Организация и тактика допроса свидетелей
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЕЙ 7
1.1 Понятие и виды допроса 7
1.2 Процессуальный порядок производства допроса свидетелей 14
1.3 Особенности психологии формирования показаний свидетелей 22
1.4 Причины заведомо ложных показаний свидетелей 34
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДОПРОСА
СВИДЕТЕЛЕЙ 40
2.1 Подготовка к допросу 40
2.2 Фиксация хода и результатов допроса 59
ГЛАВА 3. ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЕЙ 72
3.1 Тактика допроса свидетелей 72
3.2 Особенности допроса несовершеннолетних свидетелей 88
3.3 Тактика допроса свидетелей, дающих ложные показания 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 109
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЕЙ 7
1.1 Понятие и виды допроса 7
1.2 Процессуальный порядок производства допроса свидетелей 14
1.3 Особенности психологии формирования показаний свидетелей 22
1.4 Причины заведомо ложных показаний свидетелей 34
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДОПРОСА
СВИДЕТЕЛЕЙ 40
2.1 Подготовка к допросу 40
2.2 Фиксация хода и результатов допроса 59
ГЛАВА 3. ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЕЙ 72
3.1 Тактика допроса свидетелей 72
3.2 Особенности допроса несовершеннолетних свидетелей 88
3.3 Тактика допроса свидетелей, дающих ложные показания 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 109
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что закрепленные Конституцией РФ права и свободы граждан, усиливают степень ответственности правоохранительных и судебных органов при реализации ими своих функций. Прежде всего, это относится к области уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ ).
Вне всякого сомнения, эффективность деятельности связанной с преследованием виновных в преступлениях, охраны от необоснованных обвинений, определяется качеством правового регулирования предусмотренных действующим законодательством действий по работе с доказательственной базой, к числу которых, в частности, относится допрос.
На этапе предварительного расследования, допрос, представляет собой сочетание проводимых мероприятий осуществляемых уполномоченными лицами для получения показаний по значимым для дела обстоятельствам.
На основе проведенных исследований, было установлено, что допросу отводится 27,5% общего времени работы следователя, в то время как на осуществление других необходимых следственных действий расходуется около 4% общего времени работы. Возникающие в процессе предварительного следствия ситуации конфликтов и конфликтные ситуации требуют весьма оперативного осмысления, с целью, как своевременного предупреждения, так и законного разрешения. Эта проблема относится к числу острейших на предварительном следствии, поскольку примерно половина следователей (42,17%) не знает, как поступить в конфликтной ситуации. Основная масса из этого числа (47,28%) готова сгладить конфликтную ситуацию любым способом .
В ходе допроса, к самой первостепенной задаче следователя, можно отнести получение показаний, несущих достоверную и полную информацию (фактических данных) значимую для уголовного расследования.
Для достижения указанной цели, используя соответствующие методики и тактики, следователь побуждает допрашиваемого даче показаний, имеющих важное значение для расследования, фиксирует их для последующего формирования доказательственной базы по расследуемому делу.
Важно также отметить, что расследование и рассмотрение уголовных дел в суде связано с дачей показаний свидетелями, что рассматривается в качестве одного из главных и наиболее часто используемых видов доказательств в уголовном судопроизводстве. Показания свидетелей не только лишь обвиняют совершении преступного деяния, они могут также и защитить невиновного, способствуя установлению оправдывающих его обстоятельств.
Вопросам участия свидетеля в ходе расследования, криминалистика уделяет существенное внимание, как в контексте общих вопросов предварительного расследования, так и в тактической сфере, в ходе расследования отдельных видов преступных деяний. Причем, в данном случае, важное значение приобретают вопросы бесконфликтной реализации необходимых следственных действий, использования позитивных личных качеств дающих показания, формирования условий для добровольной и наиболее полной дачи ими показаний.
Таким образом, актуальность изучения данной проблемы с точки зрения ее научной и практической значимости сомнений не вызывает, что и обусловило интерес к исследуемым в настоящей работе вопросам.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в ходе осуществления допроса свидетелей преступного деяния.
Предмет исследования представлен правовыми нормами регламентирующими процесс допроса в уголовном процессе, научная и специальная литература по теме исследования, материалы судебной и правоприменительной практики.
Цель настоящей работы состоит в комплексном исследовании и всестороннем анализе организации и тактике допроса свидетелей.
Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность допроса, его разновидности;
- проанализировать процессуальный порядок производства допроса;
- раскрыть особенности психологии формирования показаний свидетелей;
- исследовать порядок подготовки к допросу;
- изучить порядок фиксации хода и результатов допроса;
- рассмотреть тактику получения показаний свидетелей;
- раскрыть особенности тактических приемов допроса несовершеннолетних свидетелей.
Методологическая основа исследования. Использованная в настоящей работе методология обусловлена актуальными методами теории познания, а именно: а) имеющими общенаучный характер, среди которых: системно-структурный, диалектический, формально-логический: б) специальные методы, включая формально-юридический, сравнительно-правовой и другие. Применение таких методов дало возможность в полной мере провести анализ объекта и предмета исследования, в контексте их взаимосвязи.
Теоретическая основа работы. В работе использовались научные соответствующие литературные источники и исследования таких авторов, как: Баев О.Я., Белкин Р.С, Васильев А.Н, Волчецкая Т.С., Гаврилов Б.Я, Драпкин Л.Я., Жогин Н.В., Зорин Г.А., Ищенко Е.П, Карнеева Л.М., Князьков А.С., Кустов А.М, Образцов В.А, Порубов Н.И., Ратинов А.Р., Селиванов Н.А, Соловьев А.Б., Яблоков Н.П. и другие.
Правовая база исследования. При написании данной работы использовались: действующая Конституция РФ; УК РФ ; УПК РФ; ряд Федеральных законов РФ, таких как «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г .; «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 ; «О полиции» от 07.02.2011 г .; «О внесении изменений в статью 322 Уголовного кодекса РФ и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ» и другие.
Использованная в работе юридическая практика. В работе использовались материалы архивных уголовных дел, материалы приговоров.
Структура работы определена задачами исследования и состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Во введении раскрыта актуальность темы, объект, предмет и методы работы, а также определены цель и задачи исследования. В первом разделе проанализированы общие положения тактики допроса. Второй раздел посвящен таким вопросам, как подготовка к допросу свидетеля и фиксация хода и результатов допроса. В третьем разделе исследована специфика тактики получения показаний свидетелей, особенности тактических приемов допроса несовершеннолетних свидетелей.
В заключении сформулированы выводы и даны рекомендации направленные на оптимизацию тактических особенностей допроса свидетелей.
Вне всякого сомнения, эффективность деятельности связанной с преследованием виновных в преступлениях, охраны от необоснованных обвинений, определяется качеством правового регулирования предусмотренных действующим законодательством действий по работе с доказательственной базой, к числу которых, в частности, относится допрос.
На этапе предварительного расследования, допрос, представляет собой сочетание проводимых мероприятий осуществляемых уполномоченными лицами для получения показаний по значимым для дела обстоятельствам.
На основе проведенных исследований, было установлено, что допросу отводится 27,5% общего времени работы следователя, в то время как на осуществление других необходимых следственных действий расходуется около 4% общего времени работы. Возникающие в процессе предварительного следствия ситуации конфликтов и конфликтные ситуации требуют весьма оперативного осмысления, с целью, как своевременного предупреждения, так и законного разрешения. Эта проблема относится к числу острейших на предварительном следствии, поскольку примерно половина следователей (42,17%) не знает, как поступить в конфликтной ситуации. Основная масса из этого числа (47,28%) готова сгладить конфликтную ситуацию любым способом .
В ходе допроса, к самой первостепенной задаче следователя, можно отнести получение показаний, несущих достоверную и полную информацию (фактических данных) значимую для уголовного расследования.
Для достижения указанной цели, используя соответствующие методики и тактики, следователь побуждает допрашиваемого даче показаний, имеющих важное значение для расследования, фиксирует их для последующего формирования доказательственной базы по расследуемому делу.
Важно также отметить, что расследование и рассмотрение уголовных дел в суде связано с дачей показаний свидетелями, что рассматривается в качестве одного из главных и наиболее часто используемых видов доказательств в уголовном судопроизводстве. Показания свидетелей не только лишь обвиняют совершении преступного деяния, они могут также и защитить невиновного, способствуя установлению оправдывающих его обстоятельств.
Вопросам участия свидетеля в ходе расследования, криминалистика уделяет существенное внимание, как в контексте общих вопросов предварительного расследования, так и в тактической сфере, в ходе расследования отдельных видов преступных деяний. Причем, в данном случае, важное значение приобретают вопросы бесконфликтной реализации необходимых следственных действий, использования позитивных личных качеств дающих показания, формирования условий для добровольной и наиболее полной дачи ими показаний.
Таким образом, актуальность изучения данной проблемы с точки зрения ее научной и практической значимости сомнений не вызывает, что и обусловило интерес к исследуемым в настоящей работе вопросам.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в ходе осуществления допроса свидетелей преступного деяния.
Предмет исследования представлен правовыми нормами регламентирующими процесс допроса в уголовном процессе, научная и специальная литература по теме исследования, материалы судебной и правоприменительной практики.
Цель настоящей работы состоит в комплексном исследовании и всестороннем анализе организации и тактике допроса свидетелей.
Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность допроса, его разновидности;
- проанализировать процессуальный порядок производства допроса;
- раскрыть особенности психологии формирования показаний свидетелей;
- исследовать порядок подготовки к допросу;
- изучить порядок фиксации хода и результатов допроса;
- рассмотреть тактику получения показаний свидетелей;
- раскрыть особенности тактических приемов допроса несовершеннолетних свидетелей.
Методологическая основа исследования. Использованная в настоящей работе методология обусловлена актуальными методами теории познания, а именно: а) имеющими общенаучный характер, среди которых: системно-структурный, диалектический, формально-логический: б) специальные методы, включая формально-юридический, сравнительно-правовой и другие. Применение таких методов дало возможность в полной мере провести анализ объекта и предмета исследования, в контексте их взаимосвязи.
Теоретическая основа работы. В работе использовались научные соответствующие литературные источники и исследования таких авторов, как: Баев О.Я., Белкин Р.С, Васильев А.Н, Волчецкая Т.С., Гаврилов Б.Я, Драпкин Л.Я., Жогин Н.В., Зорин Г.А., Ищенко Е.П, Карнеева Л.М., Князьков А.С., Кустов А.М, Образцов В.А, Порубов Н.И., Ратинов А.Р., Селиванов Н.А, Соловьев А.Б., Яблоков Н.П. и другие.
Правовая база исследования. При написании данной работы использовались: действующая Конституция РФ; УК РФ ; УПК РФ; ряд Федеральных законов РФ, таких как «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г .; «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 ; «О полиции» от 07.02.2011 г .; «О внесении изменений в статью 322 Уголовного кодекса РФ и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ» и другие.
Использованная в работе юридическая практика. В работе использовались материалы архивных уголовных дел, материалы приговоров.
Структура работы определена задачами исследования и состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Во введении раскрыта актуальность темы, объект, предмет и методы работы, а также определены цель и задачи исследования. В первом разделе проанализированы общие положения тактики допроса. Второй раздел посвящен таким вопросам, как подготовка к допросу свидетеля и фиксация хода и результатов допроса. В третьем разделе исследована специфика тактики получения показаний свидетелей, особенности тактических приемов допроса несовершеннолетних свидетелей.
В заключении сформулированы выводы и даны рекомендации направленные на оптимизацию тактических особенностей допроса свидетелей.
Таким образом, допрос, представляет собой действие, цель которого, получение и фиксация, в соответствии с определенным действующим законодательством порядком, показаний допрашиваемых лиц (потерпевшего, свидетеля, обвиняемого, подозреваемого, подсудимого, эксперта) об известных им обстоятельствах, а также, другой значимой для успешного расследования дела информации.
По сути, допрос можно отнести высокоэффективному средству получения и проверки доказательств в ходе расследования. Вместе с этим важно обратить внимание, что если правила проведения допроса не соблюдены самым тщательным образом, допрос полностью утрачивает присущее ему процессуальное значение и, как следствие, невозможность использования полученной на допросе полученных показаний и другой важной для расследования дела информации.
В соответствии с положениями действующего в настоящее время уголовно-процессуального законодательства в рассматриваемой сфере, в начале допроса устанавливается личность гражданина, которого предстоит допросить. После этого, обязательно разъяснение этому лицу имеющихся у него прав, мер ответственности, в случае дачи им ложных показаний, а также информирование допрашиваемого о цели и порядке проведения допроса. Допрос задержанного, производится в течении 24 часов с момента задержания. Большое значение имеет информирование подозреваемого о наличии у него права на разъяснения по сути имеющихся к нему подозрений, а также его право на отказ от дачи показаний. При добровольной даче показаний, в обязанности следователя входит разъяснения подозреваемому, что данные им показания, могут рассматриваться в качестве доказательств. В любом случае, в ходе расследования, следователь должен прилагать все возможные усилия, направленные на установлении истины по расследуемому делу и установлению всех обстоятельств дела, без учета важности каких-либо других фактов.
При наличии сомнений, что допрашиваемый не понимает русского языка, следователь обязан проводить допрос с участием переводчика. В процессе проведения допроса оформляется протокол, содержащий его результаты. Отказ пот дачи показаний обязательно отражается в указанном протоколе. Если допрашиваемый подписать протокол отказывается, следователь фиксирует отказ, что должно быть удостоверено подписями следователя, защитника, законного представителя.
По нашему мнению, для формирования благоприятных условий целостного этического режима в ходе реализации предварительного расследования, принимая во внимание общность нравственных требований, их необходимо распространить на любые следственные действия, для чего включить в действующий в настоящее время УПК РФ норму, в общем виде устанавливающую этические правила всего уголовного судебного производства.
Для этапа подготовки к допросу характерна необходимость проведения определенных действий, которые с известной долей условности подразделяются на следующие виды: внутренние (мыслительные) и внешние (практические) которые подразумевают оказание влияния в отношении реально существующих материальных объектов. В ходе совершения мыслительной работы, вырабатываются конкретно определенные цели и задачи стоящие перед допросом, а также принятие криминалистических и процессуальных решений, планирование необходимых в связи с этим действий и т.п. Действия практического характера всегда совершается в отношении реально существующих материальных объектов и подразумевают их частичную трансформацию либо полное преобразование.
К группам основных задач, решаемых на этапе подготов¬ки к допросу, можно отнести: 1) обеспечение информационной составляющей, обеспечивающей полную готовность к проведению допро¬са; 2) изучение личности подвергающегося допросу лица; 3) необходимые мероприятия организационного характера, направленные на создание условий осуществления процедуры допроса; 4) операционная (технологическая) подготовка, связанная с постановкой задач и избранию наиболее эффективных методов и тактики проведения допроса; 5) техническая подго-товка. Таким образом, этап подготовки к проведению допросу, представляет собой эффективный способ решения конкретных задач по формированию необходимых условий для успешной реализации стоящих перед допросом целей.
Отметим, что результаты проведенного допроса, в обязательном порядке должны быть зафиксированы. В ином случае, происходит нарушение положений действующего законодательства, вследствие чего блокируется возможность использовать в качестве доказательств, полученные в ходе допроса свидетельские показания. К традиционной форме фиксации, относится протокол допроса, оформляемый согласно нормам УПК РФ. Для фиксации применяется также видеосъемка (обязательна на допросе несовершеннолетних), может быть использована звукозапись. Законодательно закрепленные правила, требует «по возможности дословно» отражать в протоколе допроса все показания. В указанном протоколе отражаются, также, и те показания, которые получены на стадии свободного рассказа, и вопросно-ответной стадии с точной фиксацией как заданных вопросов, так и полученных от допрашиваемого ответов.
В процессе допроса свидетеля необходимо проявлять максимум внимания, самым тщательным образом устанавливать условия субъективного восприятия обстоятельств совершения преступного деяние, не допускать ни малейшего неуважения, а тем более грубости, каких-либо нравоучений допрашиваемого, излишне навязчивых напоминаний об уголовной ответственности за ложные показания. Необходимо обеспечить максимально психологическую атмосферу допроса. Кроме того, ценность имеет способность проводящего допрос правильно интерпретировать и тонко реагировать на настроение свидетеля; умело вселять в допрашиваемого чувство спокойствия и инициировать активность дачи им показаний.
Допрос свидетеля, имея целью получение правдивой информации, может проходить в нескольких ситуациях: конфликтной и бесконфликтной, с нестрогим и со строгим соперничеством. Та или иная ситуация определяет тактические задачи допроса. Например, при конфликтной ситуации со строгим соперничеством, основной задачей будет преодоление стремления к даче ложных показаний, и реализация мер, направленных к цели дачи показаний, соответствующих истинному положению дел. Тактические ситуации и задачи определяют набор тактических приемов, которые будет использовать следователь. Из всего многообразия следователь должен уметь выбирать именно те, которые будут соответствовать ситуации, и кроме того, которые будут соответствовать требованиям и не нарушать закон.
При проведении допроса несовершеннолетних потерпевших, свидетелей необходимо придерживаться следующих правил: 1) используемые в процессе допроса тактические приемы не могут существенным образом воздействовать на психику несовершеннолетнего, однако, поскольку психологический фактор воздействия устранить невозможно, необходимо принять меры к возможно максимальной степени нивелирования такого воздействия; 2) в ходе подготовки к проведению допроса необходимы консультации непосредственное участие психолога (педагога), консультации с ним после проведения допроса; 3) большого внимание требует выбор психолога (педагога), законных представителей, принимающих участие в ходе допроса; 4) допрос не должен продолжаться длительное время, при этом в качестве места допроса, необходимо выбрать, по возможности, наиболее безопасное и комфортное; 5) позитивный психологический контакта с допрашиваемым, решающим образом влияет на полноту достижения цели допроса; 6) тактические приемы допроса различны в значимости от возраста допрашиваемых.
Законодательство определяет временные рамки, вне которых, допросы несовершеннолетних свидетеля (потерпевшего) не допускаются. Однако, сколько по времени должен быть перерыв, уголовно процессуальный кодекс не регламентирует, однако, на основе соотношения (четыре к одному) продолжительности допроса совершеннолетнего и перерыва между ними, перерыв при проведении рассматриваемого допроса, не может быть меньше 25% от времени непрерывной части допроса. Представляется уместным подчеркнуть, что на данный момент, конкретная длительность перерыва в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), действующим законодательством не установлена.
В связи с этим, предлагается закрепить в уголовно процессуальном кодексе РФ время перерыва между допросами несовершеннолетних свидетелей.
По сути, допрос можно отнести высокоэффективному средству получения и проверки доказательств в ходе расследования. Вместе с этим важно обратить внимание, что если правила проведения допроса не соблюдены самым тщательным образом, допрос полностью утрачивает присущее ему процессуальное значение и, как следствие, невозможность использования полученной на допросе полученных показаний и другой важной для расследования дела информации.
В соответствии с положениями действующего в настоящее время уголовно-процессуального законодательства в рассматриваемой сфере, в начале допроса устанавливается личность гражданина, которого предстоит допросить. После этого, обязательно разъяснение этому лицу имеющихся у него прав, мер ответственности, в случае дачи им ложных показаний, а также информирование допрашиваемого о цели и порядке проведения допроса. Допрос задержанного, производится в течении 24 часов с момента задержания. Большое значение имеет информирование подозреваемого о наличии у него права на разъяснения по сути имеющихся к нему подозрений, а также его право на отказ от дачи показаний. При добровольной даче показаний, в обязанности следователя входит разъяснения подозреваемому, что данные им показания, могут рассматриваться в качестве доказательств. В любом случае, в ходе расследования, следователь должен прилагать все возможные усилия, направленные на установлении истины по расследуемому делу и установлению всех обстоятельств дела, без учета важности каких-либо других фактов.
При наличии сомнений, что допрашиваемый не понимает русского языка, следователь обязан проводить допрос с участием переводчика. В процессе проведения допроса оформляется протокол, содержащий его результаты. Отказ пот дачи показаний обязательно отражается в указанном протоколе. Если допрашиваемый подписать протокол отказывается, следователь фиксирует отказ, что должно быть удостоверено подписями следователя, защитника, законного представителя.
По нашему мнению, для формирования благоприятных условий целостного этического режима в ходе реализации предварительного расследования, принимая во внимание общность нравственных требований, их необходимо распространить на любые следственные действия, для чего включить в действующий в настоящее время УПК РФ норму, в общем виде устанавливающую этические правила всего уголовного судебного производства.
Для этапа подготовки к допросу характерна необходимость проведения определенных действий, которые с известной долей условности подразделяются на следующие виды: внутренние (мыслительные) и внешние (практические) которые подразумевают оказание влияния в отношении реально существующих материальных объектов. В ходе совершения мыслительной работы, вырабатываются конкретно определенные цели и задачи стоящие перед допросом, а также принятие криминалистических и процессуальных решений, планирование необходимых в связи с этим действий и т.п. Действия практического характера всегда совершается в отношении реально существующих материальных объектов и подразумевают их частичную трансформацию либо полное преобразование.
К группам основных задач, решаемых на этапе подготов¬ки к допросу, можно отнести: 1) обеспечение информационной составляющей, обеспечивающей полную готовность к проведению допро¬са; 2) изучение личности подвергающегося допросу лица; 3) необходимые мероприятия организационного характера, направленные на создание условий осуществления процедуры допроса; 4) операционная (технологическая) подготовка, связанная с постановкой задач и избранию наиболее эффективных методов и тактики проведения допроса; 5) техническая подго-товка. Таким образом, этап подготовки к проведению допросу, представляет собой эффективный способ решения конкретных задач по формированию необходимых условий для успешной реализации стоящих перед допросом целей.
Отметим, что результаты проведенного допроса, в обязательном порядке должны быть зафиксированы. В ином случае, происходит нарушение положений действующего законодательства, вследствие чего блокируется возможность использовать в качестве доказательств, полученные в ходе допроса свидетельские показания. К традиционной форме фиксации, относится протокол допроса, оформляемый согласно нормам УПК РФ. Для фиксации применяется также видеосъемка (обязательна на допросе несовершеннолетних), может быть использована звукозапись. Законодательно закрепленные правила, требует «по возможности дословно» отражать в протоколе допроса все показания. В указанном протоколе отражаются, также, и те показания, которые получены на стадии свободного рассказа, и вопросно-ответной стадии с точной фиксацией как заданных вопросов, так и полученных от допрашиваемого ответов.
В процессе допроса свидетеля необходимо проявлять максимум внимания, самым тщательным образом устанавливать условия субъективного восприятия обстоятельств совершения преступного деяние, не допускать ни малейшего неуважения, а тем более грубости, каких-либо нравоучений допрашиваемого, излишне навязчивых напоминаний об уголовной ответственности за ложные показания. Необходимо обеспечить максимально психологическую атмосферу допроса. Кроме того, ценность имеет способность проводящего допрос правильно интерпретировать и тонко реагировать на настроение свидетеля; умело вселять в допрашиваемого чувство спокойствия и инициировать активность дачи им показаний.
Допрос свидетеля, имея целью получение правдивой информации, может проходить в нескольких ситуациях: конфликтной и бесконфликтной, с нестрогим и со строгим соперничеством. Та или иная ситуация определяет тактические задачи допроса. Например, при конфликтной ситуации со строгим соперничеством, основной задачей будет преодоление стремления к даче ложных показаний, и реализация мер, направленных к цели дачи показаний, соответствующих истинному положению дел. Тактические ситуации и задачи определяют набор тактических приемов, которые будет использовать следователь. Из всего многообразия следователь должен уметь выбирать именно те, которые будут соответствовать ситуации, и кроме того, которые будут соответствовать требованиям и не нарушать закон.
При проведении допроса несовершеннолетних потерпевших, свидетелей необходимо придерживаться следующих правил: 1) используемые в процессе допроса тактические приемы не могут существенным образом воздействовать на психику несовершеннолетнего, однако, поскольку психологический фактор воздействия устранить невозможно, необходимо принять меры к возможно максимальной степени нивелирования такого воздействия; 2) в ходе подготовки к проведению допроса необходимы консультации непосредственное участие психолога (педагога), консультации с ним после проведения допроса; 3) большого внимание требует выбор психолога (педагога), законных представителей, принимающих участие в ходе допроса; 4) допрос не должен продолжаться длительное время, при этом в качестве места допроса, необходимо выбрать, по возможности, наиболее безопасное и комфортное; 5) позитивный психологический контакта с допрашиваемым, решающим образом влияет на полноту достижения цели допроса; 6) тактические приемы допроса различны в значимости от возраста допрашиваемых.
Законодательство определяет временные рамки, вне которых, допросы несовершеннолетних свидетеля (потерпевшего) не допускаются. Однако, сколько по времени должен быть перерыв, уголовно процессуальный кодекс не регламентирует, однако, на основе соотношения (четыре к одному) продолжительности допроса совершеннолетнего и перерыва между ними, перерыв при проведении рассматриваемого допроса, не может быть меньше 25% от времени непрерывной части допроса. Представляется уместным подчеркнуть, что на данный момент, конкретная длительность перерыва в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), действующим законодательством не установлена.
В связи с этим, предлагается закрепить в уголовно процессуальном кодексе РФ время перерыва между допросами несовершеннолетних свидетелей.
Подобные работы
- Организация и тактика допроса свидетелей (Кубанский государственный аграрный университет)
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Теоретические и прикладные проблемы допроса (Кемеровский государственный университет)
Магистерская диссертация, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2019 - КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Основания и порядок допроса свидетелей и потерпевших
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Тактика допроса свидетеля и потерпевшего
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - ТАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СЛЕДСТВИИ
Диссертации (РГБ), криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетник свидетелей и потерпевших на предварительном следствии
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Особенности допроса и тактика его производства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Ложные показания, их предотвращение при расследовании преступлений
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



