Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эволюция образа Татарской женщины в национальной культуре во второй половине XIX-начале XX вв.

Работа №35815
Тип работыДипломные работы
Предметантропология
Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 3
Глава 1. Образ женщины как часть культурной традиции 12
1.1. Архетипы народного сознания: гендерный аспект 12
1.2. Религия и идеал женщины 22
Г лава 2. Женщина и время 31
2.1. Трансформация социальной роли татарской женщины на рубеже XIX-
XX вв.: быт, образование, печать 31
2.2. Образ женщины в национальной культуре в советский период 51
2.3. Фемининность этнической культуры в зеркале процессов и доминант
современности 60
Заключение 70
Список использованных источников и литературы
Женщина не всегда занимала то место в обществе и в культуре народов, что занимает сейчас. И национальная культура татар не стала исключением. Образ женщины, ее роль и отношение к ней передавалось из поколения в поколение от отца к сыну. Это вопрос был актуален во все времена, остается таковым и по сей день. До сих пор стереотипное мышление о женской половине общества хоть и не в явной форме, но влияет на отношение к ним мужчин.
Биологические отличия женщин и мужчин с точки зрения гендерного подхода не так важны, как отличия полов, который привязывает та или иная культурная традиция.
В большей части культур люди осознают специфический статус мужчин и женщин. Это происходит через установку особых требований к поведению, к внешнему виду, к манере держать себя среди людей, к семейным обязанностям, к занятиям и профессиям и много другое.
В разных культурах, в контексте гендерных оснований, формируются самосознания мужчин и женщин, которые выглядят очень естественно. Носители гендера не всегда осознают, что это лишь феномен, сконструированный самой культурой.
Существует большое количество проявлений гендера в контексте различных культур. К примеру, есть культуры, где прослеживается явное равноправие полов (европейский тип), есть культуры, где доминируют мужчины (земледельческие и кочевые), а так же есть культуры, где более важный статус имеет женщина (феминистские субкультуры, период матриархата).
Гендер меняется, отражает различные изменения культуры в ходе ее истории. Например, пришедшие на смену мужской гендерной доминанте процессы эмансипации женщин и движение феминизма, которые проходили в западноевропейской культуре на рубеже XIX -XX вв.
Содержание гендера внутри культуры формируется вполне закономерно, и зависит от образа жизни людей, условий их существования, исторических традиций и тому подобное.
Нужно учитывать, что гендер, который сформировался в пространстве одной культуры, полностью будет соответствовать ее внутренней среде. То есть мы может утверждать, что пространство каждой традиционной культуры формирует свой специфический гендер, который обнаруживает свое проявление в фольклоре народа. В данном случае, фольклор отвечает за сохранение и трансляцию гендера.
В культуре, исходя из образа жизни людей, формируются особые требования к полам, а именно, к тому, как мужчина и женщина должны себя вести, как должны позиционировать себя в коллективе, как одеваться и тог далее. Начинается формирование акцентов на том, чья деятельность важнее для выживания общества. Как следствие устанавливаются гендерные доминанты или ассиметрии.
Актуальность обращения к данной проблеме определяется бурными трансформационными процессами современности, обусловленными глобализацией и нивелированием культурных границ, что побуждает к выявлению специфики исторических векторов, а также перспектив татарской национальной культуры и ее элементов, одним из которых выступает традиционный образ женщины. Преодоление этих тенденций невозможно без использования потенциала и исторического опыта различных конфессий и народов. Особенно это касается дореволюционной России, где духовные и нравственные позиции семьи в воспитании детей, привитии им традиционных ценностей, были определяющими, а роль представительниц прекрасного пола в этом процессе чрезвычайно велика и значима.
Поэтому интерес к положению татарок вполне обоснован. Образ татаркой женщины обычно ассоциируется с затворницей, которая обладала ограниченным кругом прав, и в семье занимала подчиненное положение. Неразрывная связь татар с исламом закрепила этот стереотип в обществе. Бесправное положение женщины в исламе воспринимается как аксиома, хотя это далеко от истины и происходит от искаженного восприятия европейцами мусульманских традиций и ценностей. При этом забывается, что и в западных культурах они до недавнего времени были поставлены в подчиненное положение к мужчине.
Преодолевать сложившиеся стереотипы сложно, поскольку во многом они соответствуют действительности. Приниженное положение татарки, которое выражалось в подчинении до замужества воле родителей, после свадьбы - мужа, подтверждается объективными фактами. Однако говорить о полной закрепощенности и неправоспособности татарских женщин также неправомерно, поскольку ислам и российское законодательство предоставляли им определенные социальные гарантии. Установление объективной картины в данном вопросе представляется актуальной и с научной точки зрения обоснованной проблемой.
Объектом исследования является татарское общество второй половины XIX- начала XXI вв.
Предметом исследования выступают место и роль татарской женщины в семейно-бытовой, социальной и культурной сферах в указанный период.
Целью работы является выявление специфики эволюции образа татарской женщины, ее места и роли в национальной культуре. При этом под национальной культурой понимается: «...совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Она проявляется в деятельности общества, государства, его социальных институтов, а также в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, стереотипах и образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения, особенностях языка и образа жизни».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Раскрыть особенности татарской культуры в период со второй половины XIX в. до наших дней в контексте места и роли женщины в культурной традиции;
2) Определить статус женщины в исламе;
3) Исследовать ход трансформации образа женщины;
4) Установить степень феминности татарской культуры в наши дни
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XIX в. до начала XXI в. Нижняя граница обуславливается началом открытой борьбы татарок за равноправие в обществе и семье. Верхняя граница - это современные трансформации женщины в татарской культуре. В это период произошли большие изменения в социальной структуре татарского общества, последствия которых и интересны для нас.
При изучении данной проблематики в работе использовались описательный и сравнительный методы, а так же общенаучный, а именно: анализ и синтез, индукция и дедукция.
В ходе проделанной работы нами был задействован комплекс источников и литературы, включающий ряд научных работ дореволюционных, советских и современных российских исследователей. В отечественной Российской историографии интерес к женской истории рубежа XIX - XX вв. был устойчив. Однако исследований, касательно татар практически не представляется. Проблемы развития женского вопроса имеют давние традиции изучения.
Интерес к этому вопросу возрастает, эта тенденция характерна для отечественной исторической науки последних десятилетий. История феминологии одна из наиболее динамично развивающихся отраслей исторического знания. Это возможно благодаря динамичным процессам, которые протекают как в России, так и в мире в целом, где деятельность женщин становится более заметной в различных сферах жизни общества, а именно политике, экономике, культуре .
До сегодняшнего дня не существует научной работы, в котором комплексно рассматривается этот вопрос. Можно констатировать, что историография данной проблематики находится в стадии своего становления.
Однако данная тема и различные аспекты жизнедеятельности татарок нашли отражение в работах ученых, которые исследовали историю самих татар, историю их общественной мысли и литературы, историю педагогики.
В дореволюционный период этим вопросом интересовался К.Ф.Фукс. При формировании взглядов на татарок других авторов главную роль сыграла одна из его книг. Как итог стало бытовать мнение, что через хозяйственно-бытовой уклад населения определялось социально-экономическое положение женщин. К. Насыйри в своих трудах прибегал к описанию деталей жизни татарок и к некоторым аспектам их поведения.
Татарский богослов Муса Бигиев внес свой вклад в изучение места и роли женщины в исламе . В своих работах он руководствовался писаниями Корана. Его труды развеяли мифы о положении женщины, которые существовали ранее . Он считал, что главными причинами униженного положения женщины на Западе и на Востоке является утверждение о первородном грехе, и что женщина вторична по отношению к мужчине. По мнению Мусы Бигиева предание о сотворении женщины из ребра Адама является лишь метафорой и литературным ходом, который указывает на тонкость женской природы и натуры, равносильной хрупкости реберной кости.
Габдулла Буби в своих трудах так же не оставил без внимания проблему места и роли женщины в обществе и семье, ее обязанности и права. Работы «Счастье в браке» и «Многоженство, применительно к гигиене» наглядно показывают нам его взгляды на разные аспекты данной темы, которые он интерпретировал с позиции Корана . Как итог своих многолетних исследований Г. Буби издал трактат под названием «Женщины» . Он сделал вывод, что в угнетенном положении женщины виновны обычаи арабов, которые привнесены в мусульманском учении, а не сам ислам. Поэтому он считал, что нужно вернуть женщине высокое положение, которое дает ей Коран, тем самым очистить ислам. Г. Буби утверждал, что женщина может освободиться от угнетений только путем получения образования и просвещения.
В XX в. начали появляться исследования, в которых рассматривались семейно-бытовые особенности, брачные традиции и религиозные обряды волго-уральских татар. Положение татарки впервые обсуждается общественностью в этот же период. Ряд исследователей, среди которых были Р.Фахретдинов, М.Бигиев, А.-Х.Максуди, М.Тунтари и З.Камали в своих работах пытались переосмыслить положения и толкования Корана, которые касались роли и места женщины в мире. Поиском причинно-следственных связей между социально-экономическим, культурным развитием общества и положением в нем женщины занимались М.Акъегет, З.Бигиев, Р.Фахретдинов, Г.Исхаки, Г.Тукай, Ф.Амирхан, Г.Ибрагимов и другие . З.Кадыри второстепенное положение женщин связывал с нравственным состоянием общества, указывая на тесную связь между государством и постановкой женского вопроса.
Женским вопросом значительно сильнее начали интересоваться в советский период. Но стоит отметить, что исследования подвергались идеологической государственной корректировке. В 1920-х гг. появились работы А.Мухитдиновой, А.Сайфи, С.Атнагулова , которые подчеркивали определяющую роль Октябрьской революции в освобождении татарок. В 1922 г. Г.Ибрагимовым впервые была предоставлена периодизация истории женского движения. В котором он выделил три этапа: «...первый - века полной порабощенности женщины (примерно, до конца XIX в.); второй - период первых шагов в борьбе за ее освобождение (конец XIX в. - Первая мировая война); третий - период освобождения татарки (Первая мировая война - до времени написания работы)» . В 1970-е гг. эта периодизация подверглась корректировке, ее сделала В.Н.Смирнова. Между вторым и третьи этапами она сделала переломным моментом Октябрьскую революцию.
С 1990-х гг. татарские исследователи так же начали активно изучать данную проблему, дабы не отставать от российских. По новому начали смотреть на темы просвещения татарок и борьбу за равноправие в начале ХХ в. В своих работах Р.Г.Мухаметшин и Р.Т.Нугманова опирались на взгляды кадимистов и джадидистов. А Э.З.Багманова попыталась анализировать государственную политику по отношению к женщине в советское время.
Особую группу источников составляют источники религиозного содержания - Коран и хадисы. На них опираются нормы шариата, регламентировавшие положение татарской женщины на протяжении столетий, включая интересующий нас период. К книги мусульман.
Научная новизна работы заключается в первом комплексном анализе разных аспектов жизни татарок 2 п. XIX — начала XX вв. Опираясь на изученные источники подробно исследованы их роль и место в обществе и семье. Обобщение и систематизация собранного материала позволили дать характеристику реального сословно-правового и социально-экономического положения татарских женщин, их наследственные, имущественные и другие права.
Дипломная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
В результате проделанной работы, мы пришли к следующим выводам: Архетип женщины - татарки выстроен из образов и стереотипов, которые складывались из сказок, фольклора и бытовых ситуаций. Женщина во всех сферах стояла на втором плане. Эти представления передавались из поколения в поколение и четко установились в обществе. Религия проникла во все сферы жизнедеятельности и контролировала каждый шаг женщины. С появлением ислама статус женщины меняется. У нее расширяются права, включающие в себя: право на развод, на наследство, а так же права на владение недвижимостью и капиталом. Согласно исламу татарки были полностью под властью мужа, но и супруг в свою очередь должен был уважительно к ней относиться.
Существенные изменения в экономической, политической, социальной и религиозной сферах общества оказали влияние на всех членов татарского социума, в том числе на женщин. Это происходило через разные области, главной из которых был институт семьи. Несмотря на все преобразования, традиционные устои мусульманской семьи оставались неизменными. Замужество было главным моментом в жизни девушки, которое определяло ее будущее. К этому девушек готовили с раннего детства. Мировоззрение татарок, их характер и поведение в целом, формировались под влиянием морально-этических установок ислама. Согласно исламу главное предназначение женщины - это материнство. Только занимаясь воспитанием детей, женщина могла самореализоваться. Однако общество претерпевало изменения, и происходят изменения в распределении обязанностей у татар. Повышается значимость женщины, так как она вносит большой вклад в благосостояние семьи, выполняя часть мужских обязанностей. На рубеже XIX-XX вв. женщины начинают отстаивать свои права. Появляется и распространяется женское образование.
Проведенный нами анализ специальной литературы и источников разрушает представления о полной власти мужчины и легкости расторжения брака, которые сложились не только в сознании людей, но в научной литературе. Из материалов исследования мы видим, что татарки реализовывали свои права на развод, которые были установлены нормами шариата, а иногда они даже выступали как инициаторы развода. Женщины шли на расторжение брака, хоть они и несли материальные убытки и потери при разводе по хлюгу, который полностью освобождал мужа от всевозможных выплат и алиментов. И главными причинами, что сподвигли татарок на этот шаг были пьянство супруга и побои.
Первыми шагами для формирования защиты прав женщина на государственном уровне были открытие Оренбургского магометанского духовного собрания в Уфе и создание Татарской ратуши в Казани. При деятельности этих органов использовали не только нормы мусульманского права, но и российского законодательства. Это подтверждает постановление ОДМС, которое главным образом разбиралось в наследственных и семейнобрачных претензиях татар.
Татарки в годы Первой мировой войны сыграли далеко не последнюю роль в научной среде, в перестройке органов просвещения, искусства и здравоохранения Татарии на военный лад. Они проявляли мужество, стойкость, патриотизм, и отдавали все знания и силы во имя защиты Родины. Для советского периода было характерно повышенное внимание к положению женщин со стороны общественности и государства в целом. Работа проводилась не только на местном уровне, но и на общероссийском. Принимались меры по снижению материнской смертности и увеличению рождаемости детей, улучшений условий быта и труда женщин, а так же вовлечению их по возможности во все сферы общественной жизни. Однако эти вопросы застопоривались в решении из-за отсутствия четких слаженных механизмов для достижения поставленных целей. В приоритете, как и раньше, были интересы государства, а не женщины. Как итог, система защиты и поддержки женщин, которая официально была принята властями в послевоенные годы, была реализована лишь частично. Несмотря на то, что количество женщин в республике превышает количество мужчин, женщин, занимающих высокие должности не так много. Хоть и не в той степени, что раньше, но им до сих пор приходится отстаивать свои права в обществе, приходится доказывать, что они тоже чего-то стоят.
Так как традиционная татарская семья с давних времен основывалась на патриархальных принципах, и в наши дни прослеживается выраженный авторитет отца и патриархальный уклад с небольшим присутствием женского затворничества. «Хоть шесть дней голодай, но отца почитай», — говорят татары. В основном женщина служит в качестве связующего звена между детьми и отцом. Особо почитают бабай и эби (дедушка и бабушка), до наших дней сохранился культ старшего человека и родителей. И сейчас невеста должна быть детородной и работящей, так же обращают внимание на ее родословную, происхождение и исполнение мусульманских обрядов. Татарские жены, в свою очередь, как и раньше, любят готовить блюда национальной кухни. До наших дней дошли не только рецепты национальных блюд, но и гостеприимство, которое больше означает признак уважения к гостю, нежели чем просто кормление.
Таким образом, эволюция образа женщины в татарской национальной культуре - сложный и многогранный процесс, который характеризуется последовательной сменой ключевых элементов, что детерминировано общественными трансформациями, характерными для изучаемого периода. Налицо - переход от замкнутости к постепенной эмансипации татарской женщины, образованию и увеличению ее роли в культурной и общественной жизни татарского народа. Однако это не означает аннигилирование традиционных форм быта, отказ от культурной традиции своего народа и обмирщение сознания. Женщина как и прежде - хранительница традиций, религиозных ценностей и устоев. В современном мире татары вне зависимости от пола имеют равные возможности в использовании СМИ, в получении образования, и участия в общественной жизни. Тем не менее, современная культура татар в основе продолжает оставаться маскулинной культурой. Как и в любом другом маскулинном обществе, для татар важен социальный успех, решения принимаются посредством рациональных принципов, а не эмоций; воспитание детей происходит через поддержание соревновательного духа, деловой ловкости и предприимчивости и т.д. Словом, как и прежде доминантны мужские поведенческие стереотипы, но не женские.
1.1. Берн Шон Меган, Гендерная психология. (Секреты психологии), СПб.: прайм-Еврознак, 2001. - 320 с.
1.2. Багманова Э.З. Социальное положение женщин во второй половине 1940-х - середине 1960-х гг. (на материалах Татарской АССР): Автореф. дис. ... к.и.н. / Э.З. Багманова. - Казань, 2009.
1.3. Мурай О.В. Архетипы национального сознания и их реализация в период глобализации/ Вестник МГЛУ. Выпуск 2 (581) / 2010 С.145-147.
1.4. Мухаммад Али аль-Хашими. Личность мусульманина согласно Корану и Сунне / Мухаммад Али аль-Хашими. - 4-ое изд. - Казань: ГУП ПИК, 2007.
1.5. Татарская женщина в конце XVIII - середине XIX веков // Идель. - Казань, 2008. - №5. - С. 68-69.
1.6. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: Харвест. 2004. 251 с.
1.7. Сэйфи А. Хатын-кызлар хэрэкэте hэм крестян хатын-кызлары арасында эшлэY юлы / А. Сэйфи. - Казан, 1925.
1.8. Тунтэри М. Исламда хатынларнын, хокукы / М. Тунтэри. - Репринт, воспроизведение изд. 1917 г. - Казан: "Иман" нэшрияты, 2000. Б. 16.
1.9. Хабибуллина А.М. XVIII-XIX йез чигендэ татар хатын-кызы: аерылулар, сэбэплэре hэм хатын-кыз ечен нэтиж;элэре (Казан Татар ратушасы фонды материаллары нигезендэ) / Милли мэдэният. - Казан, 2007. - № 14. - Б. 31-35.
2. Литература:
2.1. Алексеева-Бескина, Т. И. Саморазвивающаяся система города и константы переходных процессов урбогенеза. Город в процессах исторических переходов. М.: Наука, 2001. с. 71-162.
2.2. Алишев Б.С. К вопросу о единстве ценностных оснований различных культур // Этические аспекты образования XXI века. Материалы
Международной научно-практической конференции. Казань: ТИСБИ, 2001. С. 9-13.
2.3. Асылгараева А.Ш. Женщины татарской АССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. : автореферат дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Казан. ун-т.- Казань, 1991.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-5/3866-0
2.4. Асылгараева А.Ш. Женщины-фронту // Коммунист Татарии. - 1990. - №5. - с.69-70.
2.5. Асылгараева А.Ш. Медработницы Татарии на фронте и в тылу (к 45-летию Победы в Великой Отечественной войне) // Казанский Медицинский журнал. - 1990. - № 3. - с.225-228.
2.6. Атласов Х. Война и татарки // Инородческое обозрение, приложение к журналу «Православный собеседник» за март 1915 года. - Казань, 1915. - Кн. 10. - С. 736.
2.7. Ахмаров Г.Н. Свадебные обряды казанских татар / Г.Н. Ахмаров. - Казань, 1907.
2.8. Багманова Э.3. Женщины Татарстана в послевоенное время- социально-демографический аспект / Э.3. Багманова // Общественнополитическая мысль и духовная культура народов Поволжья и Приуралья (XIX-XX вв.). Проблемы изучения Сборник статей - Казань. Изд-во Казан гос. ун-та, 2008 - С. 254-257.
2.9. Багманова Э.З. Женщины в социально-экономической и демографической структуре Татарстана в первые послевоенные годы / Э.З. Багманова // Актуальные проблемы истории Поволжья и Приуралья: Сборник статей - Чебоксары Чуваш. гос. ин-т гуман. наук, 2008 - С. 404-409.
2.10. Багманова Э.3. Организация медицинского обслуживания женщин Татарстана во второй половине 1940-х - 1950-е гг. / Багманова Э.3. // XX век в истории России- актуальные проблемы V Международная научнопрактическая конференция Сборник статей - Пенза МНИЦ ПГСХА, 2009. - 50-52.
2.11. Багманова Э.З. Положение женщин во второй половине 1940-х - середине 1960-х гг. (на материалах Татарской АССР): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. / . - Казань, 2009.
2.12. Баширов Г.Б. Честь.- Москва: Современник, 1974.-77с.
2.13. Гимазова P.A. Просветительская деятельность Нигматуллиных- Буби (конец XIX -начало XX вв.): Дис. к. и. н. / P.A. Гимазова. — Казань,
2004. - С. 62-63.
2.14. Жуковская, Н.Л., Мокшин, Н.Ф. (1998) От Карелии до Урала: рассказы о народах России: книга для чтения по курсам «История родного края», «Народоведение». М.: Флинта: Наука. С.239.
2.15. Измайлов Б.И. Казанская татарская ратуша (1781 -1855 гг.): дис. ... канд. ист. наук. / Б.И. Измайлов. - Казань, 2009.
2.16. История Казани в документах и материалах: XX век. - Казань,
2004. - С. 324.
2.17. История Татарской АССР. - Казань: Таткнигоиздат, 1955. - Т.1.
2.18. Казанский телеграф. - 1893. - 17 ноября. - № 208.
2.19. Каримуллин А. Г. У истоков татарской книги. - Казань, 1971. - С. 171-181.
2.20. Кутуй А. Неотосланные письма.- Казань: Татарское книжное издательство, 1958. - 35 с.
2.21. Лопухова О.Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности // Вопросы психологии. №5, 2001. С. 73-79.
2.22. Матта-оглы. Взгляд на женщину на основе народных песен татар Камско-Волжского края // Камско-Волжский край. 1896. № 28. - 26 янв., №
36. - 6 февр., № 60. - 1 марта; № 70. - 12 марта; № 73. - 15 марта.
2.23. Махмутова А.Х. Лишь тебе, народ, служенье! / А.Х. Махмутова. - Казань: Изд-во «Магариф», 2003.-С. 14.
2.24. Махмутова А.Х. Пора и нам зажечь зарю свободы! / А.Х. Махмутова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. - С. 73-91.
2.25. Мухаммад Али аль-Хашими. Личность мусульманки согласно Корану и Сунне / Мухаммад Али аль-Хашими. - Уфа, 2003. - С. 305.
2.26. Мухаметшин Р.Г. Татарский традиционализм: особенности и формы проявления / Р.Г. Мухаметшин. - Казань: Меддок, 2005. - С. 123.
2.27. Народные юридические обычаи у татар Казанской губернии // Труды Казанского губернского статистического комитета. Вып. 3. Казань, 1869. С. 22.
2.28. Неджиб Г. Пробуждение русских татар и их литература // Современник. - 1911. - Кн. 4. - С. 171.
2.29. Оренбургское магометанское духовное собрание и Духовное развитие татарского народа в последней четверти XVIII - начале XX вв. : Материалы одноименного научного семинара, посвященного 220- летию учреждения религиозного управления мусульман внутренней России и Сибири (Казань, 18 декабря 2009 г.). - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2011. - 212 с.
2.30. Пайгунова Ю.В. Этнопсихологическая совместимость в проблеме межнационального взаимодействия // Журнал прикладной психологи. № 6, 2000. С. 20 -22.
2.31. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 1835. Т. 10. Отделение 1. N 7990. СПб., 1836.
2.32. Смирнова В.Н. Женский вопрос на демократическом и социалистическом этапах революции (женщины Татарии в революции и гражданской войне): Автореф. дис. ... д.и.н. / В.Н. Смирнова. - Воронеж, 1971. - С. 24.
2.33. Сорокалетие победы советского народа в великой отечественной войне: документы и материалы. Альманах - М.,1985.
2.34. Сухарев А. А. Казанские татары (уезд Казанский). Опыт этнографического и медико-антропологического исследования. - СПб., 1904.
- С. 40.
2.35. Татары (1967) Серия «Народы и культуры». М.: Наука. С.219.
2.36. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М., 1967.
2.37. Тодд Нельсон. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения /; [Пер. с англ.: С. Комаров, А. Боричев].
- 2. междунар. изд. - СПб. : Прайм-Еврознак; М. : Олма-пресс, 2003. - 384 с.
2.38. Файзи, М. Пьесы / М. Файзи.; ред. Б. Аитов. - Казань : Татгосиздат, 1951. - С. 19-80.
2.39. Фируза: Сказки татарских писателей.-Казань:Татар.кн. изд-во, 2003.- 271 с.
2.40. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях / К.Ф. Фукс. - Казань, 1844.
2.41. Фукс К. : Нучно -биографический сборник. - Казань: Жиен,
2005. - 155 с.
2.42. Хабибуллина А.М. Место и роль татарской женщины как матери в татарском обществе в конце XVTII - середине XIX вв. / Научная жизнь. - М., 2008. - № 2. - С. 49-52.
2.43. Хабибуллина А.М. Татарская женщина и ее наследственные права в конце XVIII - начале XIX вв. / Г асырлар авазы = Эхо веков. - Казань,
2007. - № 2. - С. 229-234.
2.44. Хайрутдинов А.Р. Последний татарский богослов / А.Р. Хайрутдинов. — Казань: Иман, 1999. С. 78.
2.45. Хайрутдинова Д. Р. Благотворительность и милосердие татарских женщин в годы Первой мировой войны // Общественнополитическая мысль и духовная культура народов Поволжья и Приуралья (XIX-XX вв.). - Казань, 2008. - С. 421.
2.46. Хузина Э.С. Гендерные стереотипы в татарском языковом сознании/ Э.С.Хузина// Вестник Челябинского государственного университета. Раздел «Филология. Искуствоведение». Челябинск, 2011. Вып. 54. №13 (228). С. 148.
2.47. ЦГА ИПД РТ Ф 4034 Оп 42 Д 468 Л 1-1 об, Партийная организация Татарии в цифрах и фактах (1917-1977 гг.)/сост. В. Г. Сарюшидр - Казань, 1978. - С. 74.
2.48. Штейнфельд Н. П. Малмыжские татары, их быт и современное положение // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1894 год. - Вятка, 1894. - С. 262.
2.49. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М.,1996. С.53
2.50. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: «Университетская книга». АСТ. 1996. С.459.
2.51. Гайнуллин М.Х Татар мэгърифэтчелек эдэбияты (1860-1905) .Казан: Татар. китап нэшр., 1979. - Б.45-87.
2.52. Гафури М. Эсэрлэр: 4 т. - Казан, 1983. - 3 т. - Б. 269.
2.53. Исхакый Г. Эсэрлэр: 15 томда / Г. Исхакый. Казан: Тат. кит. нэшр., 1998. Т. 2. Б. 102.
2.54. Кадыйри З. Кызлар деньясы / З. Кадыйри. - Уфа, 1911; Аныкы ук. Хатын-кыз мэсьэлэсе / З. Кадыйри. - Уфа, 1915.
2.55. Камали З. Фэлсэфэи игътикадия.1 кис. Фэлсэфэи исламиядэн /
З.Камали. - Уфа, 1910.
2.56. Кэрим М. Озын-озак балачак= Долгое -долгое детсво; [повесть]/ Мостай Кэрим; [тэрж. Илгиз Кэримов; рэс. Артур Вэсилов]. 0фе: Китап, 2017.- 430 с.
2.57. Махмутова Х.Ш. «Эйтем — чэчэк, мэкал - жилэк: халык афоризмнары». - Казан: Мэгариф, 2002. 191 с.
2.58. Мицнуллин Т. Тормышым-булмышым: афоризмнар
/Т.Мицнуллин; рэс. Д. НэYPYЗOва. Казан: Идел-Пресс, 2010. 376 б.
2.59. Насыйри К. Сайланма эсэрлэр / К. Насыйри. - Казан: Татгосиздат, 1953; Аныкы ук. Сайланма эсэрлэр: 2 томда. / К. Насыйри. - Казан: Татар. китап нэшр., 1975. - Т. 2.
2.60. Нэбиуллина Г.Э., Гыйлэж;ева Л.Г. Мин эйттем. Татар язучыларыныц афоризмнары, хикмэтле CYЗлэре, фэлсэфи уйланулары / Казан: Мэгариф, 2008. 287 б.
2.61. Нэкый Исэнбэт. Татар халык мэкальлэре. 4 нче басма. — Яр Чаллы: «Идел-йорт», 2003. — 100 б.
2.62. Сайланма эсэрлэр: 0ч томда. - Казан: «Рухият» нэшр., 2001, 1 нче том : «Хыянэт» роман. - 400 б.
3. Электронные ресурсы:
3.1. Бигиев М. Женщина в свете священных аятов благородного Корана [Электронный ресурс] // Российское мусульманство [сайт]. URL: https://www.islamrf.org/musabigiev9 (дата обращения: 15.01.2018).
3.2. Габдрахманов Р.Ф. Республика Татарстан. Модель
этнологического мониторинга. Категория 6 Контакты и стереотипы. // Казанский центр федерализма и публичной политики [сайт]. URL: http: //www. kazanfed.ru/authors/abdrakhmanov/publ6/ (дата обращения:
28.04.2018) .
3.3. Габдрафикова Л. В начале XX века татарки были наиболее эмансипированными среди всех мусульманок России // Реальное время. Электронный новостной журнал. URL: https://realnoevremya.ru/articles/25438 (дата обращения: 12.12.2017).
3.4. Габдрафикова Л.В. Татарские женщины в годы первой мировой войны // Эхо веков. Электрон. Науч. - док. журн. 2014 3/4 URL: http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/nu mbers/2014 3 4/2/02/ (дата обращения: 04.02.2018).
3.5. Мухаметшин З. Р. Татарский ислам можно считать евроисламом // Бизнес Online. Деловая электронная газета Татарстана - 21.марта 2013. URL: http://www.business-gazeta.ru/ агйс1е/77134/ (дата обращения: 17.02.2018).
3.6. Под защитой мужа. Что запрещено женщинам в татарских семьях
// Start news Электронный новостной журнал.
URL: http: //smartnews. ru/re gions/kazan/17766. html (дата обращения:
21.04.2018) .
3.7. Развитие татарской культуры в начале XX века [Электронный ресурс] // Моя Казань. Электронный журнал. URL: http://kazan.ws/cgibin/republic/print.pl?action=view cul&page=0&id razdel=436 &id sub=95&id sub sub=&id cul=587&wh=st (дата обращения: 15.02.2018).
3.8. Республика Татарстан. Модель этнологического мониторинга.
Категория 6. Контакты и стереотипы. М., 1999. URL:
http: //www. kazanfed.ru/authors/abdrakhmanov/publ6/ (дата обращения:
25.04.2018) .
3.9. Свод законов Российской империи. Том пятнадцатый. Законы
уголовные. - СПб.: Тип. Второго Отделения Собственной
Е.И.В.Канцелярии,1857. - 964 с. [Электронный ресурс] // Библиотека Руниверс. http://www.runivers.ru/lib/book7372/ (дата обращения: 25.10.2017).
3.10. Семейная и общественная жизнь поволжских татар [Электронный ресурс] // Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре [сайт]. URL: http://lib7.com/cccp/652-semeinaia-tataru.html (дата обращения: 25.04.2018).
3.11. Тукай не был бедным. Рядом не было женщины, которая помогла бы ему // Реальное время. Электронный новостной журнал. URL: https://realnoevremya. ru/articles/58493-o-trudah-repressirovannyh-uchenyh- tatarstana (дата обращения: 19.12.2017).
3.12. Таиров Н., Таиров И. Амина Валиулловна Алимбек // Эхо веков.
Электрон. Науч. - док. журн. 2008. № 1. URL:
http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/nu mbers/2008 1/09/09 12/ (дата обращения: 06.03.2018).
3.13. Хакимов Э.Р. Измерения культур и проблемы взаимопонимания:
исследование удмуртского и татарского социумов [Электронный ресурс] // Российский электронный научный журнал [сайт]. URL:
http: //j oumal .bsau. ru/directions/19-00-00-psvchological- science/index.php?ELEMENT ID=69 (дата обращения: 28.04.2018).
3.14. Хайрутдинов А.Р. Последний татарский богослов / А.Р. Хайрутдинов. — Казань: Иман, 1999, С. 111.
3.15. Хузина Э.С. Репрезентация гендерных стереотипов в татарском языке [Электронный ресурс] // Человек и наука [сайт].URL: http: //cheloveknauka. com/reprezentatsiva- gendernvh- stereotipov-v-tatarskom- vazvke (дата обращения: 18.12.2017).
3.16. Что запрещено женщинам в татарских семьях [Электронный
ресурс] // News land. Электронный новостной журнал. URL:
https://newsland.com/user/4296724046/content/chto-zapreshcheno-zhenshchinam- v-tatarskikh-semiakh/4605960 (дата обращения: 21.04.2018).
3.17. Что такое «Национальная культура» // Библиофонд. Электронная
библиотека студента. URL:
http://slovari.bibliofond.ru/ethnopsvchologv word/%D0%9D%D0%B0%D1%86 %D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0 %D 1 %8F%20%D0%BA%D 1 %83%D0%BB%D 1 %8C%D 1 %82%D 1 %83%D 1 %8 0%D0%B0/ (Дата обращения: 24.10.2017).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



Женщина не всегда занимала то место в обществе и в культуре народов, что занимает сейчас. И национальная культура татар не стала исключением. Образ женщины, ее роль и отношение к ней передавалось из поколения в поколение от отца к сыну. Это вопрос был актуален во все времена, остается таковым и по сей день. До сих пор стереотипное мышление о женской половине общества хоть и не в явной форме, но влияет на отношение к ним мужчин.
Биологические отличия женщин и мужчин с точки зрения гендерного подхода не так важны, как отличия полов, который привязывает та или иная культурная традиция.
В большей части культур люди осознают специфический статус мужчин и женщин. Это происходит через установку особых требований к поведению, к внешнему виду, к манере держать себя среди людей, к семейным обязанностям, к занятиям и профессиям и много другое.
В разных культурах, в контексте гендерных оснований, формируются самосознания мужчин и женщин, которые выглядят очень естественно. Носители гендера не всегда осознают, что это лишь феномен, сконструированный самой культурой.
Существует большое количество проявлений гендера в контексте различных культур. К примеру, есть культуры, где прослеживается явное равноправие полов (европейский тип), есть культуры, где доминируют мужчины (земледельческие и кочевые), а так же есть культуры, где более важный статус имеет женщина (феминистские субкультуры, период матриархата).
Гендер меняется, отражает различные изменения культуры в ходе ее истории. Например, пришедшие на смену мужской гендерной доминанте процессы эмансипации женщин и движение феминизма, которые проходили в западноевропейской культуре на рубеже XIX -XX вв.
Содержание гендера внутри культуры формируется вполне закономерно, и зависит от образа жизни людей, условий их существования, исторических традиций и тому подобное.
Нужно учитывать, что гендер, который сформировался в пространстве одной культуры, полностью будет соответствовать ее внутренней среде. То есть мы может утверждать, что пространство каждой традиционной культуры формирует свой специфический гендер, который обнаруживает свое проявление в фольклоре народа. В данном случае, фольклор отвечает за сохранение и трансляцию гендера.
В культуре, исходя из образа жизни людей, формируются особые требования к полам, а именно, к тому, как мужчина и женщина должны себя вести, как должны позиционировать себя в коллективе, как одеваться и тог далее. Начинается формирование акцентов на том, чья деятельность важнее для выживания общества. Как следствие устанавливаются гендерные доминанты или ассиметрии.
Актуальность обращения к данной проблеме определяется бурными трансформационными процессами современности, обусловленными глобализацией и нивелированием культурных границ, что побуждает к выявлению специфики исторических векторов, а также перспектив татарской национальной культуры и ее элементов, одним из которых выступает традиционный образ женщины. Преодоление этих тенденций невозможно без использования потенциала и исторического опыта различных конфессий и народов. Особенно это касается дореволюционной России, где духовные и нравственные позиции семьи в воспитании детей, привитии им традиционных ценностей, были определяющими, а роль представительниц прекрасного пола в этом процессе чрезвычайно велика и значима.
Поэтому интерес к положению татарок вполне обоснован. Образ татаркой женщины обычно ассоциируется с затворницей, которая обладала ограниченным кругом прав, и в семье занимала подчиненное положение. Неразрывная связь татар с исламом закрепила этот стереотип в обществе. Бесправное положение женщины в исламе воспринимается как аксиома, хотя это далеко от истины и происходит от искаженного восприятия европейцами мусульманских традиций и ценностей. При этом забывается, что и в западных культурах они до недавнего времени были поставлены в подчиненное положение к мужчине.
Преодолевать сложившиеся стереотипы сложно, поскольку во многом они соответствуют действительности. Приниженное положение татарки, которое выражалось в подчинении до замужества воле родителей, после свадьбы - мужа, подтверждается объективными фактами. Однако говорить о полной закрепощенности и неправоспособности татарских женщин также неправомерно, поскольку ислам и российское законодательство предоставляли им определенные социальные гарантии. Установление объективной картины в данном вопросе представляется актуальной и с научной точки зрения обоснованной проблемой.
Объектом исследования является татарское общество второй половины XIX- начала XXI вв.
Предметом исследования выступают место и роль татарской женщины в семейно-бытовой, социальной и культурной сферах в указанный период.
Целью работы является выявление специфики эволюции образа татарской женщины, ее места и роли в национальной культуре. При этом под национальной культурой понимается: «...совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Она проявляется в деятельности общества, государства, его социальных институтов, а также в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, стереотипах и образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения, особенностях языка и образа жизни».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Раскрыть особенности татарской культуры в период со второй половины XIX в. до наших дней в контексте места и роли женщины в культурной традиции;
2) Определить статус женщины в исламе;
3) Исследовать ход трансформации образа женщины;
4) Установить степень феминности татарской культуры в наши дни
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XIX в. до начала XXI в. Нижняя граница обуславливается началом открытой борьбы татарок за равноправие в обществе и семье. Верхняя граница - это современные трансформации женщины в татарской культуре. В это период произошли большие изменения в социальной структуре татарского общества, последствия которых и интересны для нас.
При изучении данной проблематики в работе использовались описательный и сравнительный методы, а так же общенаучный, а именно: анализ и синтез, индукция и дедукция.
В ходе проделанной работы нами был задействован комплекс источников и литературы, включающий ряд научных работ дореволюционных, советских и современных российских исследователей. В отечественной Российской историографии интерес к женской истории рубежа XIX - XX вв. был устойчив. Однако исследований, касательно татар практически не представляется. Проблемы развития женского вопроса имеют давние традиции изучения.
Интерес к этому вопросу возрастает, эта тенденция характерна для отечественной исторической науки последних десятилетий. История феминологии одна из наиболее динамично развивающихся отраслей исторического знания. Это возможно благодаря динамичным процессам, которые протекают как в России, так и в мире в целом, где деятельность женщин становится более заметной в различных сферах жизни общества, а именно политике, экономике, культуре .
До сегодняшнего дня не существует научной работы, в котором комплексно рассматривается этот вопрос. Можно констатировать, что историография данной проблематики находится в стадии своего становления.
Однако данная тема и различные аспекты жизнедеятельности татарок нашли отражение в работах ученых, которые исследовали историю самих татар, историю их общественной мысли и литературы, историю педагогики.
В дореволюционный период этим вопросом интересовался К.Ф.Фукс. При формировании взглядов на татарок других авторов главную роль сыграла одна из его книг. Как итог стало бытовать мнение, что через хозяйственно-бытовой уклад населения определялось социально-экономическое положение женщин. К. Насыйри в своих трудах прибегал к описанию деталей жизни татарок и к некоторым аспектам их поведения.
Татарский богослов Муса Бигиев внес свой вклад в изучение места и роли женщины в исламе . В своих работах он руководствовался писаниями Корана. Его труды развеяли мифы о положении женщины, которые существовали ранее . Он считал, что главными причинами униженного положения женщины на Западе и на Востоке является утверждение о первородном грехе, и что женщина вторична по отношению к мужчине. По мнению Мусы Бигиева предание о сотворении женщины из ребра Адама является лишь метафорой и литературным ходом, который указывает на тонкость женской природы и натуры, равносильной хрупкости реберной кости.
Габдулла Буби в своих трудах так же не оставил без внимания проблему места и роли женщины в обществе и семье, ее обязанности и права. Работы «Счастье в браке» и «Многоженство, применительно к гигиене» наглядно показывают нам его взгляды на разные аспекты данной темы, которые он интерпретировал с позиции Корана . Как итог своих многолетних исследований Г. Буби издал трактат под названием «Женщины» . Он сделал вывод, что в угнетенном положении женщины виновны обычаи арабов, которые привнесены в мусульманском учении, а не сам ислам. Поэтому он считал, что нужно вернуть женщине высокое положение, которое дает ей Коран, тем самым очистить ислам. Г. Буби утверждал, что женщина может освободиться от угнетений только путем получения образования и просвещения.
В XX в. начали появляться исследования, в которых рассматривались семейно-бытовые особенности, брачные традиции и религиозные обряды волго-уральских татар. Положение татарки впервые обсуждается общественностью в этот же период. Ряд исследователей, среди которых были Р.Фахретдинов, М.Бигиев, А.-Х.Максуди, М.Тунтари и З.Камали в своих работах пытались переосмыслить положения и толкования Корана, которые касались роли и места женщины в мире. Поиском причинно-следственных связей между социально-экономическим, культурным развитием общества и положением в нем женщины занимались М.Акъегет, З.Бигиев, Р.Фахретдинов, Г.Исхаки, Г.Тукай, Ф.Амирхан, Г.Ибрагимов и другие . З.Кадыри второстепенное положение женщин связывал с нравственным состоянием общества, указывая на тесную связь между государством и постановкой женского вопроса.
Женским вопросом значительно сильнее начали интересоваться в советский период. Но стоит отметить, что исследования подвергались идеологической государственной корректировке. В 1920-х гг. появились работы А.Мухитдиновой, А.Сайфи, С.Атнагулова , которые подчеркивали определяющую роль Октябрьской революции в освобождении татарок. В 1922 г. Г.Ибрагимовым впервые была предоставлена периодизация истории женского движения. В котором он выделил три этапа: «...первый - века полной порабощенности женщины (примерно, до конца XIX в.); второй - период первых шагов в борьбе за ее освобождение (конец XIX в. - Первая мировая война); третий - период освобождения татарки (Первая мировая война - до времени написания работы)» . В 1970-е гг. эта периодизация подверглась корректировке, ее сделала В.Н.Смирнова. Между вторым и третьи этапами она сделала переломным моментом Октябрьскую революцию.
С 1990-х гг. татарские исследователи так же начали активно изучать данную проблему, дабы не отставать от российских. По новому начали смотреть на темы просвещения татарок и борьбу за равноправие в начале ХХ в. В своих работах Р.Г.Мухаметшин и Р.Т.Нугманова опирались на взгляды кадимистов и джадидистов. А Э.З.Багманова попыталась анализировать государственную политику по отношению к женщине в советское время.
Особую группу источников составляют источники религиозного содержания - Коран и хадисы. На них опираются нормы шариата, регламентировавшие положение татарской женщины на протяжении столетий, включая интересующий нас период. К книги мусульман.
Научная новизна работы заключается в первом комплексном анализе разных аспектов жизни татарок 2 п. XIX — начала XX вв. Опираясь на изученные источники подробно исследованы их роль и место в обществе и семье. Обобщение и систематизация собранного материала позволили дать характеристику реального сословно-правового и социально-экономического положения татарских женщин, их наследственные, имущественные и другие права.
Дипломная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.

В результате проделанной работы, мы пришли к следующим выводам: Архетип женщины - татарки выстроен из образов и стереотипов, которые складывались из сказок, фольклора и бытовых ситуаций. Женщина во всех сферах стояла на втором плане. Эти представления передавались из поколения в поколение и четко установились в обществе. Религия проникла во все сферы жизнедеятельности и контролировала каждый шаг женщины. С появлением ислама статус женщины меняется. У нее расширяются права, включающие в себя: право на развод, на наследство, а так же права на владение недвижимостью и капиталом. Согласно исламу татарки были полностью под властью мужа, но и супруг в свою очередь должен был уважительно к ней относиться.
Существенные изменения в экономической, политической, социальной и религиозной сферах общества оказали влияние на всех членов татарского социума, в том числе на женщин. Это происходило через разные области, главной из которых был институт семьи. Несмотря на все преобразования, традиционные устои мусульманской семьи оставались неизменными. Замужество было главным моментом в жизни девушки, которое определяло ее будущее. К этому девушек готовили с раннего детства. Мировоззрение татарок, их характер и поведение в целом, формировались под влиянием морально-этических установок ислама. Согласно исламу главное предназначение женщины - это материнство. Только занимаясь воспитанием детей, женщина могла самореализоваться. Однако общество претерпевало изменения, и происходят изменения в распределении обязанностей у татар. Повышается значимость женщины, так как она вносит большой вклад в благосостояние семьи, выполняя часть мужских обязанностей. На рубеже XIX-XX вв. женщины начинают отстаивать свои права. Появляется и распространяется женское образование.
Проведенный нами анализ специальной литературы и источников разрушает представления о полной власти мужчины и легкости расторжения брака, которые сложились не только в сознании людей, но в научной литературе. Из материалов исследования мы видим, что татарки реализовывали свои права на развод, которые были установлены нормами шариата, а иногда они даже выступали как инициаторы развода. Женщины шли на расторжение брака, хоть они и несли материальные убытки и потери при разводе по хлюгу, который полностью освобождал мужа от всевозможных выплат и алиментов. И главными причинами, что сподвигли татарок на этот шаг были пьянство супруга и побои.
Первыми шагами для формирования защиты прав женщина на государственном уровне были открытие Оренбургского магометанского духовного собрания в Уфе и создание Татарской ратуши в Казани. При деятельности этих органов использовали не только нормы мусульманского права, но и российского законодательства. Это подтверждает постановление ОДМС, которое главным образом разбиралось в наследственных и семейнобрачных претензиях татар.
Татарки в годы Первой мировой войны сыграли далеко не последнюю роль в научной среде, в перестройке органов просвещения, искусства и здравоохранения Татарии на военный лад. Они проявляли мужество, стойкость, патриотизм, и отдавали все знания и силы во имя защиты Родины. Для советского периода было характерно повышенное внимание к положению женщин со стороны общественности и государства в целом. Работа проводилась не только на местном уровне, но и на общероссийском. Принимались меры по снижению материнской смертности и увеличению рождаемости детей, улучшений условий быта и труда женщин, а так же вовлечению их по возможности во все сферы общественной жизни. Однако эти вопросы застопоривались в решении из-за отсутствия четких слаженных механизмов для достижения поставленных целей. В приоритете, как и раньше, были интересы государства, а не женщины. Как итог, система защиты и поддержки женщин, которая официально была принята властями в послевоенные годы, была реализована лишь частично. Несмотря на то, что количество женщин в республике превышает количество мужчин, женщин, занимающих высокие должности не так много. Хоть и не в той степени, что раньше, но им до сих пор приходится отстаивать свои права в обществе, приходится доказывать, что они тоже чего-то стоят.
Так как традиционная татарская семья с давних времен основывалась на патриархальных принципах, и в наши дни прослеживается выраженный авторитет отца и патриархальный уклад с небольшим присутствием женского затворничества. «Хоть шесть дней голодай, но отца почитай», — говорят татары. В основном женщина служит в качестве связующего звена между детьми и отцом. Особо почитают бабай и эби (дедушка и бабушка), до наших дней сохранился культ старшего человека и родителей. И сейчас невеста должна быть детородной и работящей, так же обращают внимание на ее родословную, происхождение и исполнение мусульманских обрядов. Татарские жены, в свою очередь, как и раньше, любят готовить блюда национальной кухни. До наших дней дошли не только рецепты национальных блюд, но и гостеприимство, которое больше означает признак уважения к гостю, нежели чем просто кормление.
Таким образом, эволюция образа женщины в татарской национальной культуре - сложный и многогранный процесс, который характеризуется последовательной сменой ключевых элементов, что детерминировано общественными трансформациями, характерными для изучаемого периода. Налицо - переход от замкнутости к постепенной эмансипации татарской женщины, образованию и увеличению ее роли в культурной и общественной жизни татарского народа. Однако это не означает аннигилирование традиционных форм быта, отказ от культурной традиции своего народа и обмирщение сознания. Женщина как и прежде - хранительница традиций, религиозных ценностей и устоев. В современном мире татары вне зависимости от пола имеют равные возможности в использовании СМИ, в получении образования, и участия в общественной жизни. Тем не менее, современная культура татар в основе продолжает оставаться маскулинной культурой. Как и в любом другом маскулинном обществе, для татар важен социальный успех, решения принимаются посредством рациональных принципов, а не эмоций; воспитание детей происходит через поддержание соревновательного духа, деловой ловкости и предприимчивости и т.д. Словом, как и прежде доминантны мужские поведенческие стереотипы, но не женские.



1.1. Берн Шон Меган, Гендерная психология. (Секреты психологии), СПб.: прайм-Еврознак, 2001. - 320 с.
1.2. Багманова Э.З. Социальное положение женщин во второй половине 1940-х - середине 1960-х гг. (на материалах Татарской АССР): Автореф. дис. ... к.и.н. / Э.З. Багманова. - Казань, 2009.
1.3. Мурай О.В. Архетипы национального сознания и их реализация в период глобализации/ Вестник МГЛУ. Выпуск 2 (581) / 2010 С.145-147.
1.4. Мухаммад Али аль-Хашими. Личность мусульманина согласно Корану и Сунне / Мухаммад Али аль-Хашими. - 4-ое изд. - Казань: ГУП ПИК, 2007.
1.5. Татарская женщина в конце XVIII - середине XIX веков // Идель. - Казань, 2008. - №5. - С. 68-69.
1.6. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: Харвест. 2004. 251 с.
1.7. Сэйфи А. Хатын-кызлар хэрэкэте hэм крестян хатын-кызлары арасында эшлэY юлы / А. Сэйфи. - Казан, 1925.
1.8. Тунтэри М. Исламда хатынларнын, хокукы / М. Тунтэри. - Репринт, воспроизведение изд. 1917 г. - Казан: "Иман" нэшрияты, 2000. Б. 16.
1.9. Хабибуллина А.М. XVIII-XIX йез чигендэ татар хатын-кызы: аерылулар, сэбэплэре hэм хатын-кыз ечен нэтиж;элэре (Казан Татар ратушасы фонды материаллары нигезендэ) / Милли мэдэният. - Казан, 2007. - № 14. - Б. 31-35.
2. Литература:
2.1. Алексеева-Бескина, Т. И. Саморазвивающаяся система города и константы переходных процессов урбогенеза. Город в процессах исторических переходов. М.: Наука, 2001. с. 71-162.
2.2. Алишев Б.С. К вопросу о единстве ценностных оснований различных культур // Этические аспекты образования XXI века. Материалы
Международной научно-практической конференции. Казань: ТИСБИ, 2001. С. 9-13.
2.3. Асылгараева А.Ш. Женщины татарской АССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. : автореферат дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Казан. ун-т.- Казань, 1991.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-5/3866-0
2.4. Асылгараева А.Ш. Женщины-фронту // Коммунист Татарии. - 1990. - №5. - с.69-70.
2.5. Асылгараева А.Ш. Медработницы Татарии на фронте и в тылу (к 45-летию Победы в Великой Отечественной войне) // Казанский Медицинский журнал. - 1990. - № 3. - с.225-228.
2.6. Атласов Х. Война и татарки // Инородческое обозрение, приложение к журналу «Православный собеседник» за март 1915 года. - Казань, 1915. - Кн. 10. - С. 736.
2.7. Ахмаров Г.Н. Свадебные обряды казанских татар / Г.Н. Ахмаров. - Казань, 1907.
2.8. Багманова Э.3. Женщины Татарстана в послевоенное время- социально-демографический аспект / Э.3. Багманова // Общественнополитическая мысль и духовная культура народов Поволжья и Приуралья (XIX-XX вв.). Проблемы изучения Сборник статей - Казань. Изд-во Казан гос. ун-та, 2008 - С. 254-257.
2.9. Багманова Э.З. Женщины в социально-экономической и демографической структуре Татарстана в первые послевоенные годы / Э.З. Багманова // Актуальные проблемы истории Поволжья и Приуралья: Сборник статей - Чебоксары Чуваш. гос. ин-т гуман. наук, 2008 - С. 404-409.
2.10. Багманова Э.3. Организация медицинского обслуживания женщин Татарстана во второй половине 1940-х - 1950-е гг. / Багманова Э.3. // XX век в истории России- актуальные проблемы V Международная научнопрактическая конференция Сборник статей - Пенза МНИЦ ПГСХА, 2009. - 50-52.
2.11. Багманова Э.З. Положение женщин во второй половине 1940-х - середине 1960-х гг. (на материалах Татарской АССР): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. / . - Казань, 2009.
2.12. Баширов Г.Б. Честь.- Москва: Современник, 1974.-77с.
2.13. Гимазова P.A. Просветительская деятельность Нигматуллиных- Буби (конец XIX -начало XX вв.): Дис. к. и. н. / P.A. Гимазова. — Казань,
2004. - С. 62-63.
2.14. Жуковская, Н.Л., Мокшин, Н.Ф. (1998) От Карелии до Урала: рассказы о народах России: книга для чтения по курсам «История родного края», «Народоведение». М.: Флинта: Наука. С.239.
2.15. Измайлов Б.И. Казанская татарская ратуша (1781 -1855 гг.): дис. ... канд. ист. наук. / Б.И. Измайлов. - Казань, 2009.
2.16. История Казани в документах и материалах: XX век. - Казань,
2004. - С. 324.
2.17. История Татарской АССР. - Казань: Таткнигоиздат, 1955. - Т.1.
2.18. Казанский телеграф. - 1893. - 17 ноября. - № 208.
2.19. Каримуллин А. Г. У истоков татарской книги. - Казань, 1971. - С. 171-181.
2.20. Кутуй А. Неотосланные письма.- Казань: Татарское книжное издательство, 1958. - 35 с.
2.21. Лопухова О.Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности // Вопросы психологии. №5, 2001. С. 73-79.
2.22. Матта-оглы. Взгляд на женщину на основе народных песен татар Камско-Волжского края // Камско-Волжский край. 1896. № 28. - 26 янв., №
36. - 6 февр., № 60. - 1 марта; № 70. - 12 марта; № 73. - 15 марта.
2.23. Махмутова А.Х. Лишь тебе, народ, служенье! / А.Х. Махмутова. - Казань: Изд-во «Магариф», 2003.-С. 14.
2.24. Махмутова А.Х. Пора и нам зажечь зарю свободы! / А.Х. Махмутова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. - С. 73-91.
2.25. Мухаммад Али аль-Хашими. Личность мусульманки согласно Корану и Сунне / Мухаммад Али аль-Хашими. - Уфа, 2003. - С. 305.
2.26. Мухаметшин Р.Г. Татарский традиционализм: особенности и формы проявления / Р.Г. Мухаметшин. - Казань: Меддок, 2005. - С. 123.
2.27. Народные юридические обычаи у татар Казанской губернии // Труды Казанского губернского статистического комитета. Вып. 3. Казань, 1869. С. 22.
2.28. Неджиб Г. Пробуждение русских татар и их литература // Современник. - 1911. - Кн. 4. - С. 171.
2.29. Оренбургское магометанское духовное собрание и Духовное развитие татарского народа в последней четверти XVIII - начале XX вв. : Материалы одноименного научного семинара, посвященного 220- летию учреждения религиозного управления мусульман внутренней России и Сибири (Казань, 18 декабря 2009 г.). - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2011. - 212 с.
2.30. Пайгунова Ю.В. Этнопсихологическая совместимость в проблеме межнационального взаимодействия // Журнал прикладной психологи. № 6, 2000. С. 20 -22.
2.31. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 1835. Т. 10. Отделение 1. N 7990. СПб., 1836.
2.32. Смирнова В.Н. Женский вопрос на демократическом и социалистическом этапах революции (женщины Татарии в революции и гражданской войне): Автореф. дис. ... д.и.н. / В.Н. Смирнова. - Воронеж, 1971. - С. 24.
2.33. Сорокалетие победы советского народа в великой отечественной войне: документы и материалы. Альманах - М.,1985.
2.34. Сухарев А. А. Казанские татары (уезд Казанский). Опыт этнографического и медико-антропологического исследования. - СПб., 1904.
- С. 40.
2.35. Татары (1967) Серия «Народы и культуры». М.: Наука. С.219.
2.36. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М., 1967.
2.37. Тодд Нельсон. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения /; [Пер. с англ.: С. Комаров, А. Боричев].
- 2. междунар. изд. - СПб. : Прайм-Еврознак; М. : Олма-пресс, 2003. - 384 с.
2.38. Файзи, М. Пьесы / М. Файзи.; ред. Б. Аитов. - Казань : Татгосиздат, 1951. - С. 19-80.
2.39. Фируза: Сказки татарских писателей.-Казань:Татар.кн. изд-во, 2003.- 271 с.
2.40. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях / К.Ф. Фукс. - Казань, 1844.
2.41. Фукс К. : Нучно -биографический сборник. - Казань: Жиен,
2005. - 155 с.
2.42. Хабибуллина А.М. Место и роль татарской женщины как матери в татарском обществе в конце XVTII - середине XIX вв. / Научная жизнь. - М., 2008. - № 2. - С. 49-52.
2.43. Хабибуллина А.М. Татарская женщина и ее наследственные права в конце XVIII - начале XIX вв. / Г асырлар авазы = Эхо веков. - Казань,
2007. - № 2. - С. 229-234.
2.44. Хайрутдинов А.Р. Последний татарский богослов / А.Р. Хайрутдинов. — Казань: Иман, 1999. С. 78.
2.45. Хайрутдинова Д. Р. Благотворительность и милосердие татарских женщин в годы Первой мировой войны // Общественнополитическая мысль и духовная культура народов Поволжья и Приуралья (XIX-XX вв.). - Казань, 2008. - С. 421.
2.46. Хузина Э.С. Гендерные стереотипы в татарском языковом сознании/ Э.С.Хузина// Вестник Челябинского государственного университета. Раздел «Филология. Искуствоведение». Челябинск, 2011. Вып. 54. №13 (228). С. 148.
2.47. ЦГА ИПД РТ Ф 4034 Оп 42 Д 468 Л 1-1 об, Партийная организация Татарии в цифрах и фактах (1917-1977 гг.)/сост. В. Г. Сарюшидр - Казань, 1978. - С. 74.
2.48. Штейнфельд Н. П. Малмыжские татары, их быт и современное положение // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1894 год. - Вятка, 1894. - С. 262.
2.49. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М.,1996. С.53
2.50. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: «Университетская книга». АСТ. 1996. С.459.
2.51. Гайнуллин М.Х Татар мэгърифэтчелек эдэбияты (1860-1905) .Казан: Татар. китап нэшр., 1979. - Б.45-87.
2.52. Гафури М. Эсэрлэр: 4 т. - Казан, 1983. - 3 т. - Б. 269.
2.53. Исхакый Г. Эсэрлэр: 15 томда / Г. Исхакый. Казан: Тат. кит. нэшр., 1998. Т. 2. Б. 102.
2.54. Кадыйри З. Кызлар деньясы / З. Кадыйри. - Уфа, 1911; Аныкы ук. Хатын-кыз мэсьэлэсе / З. Кадыйри. - Уфа, 1915.
2.55. Камали З. Фэлсэфэи игътикадия.1 кис. Фэлсэфэи исламиядэн /
З.Камали. - Уфа, 1910.
2.56. Кэрим М. Озын-озак балачак= Долгое -долгое детсво; [повесть]/ Мостай Кэрим; [тэрж. Илгиз Кэримов; рэс. Артур Вэсилов]. 0фе: Китап, 2017.- 430 с.
2.57. Махмутова Х.Ш. «Эйтем — чэчэк, мэкал - жилэк: халык афоризмнары». - Казан: Мэгариф, 2002. 191 с.
2.58. Мицнуллин Т. Тормышым-булмышым: афоризмнар
/Т.Мицнуллин; рэс. Д. НэYPYЗOва. Казан: Идел-Пресс, 2010. 376 б.
2.59. Насыйри К. Сайланма эсэрлэр / К. Насыйри. - Казан: Татгосиздат, 1953; Аныкы ук. Сайланма эсэрлэр: 2 томда. / К. Насыйри. - Казан: Татар. китап нэшр., 1975. - Т. 2.
2.60. Нэбиуллина Г.Э., Гыйлэж;ева Л.Г. Мин эйттем. Татар язучыларыныц афоризмнары, хикмэтле CYЗлэре, фэлсэфи уйланулары / Казан: Мэгариф, 2008. 287 б.
2.61. Нэкый Исэнбэт. Татар халык мэкальлэре. 4 нче басма. — Яр Чаллы: «Идел-йорт», 2003. — 100 б.
2.62. Сайланма эсэрлэр: 0ч томда. - Казан: «Рухият» нэшр., 2001, 1 нче том : «Хыянэт» роман. - 400 б.
3. Электронные ресурсы:
3.1. Бигиев М. Женщина в свете священных аятов благородного Корана [Электронный ресурс] // Российское мусульманство [сайт]. URL: https://www.islamrf.org/musabigiev9 (дата обращения: 15.01.2018).
3.2. Габдрахманов Р.Ф. Республика Татарстан. Модель
этнологического мониторинга. Категория 6 Контакты и стереотипы. // Казанский центр федерализма и публичной политики [сайт]. URL: http: //www. kazanfed.ru/authors/abdrakhmanov/publ6/ (дата обращения:
28.04.2018) .
3.3. Габдрафикова Л. В начале XX века татарки были наиболее эмансипированными среди всех мусульманок России // Реальное время. Электронный новостной журнал. URL: https://realnoevremya.ru/articles/25438 (дата обращения: 12.12.2017).
3.4. Габдрафикова Л.В. Татарские женщины в годы первой мировой войны // Эхо веков. Электрон. Науч. - док. журн. 2014 3/4 URL: http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/nu mbers/2014 3 4/2/02/ (дата обращения: 04.02.2018).
3.5. Мухаметшин З. Р. Татарский ислам можно считать евроисламом // Бизнес Online. Деловая электронная газета Татарстана - 21.марта 2013. URL: http://www.business-gazeta.ru/ агйс1е/77134/ (дата обращения: 17.02.2018).
3.6. Под защитой мужа. Что запрещено женщинам в татарских семьях
// Start news Электронный новостной журнал.
URL: http: //smartnews. ru/re gions/kazan/17766. html (дата обращения:
21.04.2018) .
3.7. Развитие татарской культуры в начале XX века [Электронный ресурс] // Моя Казань. Электронный журнал. URL: http://kazan.ws/cgibin/republic/print.pl?action=view cul&page=0&id razdel=436 &id sub=95&id sub sub=&id cul=587&wh=st (дата обращения: 15.02.2018).
3.8. Республика Татарстан. Модель этнологического мониторинга.
Категория 6. Контакты и стереотипы. М., 1999. URL:
http: //www. kazanfed.ru/authors/abdrakhmanov/publ6/ (дата обращения:
25.04.2018) .
3.9. Свод законов Российской империи. Том пятнадцатый. Законы
уголовные. - СПб.: Тип. Второго Отделения Собственной
Е.И.В.Канцелярии,1857. - 964 с. [Электронный ресурс] // Библиотека Руниверс. http://www.runivers.ru/lib/book7372/ (дата обращения: 25.10.2017).
3.10. Семейная и общественная жизнь поволжских татар [Электронный ресурс] // Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре [сайт]. URL: http://lib7.com/cccp/652-semeinaia-tataru.html (дата обращения: 25.04.2018).
3.11. Тукай не был бедным. Рядом не было женщины, которая помогла бы ему // Реальное время. Электронный новостной журнал. URL: https://realnoevremya. ru/articles/58493-o-trudah-repressirovannyh-uchenyh- tatarstana (дата обращения: 19.12.2017).
3.12. Таиров Н., Таиров И. Амина Валиулловна Алимбек // Эхо веков.
Электрон. Науч. - док. журн. 2008. № 1. URL:
http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/nu mbers/2008 1/09/09 12/ (дата обращения: 06.03.2018).
3.13. Хакимов Э.Р. Измерения культур и проблемы взаимопонимания:
исследование удмуртского и татарского социумов [Электронный ресурс] // Российский электронный научный журнал [сайт]. URL:
http: //j oumal .bsau. ru/directions/19-00-00-psvchological- science/index.php?ELEMENT ID=69 (дата обращения: 28.04.2018).
3.14. Хайрутдинов А.Р. Последний татарский богослов / А.Р. Хайрутдинов. — Казань: Иман, 1999, С. 111.
3.15. Хузина Э.С. Репрезентация гендерных стереотипов в татарском языке [Электронный ресурс] // Человек и наука [сайт].URL: http: //cheloveknauka. com/reprezentatsiva- gendernvh- stereotipov-v-tatarskom- vazvke (дата обращения: 18.12.2017).
3.16. Что запрещено женщинам в татарских семьях [Электронный
ресурс] // News land. Электронный новостной журнал. URL:
https://newsland.com/user/4296724046/content/chto-zapreshcheno-zhenshchinam- v-tatarskikh-semiakh/4605960 (дата обращения: 21.04.2018).
3.17. Что такое «Национальная культура» // Библиофонд. Электронная
библиотека студента. URL:
http://slovari.bibliofond.ru/ethnopsvchologv word/%D0%9D%D0%B0%D1%86 %D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0 %D 1 %8F%20%D0%BA%D 1 %83%D0%BB%D 1 %8C%D 1 %82%D 1 %83%D 1 %8 0%D0%B0/ (Дата обращения: 24.10.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.