ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические основы организации и управления сбытом готовой
продукции на предприятии 6
1.1. Определение, цели, задачи, функции сбытовой политики на
предприятии 6
1.2. Стратегия и тактика сбытовой деятельности, организационные меры
по ее осуществлению 12
1.3. Стимулирование сбыта на предприятии 16
2. Анализ организации и управление сбытом готовой продукции в ЗАО
«Мензелинский хлебозавод» 22
2.1. Общая характеристика предприятия 22
2.2. Анализ финансового состояния ЗАО «Мензелинский хлебозавод...29
2.3. Анализ методов стимулирования системы сбыта на предприятии. 41
3. Разработка мероприятий по внедрению новой продукции в ЗАО
«Мензелинский хлебозавод» 45
3.1. Сущность предлагаемых мероприятий 45
3.2 Исходные данные для расчета 49
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Актуальность темы исследования не вызывает никаких сомнений, ведь в существующих рыночных условиях наблюдается жесткая конкуренция, а потому система управления сбытом приобретает особое значение. Основная задача данной системы заключается в обеспечении завоевания, а также сохранения доли рынка.
Очевидно, что сбыт продукции в существующих условиях должен рассматриваться под иным углом, а именно через призму рыночного спроса и предложения.
Чтобы отечественным производителям выживать в конкурентной борьбе, необходимо производить такие товары, которые интересы конечным потребителям.
Сбыт представляет собой комплекс процедур продвижения готовой продукции на рынок, а также организацию расчетов за нее. Основной целью сбыта является реализация продукции для извлечения соответствующей прибыли, т.е. он заключается в коммерческом интересе компании, предоставляющей товары на рынок.
Несмотря на то, что сбыт является конечной стадией хозяйственной деятельности компании, в существующих условиях рынка данная стадия является крайне важной, даже одной из основных.
Планирование сбыта предшествует производственной стадии и состоит в изучении конъюнктуры рынка и производственных возможностей предприятия производить пользующуюся спросом (перспективную) продукцию и в составлении планов продаж, на основе которых должны формироваться планы снабжения и производства.
Цель дипломной работы - проанализировать организацию и управление сбытом продукции предприятия и разработать мероприятия по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть определение, цели и задачи сбытовой политики;
- рассмотреть стратегию и тактику сбытовой деятельности;
- исследовать стимулирование сбыта на предприятии;
- проанализировать сбытовую политику предприятия;
- разработать мероприятия по совершенствованию сбытовой политики предприятия.
Объектом исследования дипломной работы является ЗАО «Мензелинский Хлебозавод».
Предметом исследования является сбытовая политика предприятия.
В выпускной квалификационной работе использовались данные:
- бухгалтерские балансы ЗАО «Мензелинский хлебозавод» за 20162018 гг.;
- отчеты о финансовых результатах за 2016-2019 гг.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит разработки рекомендаций по совершенствованию сбытовой политики предприятия.
Структура. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованных источников.
Цель дипломной работы - проанализировать организацию и управление сбытом продукции предприятия и разработать мероприятия по их совершенствованию.
Для достижения цели было решено несколько задач:
- теоретические основы организации и управления сбытом готовой продукции на предприятии;
- анализ организации и управление сбытом готовой продукции в ЗАО «Мензелинский хлебозавод»;
- разработка мероприятий по внедрению новой продукции в ЗАО «Мензелинский хлебозавод». Данные задачи решены успешно.
В существующих рыночных условиях наблюдается жесткая конкуренция, а потому система управления сбытом приобретает особое значение. Основная задача данной системы заключается в обеспечении завоевания, а также сохранения доли рынка.
Очевидно, что сбыт продукции в существующих условиях должен рассматриваться под иным углом, а именно через призму рыночного спроса и предложения.
Чтобы отечественным производителям выживать в конкурентной борьбе, необходимо производить такие товары, которые интересы конечным потребителям.
Сбыт представляет собой комплекс процедур продвижения готовой продукции на рынок, а также организацию расчетов за нее. Основной целью сбыта является реализация продукции для извлечения соответствующей прибыли, т.е. он заключается в коммерческом интересе компании, предоставляющей товары на рынок.
Несмотря на то, что сбыт является конечной стадией хозяйственной деятельности компании, в существующих условиях рынка данная стадия является крайне важной, даже одной из основных.
В ходе выполнения работы были изучены теоретические аспекты функций сбытовой политики на предприятии, выявлено, что сбытовая политика организаций в основном направлена на то, чтобы удовлетворить потребности потребителей, посредством оптимального использования сбытового потенциала предприятия. Что касается основной цели сбытовой политики, то она заключается в обеспечении доступности производимых товаров и услуг для конечного потребителя.
Роль маркетинга, ровно как и роль маркетинговых коммуникаций, в нашей стране и по всему миру возрастает ежегодно. Сегодня также наблюдается высокий уровень конкуренции практически во всех сферах. Чтобы компании быть успешной и осуществлять эффективную деятельность мало иметь лишь качественный продукт и предлагать своим клиентам качественный сервис.
Для того, чтобы увеличивать объемы продаж, получать лояльных клиентов и обходить своих конкурентов, необходимо донести до потребителей выгоду от приобретения именно ваших продуктов.
Посредством маркетинговых коммуникаций появляется возможность передавать сообщения между компанией и потребителями, основной целью такого взаимодействия является увеличение интереса к товарам и услугам компании, а также повышение лояльности потребителей. Опыт деятельности крупнейших компаний, как в России, так и за рубежом показал, что эффективные коммуникации с потребителями на сегодняшний день являются факторами успеха любой компании.
Стимулирование сбыта является одним из инструментов коммуникационного воздействия, и практика такова, что данный инструмент также становится все популярнее.
Стимулирование сбыта заключается в использовании различных, чаще всего, краткосрочных средств побуждения, которые призваны увеличивать и ускорять продажи тех или иных товаров компаниям (для перепродажи) или конечным потребителям.
Основной целью деятельности ЗАО «Мензелинский хлебозавод» является получение прибыли, в соответствии с этой целью предприятие осуществляет свою деятельность по направлению:
- выработка и реализация хлебобулочных и кондитерских изделий.
Численность ЗАО «Мензелинский хлебозавод» составляет 36 человек.
Организационная структура представляет собой линейнофункциональную структуру.
В процессе работы дана оценка финансового состояния предприятия ЗАО «Мензелинский хлебозавод». Она проводилась на базе финансовой отчетности предприятия за три года 2016,2017,2018 гг.
Значительных изменений показателей рентабельности не наблюдается.
В информационном обеспечении ЗАО «Мензелинский хлебозавод» ведущую роль должна играть рекламная политика, проводимая руководством предприятия.
Осведомленность покупателей должна достигаться широкой рекламной компанией, проведенной во всех средствах массовой информации.
В целях повышения эффективности деятельности и повышения сбыта на предприятие было разработано мероприятие по расширению ассортимента продукции ЗАО «Мензелинский хлебозавод». Данное мероприятие представляет собой проект создания высокотехнологичного производства, предлагающего потребителям макаронные изделия. Для эффективного функционирования производства необходимы закупка оборудования, привлечение высококвалифицированного персонала, привлечение финансовых средств, формирование целостной структуры производства. Инвестиции в данный проект составляют 1 232 086 рублей. Проект по открытию нового направления в деятельности ЗАО «Мензелинский хлебозавод» можно охарактеризовать как эффективное мероприятие, так как интегральные показатели экономической эффективности проекта на 3 года равны:
- чистый доход -2 638 879 рублей;
- чистый дисконтированный доход -1 567 819 рублей;
- индекс доходности дисконтированный - 2,27 руб./руб.;
- срок окупаемости - 1,13 лет;
- срок окупаемости с учетом дисконтирования - 1,34 лет.
1. Балабанова Л.В., Аудит в системе сбыта, 2016г.
2. Сбытовая политика предприятия как основа его деятельности А.Н.Жевняк, 2016
3. Баркан, Д. И. Управление продажами : учеб. пособие / Д. И. Баркан. - СПб. : Издат. дом С.-Петербург. гос. ун-та, 2007. - 903 с.
4. С. А. Рыбченко, Т. В. Евстигнеева Методы стимулирования сбыта Ульяновск: УлГТУ, 2007
5. Промышленная логистика [Текст] : учебное пособие / А. М. Афонин, Ю. Н. Царегородцев, А. М. Петрова. - Москва : ФОРУМ, 2016. - 303 с. - (Профессиональное образование). - Библиогр.: с. 295-297. - Понятийный аппарат: с. 290-294. - Рек. УМЦ. - В пер. - ISBN 978-5-91134-283-8.
6. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]: учебник / Л. Басовский. Москва: ИНФРА-М, 2016. 240 с. (Высшее образование: Бакалавриат). В пер. ISBN 978-5-16-006960-9.
7. Басовский Л. Е. Экономическая оценка инвестиций [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. Москва: ИНФРА-М, 2015. 241 с.
8. Волгин В. В. Склад: логистика, управление, анализ [Электронный ресурс]. 11-е изд. перераб. и доп. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 2013. 724 с. ISBN 978-5-394-01944-9. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book= 430618
9. Логистика [Текст] : учебник для вузов / А. М. Гаджинский. - 17-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К', 2009. - 484 с
10. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., А.Н. Стерлигова Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок - М:, Эксмо:2011. - 939 с. [Электронный ресурс]. URL: (www.bibliorossica.com)
11. Ковалев В.В. Анализ финансового состояния предприятия М.: центр экономики и маркетинга ,2017
12. Иванов, Д. А. Управление цепями поставок / Д. А. Иванов. - Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2010. - 659 с. [Электронный ресурс]. URL: (www.bibliorossica.com)
13. Курганов В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: учебно-практическое пособие: для студентов высших учебных заведений. Москва: Книжный мир. 2013.512 с.
14. Левкин Г.Г. Логистика: теория и практика/ Левкин Г.Г. - Саратов: Вузовское образование, 2013. - 220 с. [Электронный ресурс]. URL: (www.bibliorossica.com)
15. Экономический анализ: Учебник / Г.В. Савицкая. 14-e изд.,
перераб. и доп. М.: НИЦ ИНФРА-М. 2014. 649 с.: 60x90 1/16. (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006502-1. Режим доступа: http://znamum.com/catalog.php?item=bookrnfo&book= 415486
16. Хабаров В.И. Основы логистики: учебное пособие/ Хабаров В.И.
- М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.- 368 c.
17. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В., Ефимова О.В.
Бухгалтерская отчетность: составление и анализ. -М.: Бухгалтерский учет,2017. 80с
18. Основы производственного менеджмента / Подред. П. П. Табурчака. СПб,2014,260с.
19. Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом; - М.: Экономика 2015. - 272 c.
20. Захарова Ю. А. Методы стимулирования сбыта; - М.: Дашков и Ко 2016. - 120 c.
21. Прайснер Андреас Сбалансированная система показателей в маркетинге и сбыте; - М.: Гребенников 2015. - 308 c.
22. Хорн Хельмут , Люлльманн Корд Все о меде. Производство. Получение. Экологическая чистота. Сбыт; - М.: АСТ, Астрель, ВКТ 2013. - 320 с.
23. Анализ рынка макаронных изделий. [Электронный ресурс] URL:https://koloro.ru/blo g/issledovaniya/analiz-rynka-makaronnykh-izdeliy-v- rossiivybor-potrebiteley-2016-2017.html
24. Виды макаронных изделий. [Электронный ресурс] URL: http://macaronomania.ru/vidy-makaronnyx-izdelij/
25. Оборудование для производства макаронных изделий. [Электронный ресурс] URL:https://besteq.ru/catalog/4569/Linii-dlya- proizvodstva-dlinnorezanihmakaron-spagetti.
26. Официальный сайт ЗАО «Мензелинский хлебозавод» https://www.rusprofile.ru/id/3155004 [Электронный ресурс].
27. Производство макаронных изделий. [Электронный ресурс] URL:https://znaytovar.ru/new888.html
28. Технология производства макаронных изделий. [Электронный
ресурс] URL:http://www.prod-expo.ru/ru/articles-of-prodexpo/tehnologii-
proizvodstvamakaronnyh-izdeliy/
29. Федеральная служба государственной статистики // статистический сборник «Промышленность в России», 2016. [Электронный ресурс] URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b16 48/Main.htm
30. Федеральная служба государственной статистики // статистический справочник «Республика Татарстан», 2016. [Электронный ресурс] URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b16 48/Main.htm