Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСПИТАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Работа №35793

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
635
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1. Педагогическая культура родителей как важнейший компонент в
структуре семейного воспитания 6
1.2. Исторические основы становления и развития теории и практики
формирования педагогической культуры родителей 11
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ 17
2.1. Формирование педагогической культуры родителей как задача современной школы 17
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы в
МБОУ «СОШ №6» г.Елабуга 37
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Актуальность исследования воспитание педагогической культуры родителей в современных условиях обусловлена той значительной ролью, которую играют родители в формировании личности ребенка, его мировоззрения. Исследователи подчеркивают исключительную значимость семейного воспитания, его приоритетность по сравнению с другими воспитательными институтами (детским садом, школой, детским домом и др.) видят в глубоко эмоциональном, интимном характере семейного воспитания, его индивидуально-эмоциональной направленности [1, С. 72]. В то же время не остается в стороне и тот факт, что педагогическая культура в современном мире имеет ряд недостатков [13, С. 145; 15, С. 5]. Определенная поддержка и обеспечение педагогической и психологической информацией может оказываться школой на родительских собраниях, индивидуальных беседах, но, как пишет А.Кокоева, «характерные для советской школы формы работы с родителями: педагогический всеобуч, педагогическое просвещение,потеряны. Нет четкого представления о феноменологии педагогической культуры родителей, формах и методах ее формирования в новых социально - экономических условиях» [14, С. 6]. В связи с этим тема «Воспитание педагогической культуры родителей в современных условиях» имеет актуальное звучание и требует научного освещения.
Теоретические основы исследования. В ходе исследования были изучены историки-педагогические труды о роли родителей в процессе воспитания, о роли образовательных учреждениях в формировании педагогических взглядов родителей. Также в контексте исследования важными представляются труды педагогов-психологов о возрастных особенностях детей подросткового возраста. Ценными источниками для нас явились труды Т.В. Бахуташвили [3], Л.А. Грицай [6], О.Зверевой [8], Т.Ким [13], А.Кокоевой [14], Т.А. Куликовой [19], А.Л. Михащенко [23], О.С. Нестеревой [24], Е.Н. Сорокиной [27], И.Ф. Харламова [37], Ю.Хямяляйнен [38] и др.
Объект исследования - педагогическая культура родителей.
Предмет исследования - совершенствование педагогической культуры родителей в условиях современной школы.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление условий и форм повышения педагогической культуры родителей с учетом современных условий школы.
Задачи выпускной квалификационной работы .
1) охарактеризовать педагогическую культуру родителей как важнейший компонент семейного воспитания;
2) изучить генезис и развитие педагогической культуры родителей в отечественной педагогике;
3) опираясь на результаты исследования, сделать анализ потенциала современной школы в воспитании педагогической культур родителей.
Выпускная квалификационная работа основывается на гипотезе о том, что процесс формирования и функционирования педагогической культуры родителей будет успешным при условии, если:
- процесс ее формирования выступает как целостный, системно организованный, непрерывный;
- учитываются психолого-педагогические условия эффективности формирования психолого-педагогической культуры родителей: наличие установок, направленных на коррекцию своих взаимоотношений с ребенком у родителей; готовность получать помощь и поддержку со стороны специалистов в области педагогики и психологии.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы был использован комплекс методов:
- теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме выпускной квалификационной работы);
- диагностические (психолого-педагогические методики, анкетирование, беседа).
База исследования - МБОУ «СОШ №6» г.Елабуга.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования результатов исследования в профессиональной деятельности классных руководителей в современной школы, также результаты могут заинтересовать родителей.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
В введении дано обоснование актуальности избранной для выпускной квалификационной работы темы, определены цель и задачи, объект и предмет, теоретические основы исследования, сформулированы гипотеза, доказана практическая значимость работы.
В первой главе даны теоретические основы исследования: раскрывается сущность понятия «педагогическая культура родителей» в историческом контексте и в современной школе. Во второй главе на основе диагностирующих методик раскрывается уровень педагогической культуры современных родителей, описывается ход и результаты экспериментальной работы..
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы. В целом библиография насчитывает 51 источника, включая интернет-ресурсы. В приложении дан диагностический материал.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования обусловлена существованием кризиса современной семьи и семейного воспитания и наличием потребности в повышении уровня педагогической культуры родителей. Сложившееся противоречие между теоретической разработанностью проблемы семейного воспитания и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике требует своего разрешения.
В ходе проведения теоретических и практических исследований получила подтверждение гипотеза и были реализованы задачи исследования.
В психолого-педагогических исследованиях, посвященных изучению роли семейного воспитания в общем психическом и личностном развитии ребенка, показано значительное влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка, его мировоззрения. Ученые подчеркивают значимость педагогической культуры родителей для воспитания гармонично развитой личности. В данной работе были приведены трактовки разных ученых понятия «педагогическая культура», в нашей работе под данным термином подразумевается «интегративное образование, представляющее единство ценностей, деятельностных проявлений, сущностных сил личности родителей, направленных на творческую реализацию процесса воспитания и развития ребенка в семье». Изучение истории педагогики в аспекте развития педагогической культуры показало, что сам термин вводится в научный оборот сравнительно недавно, однако проблема уходит вглубь веков, изменяя установки, ориентиры в разные эпохи. Важно, что в древнейшие времена и петровскую эпоху господствовал авторитарный стиль воспитания, его отголоски мы чувствуем до сих пор. Отношение государства к повышению родительской культуры также в разные эпохи имеет отличия. В петровские времена государство стремилось взять воспитание ребенка под свой контроль, изолируя от родителей, данная тенденция в некоторой степени наблюдается и в советскую эпоху. В настоящее время авторитарное воспитание признается как не совсем правильное, делается акцент на демократический стиль воспитания, на гуманном отношении к ребенку.
Вторая глава выпускной квалификационной работы представляет собой ход и анализ экспериментальной работы. Работа строилась на основе реализации разработанной нами «Программы формирования педагогической культуры родителей». Работа велась с сентября по январь 2018/2019 года на базе МБОУ «СОШ №6» г. Елабуга с родителями учащихся 4 -х классов.
Констатирующий этап экспериментальной работы выявил недостаточную сформированность родительской культуры у современных родителей. Так. в ЭГ 2 родителя (8%) имеют высокий уровень педагогической культуры, 5 родителя (20%) - низкий уровень родительской культуры, 18 родителей (72%) - средний уровень. В КГ родителя 3 родителя (11.1%) имеют высокий уровень педагогической культуры, 7 родителя (25.9%) - низкий уровень родительской культуры, 17 родителей (63%) - средний уровень.
На формирующем этапе происходила реализация нашей программы с родителями учащихся ЭГ. Согласно программе, в неделю раз проводилась лекция, семинар, тренинг, направленные на повышение педагогической культуры родителей. Основными темами были выбраны особенности подросткового возраста, решение конфликта в семье, трудные ситуации в работе с подростками (влияние плохой компании, внезапная привычка обманывать, заниженная самооценка), совместный досуг детей и родителей, профилактика подростковой агрессии. Отзывы родителей свидетельствуют о том, что занятия для них были полезными, заставили задуматься о многих проблемах, а в некоторых случаях - даже помогли найти решение.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика. Результаты показали, что в ходе формирующего эксперимента в ЭГ количество родителей с низким уровнем педагогической культуры сократилось с 20% до 12%, со средним уровнем - с 72% до 52% до 44%, при этом возросло количество родителей, обладающих высоким уровнем педагогической культуры - с 8% до 36%. Уровень педагогической культуры у родителей в КГ изменился очень незначительно: количество родителей с низким уровнем педагогической культуры сократилось с 25.9% до 18.5%, со средним изменения показывают рост с 63% до 66.7%. Рост количество родителей, обладающих высоким уровнем педагогической культуры незначителен - с 11.1 % до 14.8%.
Таким образом, мы можем говорить о том, что предложенная программа способствовала повышению педагогической культуры родителей.
В ходе работы мы столкнулись со следующей сложной ситуацией: несмотря на то, что проблема актуальна, практически нет диагностических средств, позволяющих выявить сформированность различных показателей педагогической культуры родителей. Очевидно, перспективными будут исследования в данных направлениях.



1. Абдуллаева Н.А. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье: дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2011. - 182 с.
2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / Сост. П.А.Лебедев. М.: Педагогика, 1990. 608 с.
3. Бахуташвили Т.В. Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. - 20 с.
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология семейных конфликтов: учебник для педагогических вузов. - М.: изд-во Владос, 2017. - 238 с.
5. Гребенников И.В. Основы семейной жизни Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
6. Грицай Л.А. Развитие родительской культуры в традициях отечественной педагогики XII - XX веков: парадигмальный подход: дис. . д-ра пед. наук. - М., 2016. - 492 с.
7. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
8. Зверева О. Актуальные проблемы семейного воспитания: учебнометодическое пособие. - М.: МИГУ, 2015. - 46 с.
9. Иконникова Г.Ю. Детско-родительские отношения в условиях семейного воспитания // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: материалы XV Международнй научнопрактической конференции; РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб.. 2014. - С. 404407.
10. История систем образования и воспитания: дооктябрьский (дореволюционный) период / авт.-сост. М.Р. Кудаев, Ф.Н. Апиш. - Майкоп: Аякс, 2008. - 110 с.
11. Казакова М.А. Родителям - о воспитании подростка (текст беседы с родителями) // Социальное обслуживание семей и детей: научнометодический сборник. - 2014. - № 2. - С. 136-142.
12. Каптерев П.Ф. Задачи семейного воспитания. Избранное. - М.: Карапуз, 2004. - 238 с.
13. Ким Т. Семья как субъект взаимодействия со школой. - М.: Прометей, 2013. - 178 с.
14. Кокоева А.Т. Формирование педагогической культуры родителей: дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2003. - 170 с.
15. Королев М.Г. Подготовка к родительству в народной педагогике русских и белорусов // Вестник Рос. гос. ун-та им. И. Канта. - 2010. - Вып. 5. - С. 140- 147.
16. Корчак Я. Как любить ребенка. - М.: Книга, 1980. - 240 с.
17. Крестьянов В.П. Педагогика досуга: учебное пособие. - Орел: ОГУ, 2010. - 156 с.
18. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
19. Куликова Т.А. Семейная педагогика. Домашнее воспитание: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
20. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Либроком , 2010. - 216 с.
21. Макаренко А.С. Книга для родителей. - Л.: Лениздат, 1981. - 322 с.
22. Милешина Н.А. Российское дворянство XVII - начала XX столетий в контексте трансформации внутрисемейных отношений // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 30 (211). История.
- Вып. 42. - С. 5-11.
23. Михащенко А.Л. Семейная педагогика: антология
педагогической мысли: учеб. пособие. - Курган: изд-во Курганского гос. унта, 2011. - 304 с.
24. Нестерова О.С. Педагогическая культура родителей как источник гуманизации воспитания младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2002. - 193 с.
25. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. - 529 с.
26. Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. - 256 с.
27. Сорокина Е.Н. Формирование педагогической культуры родителей в системе работы учреждения дополнительного образования детей: дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2005. - 338 с.
28. Стейнберг Л. Переходный возраст. Не упустите момент. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 275 с.
29. Стиль семейного воспитания и ее влияние на развитие ребенка. - Новокуйбышевск, 2007. - 91 с.
30. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с.
31. Суркова Л. Ребенок от 8 до 13 лет: самый трудный возраст. - М.: АСТ, 2018. - 224 с.
32. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - М.: Мол. гвардия, 1988. - 304 с.
33. Тигунцева В.Н. Педагогическое взаимодействие школы и семьи: учеб.-методич. пособие. - Иркутск: изд. Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. - 160 с.
34. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - Мн.: Мысль, 1987. - 351 с.
35. Уколов Р.А. Трудовая социализация молодежи в условиях трансформации трудовых ценностей в России: дис. ... канд. соц. наук. - М., 2014. - 138 с.
36. Хазиева Р.К. Я всего добьюсь! или Как воспитать успешного
человека: практическое руководство для любящих и сознательных
родителей. - Спб.: Литера, 2006. - 92 с.
37. Харламов И.Ф. Педагогика.Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Гардарики. - 2003. - 519 с.
38. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.: Просвещение, 1993. - 210 с.
39. Чередова Е.А. Проектирование технологии эффективного взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания подростка: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2004. - 179 с.
40. Черепанова Э.М. Воспитание без слез. - М. : Знание , 1998. -192с.
41. Циткилов П.Я. Семьеведение: учебник. - РУСАЙНС, 2017. -320с.
42. Шейнев В. Управление конфликтами. - Спб., 2014. - 770 с.
43. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по воспитательной работе).- М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1998. - 78 с.
Интернет-ресурсы
44. Бурмистрова М.Н. Социально-педагогический словарь. - URL:
https://docplayer.ru/28931667-Socialno-pedagogicheskiy-slovar.html; (дата
обращения: 22.12.2018).
45. Быкова Е.Ю. Реформирование системы школьного образования в
СССР в 1917 - 1930-е гг.: организационные и идеологические аспекты. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/reformirovanie-sistemy-shkolnogo-
obrazovaniya-v-sssr-v-1917-1930-gg-organizatsionnye-i-ideologicheskie-aspekty; (дата обращения: 02.01.2019).
46. Гайдарова Л.И. Особенности педагогического просвещения родителей в современной национальной школе // Вестник Московского университета МВД России. - 2009. - №10. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-pedagogicheskogo-prosvescheniya- roditeley-v-sovremennoy-natsionalnoy-shkole; (дата обращения: 23.12.2018).
47. Жестокость подростков. Психология и психиатрия. - URL: http://psihomed.com/zhestokost-podrostkov/; (дата обращения: 01.11.2018).
48. Л.Толстой как иллюстратор романа Жюля Верна. - URL: http://www.ui.ranepa.ru/information-resources/library/photobook/virtualnye- vystavki/Жюль%20Верн/Брандис22.pdf; (дата обращения: 02.10.2018).
49. Савченко Т.А. П.Ф. Каптерев о воспитании детей в семье // Вестник МГОУ. - URL: https://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/2140; (дата обращения: 22.12.2018).
50. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. Эл. ресурс. URL: http://www.knigafund.ru/books/25636/read. (дата обращения:
08.2. 2019).
51. Фолькман Ю. Основы медитативного рисования в стиле зентангл. URL :file: ///C :/Users/v5552/Downloads/1 fol_kman_yu_osnovy_meditativnogo_ris ovaniya_v_stile_zentangl.pdf.;( дата обращения: 14.11.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ