Введение
1 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И
ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПО ФАКТУ АВТОДОРОЖНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ 6
1.1 Классификация и основные причины автодорожных преступлений..6
1.2 Криминалистическая характеристика автодорожных
преступлений 11
1.3 Особенности возбуждения уголовного дела и организация
расследования автодорожных преступлений 16
2 ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ АВТОДОРОЖНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 23
2.1 Особенности осмотра места автодорожных преступлений 23
2.2 Установление и исследование обстоятельств автодорожных
преступлений при допросе его участников и свидетелей 30
2.3 Особенности тактики следственного эксперимента по делам данной
категории 38
2.4 Экспертиза и ее роль в расследовании автодорожных
преступлений 48
3 Деятельность ГИБДД по проведению профилактических мероприятий,
обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспорта 56
Заключение 63
Список использованной литературы 66
В 2018 году в России произошло 168 099 автодорожных происшествия, что на 1% (1333 случая) меньше чем в 2017 году и на 3% (5595 случаев) меньше чем в 2016 году. Несмотря на то, что наблюдается отрицательная динамика дорожно-транспортных происшествий (ДТП), уровень аварийности продолжает оставаться высоким. Причем наибольшая доля происшествий приходится на столкновение машин - 42% (71167 случаев) в 2018 году. Уровень показателя не снижается в течение последних трех лет, хотя абсолютное значение уменьшилось в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 1869 случаев, а в 2018 году увеличилось на 431 случай. Также сохраняется высокий уровень наездов на пешеходов: в 2018 году было совершено 48 834 наездов, это 29% от всех ДТП.
Кроме этого, статистические данные свидетельствую о том, что в 2018 году увеличилось количество ДТП, с участием пьяного водителя по сравнению с 2017 годом на 193 случая (1%), что составило 16458 ДТП.
В результате аварий в 2018 году погибло 19 088 человек, что на 5% (874 человека) больше чем в 2017 году. Получили ранения 215 374 человека, что на 521 человек больше, чем в 2017 году. Среди основных причин гибели вследствие ДТП - это столкновение машин (42%) и наезд на пешехода (30%)
Самыми распространенными автодорожными преступлениями являются: нарушение скоростного режима, вождение в нетрезвом виде; нарушение правил маневрирования; переход пешеходом перед близко идущим транспортом и переход дороги в не предназначенном месте.
Автомобильное движение - это открытая система, на безопасность которую влияет комплексное согласованное действие всех компонентов системы «водитель - машина - среда». Безопасность функционирование этого комплекса зависит, главным образом, от верного принятия решения
Вопросам расследования автодорожных преступлений посвящено множество работ таких ученых правоведов и криминалистов, как И.П. Маландин (1964), А.И. Булатов (1961), А.Н. Басалаев (1984), А.А. Трошкин (1994), В.А. Мызников (1996), и др. Как видим, все исследовательские работы были проведены еще в прошлом веке. За это время изменилась дорожная среда, социально-экономическое развитие государства, законодательство.
Это требует дальнейших разработок методик расследования автодорожных преступлений, выработки новых рекомендаций. Это обуславливает выбор и актуальность темы исследования.
Целью исследования является изучение автодорожных преступлений и попытка разработки тактических и методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности расследования и предупреждения автодорожных преступлений.
Объект исследования составляют автодорожные происшествия.
Предметом исследования является система организации, профилактики, расследования и раскрытия автодорожных преступлений.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть виды и причины автодорожных преступлений;
2) дать криминалистическую характеристику автодорожных преступлений;
3) раскрыть особенности возбуждения уголовного дела и организации расследования автодорожных преступлений;
4) выявить особенности осмотра места автоаварий;
5) установить и исследовать обстоятельства автодорожных
преступлений при допросе его участников и свидетелей
6) рассмотреть особенности тактики следственного эксперимента по автодорожным преступлениям;
7) раскрыть роль экспертизы в расследовании автодорожных преступлений;
8) обозначить роль ГИБДД в проведении предупреждающих мероприятий, с целью обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта.
При подготовке работы использовались сравнительно-правовой, системно-структурный, социологический и иные методы исследования. В ходе исследования были изучены и систематизированы конституционные законы, положения уголовного и уголовно-процессуального закона, относящиеся к вопросам изучения обстоятельств уголовного дела и доказывания.
Кроме этого были использованы частные методики исследования: анализ следственной практики, интервьюирование, прогнозирование. Изучены теоретические работы по вопросам головного, уголовно-процессуального права, криминалистики, криминологии, психологии, судебной медицины, других наук, ведомственные акты МВД России, статистические данные по автодорожным преступлениям за 2016-2018 годы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в работе рекомендации могут применяться в ежедневной работе органов расследования и дознания в целях более эффективного расследования и профилактики автодорожных преступлений.
Структура работы обусловлена ее предметом и объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Подводя итог исследования, можно сделать следующие выводы.
Иными словами, дорожно-транспортное происшествие можно растолковать как дорожный инцидент, связанный с нестыковкой надлежащего и безопасного порядка движения на дороге, который включает в себя признаки преступления или проявляющиеся в факте определения компетентными органами общественно опасного вреда и следов, воспринимающиеся как последствия автотранспортного происшествия.
Основными видами автотранспортных происшествий являются: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных, прочие происшествия.
В структуре автотранспортных преступлений различают семь стадий его развития: исходная стадия; изначальная стадия; возникновение опасной ситуации на дороге; ответное реагирование участников движения на опасность; управляемая аварийная обстановка; неуправляемая аварийная обстановка; финальная стадия.
Поводами для возбуждения уголовного дела по факту автодорожного происшествия являются: обнаружение сотрудником ГИБДД признаков преступления; заявления потерпевших и их близких, свидетелей, водителей автотранспортных средств, причастных к происшествию; сообщения сотрудников медицинских учреждений и транспортных организаций.
Знание следователем последовательности происхождения и развития опасной ситуации на дороге, которая закончится аварией, позволяет благополучно выявить механизм автодорожных преступлений и этим же повысить результативность их расследования.
Хорошие познания технических вопросов движения транспортного средства, большой опыт в расследовании аварийных обстановок на дорогах, а также слаженная работа с сотрудниками полиции и ГИБДД помогают следователю в выяснении обстоятельств в сложном эпизоде, отметить связанность отдельных фактов и обстоятельств дела.
Осмотр места происшествия - наиболее важное следственное действием при расследовании автотранспортных преступлений. Осмотр местности позволяет определить границы происшествия, осмотр автомобиля, следов, позволит установить место столкновения или наезда, представляющееся существенным фактором в следственном действии.
Осмотр места автодорожных преступлений имеет следующие особенности:
- выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее;
- прежде чем приступить к осмотру, следует обеспечить безопасность его проведения, выставить соответствующие знаки-конусы, ограждения и т.д.
- следует привлечь к участию сотрудников ГИБДД, участкового инспектора, на территории автотранспортного происшествия, специалиста- криминалиста, автотранспортного техника, судебно-медицинского эксперта т.п.;
- своеобразность места преступления, характер объектов и следов, выявленных на месте и на автотранспорте, требует от уполномоченного лица знакомства с устройством автомобиля и правилами дорожного движения.
Значительным источником сведений о случившемся во время транспортного происшествия является допрос. К допросу привлекаются граждане, участвовавшие в автотранспортном происшествии.
При расследовании автотранспортных происшествий именно Следственный эксперимент подводит следователя вплотную к разрешению юридических вопросов о виновности или невиновности лица.
Во время расследования автотранспортных деликтов анализ обстоятельств дорожного происшествия во многих случаях связывается с разрешением специальных вопросов по части автотехники, механики движения автомобилей, судебной медицины, психологии. Для этого проводится экспертиза, то есть изучение, проводимое специалистом в целях получения ответа на поставленные следствием вопросы.
Обеспечение безопасности движения на дорогах, а также предупреждения транспортных происшествий, осуществляются сотрудниками ГИБДД при формировании регулирования и надзора за движением автотранспорта и пешеходов, при контроле за техническим состоянием автомобилей и т.д.
Надзор за движением со стороны сотрудников подразделений ГИБДД заключается в первую очередь с целью предотвратить правонарушения в сфере дорожного движения водителями, пассажирами, пешеходами.
Задача сотрудников ГИБДД при нарушении правил движения на дорогах заключается в выявлении виновных лиц и принятии к ним соответствующих мер.
По нашему мнению, эффективная предупредительная работа по профилактике транспортных преступлений, заключается в:
- контроле за соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
- пресечении административных или дисциплинированного наказуемых автотранспортных деликтов;
- применение мер к лицам, которые совершили правонарушение на автотранспорте;
- выявление и устранение конкретных факторов, которые способствуют образованию аварийных случаев (усовершенствование состояния автотранспортных коммуникаций, модернизация технического состояния транспортных средств, организация подготовки и обучения водителей);
- правовой воспитательной работе с гражданами, которые управляют автотранспортом, с предприятиями обслуживающим автотранспорт и иными участниками дорожного движения.
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - ст. 2954.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 06.03.2019) // Российская газета. - 22.12.2001. - № 249.
3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ (ред. от
27.12.2018 г.) «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018) // Российская газета. - 26.12.1995. - № 245.
4. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 . № 1090 (ред. от 04.12.2018) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // Российские вести. - 23.11.1993.- № 227.
практика собирания доказательственной информации техническими средствами на предварительном следствии. - Киев. - 2010. - 236 с.
9. Вопросы судебной психиатрии / сост. О.И. Федулов / Саратовский государственный социально-экономический университет. - Саратов, 2013. - 68 с.
10. ГОСТ 25478-91. Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1998.
11. ГОСТ 32963-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Расстояние видимости. Методы измерений. - М.: Стандартинформ, 2016.
12. Диагностическое исследование элементов автомобильных дорог (дорожных условий) на участках дорожно-транспортных происшествий / Е.В. Кураткина / Доклад 71-й науч. конф. профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета: в 3 ч.; СПб.: СПбГАСУ, 2015. - 193 с.
13. Герасимов, И. Ф. и др. Криминалистика: Учебник для вузов / И. Ф. Герасимов, Е. П. Ищенко и др.; Под ред. И.Ф. Герасимова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2010. - 672 с.
14. Гирьке, С. И. Расследования дорожно-транспортных преступлений / С. И. Г ирьке. - М, 2011. - 243 с.
15. Глистин, В. К. Автотранспортные преступления. Квалификация и методика расследования / В. К. Глистин, Б. Е. Боровских. - М., 1969. - 275 с.
16. Зотов, Б. Л. Расследование и предупреждение автотранспортных происшествий / Б.Л. Зотов. - М., 2012. - 194 с.
17. Карацев, К.М. Борьба с автотранспортными происшествиями / К. М. Карацев. - М., 2008. - 254 с.
18. Карнеева, Л.И. Правильное определение основных понятий теории доказательств - важнейшая гарантия достижения истины при производстве по уголовному делу / Л. И. Карнеева. - Ярославль, 2011. - 168 с.
19. Коленко, А. Д. Дорожно-транспортные происшествия: понятие,
квалификация, наказание: учебное пособие / А. Д. Коленко, Н. В. Якубенко. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2001 - 328 с.
20. Криминалистика / под ред. А.Н.Васильева. - М.: Изд-во МГУ, 2013. -591 с.
21. Криминалистика: Учебник / отв. ред. Н.П. Яблоков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 781 с.
22. Криминалистика. Т. 2. Криминалистическая тактика: Учебник для вузов в 3-х т. / под ред. Возгрина И.А. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России,2008. - 685 с.
23. Зинатуллин, З.З. Уголовно-процессуальное доказывание /
З. З. Зинатуллин. - Ижевск, 2013. - 179 с.
24. Маландин, И. Г. Борьба с дорожно-транспортными происшествиями и правонарушениями на авто транспорте: Дис. д-ра юрид. наук. 1965. - 213 с.
25. Максутов, И. Х. Расследование преступных нарушений правил безопасности дорожного движения / И. Х. Максутов // Криминалистика. - Л., - 1976. - С. 546.
26. Мозяков, В. В. Руководство для следователя / В.В. Мозяков. - М.: Экзамен, 2015. - 912 с.
27. Онучин, Л. П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов / Л. П. Онучин. - Свердловск: Изд-воУрал. ун-та, 1987. - 293 с.
28. Онучин А.П. Структура и криминалистическая характеристика происшествий при управления техникой // Проблемы эффективности раскрытия и расследования преступлений. Свердловск, 1978. - 114 с.
29. Попов, А. Н. Некоторые аспекты правоохранительной деятельности в современных условиях // Информационный бюллетень. - Вып. 10. - Тамбов: Тамбовский филиал МосУ МВД России, 2015. - 128 с.
30. Применение специальных технических познаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий / А.М. Кривицкий. - Минск, 2009. - 255с.
31. Расследование дорожно-транспортных происшествий / Под ред. М. М. Бурлакова. - М., 2009. - 239 с.
32. Российский статистический ежегодник. 2017. - Росстат. 2017. -686 с.
33. Случевский, И. Ф. О проведении судебно-психиатрической экспертизы по данной категории дел / И. Ф. Случевский // Автотранспортные происшествия и их расследование. - M. - 2002. - 218 с.
34. Статистика автокатастроф в России в 2018 году: - Режим доступа: https://autoexpert.today/avtoyurist/statistika-avtokatastrof-za-2018-god-v- rossii.html
35. Федоров, В. А. Расследование дорожно-транспортных происшествий / В. А. Федоров, Б. Я Гаврилов. - М.: Экзамен, 2003.
36. Чугунов, Л. Н. Предупреждение и пресечение правонарушений на автотранспорте / Л.Н. Чугунов. - М., 1961. - 148 с.
37. Яблоков Н.П. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. — 3-е изд., перераб. и доп.— М.: "Юрайт", 2016. — 304 с.
44. Заключение проверки по факту ДТП в дер. Б.Коккузы Апастовского района // Архив ОГИБДД. - 2016.
45. Заключение эксперта (экспертиза трупа) №272 от 30 октября 2017 года // Архив ОГИБДД. - 2017.
46. Протокол осмотра места происшествия от 27 октября 2017 года // Архив ОГИБДД. - 2017.
47. Протокол осмотра места происшествия от 20 июня 2018 года // Архив ОГИБДД. - 2018.
48. Протокол осмотра места происшествия от 3 июля 2018 года // Архив ОГИБДД. - 2018.
49. Рапорт от 8 апреля 2016 года // Архив ОГИБДД. - 2016.
50. Справочная информация по исполнению решения коллегии МВД по РТ № 6 КМ от 18.12.2017 года «О дополнительных мерах по повышению безопасности дорожного движения в Республике Татарстан» // Отчет по Апастовскому району. - 2019.