленные этнические группы - это татары и русские.
Выбор религии - сложный процесс, который находится под влиянием объективных и субъективных факторов, взаимодействующих между собой и определяющих духовные поиски человека.
На формирование религиозного мировоззрения оказывает влияние семейное воспитание, влияние родственников, воскресная школа, общеобразовательная школа или влияние друзей и знакомых.
Типичные модели выбора религию: этничность предопределяет религиозность, то есть большинство татар выбирают мусульманство, а подавляющее число русских - православие.
В ходе исследования нами было опрошено 100 человек, а именно 63 женщины и 37 мужчин в возрастной категории от 18 до 65 лет.
68 человек считают, что религиозная ситуация в данном населенном пункте стабильная и спокойная. 18 опрошенных отметили, что ситуация спокойная, однако есть тенденция к ухудшению. 5 респондентов отвечали, что ситуация в религиозной сфере напряженная и ухудшается.
Религиозная идентичность русских в Казани носит актуализированный характер. Численность православных уступает лишь численности мусульман. Выбор религии в большинстве случаев определяется традициями народа и предпочтениями семьи.
Подводя итог, можно отметить, что религиозная идентичность у большинства представителей русского населения Татарстана носит средне актуализированный характер. При этом наименьшую потребность в осуществлении религиозных практик демонстрирует молодежь, особенно мужского пола. И, напротив, наиболее актуализирована потребность в реализации религиозных потребностей среди лиц старшей возрастной группы со значительным преобладанием женщин.